МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
|
МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Энгельс
2022 г
Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Протокол № 10 от «21» июня 2022 г.
Председатель _________________ Е.Н. Ниянченко
Рекомендовано методическим советом к применению в учебном процессе
Протокол № ___ от «___» ___________20___ г.
Председатель _________________/____________________
Автор: Ниянченко Екатерина Николаевна – преподаватель высшей квалификационной категории
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания для студентов заочной формы обучения по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников разработаны на основе рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен
знать:
- основы организации обучения дошкольников;
- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
- приемы работы с одаренными детьми;
- способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;
- требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
- требования к составлению психолого- педагогической характеристики ребенка;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
- виды документации, требования к ее оформлению;
- особенности и методику речевого развития детей;
- развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Теория и методика экологического образования дошкольников Козина Е.Ф ЮРАЙТ 2019 г.
Дополнительные источники:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. – М., 2016
2. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – М., 2015.
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – М., 2016.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2016.
5. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. – М., 2017
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2016.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2016.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М., 2016.
9. Гогоберидзе А., Солнцева О. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. - СПб., 2016.
10. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольника. – СПб., 2016.
11. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга. -СПб., 2015.
12. Давыдов В.В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания// Дошкольное воспитание. -2016. - №5.
13. Закон Российской Федерации "Об образовании"- М., 2016.
14. Арушанова А.Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А. Истоки диалога: 3-5 лет: Книга для воспитателей (под ред. Арушановой А.Г.). – М., 2016.
15. В. П. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М., 2016.
16. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия в ДОУ (компакт-диск) выпуск 1,2,3 – Волгоград, 2016.
17. Горькова Л.Г.,Обухова Л.А Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников младших групп- М., 2016
18. Доронова Т.Н. Право на образование. // Дошкольное воспитание. 2016. № 10
19. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. 2015. № 3
20. Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Соломенникова О.А., Губанова Н.Ф. Программы дополнительного профессионального образования для специалистов дошкольных учреждений. – М., 2016.
21. Крулехт М.В. Инновационные программы дошкольного образования //Дошкольное воспитание.2016 № 5
22. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.--М., 2016.
23. Нищева Н. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М., 2016.
24. Нищева Н. На прогулку, детский сад! Оборудования прогулочных площадок и организация совместной деятельности с детьми на прогулке. – М., 2016.
25. Обновление содержания дошкольного образования. Сб. тр. Челябинск, 2016.
26. Парамонова Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление//Дошкольное воспитание. 2016. № 3
27. Педагогическая диагностика компеентностей дошкольников / под ред. О.В. Дыбиной – М., 2016.
28. Развивающие занятия с детьми 2 - 3 лет /под ред. Л.А. Парамоновой – М., 2016.
29. Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет /под ред. Л.А. Парамоновой – М., 2016.
30. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет /под ред. Л.А. Парамоновой – М., 2016.
31. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ (СанПин 2.4.1.2660-10). С комментариями специалистов. – М., 2016 г.
32. Специальная дошкольная педагогика / под ред Е.А.Стребелевой. – М., 2016.
33. Терентьева Н. Все, что надо знать перед школой. – М., 2016.
34. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2016.
35. Микляева Н.В., Родионова Ю.Н.Теория и методика развития речи у детей 2016 ОИЦ «Академия»
Интернет-ресурсы (ИР):
ИР-1 Бесплатные библиотеки по разным педагогическим проблемам
http://allbest/libraries.hlin
ИР-2 Электронная Государственная научно – педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского
http://www.qnpbu.ru
ИР-3 Электронная библиотека образовательного портала Аудиториум
http://auditorium.ru
ИР-4 Русский Гуманитарный Интернет Университет
http://www.iu..ru/default.asp
ИР-5 Журнал "Воспитатель ДОУ"
http://doshkolnik.ru
ИР-6 Газета «Дошкольное образование»
http://best-ru.net/cache/9988/
ИР-7 сайт Детский сад.
http://detsad-kitty.ru/
ИР-8 Сайт "Воспитатель"
http://vospitatel.com.ua/
ИР-9 Детский сад. Ру.
http://www.detskiysad.ru
1. Зашифрованные загадки и занимательные головоломки http://rebus1.com/.
2. Задачи на логику и головоломки https://logo-rai.ru/.
Сайт для работников дошкольного образования
1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/ispolzovanie-eor-v-protsesse-obucheniya-orfografii-na-urokakh-russko
2. http://vio.uchim.info/Vio_94/cd_site/articles/art_3_7.htm
3. http://www.ciur.ru/izh/s13_izh/Lists/eor/AllItems.aspx
4. http://www.openclass.ru/node/233636
5. http://eor-np.ru/taxonomy/term/56
6. http://eor-np.ru/node/91
7. http://nsportal.ru/
8. http://do.gendocs.ru/
9. http://www.openclass.ru/
346
3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из трех вопросов:
1. Раскрытие общих вопросов теории и методики организации игровой деятельности.
2. Раскрытие теоретического вопроса по методике игровой деятельности. Приложение разработки одного развернутого поурочного плана в соответствии с тематикой вопроса.
3. Внимание акцентируется на анализе и оценке использованных методов и приемов игровой деятельности, поведения детей в процессе выполнения задания. В каждой контрольной обязательно должно быть приложение, которое включает конспекты занятий (технологические карты), детские работы, таблицы с данными обследования детей.
При выполнении контрольной работы необходимо:
1) Изучить соответствующую литературу по избранной теме, программу по организации игровой деятельности в ДОУ, пояснительную записку к ней, а также альтернативные программы и пособия.
2) В процессе работы над первым заданием раскрыть значение этого вопроса в формировании умений и навыков у детей дошкольного возраста, методику его изложения детям.
3) При составлении развернутого поурочного плана указать:
· ФИО;
· образовательные области;
· тема занятия;
· возрастная группа;
· цель занятия;
· задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные);
· дополнительные задачи;
· словарная работа;
· планируемый результат;
· подготовительная работа;
· материалы и оборудование.
Вариант контрольной работы определяется по сумме двух последних цифр шифра (номера зачетной книжки) студента.
Требования к оформлению:
Оформляется контрольная работа в соответствии с требованиями.
Первый лист – титульный.
Второй лист - оглавление с указанием страниц.
Заканчивается контрольная работа списком использованной литературы.
Все листы нумеруются, начиная со второго листа.
План оформления контрольной работы
1. На титульном листе укажите дисциплину, тему, свою фамилию, имя, отчество, специальность.
2. Объем работы – 15-30 страниц.
3. Шрифт - Times New Roman - 14. Интервал 1,5. Поля: верхнее, нижнее, правое- 1см; левое-2см.
4. Контрольную работу следует выполнять строго по своему варианту.
5. Ответы на вопросы должны быть развёрнутыми, чёткими по изложению.
6. Ответы давать в той последовательности, в какой дают вопросы.
7. Конспекты занятий необходимо предоставить в технологической карте, с раздаточным материалом.
Темы для написания контрольной работы
№ варианта |
Вопрос |
Содержание |
01 |
1 |
Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания |
2 |
Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада. |
|
3 |
Практическое задание – составить план зеленой зоны ДОУ с указанием видов растений. |
|
02 |
1 |
Совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. |
2 |
Организация и методика проведения дежурств в уголке природы с детьми разных возрастных групп. |
|
3 |
Практическое задание – создание макета комнаты природы в ДОУ. |
|
03 |
1 |
Содержание наблюдения. Его значение для экологического развития детей |
2 |
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. |
|
3 |
Практическое задание – разработать два цикла наблюдений за березой на участке ДОУ и за воробьями. |
|
04 |
1 |
Игровая деятельность как метод экологического воспитания детей |
2 |
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. |
|
3 |
Практическое задание – разработать методику проведения игры «Путешествие в осенний лес» для детей старшей возрастной группы ДОУ. |
|
05 |
1 |
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании дошкольников. |
2 |
Связь игровой деятельности и экологического воспитания детей. |
|
3 |
Практическое задание – разработать методику проведения игры «Экскурсия в зоопарк» для детей старшей возрастной группы ДОУ. |
|
06 |
1 |
Формы экологического воспитания дошкольников |
2 |
Различные типы экологических занятий и их значение для экологического воспитания дошкольников. |
|
3 |
Практическое задание – составить технологическую карту занятия с детьми старшей возрастной группы на тему: «Домашние животные» |
|
07 |
1 |
Экологические занятия и комплексные мероприятия |
2 |
Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни. |
|
3 |
Практическое задание – разработать цикл наблюдений за зайцем в средней группе дошкольного возраста. |
|
08 |
1 |
Цикл наблюдений за растениями и животными уголка природы и участка в ДОУ. |
2 |
Организация экологических мероприятий у дошкольников в повседневной жизни. |
|
3 |
Практическое задание – разработать цикл наблюдений за дубом в средней группе дошкольников. |
|
09 |
1 |
Разные типы занятий и их роль в экологическом воспитании дошкольников |
2 |
Комплексные педагогические мероприятия в экологическом воспитании дошкольников. |
|
3 |
Практическое задание – разработать методику проведения комплексного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в осень». |
|
10 |
1 |
Особенности использования технологий экологического воспитания в ДОУ. |
2 |
Особенности системы воспитания дошкольников младшего возраста. |
|
3 |
Практическое задание – разработать сценарий праздника для дошкольников младшей возрастной группы на тему: «Здравствуй осень золотая». |
|
11 |
1 |
Экологическое воспитание детей в разновозрастной группе. |
2 |
Экологическое воспитание детей в подготовительной к школе группе. |
|
3 |
Практическое задание – разработать сценарий праздника для дошкольников младшей возрастной группы на тему: «Здравствуй зимушка – зима». |
|
12 |
1 |
Значение моделирующей деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой. |
2 |
Календари наблюдений за сезонными явлениями природы в ДОУ. |
|
3 |
Практическое задание – составить технологическую карту занятия по моделированию с детьми старшей возрастной группы. |
|
13 |
1 |
Роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей |
2 |
Значение наглядных пособий в изучении особенностей животного мира в ДОУ. |
|
3 |
Практическое задание – составить графическую модель «календаря ширмы» по состоянию природы в осенний период. |
|
14 |
1 |
Создание практических моделей в ДОУ. |
2 |
Значение графических моделей роста и развития растений и животных. |
|
3 |
Практическое задание – составить графическую модель «календаря ширмы» по состоянию природы в зимний период. |
|
15 |
1 |
Особенности знаний детей о животных. |
2 |
Экологический подход в упорядочивании представлений о многообразии животных. |
|
3 |
Практическое задание – составить методику проведения занятия по теме: «Хищные и нехищные животные» для старших дошкольников. |
|
16 |
1 |
Формирование обобщенных представлений у детей о многообразии животных и растений. |
2 |
Формирование у дошкольников представлений о сообществах живых организмов (экосистемах). |
|
3 |
Практическое задание – составить методику проведения занятия по теме: «Дикие и домашние животные» для старших дошкольников. |
|
17 |
1 |
Исследование как метод познания и метод обучения |
2 |
Формирование у дошкольников представлений о приспособленности животных к среде обитания. |
|
3 |
Практическое задание – составить анкету (вопросник) для выявления знаний детей о приспособленности животных к среде обитания (для старших дошкольников). |
|
18 |
1 |
Исследование сенсорных возможностей дошкольников замечать изменения предметов. |
2 |
Формирование у детей динамических представлений о росте и развитии живых существ. |
|
3 |
Практическое задание – составить анкету (вопросник) для выявления знаний детей о приспособленности животных к среде обитания (для детей подготовительной к школе группы). |
|
19 |
1 |
Экологический подход к пониманию многообразия в живой природе. |
2 |
Отличия живого организма от неживого объекта. |
|
3 |
Практическое задание – составить схему связи организма со средой обитания. |
|
20 |
1 |
Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. |
2 |
Значение их применения. |
|
3 |
Практическое занятие - составление перечня моделирующей деятельности детей с практическими рекомендациями. |
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ – экзамен
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.