Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»
Оценка 4.8

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
28.01.2017
Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»
Этот материал был подготовлен в рамках открытого диалога "О воспитании", конкурса "Самый классный классный". Я рассуждала на тему слов Марка Максимовича Поташника «….Недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания…», которые изматывают ученика и учителя, требуют больших временных затрат и не гарантируют качество воспитания»
Метод. материал. Диалоги о воспит.docx
Выступление на педагогических чтениях. Мединская Виктория Валерьевна, учитель начальных классов. «….Недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие  технологии воспитания…» По мнению Марка Максимовича Поташника «….Недопустимо в школе 21  века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания…», которые изматывают ученика и учителя, требуют больших временных затрат и не  гарантируют качество воспитания»  А чем же отличается школа 20 века от школы 21 века?  Какие технологии нужно считать неэффективными и устаревшими?  И главное, что предлагают   взамен?... По мнению психологов и учёных, да и педагоги это наблюдают, что  Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих  родителей, что вызывает трудности в их воспитании. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают  новым типом сознания – системно­смысловым, а не системно­структурным. Сознание ребенка 21 века нацелено на осмысление окружающей действительности  как смысловой реальности. Вопрос «Зачем?» пришел на смену вопросу «Почему?».   Современного школьника интересует  смысл поступков и действий,  если он его  принимает и понимает, то и будет выполнять. Это с одной стороны, а с другой   ­ изменились и  социально­экономические и политические   условия   развития   нашей   страны,   значит   и   цели   воспитания 1 подрастающего   поколения.   До   90­ых   годов   цели   воспитания   определялись потребностями   авторитарного   государства   и   носили   идеологический   характер,   а теперь, считают ученые, в воспитании надо исходить от потребностей личности в самореализации.   Поэтому цель   воспитания,   на   которую   необходимо ориентировать   современные   воспитательные   технологии   в   общем   виде формулируется как создание условий для разностороннего развития личности.  В связи с этим  в     Законе РФ    «Об       образовании в Российской Федерации»  от   29.12.2012 №273­ФЗ решение воспитательных задач в образовательном процессе направлено   на  выработку  личностью  жизненного   самоопределения,   создание условий для ее самореализации, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование.                        Следовательно,  идеологический  подход   к   постановке   целей   воспитания заменяется личностны. В чём же неэффективность и устарелость технологий  авторитарного  воспитания?  Какие технологии устарели?   На мой взгляд те, которые противоречат самой природе  ребёнка – его желанию говорить (много), бегать, прыгать, что­то  разбирать и собирать… Те, которые сводятся к нравоучениям, говорильне и нотациям.  Мы знаем, что для ребенка учительские наставления почти ничего не значат. Ребенок первые  5 ­10 минут слушает нравоучения, а потом отключается.  Детям нужно дело, а еще лучше дела (много разных), а не слова и длинные  скучные лекции учительницы.  Добродетельный человек воспитывается посредством дел, а не посредством  болтовни». (Я.А. Коменский) Ещё одна черта неэффективной  технологии, на мой взгляд,  действие по  шаблону: «Молчи, слушай, повторяй, делай по образцу!»… 2 Такой себе «мероприятийный» подход к воспитанию, который требует от детей  послушной пассивности.  (именно послушные граждане нужны были авторитарному  государству). При таком подходе всё от начала до конца прописано учителем.  Учитель сам придумал мероприятие, написал сценарий, раздал стихи, (если это  необходимо), а дети лишь пассивные слушатели   или  исполнители ­ «марионетки в  ловких и натруженных руках», «говорящие орудия» учителя.   В таком  воспитании нет ни мотива, ни собственных целей детей, ни плана  организации, ни деятельной активности, ни рефлексии – ничего, что отличает  деятельность свободного человека.  Чтобы воспитание состоялось, нужна  постоянная активность самой личности. Активность  в смысле труда собственной  души. Продолжая разговор о воспитательных технологиях самое время уточнить, что  технология – это совокупность методов и приемов, применяемых в каком­либо  деле, мастерстве, искусстве. Сегодня насчитывается больше сотни  различных  образовательных и воспитательных технологий.  Так   вот   ­     по   моему   мнению   –   технология   это   лишь  инструмент  в   руках педагога.   И     многое   зависит   от   того   в     руках   какого   мастера   он   окажется. Насколько    эффективными будут его методы и приёмы. И в подтверждение этого  хочу напомнить слова Белинского В.Г. «Даже самое старое (известное) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мышлением и подходом. Ваш способ выражения и самому старому может придать характер новизны».  А в заключении, пользуясь столь высокой трибуной, я хотела бы обратиться ко всем учителям, воспитателям, и особенно к родителям. В современном водовороте событий и дел, молниеносно сменяющих друг друга. Мы,   взрослые,   очень   боимся   оставить   детей   без   пищи,   то   есть   что   дети   наши 3 останутся голодными, но не боимся их оставить без общения с нами. Голод общения нам почему­то не страшен. Мы боимся, что дети замерзнут от холодного воздуха. Но не боимся простудить их холодом своей души, своего отношения к ним. Мы, взрослые,   очень   боимся,   что   в   школе   дети   недополучат   и   недоучат   разные математические, физические и химические формулы. «Как это уроки пропадают?!» Но   совсем   не   опасаемся,   что   наши   дети   недополучат   уроки   доброты,   любви, нравственности и справедливости. Мне кажется, что мы боимся совсем не того. Ведь мы упорно продолжаем рассматривать ребенка только как физическое тело, забывая о душе подрастающей личности, и относимся к нему соответственно. Мало детей только кормить, одевать и обогревать батареями или обогревателями. Им необходимо   пространство   любви   и   заботы,   искренней,   честной   и   постоянной   в справедливом и честном мире взрослых. Давайте   использовать   такие   педагогические   технологии,   которые   наполнят   и разум и душу наших детей. 4 ­ Первую модель он называет «правила движения». Суть ее в иллюзии, будто детей можно воспитывать точно так же, как обучать правилам дорожного движения.  Главное— заставить ребенка выучить некий свод правил. Вот и все! Эта модель  воспитания основана на вере в магическую силу поучений и нотаций. ­ Вторая модель — «сад­огород». Она основана на заблуждении, что с ребенком  можно обращаться как с огородной грядкой, выпалывая все сорняки­недостатки в  его душе. Или как с фруктовым деревом, прививая ему отдельные положительные  качества. Хотя жизнь все время показывает другое — свои недостатки может  устранить только сам человек. А ребенок — не грядка и не дерево, а одушевленное  существо. ­ Третья модель — это «кнут и пряник». Ошибочно полагать, что если детей за  добрый поступок награждать, а за плохой наказывать, то процесс воспитания  состоялся. Но жизнь строится не по этому принципу. В жизни далеко не всегда за  благонравие причитается воздаяние, а за дурным поступком вовсе не обязательно  следует наказание. Таким воспитанием мы только запутываем своих воспитанников.  Как   только   мы,   взрослые,   научимся   создавать   вокруг   наших   детей   это пространство,   как   только   мы   сами   станем   таким   миром   и   будем   всем   миром охранять страну детства, как только мы начнем воспринимать детей как дар, как 5 подарок судьбы, как радость и чудо — у нас, мне кажется, сразу пойдет в гору воспитательный процесс, или, по крайней мере, начнутся значительные позитивные сдвиги в этом деле, а инструментов – технологий – эффективных, инновационных в современной педагогике хватает. Мы выяснили, что бы воспитательная технология нашла достойное место в  современной школе 21 века она должна быть наполнена активными и  деятельностными методами. Современная литература, описывающая педагогическую технологию, называет  этим термином, по существу, методическую систему работы какого­либо педагога,  при этом имеются в виду прежде всего методы и формы организации обучения или  воспитания. Продолжая разговор о воспитательных технологиях, мне бы хотелось вспомнить писателя Виктора Астафьева. У него есть термин «неспешное общение». Так вот воспитание, как мне кажется, еще происходит через неспешное заинтересованное 6 общение взрослого с ребенком. Через искренние задушевные беседы обо всем на свете, но без нотаций, указаний, назиданий и приказов.  Причем   вести   подобные   разговоры   нельзя   ни   в   коем   случае,   во­первых,   с толпой, во­вторых, второпях и на бегу. Кто так доверительно и систематически в школе общается с вашим ребенком? Радостно, если многие и много. Для ребенка не бывает   слишком   много   неспешного   общения.   Но   может   ли   современная   школа предложить ребенку именно такой стиль общения? Школьная жизнь — это почти всегда   водоворот   событий   и   дел,   молниеносно   сменяющих   друг   друга.   Это   — своеобразный   крутящийся   калейдоскоп,   никогда   не   останавливающийся.   Мы торопимся, суетимся, бежим и больше всего боимся не успеть. Тут уж не до бесед и неторопливого общения. У нас даже не всегда хватает терпения выслушать до конца высказывание ребенка.  Мы, взрослые, считаем вправе, перебить его нетерпеливым тоном: «Ну ладно,  хватит, достаточно, все понятно!» Вот так нам, взрослым, всегда все понятно! И  почти всегда в нашем общении с учениками, часто вынужденным и формальным,  вымученным и совсем не желанном, царит напряженность, наша доминантность и  дистанцированность. А что можно воспитать при таком общении? Только что разве  научить ребенка хитрить, приспосабливаться к нам, взрослым, играя роли Паиньки,  Золушки, Послушника и проч. Но нужны ли нам, взрослым, да и им, детям,  подобные игры и подобные роли, пусть даже талантливо сыгранные? «Самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения». (Антуан де Сент Экзюпери). 7 8

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»

Методические материалы "О неэффективных и устаревших технологиях воспитания…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017