Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"
Оценка 5

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Оценка 5
Документация
docx
администрации
Взрослым
12.05.2018
Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"
Данные методические рекомендации содержат теоретические основы проектирования учебного занятия на основе теории деятельности и в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. В рекомендациях рассмотрены общедидактические принципы конструирования современного урока, алгоритм деятельности учителя при подготовке к учебному занятию и структура технологической карты урока. Даны примеры различных технологических карт, которые может использовать педагог.Данные методические рекомендации содержат теоретические основы проектирования учебного занятия на основе теории деятельности и в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. В рекомендациях рассмотрены общедидактические принципы конструирования современного урока, алгоритм деятельности учителя при подготовке к учебному занятию и структура технологической карты урока. Даны примеры различных технологических карт, которые может использовать педагог. Работа содержит 24 страницы.
Конструирование урока.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ СО «Качканарский горно­промышленный колледж» Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС Методические рекомендации для учителей, работающих по ФГОС ООО Составитель: Завгороднева Е.Л., методист КШИ 2018 г. Содержание 1. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями  ФГОС________________3 2. Общедидактические принципы конструирования урока в соответствии с требованиями  ФГОС__________5 3. Рекомендации учителю при подготовке современного урока_______________________________________9 4. Структура технологической карты урока_______________________________________________________11 5. Примеры технологических карт______________________________________________________________14 6. Источники информации_____________________________________________________________________21 7. Приложение_______________________________________________________________________________23 Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество. Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально­экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. А.Асмолов,   член­корреспондент   РАО,   доктор   психологических   наук,   профессор   МГУ   считает,   что   задача   системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно­познавательную деятельность. А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Системно­деятельностный   подход,  лежащий   в  основе   Стандарта   нового   поколения,  основной   результат  применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание   решающей   роли   содержания   образования,   способов   организации   образовательной   деятельности   и взаимодействия участников образовательного процесса; учет   возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей   учащихся,   роли   и   значения   видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; обеспечение   преемственности   дошкольного,   начального   общего,   основного   и   среднего   (полного)   общего        образования; разнообразие   организационных   форм   и   учет   индивидуальных   особенностей   каждого   обучающегося   (включая одаренных   детей   и   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья),   обеспечивающих   рост   творческого   потенциала, познавательных мотивов;  гарантированность   достижения   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной   программы начального   общего   образования,   что   создает   основу   для   самостоятельного   успешного   усвоения   обучающимися   знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. И   здесь   возникает   необходимость   решения   важных   проблем.   Нужно   включить   ученика   в   образовательный   процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать только с помощью действия. Понятие системно ­ деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка   объединения   взглядов   на   системный   подход,   который   разрабатывался   в   исследованиях   классиков   нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи). Принцип   деятельности   заключается   в   том,   что   формирование   личности   ученика   и   продвижение   его   в   развитии осуществляется   не   тогда,   когда   он   воспринимает   знания   в   готовом   виде,   а   в   процессе   его   собственной   деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология   деятельностного   метода   предполагает   умение   извлекать   знания   посредством   выполнения   специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение ­ это совместная деятельность   (учителя   и   ученика)   основана   на   началах   сотрудничества   и   взаимопонимания.   Система   «учитель­ученик» достигает   своих   эффективных   показателей   только   тогда,   когда   наступает   согласованность   действий,   совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения», деятельность имеет преобразовательный, целенаправленный и культурно­исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат ­ Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:     связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой; планировать УРОК с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно­исследовательских методов. Общедидактические принципы конструирования урока в соответствии с требованиями ФГОС Основным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а ее ведущей организационной формой - урок. Урок - управляемый (следовательно, целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой. Для выявления требований к управлению уроком (а равно и другим организационным формам организации образовательного процесса - занятиям учебных курсов по интересам, внеурочной деятельности) необходимо определить общедидактические принципы его конструирования. Современное состояние методической деятельности не может в полной мере осуществить подготовку учителей, обеспечивающих качество образования. Многочисленные современные образовательные технологии используются лишь отдельными педагогами, а применение их элементов не решает задачи обеспечения качества образования. Результаты ЕГЭ, независимых диагностических работ показывают достаточно низкий уровень овладения обучающимися программными нормативами. Массовый отток выпускников 9 классов свидетельствует о недостатках образования, которое в настоящее время не удовлетворяет образовательных запросов социума. Качество образования не обеспечивается ростом интенсивности работы методических служб с педагогами; попытками обновления содержания образования, Следовательно, внедрения учителями передовых образовательных технологий, ввода элективных курсов, совершенствования оснащенности образовательного процесса. можно предположить, что качество образования зависит не только от его содержания, целеполагания, условий, ресурсов и особенностей организации образовательного процесса и мониторинга его результатов. Данные компоненты образовательного процесса являются производными общедидактических принципов, определяющих все особенности современной системы образования на федеральном, региональном, субрегиональном уровнях, вплоть до отдельного образовательного учреждения и дидактической единицы - урока. В современной дидактике неоспоримой является схема: образовательные цели (определяемые на государственном уровне и подаваемые учителям в форме образовательных стандартов - программ - тематических планов) - задачи образования (представленные как содержание образовательной деятельности) - средства их реализации (включая материально-техническое, информационное, кадровое, методическое оснащение образовательного процесса) - система диагностики результатов. Данная схема, выстроенная на традиционных дидактических принципах (Ю. К. Бабанский), вступает в противоречие с современным образовательным результатом. Можно предположить, что выявление современных общедидактических принципов, декомпозиция которых влияет на образовательную систему любого уровня, позволит осуществить ее модернизацию и обеспечить качество образования. В работе В.Б.Новичкова «Дидактика: генезис целеполагания и задача определения» [7] приводится научное обоснование общедидактических принципов, которые представляются нам оптимизационными с точки зрения их научности, актуальности и практической значимости. Рассмотрим их подробнее. 1. Принцип антропогенности обосновывается автором исходя из принципа природосообразности Я. А. Коменского. Данный принцип заключается в необходимости сфокусировать систему образования на человеке - на нем самом и формах его существования. Частная дидактика традиционно использует принципы соответствия образования индивидуальным и возрастным психофизическим особенностям (что позволяет моделировать индивидуальные траектории обучения, осуществлять уровневую дифференциацию). В современном мире особое внимание Принцип   кулътурогенности уделяется развитию индивида на основе изначального удовлетворения его биологических потребностей (теория мотивации А.Маслоу) и учета личностных особенностей, как биологической основы сущности человека, что обеспечивает здоровьесбережение. 2.   Принцип   социогенности определяет необходимость учета в образовательной деятельности социальной направленности, обусловливающей процессы социальной адаптации и социализации, являющиеся сущностными характеристиками жизни человека. Указанный принцип подчеркивает необходимость реализации регионального компонента образования, традиционного краеведческого принципа преподавания учебных дисциплин. Заметим, что целенаправленное освоение норм социального взаимодействия в условиях образовательных систем осуществляется в процессе коллективной (групповой) деятельности. Кроме того, данный принцип определяет необходимость отбора осваиваемых обучающимися (как школьниками, так и педагогами) знаний и способов деятельности с точки зрения их практической значимости. обоснован автором на основе развития принципа культуросообразности А. Дистервега. Учитывая прагматичность образования, его ориентацию на актуальные потребности культурного развития человека и социума, данный принцип ориентирует систему образования на формирование культуры общения, культуры понимания и культуры предметной деятельности. Согласуясь с двумя вышеуказанными, принцип культурогенности определяет частнодидактические формы взаимодействия субъектов в процессе образовательной деятельности для достижения личностных результатов реализации основной образовательной программы. 4.   Принцип   идеалогенности основывается на принципе идеалосообразности П.Ф.Каптерева, указывавшего на общую направленность педагогического процесса - идеалосообразное развитие личности. Данным принципом определяются целеполагание и мотивация участников образовательного процесса к достижению идеала личностного развития, определяющего цели деятельности, направленность, этапированность (задачи деятельности), средства и условия их достижения.   Принцип   диалогогенности, обоснованный В.Б.Новичковым, представляет диалог как взаимодействие свободных субъектов. Все эффективные образовательные технологии содержат в 3. 5. себе диалоговое начало. Принцип диалогогенности находит свое подтверждение и в работах Д.И.Фельдштейна [18] о ведущем типе психической деятельности, обеспечивающем нормальное психическое развитие на конкретном возрастном этапе. В частности, ведущими типами психической деятельности подростков (а это основная группа обучающихся, в которой наблюдается снижение учебной мотивации, падение результативности обучения, с которой связана проблема преемственности начальной и средней школы в силу игнорирования данных возрастных психологических особенностей) являются общение (интимно-личностное) и социально одобряемая и социально признаваемая (общественно полезная) деятельность. Практика образовательных учреждений показывает, что переход в среднее звено обучения сопряжен со снижением речевой активности обучающихся, индивидуализацией образовательной деятельности. В то же время проектная деятельность (диалоговая, социально одобряемая и социально признаваемая по своей сути) обеспечивает высокие показатели качества образования. Известный всем опыт В.Ф.Шаталова успешен не столько по причине использования опорных (визуально-опорных) конспектов, сколько ввиду обеспечения интенсивной речевой активности обучающихся. Система работы адаптивной школы (Н.Л.Галеева, Т.М. Давыденко, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, Н.П.Капустин) [3, 4, 17], основанная на современных достижениях психологии, свидетельствует о положительной динамике эффективности образовательного процесса в силу развития интеллекта обучающихся, основанного на механизме перевода учебной задачи во внутреннюю речь и далее - во внешнюю. Таким образом, речевая деятельность, определяемая общедидактическим принципом диалогогенности, может рассматриваться в качестве общедидактического требования обеспечения диалогового взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Данный принцип следует учитывать и в работе методической службы, и в системе повышения квалификации педагогов, как переход от лекционной системы обучения к семинарско-коллоквиальной. Сочетание принципов диалогогенности, социогенности и культурогенности порождает необходимость использования парных, групповых и коллективных диалоговых форм образовательной деятельности. Заметим, что в работе с подростками данное сочетание указанных принципов является определяющим, так как удовлетворяет потребность в реализации ведущих типов психической деятельности. 6. Принцип преемственности (В. Н. Просвиркин [14]), интегрирующий все вышеперечисленные. Учитывая, что рассмотренные взаимосвязанные общедидактические принципы определяют подходы к моделированию системы, они будут определяющими по отношению ко всем составляющим ее подсистемам и их компонентам (содержание, цели и задачи, методы и приемы, диагностика результатов). Универсальность общедидактических принципов позволяет обосновать систему общих требований к эффективному уроку. Общедидактические принципы, разработанные В.Б.Новичковым, позволяют нам транслировать их на систему управления образовательной деятельностью в качестве основополагающих подходов: ­целенаправленность (как декомпозиция принципа идеалогенности), определяющая образ «идеального выпускника», обладающего сформированными компетентностями, что создает необходимость постановки конкретных диагностируемых задач деятельности педагогов, направленной на поэтапное достижение указанной цели; ­индивидуализация (как декомпозиция принципа антропогенности), определяющая необходимость формирования индивидуальных траекторий развития целевых компетентностей. Индивидуальные траектории развития различаются по направленности, содержанию, режиму, способам и условиям освоения в зависимости от познавательных, личностных, психофизиологических особенностей конкретного школьника, выявляемых в ходе ежеурочного анализа процесса и результатов образовательной деятельности; ­актуализация (как декомпозиция принципа культурогенности), определяющая направленность формирования личности каждого обучающегося, адекватной потребностям общества, социума в процессе организованного педагогами взаимодействия субъектов образовательной деятельности; (как декомпозиция принципа социогенности), нацеливающее на использование в образовательной деятельности коллективных форм развития личности обучающихся; ­социальное взаимодействие организацию образовательной деятельности как диалогового взаимодействия субъектов; -диалогичность (как декомпозиция принципа диалогогенности), нацеливающая на ­преемственность (как объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития), обеспечивающая механизм непрерывного образования и выступающая условием реализации других принципов. Рекомендации учителю при подготовке современного урока 1. С чего надо начать подготовку к уроку?     четко определить и сформулировать для себя его тему определить место темы в учебном курсе определить   ведущие   понятия,   на   которые   опирается   данный   урок,   иначе   говоря,   посмотреть   на   урок ретроспективно  обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности. 2. Зачем урок вообще нужен?  Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.  3. Спланировать учебный материал. Что для этого надо?  а) Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно­популярное издание.   Надо   отобрать   из   доступного   материала   только   тот,   который   служит   решению   поставленных   задач   наиболее простым способом.  б) Подобрать учебные задания, целью которых является:      узнавание нового материала  воспроизведение применение знаний в новой ситуации  применение знаний в незнакомой ситуации творческий подход к знаниям.  задания, подводящие ученика к воспроизведению материала задания, способствующие осмыслению материала учеником  задания, способствующие закреплению материала учеником.   в) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:     4. Продумать «изюминку» урока Каждый урок должен содержать что­то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они   будут   помнить,   когда   все   забудут.   Это   может   быть   интересный   факт,   неожиданное   открытие,   красивый   опыт, нестандартный подход к уже известному.  5. Сгруппировать отобранный учебный материал  Для   этого   подумать,  в  какой   последовательности   будет   организована   работа   с  отобранным  материалом,  как  будет осуществлена   смена   видов   деятельности   учащихся.   Главное   при   группировке   материала   –   умение   найти   такую   форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.  6. Спланировать контроль деятельности учащихся на уроке,  Для того, что эффективно осуществлять контроль учебной деятельности учащихся, необходимо продумать:     При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а что контролировать как контролировать  как использовать результаты контроля.  так же показать подлинный интерес учителя к их работе.  7. Подготовить оборудование для урока  Составить список необходимых учебно­наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.  8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.  9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в технологическую карту. Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта  ­ форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п. Технологическая карта   урока — это графическое отображение сценария   урока, план проведения   урока, в котором заложены   методы   индивидуальной   работы   и   возможности     вариативного     развития     урока.   Здесь   описывается   процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте  может быть четко отражено взаимодействие учителя  и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока. Традиционный   конспект   –   это   содержание   урока   по   вертикали,   а   технологическая   карта   –   по   горизонтали.   При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя конструкт урока, учитель формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся. Итак, технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание   учебных   курсов   в   школе   и   возможность   достижения   планируемых   результатов   освоения   основных образовательных программ, в соответствии с ФГОС основного общего образования. Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: 1. 2. 3. должны быть указаны операции, их составные части; тщательного спланировать каждый этап деятельности; максимально   полно   отразить   последовательность   всех   осуществляемых   действий   и   операций,   приводящих   к намеченному результату; 4. скоординировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности. Технологической   карте   присущи   следующие   отличительные   черты:   интерактивность,   структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Структура технологической карты урока • • • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые   результаты   (личностные,   предметные,   метапредметные,   информационно­интеллектуальную компетентность и УУД); • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); • • основные понятия темы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); • • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. список,   использованных   источников   информации:   здесь   перечисляете   все   учебники,   задачники,   дидактические материалы,   книги   для   внеклассного   чтения   которыми   педагог   и   учащиеся   пользовались   при   проведении   урока. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке,   согласовать   действия   учителя   и   учащихся,   организовать   самостоятельную   деятельность   школьников   в   процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Технологическая карта позволит учителю: • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; • определить   уровень   раскрытия   понятий   на   данном   этапе   и   соотнести   его   с   дальнейшим   обучением   (вписать конкретный урок в систему уроков); • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; • освободить   время   для   творчества   ­   использование   готовых   разработок   по   темам   освобождает   учителя   от непродуктивной рутинной работы; • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); • на   практике   реализовать   метапредметные   связи   и   обеспечить   согласованные   действия   всех   участников педагогического процесса; • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; • решить организационно­методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт; • обеспечить повышение качества образования. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; • используются эффективные методы работы с информацией; • организуется   поэтапная   самостоятельная   учебная,   интеллектуально­познавательная   и   рефлексивная   деятельность школьников; • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности. Проанализировав   (на   основе   открытых   электронных   источников   информации)   достаточно   большое   количество технологических   карт   урока,   разработанных   учителями­практиками,   мы   пришли   к   выводу,   что   унифицированной, устоявшейся   формы   подобной   карты   пока   не   существует.  Каждый   учитель   может   выбрать   удобную   для   него   форму технологической карты или создать свою, соблюдая структуру, которая приведена выше. Примеры технологических карт Пример 1 Класс:___________________________Дата:_________________Предмет № урока по расписанию: Тема урока:_______________________________________________________________ Место и роль урока в изучаемой теме:___________________________________ Цель урока:_______________________________________________________________ Задачи урока: __________________________________________________________________________ Средства обучения (оборудование): ________________________________________________________ Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность учеников Организационная структура урока * ФОУД ­ форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф ­ фронтальная, И ­ индивидуальная, П ­ парная, Г ­ групповая). 6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости):__________________________________________________________ Пример 2 (рекомендуется для уроков информатики и для уроков с использование ИКТ) Предмет, класс Учитель Тема урока, № урока по теме Цель урока Задачи урока Актуальность использования средств ИКТ Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на СБ-КОМ, ресурсы сети Интернет) обучающие развивающие воспитательные Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные Образовательные ресурсы Интернет адреса сайтов Организационная структура урока Название этапа Задачи Длительность Основной вид деятельности со средствами ИКТ Функции и виды деятельности преподавателя Формы и виды деятельности учащихся Промежуточный контроль Примечание Пример 3 1_Класс: --------------Дата:_________Предмет______________№ урока по расписанию: 2_Тема урока:____________________________________ 3_Место и роль урока в изучаемой теме:_________________________________ 4_Цель урока:_____________________________________________________________ Задачи урока: __________________________________________________________________________ Средства обучения (оборудование): ________________________________________________________ Дидактическая структура урока Методическая структура урока Организационный момент Актуализация знаний Сообщение нового материала Методы обучения Форма деятельности Мет. приемы и их  содержание Средства обучения Способы организации деятельности Признаки решения дидактических задач Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание Этапы урока Деятельность учеников Организационная структура урока Задания для учащихся, выполнение которых приведет к Деятельность учителя Планируемые результаты Предметные УУД Пример 4 Ф.И.О.  Предмет: ______________Класс: _________________Тип урока: Тема Цель Задачи УУД Планируемые результаты Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные и дополнительные Формы урока Технология     Образовательные, развивающие, воспитательные: Личностные:  …… Регулятивные:          Коммуникативные:           Познавательные: Предметные: (Знать, Уметь) Личностные: Метапредметные:       фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая Организационная структура урока Дидактическая структура урока Основные этапы: Орг.момент Время: Деятельность Деятельность учеников учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД         Познавательные,  коммуникативные,  Регулятивные. Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока. Пример 5 Тема урока_____________________________________________________________________ Цель урока: ____________________________________________________________________ Задачи для ученика 1. 2. 3. Тип урока Опорные понятия, термины Формы контроля Задачи для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Форма урока Новые понятия Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы,  приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия  (сотрудничества) Организационная структура урока Пример 6 Технологическая карта урока  по теме « _______________________» Дата проведения:______________________________________ Учитель: ___________________________________________ Количество часов по теме: _______________________ Место урока в данной теме: ___________________________ Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока:____________________________________________________________________ Задачи урока: 1Создать условия для актуализации опорных знаний. 2Организовать формулировку темы урока. 3Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися. 4Способствовать деятельности я по самостоятельному выводу_________________ 5Продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений  самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки. Основные этапы  урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Методы обучения Прогнозируемый Результат (УУД) Организационная структура урока 1.Организацион­ ный этап 2) Проверка  домашнего  задания. Психолог.  подготовка к  общению Проверить  уровень усвоения  учащимися  изучаемого  Обеспечивает благоприятный настрой. Контролирует  правильность  выполнения заданий,  организует  Настраиваются на работу, Словесные Психологическая  готовность Проверяют  домашнее задание Фронтальны й опрос Правильно  выполненное  домашнее  задание,  План. время Учебно­ метододич.  обеспечение Организация  внимания Фронтальный  опрос материала, Пример 7 устранение пробелов  в знаниях учащихся коррекция Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Разработчики: Коптева Г.Л. и Логвинова И.М. (ТРЁХМОДУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ) Автор (Ф.И.О. педагога) Предмет Класс Автор УМК Тема урока Тип урока Цель урока Задачи урока Планируемые результаты (УУД) Средства обучения Методы обучения Организационная структура урока Этапы урока Цель этапа 1. Постановка  учебных задач Деятельность  учителя Организовывает  погружение в  проблему, создает  ситуацию разрыва. Создание  проблемной  ситуации. Фиксация  новой учебной  задачи Содержание педагогического взаимодействия Деятельность   учащихся Коммуникативная   Слушают   учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Познавательная Пытаются решить  задачу известным  способом.  Фиксируют  проблему. Регулятивная Принимают сохраняют цель и задачу.   и   учебную Пример 8 Технологическая карта изучения темы (Петерсон Л.Г.) Предмет_________________  Класс _____________   Тип урока ________________________ Технология построения урока _____________________________ Тема урока ________________________________ Цель урока _______________________________________________________________________________ Основные термины и понятия _______________________________________________________________ Планируемые результаты: ___________________________________________________________________________ (Предметные умения: в познавательной сфере, в ценностно­ориентационной и в сфере безопасности жизнедеятельности.  Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)) Организация образовательной среды (формы работы и ресурсы): ____________________________________________ Этапы урока Организационный (этап мотивации) Актуализация опорных знаний и  умений Постановка учебной проблемы Формирование проблемы,  планирование деятельности. Открытие нового знания Первичная проверка понимания Применение новых знаний Рефлексия учебной деятельности Дидактические задачи этапов урока Дидактические задачи Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно­значимом уровне внутренней  готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности. Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и  познавательных процессов (внимание, память). Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно­познавательной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте  изучения Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов,  неверных представлений, их коррекция Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации Анализ и оценка достижения цели, выявление качества и уровня овладения знаниями Этапы урока Деятельность учителя  Деятельность учащихся Формируемые УУД Технология изучения темы Источники информации 1 Анисимов О. С. Принятие управленческих решений: методология и технология. ­ М., 2002 – 435 с. 2 Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.];— М.: Просвещение, 2010. 3 Капустин Н.П. Личностно ориентированные технологии воспитания. (Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе). – М.,1999. 4 Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. – М.: Академия, 1999. – 214с. 5 Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. – Волгоград: Учитель, 2015. – 99с. 6 Новикова Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000,  Как перейти   к   реализации   ФГОС   второго   поколения   по   образовательной   системе   деятельностного   метода   обучения «Школа 2000...». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г. Петерсон – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. – 160 с.. 7 Новичков В.Б. Дидактика: генезис целеполагания и задачеопределения. – М.: МГПИ, 2010. – 230с. 8 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2006. 9 Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения:  образовательная система «Школа 2000…» /Построение непрерывной сферы образования.­ М., 2007. 10 Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А, Петерсон В.А.  Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. ­ М., 2006. 11 Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Формирование и диагностика организационно­рефлексивных общеучебных умений. ­ М., 2008. 12 Петерсон Л.Г., Куревина О.А. Концепция образования: современный взгляд. – М., 1996. 13 Петерсон Л. Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. ­ М., УМЦ «Школа 2000...», 2006. 14 Просвиркин   В.Н.   Преемственность   в   системе   непрерывного   образования:   теория   и   технология:   моногр.   –   М.: Московский психолого­социальный институт, 2007. – 416с. 15 Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. ­ Волгоград: Учитель, 2015. – 183с. 16 Ривкин Е.Ю. Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя. // Управление современной школой. Завуч: научно­практ. журн. для администрации школ. – 2010. ­ №1. 17 Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами. – М., 2001. 18 Фельдштейн   Д.И.   Психология   развития   человека   как   личности:   избр.   тр.   :в   2т.   –   М.:   Московский   психолого­ социальный институт; Воронеж: Модек. 2005. 19 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М­во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения). Формулировки деятельности учителя и обучающихся Приложение 1 Деятельность учителя Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения... Контролирует выполнение работы. Осуществляет: • индивидуальный контроль; • выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу  на уроке. Диктует. Дает: • комментарий к домашнему заданию; • задание на поиск в тексте особенностей... Организует: • взаимопроверку; • коллективную проверку; Деятельность обучающихся Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова и т. д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют)  орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят  морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило,  на которое опирались при выполнении задания. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие... Выявляют закономерность... Анализируют... Определяют причины... Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. • проверку выполнения упражнения; • беседу по уточнению и конкретизации первичных  знании, • оценочные высказывания обучающихся; • обсуждение способов решения; •  поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); • самостоятельную работу с учебником; • беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о... Наводящими вопросами помогает выявить причинно­ следственные связи в... Обеспечивает положительную реакцию детей на  творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах  учебной деятельности обучающихся на уроке Сравнивают... Читают текст. Читают план описания... Подчеркивают характеристики... Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют... Слушают доклад, делятся впечатлениями о... Высказывают свое мнение. Осуществляют: • самооценку; • самопроверку; • взаимопроверку; • предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не  получилось и почему)

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"

Методические рекомендации для учителей по теме:  "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2018