Эволюция современного общества и производства обусловила возникновение и развитие нового класса машин - роботов - и соответствующего научного направления – робототехники, как прикладной науки, занимающейся разработкой автоматизированных технических систем.
Современный уровень развития робототехники позволяет ставить и разрешать задачи создания новых устройств, которые освободили бы человека от необходимости следить за производственным процессом и управлять им, т. е. заменили бы собой оператора, диспетчера и т.д.
Методические аспекты внедрения основ робототехники в образовательный
процесс
Современное поколение является свидетелем стремительного развития науки
и техники. За последние триста лет человечество прошло путь от простейших
паровых машин до мощных атомных электростанций,
овладело
сверхзвуковыми скоростями полета, поставило себе на службу энергию рек,
создало огромные океанские корабли и гигантские землеройные машины,
заменяющие труд десятков тысяч землекопов.
Эволюция современного общества и производства обусловила возникновение
и развитие нового класса машин роботов и соответствующего научного
направления – робототехники, как прикладной науки, занимающейся
разработкой автоматизированных технических систем.
Современный уровень развития робототехники позволяет ставить и разрешать
задачи создания новых устройств, которые освободили бы человека от
необходимости следить за производственным процессом и управлять им, т. е.
заменили бы собой оператора, диспетчера и т.д.
В истории развития роботов выделяют четыре основных этапа.
Первый исторический этап движения человечества по пути создания роботов
характеризуется обилием мифов и легенд о механических существах, а также
созданием первых довольно совершенных для своего времени
человекоподобных автоматов андроидов, предназначенных главным образом
для культовых и зрелищных целей.
Второй этап развития робототехники характеризуется, с одной стороны,
расцветом высочайшего технического искусства мастеров при создании
сложных автоматических устройств, воспроизводящих функции животных и
человека; с другой началом разработки и внедрения в развивающееся
промышленное производство весьма эффективных технологических
устройств и станковавтоматов. Одновременно в этот период начинают
формироваться соответствующие научные направления, заявляет о себе
вычислительная техника.
Третий этап становления робототехники отмечен возникновением и всеобщим
признанием термина "робот", разработкой и использованием для нужд
человека прямых предшественников современных роботов дистанционных
копирующих манипуляторов и программируемых автоматических устройств
манипуляционного типа, а также стремительным развитием научных иприкладных основ вычислительной техники и кибернетики. Этот мощный
научнотехнический задел, следуя интересам и потребностям общественного
развития, вывел на старт современную робототехнику.
Четвертый исторический этап может быть назван в целом этапом современной
робототехники. Он характеризуется разработкой и созданием уже достаточно
совершенных роботов, управляемых в наиболее развитом виде от ЭВМ и
имеющих прикладное назначение как в промышленном производстве, так и в
научных исследованиях; динамичным развитием и широким использованием в
общественных процессах роботов;
окончательным формированием
робототехники в единое научнотехническое направление.
В настоящее время робототехника является одним из перспективных
направлений научно технического прогресса, в котором проблемы механики
и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Рассмотрение этого направления в рамках образовательного процесса
происходит в области информатики и информационных и коммуникационных
технологий. Поэтому особое значение сейчас имеет внедрение учебных
роботов в образовательный процесс школ, средне специальных заведений,
высшей школы. Большую значимость среди учебных роботов в настоящее
время имеют Лего – конструкторы.
Среди роботов серии Lego выделяют следующие учебные роботы:
Lego WeDo;
Lego Mindstorms NXT – G [1].
ПервоРобот LEGO WeDo
Данный конструктор в линейке роботов LEGO, предназначен в первую
очередь для начальной школы (2 – 4 классы). Работая индивидуально, парами,
или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и
программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая
идеи, возникающие во время работы с этими моделями [2].
ПервоРобот WeDo предоставляет учителям средства для достижения целого
комплекса образовательных целей:
развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы
модели;
установление причинноследственных связей;
анализ результатов и поиск новых решений;
коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных
факторов;проведение систематических наблюдений и измерений;
использование таблиц для отображения и анализа данных;
построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам;
логическое мышление и программирование заданного поведения модели;
написание и воспроизведение сценария с использованием модели для
наглядности [3].
Программное обеспечение ПервоРобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo
Software) предназначено для создания программ путём перетаскивания
Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы
[4].
Комплект заданий WeDo позволяет учащимся работать в качестве юных
исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им
инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов [1].
Учебный робот Lego Mindstorms NXT – G
Lego Mindstorms работает на базе компьютерного контроллера NXT, то есть
это два микропроцессора, более 256 кбайт Flashпамяти, USBинтерфейс,
Bluetoothмодуль, а также жидкокристаллический экран, громкоговоритель,
батарейный блок, порты датчиков и сервоприводов [2].
NXT – это самый главный элемент в работе MINDSTORMS. Это разумная,
контролируемая компьютером деталь конструктора LEGO , которая может
позволить роботу MINDSTORMS исполнять разнообразные действия [5].
Уже несколько лет в России известно Лего – конструирование —
образовательная технология, формирующая у школьников способность
критически мыслить, умение видеть возникающие проблемы и находить пути
их решения, четко осознавать, где можно применить свои знания. Лего – робот
помогает в курсе технологии средней школы понять основы робототехники, в
курсе информатики – наглядно реализовать сложные алгоритмы, а в
начальном профессиональном образовании – рассмотреть вопросы, связанные
с автоматизацией производственных процессов и процессов управления,
систем безопасности.
На сегодняшний день распространение робототехники идет по разным
направлениям. Нами внедрение основ робототехники ведется
в двух
направлениях:
1. Создание кружка по робототехнике для студентов 4 и 5 курса Института
физикоматематического образования АлтГПА.2. Проведение 1 олимпиады по робототехнике в Алтайском крае.
Для того чтобы осуществить обучение основам робототехники необходимы
преподаватели и учителя, которые владели бы основными знаниями по
робототехнике, навыками работы с роботами, имели достаточно информации
о возможностях учебных конструкторов робототехники, а также знали
возможности применения роботов в рамках образовательного процесса.
В связи с этим создание кружка по робототехнике для студентов 4 и 5 курса
Института физикоматематического образования позволило подготовить
будущих учителей информатики, способных решить поставленные выше
задачи.
Нами была разработана программа изучения основ робототехники.
Цель программы: обучение основам алгоритмизации и программирования с
использованием робота Lego Mindstorms NXT.
Задачи, реализуемые программой:
научить конструировать роботов на базе микропроцессора NXT;
научить работать в среде программирования Mindstorms NXT;
научить составлять программы управления Легороботами;
развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным
результатом;
развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке
моделей;
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
развивать применение знаний из различных областей знаний;
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
получать навыки проведения физического эксперимента.
В качестве платформы для создания роботов используется конструктор Lego
Mindstorms NXT.
Legoробот представляет собой конструктор, который поможет в рамках
изучения данной темы понять основы робототехники, наглядно реализовать
сложные алгоритмы, рассмотреть вопросы, связанные с автоматизацией
производственных процессов и процессов управления. Робот рассматриваетсяв рамках концепции исполнителя, которая используется в курсе информатики
при изучении программирования. Однако в отличии от множества
традиционных учебных исполнителей, которые помогают обучающимся
разобраться в довольно сложной теме, Legoроботы действуют в реальном
мире, что не только увеличивает мотивационную составляющую изучаемого
материала, но вносит в него исследовательский компонент.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала
осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических
заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме соревнований (олимпиады) по
робототехнике.
Требования к результатам освоения программы:
Процесс изучения направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию
информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК1);
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и
письменную речь (ОК 6);
готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК7);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения,
переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как
средством управления информацией (ОК 8);
способен понимать сущность и значение информации в развитии
современного информационного общества (ОК 12);
способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и
полемики (ОК16);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК1);
способен использовать систематизированные теоретические и практические
знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении
социальных и профессиональных задач (ОПК2);
специальные компетенции (СК):
готов применять знания теоретической информатики, фундаментальной и
прикладной математики для анализа и синтеза информационных систем и
процессов (СК1);способен использовать математический аппарат,
методологию
программирования и современные компьютерные технологии для решения
практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации
(СК2);
владеет современными формализованными математическими,
информационнологическими и логикосемантическими моделями и методами
представления, сбора и обработки информации (СК3);
способен реализовывать аналитические и технологические решении в области
программного обеспечения и компьютерной обработки информации (СК4);
В результате обучающийся должен:
знать: правила безопасной работы; знать основные компоненты конструкторов
ЛЕГО; конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык
программирования; виды подвижных и неподвижных соединений в
конструкторе; конструктивные особенности различных роботов; как
передавать программы NXT; как использовать созданные программы; приемы
и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других
объектов и т.д.; основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач
с использованием ЭВМ;
уметь: использовать основные алгоритмические конструкции для решения
задач; конструировать различные модели; использовать созданные программы;
применять полученные знания в практической деятельности;
владеть: навыками работы с роботами; навыками работы в среде Mindstorms
NXT – G .
Организация учебного процесса. Организация учебного процесса проходит в
двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
• урочная форма, в которой преподаватель объясняет новый материал и
консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических
заданий на компьютере;
• внеурочная форма, в которой обучающиеся после занятий (дома или в
компьютерной аудитории) самостоятельно выполняют на компьютере
практические задания.