Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
Методические указания
по выполнению практических работы
к учебной дисциплине
ВОП.13 автомобильные перевозки
Для специальности среднего профессионального образования
23.02.03Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Тугулым
Введение
Рост значимости автомобильного транспорта в народном хозяйстве Республики Беларусь, а также проводимое техническое перевооружение автомобильного транспорта требует дальнейшего усовершенствования организации транспортного процесса на базе системного подхода, применения экономико-математических методов планирования и вычислительной техники.
Практические навыки по решению задач совершенствования перевозочного процесса и безопасности движения приобретаются при выполнении студентами практических и самостоятельных работ.
На практических занятиях рассматриваются вопросы формирования перевозок, экономической оценки выбора подвижного состава, составления рациональных маршрутов, расчета показателей работы автотранспорта, а также исследования состояния дорожного движения.
Цель практических занятий:
1) обобщение, углубление и закрепление знаний, полученных при изучении курса «Грузовые и пассажирские автомобильные перевозки»;
2) решение задач, связанных с организацией грузовых и пассажирских перевозок, дорожными условиями и безопасностью движения.
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
Задачи
1 Комплексная бригада в составе 10 автомобилей-самосвалов КамАЗ-5511 осуществляет перевозку щебня на строительство автомобильной дороги. Условия перевозок: средняя /ег = 9 км; УТ = 36 км/ч; tnp = 7 мин; Тм = 12 ч. За сколько дней бригада перевезет 166400 т щебня?
2 Рассчитать Q и Р в прямом и обратном направлениях, найти /ср. Построить эпюры грузопотоков. Расстояние между пунктами А и Б равно 10 км, а между Б и В - 15 км. Объем перевозок из пунктов отправления в пункты назначения приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Объем перевозок грузов
|
|
3 Определить Q и Р десяти автопоездов в составе автомобилей - тягачей КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 общей грузоподъемностью 16 т за месяц (30 дней). Условия перевозок: Тм = 12 ч; средняя /ег = 60 км; УТ = 50 км/ч; t^ = 1,5 ч; уст = уд = 0,8; в = 0,83; ав = 0,75. На сколько процентов увеличится Q и Р автомобилей при сокращении t^ до 1,2 ч и повышении ав до 0,85?
4 Дневная производительность автомобиля МАЗ-5335 при перевозке железобетонных изделий Р = 1024 ткм; q = 8 т; УТ = 40 км/ч; уст = уд = 1; t^ = 48 мин; /ег = 42 км; /н = 20 км за день. Определить Тн и Q.
5 Годовой объем руды из карьера на обогатительную фабрику Q = 6570000 т. Определить потребное количество автомобилей-самосвалов БелАЗ-549, если:
а) q = 75 т; уст = 1; /ег = 5 км; УТ = 20 км/ч; в = 0,5; t^ = 15 мин; Тн = 15 ч; /н = 20 км за день; ав = 0,8;
б) УТ = 24 км/ч; t^ = 12 мин; ав = 0,85; q = 75 т; уст = 1; /ег = 5 км; в = 0,5; Тн = 15 ч; /н = 20 км за день.
6
Автобаза заключила договор на перевозку 400 т груза на расстояние 65
км. Груз перевозится в одном направлении. Определить Тн десяти
автомобилей МАЗ-5335 с прицепом общей грузоподъемностью q = 16 т, если УТ = 44 км/ч; t^
= 0,5 ч; уст = 0,9. Общий нулевой пробег автомобилей
за время перевозок /н = 420 км.
7 Построить график зависимости Q4 и Рч автомобиля:
а) от изменения в в пределах от 0,5 до 0,9, если q = 14 т; Уст = Уд = 0,8; 4г = 60 км; Ут = 45 км/ч; Ц = 1,2 ч;
б) от изменения /ег в пределах от 20 до 60 км при в = 0,5.
8 Определить количество автомобилей КамАЗ-53212, необходимых для перевозки 1180 т груза на расстояние 20 км в течение 10 ч. Груз перевозится в одном направлении; tnp = 0,6 ч; Ут = 40 км/ч; уст = 1. Суммарный нулевой пробег всех автомобилей за время перевозок составил 440 км.
9 Определить количество автомобилей МАЗ-5432, необходимых для освоения грузопотока 1705 т/сут. Перевозка по маятниковому маршруту в одном направлении; Ут = 50 км/ч; уст = 1; /ег = 50 км; ^р = 1 ч; ав = 0,8; суммарный нулевой пробег всех автомобилей / =150 км. Время в наряде - 16 ч в сутки.
10 Десять автомобилей МАЗ-53352 с прицепом общей грузоподъемностью q = 16 т работают в течение недели (Драб = 5 дн.) на перевозке 1580 т груза на расстояние 50 км. Определить уст автомобилей, если Ут = 50 км/ч; ^р = 1 ч; Тсм = 8 ч. Суммарный нулевой пробег всех автомобилей за время перевозок равен 250 км.
Вопросы для самопроверки
1 Что такое объем перевозок, грузооборот, грузопотоки?
2 Что такое партия груза, массовые и мелкопартионные перевозки?
3 Принципы классификации грузов.
4 Что называется структурой грузооборота?
5 Как определяется коэффициент неравномерности объема перевозок и грузооборота?
6 Как определяется коэффициент неравномерности грузопотоков?
7 Как строится эпюра грузопотоков?
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
|
|
Участок |
Уст |
Ц , мин |
АБ |
1 |
30 |
ВГ |
0,8 |
45 |
ДЕ |
0,9 |
30 |
Таблица 2.1 - Исходные данные |
2
Маятниковый развозочный маршрут (рисунок 2.2) обслуживается автопоездами в
составе КамАЗ-5410 с полуприцепом грузоподъемностью
14 т. В течение 16 ч автопоездами выполнена на маршруте транспортная работа Р = 10350 ткм. Средняя эксплуатационная скорость на маршруте -
15 км/ч. Сколько автопоездов работает на маршруте?
Рисунок 2.2 - Схема маятникового развозочного маршрута |
3 На
кольцевом маршруте 15 автомобилей МАЗ-5335 (q = 8
т) за день перевезли 900 т груза. Условия перевозок: уст = 0,75;
средняя /ег = 14 км; в = 0,7; /н = 30 км за день для
каждого автомобиля. Определить общий пробег автомобиля за день.
4
На маятниковом маршруте пять автомобилей МАЗ-5549 выполнили транспортную
работу Р = 5400 ткм. Условия перевозок: Уд = 0,75; /ег = 15 км; в =
0,75; /н = 20 км за день для каждого автомобиля. Определить общий
пробег автомобиля за день.
5 На кольцевом маршруте работал автопоезд (рисунок 2.3) общей грузоподъемностью 16 т. За день работы он совершил один оборот и выполнил грузооборот Р = 2640 ткм. Определить, с каким динамическим коэффициентом использования грузоподъемности работал автопоезд на маршруте.
6 Автомобили-тягачи МАЗ-5335 с прицепом общей грузоподъемно
стью 16 т доставляют кислород в пакетах на поддонах. В прямом направлении перевозится 16 пакетов с наполненными баллонами, а в обратном - с порожними. Масса пакета с восемью наполненными баллонами - 0,8 т, с порожними - 0,7 т; = 220320 т. Определить потребное количество ав
топоездов для выполнения Qro^ приняв 255 рабочих дней в году, если длина ездки равна 50 км, УТ = 50 км/ч; tnp за оборот - 2 ч; Тм = 16 ч; ав = 0,9.
7 На кольцевом маршруте 11 автомобилей КамАЗ-5320 (q = 8 т) за день перевезли 680 т груза. Условия перевозок: уст = 0,75; средняя /ег = 14 км; в = 0,7; /н = 20 км за день для каждого автомобиля. Определить общий пробег автомобиля за день.
8 Внедрение рациональных маршрутов при перевозке различных грузов на автомобилях МАЗ-5335 (q = 8 т) способствовало повышению в с 0,5 до 0,72. Определить процент прироста Р за 1 ч работы автомобиля, если /ег = 14 км; Ут = 50 км/ч; t^ = 0,5 ч; уст = Уд = 0,75.
9
Работая на кольцевом маршруте, 10 автомобилей МАЗ-5335 в течение
Тм = 8
ч выполнили транспортную работу Р = 12975 ткм. Определить среднее значение в,
если средняя /ег = 25 км; у = 1; Ут
= 40 км/ч; W = 0,4 ч.
10 С целью повышения производительности автомобилей маятниковый маршрут заменен на кольцевой, в связи с чем увеличился в с 0,5 до 0,8. Определить процент прироста Р в течение Тм = 8 ч, если q = 10 т; /ег = 50 км; VT = 50 км/ч; tnp = 50 мин; уст = 0,75.
Вопросы для самопроверки
1 Как производится сравнение автомобилей по производительности в зависимости от коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости, времени погрузочно-разгрузочных работ, длины ездки с грузом?
2 Всегда ли целесообразно применение самосвалов при перевозке сыпучих и навалочных грузов?
3 В каких условиях эксплуатации применение автопоездов нецелесообразно?
4 Какие существуют методы выбора рациональной грузоподъемности автопоездов?
5 Из каких элементов складывается себестоимость автомобильных перевозок?
3 Перевозка грузов в контейнерах и на поддонах
Организации автомобильного транспорта заключают с клиентурой договор на перевозку грузов, в котором определены права и обязанности сторон. Необходимо знать методику планирования, порядок заключения договоров, права и обязанности сторон, понять преимущества централизованных перевозок перед децентрализованными. Следует разобраться в междугородных и международных перевозках, а также усвоить характер транспортно-экспедиционных операций при перевозках как в прямом, так и в смешанном сообщении, изучить характер транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых населению, проанализировать преимущества перевозок грузов в контейнерах и на поддонах.
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Решение типовой задачи
Годовой объем перевозок в контейнере массой брутто qR = 1,25 т составляет Q^ = 40000 т; время оборота контейнера Доб.к
= 2
сут; количество контейнеров Хк = 340; рабочих дней в году Др
= 250 дней. Определить ук.
Qroa • Доб.к = 40000 • 2
Др • qк • Хк 250 1,25 • 340
Задачи
1 Какое количество автомобилей МАЗ-5335 (q = 8 т) необходимо для обеспечения бесперебойного вывоза контейнеров УУК-3 в количестве 250 шт., если 1;об автомобиля на маршруте - 4 ч; уст = 0,8; Добк = 20 ч. Рассчитать J и R автомобилей на погрузочно-разгрузочном пункте.
2 Груз перевозится в контейнерах УУК-3 массой брутто 3 т; /ег = 30 км; Уэ = 20 км/ч; в = 0,5; суточный объем перевозок контейнеров - 150 шт.; перевозку осуществляют на 25 автомобилях грузоподъемностью 6 т (q = 6 т) при полном использовании грузоподъемности. Рассчитать Доб.к.
3 Qi-од в контейнерах массой брутто 1,25 т составляет 50000 т; Доб.к = 3 сут; Хк = 430; Др = 350 дней. Определить ук.
4 Перевозку груза пакетным способом осуществляют 24 автомобиля МАЗ-5335. Коэффициент использования грузоподъемности уст = 1,0. Время одного оборота автомобиля - 2 ч. Масса укладки пакета с поддоном - 1000 кг. Время укладки пакета - 15 мин. Время на снятие груза с поддона - 15 мин. Определить необходимое количество поддонов.
5 Перевозку автомобильных покрышек осуществляют в универсальных контейнерах УУК-5 массой брутто 5 т; Q^t = 260 т автомобильных покрышек; Доб.к = 3 дня; техническая норма загрузки контейнера при перевозке покрышек размером 260*508 равна 1950 кг. Найти Хк.
6 Определить количество специализированных ящиков-поддонов, необходимых для перевозки крепежных изделий (болтов, гаек, шайб) и организации бесперебойной работы автомобилей и погрузочных механизмов в пунктах погрузки и выгрузки, если известно, что используются автомобили грузоподъемностью q = 4 т; tn = tF = 6 мин для одного поддона. Объем Q^t = 400 т; VT = 30 км/ч; /ег = 18 км; Тм = 10 ч; в = 0,5; уст = 1,0. На автомобиль устанавливают два поддона массой брутто qn = 2 т.
7 Определить потребное число автопоездов в составе тягача МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-93801, q = 13,5 т и контейнеров УУК-5 массой брутто 5 т для вывоза грузов с контейнерной площадки на обменные пункты, если известно, что в кузове размещается три контейнера: Доб.к = 36 ч; уст = уд = 0,75; 1п = tp = 7 мин для одного контейнера; /ег = 20 км; Vt = 40 км/ч; Тм = 12 ч; в = 0,5; Qсут = 625 т.
8
Определить потребное количество автопоездов, работающих на междугородном
маршруте протяженностью 189 км на перевозке контей-
неров УУК-5 массой брутто 5 т. Автопоезд (МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-93801) q = 13,5 т за ездку перевозит три контейнера. Условия перевозки: Vt = 42 км/ч; tn = tF = 7 мин для одного контейнера; ук = уст = 0,75; Тм = 10,4 ч; в = 1; Q^ = 201 т. Определить необходимое количество контейнеров для освоения грузопотока, если Доб.к = 2 сут.
9 Рассчитать потребное число автомобилей-тягачей и полуприцепов для обслуживания линии, если на ней работает тягач МАЗ-5432 с полуприцепом МАЗ-8397 грузоподъемностью q = 20 т; уст = 0,85; Q^ = 340 т в прямом и обратном направлениях. Число оборотов Z0 автомобилей-тягачей в течение рабочего дня по участкам (рисунок 3.1) следующее: АБ - 2; БВ - 4; ВГ - 4; ГД - 1. Время оборота полуприцепа Доб.п = 2 сут.
Рисунок 3. 1 - Схема участкового маршрута |
10 Какое количество автомобилей-тягачей КамАЗ-5320 с прицепом общей грузоподъемностью 16 т необходимо для обеспечения бесперебойного вывоза контейнеров УУК-5 в количестве 300 шт., если to6 автомобиля на маршруте составляет 5 ч; Доб.к = 20 ч. Рассчитать интервал движения автомобилей.
Вопросы для самопроверки
1 Как планируется работа организаций автомобильного транспорта (ОАТ)?
2 Каково содержание договора на перевозку грузов?
3 Каковы особенности международных перевозок?
4 Каковы основные обязанности ОАТ и грузовладельцев по договору на перевозки?
5 Сущность централизованных перевозок и их отличие от децентрализованных.
6 Какую ответственность несут грузоотправители и ОАТ за невыполнение плана перевозок?
7
Как определить необходимое количество автопоездов (контейнеров) для
осуществления регулярных автоперевозок?
4 Организация и планирование погрузочно-разгрузочных работ
При автоперевозках большую роль играет организация погрузочноразгрузочных работ. Погрузочные и разгрузочные работы могут выполняться погрузочными механизмами непрерывного действия, периодического действия и вручную. Для выполнения этих работ разработаны нормативы простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями. Это позволяет правильно спланировать работу подвижного состава.
Основная формула для решения задач (см. приложение А)
q = Р • U
где р - плотность, т/м3 ;
и - объем, м3.
Решение типовой задачи
Объем земляных работ на участке за 20 дней составляет Q = 174960 т. Выемку грунта выполняют экскаваторами с емкостью ковша VK = 1 м3. Плотность грунта р = 2 т/м . Определить потребное количество экскаваторов, если Тн = 15 ч в сутки; время погрузки одного ковша t4 = 30 с; коэффициент наполнения ковша и коэффициент использования рабочего времени экскаватора равны пнап = Пи = 0,9.
Часовая производительность экскаваторов
Qчас = 1 •60 •Vk •р •Пнап = 1.60 • 1 • 2 • 0,9 • 2 = 216 т/ч.
![]() |
|||
![]() |
|||
Задачи
1
Автомобиль-самосвал КамАЗ-55102 (q = 7 т) в течение Тм = 14 ч перевозил уголь из
топливного склада в котельную. Уголь на складе погружался погрузчиком: /ег
= 7 км; VT = 30
км/ч; в = 0,5. Согласно путевым листам за день выполнено 17 ездок. По
нормативам время погрузочноразгрузочных работ tn = tF =
7 мин. Рассчитать сверхнормативный простой под погрузкой и разгрузкой
автомобиля.
2 Автомобиль КамАЗ-5410 с полуприцепом перевозит контейнер с контейнерной станции в промтоварный магазин в течение Тм = 12 ч; /ег = 14 км; Vt = 40 км/ч. Погрузку трех контейнеров УУК-5 на станции осуществляют козловым краном; tn = tF = 7 мин для одного контейнера; разгрузку выполняют в магазине вручную без снятия контейнеров с автомобиля. Норма времени на выгрузку без снятия с автомобиля tFF = 31 мин. Определить количество контейнеров, перевозимых автопоездом за день.
3 Перевозку песка из карьера осуществляют автомобили-самосвалы МАЗ-5549; время работ в карьере Тм = 14 ч; автомобили поступают под погрузку по графику равномерно: у = 1. Рассчитать суточную производительность карьера и количество погруженных автомобилей. Норма времени = 5 мин.
4 Перевозку угольной породы в отвал осуществляют автомобили- самосвалы КамАЗ-5511 (q = 10 т); /ег = 12 км; Vt = 40 км/ч; уст = 1; в = 0,5; погрузка породы производится бункером; поступление автомобилей под погрузку с интервалом 3 мин. Вычислить необходимое количество автомобилей-самосвалов для вывоза породы, если t^ = 6 мин.
5 Автомобили МАЗ-5335 (q = 8 т) перевозят грузы в мешках. Погрузка осуществляется механизированным, а разгрузка - ручным способом: Vt = 36 км/ч; /ег = 19,5 км; уст = 1; в = 0,5; Тм = 12 ч; поступление автомобилей под погрузку с интервалом 6 мин. Вычислить потребное количество автомобилей для перевозки груза, если tn = 19 мин; tF = 36 мин, и суточную производительность всех автомобилей.
6 Погрузка картофеля в сетках массой 40 кг на автомобиле осуществляется с помощью ленточного конвейера; Уд = 1,2 м/с; расстояние между двумя сетками картофеля на ленте а = 2 м; коэффициент использования рабочего времени пи = 0,75. Рассчитать ^ автомобиля МАЗ-5335 при уст = 1.
7 Зерноуборочные комбайны обслуживают автомобили-самосвалы грузоподъемностью Q = 6 т; производительность разгрузочного механизма комбайна - 30 т/ч. Сколько ездок сделает автомобиль, если Тм = 13 ч; /ег = 15 км; Vt = 30 км/ч; уст = 1; в = 0,5; с учетом взвешивания ^ = 10 мин ?
8 Выемку грунта выполняют экскаватором с емкостью ковша 1 м3. Плотность грунта - 2 т/м3. Определить потребное количество экскаваторов, если Тн = 15 ч в сутки; t4 = 30 с; коэффициент наполнения ковша и коэффициент использования рабочего времени экскаватора равны 0,9; ^^сут = 11664 т.
9
Автомобиль-цистерна с прицепом-цистерной общим эксплуатационным объемом
цистерн, равным 12100 л, перевозит топливо с нефтебазы на заправочные станции.
Определить суточную производительность авто-
поезда при Тм = 12 ч; VT = 40 км/ч; в = 0,5; /ег = 30 км; норма времени на залив или слив топлива самотеком равна 1 мин/т.
10 Автомобиль КамАЗ-5410 с полуприцепом перевозит контейнеры с железнодорожной станции на склад и со склада на станцию. Погрузку и разгрузку пяти трехтонных контейнеров осуществляют кранами. Норма времени tn = tp = 7 мин для одного контейнера. Определить количество контейнеров, перевезенных автомобилем за день при Тм = 12 ч; Vi- = 40 км/ч; в = 1,0; /ег = 24 км.
Вопросы для самопроверки
1 Как определить производительность погрузочного механизма периодического действия?
2 Как определить производительность погрузочно-разгрузочного механизма непрерывного действия?
3 Как определяется коэффициент использования рабочего времени механизма?
4 Чем отличается техническая и эксплуатационная производительности погрузочно-разгрузочных механизмов?
5 Как определить время погрузки автомобиля механизмами непрерывного действия?
5 Нормирование расхода топлива
Нормирование расхода топлива - это установление допустимой величины расхода топлива для конкретной модели дорожного транспортного средства в определенных условиях эксплуатации. Нормы расхода топлива устанавливаются Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 г. № 141.
Норма расхода топлива включает линейную норму расхода, дополнительный расход топлива, норму расхода на выполнение транспортной работы и норму расхода топлива на ездку с грузом самосвала (выполнение операций разгрузки одного кузова).
Линейная норма расхода топлива q.^ - объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах.
Дополнительный расход топлива в процентах - объем топлива, потребляемый двигателем сверх установленной нормы при определенных условиях эксплуатации.
Норма расхода топлива на выполнение транспортной работы
- объ-
ем
топлива, потребляемый сверх линейной нормы расхода топлива двигателем
автомобиля на выполнение 100 ткм транспортной работы Р.
Норма расхода топлива на ездку с грузом - объем топлива, потребляемый двигателем самосвала или самосвального автопоезда для выполнения операции разгрузки одного кузова (1 л за ездку).
Основные формулы для решения задач (см. приложение А):
- для бортовых грузовых автомобилей нормирование топлива на маршрут
р±_
100 ,
где qjj - линейный (нормативный) расход топлива, л/100 км;
Ьм - длина маршрута, км;
k - расход топлива на выполнение 100 ткм транспортной работы; принимается для автомобилей с дизельным двигателем кд = 1,3 л/100 ткм; для автомобилей с бензиновым двигателем кб = 2,0 л/100 ткм;
Рф - фактически выполненная транспортная работа, ткм.
При работе автомобиля с прицепом транспортная работа Рф увеличивается на Рп = q^ п L, где q^ п - вес прицепа с грузом;
- для автомобилей-самосвалов с прицепом нормирование топлива на маршрут
q баз ' L М + k (q соб + 0,5 ' q пр )L М 100 100
где q6a:3 - базовая норма расхода топлива самосвалом (принимается при работе автомобиля с нагрузкой у = 0,5; в = 0,5); q^o - масса прицепа, т; qnp - грузоподъемность прицепа;
С - расход топлива на одну разгрузку кузова; зависит от грузоподъемности:
- до 10 т включ. С < 0,25 л;
- от 10 до 20 т включ. С < 0,5 л;
- св. 20 т С < 1,0 л.
При работе автомобиля-самосвала с коэффициентом использования пробега р > 0,5 нормирование расхода топлива аналогично нормированию для бортовых автомобилей, только учитывается расход топлива на разгрузку.
В зависимости от условий эксплуатации норма расхода топлива может быть увеличена или уменьшена.
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
5
Автомобиль
МАЗ-53371-037 (q = 8,5 т)
работает на кольцевом маршруте в течение 8 ч; /ег =
142,5 км; уст = 1; р = 0,75; Уэ = 24 км/ч. Определить
транспортную работу Р и расход топлива Qm за оборот.
6 Автомобиль МАЗ-53371-037 с прицепом МАЗ-8926-02 (q = 8,24 т) работает на маятниковым маршруте в течение Тм = 10 ч; /ег = 20 км; у ст = 1; Р = 0,5; Ут = 50 км/ч; tnp = 1,2 ч. Определить количество перевезенного груза Q и расход топлива Qm.
7 Автопоезд в составе МАЗ-54329 с полуприцепом МАЗ-938020 ^общ = 18,8 т) работает на междугородных перевозках: /м = 180 км; у ст = 1; Р = 1; Ут = 60 км/ч. Определить расход топлива Qm за один оборот автомобиля.
8 Автомобиль КамАЗ-5511 перевозит сыпучий груз. Условия перевозок: средняя /ег = 25 км; р = 0,5; Ут = 50 км/ч; t^ = 12 мин; Тм = 8 ч. Определить транспортную работу Р и расход топлива Qm за смену.
9 Автомобиль КамАЗ-5320 за смену выполнил один оборот на маршруте. Определить транспортную работу Р и расход топлива Qm, если средняя /ег = 180 км; р = 1; Y ст = 1.
10 Автомобиль-самосвал МАЗ-5516-021 (q = 20 т) работает на строительстве автодороги. Определить транспортную работу Р и расход топлива Qm за смену, если /ег = 20 км; р = 0,5; Ут = 40 км/ч; ^р = 24 мин; у ст = 1; Тм = 8 ч.
Вопросы для самопроверки
1 Чем отличается нормирование расхода топлива для автомобиля- самосвала от нормирования для бортовых грузовых автомобилей?
2 Как учитывается расход топлива при работе автомобиля в составе автопоезда?
3
Как влияют условия эксплуатации автомобиля на расход топлива?
6 Дорожные условия и безопасность движения
Быстрые темпы автомобилизации республики требуют обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения. Одним из путей решения транспортной проблемы является совершенствование дорожных условий, средств и методов светофорного регулирования, что позволит повысить безопасность движения и пропускную способность в местах пересечений транспортных потоков. Для этого необходимо проводить исследования состояния дорожного движения, выявления опасных и «узких» мест, обоснования целесообразности введения светофорного регулирования и рациональных режимов и схем организации дорожного движения. Основные формулы для решения задач (см. приложение А):
V -1000n N = - ;
L а — а
V = >/ 127R • (0,3ф ± i),
где R - радиус поворота дороги, м;
ф - коэффициент сцепления шины с дорогой;
2х
i - поперечный уклон проезжей части дороги, %о, i = ;
в • п
«+», «-» - для внутренней или внешней полосы движения относительно центра поворота соответственно.
Решение типовой задачи
Определить скорость движения потока автомобилей на дороге для обеспечения пропуска 6500 авт./ч в двух направлениях, если La = 10 м, a = 40 м, n = 2 в одном направлении.
Скорость движения потока автомобилей
N(L — а) = 6500 •(10 — 40) = 81,25 км/ч 1000n 1000•2•2
Задачи
1 Определить радиус поворота на участке дороги I категории, который обеспечивает безопасное движение со скоростью 150 км/ч при коэффициенте сцепления ф = 0,6. Стрела выпуклости дороги х = 0,3 м; ширина полосы в = 3,75 м; количество полос n = 4.
2
Определить радиус поворота по внешней полосе движения на участке дороги
II категории, который
обеспечивает безопасное движение со
скоростью V = 120 км/ч, если ф = 0,45; х = 0,35 м; в = 3,75 м; n = 2.
3 Определить максимальную безопасную скорость автомобиля при движении по внутренней полосе на участке дороги II категории с радиусом поворота 391 м, если ф = 0,6; х = 0,4 м; в = 3,75 м; n = 2.
4 Определить максимальную безопасную скорость автомобиля, движущегося по внешней полосе участка дороги I категории с радиусом поворота Rk = 910 м, если ф = 0,75; х = 0,3 м; в = 3,75 м; n = 4.
5 Определить пропускную способность дороги II категории в двух направлениях при n = 2, если по ней движутся легковые автомобили длиной Ьа = 6 м; безопасное расстояние между ними а = 26 м; V = 60 км/ч.
6 Определить необходимое количество полос движения на дороге I категории для обеспечения пропуска 5500 авт./ч в двух направлениях, если Ьа = 12 м; а = 32 м; V = 60 км/ч.
7 Определить максимальную скорость, обеспечивающую безопасное движение автомобилей на участке дороги III категории с радиусом поворота Rk = 290 м, если ф = 0,5; стрела выпуклости х = 0,4 м; автомобиль движется по внутренней полосе.
8 Определить радиус поворота по внутренней полосе движения на участке дороги II категории, если ф = 0,5; стрела выпуклости х = 0,4 м; скорость движения автомобиля V = 90 км/ч.
9 Определить пропускную способность N дороги в одном направлении, если на ней имеются две полосы движения (n = 2); Ьа = 6 м; а = 30 м; V = 65 км/ч.
10 Определить количество полос движения дороги для пропуска 3400 авт./ч в одном направлении, если V = 60 км/ч; Ьа = 15 м; а = 35 м.
Вопросы для самопроверки
1 Что такое интенсивность движения?
2 Как определяется поперечный уклон дороги?
3 Что такое стрела выпуклости дороги?
4
Почему поперечный уклон дороги i имеет знак «+» при движении автомобиля по внутренней полосе относительно
центра поворота?
7
Пассажирские автомобильные перевозки
Задачи
1 На городском радиальном маршруте работают одиннадцать автобусов. Время движения автобуса за один рейс - 45 мин. Количество промежуточных остановок на маршруте - 14. Время простоя автобуса на каждой промежуточной остановке - 30 с, на конечной остановке - 3 мин. Определить интервал движения автобусов на маршруте.
2
В целях обслуживания пассажиров городской диаметральный маршрут сделали
кольцевым, в связи с чем его длина увеличилась с 7 до 16 км. Сколько автобусов
следует добавить на маршрут, чтобы сохранить
J = 8 мин, если VT = 20 км/ч; количество всех остановок увеличилось с nnpi = 20 до ппр2 = 26; время простоя на остановках tM = 0,5 мин; время простоя на конечной остановке 1ко = 5 мин.
3 Скоростной городской маршрут обслуживает семь автобусов, которые обеспечивают за день 140 рейсов: Тм = 14 ч. Определить интервал и частоту движения автобусов на маршруте.
4 На радиальном маршруте протяженностью 12 км работают восемь автобусов с Vi- = 24 км/ч. Количество остановок в рейсе ппр = 20; 1по = 18 с; 1 ко = 3 мин. Определить интервал, частоту движения автобусов на маршруте и V^
5 Через остановку кольцевого маршрута городского автобуса проходит восемь автобусов в 1 ч. Сколько автобусов работает на маршруте, если Ьм = 11 км; VT = 22 км/ч; ппр = 22; tM = 30 с; 1ко = 4 мин.
6 Пригородный маршрут протяженностью 40 км обслуживают восемь автобусов, которые движутся с J = 30 мин; ппр = 8; Ко = 6 мин. Определить VT, V и скорость сообщения.
7 Для улучшения обслуживания пассажиров на городском тангенциальном маршруте протяженностью 12 км к восьми имеющимся промежуточным остановкам добавили еще 10. Сколько автобусов надо добавить на маршрут, чтобы сохранить J = 6 мин, если 1по = 0,5 мин; Ко = 5 мин; VT = 20 км/ч?
8 Междугородный маршрут протяженностью 105 км обслуживают три автобуса. Их эксплуатационная скорость V., = 42 км/ч; q^ = 41 пассажир; уст = 0,78; псм = 2,8 за рейс; Тм = 15 ч. На маршруте действует участковый тариф 2500 р. за пассажирокилометр. Фактическая суточная выручка на маршруте составила 60 млн р. Найти процент выполнения дневной плановой выручки на маршруте.
9 Автомобиль-такси выехал из предприятия в 6 ч 00 мин: V = 42 км/ч; Ьобщ = 275 км; коэффициент платного пробега рпл = 0,84; средняя дальность поездки с пассажирами равна 11 км. Определить сумму выручки за день и время возвращения автомобиля-такси на предприятие, если время перерыва на отдых равно 45 мин.
10
Работая на линии, водитель легкового автомобиля сделал за день 28 поездок
с пассажирами: Ьобщ = 300 км; коэффициент платного пробега Рпл =
0,84. Определить сумму выручки за день и среднюю длину поездки автомобиля-такси
с пассажирами.
Вопросы для самопроверки
1 Как обосновывается и выбирается маршрут?
2 Из каких элементов состоит маршрут?
3 Какова взаимосвязь между временем оборота, интервалом и частотой движения автобусов?
4 Как классифицируются автобусные маршруты?
5 Как соотносятся скорости (эксплуатационная, техническая и сообщения)?
6 Как определяются коэффициенты сменности пассажиров и платного пробега?
7 Как определяется производительный пробег автобуса и такси?
8 Разработка графика работы автотранспортного средства на международном маршруте
Основная деятельность Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) направлена на обеспечение безопасности водителей, пассажиров и сохранности грузов при выполнении автомобильных перевозок.
В результате КВТ ЕЭК ООН разработал Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, выполняющих международные автоперевозки (ЕСТР).
Пример разработки графика работы приведен ниже (рисунок 8.1).
Исходные данные.
Время перевозок - июнь, транспортное средство общей массой 38 т, количество водителей - один, скорость движения Усред = 60 км/ч (согласно [8] рекомендуется принимать на автомагистралях 70 км/ч, на скоростных дорогах - 60 км/ч).
График движения (см. рисунок 8.1) представлен по мировой шкале времени, а в скобках дано местное время. На погрузку, разгрузку и пограничный переход примем время по 2 ч, техобслуживание - 1 ч. Так как по территории Республики Беларусь и Польши нет никаких ограничений движения во времени суток, то график движения подлежит только корректировке с учетом часового пояса. Время проставляем в масштабе.
Вывод.
Разработан график работы автомобиля с одним водителем на маршруте
Могилев-Белосток (туда и обратно). Днем отправления был вторник, а днем
прибытия - четверг. Водитель во время рейса управлял автомобилем по 9 ч 12 мин
в сутки. Два раза отдых составлял 11 ч в сутки. Режим работы и отдыха водителя
соответствовал Конвенции ЕСТР.
Могилев - Белосток
погран-
4 ч 30 мин 45 мин 3 ч 45 мин переход разгрузка
Вторник | |_______ | |________ |жпжп;1ИЖ;;п| 2ч 1 1 Ч
5(,() 0 930 Ню15 О 14(,() 16(,() 1657 1 857Н
(700) (II30) (1215) (1600) (1700) (1757) (1957)
Среда 1 ч 2 ч загрузка
----------------------------------------- •------------ •------------------------
h 557 657 857
(б57) (757) (957)
Белосток - Могилев
погран- прибытие
57 мин переход 4 ч 30 мин 45 мин 3 ч 45 мин в Могилев
Среда \ \__________________ | ; \___________________ | ; -------------- 11 1 ч______
857 0 954 И п54 © 1624 Н 1709 2 054 Н
(957) (1054) (1354) (1824) (1909) (22 54)
разгрузка
Четверг * *
754 IZI 9 54 ^
(954) (II54)
0 - движение автомобиля; ^ - погрузка, разгрузка, погранпереход; I-1 - отдых;
- техническое обслуживание автотранспортного средства
Рисунок 8.1 - График движения автомобиля на маршруте
Порядок выполнения работы
1 Выбрать маршрут движения.
2 Составить график движения автомобиля.
3 Скорректировать график движения с учетом ограничений во времени движения и местного времени.
4
Оформить отчет и защитить работу.
Содержание отчета
1 Изобразить график работы автомобиля на маршруте.
2 Описать график работы автотранспортного средства.
3 Сделать выводы по графику работы автомобиля на маршруте с учетом рекомендаций ЕСТР.
4 В каких случаях водитель может отступать от положений ЕСТР?
Контрольные вопросы
1 Из каких составляющих времени состоит график движения?
2 Нормы времени работы водителя на маршруте согласно ЕСТР.
3 Нормы времени отдыха водителя на маршруте по ЕСТР.
9 Организация международных автомобильных перевозок грузов по транзитной системе МДП
Для организации международных перевозок необходим таможенный документ - книжка МДП (CARNET TIR), которая выдается Международным союзом автомобильного транспорта (MCAT-IRU) Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП-BAIRC).
БАМАП выдает под страховую гарантию 50000 долл. США и 200000 долл. для перевозки особо ценных грузов. Эта страховая сумма обеспечивает гарантию оплаты таможенных исков и сборов.
9.1 Декларация-обязательство перевозчика
Декларация-обязательство подписывается каждым перевозчиком, использующим книжки МДП, и обязывает его:
1) по требованию гарантийного объединения (БАМАП) гарантировать или вносить залог или депозит в размере, определенном БАМАП;
2) соблюдать все положения Конвенции МДП, касающиеся правил применения книжки МДП;
3) вести учет, сохранять и своевременно возвращать использованные книжки в БАМАП;
4) не допускать использование выданных ему книжек другими перевозчиками;
5) нести ответственность за действия и ошибки при использовании книжек МДП;
6) соблюдать все таможенные формальности, предусмотренные при таможенном оформлении;
7)
правильно оформлять CARNET TIR при таможенных операциях
и при загрузке ТС;
8) требовать от таможенных органов объяснений по замечаниям, вносимым в книжку МДП;
9) уплачивать все суммы, требуемые таможенными органами, БАМАП, МСАТ или страховщиками.
9.2 Заполнение МДП (CARNET TIR)
Применяемая в настоящее время книжка МДП содержит 4, 6, 14 и 20 отрывных листов и корешков и печатается на французском языке, а лицевая сторона обложки - на французском и английском. Книжка имеет свой номер.
Заполнение лицевой стороны (страница 1 обложки).
Здесь приводится перевод на русский язык с французского и английского языков по пунктам.
1 Действительна для принятия грузов таможней места отправления до (включительно) 16.07.2013 г.
2 Выдача - Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков - BAIRC (наименование органа, выдающего документ).
3 Держатель - ПО «Могилевоблавтотранс», РБ 212030, г. Могилев, Гомельское шоссе, 1; тел.(0222) 31-23-90 (фамилия, адрес, страна).
4 Подпись представителя объединения, выдающего документ, и печать этого объединения.
5 Подпись секретаря международной организации (заполняется до использования держателем книжки).
6 Страна отправления - Belarus.
7 Страна назначения - Schweiz.
8 Регистрационный номер дорожного транспортного средства - АА5221-6 /А5313А-6.
9 Свидетельство о допущении дорожного транспортного средства (номер и дата) - № 104 до 6.02.2015 г.
10 Опознавательный номер контейнера.
11 Прочие замечания.
12 Подпись держателя книжки.
Заполнение внутренних отрывных листков.
Содержат следующую информацию по пунктам.
1 Книжка МДП № RX21129813.
2 Таможня места отправления - Mogilev Belarus.
3 Выдана - Международный союз автомобильного транспорта IRU.
4 Держатель книжки (наименование, адрес, страна) - ПО «Могилевоблавтотранс», РБ 212030 г. Могилев, Гомельское шоссе, 1;
тел. (0222) 31-31-90, тел./факс (0222) 31-31-96. (Штемпель).
5
Страна отправления - Belarus.
6 Страна назначения - Schweiz.
7 Регистрационный номер дорожного транспортного средства- АА5221-6 /А5313А-6.
8 Прилагаемые к манифесту документы - CMR 085667, INVOICE 1909, спецификации, сертификат и др. (заполняются из п. 5 накладной СМЯ).
9 Опознавательные знаки и номера грузовых мест.
10 Число и род грузовых мест или предметов; описание грузов: 19 BIG BAGS POLYESTER CHIPS, 390760900 (заполняется согласно пп. 7-11 накладной CMR) .
11 Вес брутто, кг - 20007.
12 Общее число мест, записанных в манифесте:
- место назначения;
- таможня STABIO 19.
13 Заявление водителя, что сведения, приведенные выше в пп. 1-14, точны и полны.
14 Место и дата оформления книжки МДП - Mogilev 12.01.2013 г.
15 Подпись держателя книжки или его представителя.
16 Наложенные пломбы или опознавательные знаки (число, идентификация, описание наложенных пломб).
17 Таможня места отправления. Подпись должностного лица и штемпель таможни с датой - 12.01.2013 г.
18 Свидетельство о принятии груза к таможенному оформлению (таможня места отправления или промежуточная таможня при въезде).
19 Наложенные печати и пломбы или опознавательные знаки признаны неповрежденными (при исправных печатях и пломбах квадрат перечеркивается представителем таможни).
20 Продолжительность транзитной перевозки.
21 Зарегистрировано таможней (какой) за №______________________________________ .
22 Разное (установленный маршрут, таможня, где должен быть представлен груз, и т. д.).
23 Подпись должностного лица таможни и штемпель таможни с датой.
24 Свидетельство о произведенном таможенном оформлении (промежуточная таможня при выезде или таможня места назначения).
25 Число грузовых мест, в отношении которых удостоверено прекращение операции МДП.
26 Оговорки при оформлении.
27 Подпись должностного лица таможни и штемпель таможни с датой.
Пункты с 16 по 27 оформляются таможней.
Кроме отрывных листов, в книжке МДП имеются два
неотрывных листа - первый желтый лист (грузовой манифест, все пункты которого
дублируют пункты отрывных листов, но исполнены на национальном язы-
ке той страны, которой принадлежит автоперевозчик, служит для сохранения информации о перевозимом грузе после удаления отрывных листов) и последний желтый лист (протокол о дорожно-транспортных происшествиях). На последнем листе обложки имеется отрывной талон с номером книжки и нанесен штрих-код, служащий для подтверждения факта изъятия книжки МДП компетентными органами. На отрывном талоне указывается, когда и где была изъята данная книжка, и это подтверждается печатью.
Порядок выполнения работы
1 Изучить организацию перевозки грузов по системе МДП.
2 Изучить порядок заполнения CARNET TIR.
3 Заполнить CARNET TIR.
4 Оформить отчет и защитить работу.
Примечание - Студентам выдаются необходимые документы по организации перевозок, в том числе копия CARNET TIR.
Содержание отчета
1 Декларация-обязательство перевозчика.
2 Заполненная копия CARNET TIR.
Контрольные вопросы
1 Содержание декларации-обязательства перевозчика.
2 Порядок получения книжки МДП.
3 Содержание первой страницы обложки МДП.
4 Содержание внутренних отрывных листов книжки МДП.
5 Оформление и содержание желтых листов книжки МДП.
6 Каким знаком должен быть обозначен автомобиль при перевозке груза по процедуре МДП и возможен ли досмотр груза?
Список литературы
1 Сарафанова, Е. В. Грузовые автомобильные перевозки / Е. В. Сарафанова, Л. А Евсеева, Б. П. Копцев. - М. : МарТ, 2006. - 480 с.
2 Вельможин, А. В. Грузовые автомобильные перевозки : учебник для вузов / А. В. Вельможин. - М. : Горячая линия-Телеком, 2006. - 560 с.
3 Горев, А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения : учеб. пособие / А. Э. Горев, Е. М. Олещенко. - М. : Академия, 2006. - 256 с.
4 Дашкевич, Г. Б. Сборник нормативных правовых актов, регулирующих автомобильные перевозки грузов и пассажиров / Г. Б. Дашкевич, Н. Н. Борисенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск : Парадокс, 2011. - 416 с.
5 Савин, В. И. Перевозки грузов автомобильным транспортом : справ. пособие / В. И. Савин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дело и сервис, 2004. - 544 с.
6 Аземша, С. А. Автомобильные перевозки пассажиров и грузов. Практикум : учеб. пособие / С. А. Аземша, С. В. Скирковский, С. В. Суш- ко. - Гомель : БелГУТ, 2012. - 205 с.
7 Карбанович, И. И. Международные автомобильные перевозки: учеб. пособие / И. И. Карбанович. - 5-е изд., доп. - Минск : БАМЭ- Экспедитор, Артия-Групп, 2008. - 322 с.
8
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных
средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР),
заключенное в Женеве 1 июля 1970 г. - Минск : БАМАП, 1993. - 23 с.
Приложение А
(справочное)
Принятые условные обозначения
q - грузоподъемность автомобилей, т.
/ег - длина ездки с грузом, км.
Ут - скорость, км/ч.
tnp - время погрузки и разгрузки за ездку, ч.
Тм - время работы автомобиля, ч.
Тн - время в наряде, ч.
Q - количество перевезенного груза, т.
Р - транспортная работа, ткм.
I ср - средняя ездка, км.
уст - коэффициент статического использования грузоподъемности. уд - коэффициент динамического использования грузоподъемности. в - коэффициент использования пробега. ав - коэффициент выпуска автомобилей на маршрут.
/н - нулевой пробег, км.
tn - время нулевого пробега, ч.
QH - часовая производительность автомобиля, т/ч.
Рч - часовая производительность автомобиля, ткм/ч.
Уэ - эксплуатационная скорость автомобиля на маршруте, км/ч. ук - коэффициент статического использования грузоподъемности контейнера.
Хк - количество контейнеров, шт.
Доб.к - время оборота контейнера, ч.
1;об - время оборота автомобиля, ч.
Q сут - суточное количество груза для перевозки, т.
J - интервал движения автомобиля, мин.
ппр - количество промежуточных остановок автобуса на маршруте.
1;по - время ожидания посадки-высадки пассажиров на остановке маршрута автобуса, ч.
1ко - время ожидания автобуса на конечной остановке, ч. впл - коэффициент платного пробега автомобиля-такси.
t4 - время цикла экскаватора, ч.
Ьа - длина автомобиля, м.
а - безопасное расстояние до впереди движущегося автомобиля, м.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.