Пособие для педагогов дает возможность рассмотреть различные подходы и направления при контроле за самостоятельной речью детей с ОВЗ (слабослыщащих и глухих).
Умение предупредить, обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат. Приводятся примеры и различные
методы и приемы для закрепления произношения обучающихся.
Методическое пособие. Значение самоконтроля в произношении глухих детей.docx
КГБОУ «Озерская общеобразовательная школаинтернат»
ЗНАЧЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ В
ПРОИЗНОШЕНИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
(МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)
Составила:
Шуваева Н.Ф.,
учительдефектолог
с. Озерки Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой
образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в
своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию
личности неслышащего учащегося.
Три сложные задачи стоят перед педагогами
коррекционной школы:
дать знания по школьным предметам
тренировка речевого слуха у детей
формирование речевых навыков
С другой стороны, само качество обучения произношению обусловливается
организацией всей жизни школы, в частности речевым режимом, под которым
понимается «совокупность единых организованных и методических
требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего
обслуживающего персонала.
Произносительные навыки формируются как при непосредственном общении
с учителем (воспитателем), так и во время индивидуальных занятий с
использованием
приемов.
Известно, что при нормальном развитии ребенок осваивает речь спонтанно,
специальных
без видимых усилий. Этот процесс совершается при помощи слухового
анализатора, тесно взаимодействующего с речедвигательным и зрительным
анализаторами.
Очевидно, что при контроле за собственным произношением слуху
принадлежит ведущая роль. Слуховой самоконтроль не врожденное
качество, он формируется постепенно в процессе общения. Его нарушение,
характерное для лиц с нарушенной слуховой функции, обусловливает
различные отклонения в формировании и развитии речевой деятельности, в результате чего возникает необходимость специального обучения таких детей
произношению.
Наблюдая за речью детей в процессе обучения, можно увидеть, что они
стараются говорить правильно, только когда их контролируют педагоги и
родители. В случае ослабления или отсутствия контроля произношение
становится небрежным, маловнятным. Кроме того, низкий уровень
сформированности навыка самоконтроля за речью приводит к недостаточной
автоматизации
произносительных
навыков.
Существуют различные подходы к определению понятия «самоконтроль». Но
при всем их многообразии основная его функция едина: умение предупредить,
обнаружить и исправить ошибки, оценить выполнение и результат.
Поскольку слуховой анализатор, как средство контроля за собственным
произношением, у детей с нарушенным слухом не может качественно
выполнять свою функцию, то обучение обеспечивается компенсаторной
деятельностью сохранных анализаторов с привлечением остаточного слуха.
Для полноценного усвоения соответствующих навыков со стороны педагога
требуется систематический контроль за произношением учащихся на
индивидуальных и фронтальных занятиях, предметных уроках и во
внеклассное время.
Коррекционная работа на уроке осложняется тем обстоятельством, что
группа учащихся (в классе) весьма разнообразна: они имеют неодинаковые
остаточный слух, возможности восприятия фонетических элементов устной
речи, уровень речевого и психического развития, моторные трудности
Формирование навыков самоконтроля происходит постепенно. Основой
развития самоконтроля служит внешний контроль, осуществляемый другим
человеком, который инструктирует, оценивает действия, указывает ошибки и
способы их устранения. На основе внешнего контроля развиваются навыки самоконтроля. Его уровень зависит от умения обнаружить и исправить
допущенную ошибку.
Для формирования самоконтроля произношения необходимо соблюдение
условий.
ряда
Усвоение произносительных умений и навыков, сравнение собственного
образцом.
произношения
с
Существование внешнего контроля со стороны педагога и технических
средств обучения как основы формирования и развития самоконтроля.
Знание учащимися различных способов самоконтроля, умение применять их.
Развитие слухового восприятия с умением оценить произношение, т.е.
осуществление самоконтроля и взаимоконтроля на основе слуховых образов.
Соблюдение единого речевого режима (как на индивидуальных и
фронтальных занятиях, так и на общеобразовательных уроках, и во
внеклассное время).
Условно выделены три стадии формирования самоконтроля произношения в
процессе коррекционнопедагогической работы: подготовительная, основная,
завершающая.
На первых двух стадиях с ребенком работает сурдопедагог.
На завершающей стадии работы приобретенные навыки закрепляются в
условиях естественной коммуникации (на фронтальных занятиях,
общеобразовательных уроках, в игре, в повседневном общении и т.д.). Здесь
значимая роль принадлежит не только сурдопедагогу, но и окружающим
ребенка людям: учителям – предметникам, воспитателям, родителям,
которые посредством внешнего контроля вводят приобретенные навыки в
самостоятельную речь.
Выделяют три уровня самоконтроля. Первый самый низкий, когда ученик допускает большое количество
ошибок, но не замечает их. На этом уровне требуется указание учителя на
ошибки.
На втором уровне ошибки замечаются, но допускаются повторно..
На третьем уровне ошибки предупреждаются.
Для формирования и развития самоконтроля речи школьников необходимо
соблюдать фонетический режим систему мероприятий и требований,
направленных на закрепление усвоенных глухими школьниками правильных
произносительных навыков.
К этим мероприятиям относятся:
Контроль за произношением учащихся.
Такой контроль осуществляется не только на индивидуальных занятиях по
обучению произношению и фонетических зарядках. Он производится во время
уроков по любому предмету, а также на занятиях во внеклассное время.
Учитель может и должен на уроке следить как говорят учащиеся. Все
ошибки, которые допускают учащиеся по теме урока, зарядки или
индивидуального занятия, непременно должны быть исправлены. Требования
к исправлению произносительных ошибок варьируют в зависимости от того,
насколько усвоена та или иная артикуляция, тот или иной навык.
1.Развитие навыков самоконтроля происходит на речевом уроке при
проведении фонетической зарядки. Дежурные звуки для фонетической
зарядки дают сурдопедагоги. Учитель обращает внимание в первую очередь
на то, как воспроизводится материал по теме. Дежурные звуки говорят о
наличии у учащихся умения правильно произносить эти звуки (иначе
материал нельзя включать в зарядку). Отсюда следует, что ученик может и
должен произнести их правильно. Поэтому допускаемые во время зарядки ошибки должны быть исправлены учителем обязательно. В противном случае
пропадает весь смысл проведения фонетических зарядок.
Само исправление ошибок может осуществляться поразному. Приведем
несколько примеров соответствующих оценок и инструкций: «Ты сказал
неправильно. Повтори хорошо», «Ты сказал неправильно. Послушай, как надо
сказать (учитель дает образец правильного произношения). Повтори», «Ты
сказал неправильно. Убери кончик языка вниз (учитель показывает) и повтори
правильно».
Если этих мер не хватает для того, чтобы добиться необходимого результата,
задерживаться не следует. Случаи неудач, особенно когда ошибку не удалось
исправить, обязательно должны быть отмечены в тетради индивидуальных
занятий (связь с сурдопедагогом).
Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их
внимание к произносительным ошибкам товарищей.
В конце фонетической зарядки следует подвести итог. При этом надо
одобрить тех, кто хорошо работал.
План фонетической зарядки записывается в плане урока, на котором
проводится зарядка.
2.В ходе учебного процесса на любом из уроков учитель дает ученику
установку перед его ответом, например: «Говори хорошо», «Говори с
ударением» (соответствующие таблички имеются у всех учителей на доске).
Подобные замечания учителя определенным образом настраивают ученика,
заставляют его мобилизовать свои умения и навыки устной речи. Очень важно
поддержать ребенка, одобрить его, положительно оценить его успех:
«Молодец! Говорил хорошо» и т. д. и т. п.
Если ученик говорит небрежно, хуже своих возможностей, учитель делает ему
соответствующее замечание, например: «Говоришь плохо, повтори», «Говоришь неправильно, без ударения. Послушай, как надо. Повтори»,
«Говоришь плохо, пропускаешь звук... Послушай, как надо. Повтори».
Если у ученика есть навыки самоконтоля, бывает достаточно покачивания
головой или движения пальца (дактильный знак), чтобы ученик, допустивший
фонетическую ошибку, спохватился и повторил сказанное уже правильно. Но
для этого совершенно необходимо знание учителем особенностей
произношения каждого из учеников класса (связь с сурдопедагогом класса).
Ошибки подлежат исправлению только в том случае, если ученик по
требованию или указанию учителя может правильно произнести
соответствующее слово. Иначе говоря, исправляются такие случаи
ошибочного произнесения, которые в профиле произношения ученика
отмечены как +.
При исправлении произносительных ошибок очень большое значение имеет
соблюдение учителем такта. Со стороны ученика может последовать
негативная реакция.
Эти требования распространяются и на воспитателей, ведущих работу с
детьми вне класса.
3. Фонетическая обработка речевого материала.
Предлагаемые на уроках, новые термины целесообразно представить в
графическом виде — написать на доске, табличке; если эти слова есть в
учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Эти слова или
словосочетания следует соответствующим образом обработать: поставить
знаки словесного ударения, орфоэпии (в подобном виде представляются все
новые термины или трудные для произношения слова всеми учителями
предметниками).
Учитель дает образец правильного произнесения. Это относится ко всем
периодам обучения — с I до XI класс. 4.Важной стороной работы над произношением является воспитание у
учащихся навыка улавливать произносительные ошибки в речи товарищей.
Этому следует учить детей с I класса. Сначала учитель постоянно привлекает
их внимание к тому, как говорит. Любую попытку оценить речь товарища,
указать на допущенную им ошибку в произношении следует всячески
поддержать. Надо одобрить ученика словами или положить ему фишку и т. п.
Постепенно ученики привыкают к тому, что нужно слушать, как говорит
отвечающий. Сначала, как правило, они замечают нарушения в слитности,
затем ошибки в словесном ударении и темпе. При наличии определенного
опыта слушать, как говорят другие, дети оказываются в состоянии находить и
ошибки в воспроизведении звукового состава слов (пропуски звуков, замена
звонких согласных глухими и наоборот, призвуки).
Умение вслушиваться в речь товарищей, замечать ошибки в их произношении
имеет большое значение для оценки и собственной речи. Ведь именно
способность оценить качество собственной речи, сопоставить ее с образцом,
которым служит речь учителя, лежит в основе самоисправления. Важнейшей
предпосылкой успешного формирования устной речи у глухих является
общая педагогическая культура учителя и его достаточно высокая
квалификация в области обучения произношению. Это относится прежде
всего к учителям младших классов, преподавателям языка в старших классах
и сурдопедагогам, ведущим индивидуальные занятия по развитию слухового
восприятия и формированию произношения.
5. Достаточно надежный самоконтроль может быть лишь тогда, когда
собственные действия правильно оцениваются. Но у многих глухих учащихся
оценка своего произношения не всегда правильно отражает качество речи.
Исследования показывают, что у значительной части глухих детей (около
40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они
значительны и могут быть использованы в процессе обучения. В процессе длительных занятий и упражнений с использованием ЗУА (звукоусиливающей
аппаратуры) остаточная слуховая функция у глухих детей активизируется.
При этом улучшение слуховой функции идет не вследствие восстановления
анатомофизиологических механизмов слуха, а путем активизации и
выработки у ребенка навыков использования уже имеющихся остатков слуха.
Интенсивное развитие остаточного слуха и широкое его использование в
работе над произношением значительно повышает возможности слухового
самоконтроля. В результате специальной тренировки остатки слуха у детей
развиваются. Ребенок начинает воспринимать или различать такие
фонетические элементы речи, которые прежде не различал. Примером
развития остаточного слуха является восприятие речевого материала,
который предъявляется на слух в различных условиях обучения на
общеобразовательных уроках.
На каждом уроке часть речевого материала предъявляется только на слух
(за экраном). Для этого материал тщательно продумывается. Он должен быть
знаком детям. Новый по значению речевой материал предъявляется слухо
зрительно, далее условия предъявления речевого материала усложняются.
При использовании остатков слуха ребенок слышит каждое произносимое им
слово, что является важным для слухового самоконтроля. Слуховое
восприятие при резком снижении слуха дополняется зрительным восприятием
видимых артикуляций (чтение с губ).
Таким образом, для закрепления правильного произношения и развития
самоконтроля речи учителя используют различные способы предупреждения
ошибок в речи учащихся, которым мы учимся на семинарах по коррекции
произношения. К ним относятся:
напоминание ученику перед уроком или в начале урока о необходимости
правильно говорить слова с определенным звуком, использование
нотирования. требовательность учителя, выражающаяся в общей установке не принимать
от учащихся высказываний при плохом произношении, в настоянии
повторного проговаривания фраз или отдельных слов, в которых допущены
ошибки. Применять отраженное и сопряженное проговаривание, давать
образец правильной речи. Это формирует установку на хорошее
произношение, пока еще недостаточно сформировано умение быстро, на ходу
исправлять допущенную ошибку. На уроках нет возможности долго
задерживаться на исправлении ошибок у отдельных учащихся, поэтому
необходимо владеть приемами беглого исправления. К числу таких приемов
относятся прежде всего требования сказать лучше, показ дактильным знаком,
показ отдельных признаков артикуляции звука (кистями рук, вибрации носа,
гортани, отодвигание языка, выдох через рот и т.д.), краткие словесные
указания (подними язык, опусти язык, не вытягивай губы и т.д.).
Этому мы также обучаемся на семинарах и самостоятельно. Учащиеся
старших классов знают приемы самоконтроля и умеют себя контролировать.
Но и учитель должен знать приемы самоконтроля и иметь профиль
произношения учащихся. Например, при фальцете, держать руку на груди
(вибрирует грудная клетка); при гнусавости: показать, что выдыхаемый
воздух идет через рот и вибрирует грудная клетка; при произнесении звука
«И» осязать вибрацию гортани и темени. При призвуках – можно показать
жестом, что голоса нет.
Следует отметить, что работа над произношением это не самоцель, она
органично включена в деятельность по формированию общеобразовательных и
коммуникативных умений и навыков.
Для соблюдения единого фонетического режима необходима взаимосвязь
учителей, воспитателей и сурдопедагогов.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Методические пособие для учителя-дефектолога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.