федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Мичуринский государственный аграрный университет»
Центр-колледж прикладных квалификаций
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине
ОУД.11 География
программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Углубленная подготовка
Преподаватель: Филиппова Татьяна Ивановна
Рассмотрен на заседании ЦМК технических специальностей
Протокол № 1 от «31» августа 2020 г.
Председатель ЦМК________/ В.В.Кусова/
Мичуринск, 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Перечень практических занятий:
Практическое занятие №1. Обозначение на контурной карте основных географических объектов……………………………………………………….5
Практическое занятие №2. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»…………………………………………..7
Практическое занятие №3. Анализ процессов воспроизводства населения двух регионов…………………………………………………………………..…9
Практическое занятие №4. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов………………………………………11
Практическая работа №5. Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства……………………………………………….13
Практическое занятие №6. Характеристика специализации основных с/х районов Китая, экономических связей Японии……………………………16
Практическое занятие №7. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов мира (по выбору студента)……………18
Практическое занятие №8. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда…………… 19
Практическое занятие №9. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества……………………………………………..20
Приложение ……………………………………………………………………..22
Введение
Экономическая и социальная география мира – общественная географическая наука. Для закрепления обучающими теоретических знаний и приобретения необходимых умений и навыков программой учебной дисциплины предусмотрено проведение практических занятий. Практическая работа обучающихся на уроках географии - один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков.
Основываясь на дидактические принципы развития личностно-ориентированного обучения, представленный курс практических занятий подразумевает не только передачу обучающимся определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации.
Методические рекомендации практических занятий способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности, тем самым решая задачу формирования общих компетенций.
Данные методические рекомендации позволяют обучающимся оптимально организовать самостоятельную работу по выполнению заданий. К каждому практическому занятию даны контрольные вопросы для проверки приобретенных навыков. В конце рекомендаций приведены справочные материалы, литература.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся преподаватель обращает внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы в группе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Самостоятельность ответа.
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка качества выполнения практических занятий по географии
Отметка "5"
Практическое занятие выполнено в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических занятий теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическое занятие выполнено обучающимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные преподавателем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическое занятие выполнено и оформлено обучающимися с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающимися. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающихся.
Практическое занятие № 1
Тема: Обозначение на контурной карте основных географических объектов.
Цель занятия: научится распознавать по к\к страны, острова, архипелаги.
Источник информации: Атлас «Экономическая и социальная география мира», контурная карта.
Ход занятия:
1. Используя карту атласа: «Политическая карта мира», «визитную карточку» учебника, нанесите на контурную карту:
а) семь государств мира, выделяющихся по размерам территории.
б) десять государств мира, выделяющихся по численности населения
2. Обозначьте столицы выделенных государств.
3. Используя карту атласа: «Политическая карта мира», нанесите на контурную карту крупные острова.
4. Используя карту атласа: «Политическая карта мира» выпишите в тетрадь
Вариант 1 –о-ва Тихого океана
Вариант 2 –о-ва Атлантического океана
Вариант 3 –о-ва Индийского океана
Курильские о-ва, о. Тайвань, Южные Оркнейские о-ва, Маршалловы о-ва, Шетландские о-ва, Коморские о-ва, Баффинова земля, о. Элсмир, Южные Сандвичевы о-ва, Самоа, Нормандские о-ва, Мадагаскар, Галапагос, Гебридские о-ва, о. Клиппертон, о. Святой Елены, Филиппинские о-ва, Сейшельские о-ва, о. Шпицберген, о-ва Альдабра, Земля Франца Иосифа, о. Калимантан, Фолкленские о-ва, о. Новая гвинея, о-ва Тристан-да-Кунья, о-ва Фаркуар, Маскаренские о-ва, о. Колгуев, Маркизские о-ва, о-ва Каргадос-Корахос, о. Пасхи, арх. Чагос, о. Вознесения, о-ва Кабо-Верде, Канарские о-ва, о. Сала-и-Гомес, о. Сокорта, Андаманские о-ва.Новая Земля, о. Вайгач, Каролинские о-ва, о. Сулавеси, Оркнейские о-ва, о-ва Чатем, о. Мадейра, Бермудские о-ва, Малые Антильские о-ва, Гавайские о-ва, Большие Антильские о-ва, Ямайка, Северная Земля, Новосибирские о-ва, о. Петра Первого, о-ва Палау, Зондские о-ва, Ямайка, Гуам, о-ва Феникс, о. Ньюфаундленд, о. Шри-Ланка, о-ва Мидуэй, о-ва Королевы Шарлотты, о. Гуадалупе, Западные Фризские о-ва, Южные Спорады, Кокосовые о-ва, о. Врангеля, о. Банкс, о-ва Кука, о-ва Фиджи, Наветренные о-ва, о-ва Принс-Эдуард, о. Виктория, о.Девон, о-ва Тонга, о.Лорд-Хау, о. Раротонга, о-ва Королевы Елизаветы, о-ва Кергелен, о-ва Новая Зеландия, о. Новая Каледония, Подветренные о-ва, Аландские о-ва, о-ва Макдональда, Азорские о-ва, о. Лусон, Центральные Спорады, о. Ян Майен.
Контрольные вопросы.
1. Что такое социальная и экономическая география мира?
2. Назовите методы изучения социальной и экономической географии мира.
3. Что такое остров, полуостров, архипелаг?
Практическое занятие № 2
Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
Цель занятия: закрепить знания о государственном строе стран мира: формах правления и административно-территориального устройства; научиться составлять систематизирующие таблицы, систематизация полученных знаний на контурной карте.
Оборудование: учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», атлас, контурные карты, политическая карта мира.
Ход занятия.
Задание 1. Пользуясь политической картой мира в атласе, «визитной карточкой» стран на форзаце учебника составьте таблицу ”Государственный строй отдельных стран мира по регионам мира”.
Государственный строй |
Страны |
|||||
СНГ |
Зарубежная Европа |
Зарубежная Азия |
Африка |
Америка |
||
Унитарные государства |
Республика |
|
|
|
|
|
Конституционная монархия |
|
|
|
|
|
|
Абсолютная монархия |
|
|
|
|
|
|
Теократическая монархия |
|
|
|
|
|
|
Федеративные государства |
Республика |
|
|
|
|
|
Конституционная монархия |
|
|
|
|
|
|
Абсолютная монархия |
|
|
|
|
|
|
Теократическая монархия |
|
|
|
|
|
Сделайте вывод: какие страны в мире преобладают по форме правления и административно- территориальному устройству по регионам мира.
Задание № 2. Обозначьте на контурной карте островные, полуостровные и внутриконтинентальные страны и их столицы.
Используя атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте обозначьте границы и подпишите названия, стран, дополнительно заштриховав красным цветом островные, зелёным - полуостровные и жёлтым - внутриконтинентальные страны и подпишите их столицы.
Сделайте вывод: назовите регионы, в которых преобладают страны различные по географическому положению.
Задание № 3. Обозначьте на контурной карте страны различных социально-экономических типов.
Используя текст учебника, дополнительную литературу и атлас (стр. 2 - 3), на контурной карте синим цветом обозначьте страны ”Большой семёрки”, зелёным - ключевые развивающиеся страны, чёрным - нефтедобывающие, жёлтым - новые индустриальные страны. Подпишите их названия и их столицы.
Сделайте вывод: о размещении этих типов государств по регионам мира.
Контрольные вопросы.
4. В чем выражается многоликость современного мира?
5. Дать определения терминам: суверенное государство, республика, монархия, федеративное государство и унитарное государство.
6. Дать определение ВВП.
7. Используя свои знания по истории, объясните, почему стран с монархической формой правления больше всего в Европе и Азии, а в С.Америке их вообще нет.
Практическое занятие № 3.
Тема: «Анализ процессов воспроизводства населения двух регионов».
Цель занятия: закрепить знания о численности и воспроизводстве населения.
Оборудование: политическая карта мира, атлас, учебник, справочник по экономической географии.
Ход занятия.
Задание 1. Проанализируйте рисунок 10 учебника. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2005г. на сколько миллионов человек оно возросло в 19 и 20 вв?
Задание 2. Рассмотрите рисунок 13 и охарактеризуйте распространение 1 и 2-го типов воспроизводства населения. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, сравните их и объясните различия.
Задание 3. Объясните процессы воспроизводства населения в странах мира. Работаем по микрогруппам: 1.Россия и Китай; 2.Италия и Корея; 3.Швеция и Малайзия; 4. США и Вьетнам.
1. Указать экономико- географическое положение страны.
2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.
3. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводства.
Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.
Задание 4. Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения стран мира. Работаем по микрогруппам (1.США и Индонезия; 2. Китай и Нигерия).
1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, пот атласу определить среднюю плотность населения.
2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран, используя данные таблицы.
3. Объяснить причины различия занятости населения.
Занятость населения в (%)
№ п/п |
Страна |
Аграрный сектор |
Добыв. пром. |
Обраб. пром. |
Строительство |
Торговля |
Сфера услуг |
1 |
США |
8 |
4 |
5 |
17 |
19 |
47 |
2 |
Индонезия |
54 |
3 |
2 |
5 |
11 |
25 |
3 |
Китай |
7 |
12 |
56 |
6 |
11 |
8 |
4 |
Нигерия |
42 |
4 |
6 |
3 |
26 |
19 |
Сделать общий вывод.
Контрольные вопросы.
1. Каковые основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства?
2. Какие причины влияют на размещение и плотность населения?
3. Дать определение понятий «воспроизводство населения», «урбанизация», «демографический взрыв», «этнос», «утечка умов»?
Практическое занятие № 4
Тема: Оценка обеспеченности разных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Цель занятия: научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов; уметь составлять диаграммы; работать с картами, со статистическими материалами, составлять конспекты,
закрепить понятие «ресурсообеспечснность».
Оборудование: транспортир, цветные карандаши и ручки, ластик, линейка, учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», атлас, политическая карта мира.
Ход занятия.
Задание 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах.
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах),
З – запасы,
Д – добыча;
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна |
Запасы ( млрд. тонн ) |
Добыча ( млн. тонн ) |
Ресурсообеспеченность ( в годах ) |
||||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
|
Весь мир |
139,7 |
1725 |
394 |
3541 |
4700 |
906 |
|
|
|
Россия |
6,7 |
200 |
71,0 |
304 |
281 |
107 |
|
|
|
Германия |
0,2 |
111 |
2,9 |
12 |
249 |
0 |
|
|
|
Китай |
3,9 |
272 |
40,0 |
160 |
1341 |
170 |
|
|
|
Саудовская Аравия |
35,5 |
0 |
0 |
404 |
0 |
0 |
|
|
|
Индия |
0,6 |
29 |
19,3 |
36 |
282 |
60 |
|
|
|
США |
3,0 |
445 |
25,4 |
402 |
937 |
58 |
|
|
|
Канада |
0,7 |
50 |
25,3 |
126 |
73 |
42 |
|
|
|
Бразилия |
0,7 |
12 |
49,3 |
61 |
29 |
162 |
|
|
|
ЮАР |
0 |
130 |
9,4 |
0 |
206 |
33 |
|
|
|
Австралия |
0,2 |
90 |
23,4 |
29 |
243 |
112 |
|
|
|
Вывод: Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Задание 2. Построение круговой диаграммы «Структура земельного фонда мира».
Постройте круговую диаграмму «Структура земельного фонда мира», используя следующие статистические данные:
Структура |
Размер, |
Размер, |
земельного фонда |
млн га |
% |
Обрабатываемые земли (пашня, сады, плантации) |
1400 |
11 |
Луга и пастбища |
3200 |
23,5 |
Леса и кустарники |
4100 |
30,5 |
Земли населенных пунктов, промышленности и транспорта |
450 |
3,5 |
Малопродуктивные и непродуктивные земли (болота, пустыни, ледники и др.) |
4250 |
31,5 |
Итого |
13400 |
100 |
Раскрасьте каждый сегмент круговой диаграммы в определенный цвет. Добавьте название и проценты для каждого сегмента. Если вы рисуете диаграмму карандашом, перед раскрашиванием диаграммы обведите ее контуры ручкой или фломастером.
Названия и цифры в каждом сегменте должны быть записаны по горизонтали и по центру (на одинаковом расстоянии от края для каждого сегмента).
Сделайте вывод об обеспеченности планеты земельными ресурсами.
Задание 3. Загрязнение и охрана окружающей среды.
Используя данные учебника подготовьте информацию по темам «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение литосферы», «Загрязнение гидросферы», «Загрязнение вод Мирового океана», по следующему плану:
- источники загрязнения;
- последствия загрязнения;
- пути решения проблемы.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение понятию «ресурсообеспеченность».
2. Почему о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов?
3. В чем заключается рациональное использование исчерпаемых природных ресурсов?
Практическое занятие №5.
Тема занятия: Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
Цель занятия: Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства. Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья.
Оборудование: карты атласа «Мировое хозяйство»; картосхемы, графики и рисунки учебника; инструкционные карты; контурные карты; цветные ручки.
Ход занятия:
Задание 1. География промышленности
Используя текст учебника, атлас, карты-схемы, статистические таблицы № 4,5,6, рисунки учебника 24,25,26,27,28,29 самостоятельно выполните задания, отвечая на вопросы.
1. Выделите “10” стран мира по добыче нефти, природного газа, угля.
2. Определите главные международные грузопотоки нефти и нефтепродуктов; природного газа; угля.
3. Выделите восемь “великих горнодобывающих держав”. Найдите эти страны на политической карте мира.
4. Выделите девять стран мира по добыче железной руды и главные международные грузопотоки железной руды.
5. Выделите десять ведущих стран мира по выплавке стали.
Задание 2. География сельского хозяйства и рыболовства.
Используя текст учебника, карты-схемы, таблицу № 7, рисунки № 32,33,34, 35 заполните схему.
1. Растениеводство. (Cхема. Приложение )
2. Рыболовство
А) Укажите десять рыболовецких держав мира.
Б) Что такое “аквакультура”, “марикультура”.
Задание 3. Транспорт
Используя текст учебника, карту в атласе, заполните таблицы:
Сухопутный транспорт |
||
автомобильный |
железнодорожный |
трубопроводный |
Протяженность |
||
|
|
|
Примеры по странам |
||
|
|
|
Плюсы |
||
Минусы |
||
Водный транспорт |
||||
морской |
Внутренний водный |
|||
Главные страны по размерам морского торгового флота |
Мировые порты |
Международные морские каналы и морские проливы |
Судоходные реки, имеющие большую пропускную способность |
Ведущие страны по грузообороту внутренних водных путей мира |
|
|
|
|
|
Воздушный (авиационный) транспорт |
Регионы, которые выделяются в мире по размерам авиаперевозок |
|
Контрольные вопросы.
1. Что такое мировой сырьевой кризис.
2. Почему в последние два – три десятилетия в США, Западной Европе и Японии развитие цветной и черной металлургии замедлилось, а в развивающихся странах эта отрасль стала быстро расти.
3. Что такое нетрадиционный источник сырья? Какие страны используют данный вид энергии?
4. В чем заключается значение «зеленой революции»?
5. Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит морскому транспорту?
6. Каково воздействие промышленности на окружающую среду?
7. Как вы думаете, почему в Японии не получил развития трубопроводный транспорт?
Приложение к практическому занятию № 5
1. Растениеводство
продовольственные культуры непродовольственные культуры
1. Зерновые культуры 1. Волокнистые культуры
ведущие страны по производству: а) главные страны - производители:
пшеницы – риса – кукурузы хлопка - волокна
Страны – экспортеры: б) главные районы производства:
Пшеницы – риса хлопка-волокна – льны - каучука
Страны – импортеры: в) главные международные грузопотоки:
Пшеницы – риса Хлопка-волокна - каучука:
Очаги происхождения:
Твердой пшеницы – мягкой пшеницы – риса
2. Масличные культуры
Страны, занимающие 1 место в мире по сбору:
Сои, арахиса, оливок.
3. Клубнеплодные культуры
Ведущие страны по сбору картофеля. Родина картофеля.
4. Сахароносные культуры
Страны – главные производители
Сахарного тростника сахарной свеклы
5. Тонизирующие культуры
а) ведущие страны по сбору,
б) Родина чая, кофе, какао.
Практическое занятие № 6
Тема: «Характеристика специализации основных с/х районов Китая, экономических связей Японии».
Цель занятия: закрепить и обобщить знания по странам зарубежной Азии.
Оборудование: политическая карта мира, атлас, учебник.
Ход занятия.
Задание 1. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Азии на форзаце учебника дайте характеристику их государственного строя. Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько абсолютных монархий, сколько в зарубежной Азии.
Задание 2. Используя текст учебника и карты атласа, на контурной карте Зарубежной Азии нанесите границы ее главных экономических районов: Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, подпишите названия соседних с Азией стран и регионов, моря и океаны, омывающие ее берега. Обозначьте разными цветами страны Зарубежной Азии, расположенные на островах, и страны, не имеющие выхода к морю. Покажите штриховкой страны Азии с монархической формой правления.
Задание 3. Используя карты атласа на с.2, 30-35 выпишите страны входящие в субрегионы: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и Восточная Азия.
Задание 4. Используя текст учебника, рисунок 65 и карты атласа на с.30 и 32, дайте сравнительную характеристику трех экономических зон Китая в развитии с/х и промышленности.
Задание 5. С помощью текста учебника и рисунка 69 дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Используя рисунки темы 5, охарактеризуйте главные импортные грузопотоки топлива и сырья в Японию.
Контрольные вопросы.
1. Дать определение следующим понятиям: азиатский тип города, мегалополис, «технополис», «полюс роста».
2. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» получил наиболее яркое выражение в Японии? Почему именно Япония стала пионером в строительстве супертанкеров, углевозов, рудовозов, автомобилевозов?
3 Почему в Южной и Юго-Восточной Азии плотность населения наиболее велика в долинах и дельтах рек?
4.Перечислите наиболее известные традиции Японии.
5.Почему животноводство стало главной отраслью хозяйства Монголии?
6.Укажите, какие из перечисленных стран относятся к «новым индустриальным странам»: КНДР, Камбоджа, Республика Корея, Сингапур, Ирак?
Литература. В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» с.235-249
Образец выполнения работы
Субрегионы Азии:
·Южная Азия (Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка)
·Юго-Восточная Азия (Бруней, Восточный Тимор, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины)
·Восточная Азия (Китай, КНДР, Южная Корея, Монголия, Япония, Тайвань)
·Юго-Западная Азия (Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Сауд. Аравия, Сирия, Турция, Кипр, Палестина)
Специализация сельскохозяйственных районов Китая
Сравниваемые черты |
Восточная зона |
Центральная зона |
Западная зона |
1.природные условия, влияющие на развитие с/х |
Влажный муссонный климат |
муссонный климат |
Сухой континентальный климат |
1. Отрасли с/х |
Преобладает растениеводство |
Преобладает растениеводство |
Преобладает экстенсивное животноводство |
3.Особенности развития растениеводства |
Выращиваются чай, рис, сахарный тростник, фруктовые деревья |
Выращиваются пшеница, кукуруза, гаолян |
Очаговое развитие растениеводства, в отдельных очагах выращивается ячмень, просо |
4.Особенности развития животноводства |
Распространено птицеводство, на рисовых полях –чеках выращивается карп |
Распространено свиноводство |
Преобладает мясное скотоводство, овцеводство, разведение коней |
5. Промышленность |
|
|
|
Практическое занятие № 7
Тема: Составление комплексной географической характеристики стран разных типов мира (по выбору студента).
Цель занятия: углубить и расширить знания о экономико-географических особенностях стран мира.
Оборудование: политическая карта мира, справочные материалы, атлас.
Алгоритм написания доклада.
1. Общая характеристика страны: площадь, форма правления, эгп, история.
2. Природные условия и ресурсы.
3. Население: воспроизводство, национальный состав, религия, миграции, урбанизация.
4. Хозяйство: промышленность, сельское хозяйство, транспорт.
5. Национальные и культурные традиции.
6. Международные отношения.
Примерная тематика докладов и презентаций
1. Германия,
2. Франции.
3. Великобритания.
4. Италия.
5. Канада.
6. Испания.
7. Португалия.
8. Болгария.
9. Иран.
10. Ирак.
11. Вьетнам.
12. Куба
13. Мексика.
14. Бразилия.
15. Индонезия.
16. Египет.
17. Судан.
18. Заир.
19. Алжир.
20. Турция
21. США
22. Китай
23. Япония
24. Индия
25. Микрогосударства
Практическое занятие №8.
Тема: Определение роли России, ее регионов в международном географическом разделении труда.
Цель занятие: Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами. Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами.
Оборудование: политическая карта мира, справочные материалы, атлас.
контурные карты; цветные ручки.
Ход занятия:
Задание №1. На основе полученных знаний определите, участником каких ведущих международных интеграционных группировок мира является Россия.
Задание №2. На контурной карте отметьте государства, граничащие с Россией.
Задание №3. Составите карту (картосхему) внешнеторговых связей России.
Задание №4. Используя табличные данные, обозначите на контурной карте страны, которые являются торговыми партнерами России в качестве экспортеров или импортеров какой-либо продукции. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье. Сделайте вывод о структуре российского экспорта и импорта
Задание №5. Используя данные СМИ изобразите схематически «Экспорт и импорт России»
Контрольные вопросы.
1. Каковы особенности географического положения России?
2. Как изменялось геополитическое и геоэкономическое положение России в 2000- 2020 гг?
3. Каково участие России в международном разделении труда и международной торговле?
4. Каковы особенности территориальной структуры экспортно-ориентированных отраслей России?
Практическое занятие № 9
Тема: Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Цель занятия: Разработать проект решения одной из глобальных проблем. Учиться объяснять причины возникновения глобальных проблем, определять пути их решения. Учиться решать поставленные вопросы по теме занятия в процессе коллективного обсуждения, широко привлекать материалы средств массовой информации, дополнительную литературу.
Оборудование: политическая карта мира, справочные материалы, атлас.
Ход занятия.
Обучающие работают микрогруппами по 4-5 человек. Разрабатывают проект решения одной из глобальных проблем: экологическая, продовольственная, энергетическая, демографическая, мировое освоение космоса.
1.Изучите выбранную проблему в процессе коллективной работы. Каждая проблема рассматривается по плану:
Сущность проблемы.
Причины возникновения.
Пути решения.
2.По каждому вопросу плана подберите убедительные факты, аргументируйте положения, определите свою позицию.
3.Разработайте свой проект решения изучаемой проблемы.
4.Определите план и объем материала для выступления от группы (на 10—15 мин).
5.Составьте диаграммы, схемы, оригинальные карты, которые помогут раскрыть вам ряд вопросов и сделают ваше выступление более интересным.
6.Познакомьте с результатами изучения выбранной проблемы остальных студентов.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение понятиям: экологический кризис, глобальный прогноз, устойчивое развитие.
2. Почему решение глобальных проблем зависит не только от государства, но и от действия всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и Вас лично?
Приложение
Методические рекомендации для написания рефератов
Очень часто во время учебного процесса приходится писать рефераты по изучаемой дисциплине. Практика показала, что приблизительно половина всех обучающихся не знают, как правильно написать и оформить реферат.
Написание реферата требует от обучающего определенных общеобразовательных навыков и умений.
Реферат – это только первая ступенька в научно-исследовательской работе. Умение правильно его выполнить станет полезным при написании курсовой и дипломной работ в будущем.
Что такое реферат
Реферат (от лат.еfеrо – «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа обучающего, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Для начала нужно определиться с темой реферата. Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому студенту. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Название реферата, поданного преподавателю, может не совпадать с названием из предлагаемого списка, но должно соответствовать тематике и временным рамкам изучаемой дисциплины, а так же предварительно согласовано с преподавателем. Для написания реферата необходимо подобрать соответствующий материал, провести несколько лабораторных опытов, составить таблицы и подобрать иллюстрации. Все рассуждения и факты, которые содержит реферат, должны сопровождаться подробным описанием и примерами.
Преподаватель должен ознакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферататакже входит в компетенцию преподавателя.
Требования к выполнению реферата
Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования, а потому к нему предъявляются требования, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами, в частности ГОСТом 7.1 - 84. «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления», «Правилами составления библиографического описания».
При оформлении реферата необходимо соблюдать правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения.
Работа (эссе или реферат) считается списанной, если в ней присутствуют цитаты длинной в одно предложение без кавычек или пересказ чужих мыслей без указания ссылки на источник в тексте.
Оформить реферат можно двумя способами – печатным (текст, распечатанный на листах) и компьютерным (презентация). Немаловажным моментом является и защита выполненной работы. Ваш текст должен быть продуманным, понятным для слушателей. Не старайтесь просто прочитать текст, лучше объясните своими словами.
Работа открывается титульным листом, где указывается полное название ведомства, колледжа, специальность, дисциплина, тема реферата, фамилии автора и преподавателя, место и год написания. На следующей странице, которая не нумеруется, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.
Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта (обычно опытный студент укладывается в 10-12 страниц). При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.). Поля границы: левое - 2 см., правое - 2 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1-1,5 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе MicrosoftWord, рекомендуется использовать шрифты: TimesNewRoman или Arial, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 1-1,5 интервала).
Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху или внизу в середине листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.
Этапы работы над рефератом
1) Формулирование темы (тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10-и).
2) Составление библиографии.
3) Обработка и систематизация информации.
4) Разработка плана реферата.
5) Написание реферата.
6) Публичное выступление с результатами исследования.
Структура и правила оформления реферата
Структура
Введение
Введение – своеобразная презентация работы. Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы. Здесь дается краткая характеристика исследуемой темы, обосновывается ее актуальность и личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая ценность ее содержания. В разделе указываются конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью.
Основная часть
В данном разделе должна быть раскрыта тема реферата. Здесь необходимо полностью изложить накопленный и проанализированный материал, суть проблемы, точки зрения других исследователей и собственное мнение по данной проблеме. Каждая часть данного раздела должна описывать определенную задачу и приводить к соответствующим выводам.
Заключение
В данном разделе подводятся итоги всей работы, делаются выводы, содержащие четкие и проанализированные ответы на поставленные цели. Здесь же указываются итоговые выводы и обобщения по всей теме, отмечается то новое, что получено в результате проделанной работы. Заключение по объему не должно превышать введение.
Список литературы
Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники, которые все приводятся в данном разделе. В списке литературы обязательно указывать источник, из которого была взята статья.
Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если использовались отдельные страницы из книги, то указываются именно они. Иностранные источники (материалы, изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.
Методические рекомендации для написания докладов
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является
научный, академический стиль.
Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала,
наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль
определяет следующие нормы: а) предложения могут быть длинными и сложными; б)
часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины; в)
употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”; г)
авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны
отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”; д) в тексте могут
встречаться штампы и общие слова.
Этапы работы над докладом
1) Подбор и изучение основных источников по теме (рекомендуется использовать не менее 3 – 4-х источников).
2) Составление библиографии.
3) Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
4) Разработка плана доклада.
5) Написание.
6) Публичное выступление с результатами исследования.
Общая структура доклада
Требования к оформлению доклада
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.