Мы в школе занимаемся проектно-исследовательской деятельностью много лет. Из собранного материала решили создать методическое пособие, которое надеемся поможет работе над проектами. Предлагаемое методическое пособие предназначена для учащихся, которые занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Здесь вы найдете рекомендации для учащихся как работать над проектом. Дано описание работы над проектом в доступной форме.
Алексеева Татьяна Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1» г. Мирный Республика Саха (Якутия)
учитель начальных классов
89243642805; Alexevatatyana@mail.ru
Методические рекомендации для учащихся «Как работать над
проектом?»Виды учебноисследовательской деятельности
Основными видами учебноисследовательской деятельности учащихся
являются: — проблемнореферативный: аналитическое сопоставление данных
различных литературных источников с целью освещения проблемы и
проектирования вариантов ее решения; — аналитикосистематизирующий:
наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и
качественных показателей изучаемых процессов и явлений; — диагностико
прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование
качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений,
проверка
процессов;
экспериментальноисследовательский:
—
предположения о подтверждении или опровержении результата; — проектно
поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где
целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и
анализ фактических знаний. Предположим, существует проблема, которую
решить крайне сложно: ведь для этого необходимо провести тщательное
исследование: разработать план, провести наблюдения, измерения. Все
результаты проанализировать и сделать соответствующие умозаключения,
наглядно оформить. Результаты вашей работы будут небезынтересны и
другим учащимся, педагогам, а может и ученым. Тогда стоит подумать, как
лучше её представить. Вся эта объёмная работа может быть успешна, если
четко представлять, как её выполнять. Проект – это результат
скоординированных совместных действий группы или нескольких групп
учащихся. Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного, а
значит, вы узнаете много нового и научитесь делать то, чего раньше делать не
умели.Работа над проектом проходит в несколько этапов:
1 этап: Подготовка.
На этом этапе определяются цели и задачи проекта. Цель – это то, чего вы
хотите достичь в результате совместных действий. Сформулируйте цель и
запишите её в рабочую тетрадь. А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели,
что для этого вам предстоит сделать? Это будут ваши задачи.
2 этап: Планирование.
Здесь вырабатывается план действий. Попробуйте ответить на вопрос что уже
известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит
сделать?». Это и будет ваш план действий.
Что известно? Что предстоит сделать?
Не забудьте, что на этапе планирования вы четко должны представлять весь
фронт ваших работ: а) определить источники информации; б) определить
способы сбора и анализа информации; в) определить способы представления
результатов; г) выработать критерии оценки результатов и процесса; д)
разделить задачи (обязанности между членами команды).Работа над проектом на первых этапах может вестись в рамках определенного
направления, а тема может быть сформулирована позже, например, после
анализа литературы и других информационных источников.
В рабочую тетрадь запишите распределение работы:
Что предстоит сделать
Срок выполнения
+
3 этап: Исследование.
Работая над проектом, вы выступаете не столько в качестве «ученика»,
сколько в качестве «исследователя». И, как все исследователи, вы можете
поставить вопрос, сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу,
подтвердить или опровергнуть ее в результате работы над своим проектом.
Поэтому у вас не получится списать весь свой проект из книжки, ведь
настоящие исследователи сами ставят вопросы и сами ищут на них ответы. А
для этого, возможно, вам понадобится самостоятельно искать необходимую
информацию во множестве источников, применять разнообразные методы
исследования, например: анализ литературы, анкетирование, интервью, поиск
в Интернет и т.д.
На этапе исследования обычно собирают информацию,
решают
промежуточные задачи. Основные инструменты: интервью, опросы,
наблюдения, эксперименты.
Интервью, опросы
Любое интервью можно рассматривать так же, как возможность задать
интересующие вас вопросы специалистам той области, по которой вы
выполняете свой проект. Ваши вопросы покажут вашу заинтересованность,увлеченность и осведомленность. К интервью необходимо также
подготовиться. Чтобы люди вас восприняли всерьез, лучше всего, если в
школе вам выдадут удостоверение, что вы являетесь учащимся __ школы и в
данный момент ведете научное исследование. Если вы направляетесь в какую
нибудь организацию, то о вашем приходе необходимо предварительно
договориться руководителю школы или выполняемого проекта (учитель,
завуч, директор) Заранее продумайте вопросы, которые вы зададите. Вопросы
формулируйте четко и ясно, чтобы на них можно было получить предельно
ясный ответ. Запомните, обрабатывать результаты лучше на конкретных
фактах, а не эмоциях.
Наблюдения
Наблюдение – это общенаучный метод сбора первичной информации путем
непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов,
происходящих в определенных условиях (Большая Советская Энциклопедия).
Первые опыты познания природы человеком дошли до нас в виде народного
погода и природоведения, различных примет, праздников, верований,
фольклора. И теперь они не только являются частью культуры, но и широко
используются в практической деятельности. Методика проведения
наблюдений выглядит так: нужно обнаружить изменение, произошедшее с
объектом наблюдения и записать в рабочую тетрадь или Дневник. Как бы
хороша ни была память у человека, в ней всегда возможны ошибки и
путаница, особенно в цифровых данных. Поэтому ни в коем случае не следует
откладывать запись своих наблюдений до вечера или до возвращения домой.
Все необходимо записывать на месте, где проведено наблюдение, в виде
кратких, но обязательно точно сформулированных заметок. Основой для
записи служит полевой дневник. За неимением настоящих дневников
начинающим исследователям проще пользоваться продающимися в
писчебумажных магазинах записными книжками в твердых обложках такогоформата, чтобы они свободно помещались в кармане. Также можно
использовать аккуратно разрезанные поперек тетрадки в 48 листов. Бумага в
записных книжках или тетрадках должна быть в клетку, что облегчит записи,
нанесение схем и рисунков. Листки записной книжки следует нумеровать.
Полевой дневник необходимо надписывать, так как не исключена
возможность его потери и вместе с ним потери ценных, может быть, иногда
даже невосполнимых наблюдений. Надписывают дневник на первой странице,
указывая очередной номер дневника, фамилию, имя, адрес исследователя, а
также дату начала и окончания дневника.
Пример оформления первого листа полевого дневника
_____________________________________________ (название учебного
заведения) 20__г. Дневник полевых исследований
Фамилия, имя исследователя _______________
Начат___________ Окончен________
Писать в дневнике следует только на одной странице листа (например, на
правой) и обязательно простым, остро отточенным карандашом (ТМ, HB).
Записи, сделанные на обеих сторонах листа, со временем прочитать
становится невозможно, а восстановить написанное на одной стороне легче.
(Левый разворот листа лучше использовать для зарисовок, нанесения схем или
последующих пояснительных записей). Часто исследователь может попасть
под дождь или уронить дневник в воду. При этом то, что написано
химическим карандашом, гелиевой ручкой или чернилами, смоется или
расплывется, и возможности прочитать записи не будет. Наверняка найдутся
приверженцы шариковых ручек. Но и здесь нужно учесть, что писать ими под
дождем или на мокрой бумаге (что случается нередко) невозможно; на морозе
паста застывает, а в жаркие дни становится жидкой и мажущей. Лучше сразупривыкать писать простым карандашом и вести записи на одной стороне
листа. Очень полезно, чтобы не потерять свой дневник, привязать его на
шнурке к поясу, использовать яркие обложки или наклеить на обложку яркий
(красный или желтый) листок бумаги. И принять за правило – никогда не
класть полевой дневник на землю. Его надо беречь как важнейший документ
проводимых исследований. Записи в полевых дневниках представляют собой
основной исходный материал по регистрации фактов, на котором будет в
дальнейшем строиться вся работа при составлении отчета о
рекогносцировочных обследованиях или по выполнении темы. Простота и
ясность изложения – свидетельство отчетливости и ясности мысли. Дневник
пишут так, чтобы даже спустя много лет он помогал восстановить картину
увиденного с исчерпывающей полнотой. Нельзя превращать дневник в справку
– голое перечисление фактов, цифр и объектов. Если встретилось чтото
непонятное, неопределенное на месте, сделайте подробное описание и уже по
нему попытайтесь найти объяснение в литературе или у компетентных в этой
области людей. Весьма полезно также делать зарисовки, отражающие МОУ
средняя школа №4 г. Нелидово Тверская область 9
ход ваших наблюдений, причем рисунки приводятся не ради оживления
текста, а для того чтобы показать отдельные признаки объекта – размеры,
форму, элементы окраски и т.п., различные формы поведения,
взаиморасположение следов и т.д., т.е. они должны нести в себе определенную
информацию.
Чтобы результаты наблюдения были точными, обычно их проводят несколько
раз. Сведения, полученные от других наблюдателей, записываются в дневник с
пометкой, от кого и когда получены сведения. Все данные должны быть
точными!Эксперимент
Эксперимент (от лат. experimentum проба, опыт), метод познания, при
помощи которого исследуются явления действительности. Отличается от
наблюдения тем, что в основе эксперимента есть теория, определяющая
постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей
эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих
принципиальное значение. В связи с этим эксперимент, как одна из форм
практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в
целом (Большая Советская Энциклопедия).
Ход эксперимента в рабочей тетради можно оформить следующим образом:
Эксперимент _______________________________
Объект исследования ______________________
Проблема __________________________________
Гипотезы________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________Способ проверки ______________________________
Результаты (в виде текста, диаграммы, графика и пр.)
Дата _________ Время _____________
4 этап: Результаты и выводы, оформление проекта
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как
либо оформлены (компьютерная презентация, видеофильм, альбом,
бортжурнал "путешествий", компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.).
Это этап анализа информации, формулирование выводов. Оформленный
проект должен содержать:
• титульный лист (название проекта, автор, школа, класс, консультанты, дата
исполнения);
• оглавление;
• вступление (включает обоснование выбора темы);
• основная часть, содержащая описание основных этапов создания проекта;
• заключение (содержит основные выводы);
• источники информации, в том числе библиография (в соответствии с
принятыми стандартами);• приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограмма
интервью, анкеты).
5 этап: Представление результата, презентация
Результат работы можно представить в двух вариантах – компьютерном и
стендовом. При компьютерном варианте создается презентация данной
работы, включающая основные идеи, чертежи, схемы, рисунки, фотографии.
Если вы выбрали стендовый вариант представления вашего проекта, то можно
подготовить вот такой постер. МБОУ «СОШ №1» г. Мирный.
Стендовый вариант представления проекта имеет следующий вид:
6 этап: Оценка результатов
В качестве критериев используются:
− актуальность темы исследования;
− качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства
автора с современным состоянием проблемы;
− умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной
программы; − владение автором специальным и научным аппаратом;
− собственные выводы автора и их обоснованность;
− практическая значимость исследования;
− логичность изложения материалов;
− четкость и аргументированность выводов, обобщающих исследование;
− грамотность оформления результатов исследования;− наглядность представления материала;
− ответы на вопросы в процессе защиты результатов исследования.