Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"
Оценка 5

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Оценка 5
Повышение квалификации +1
doc
биология +1
9 кл—11 кл +1
24.04.2019
Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"
В рамках темы самообразования разработала методические рекомендации по преподаваемому предмету по теме "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии". Данная статья включает в себя опыт моей работы, основные методики, приемы в обучении. В приложении представлен один из применяемых приемов урок - проект.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МЕТЕЛИ  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА ПО ПРЕПОДАВАЕМОМУ  ПРЕДМЕТУ. «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ» ПОДГОТОВИЛА:   ДУДИНА   Л.А., УЧИТЕЛЬ   БИОЛОГИИ   И   ХИМИИ ВЫСШЕЙ   КАТЕГОРИИ   МБОУ   СОШ   С. МЕТЕЛИ   МР   ДУВАНСКИЙ   РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Введение  II. Научная основа опыта   2.1 Методы развития познавательной активности обучающихся  2.2 Формы использования ИКТ для развития познавательного интереса обучающихся Содержание 2.2.1 Урок – презентация 2.2.2 Урок ­ электронная лаборатория 2.2.3 Использование готовых электронных продуктов 2.2.4 Электронное тестирование 2.2.5 Использование ресурсов сети Интернет 2.2.6 Метод – проектов 2.2.7 Метод – информационного ресурса 2.2.8 Внеурочная деятельность III. Влияние использования ИКТ на учителя и ученика IV. Система работы учителя 4.1 Формирование биологической компетентности 4.2 Развитие познавательной активности 4.3 Формирование информационной культуры 4.4 Развитие мышления 4.5 Развитие творческих способностей 4.6 Формирование коммуникативной компетенции и толерантности 4.7 Смена видов учебной деятельности V. Диагностика, мониторинг и анализ учебной деятельности 5.1 Образовательные программы VI. Заключение  VII. Использованная литература Приложение  2 Введение «Единственный   путь,   ведущий   к   знанию   –   это деятельность»   Б.Шоу   Тема методических рекомендаций:  «Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии». Цель:  Формирование   познавательной   активности   обучающихся   на   уроках   биологии,   в   условиях информационного общества, через использование информационных технологий. Задачи: 1. Ориентировать образовательный процесс на развитие личностного потенциала обучающихся через организацию индивидуальной, творческой и проектной деятельности. 2.   Формировать   информационную   грамотность:   развитие   способности   к   самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности. 3.   Повышать   качество   и   эффективность   процесса   обучения   за   счет   реализации   возможностей информационных технологий. 4. Активизировать познавательную деятельность через решение творческих задач. 5. Максимально использовать субъектный опыт обучающихся для получения ими новых знаний.            Основная   задача   школы   ­   воспитание   личности,   способной   адаптироваться   в   современном обществе,   быть   конкурентоспособным  [1].   Ведь     современный   век     ­   век   высоких   компьютерных технологий, что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально ­ экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в новом веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?          Тема актуальна,  так как совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:   ­вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;   ­совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;   ­широкое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран;    ­свободный  доступ   к  необходимой   информации   в  информационных  центрах   всего  мира  с  целью формирования   своего   собственного   независимого   аргументированного   мнения   по   различным проблемам.          Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно­коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё   шире   используются   электронные   средства.   Ведь   только   новые   информационные   технологии позволят   наиболее   эффективно   реализовать   возможности,   заложенные   в   новых   педагогических технологиях  [2]. Сегодня, когда информация становится ресурсом развития общества, очевидно, что современное образование ­ это непрерывный процесс.  Для школы это означает смену  приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность   детей   к   овладению   современными   компьютерными   технологиями   и   способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования[1].             Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя, разных   стратегий,   обучения   школьников   и,   в   первую   очередь,   использование   информационно   – коммуникативных   технологий   в   учебно­воспитательном   процессе.   Использование   ИКТ   на   уроках позволяет перейти от объяснительно­иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при 3 котором   ребенок   становится   активным   субъектом   учебной   деятельности.   Это   способствует осознанному усвоению знаний обучающимися [2].       Эти   вопросы   волнуют   меня   как   педагога   уже   не   один   год.     Всё   время   ищу   новые,   наиболее оптимальные   формы   и   методы   обучения,   помогающие   ответить   на   эти   вопросы.   Я   считаю,   что успешно   двигаться   вперёд,   можно   лишь   основываясь   на   всём   многообразии   предыдущего педагогического опыта.         Уроки   с  использованием  электронных  учебников,  презентаций,  электронных  тестов,  ресурсов Интернет и др.   представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными, педагогическими.    Выделяется   два   основных   направления   использования   современных   информационных технологий, повышающих эффективность и качество образования.  Первое  ­ предполагает усвоение знаний,   умений   и   навыков,   которые   позволяют   успешно   использовать   компьютер   при   решении образовательных задач. Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни, при этом, сокращая разрыв между требования общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа.  Второе ­ рассматривает современные информационные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно  повысить  его эффективность, обеспечить  широкие возможности свободного выбора   собственной   траектории   учения   в   процессе   образования.   Таким   образом,   происходит смещение   усилий   с   усвоения   знаний   на   формирование   компетентностей,   акцент   переносится  на личностно­ориентированное обучение.  Но,   тем   не   менее,  урок  был   и   остается   главной   составной   частью   учебного   процесса.   Учебная деятельность   обучающихся   в   значительной   мере   сосредоточена   на   уроке.   Качество   подготовки учащихся   определяется   содержанием   образования,   технологиями   проведения   урока,   его организационной и практической направленностью, его атмосферой.       Используя имеющийся опыт работы по внедрению информационно­коммуникационных технологий в образовательный процесс в течение предшествующих четырех лет, мной поэтапно осуществлялась опытная работа на новом организационном, методическом и содержательном уровне.           Однако уже сейчас можно сделать выводы о том, что накоплен определенный опыт работы по использованию   современных   информационно­коммуникационных   технологий   в   преподавании предмета,  выявлены  условия,  определено содержание,  наиболее  удачно отвечающее поставленным целям. Четко определена позиция ученика и учителя.    Новизна, теоретическая и практическая значимость педагогического опыта:             Современные ученики средней школы – это поколение, полностью воспитанное под влиянием средств   массовой   информации   и   сети   Интернет.   Хотим   мы   этого   или   нет,   но   сегодня   школа значительно уступает СМИ в формировании естественнонаучной картины мира.  Выход   ­ активно использовать на уроке те источники информации, которые наиболее привлекательны для учащихся: видео­   и   аудиозаписи,   ресурсы   сети   Интернет,  CD  и  DVD­диски   с   готовыми   программами   или уроками.            Ведь   многие   обучающиеся,   имея   приличный   багаж   знаний   и   решая   даже   самые   трудные контрольные   работы   на   отлично,   не   умеют   переносить   полученные   знания   на   окружающую   их реальность. Они не видят, что полученные знания – это знания об окружающем их мире, которые можно использовать в повседневной жизни[3]. II. Научная основа опыта 2.1     Методы   развития   познавательной   активности   обучающихся   с   использованием   средств мультимедиа.       Общеизвестно, что в школьном обучении применяются самые различные методы. В большинстве случаев   преподавание   базируется   на   принципе   воспроизведения   информации,   сообщенной   ранее учителем. В результате чего у многих учеников преобладает только воспроизводящее мышление. Это становится   препятствием   к   быстрому   и   самостоятельному   восприятию   новых   знаний   и, следовательно,   не   обеспечивает   потенциал   роста   интеллекта.   Кроме   того,   специфика   обучения   с использованием мультимедиа­технологий связана с проведением большей части учебного времени за компьютером,   что   не   способствует   развитию   монологической   речи.   Существуют   такие   методы обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию. 4 Наиболее распространенным методом обучения является объяснительно­иллюстративный, при котором   основное   внимание   сосредотачивается   на   изложении   знаний   в   определенной   системе,   в наглядной и доступной форме, от простого к сложному. Учитель сообщает готовую информацию разными   средствами,   а   обучающиеся   воспринимают,   осознают   и   фиксируют   в   памяти   эту информацию.   При   этом   каждый   педагог   стремится,   прежде   всего,   сообщить   нужный   материал   и добиться   прочности   его   усвоения.   Для   приобретения   обучающимися   навыков   и   умений   учитель системой   заданий   организует   деятельность   школьников   по   многократному   воспроизведению полученных ими знаний и увиденных способов деятельности. Учитель дает задания, а обучающиеся их выполняют   ­   решают   сходные   задачи,   т.е.   осуществляют   неоднократное   повторение   аналогичных действий.            Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком метода,  названного репродуктивным.  Объяснительно­иллюстративный и репродуктивный методы отличаются тем, что они обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей учащихся, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Деятельность обучающихся заключается в восприятии, осмыслении, запоминании новой информации.                   Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности обучающихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Для целенаправленного влияния на эту   деятельность   существуют   активные   методы   обучения.   В   самом   названии   заложена   сущность метода ­ не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность обучающихся.                 Если на занятии работает только преподаватель, обучающиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности.                    При   использовании   мультимедиа­ресурсов   необходимо   стремиться   к   такой   организации познавательной деятельности по усвоению содержания, при которой учащиеся не только приобретают новые   знания   и   умения,   но   и   достигают   высокого   уровня   развития   своих   познавательных   сил. Школьников     необходимо   включать   в   познавательную   деятельность,   которая   направлена   на достижение цели, объединяющей учителя и ученика,  на формирование творческой личности. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы научить молодых людей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе. Творческое мышление проявляется при решении проблем.                 Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов обучающегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении.   Поэтому   воспитание   личности   ученика   как   будущего   специалиста   зависит,   в   первую очередь,   от   его   потребностей   и   мотивов.   Именно   потребность   стимулирует   познавательную деятельность.   Соотношение   различных   мотивов   обусловливает   выбор   содержания   воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.         Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы.               При познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности,   т.е.   человека   интересует   процесс   и   содержание   познаваемого.   При   мотивации достижения   познавательная   деятельность   является   средством   достижения   цели,   находящейся   вне этой познавательной деятельности, т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате каких­то познавательных усилий, например положительная оценка.                 Познавательная мотивация способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая   вызвала   интерес.   В   нашем   случае   такой   деятельностью   может   стать   оперирование школьниками   с   мультимедиа­ресурсами.   В   процессе   формирования   познавательного   мотива происходит ориентировка, актуализация имеющихся у обучающихся знаний и способов деятельности, корректировка деятельности на основе сопоставления полученного результата с целью, напряжение волевых   усилий.   Однако   система   образования   ориентирована   преимущественно   на   стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной   задачей   обучающегося   является   успеваемость,   направление   его   усилий   смещается   с "производства знаний" на "производство отметки". Но, несмотря на это, в обучении нельзя отказаться 5 от мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации, имея в виду главное ­ всестороннее развитие личности школьника.                  Кроме   вынужденной   активности   указанный   метод   обладает   еще   и   высокой   степенью вовлеченности. Все это развивает стремление к знаниям, возбуждает интерес к изучаемому предмету. Сначала  интерес  начинается   с  любопытства,  потом перерастает   в любознательность,  а  на высшей ступени  развития  ­ в привычку  к систематическому  умственному труду. Познавательный  интерес имеет очень большую побудительную силу: он заставляет человека активно  стремиться   к   познанию,   активно   искать   способы   и   средства   удовлетворения   возникшей   у   него потребности в знаниях.      Наличие у школьников постоянного интереса к учению создает условия, при которых их внутренние усилия   согласуются   с   внешними   воздействиями   учителя,   что   обеспечивает   оптимальный   уровень активности   в   учебно­познавательной   деятельности   школьника   с   использованием   мультимедиа­ ресурсов. При пассивном восприятии информации школьники сохраняют в памяти:        10% того, что читают;         20% того, что слышат;         30% того, что видят;         50% того, что видят и слышат.                Вместе с тем при активном восприятии информации с использованием мультимедиа­ресурсов школьники удерживают в памяти 80% того, что говорили сами и 90% того, что делали сами.                     Активные   методы   обучения   не   только   резко   улучшают   запоминание   материала,   но   и способствуют его реализации в повседневной жизни.         Использование активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует достижению следующих развивающих целей:          ­  формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;        ­ развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли;        ­  развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения;      ­   воспитание твердости, необходимой для защиты своих позиций перед другими;       ­  совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.                Рассмотрим   существующие   формы   применения   мультимедиа­ресурсов   в   образовательном процессе школы. 2.2  Формы использования информационных технологий для развития познавательного интереса обучающихся:       Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показал, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при формировании познавательного интереса у обучающихся,  при проектировании уроков биологии и химии[3].  К таким объектам относятся:      видеофрагменты и цифровые фотографии (видеодемонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов);  видеофрагменты, позволяющие наглядно показать биологические объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приёмами;  цифровые фотографии, позволяющие изучить макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности во времени и пространстве;  виртуальные   модели:   (демонстрационные   (анимации),   биологических   явлений,   которые невозможно наблюдать в природе;   манипулятивные   (в   том   числе   конструкторы   и   тренажеры)   при   помощи   которых   можно  показать биологические модели явлений;  аудиоинформация   (пояснения   к   видео,   модели,   фотографии,   рисунку   аудиосюжеты)   при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;  6 компьютерные тесты (для отработки учебных умений, для контроля качества знаний и уровня сформированности умений). Современные   информационные   и   коммуникационные   технологии   обладают   уникальными дидактическими   возможностями.   Выделю   те   из   них,   которые   уже   используются   в   практике педагогической работы.  ИКТ позволяют:  представлять   обучаемому   информацию   в   различной   форме:   текст,   графика,   аудио,   видео, анимация и т.д.;  выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;  активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;    мобилизовать внимание учащегося;     печатать, воспроизводить и комментировать информацию;  выходить в Интернет и использовать его в учебных целях; видеть реальное применение или использование в жизни изучаемых процессов  и явлений      Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления,   принципиально   иначе   подходит   к   оценке   возникшей   проблемы,   к   организации   своей деятельности[3].     Основа  моей работы ­  уроки с использованием ИКТ. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие формы работы:           урок­презентация;  урок­исследование;  электронная лабораторная работа;   проекты;  электронное тестирование;  организация индивидуального обучения; урок­защита рефератов и др. 2.2.1 Урок ­ презентация            В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации,  самоутверждения  личности, развивается  историческое,  научно­естественное мышление.   Использование  мультимедийных   презентаций   позволяет   представить  учебный  материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.        Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое   рисунками,   простыми   и   анимационными   схемами,   анимационными   и   видео фильмами,   объединенными   вместе   при   помощи   программы   Power   Point.   К   поиску   материалов привлекаю   учеников.   В   ходе   урока   такая   презентация   может   демонстрироваться   как   с   помощью мультимедийного проектора, так и отдельно на  компьютере.  Специфика   подготовки   урока­презентации,   безусловно,   определяется   типом   урока.   Если   презентация   лишь   часть   урока,   один   из   его   этапов,   то   необходимо   четко   сформулировать   цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном  случае  нужно  четко ограничить  время  показа  презентации,  продумать  варианты  работы  с презентацией на уроке: вопросы и задания обучающимся.       Если презентация ­ творческая работа ученика или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше с презентацией, созданной учеником,  познакомиться  заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.    растений и животных, история развития биологии и др. 2.2.2  Урок ­ электронная лабораторная работа   Учебный   материал   обогащаю   презентациями   по   эволюции   органического   мира,   классификации     7 Биология     –  преимущественно  описательная   дисциплина.    Я   как    учитель  обязана  связать эксперемент   в   биологии   с   жизнью,   обучащиеся   приобретают   жизненно   необходимые   навыки, убеждаются, что мир материален и его познание возможно.   Но не всякий эксперимент возможен стенах   школы,   здесь   и   приходит   на   выручку   компьютер.   Ведь   с   его   помощью   можно   легко моделировать   биологические     процессы   и   явления,   которые   практически   невозможно   показать   в школьной   лаборатории   (по   причине   отсутствия   необходимого   оборудования).     Использую видеофрагменты   опытов   из   электронных   учебников,   если   их   нельзя   провести   на   уроке   в   полном объеме ввиду отсутствия необходимого оборудования.  2.2.3  Использование готовых электронных продуктов (CD, DVD­дисков)            Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать  деятельность учителя и обучающегося, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.    Электронные   учебники   снабжены   трёхмерными   иллюстрациями,   которые   развивают пространственное   мышление   школьников.   Широкое   использование   анимации,   моделирования   с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.          Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка.  Готовые ресурсы  позволяет демонстрировать на уроке:  ­фотографии животных, растений, известных людей и др.,  ­отсканированные иллюстрации книг, карты и др.,  ­схемы и таблицы,  ­тесты, кроссворды для проверки знаний,  ­видеоматериалы на различные темы,  ­аудиозаписи;  ­музыкальное сопровождение при демонстрации фото­ и видеоряда. 2.2.4  Электронное тестирование    Компьютерное онлайн  ­ тестирование,  работа с текстом и  анимациями  помогают обучающимся лучше понять материал, осуществить самоконтроль, эффективно оценить качество образования.      Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.    Особенно актуальным становится такое тестирование при подготовке к ГИА и ЕГЭ. 2.2.5  Использование ресурсов сети Интернет      Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы,   электронные   конференции)   и   становится   составной   частью   современного   образования. Получая   из   сети   учебно­значимую   информацию,   учащиеся   приобретают   навыки:   целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.  Интернет позволяет реализовать три задачи:     найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для  последующего многократного использования разными пользователями;  отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать  проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение;  сделать аналитический обзор, реферат по сформулированной заранее теме, что может  оцениваться как проектная работа обучающегося.     Следует   отметить,   что   представленные   на   Интернет   ­   сайтах,   виртуальные   объекты   являются полифункциональными. Они позволяют отобразить тонкости процессов и явлений  [3]. Один и тот же объект может быть использован на различных этапах учебного занятия при подготовке к урокам и на различных этапах урока.     Особое внимание поиску и отбору необходимой информации уделяю с обучающимися при работе над рефератами по биологии в 6 ­ 11 классе. 2.2.6  Метод проектов             В   мировой   практике   ведутся   поиски   способов   организации   самостоятельной   деятельности обучающихся,   предусматривающие   вовлечение   каждого   ребенка   в   активную   познавательную 8 ­     развитию   творческих   способностей,   позволяющих   реализовывать   проектную   задачу   в деятельность.   Одним   из   способов   такой   самостоятельной   работы   является   обучение   в сотрудничестве.  На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или   групповая   работа   обучаемых   с   использованием   мультимедиа­ресурсов   оказывается   намного эффективней объяснительно­иллюстративного и репродуктивного методов.                   обучающиеся   в   группах   разрабатывают   план   совместных   действий,   находят   источники информации,   способы   достижения   целей,   распределяют   роли,   выдвигают   и   обсуждают   идеи.   Все учащиеся   оказываются   вовлеченными   в  познавательную   деятельность.   Обучение   в   сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).          Метод учебных проектов является одним из методов творческого развития личности.          Метод проектов всегда предполагает решение какой­то проблемы, предусматривающей, с одной стороны,   использование   разнообразных   методов,   с   другой   ­   интегрирование   знаний,   умений   из различных  областей  науки, техники,  технологии,  творческих  областей.  Работа  по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой­то проблемы, но и процесс ее раскрытия.           Выполнение проектного задания способствует:       ­   формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию;           ­   выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом;        ­  активизации познавательной деятельности учеников, особенно при выполнении ими проектно­ компьютерных исследований;    соответствии с собственным видением;       ­  воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения;       ­  осознанию учениками себя творцами собственных знаний.                Метод   проектов   всегда   ориентирован   на   самостоятельную   деятельность   учеников   ­ индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   обучающиеся   выполняют   в   течение   определенного отрезка времени. В ходе этой деятельности целесообразно использованием  мультимедиа­ресурсов. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. 2.2.7 Метод информационного ресурса    Работа   обучающихся   с   книгой,   учебником,   справочной,   научно­популярной   и   учебной литературой в дидактике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно в полной мере добавить и мультимедиа­ресурсы.         Главное достоинство этого метода ­ возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную   информацию   в   доступном   для   него   темпе   и   в   удобное   время.   Учебная   литература   и мультимедиа­средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно­коррекционную. Наибольшее распространение  получили два вида работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний.                Основная цель использования метода информационного ресурса ­ закрепление и расширение теоретических   знаний   путем   ориентации   школьника   в   огромном   количестве   самой   разнообразной информации, которая ему необходима и удовлетворяет его познавательные потребности.         Деятельностью ученика при использовании метода информационного ресурса управляет учитель ­   это   сообщение   конкретных   знаний,   подборка   и   систематизация   мультимедиа­ресурсов   с   целью закрепления и расширения знаний, а также проведение контроля знаний обучаемых. Это определяет учебно­контролирующую деятельность учителя.                    Мультимедиа­технологии и созданные мультимедиа­ресурсы могут быть использованы при реализации   самых   разных   методов   обучения.   Одними   из   методов,   в   которых   использование мультимедиа   может   дать   наибольший   педагогический   эффект,   являются   различные   игры, используемые в учебном процессе. 2.2.8 Внеурочная деятельность           9 Использовать ИКТ  можно не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.  Информационные технологии особенно помогли мне при проведении «Недели биологии».  Планирование и проведение практических,   игровых,  теоретических   занятий  с  воспитанниками   кружка  «Лесовик»   и «Эрудит», интегрированной   «Недели   Естествознания»,   мероприятий   воспитательного   характера   с обучающимися 5 – 11 класса, классным коллективом «Новое поколение», классным руководителем, которого я являюсь. III.   Влияние   использования   информационно­коммуникационных   технологий   на   учителя   и ученика.   ­ ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;   ­ ИКТ содействует росту успеваемости обучающихся по предмету;   ­ ИКТ позволяет обучающимся проявить себя в новой роли;   ­ ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;   ­ ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.               Использование мультимедиа­технологий может существенно видоизменить самостоятельную учебную работу школьников, повышая   эффективность.                   Во время обучения у школьников необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному   изучению   научной,   учебной   и   методической   литературы,   потребность   в использовании   современных   мультимедиа­ресурсов,   большинство   из   которых   публикуется   в   сети Интернет.            Поскольку многообразие существующих классификаций видов самостоятельной деятельности обучающихся   достаточно   велико,   рассмотрим   лишь   классификацию   по   уровню   познавательной самостоятельности школьников.                  Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу. Работы этого типа выполняются на основе использования образца, в качестве которого могут быть использованы различные мультимедиа­ ресурсы.   Познавательная   самостоятельная   деятельность   школьников   проявляется   в   узнавании, осмыслении, запоминании, подведении известного метода под новую задачу. Назначение таких работ состоит в закреплении способов выполнения заданий, формировании умений и навыков, их прочному закреплению,   создании   основы   для   выполнения   заданий   более   высокого   уровня   познавательной активности и самостоятельности.  Подобные работы могут быть заданы в форме самостоятельной работы   с   подобранными   учителем   Мультимедиа­ресурсами,   конспектом   занятий   по   отбору   и систематизации учебного мультимедиа­материала.              Эвристические   самостоятельные   работы.  Самостоятельные   работы   этого   типа   содержат познавательные   задачи,   требующие   от   школьника   анализа   незнакомой   ему   ситуации   и   получения необходимой мультимедиа­информации. При выполнении работ эвристического типа познавательная активность и самостоятельность школьника выражается в проводимых им обобщениях при анализе проблемной   ситуации   и   нахождения   способов   решения   задачи.   В   результате   выполнения   таких заданий школьники приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества.           Творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа предполагают   непосредственное   участие   школьника   в   производстве   новых   для   него   знаний   с использованием  мультимедиа­информации. Школьник должен самостоятельно осуществлять выбор средств   и   методов   решения,   стоящих   пред   ним   задач,   определить   и   отобрать   необходимые   для выполнения задания знания и мультимедиа­ресурсы.         Самостоятельную работу последних двух типов рекомендуется проводить в форме проектов.  Использование ИКТ непосредственно учителем 1. Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала,  экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с  требованиями сегодняшнего дня.  2. Невозможно без компьютера и в оформлении учебного кабинета 3. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как  составную часть информационного пространства школы. 4. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя. Возможность живого 5. общения через коммуникационные услуги сети Интернет дает неоспоримые преимущества.  Электронные конференции, представленные как в текстовой форме (форумы, чаты), так и в форме видеоконференции позволяют мне  обмениваться информацией.  10 6. Также   экономию   времени   на   уроке,   способствует   погружению   в   материал,   стимулирует повышенную мотивацию обучения;  7. Возможность   формирования   коммуникативной   компетенции   обучающихся,   т.к.   ученики становятся   активными   участниками   урока   не   только   на   этапе   его   проведения,   но   и   при подготовке, на этапе формирования структуры урока;  8. Привлечение   разных   видов   деятельности,   рассчитанных   на   активную   позицию   учеников, получивших   достаточный   уровень   знаний   по   предмету,   чтобы   самостоятельно   мыслить, спорить,   рассуждать,   научившихся   учиться,   самостоятельно   добывать   необходимую информацию.  9. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать  деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.  10. Использование   мультимедийных   презентаций   позволяет   представить   учебный   материал   как систему   ярких   опорных   образов,   наполненных   исчерпывающей   структурированной информацией  в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются  различные каналы восприятия,   что   позволяет   заложить   информацию   не   только   в   фактографическом,   но   и   в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Я в своей работе использую материалы следующих образовательных ресурсов:   • Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school­collection.edu.ru);   • Изучаем биологию (http://learnbiology.narod.ru/);   • Избранные ссылки для биологов (www.bio.msu.ru/iinks.html);   • Международный социально­экологический союз (www.sea.ru)   • Web­ атлас «Окружающая среда и здоровье населения России» (www.sci.aha.ru/ATL/raOO.htm)   • Журнал «Экология и жизнь» (www.ecolife.ru/index.shtml) и многие другие.    Образовательные ресурсы Интернет я рекомендую использовать учащимися при самостоятельных занятиях.  IV. Система работы учителя        На уроках биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, развития познавательной активности, радости от   процесса   саморазвития   и   самопознания.   Для   этого   необходимо   создать   ряд   условий,   которые позволят уроку биологии быть успешным, т.е. достичь целей биологического образования[6]. 4.1  Формирование биологической компетентности.  Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой[6]. О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся устанавливают причинно­ следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации. Например: Урок в 8 классе.  Ткани. Задание 1. Установление связи строения клеток тканей и выполняемыми функциями. Урок в 6 классе.  Ткани. Задание 2. Применение знаний в новой ситуации Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете,  какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?  11 Для работы можно использовать материалы слайда, иллюстрирующие внутреннее строение частей растения: Урок в 6 классе. Жизнедеятельность клетки. ­ Какой процесс показан на слайде? Для каких организмов он характерен? Урок   в   8   классе.   «Строение   и   функции   кожи.   Гигиена   кожи»  ­   используя   материалы  .  ru  подготовьте   памятку   «Как   сохранить   волосы   здоровыми», энциклопедии   здоровья  http  «Свет мой зеркальце – скажи или как сохранить молодость» [6].  ://   vip   .  km  4.2  Развитие познавательной активности Информационные   технологии,   цифровые   образовательные   ресурсы   наиболее   эффективны, когда   они   используются   как   инструмент   решения   проблем,   развития   понятийного   аппарата, критического   мышления  [6].   Обучающийся   ­   активный   участник   событий   на   уроке.   Учитель   не передает   знания,   а   помогает   учиться   и   развиваться,   является   не   единственным   источником информации,   а   организатором   познавательной   деятельности,   создателем   условий   для   освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы.  Урок в 7 классе. Общая характеристика класса рыбы. Для   определения   признаков   основных   групп   рыб,   установления   зависимости   особенностей строения   от   условий   окружающей   среды,   создаю   проблемную   ситуацию,   предложив   поисковые задания, например: Ю. А. Конаржевский обращает внимание, что в развивающем обучении усвоение школьником всех понятий,   ЗУН   происходит   в   ходе   решения   учебных   задач.   Анализируя   практическую   задачу, ребенок определяет цель, и способ действия и самоконтроля. В процессе решения учебной задачи формируются все компоненты учебной деятельности, как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения[6].  Урок в 7 классе. Общая характеристика класса птиц. Какие   изменения   произошли   в     дыхательной   системе   птиц   по   сравнению   с пресмыкающимися? Как это связано с полетом? 4.3 Формирование информационной культуры Главная задача педагога научить работать с информацией, свободно ориентироваться в большом потоке и уметь ее получать из разных источников. Под сформированной информационной культурой педагогов   и   выпускников   школ   подразумевается   такой   уровень   владения   информационными 12 технологиями,   который   позволит   эффективно   использовать   ИКТ   в   своей   профессиональной деятельности в условиях информационного общества. 7 класс. Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическая значимость Для этого урока я даю учащимся опережающее домашнее задание, или организовываю работу на занятии. Подобное задание создает условия для развития умений отбирать информацию, преобразовывать, анализировать, работать в группе, использовать возможность самовыражения. Возможные темы:  Особенности размножения и развития рыб. Забота о потомстве.  Особенности размножения и развития земноводных. Забота о потомстве.  Особенности размножения и развития пресмыкающихся. Забота о потомстве.  Особенности размножения и развития птиц. Забота о потомстве.  Особенности размножения и развития млекопитающих. Забота о потомстве.  Многообразие отрядов млекопитающих. Примеры животных. Признаки отрядов.  Разнообразие экологических групп млекопитающих. Примеры. Приспособление  животных к определенным условиям обитания. Относительный характер такого приспособления.   Взаимоотношения человека и млекопитающих животных: ­ «священные» животные; ­ животные – герои сказок, басен; ­ животные – символы на гербах стран, городов; ­ животные – источники вдохновения для народного творчества, искусства; ­ охрана и восстановление редких видов; ­ наши любимые животные (и другие).  4.4  Развитие мышления Необходимо   способствовать   освоению   основных   логических   операций:   выделять   главное, определять   понятия,   сравнивать   и   классифицировать,   обобщать   и   систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.  Составление планов, схем помогают выделить главное   из   второстепенного,   не   просто   прочитать,   а   понять   и   осмыслить   текст,   установить взаимосвязи отдельных частей, что способствует систематизации материала [6]. Урок в 6 классе. Распространение плодов и семян. Задание 1. Составление логических цепочек Задание 2. На систематизацию и обобщение 1. Рассмотрите рисунки слайда, подберите слова, общие для всех изображенных объектов. Какое обобщающее название можно дать этим рисункам? Урок 6 класс. Систематика растений. Задание 3. На классификацию 1. Выберите  основание для классификации. 2. На данном основании предложите классификацию объектов, демонстрируемых на слайде. Примечание. В дальнейшем учитель выбирает для изучения один из вариантов классификации.  13 4.5 Развитие творческих способностей ИКТ   обладают   развивающим   потенциалом,   проявляющимся   в   способности   реализовать возможности,   содержащиеся   в   различных   цифровых   ресурсах,   подвергать   объекты   желаемым изменениям,   развитию.   ИКТ   дает   почву   для   обмена   информацией   между   всеми   участниками образовательного процесса в реальном и виртуальном пространстве [6]. Творческие домашние задания: ­ написать сказку, сочинение, рассказ; ­составить ребусы, кроссворды, загадки; ­ презентацию «Необычные плоды растений» (6 класс); ­ презентация «Животные Красной книги»; ­ презентация «Птицы красной книги»; ­ подборка фотографий, картинок и т.д 4.6  Формирование коммуникативной компетентности и толерантности. В реальной жизни человек в основном общается в малых группах – на работе, дома в семье, с друзьями.  Поэтому  на первый   план  выходят  умение  принимать  на себя  разные  социальные   роли, умение общаться и выполнять что­то совместно с другими, принимать совместные решения – ведь совместная деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека. Работая в группе или коллективе, проводя мини­исследования или реализуя проекты, школьники учатся принимать на себя   разные   социальные   роли,   общаться   и   выполнять   работу   совместно   с   другими,   принимать совместные решения – это позволяет эффективно решать учебные задачи. В этом случае ребенок – полноценный участник различных форм работы, а любая грань знаний, приобретенных на уроке, это результат собственной деятельности. Обучающийся  на уроке не только учится  сам – он учит и своих одноклассников.   В.К.   Дьяченко   говорил   по   этому   поводу:   «я   учу,   чтобы   научить   другого.   А  ты учишься для того, чтобы научить меня. Таким образом, мы знаем в два раза больше, чем знали до этого».   Эти   умения   помогут   школьникам   и   за   пределами   школы,   ведь   совместная   деятельность занимает значительную часть сознательной жизни человека [6]. Необходимо   применение   разных   форм   общения,   основанных   на   групповых   технологиях, позволяющих выработать коллективное решение и обсудить результаты деятельности. Это развивает способность слышать другого, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу. Сами эти решения и результаты особенно ценятся школьниками как итоги общения и взаимодействия. «Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны»,­ А. Дистервег [6]. Урок в 6 классе. Распространение плодов и семян.   Сравните: А) типы плодов, Б) способы распространения, В) укажите приспособления к способу распространения Урок в 7 классе. Опорно­двигательная система. А)   Заполните   сравнительную   таблицу   (перечисляются   вопросы   для   сравнения:   какими   типами тканей образован скелет? Из каких веществ состоят? Какими свойствами обладают? и т.д) Б)   Для того, чтобы сформулировать вывод, ответьте на вопросы: что общего у рассмотренных опорных структур? Какие функции выполняют? Какие свойства обеспечивают выполнение этих функций? 14 В) Сформулируйте вывод, используя опорные слова: Все эти образования выполняют ______ и ______   функции,   поэтому   они   ______.   Я   думаю,   что   лучшим   образованием   является   ______, потому что _______. 4.7  Смена видов учебной деятельности  Если в течение 45 минут 5­6 раз произошло чередование видов учебной деятельности – то можно говорить о том, что выполнено одно из важнейших условий здоровьесбережения на уроке [6].  Например: План урока.     9 класс   «Модификационная  изменчивость» к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Крикскунова, В.В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Цель: формирование знаний  обучающихся о модификационной изменчивости,  Задачи:  1. Сформировать понятия вариационный ряд, вариационная кривая, норма реакции. 2. Развивать   навыки   по   составления   вариационной   кривой   и   вычислению   средней величины.  3. Способствовать развитию творческих способностей детей. Оборудование: учебник А.А. Каменского, Е.А. Крикскунова, В.В. Пасечника «Биология. Введение в   общую   биологию   и   экологию»   9   класс,   клубни   картофеля,   презентация   «Модификационная изменчивость», проектор, экран, линейка, карандаш. Содержание урока. Ориентировочно – мотивационный этап. I. 1. Выравнивание знаний. А) Что изучает генетика? Б) Дайте определение наследственности и  изменчивости? В) Что такое генотип? Г) Что такое фенотип? Д) Что такое ген? Самооценка. 2. Создание мотивационной основы для следующего этапа урока. ­ Итак, мы знаем, что каждый организм рождается на свет с готовыми, полученными от родителей набором генов. Но наряду со свойством наследственности организм обладает еще и изменчивостью. Отсюда следует, что тема нашего урока………..(работа с презентацией и текстом учебника). Операционно­исполнительский этап. II. Задание 1. какую изменчивость мы называем ненаследственной? От каких факторов она зависит? Задание 2. От чего зависит развитие фенотипа организма? Почему при одном и том же генотипе, но при разных условиях фенотип может существенно различаться? Задание 3. Приведите примеры ненаследственной изменчивости? А) проявление гена веснушчатости возможен только при наличии солнечного облучения. Б) ген образования хлорофилла выявляется лишь на свету. В) проявление гена лысости у гетерозигот зависит от количества мужского полового гормона. Вывод: фенотип – результат взаимодействия между генотипом и средой. Самооценка. 15 Задание 4. Существуют ли границы модификационной изменчивости? (работа с текстом учебника и презентацией).     Вывод: Пределы изменчивости признака называют – нормой реакции. Задание 5. Одинакова ли для всех организмов норма реакции? Скажите, наследуется ли признак организмом? Вывод:  Нет,   наследуется   способность   организма   (генотипа)   в   результате   взаимодействия   с условиями развития давать определенный фенотип, или наследуется норма реакции организма на внешние условия. Задание  6.  Можно   ли   использовать   знания   о   модификационной   изменчивости   для   управления индивидуальным развитием? ­ Да.  А) увеличение яйценоскости кур при помощи дополнительного освещения в зимний период. Б)  влияние витаминных кормов на приплод свиноматок (у маток, лишенных витамина В12  число поросят и их жизнедеятельность оказывается наполовину меньше, чем у маток, получивших его в течение 3 месяцев перед опросом). Вывод: управлять доминированием можно, зная индивидуальные особенности организма. Самооценка. Лабораторная работа «Статистические закономерности модификационной изменчивости» Цель работы: изучить закономерности изменчивости длины листьев _________: а) определить пределы изменчивости (норму реакции) изучаемого признака; б) определить наиболее часто встречающееся значение признака. в) сформировать отчет о проделанной работе в виде презентации Power Point  Оборудование: линейки, гербарии листьев растений                         Ход работы: 1.   Измерить длины 20 листьев _____________ 2.   Составить таблицу изменчивости признака:  Длина , см Кол­во листьев с такой длиной min max 3. Определить норму реакции (т.е. пределы изменчивости) изучаемого признака (min; max)  4.  Используя данные таблицы изменчивости признака, построить график (вариационную кривую):  Кривая изменчивости длины листьев __________ количество листьев   Определить 5. изучаемого Средняя длина   сумма кол общее всех  во длин листьев длина листьев, см среднее признака:    значение Как соотносится среднее значение длины листьев с вершиной графика (кривой) изменчивости? 16 5. Вывод (исходя из целей)  III. Рефлексивно – оценочный этап. IV. Домашнее задание. 1. Оформить вывод по ЛР. 2. выполнить   любую   творческую   работу   по   модификационной   изменчивости   (примеры, фотографии, картинки, проекты по управлением доминированием.) V. Диагностика, мониторинг и анализ учебной деятельности   Прилежный   учитель   сегодня   в   круговороте   экспериментов   и   разноголосицы   наставников. Информатизация,   компьютеризация,   модернизация,   ЕГЭнизация,   систематически   меняющиеся программы, учебники, планы[7]. Но эффективность любого урока определяется не тем, что дает учитель,   а   тем,   что   дети   взяли   в   процессе   обучения.   Результаты   работы   учителя   оцениваются умениями   его   учеников,   уровнем   самодеятельности   обучающихся   на   уроке,   отношением обучающихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока[7].             Нельзя следовать чужой методике, ведь по справедливому утверждению К.Д. Ушинского, опыт скопировать нельзя,  можно взять на вооружение мысль, выведенную из опыта[7]. Я, как многие мои коллеги,  выяснила  для  себя, что знания не следует  сообщать обучающемуся,  но его  надо подводить к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладевал. Вы загляните в детские глаза. Вам истина откроется простая: Нельзя учить, души не отдавая, И в этом смысла жизни красота!              Можно   ли   стать   хорошим   учителем?   Педагоги   и   психологи   утверждают:   можно[7].   Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика. Даже если есть талант. Но здесь должно быть главное – любовь к детям[7].     С  годами приходит мастерство, учишься на всем, что позволяет избежать ошибок, потому что ошибки   в   работе   педагога­это   судьбы   детей,   которые   верят   в   нас,   которые   не   делят   нас   на педагогов   первой   или   второй   категории,   принимают   нас,   чаще   всего,   как   людей,   в   чьем профессионализме они не сомневаются.             Именно поэтому   меня, как любого учителя, интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать   стремление   к   знаниям,   как   выбрать   из   богатейшего   арсенала   методов   и   приемов обучения   те,   которые   побуждали   бы   ребенка   активно   овладевать   нужными   ему   знаниями   и умениями.        Очень важная проблема (и не только у биологов)­ низкая мотивация учеников, все мы сознаем, что дети не хотят учиться. Как повысить мотивацию к обучению?        Я считаю, что прежде всего, самому необходимо постоянно учиться, использовать различные технологии   в   образовательном   процессе,   отдавая   предпочтение   деятельностным   методам   (в биологии это и лабораторные и практические работы, постановка домашнего опыта, проектная деятельность). Использование   игровых, коллективных способов обучения – при этом снижается уровень тревожности у детей, возникает сотрудничество и взаимопомощь между учениками. Важно использовать на уроках не просто интересную информацию, но и преподносить ее современными способами ­ интернет, электронные пособия, видеофильмы и т.д. 17 VI. Заключение "Скажи мне, и я забуду.  Покажи мне, ­ я смогу запомнить.  Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".                      Древняя мудрость          Невозможно научить ребёнка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания. Активная   работа   ученика   на   уроке   ­   залог   успешного   обучения.   Известно,   что   познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету.   В развитии интереса к   учебному   предмету   нельзя   полагаться   только   на   содержание   изучаемого   материала,   важны   и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.         Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиваться качественно более высокого уровня   наглядности   на   уроках,   значительно   расширяет   возможности   активизации   деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведёт к формированию положительного отношения обучающихся к изучаемому материалу[5]. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.       Использование технологии мультимедиа позволяет включить в учебный курс одновременно видео, звуковое   сопровождение,   фото,   рисунки,   картины,   схемы,   текст.   Разнообразие   источников информации создает ситуацию новизны и разнообразия и, несмотря на большую информационную насыщенность, такое занятие воспринимается учащимися с интересом и оставляет у них хорошее впечатление. А видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, ­ что может быть лучше этого?  возрос интерес обучающихся к биологии, у них появилась устойчивая мотивация к учебной деятельности.  моими учениками создана серия образовательных презентаций. Благодаря   этой коллекции, исходя из темы урока, цели и задач, я   корректирую материал презентации (просто показ, демонстрация   с   предварительным   заданием,   демонстрация   с   комментарием   учителя   или ученика и т.д.) использую ИКТ на всех этапах урока, и при объяснении нового материала, и при закреплении, и для контроля знаний.          Использование ИКТ помогает и при проведении исследовательских работ, открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий.             Качественные   цифровые   фотографии,   иллюстрирующие   результаты   исследований,   сводные таблицы, возможность постоянного пополнения материала делает работу увлекательней и интересней.            Важным пунктом использования  ИКТ технологий  считаю   подготовку к   ГИА и ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии. Тесты представлены в электронном виде и используются в интерактивном режиме. Такая подготовка учащихся способствует выработке навыка работы с тестовыми заданиями и подготовке к ГИА и ЕГЭ.       Свою задачу я вижу в том, чтобы сделать годы учёбы радостными, не отталкивать от себя детей, а стать им другом, жить с ними одной жизнью и ИКТ одно из средств, которое успешно реализует эту задачу.        Закончить мне хочется фразой: «Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я пытаюсь научить своих детей. VII. Список используемой литературы: 1. Киев, Астрель, 2002. 2. обучающихся по специальности 032400 – биология / А.И. Никишов. – М.: Колосс, 2007. 3. Полат. – М.: Академия, 2000.  Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно­воспитательном процессе. Никишов А.И. теория и методика обучения биологии: учеб. Пособие для студентов вузов,  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: /Под ред. Е.С.  18 Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. ­ 2002. ­ №2. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно­познавательной деятельности учащихся Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6. Смирнов   В.А.   Компьютеризация:   от   энтузиаста­учителя   к   коллективу   единомышленников. 4. 5. в процессе обучения биологии. – М.: МПУ, 1994. 6. 7. Народное образование, 1992.  Интернет сайты: 1. 2. 3. ПРИЛОЖЕНИЕ Педсовет.org ProШколу.ru Первое сентября Урок из опыта работы  учителя биологии МБОУ СОШ с. Метели  Дудиной Л.А. Урок ­ конференция "Генетика человека и здоровье" (слайд 1) «Ты,   человек,   можешь   сделать   для   своего    здоровья   и благополучия   больше,   чем   любой врач,   любая   больница, любое       медицинское          средство».                                               (Дж. Калифано) лекарство,      любое      Цель   урока:  Сформировать   знания   учащихся   о   конкретных   генетических   заболеваниях,   их цитологических основах, причинах возникновения. Задачи урока: (слайд 2) 1. Образовательные:  изучить особенности человека, как объекта генетических исследований, методы и результаты изучения наследственности человека. Раскрыть причины наследственных болезней и их лечение. 2. Развивающие:  продолжение   формирования   обще­учебных   интеллектуальных   и информационных компетентностей учащихся. 3. Воспитательные:  сформировать   представление   о   необходимости   бережного   отношения   к здоровью человека. Продолжить формирование у учащихся понимания личной ответственности за   сохранение   своего   здоровья   и   здоровья   следующих   поколений.   Раскрыть   возможности рождения здорового потомства. Тип   урока  –   изучение   нового   материала.  Ведущие   методы:   частично­поисковый   и   проблемный. Оборудование:  презентация  по теме, мультимедийная доска, ноутбук.  Прогнозируемый результат – ценностное отношение к своему генетическому здоровью, знание мер профилактики наследственных заболеваний человека (консультация врача­генетика при планировании семьи; изучение родословных; снижение влияния мутагенных факторов за счёт отказа от вредных привычек,   например   курения,   употребления   алкоголя   и   наркотиков,   использования   генетически безвредных пищевых добавок, лекарств, косметики, средств бытовой химии и охраны от загрязнения окружающей человека среды). Ход урока I. Организационный момент. 1. Формулировка темы, цели и задач урока.  II. Актуализация знаний.  Эпиграф к уроку: «Ты, человек, можешь сделать для своего   здоровья и благополучия   больше,   чем   любой   врач,   любая   больница,   любое       лекарство,      любое     медицинское          средство». Первичное   усвоение   знаний  (самостоятельное   выделение   особенностей   человека,   как   объекта генетических исследований).   методы   изучения   генетики   человека   и   объект   их  Охарактеризуйте   основные   исследований. Генеалогический метод (изучение родословных человека).(слайд 3) 19 Близнецовый метод (изучение моно­ и дизиготных близнецов).(слайд 4 – 6) Цитогенетический метод (изучение нарушений хромосом и их количества). (слайд 7) Биохимические методы (изучение нарушений обмена веществ человека). (слайд 8)  Экспресс – опрос.    На каждый вопрос выберите один полный и правильный  ответ.         1).  Совокупность всех наследственных задатков организма: А.  гены;      Б.  геном;        В. генотип;              Г. генофонд. 2).  Метод,  неприемлемый   в   исследованиях    генетики  человека: А.   цитогенетический;                          В.  генеалогический;                 Б.   гибридологический;                           Г.  биохимический. 3).  Метод, основанный на изучении родословной человека: А.   цитогенетический;                              В.   близнецовый;                  Б.   генеалогический;                                 Г.  биохимический 4).  Болезни,  связанные  с  потерей  или  появлением лишней хромосомы, были изучены методом:  А.   цитогенетическим;                        В.   близнецовым;           Б.   генеалогическим;                           Г.  биохимическим. 5).  Заключение родственных браков нежелательно, так как: А.  может произойти смешение групп крови; Б.  увеличивается вероятность перехода рецессивных  «больных» генов в гетерозиготное состояние; В.  увеличивается вероятность перехода рецессивных   «больных» генов в гомозиготное состояние; Г.  это нехорошо по этическим соображениям. III.  Изучение новой темы:  Проблемная ситуация   Кто впервые ввел термин генетика? (слайд 9 – 10) Проект Дарьи Бузюк (эпилепсия,   шизофрения),   заболевания   нервной   системы   Генетика человека –  это сравнительно молодая наука.  Передней стоят серьезные задачи. Генетика важна   для   решения   многих   медицинских   вопросов,   связанных   с   различными   наследственными болезнями:   эндокринной системы(   эндемический   зоб,   кретинизм),   крови   (гемофилия,   некоторые   виды   анемии),   а   также существованием   целого   ряда   тяжелых   дефектов   в   строении   тела   человека   (короткопалость, гигантизм, полидактилия). Особую роль генетика стала играть в фармакологической промышленности – с развитием генетики микроорганизмов и генной инженерии.  Несомненное еще многое остается неизученным,  например  процесс  возникновения  мутаций или  причины проявления  онкологических опухолей. Но именно этим и  вызвана острая необходимость в дальнейшем развитии генетики. Каждый человек   ответственен   за   свое   здоровье   и   наследственное   благополучие   своих   детей,   важным помощником в этом является его биологическое образование, так как знания в области анатомии, физиологии и генетики предостерегут   в дальнейшем от многих ошибок. 20  Человек  –  сложнейшая   загадка  для   науки  и   самого  себя,   понимание  его   природы   было   и остается предметом многочисленных исследований, в том числе и генетических.  Генетика человека (Антропогенетика)– раздел науки генетики, который объясняет многое из того, что ранее было загадочным в биологической природе человека.  Законы наследственности и характер наследования отдельных признаков у человека и животных едины: 1. невозможностью   применения   основного   генетического   метода   контрольных скрещиваний(гибридологический метод);  2. редкой сменой поколений;  3. малочисленным потомством;  4. большим числом хромосом;  5. поздним половым созреванием.   Изучение наследственности  имеет большое значение, так как здоровая наследственность – залог здоровья человека. Нередко ошибочно термины «наследственная   болезнь»   и   «врожденная   болезнь»  употребляются   как   синонимы,   однако  врожденными болезнями  называют те заболевания, которые имеются уже при рождении ребенка и могут быть обусловлены как наследственными, так и экзогенными (внешними) факторами.   Наследственные болезни связаны с нарушениями в генетическом материале, возникающими у родителей или самого организма, или определенными комбинациями генов у потомков.  Проект Булыгиной Марии Классификация наследственных болезней (слайд 11) 1.  Моногенные болезни (слайд 12­ 14)  Обусловлены  мутациями или  отсутствием отдельных генов и наследуются в полном соответствии с законами Менделя (аутосомное или сцепленное с X­хромосомой наследование, доминантное или рецессивное).     под влиянием окружающей среды.  Мутации могут захватывать как один, так и оба аллеля.  Хотя распространенность моногенных болезней невысока, полностью они не исчезают. Для моногенных болезней характерны «молчащие» гены, действие которых проявляется 2.  Аутосомно­доминантные болезни(слайд 115 ­ 16)  В   основе   лежит   нарушение   синтеза   структурных   белков   или   белков,   выполняющих специфические функции (например, гемоглобина)  Действие мутантного гена проявляется практически всегда  Больные мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой.   Вероятность развития болезни в потомстве составляет 50%.  Примеры   болезней:  Синдром   Марфана, пароксизмальная миоплегия, талассемия и др.   болезнь   Олбрайта,   дизостозы,   отосклероз, Проект Швалева Виталия 3. Аутосомно­рецессивные болезни (слайд 17)  Мутантный ген проявляется только в гомозиготном состоянии.  Больные мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой.  Вероятность рождения больного ребенка составляет 25%.   Родители больных детей фенотипически могут быть здоровы, но являются гетерозиготными носителями мутантного гена  Аутосомно­рецессивный  тип наследования  более характерен для заболеваний,  при которых нарушена функция одного или нескольких ферментов, — так называемый ферментопатий. Примеры болезней:  Фенилкетонурия, микроцефалия, ихтиоз (не сцепленный с полом), прогерия. Прогерия. (слайд 18 ­ 19) У этого человека прогерия. На самом деле это подросток, который скоро умрет от старости. Он — единственный  из восьми миллионов здоровых детей  страдает синдром Хадчинсона Гилфорда.  Эту болезнь называют ещё детской старостью. В мире зарегистрированы лишь 48 аналогичных случаев.   21 им ещё Генетическая мутация в белке Ламин, А вызывает ускоренное старение организма. Человек стареет в семь   раз   быстрее.   И молодой   совсем   человечек —   с его   большими   оттопыренными   ушами, выпученными   глазами   и разбухшими   венами   на лысом   черепе —   превращается в стошестнадцатилетнего старика. Можно   сказать,   что   них   не человеческий   век,   а собачий.   Живут   и стареют   по собачьему летоисчислению. Очень скоро они умирают от банального сердечного приступа.  Просто от старости, когда не исполнится и двадцати. Впрочем,   вызывает   прогерия   и другие   проблемы:   у них   во рту,   например,   появляется   второй   ряд зубов, а кожа становится очень бледной, почти прозрачной. Такие дети заболевают тем, чем обычные люди страдают в пожилом возрасте. Ихтиоз.  (слайд   20).      Ихтиоз  ­  генетическое  заболевание   кожи,  ни  причин, ни  способов  лечения которого мы пока не знаем. Основным симптомом ихтиоза является грубая, сухая, шелушащаяся кожа, которая похожа на кожный покров низших позвоночных, таких как рыбы, змеи и в том числе ящерицы. Многие больные ихтиозом изуродованы на всю жизнь и испытывают серьезный дискомфорт от своей необычно толстой кожи. Помимо этого серьезно нарушаются температурная регуляция кожи, водный   баланс,   рост   и   развитие,   в   зависимости   от   степени   поражения   этим   заболеванием.   При наиболее жестоких формах ихтиоза младенцы умирают вскоре после рождения от обезвоживания и инфекций. Другие виды ихтиоза (всего их около 40) влекут за собой задержку умственного развития, иммунодефицит,   глухоту,   облысение,   деформацию   костей,   ухудшение   зрения,   инфицирование   с волдырями,   ухудшение   подвижности   и   психологическую   опустошенность,   которая,   как   правило, сопровождает   физические   уродства.     К   несчастью,   исследований,   направленных   на   понимание природы   ихтиоза,   проводится   очень   мало.   И,   к   сожалению,   из­за   отсутствия   внимания   к   этому заболеванию   утрачиваются   знания.  Исследование   ихтиоза   наверняка  пролило   бы   свет   на  природу других кожных заболеваний, различных генетических отклонений, принципов роста клеток кожи и работу иммунной системы в целом. Проект Поезжаева Олега 4.  Болезни, сцепленные с полом(слайд 21 ­ 22) мышечная дистрофия типа Дюшенна, гемофилии А и В, синдрома Леша — Найхана,  болезни Гунтера, болезни Фабри (рецессивное наследование, сцепленное с Х хромосомой)  фосфат­диабет (доминантное наследование, сцепленное с Х хромосомой). 5.  Хромосомные болезни (слайд 23 ­ 25)  Возникают вследствие изменения числа или структуры хромосом.   При   каждом   заболевании   наблюдается   типичный   кариотип   и   фенотип   (например,   синдром Дауна).   Хромосомные   болезни   встречаются   значительно   чаще   моногенных   1000 новорожденных).  6. Геномные мутации  (6   ­10 из  синдрома   Шэрешевского­Тернера,     болезнь   Дауна   (трисомия   21),   синдроме   Клайнфельтера (47,ХХУ),  синдром «кошачьего крика» Проект Щерстобитовой Светланы 7. Полигенные (мультифакториальные) болезни(слайд 26 ­ 28)  Обусловлены   взаимодействием   определенных   комбинаций   аллелей   разных   локусов   и экзогенных факторов.   Полигенные болезни не наследуются по законам Менделя.   Для оценки генетического риска используют специальные таблицы  Примеры   болезней    некоторые   злокачественные   новообразования,   пороки   развития,   а   также предрасположенность   к   ИБС,   сахарному   диабету   и   алкоголизму,   расщепление   губы   и   неба, врожденный   вывих   бедра,   шизофрения,   врожденные   пороки   сердца.   Расщелины   губы   и   неба составляют 86,9% от всех.   Употребление алкоголя приводит к уродующему воздействию на плод, причем   повреждение   будет   тем   сильнее,   чем   на   более   раннем   этапе   критического   периода воздействовал  алкоголь.  В  медицинской  литературе   появился   специальный   термин,  обозначающий комплекс   пороков   у   детей,   вызванных   повреждающим   воздействием   алкоголя   в   период внутриутробного   развития   —   алкогольный   синдром   плода   (АСП),   или   синдром   алкогольной 22 фетопатии. Для АСП характерны врожденные аномалии развития сердца, наружных половых органов, нарушение   функции   центральной   нервной   системы,   низкая   масса   тела   при   рождении,   отставание ребенка в росте и развитии. У детей с синдромом алкогольной фетопатии характерные черты лица: маленькая голова, в особенности лицо, узкие глаза, специфическая складка вектонкая верхняя губа. Употребление спиртных напитков опасно на всем протяжении беременности, так как алкоголь легко проникает от матери через плаценту по кровеносным сосудам, питающим плод. Воздействие алкоголя на плод в последующие месяцы беременности приводит к недоношенности, снижению массы тела рожденных   детей,   мертворождению,   уродствам. Кормящая мать должна помнить, что алкоголь оказывает крайне вредное воздействие на организм грудного младенца и в первую очередь на его нервную систему. Даже ничтожные дозы алкоголя, попадающие с   молоком   матери   в   организм   младенца,   могут   вызвать   серьезные   нарушения   в   деятельности центральной нервной   системы,   а   в   отдельных   случаях   даже   иметь   необратимые   последствия.   Ребенок   под   воздействием   алкоголя   становится   беспокойным,   плохо   спит,   у   него   могут наблюдаться   судороги,   а   в   последующем   и   отставание   в   психическом   развитии.   Если   же кормящая мать страдает женским алкоголизмом и в организм младенца регулярно попадает алкоголь, то,   помимо   вышеупомянутых   осложнений,   у   ребенка   может   возникнуть   «синдром   алкогольной зависимости грудного возраста».  Фото   последствий   женского   алкоголизма  Проект Накарякова Александра Факторы риска возникновения наследственных заболеваний(слайд 29 ­ 35) Физические   факторы  (различные   виды   ионизирующей   радиации,   ультрафиолетовое  излучение)  лекарственные препараты и др.вещества)  гриппа, кори, гепатита и др.) Химические   факторы  (инсектициды,   гербициды,   наркотики,   алкоголь,   некоторые Биологические   факторы  (вирусы   оспы,   ветряной   оспы,   эпидемического   паротита, Профилактика и лечение наследственных болезней(слайд 36 ­ 38) Профилактика:   Медико­генетическое консультирование при беременности в возрасте 35 лет и старше, при наличии наследственных болезней в родословной   Исключение родственных браков Генетическая консультация.  Поводы для обращения в генетическую консультацию могут быть весьма различными. Обращаться в нее могут, например, родители, если они опасаются рождения у них ребенка с генетически обусловленной болезнью.  Генетические   исследования   позволяют   предсказать   вероятность   такого   рода   заболеваний,   если, например:  У родителей имеется генетическое заболевание в роду;  Семейная пара уже имеет больного ребенка;  В семейной паре жена неоднократно имела выкидыши;  Пожилая пара;  Имеются родственники, больные генетическими заболеваниями. Предпосылкой для эффективности консультации является, по возможности, детальный анализ семейных родословных в отношении наследственных болезней. Тест на гетерозиготность позволяет делать выводы относительно  генетически обусловленных дефектов   обмена   веществ,   которые   проявляются   у   родителей   в   стертой   форме,   так   как гетерозиготные носители признака синтезируют регуляторные вещества в небольших количествах. Пренатальный (дородовый) диагноз.  При этом диагнозе  отбирается несколько миллилитров околоплодной жидкости из плодного пузыря. Содержащиеся в околоплодной жидкости клетки плода позволяют делать заключение  как о нарушениях обмена, так и о хромосомных и генных мутациях  Проект Щербинина Владислава 23 Лечение: (слайд 39) Диетотерапия Заместительная терапия Удаление токсических продуктов обмена веществ Медиеометорное воздействие (на синтез ферментов) Исключение некоторых лекарств (барбитуратов, сульфаниламидов и др.) Хирургическое лечение       Сегодня активно развивается новый метод – генная терапия.  Он может быть использован для исцеления человека с генетически обусловленным заболеванием, или, по крайне мере, для уменьшения тяжести заболевания. С помощью этого метода дефектные гены могут быть заменены «здоровыми» и болезнь может быть   прекращена   в   результате   устранения   причины   (дефектного   гена).     Однако   направленное вмешательство   в   генетическую   информацию   человека   несет   опасность   злоупотреблений   путем манипуляций с зародышевыми клетками, и поэтому, активно оспаривается многими. Рефлексия: 1. Что узнали нового на уроке? 2. Достигли ли мы целей урока – конференции? 3. Кто считает, что не справился с поставленными целями? 4. Над какими проблемами еще человечеству стоит поработать? 5. Д/З: подготовить сообщение по теме «Евгеника» 24

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"

Методические рекомендации "Активизация познавательного интереса у учащихся на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2019