Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
Оценка 4.7

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
математика
5 кл—7 кл
12.03.2019
Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
В своей работе я делюсь опытом, как работаю на уроках математики в инклюзивном классе, какие приёмы и методы использую при работе с ними.Главным в работе с такими детьми, я считаю , является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка.
Тема.docx
Тема: «Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики» (Из опыта работы.) Татарникова Любовь Николаевна ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.­д. ст. Клявлино Самарская область, учитель математики Дети с ОВЗ присутствуют в каждом классе, где я работаю. Они у нас 7 вида, поэтому  работать приходится по адаптированной программе. С такими детьми (ОВЗ) я работаю уже не первый год. Поэтому, самым главным в работе с ними является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Особого внимания требует  методика обучения математике в классах с детьми ОВЗ, так как обучение математике в  этих классах имеет свою специфику. У учащихся с задержкой психического развития, при  изучении предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по  математике минимален, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают  медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам  обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им  активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к  учебе. Поэтому обучение математике стараюсь осуществлять на доступном уровне для  такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно  формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление  узнать что­то новое. На уроках стараюсь использовать большое  количество наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с  интеллектуальным недоразвитием при восприятии материала опираются на сохранённое у  них наглядно­образное мышление. Не могут использовать в полном объеме мышление,  поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.   В своей работе с детьми  (ОВЗ) применяю следующие методические приёмы:      ­Поэтапное разъяснение заданий;     ­Последовательное выполнение заданий;     ­Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;      ­Близость к учащимся во время объяснения задания.      ­Перемена видов деятельности.     ­Чередование видов деятельности с физминутками.     ­Предоставление дополнительного времени для завершения задания;      ­Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;       ­Дополнение печатных материалов видеоматериалами.      ­Применение сигнальных карточек.  Урок в таком   классе имеет чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети  становятся более организованными. Ход урока в инклюзивном классе зависит от того, как они усвоили предыдущую тему,  какой этап обучения взят за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль знаний, умений и навыков). У учащихся всего класса тема общая, изучение материала ведётся фронтально, и дети  получают знания того уровня, который определяется их программой. Закрепление и  отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом  материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, упражнения из  учебника, тексты на доске и т.д.). Например, (геометрия 7 класс.А.Г. Мерзляк. Тема урока: Прямоугольный треугольник»). Первичное закрепление понятия. Задание всему классу:  Начертите произвольный треугольник и проведите в нем высоту (рисунок). ( ABC, BD –высота)  Рисунок. Заполните таблицу.                                                     Гипотенуза Катет Треугольники ADB   BDC Ребёнок с ОВЗ в это время (по 2 готовым плоским прямоугольным треугольникам  выписывает гипотенузу и катеты в таблицу). *Проверка с учителем. (*Задания для  учащихся ОВЗ). Примеры заданий на уроке математики в 5 классе на разных этапах урока в инклюзивном  классе 5 класс. Тема урока Треугольник. Виды треугольников (И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович) Этап урока: Актуализация знаний  *Работа в парах (ребёнок с овз в паре с сильным учеником). На партах модели плоских  треугольников и задания на карточках. Выполните задания ­Обозначить данный треугольник. ­Измерить стороны данного треугольника. ­Найти периметр треугольника. Этап урока: освоение нового материала *Работа в группах по 5 человек с плоскими треугольниками. Выполните задание: ­  сгруппируйте треугольники в зависимости от углов, ­ответьте на вопрос: какие получились треугольники? ­выберите треугольники у которых все стороны равны и которых две  стороны равны, ­как называются эти треугольники? ­ Дать определение данным видам треугольников. ­ Зачитайте определение данных видов по учебнику. Сравните эти определения  *Читают правила в учебнике, сравнивают со своим. Этап урока: Организация обобщения и систематизации учебного материала. *Работа в  парах Рабочая тетрадь №31.1 Раскрасить красным­остроугольные треугольники, синим­  прямоугольные, жёлтым – тупоугольные. Взаимопроверка.  Творческое применение знаний в новой ситуации­1). Практическая работа. *Из 3 спичек сложить треугольник. Какой получится треугольник? *Из 5 спичек сложить 2 треугольника. Из 9 спичек сложить 5 равносторонних треугольников. Как убрать 3 спички, чтобы остался один треугольник. Даёт детям задания повышенного уровня. *Даёт задания базового уровня Взаимопроверка, коррекция. *Проверка с учителем. (*Задания для учащихся ОВЗ) На различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи,  логического мышления, пространственного воображения. Устную работу использую при  проверке домашних заданий, закреплении изученного материала, предлагаю при опросе.   Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5­7 минут  на уроке для устного счёта. Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших  результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в  ходе проверочной работы. На каждом уроке проверяю выполнение домашней  работы (самопроверка или взаимопроверка по образцу, решение заданий, вызвавшие  затруднение учащихся, у доски). Использую трехуровневые мини тесты, в которые  включаю задания, аналогичные домашним, или провожу проверочную самостоятельную  работу с такими же заданиями. Обязательно провожу анализ выполненных работ,  индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся.  Постоянно работаю над развитием математической речи: для этого использую словарную работу, которую провожу устно либо письменно с использованием карточек с  пропущенными словами (наприме,6 класс. Тема: Сокращение дробей. Карточка.  Заполните пропуски: 1) ______________числителя и знаменателя дроби на  ______________________________________________, называют сокращением дроби. 2)Дробь, __________________________________________________которой­ ____________________________________________числа, называют несократимой. 3)Если сократить дробь на _______________________________________ числителя и  знаменателя, то получится несократимая дробь.) формированием умения работать с учебником, справочной литературой. На уроках  математики мною применяются приемы, позволяющие развивать внимание, память,  мышление школьников.  Закрепление учебного материала провожу с использованием: 1.   Различных карточек.   Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы. 2.     Карточки­алгоритмы. 3. Карточки­опоры, дают возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия. 4.     Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на  уроке, индивидуальных и консультационных занятиях. (например, Геометрия 7 класс.  Тема: Прямоугольный треугольник.  1 группа. Учащимся предлагается выполнить задание : Задание. Докажите, что треугольники равны. Задание выполняется в парах. После выполнения задания проводится самопроверка по  образцу.  Один из пары озвучивает затруднения, которые возникли при выполнении задания. 2 группа: учащимся предлагается выполнить задание : Задание . Выбрать равные треугольники и указать признак. Ответы: равные треугольники 8 и 9; 3 и 4; 1 и 5; 6 и 10; 2и 7. проводят самопроверку по эталону для самопроверки. 3 группа. (задание ребёнку с ОВЗ) Задание. На парте карточка с пятью треугольниками.  Выбрать равные треугольники, выписать названия треугольников и признак равенства  (проверка сразу). Вопросы для всех. ­ Какие признаки вы использовали для решения этих заданий? ­ Сколько пар равных элементов надо искать у прямоугольных треугольников?) Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания,  способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы, кроссворды, ребусы, логические задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа­ ресурсов по математике. Использую разные приемы стимулирования и контроля: взаимопроверку, самоконтроль.  Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и  умений. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые  правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить — всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию  успеха, проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи,  своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нем веры в  собственные силы и возможности. Ну и в завершение урока, рефлексия, цель которой  осознание своей учебной деятельности, самооценка. Таким образом, я считаю, что наиболее успешными на уроках математики в инклюзивных  классах являются методические приемы: ­ решение задач по образцу; ­ рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи; ­ отыскание различных способов решения задачи; ­ составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения; ­ прием подсказывающих ответов: это может быть конкретизацией заданий, совместным  решением аналогичной задачи и прямым указанием приема, которым она решается; ­ правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы.

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)

Методические особенности работы в инклюзивном классе на уроках математики( Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019