МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»
Методические указания (алгоритм)
подготовки защиты итогового индивидуального проекта по учебному курсу внеурочной деятельности «Технология предпринимательства для обучающихся 10-11 классов
Зайцева Галина Владимировна, учитель экономики
МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»
Челябинск, 2022
Обоснование дидактического материала
«Алгоритм подготовки защиты итогового индивидуального проекта по учебному курсу внеурочной деятельности «Технология предпринимательства» для обучающихся 10-11 классов
Любая идея бизнеса, найденная, обработанная, определенная, как жизнеспособная, требует разработки и оформления.
Технологический лицей обеспечивает инженерно-технологическую подготовку молодых граждан, которые способны работать в технологическом направлении деятельности. А внедрение обучения финансовой грамотности, в том числе изучение узкого — предпринимательского направления, дает возможность разработки новейших идей. Школа, которая готовит потенциального предпринимателя, обеспечивает возможность социально-экономического и инновационного развития региона силами молодых людей, которые поступая в высшие учебные заведения могут вести собственный бизнес в качестве самозанятых начинающих предпринимателей.
Таким образом, образовательные организации региона могут взять на себя подготовку потенциальных предпринимателей, владеющими правовыми и экономическими, технологическими знаниями и компетенциями построения бизнеса на основе генерирования и разработки востребованных идей экологического направления.
Методические указания могут служить образцом алгоритма подготовки проектов в программе наставничества Лицея № 120, для обучающихся 8-11 классов.
Актуальность дидактического материала
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)[1] – важнейший элемент системы образования и документ, оказывающий влияние практически на все компоненты современного образовательного процесса, которым руководствуется образовательная организация (лицей).
Одним из компонентов, формирующих знания, умения, компетенции выпускника современной школы являются надпрофессиональные умения, которые дают возможность не только знать и уметь, но и демонстрировать свои способности. Разработка и представление собственного проекта, подтверждает, как знания и умения выпускника лицея, так и умение самостоятельного поиска информации, разработки проекта, его защиты.
Поскольку обучающиеся не имеют достаточного опыта по разработке проекта, они постоянно находятся на связи с научным руководителем проекта.
Выполняемый в процессе элективного курса «Технология предпринимательства» (10 и 11 класс) итоговый индивидуальный проект (ИИП) содержит основные составляющие, которые делятся на подготовительный, основной и заключительный этапы.
Предлагаемые методические указания являются документом, который нормирует выполнение проекта обучаемыми 10 и 11 классов.
Разработка методических указаний дает полное руководство в исполнении проекта.
Одновременно методические указания учитываются недостаток опыта обучающихся, и предполагает совместную деятельность обучающихся и педагога – научного руководителя.
Основные требования по оформлению проекта
Требования к проектной работе (проектной папке):
Проектная работа должна быть построена по предложенной структуре. Основными элементами структуры в порядке расположения являются:
титульный лист; паспорт проектной работы, оглавление; введение;
1 часть — теоретически-исследовательская, отражает исследование проблемы в двух параграфах;
2 часть — практическая, отражает практику составления бизнес-плана, Заключение, предоставляющее обобщение проекта; библиографический список; проект бизнес-план в приложении.
Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу.
После титульного листа помещается паспорт проекта, а далее оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц. Паспорт проектной работы включает:
название проекта, указание автора проекта, имя научного руководителя; краткое описание проекта: цели, задачи, результат проекта (продукт) (краткое
описание), реализация.
Содержание проекта
Во введении
1) кратко излагается актуальность выбранной темы (1/3 страницы);
2) цель — это конечный результат проекта, определяется от названия темы, существительным:
3) поставленные задачи по количеству параграфов — 4 задачи;
4) дается краткая характеристика работы: в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов;
5) указывается апробация работы (участие в различных мероприятиях, в конференциях с отражением защиты промежуточных результатов исследования)
Основная часть проекта — объединяющая две главы (два раздела):
теоретический и практический.
Теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов.
Практический раздел отражает порядок ведения практического решения проблемы — анализ экспериментальных данных, социологического опроса, описание изготовления проектируемого изделия, реализации проекта.
При проектировании важно не то, как нечто существует на самом деле, а то, как, при каких условиях (социальных, финансово-экономических и т. д.) некоторый проект (продукт) может быть реализован.
Заключение содержит основные выводы.
В конце работы приводится список используемых источников (книги, статьи, электронные источники (библиографический список).
В приложении представляется непосредственно проект — бизнес-план, вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики, схемы и прочие наглядные, если они помогут пониманию полученных результатов.
При оценке экспертами работ учитывается и стиль написания работы, грамотность текста, оформление работы.
Оформление работы
Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4, поля: слева — 3, сверху, справа, снизу — 2. Гарнитура шрифта Times New Roman, кегль 14; междустрочный интервал — 1,5; выравнивание текст по ширине листа ненаклонный для основного текста. Для заголовков разрешается использовать шрифты: кегль 14, жирный для названия главы, кегль 14 жирный наклонный для названия параграфов. Гарнитура шрифта — семейства Times. Поля: верхнее — 2см, нижнее — 2см, правое — 1,5 см, левое — 3см.
Работа выполняются в текстовом редакторе «Word», объем — не более 20 страниц: примерное постраничное распределение текста:
Страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами, начиная со второй — оглавления. Номера страниц проставляются внизу листа по центру страницы.
Приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое оформляются в произвольной форме, удобной для понимания и усвоения информации. Приложения нумеруются в порядке их отражения в основном тексте использования. Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов, и прочих излишеств. В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых, которые указаны по тексту, например: Итоговый индивидуальный проект (в дальнейшем по тексту: ИИП)
Все материалы проектной работы помещаются в папку-скоросшиватель. К работе прилагается отзыв руководителя проекта.
2. Организация работы над проектом: этапы и примерные сроки работы над ИИП
В структуре проектной деятельности выделяются этапы: подготовительный, основной, заключительный
1. Подготовительный этап выполнения ИИП проводится в 10ом классе и включает несколько про межуточных этапов:
На фоне изучения основных направлений финансовой грамотности, которыми должен обладать потенциальный предприниматель, первым промежуточным этапом определяется:
1.1. Выявление наиболее интересного направления деятельности каждого обучающегося, отражающее тот вид деятельности потенциального бизнеса, который наиболее интересен для проектанта.
1.2. Представление потенциального вида бизнеса, обсуждение его в группе. Определение жизнеспособности выбранного направления.
1.3. Формирование основной идеи бизнеса, оформление ее в виде эссе.
1.4. Подготовка презентации идеи бизнеса.
1.5. Подготовка статьи, раскрывающей идею бизнеса в качестве апробации материала.
1.6. Подбор и изучение литературы, выявление и постановка проблемы,
2. Основной этап: разработка, исследование, сбор информации и подготовка и оформление работы в тексте 1 главы
2.1. Обоснование актуальности проблемы проекта,
2.2. Подготовка цитат, выбранных из литературных источников изученных ранее. Оформление реферата будущей работы (перечня цитат) и списка литературы.
2.3. Определение рабочего названия проекта
2.4. Формулировка цели,
2.5. Определение названий разделов (2 главы)
2.6. Деление разделов на параграфы (2 параграфа в каждой главе)
***В связи с недостатком опыта обучающихся, что определяется отсутствием выполненного задания, научный руководитель определяет рабочее название работы, название первой, теоретической главы, название двух параграфов первой главы. Руководитель утверждает цель работы и первичные задачи работы.
2.7. Оформление Введения, Списка литературы, текста первой главы проекта. 3. Основной этап: разработка бизнес-плана
Бизнес-план является продуктом проекта. Нужно сказать, что отсутствуют какие-либо правила создания бизнес-плана. Обязательными являются его разделы: Резюме бизнеса. Описание предприятия. Описание продукции-услуг. Организационный план. План-маркетинг. Производственный план. Финансовый план.
Для создания бизнес-плана рекомендуется применить описание идеи, созданной ранее. Для самостоятельного изучения рекомендуется изучение статьи. Создание бизнес-плана. Разделы бизнес-плана. Рекомендуемый материал:
https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/8-klass/organizatciia-i-vedeniesobstvennogo-biznesa-6843708/sozdanie-biznes-plana-razdely-biznes-plana-163967/re6cb41c2e-d7db-4549-beb3-3a722286bb03.
4. Основной этап: оформление 2 главы, заключения
На данном этапе обучающиеся прописывают практические действия, оформляя их в главе 2, которую логически делят на 2 параграфа.
В первом параграфе раскрываются резюме бизнеса, описание предприятия или бизнеса, описание планируемой продукции-услуг, которые отражают организационные направления бизнес-плана.
На основании предложенного материала формируется название параграфа, задача №3, отражаемая во Введении работы
План-маркетинг, производственный план, финансовый план отражаются во втором параграфе второй главы. Приводятся основные расчеты или полученные цифры и выводы по ним. В процессе описания собственных действий обучающиеся применяют источники литературы, Интернет, поэтому ссылки на источники так же прилагаются.
5. Основной этап: предзащита, предварительная аттестация работы руководителем, выявление замечаний по работе.
По результатам работы обучающиеся формируют презентацию проекта:
вычисления бизнес-плана предусмотрена защита проектной идеи (предзащита), в ходе которой обучающиеся формируют краткий отчет о работе над проектом (актуальность, цель, задачи, проектный продукт). Формируется представление защиты в заключительном слове. Обсуждаются возможные вопросы по ожидаемой защите. Учитель готовит отмечает замечания, формирует предварительную оценку.
По результатам предзащиты учащиеся могут внести изменения в проектную работу.
***На основном этапе по формированию бизнес-плана предусмотрены постоянные консультации с руководителем проекта.
6. Заключительный этап: защита проекта, аттестация работы.
Требования к процедуре проведения защиты итогового индивидуального проекта (ИИП)
К защите представляются:
Папка ИИП. На защиту в проектной папке предоставляется: записка проекта с приложением продукта проекта, презентация, отзыв руководителя.
Паспорт ИИП
Отзыв руководителя
Презентация (предоставляется на собственном носителе, либо высылается на email руководителя.
Предоставляется текст публичного выступления
Проектный продукт
Место защиты ИИП — МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска» Независимо от формы представления результата защита ИИП происходит публично:
— доклад (не более 7 минут),
— ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты.
Проект, получивший оценку «неудовлетворительно» (низкий уровень), возвращается ученику на доработку. Ученик дорабатывает ИИП и представляет к повторной защите в дополнительные сроки.
Проект получает окончательную оценку на защите с учетом организации работы по проекту, соблюдению графика, выполнения заданий руководителя, устранения замечаний руководителя.
Приложение 1. Оформление списка литературы Вариант 1.
Ссылка на законодательные акты прописывается первой по порядку:
1. Всеобщая Декларация Добровольчества (принята на XVI Всемирной Конференции Международной Ассоциации Добровольческих Усилий - IAVE,
Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год Добровольцев) nbchr.ru URL: http://www.nbchr.ru/pdf/oficial_doc_volonter.pdf дата обращения: 26 сентября 2022 г.
2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.: kremlin.ru URL: ttp://kremlin.ru/acts/constitution; дата обращения: 26 сентября 2022 г.
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года утв. Указом Президента Российской Федерации от от 7 мая 2018 г. № 204 с изм. и доп. от 21.07.2020 г. base.garant.ru URL: https://base.garant.ru/71937200/ дата обращения: 26 сентября 2022 г.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ с изм.от 26.10.2021 № 45-П pravo.gov.ru URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239 дата обращения: 26 сентября
2022 г.
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ с изм. от 14 июля 2022 г. N 285-ФЗ pravo.gov.ru http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&vkart=card&nd=102115928&rdk= дата обращения 26 сентября 2022 г.
6. Миткевич, И. А. Имитационная модель анализа и прогнозирования деятельности субъекта малого бизнеса / И. А. Миткевич, Н. А. Никитина // Сборник конференций: Сборник материалов международных научно-практических конференций, Москва, 30 апреля 2018 года / Под редакцией А.А. Коротких. – Москва: Индивидуальный предприниматель Коротких Алиса Анатольевна, 2018. – С. 433-441. – EDN XVNZRJ.
7. Масри, Г.Х. Водопотребление и водосбережение в жилищном фонде www.abok.ru URL: https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3237 дата обращения 08 октября 2022 г.
*** Для работы с источниками рекомендую применять литературу, которую предоставляет https://www.elibrary.ru/ (необходима регистрация). Литература на сайте elibrary.ru содержит библиографическое описание источников:
*** Первые 7 образцов источников информации отражают очередность в списке источников, но использовать можно и список ниже. Список источников должен быть оформлен единообразно
Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. - М.: Сфера, 2001. - 480 с.
Москвина, Р. Р. Человек как объект философии и литературы [Текст] / Р. Р. Москвина, Г. В. Мокроносов. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987. – 199 с.
Ворожейкин, И. Е. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - М.: ИФРА, 2002. - 240 c. : табл.
Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст] /
О. Р. Старовойтова [и др.]; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001. – 352 с.
Или:
Радио – радиолюбителям [Текст]: практическое пособие / В. Г. Борисов, А. В. Гроховский, Б. Г. Степанов, В. В. Фролов. - М.: Радио, 1988. - 432 с.
Педагогика [Текст]: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 510 с.
Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России» [Текст]: Сб. материалов. - М., 1999. - 96 с.
Грейвз, Р. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т. / Р. Грейвз. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 5 т.
Грейвз, Р. Я, Клавдий [Текст] / Р. Грейвз. – М.: ТЕРРА- Книжный клуб, - 1998. – 394 с. – (Собрание сочинений: в 5 т. / Р. Грейвз; т. 1).
Березина, В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса
[Текст] / В. А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - C. 2-5.
Березина, В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса
[Текст] / В. А. Березина, А. В. Баранников // Воспитание школьников. 2002. № 7. C. 2-5.
Михайлов, С. А Езда по-европейски [Текст]: система платных дорог в России находится в начал. стадии развития / Сергей Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня. Или
Серебрякова, М. И. Дионисий не отпускает [Текст] : [о фресках Ферапонтова монастыря, Вологод. обл.] : беседа с директором музея Мариной Серебряковой / записал Юрий Медведев // Век. – 2002. – 14–20 июня (№ 18). – С. 9.
Биченок, Л. П. Военно-гуманитарные тексты, их структурно-содержательные компоненты [Текст] / Л. П. Биченок // Русистика на современном этапе. – М., 1999. – С. 174-179.
Отдельное произведение из собрания сочинений Локк, Д. О злоупотреблении словами [Текст] // Соч.: В 3 т. – М., 1985. – Т. 1. – С. 548– 567.
Гвоздецкий, Н. А. Эльбрус [Текст] / Н. А. Гвоздецкий // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1978. – Т.
30. – С. 151.
Кимова, С. З. Педагогическое проектирование предметных образовательных программ в современной школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. З. Кимова. - Красноярск, 2002. - 22 с.
Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–XIV вв. [Текст]: дис. … канд. ист. наук / Белозеров Иван Валентинович. – М., 2002. – 215 с.
Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ, 1998. – режим доступа к журн.: http://zhurnul.milt.rissi.ru Или:
Куратов А. А. Кафедра истории Поморского государственного университета [Электронный ресурс] / А. А. Куратов. - Режим доступа: http://hist.pomorsu.ru/history.html. Дата обращения: 01.09.2009. Или:
Никитин В.К. История русской революции [Электронный ресурс] / В.К. Никитин // Мир русской истории: Российский электронный журнал. – 2015. – № 1. – Режим
доступа: http://www.history.ru / (10.03.2015)
Порядок создания списка литературы:
Вариант 1 перечня источников показывает порядок составления списка литературы.
Вариант 2 так же можно применять
Главное, единообразность в применении списка литературы в одной работе.
Перечень списка литературы формируется следующим образом:
1. Конституция РФ
2. Законы РФ
3. Указы Президента РФ
4. Подзаконные акты (рекомендации, инструкции)
5. Литературные источники (пособия, статьи, статьи Интернет сайтов) формируются в алфавитном порядке)
Приложение 2. Титульный лист проекта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 120 г. Челябинска»
Тема проекта
Работа ученик 11 __ класса
Ф.И.О. обучающегося
Руководитель проекта
Ф.И.О._____________________________________________________________________
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2023 г.
Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)
Челябинск 20_____ г.
Приложение 3. Паспорт проекта
Паспорт проекта
Название проекта __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Руководитель проекта ______________________________________________________
Автор проекта _____________________________________________________________
Учебная дисциплина _______________________________________________________
Тип проекта _______________________________________________________________
Цель работы _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________ Задачи работы _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Вопрос проекта – проблема __________________________________________________
Краткое содержание проекта_________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ Результат проекта (продукт)
___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Реализация (апробация проекта) _____________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ риложение 4. Пример паспорта проекта
Паспорт проекта
Название проекта: Самооценка личности: уверен ли ты в себе?
Руководитель проекта: Иванова И.И.
Автор проекта: Петрова Ольга, ученица 11 «?» класса Учебная дисциплина: Технология предпринимательства
Тип проекта: информационно- исследовательский_
Цель работы: определение порядка деятельности малого бизнеса в отрасли (по виду деятельности
Задачи работы: указываются 4 задачи, поставленные по проекту Вопрос проекта: как организовать деятельность малого бизнеса …?
Краткое содержание проекта: в проекте рассматриваются …
Проект раскрывает……… Современный малый бизнес оказывает влияние на………… В процессе работы над проектом были поставлены вопросы, на которые получены ответы
Результат проекта (продукт): разработка бизнес-плана Реализация (апробация) проекта:
Проект прошел
апробацию на представлении в качестве идеи бизнеса, получил высокую
оценку (19 из 20) и был выбран для разработки идеи
Приложение 5. График выполнения проекта
№№ |
Этап исполнения |
Плановая дата |
Фактическая дата |
Подписи исполнителя и руководителя |
1 |
Подготовительный этап. Определяется мероприятием подготовки – конкурс, конференция 10 класс |
Март 10 класс |
|
|
2 |
Основной этап: разработка, исследование, сбор информации и подготовка и оформление работы в тексте 1 главы |
Апрель-май 10 класс |
|
|
3 |
2.1. Обоснование актуальности проблемы проекта, |
|
|
|
4 |
2.2. Подготовка цитат, выбранных из литературных источников изученных ранее. Оформление реферата будущей работы (перечня цитат) и списка литературы. |
|
|
|
5 |
2.3. Определение рабочего названия проекта |
|
|
|
6 |
2.4. Формулировка цели, задач |
|
|
|
7 |
2.5. Определение названий разделов-параграфов (2 главы) |
|
|
|
8 |
2.6. Деление разделов на параграфы (2 параграфа в каждой главе) |
|
|
|
9 |
2.7. Оформление Введения, Списка литературы, текста первой главы проекта. |
|
|
|
10 |
3.Основной этап: разработка бизнес-плана |
|
|
|
11. |
4.Основной этап: оформление 2 главы, заключения |
|
|
|
12. |
5. Основной этап: предзащита, предварительная аттестация работы руководителем, выявление и исправление замечаний по работе. |
|
|
|
13. |
6. Заключительный этап: защита проекта, аттестация работы. |
|
|
|
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. с изм. от 29.12.2014 N 1645 docs.edu.gov.ru URL https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ дата обращения 30 сентября 2022 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.