Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.01 Топографическое черчение
Оценка 4.9

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.01 Топографическое черчение

Оценка 4.9
doc
18.10.2021
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОП.01 Топографическое черчение
СРС ОП.01 ГПР.doc

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Утверждаю:

Зам. директора по УР

___________ Шпак М.Е.

«___»_________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по дисциплине ОП.01  Топографическое черчение

 

 

 

 

Специальность:      21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка    месторождений полезных ископаемых

 

Форма обучения:     Очная

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендовано  методическим советом 

ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум»

Заключение методического совета,

протокол №___  от «____»_____ 2020 г.

председатель методсовета

______________ /Шпак М.Е./

 

 

 

 

Бодайбо, 2020 г.

 

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины ОП.01 Топографическое черчение и требованиями ФГОС СПО, утвержденного приказом Минобрнауки России от  12.05.2014 года № 494  «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»,  квалификация  техник – геолог

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Разработчик: 

Высотина  Ольга Анатольевна  преподаватель общеобразовательных  дисциплин

 

Рецензент:

 

Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин

 

Протокол  № __ от «__» ____________ 2020 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

4

Перечень заданий для самостоятельной  работы

6

Методические указания по написанию и оформлению рефератов

6

Использование интернета

10

Контроль  за самостоятельной работой студентов

11

Список рекомендуемой литературы

12

Приложение. Образец титульного листа

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии с новыми образовательными стандартами роль самостоятельной работы студентов стала очень актуальной и важной. В своё время Анатоль Франс «Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь  сам разгорится там, где для него есть пища».

Целевые направления  самостоятельной  работы студентов

1.Для овладения и углубления знаний:

- составление различных видов планов и тезисов пот тексту;

- конспектирование текста;

- составление тезауруса;

- ознакомление с нормативными документами;

- создание презентации.

2. Для закрепления  знаний:

- работа с конспектом лекции;

- повторная работа с учебным материалом;

- составление плана ответа;

- составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста;

- подготовка сообщения, доклада;

- тестирование;

- составление кроссворда;

- формирование плаката;

- составление памятки.

4 Для формирования практических и профессиональных умений.

-решение задач и упражнений по образцу;

-решение ситуативных и профессиональных задач;

- проведение анкетирования и исследования.

Дисциплина ОП.01 «Топографическое черчение» входит в общепрофессиональный цикл дисциплин по ППССЗ  21.02.13. «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-       картографические шрифты;

-       назначение, масштабы и типы аэрофотоснимков и космофотоснимков;

-       содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт и требования к их оформлению;

-       правила и приемы выполнения графических работ геологической и геодезической документации;

-       условные знаки топографических планов и геологической графики;

-       формы залегания горных пород в земной коре и способы их изображения на геологических картах;

 

уметь:

-       пользоваться чертежными материалами, принадлежностями и инструментами топографического черчения;

-       читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;

-       составлять топографические, гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы;

-       дешифрировать аэрофотоматериалы и космофотоматериалы

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:

ОК1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

 

ОК8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

ОК9.

Ориентироваться в условиях          частой смены технологий в профессиональной  деятельности.

 

 

Аудиторные занятия предусматривают проведение большого объёма практических работ, поэтому целью самостоятельной работы является:

-     формирование полученных знаний, умений и навыков;

-     подготовка к учебным занятиям;

-     формирование общих компетенций;

-     формирование самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений.

Самостоятельная работа студента включает следующие формы:

-     подготовку к контрольной работе, к тестированию, зачету;

-     подготовку к практическим работам и их оформление;

-     изучение отдельных тем дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях;

-     подготовка рефератов и докладов;

Преподаватель выдает задание для самостоятельной работы, знакомит студента с рекомендациями по его выполнению и осуществляет контроль.

Результаты контроля учитываются при оценке освоения студентами общепрофессиональной дисциплины ОП.01 Топографическое черчение во время рубежного контроля.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

Наименование разделов

Содержание самостоятельной работы

Форма

отчетности (контроля)

Объем, часов

Раздел 1.  Правила и приёмы топографического черчения

1.          Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):     - -Методика вычерчивания горизонталей рельефа, элементов гидрографии.

-Методика хранения и    исправления инструментов и принадлежностей для черчения

2. Оформление отчета по практическим работам

 

 

 

3.Внеаудиторная самостоятельная работа: работа с конспектом и учебной литературой для выполнения домашнего задания

Защита реферата

 

 

 

 

 

Проверка и защита практических работ

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

         5

 

 

Раздел 2.  Картографические шрифты

 

-           Применение картографических шрифтов в геологической документации

- Методика выполнения художественных шрифтов

-      Оформление отчета по практическим работам

 

 

Подготовка к контрольной работе (тест)

Защита реферата

 

 

 

Проверка и защита практических работ

Проверка контрольной работы

 

10

 

 

 

 

 

8

 

 

2

 

Раздел 3.

Условные знаки для топографических, горных, гидрогеологических и инженерно-геологических карт и разрезов

1.          Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):

 - Методика построения и вычерчивания условных знаков для топографических планов

- Исторические сведения о развитии геологического картирования

- Методика вычерчивания геологического разреза

2. Проверка и защита работ

 

 

 

3.Подготовка к контрольной работе (тест)

Защита реферата

 

 

 

 

 

 

 

Проверка и защита работ

 

 

Проверка контрольной работы

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

2

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

Назначение реферата

Реферат - письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы

1.         Выбор темы исследования

Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.

2.         Планирование исследования включает следующие элементы:

-  выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата;

-  сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

-  анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

-  литературное оформление исследовательской проблемы;

-  обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т. п.).

План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

-     введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;

-     основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;

-     заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

3. Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.

Подобранная литература изучается в следующем порядке:

-  знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

-  исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

-  обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. 

Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме.

При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

4. Обработка материала

     При обработке полученного материала автор должен:

-      систематизировать его по разделам;

-      выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

-      определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

-      уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

-      сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;

-      окончательно уточнить структуру реферата.

5. Оформление реферата

При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

-  Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику.

-  Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод).

-  Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты.

-  Писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4 (210*297мм) с указанием порядка листов (снизу, справа) и с соблюдением трафаретов (полей):

·  слева -    30 мм;

·  справа - 10 мм;

·  сверху -  20 мм;

·  снизу -    20 мм.

Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем, не содержать неустановленных сокращений и не создавать затруднений при проверке. (в приложении дается образец титульного листа).

 

Использование интернета

Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование студентом Интернет-ресурсов, основными достоинствами которых являются: возможность реализации принципа индивидуальной работы; большие возможности наглядного предъявления материала; активность обучающихся; креативность.

 Использование Интернет - ресурсов в учебно-познавательной деятельности студента в процессе самостоятельной работы при просмотре видео-уроков,  видеофильмов,  презентаций является ориентированность на развитие интеллектуальных умений (владение приемами мыслительной деятельности, формированию  различных видов мышления: системности,  критичности,  рефлексии, гибкости мышления,  умению вести диалог и др.),    развития  мыслительных операций:  анализа,    сравнения,  синтеза, обобщения и систематизации ЗУН студентов.

 

КОНТРОЛЬ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

 

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. При контроле самостоятельной работы применяются следующие виды контроля:

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных (семинарских) занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде дифференцированного зачета;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Наряду с традиционной формой контроля организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.

Рейтинговая система – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.

Введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой – объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.

В таблице представлена рейтинговая система оценки освоения дисциплины (выходной рейтинг – экзамен)

Вид работы

Макс. кол-во баллов

Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости

100 баллов

Виды работ

Кол-во баллов по видам работ

1

Посещаемость студентов

10

2

Практические работы

40

3

Самостоятельная работа (рефераты)

20 (10+10)

4

Итоговый контроль: экзамен 

30 –задание выполнено на 95-100%

20– задание выполнено на 75-95 %

10– задание выполнено на 60-75%

В таблице представлена шкала соотнесения баллов и оценок

Оценка

Кол-во баллов

Неудовлетворительно

Менее 60

Удовлетворительно

70-60

Хорошо

80-70

Отлично

100-90

 

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основные источники:

 

1.      Условные знаки для топографических планов масштабов: 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, ФГУП «Картгеоцентр», М., 2005.

2.      Лебедев П.Е. Топографическое черчение, М. «Недра», 1987.

  1. ГОСТ 2.857-75. Межгосударственный стандарт. Горная графическая документация. Обозначения условные полезных ископаемых, горных пород и условий их залегания. – Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/567403/gornaya_graficheskaya_dokumentatsiya_oboznacheniya_uslovnye_poleznykh_iskop.pdf, свободный. – Загл. с экрана.

 

Дополнительные источники:

1.      Лебедев К.М. Топографическое черчение, М. «Недра», 1981.

2.      Нестерова И.В.Картографическое черчение. 2часть «Картографические шрифты и надписи на географических картах». – Издательство Саратовского государственного университета, 2008.

3.      Картавцева Е.Н. Картография Учебное пособие. - Издательство ТГ АСУ, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Образец титульного листа

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

 Цикловая комиссия                                                                                 ________________________________________

Дисциплина

________________________________________

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

(прописными буквами указывают вид документа, расположение – симметрично оси листа, шрифт 22)

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ  О РАЗВИТИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО КАРТИРОВАНИЯ

(тема пишется без слова «тема», прописными буквами,

без переносов, без точки в конце, симметрично оси листа, шрифт 18)

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

___________________ Ф.И.О.

__________________ (подпись)

«_____»___________ 2021 г. 

Исполнитель

___________________ Ф.И.О.

__________________ (подпись)

 «_____»___________ 2021 г.

 

Группа__________________

 

 

 

 

 

Бодайбо 2021г.


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Иркутской области

Министерство образования Иркутской области

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ Общие положения 4

СОДЕРЖАНИЕ Общие положения 4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В соответствии с новыми образовательными стандартами роль самостоятельной работы студентов стала очень актуальной и важной

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В соответствии с новыми образовательными стандартами роль самостоятельной работы студентов стала очень актуальной и важной

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

Раздел 3. Условные знаки для топографических, горных, гидрогеологических и инженерно-геологических карт и разрезов 1

Раздел 3. Условные знаки для топографических, горных, гидрогеологических и инженерно-геологических карт и разрезов 1

Поиск и изучение литературы

Поиск и изучение литературы

Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники

Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники

Посещаемость студентов 10 2

Посещаемость студентов 10 2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение. Образец титульного листа

Приложение. Образец титульного листа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2021