"Методические аспекты организации учебного процесса с исторической картой"
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
история
Взрослым
08.05.2017
Методическая работа, которая поможет начинающим учителям правильно организовать работу с контурной картой, исторической картой на уроке и в домашних условиях. В данной работе выделены главные направления, чему нужно научить, как читать карту, как ее заполнять. Как учитель ее должен оценить, особенно если работа с картой есть в государственном экзамене. Также представлены варианты работ с картой по истории Древнего Казахстана.
Документ Microsoft Word (10).doc
Особенности работы с исторической картой на уроках истории Казахстана.
КГУ «Гимназия№6»
Помозова.Е.Н.
Работа с картой на уроке истории это формирование у учащегося пространственного
представления о том или ином историческом событии.
Какие задачи должен ставить перед собой учитель, организуя работу с картой на уроке?
1) определить место и значение работы с исторической картой на уроках;
2) охарактеризовать картографические знания и умения;
3) изучить приёмы формирования умений работать с картой;
4) определить методы мотивации учащихся для поддержания интереса к данной работе.
Правильно организованная работа с картой должна помогать, ученику брать учебную
информацию не только из текста учебника, но и из учебной карты, исторического атласа. Ученик
будет благодаря этому более осознано воспринимать историческое событие или явление. Он будет
видеть место, где это событие произошло!
Методические аспекты работы с исторической картой.
Историческая карта «изображает поверхность Земли или её часть на плоскости в уменьшенном и
обобщённом виде и отражает особенности природы, местности и общества в какойлибо момент».
Она служит для наглядного пространственного изображения тех событий, явлений и процессов,
знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания истории. Основная функция таких
карт – пространственная локализация некогда произошедшего.
Когда учитель истории может и когда должен работать с картой? Карта должна
присутствовать на уроке практически всегда.
Вопервых, карта помогает установить, где и когда произошло то или иное событие, т.е.
локализовать его. Локализация в узком смысле означает определение местонахождения. Но для
понимания исторической ситуации локализация событий должна сопровождаться демонстрацией
картины или словесным описанием ландшафта.
Вовторых, карты уместны в ходе фронтальной работы со всем классом. Особенно
эффективно одновременное использование настенной карты и атласов, которые находятся на руках
у школьников, при обучении чтению карт. Атласы, помимо иных функций, служат справочными
пособиями, а также, если это необходимо, облегчают выполнение домашних заданий.
На протяжении урока историческая карта выполняет различные функции. Она может
использоваться в самом начале урока – как отправной пункт для размышлений, как своеобразное
введение в материал и как иллюстрация. (Побуждение!!!).
В таком случае разумно ещё раз обратиться к той же самой карте в конце урока, когда она
будет восприниматься уже на ином уровне, более осмысленно. (Рефлексия!!!)
Историческая карта может стать хорошим подспорьем в ходе всего объяснения нового
материала, а в других случаях – на завершающей стадии объяснения, при закреплении изученного и
при применении новых знаний. Пока ученики ещё не вполне свободно ощущают себя у карты,
учителю целесообразно сначала продемонстрировать приёмы работы с картой, затем проделать эту
работу вместе со школьниками и таким образом подготовить их к самостоятельному выполнению
заданий.
Необходимость более основательного знакомства с картами определяется важной
педагогической задачей – помочь учащимся ориентироваться в исторических и современных
политических реалиях.
Содержание картографических знаний и умений в работе с 6м классом.
Знания
Умения
1.Знакомство с системой
условных
обозначений
1.Пользоваться картой как источником знаний – на основе
легенды извлекать информацию о географическом
Класс
6
класс положении различных стран и вытекающих из него
занятии людей;
2.Описывать границы государства, направления военных
походов;
3.Показывать на исторической карте местонахождение
древнейших цивилизаций и государств, торговых путей,
мест сражений и военных походов и др., сопровождая
показ словесным описанием (остров, полуостров, материк,
какими морями омывается, с какими странами граничит,
какие реки протекают по территории государства и т.д.);
4.Заполнять контурные карты по предложенным заданиям.
5.Уметь:
*узнавать и называть изображённое на карте
географическое пространство;
*воспринимать масштаб;
*правильно читать содержащуюся в легенде информацию
и воспроизводить её средствами обычной речи;
*находить на карте и называть включённые в легенду
знаки;
*находить изображённую на небольшой карте территорию
на картах, охватывающих большее пространство.
в
(например,
исторической
(легендой)
карты;
об
2.Представления
условности
отражения
исторических объектов на
карте
показ
изменения границ древних
государств
рамках
карте
оговорённого на
периода);
3.Знакомство с картосхемой и
её условными обозначениями;
знакомство с элементарными
требованиями по заполнению
контурной карты.
4.Знать, что название карты
указывает на тему, на основное
содержание карты;
5.Что
исторические
«накладываются»
географический «фон»;
6.Что исторические карты
рассказывают о прошлом;
7.Что
знаки
расшифровываются в легенде
карты.
тематические
карты
на
условные
.
Первое знакомство школьников с картой происходит еще в начальной школе. В ходе
практической деятельности на уроках «Познания мира» дети усваивают элементарные
приёмы чтения плана, карты (в первую очередь географической или политической). После
начальной школы, согласно требованиям к уровню подготовки школьника, он должен
уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы
РК, некоторые города РК (столицу, областной центр, город в котором живет, крупные
города Казахстана), соседние государства Казахстана.
В 5 классе начинается изучение истории, учитель должен определить уровень знаний и
умений, необходимых для работы с картой. При этом нужно ориентироваться на реальные знания и
умения, а не на предполагаемые учебной программой. Если такие знания и умения отсутствуют
вовсе или присутствуют лишь фрагментарно, нужно их формировать заново. Иначе к выпускному
классу карты вообще и исторические карты в частности будут восприниматься как
малозначительная декорация, а то и как источник негативных эмоций. В курсе «Рассказы по
истории Казахстана» на каждом уроке истории должна присутствовать карта Мира, карта
Казахстана, рекомендуется учащимся приобрести атлас для 5 класса. Т.к. изучение истории в 5
классе 1 час в неделю, выше перечисленные умения и навыки работы с исторической картой
формируются на уроках истории Казахстана и истории Мира в 6 классе.
Какие виды работ можно проводить с исторической картой в среднем звене? Варианты работ по атласу 6 класс. Составители: О.Ю.Пак, С.В.Кругликова.
Алматы,2014.
1. тема: «Бронзовый век».
Задание: Рассмотри содержание атласа стр.1011, карту стр.11.
Ответь на вопрос, выполни предложенные задания:
1. Что найдено археологами в центральном Казахстане, на западе и севере Казахстана?
2. Что такое петроглифы? Нарисуй, как они обозначаются на карте. Где ученые нашли
петроглифы, какие?
3.Какие археологические объекты эпохи бронзы найдены еще в Казахстане? Как они
обозначены на карте?
4. Почему найденная бронзовая коса свидетельствует о развитии земледелия?
5. Что такое митра? Нарисуй изображение митры.
6.Кто такой В.Алексеев, что он изучал, какие выводы сделал?
2. Тема: «Уйсуны». Атлас стр. 18
1)На территории Казахстана отметь, где жили уйсуни. Подпиши названия древнейших
государств, которые окружали уйсунов.
2)Нанеси на карту ставку, поселения, могильники уйсунов.
3)Что такое Каргалинская диадема? Как она выглядела? Что она значила для уйсунов?
4) Какими были уйсуни по описанию китайцев? На каком языке говорили? Кто создал
внешний облик уйсуна?
5) О чем писал Ю.Зуев? Он кто?
3. Тема: «Кангюи». Атлас стр. 19
1)Нанеси на карту территорию кангюев. Подпиши соседние древние государства.
2)Отметь все археологические культуры кангюев на карте и в легенде карты.
3) Составь словарь дат в виде таблицы:
Что произошло?
Дата:
4636гг. д.н.э
2 век до н.э
34 вв. н.э.
Первая
половина 1 тыс.
н.э.
2006 год
4) Чем занималась Е. Веселовская, изучая кангюев?
5) Чем отличается государство кангюев в отличие от других древних государств
Казахстана?
Помощь в организации работы с картой на уроке учителю и ученику.
1)Основные умения работы с исторической картой.
1)При помощи условных знаков, выбранных вами, или указанных на карте выполните
задание,
2)Условные знаки отобразите в легенде карты.
3)Правильно подпишите географические и исторические объекты; ( названия городов и
поселений, названия рек, морей, озер и.др.) 4)Названия рек подписывают по течению реки: от истока к устью,
5)Надписи не должны перекрывать контуры других обозначений;
6) Надписи делайте по возможности мелко, но четко.(черной пастой, или простым
карандашом);
7)Чтобы не перегружать карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их
пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
8)При нанесении на карту исторических объектов используйте линии градусной сетки,
речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и
удобства, а также для правильности нанесения объектов).
9)Необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней
информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям
может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
10)Географические и исторические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
11)Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматических ошибок (оценка за
работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один балл).
2)Алгоритм чтения исторической карты.
(Для подготовки ученика к итоговой аттестации)
Используем на уроках истории работая с картой.
1)Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на
карте и времени, к которому относится изображение);
2)Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать
информацию, изображённую на карте);
3)Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся
к более мелким:
озерами
а) определи природноклиматические признаки территории (в какой части света
находится,
омывается);
б) определи признаки государства (граница, столица, государствасоседи);
в) определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть
военные походы, торговые пути).
(морями)
какими
4)Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
5)Одним из способов “добывания” информации может служить сравнение информации,
представленной на нескольких картах
6) Соотноси информацию учебника с картой, на которой ты работаешь.
3)Критерии оценивания работы ученика с исторической картой
(разрешено на экзамене использовать историческую карту)
Также важно обращать внимание на наличие чётких критериев, по которым учитель будет
оценивать работу по контурной карте и преобразование условной информации карты в
текстовую.
Критерии позволят помимо предметных отработать некоторые общеучебные умения и
навыки.
Критерии содержат 5 баллов (традиционная школьная оценочная шкала).
Один критерий соответствует одному баллу
«5 критериев оценки карты» Умениесоблюдатьалгоритмчтениякарты
Умение точно определить географические,
продемонстрировать их на карте
исторические ориентиры и
Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую
Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения
трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная
часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог)
Речевая грамотность.
4)Критерии оценивания работы с контурной картой в билете
(знать учителю)
1)Умение точно и правильно выполнить задание по карте
2)Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту
3)Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты)
4)Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для
закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами, названия с
большой буквы; надписи аккуратные, четкие, черным цветом)
5)Отсутствие речевых и грамматических ошибок.
"Методические аспекты организации учебного процесса с исторической картой"
"Методические аспекты организации учебного процесса с исторической картой"
"Методические аспекты организации учебного процесса с исторической картой"
"Методические аспекты организации учебного процесса с исторической картой"
"Методические аспекты организации учебного процесса с исторической картой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.