МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
27.03.2017
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»
Учебное пособие предназначено как для студентов первого курса, изучающих учебную дисциплину ОДБ04 «История», так и для преподавателей истории. Данные методические рекомендации помогут обучающимся техникума организовать и выполнить самостоятельную деятельность на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения. Составлено на основе профессиональной образовательной программы учебной дисциплины ОДБ о4 «История» в соответствии с требованиями ФГОС для студентов первого курса В данном пособие представлены не только алгоритмы, памятки и правила выполнения разных видов самостоятельной работы, но и образцы их выполнения, что очень важно как для студентов, так и для преподавателей. В процессе обучения студент должен научиться обобщать информацию, систематизировать, сравнивать и делать выводы. Эти результаты отражены в программе учебной дисциплины ОДБ 04 История.
Китаева О.Н. МЕтод. рекомендации окон. вариант.docx
КОМИТЕТ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ государственное  автономное профессионально образовательное  учреждение "Волжский промышленно ­ технологический техникум" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История» для студентов 1 курса  по  специальностям:                     15.02.08 Технология машиностроения;                     23.02.03Техническое обслуживание и ремонт  автомобильного транспорта;                          22.02.05 Обработка металлов давлением;                     22.02.06 Сварочное производство                                                                                                    Составил:                                                                               преподаватель                                                                    высшей категории                                                                    общественных        дисциплин                                                                     Китаева Ольга Николаевна                  1 г. Волжский, 2017 УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по  учебно­производственной  работе ГАПОУ  "Волжский промышленно­ технологический  техникум" __________ Бокман А.Е. «____»_______2017г. СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой  комиссии  общих гуманитарных и  социальных дисциплин, физической  культуры и БЖ ГАПОУ "Волжский  промышленно­технологический  техникум" _______________ Китаева О.Н. «____»_______2017г.                                                                                                                         Методические рекомендации  для выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ «История»  для студентов 1курса  по   специальностям: 15.02.08 Технология машиностроения;                                      23.02.03  Техническое обслуживание автомобильного транспорта;                                      22.02.05 Обработка металла давлением                                      22.02.06. Сварочное производство Составитель:  Китаева Ольга Николаевна, преподаватель общественных дисциплин высшей  категории государственного автономного профессионального  образовательного учреждения  «Волжский промышленно­технологический  техникум» Рецензенты:                                                                                                     Шаповалова Э.А. Методист, преподаватель социально­экономических  дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ «Волжский  политехнический техникум»                                                                     Мельникова Н.Г. Преподаватель социально­экономических дисциплин высшей квалификационной категории ГАПОУ «Волжский политехнический техникум»                                                                   2 Пояснительная записка    Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы   является   формирование   профессиональной   компетентности   будущих специалистов. Квалификационные характеристики по  специальностям среднего профессионального   образования   новых   образовательных   стандартов   третьего поколения содержат такие общие компетенции  как: ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК   7.   Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в     профессиональной деятельности.     Обозначенные   требования   к   подготовке   студентов   делают   их конкурентоспособными на современном рынке труда. В этой связи,всё большее значение   приобретает   самостоятельная   работа   обучающихся,   создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.  Основным   принципом   организации   самостоятельной   работы   студентов является   комплексный   подход,   направленный   на   формирование   навыков репродуктивной   и   творческой   деятельности   студента   в   аудитории,   при 3 внеаудиторных   контактах   с   преподавателем   на   консультациях   и   домашней подготовке. Цель   самостоятельной   работы   студента   –   осмысленно   и   самостоятельно работать   сначала   с   учебным   материалом,   затем   с   научной   информацией, заложить   основы   самоорганизации   и   самовоспитания   с   тем,   чтобы   привить умение   в   дальнейшем   непрерывно   повышать   свою   профессиональную квалификацию. Среди основных видов самостоятельной работы студентов можно отметить следующие   формы:   подготовка   к   лекциям,   семинарским   и   практическим занятиям, зачетам и экзаменам, презентациям и докладам; написание рефератов, выполнение лабораторных и контрольных работ, написание эссе; решение кейсов и ситуационных задач; проведение деловых игр; участие в научной работе. В   рабочей   программе   по   учебной   дисциплине   ОДБ   «История»   на самостоятельную   работу   обучающихся   отводится   58   часов   внеаудиторной работы, а также выполнение индивидуальных письменных работ на аудиторных занятиях. Все виды представлены в программе учебной дисциплины ( вырезка в виде таблицы)  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:         лабораторные работы         практические занятия         контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:          изучение справочной, документальной, художественной  литературы; работа с интернет­ресурсами           выполнение рефератов          составление исторических портретов           выполнение презентаций с использованием ТСО           составление и решение кроссвордов           составление глоссария           написание эссе           изучение учебного материала, составление конспекта           изучение материалов СМИ Количеств о часов  175 117 ­ 48 5 58 14 7 8 4 2  2  4  6  2 4 выполнение практикоориентированных групповых  проектов Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета  8  2 Содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов определяется   в   соответствии   с   рекомендуемыми   видами   учебных   заданий, представленными в рабочей программе учебной дисциплины.  Планируемые результаты грамотно организованной СР предполагают: ­усвоение   знаний,   формирование   профессиональных   умений,   навыков   и компетенций будущего специалиста; ­закрепление знания теоретического материала практическим путем; ­воспитание потребности в самообразовании; ­максимальное     развитие     познавательных     и     творческих     способностей личности; ­побуждение к научно­исследовательской работе; ­повышение  качества  и  интенсификации  образовательного  процесса; ­формирование интереса к избранной профессии. ­применение   полученных   знаний   и   практических   навыков   для   анализа ситуации и выработки правильного решения, для формирования собственной позиции, теории, модели.      Достижение планируемых результатов позволит придать инновационный характер   современному   социально­гуманитарному   образованию,   а, следовательно, решить задачи его модернизации.     Поэтому данное методическое пособие составлено  для    качественного выполнения студентами  заданий.     Целевые направления  самостоятельной  работы студентов 1.Для овладения и углубления знаний: ­ составление различных видов планов и тезисов пот тексту; ­ конспектирование текста; ­ составление тезауруса; ­ ознакомление с нормативными документами; ­ создание презентации. 2. Для закрепления  знаний: ­ работа с конспектом лекции; ­ повторная работа с учебным материалом; ­ составление плана ответа; ­ составление различных таблиц. 3. Для систематизации учебного  материала: ­ подготовка ответов на контрольные вопросы; ­ аналитическая обработка текста; 5 ­ подготовка сообщения, доклада; ­ тестирование; ­ составление кроссворда; ­ формирование плаката; ­ составление памятки Виды   практических заданий для самостоятельной работы: 1. Составить опорный конспект  по теме… 2. Сформулировать вопросы… 3. Сформулировать собственное мнение… 4. Продолжить фразу… 5. Дать определения следующим терминам… 6. Составить опорный конспект своего ответа 7. Написать реферат. 8. Составить отчёт по теме… 9. Составить таблицу  с целью систематизации материала… 10. Заполнить блок­схему… 11. Смоделировать конспект урока по теме… 12. Смоделировать домашнее задание. 13.   Сделать   самоанализ   практики:   эффективность   использования   приёмов, методов и средств воспитания детей. 14. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме. 15. Составить тематический кроссворд. 16. Составить план текста, конспект. 17.Решить  ситуационные  задачи. 18.Подготовиться  к семинару, деловой игре. 6 Памятки по выполнению основных видов работ               Памятка – алгоритм к изучению материала о войнах                            1. Причина и характер войны:  основные противоречия, приведшие к войне;  подготовка к войне, соотношение сил;  планы сторон. 1 Ход войны (основные этапы):  Повод к войне и её начало;  Основные этапы и главные сражения;  Окончание войны, условия мира, итоги. 1 Значение войны. Экономические, социальные, политические и  другие последствия войны. Например: Северная война 1700­1721гг 7 1.Причины: 1)Имперская политика Швеции,и стремление к господству на Балтике 2)Необходимость получения России выхода в Европу через Балтийское море 3)Геополитические противоречия России со Швецией   2. Ход Северной войны: 1)Середина октября 1700 г.­Нарва­крепость восточной границы    владений Карла 12 в Прибалтике (проиграли к Капитуляцией русской армии) 2)Декабрь 1701 г.­к деревне под Дерптом (победа) 3)Июль 1702­ сражение под Гуммельсгофом (5 т. убитых шведов,300 пленных­ победа) 4)октябрь 1702­ у истока Невы (была взята крепость)   3. Итоги: 1721 г. 30 августа­Нештатский мир условия: 1)Установление вечного мира между Россией и Швецией 2)Полная амнистия с обеих сторон ,за исключением казаков,последовавших за Мазепой 3)Шведы уступают во вечное владение  России:Лифляндию,Эстляндию,Ингерманландию,часть Корелии,несколько  городов 4)Швеции возвращается Финляндия 5)Выход в Европу через Балтийское море и прибалтийские территории  8 Памятка – алгоритм для     характеристики исторической личности         1.Исторические условия, в которых происходит деятельность личности. 2.Внешность, характер, особенности эпохи 3.Цели и  задачи, которые стремиться решить исторический деятель личности, и методы их решения. 3. Основные мероприятия личности. 4. Значение его личных качеств. 5. Оценка результатов деятельности исторической личности.    Например: Петр I                еи ии Пётр I Вел кий (Пётр Алекс евич; 30 мая (9 июня) 1672 года — 28 января (8  февраля) 1725 года) — царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и  первый император всероссийский (с 1721 года) .  9­й Царь и Великий князь Всея Руси  9 27 апреля (7 мая) 1682 — 22 октября (2 ноября) 1721  Коронация: 25 июня (5 июля) 1682  Регент: Софья Алексеевна (1682 — 1689)  Соправитель: Иван V (1682 — 1696)  Предшественник: Фёдор III Алексеевич  Преемник: Титул упразднён  В 1721 году Пётр принял титул императора  1­й император всероссийский  22 октября (2 ноября) 1721 — 28 января (8 февраля) 1725  Преемник: Екатерина I  Вероисповедание: Православие  Отец: Алексей Михайлович  Мать: Наталья Кирилловна  Супруга: 1) Евдокия Лопухина  2) Екатерина Алексеевна  Дети: (от 1) Алексей Петрович  (от 2) Анна Петровна  Елизавета Петровна  Пётр (ум. в детстве)  Наталья (ум. в детстве)  остальные умерли в младенчестве     Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10­летнем возрасте, стал  править самостоятельно с 1689 года [1]. С юных лет проявляя интерес к  наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей  совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698  годы) . По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные  реформы российского государства и общественного уклада. Одним из  главных достижений Петра стало значительное расширение территорий  России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне,  что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.       В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по  настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как  личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной  российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее  выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития  России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки. 10 Памятка – алгоритм к изучению материала по революции                        1. Причины революции. 1  Задачи революции («зеркально» причинам) 1 Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и  осуществляют их.) 1 Класс – гегемон (класс – руководитель данной революции.) 1 Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а  так же по составу движущих сил.) 11 1 Ход революции (основные этапы, их краткая  характеристика.)                                                                  1 Итоги революции. 1 Значение: а) международное, б) внутреннее.        Революция — это глубокие, качественные изменения, резкий переворот в  экономике, науке, культуре, мировоззрении, обществе.     Социальная революция —  резкий   переворот,   в   результате   которого   на смену одним общественным силам приходят другие.    Революция   «сверху» —   крутой   переворот   всего   уклада   общественной жизни,   производимый   самой   государственной   властью.   Обычно   в   качестве примера указывается на преобразования Петра I и Александра П.    Революция «снизу» — резкий переворот во всех сферах жизни общества, государства в результате вооруженной борьбы представителей разных слоев общества и власти.   Революционная ситуация — совокупность обстоятельств экономической, политической, общественной жизни, создающая возможность осуществления революции   (объективные   факторы).   Помимо   революционной   ситуации необходимо наличие субъективных условий — способности революционных сил к победе, когда возможность революции перерастает в стадию реализации.    Например: Первая русская революция 1905­1907гг  1.Причина   первой   русской   революции   1905   ­   1907   гг.   ­   обострение внутриполитической   обстановки.   Социальная   напряженность   была спровоцирована   пережитками   крепостничества,   сохранением   помещичьего землевладения,   отсутствием   свобод,   аграрным   перенаселением   центра, национальным   вопросом,   быстрым   ростом   капитализма,   неразрешенностью крестьянского и рабочего вопроса. Поражение в русско­японской войне 1904­ 1905   гг.   и   экономический   кризис   1900­1908   гг.   усугубили   ситуацию.   2.В 1904 г. либералы предложили ввести конституцию в России, ограничив самодержавие путем созыва народного представительства. Николай 2 сделал публичное   заявление   о   несогласии   с   введением   конституции.   Толчком   к началу революционных событий стала стычка рабочих Путиловского завода в Петербурге.   Бастовавшие   выдвинули   экономические   и   политические требования.   На 9 января 1905 года было назначено мирное шествие к Зимнему дворцу с целью   подачи   петиции   на   имя   царя,   в   которой   содержались   требования демократических   перемен   в   России.   Демонстрантов,   возглавляемых священником Г. Гапоном, встретили войска, по участникам мирного шествия был открыт огонь. В разгоне шествия участвовала кавалерия. В результате 12 дня. депутатов.   так   и   политические   требования; было   убито   около   тысячи   человек   и   около   2­х   тыс.   получили   ранения. Бессмысленная и жестокая расправа усилила революционные настроения в стране. Стычка   в   Ивано­Франковске,   начавшаяся   12   мая   1905   г.   ,   продолжалась больше  двух   месяцев   и  собрала  70  тыс.  участников.  Были  выдвинуты   как   создан   Совет экономические, уполномоченных   Требования   рабочих   были   частично   удовлетворены.   6   октября   1905   г. началась стычка в Москве на Казанской железной дороге, ставшая 15 октября всероссийской. Выдвинуты требования демократических свобод, 8­часового рабочего   17   октября   Николай   2   подписал   манифест,   который   провозглашал политические свободы и обещал свободу выборов в Государственную Думу.  В июне началось восстание не броненосце черноморской флотилии «Князь Потемкин­Таврический»   .   Оно   проходило   под   лозунгом:   «Долой самодержавие!»   .   Однако   это   восстание   не   было   поддержано   экипажами других кораблей эскадры. «Потемкин» вынужден был уйти в воды Румынии и там   В июле  1905  года  по   указанию  Николая  2  учрежден  законосовещательный орган ­ Государственная Дума и разработано положение о выборах. Право участия   в   выборах   не   получили   рабочие,   женщины,   военнослужащие, учащиеся   11­16 ноября произошло восстание матросов в Севастополе и на крейсере «Очаков»,   возглавляемое   лейтенантом   П.   П.   Шмидтом.   Восстание   было подавлено, Шмидт и трое матросов расстреляны, более 300 человек осуждены или   7   декабря   1905   г.   Моссовет   призвал   к   политической   стачке,   которая переросла   в   восстание,   возглавляемое   большевиками.   Организаторы   и участники восстания были арестованы и осуждены. Та же участь постигла восстания   Итоги революции:  Первая российская революция 1905 ­ 1907 гг. определяется как буржуазно­ демократическая,   так   как   задачи   революции   ­   свержение   самодержавия, ликвидация   помещичьего   землевладения,   уничтожение   сословного   строя, установление демократической республики.                                                        поселения. молодежь.   сосланы на   каторгу   и   регионах   России. сдаться.   в   других       и                                  13 Памятка – алгоритм по заполнению таблицы.              Таблицы бывают сравнительные, синхронистические, обобщающие. Сравнение: 1. Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения или  используй предложенные преподавателем. 1 Определи черты сходства и различия. 1 Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в  этапах, а что осталось без изменений. 1 Сделай все необходимые выводы из проведённого сравнения. 14 1 Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу. Например: Сравнить политику военного коммунизма и НЭП.                            Как составить синхронистическую таблицу:  1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в    левой графе укажите века. 2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов. 3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое  время. 4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране,  соотнося с веками. Указывайте точные даты. 5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном  горизонтальном уровне.   Например:  15 Памятка – алгоритм по требованиям к качеству речи        1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное  освещение темы. 1 Логичность: последовательность изложения, её пропорциональность,  обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов  и формулирование выводов. 16 1 Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём  использования различных языковых средств, выбора точных слов,  эпитетов и т.д. 1 Правильность и чистота речи. 1 Овладение стилем изложения, исторической терминологией. 1 Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую  эпоху                       Как дать рецензию на ответ товарища:   1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие  ошибки он допустил. 2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил. 3. Вспомните, выразил ли одногруппник  своё личное мнение и отношение к  историческим событиям и их участникам. 4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия. 5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие  эпитетов, живых характеристик людей и событий).                                    Рекомендации по составлению логических схем                 1. Просмотрите материал учебника и выпишите заголовки разделов  (параграфов), а так же заголовки подразделов. 17 2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая из соответствующих  разделов основные понятия, встречающиеся в тексте. 3. Ещё раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений  обобщающие понятия, категории. 4. Найдите наиболее общие понятия или категории, объединяющие всё  содержание текста. Не исключено, что это объединяющее понятие  заключено в заголовках текста. 5. Постройте логическую структуру (схему), включающую выбранные  вами понятия с учётом взаимосвязи между ними.  Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате  построения логической схемы может получиться иерархическая  структура (дерево).  Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно –  следственные связи или построить логические цепочки.  Если понятия, категории, факты связаны хронически, то можно  построить хронологические таблицы. 1 Прочитав текст ещё раз, сверьте полученную логическую структуру,  при необходимости уточняя её. При составлении логических структур руководствуйся  следующими требованиями:  Простота схемы, выражающаяся в минимальном количестве элементов  схемы и их связей;  Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их  иерархическое расположение в пространстве схемы (например  основные, вспомогательные и т. п.)  Наглядность, для чего используются цветовые оттенки, а так же  табличный, диаграммный, иллюстрированный материал. 18 Памятка: Как работать с учебником План –  перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части). Процесс   составления   плана:   чтение,   деление   на   части,   краткое наименование каждой части. Простой план – выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части делятся на дополнительные. Ценность   плана   заключается   в   том,   что   он   раскрывает   построение произведения,   позволяет   проследить   за   ходом   мыслей   автора,   помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает   быстро   восстановить   в   памяти   прочитанное,   мобилизует   память, внимание. Тезисы  –   прочитать,   продумать   основные   идеи,   изложить   их   в   виде последовательных   пунктов.   Особое   внимание   сосредоточить   на   выводах автора.Различают   два   вида   тезирования   (составления   тезисов):   извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами.   Иногда   рядом   с   тезисами   записывают   и   часть   фактического материала. Выписки:  выписывают   факты,   цифры,   схемы,   таблицы,   цитаты   (можно своими   словами).   В   отличие   от   плана,   тезисов,   выписки   можно   делать одновременно с чтением. Конспект  –   это   тезисы   в   расширенном   виде,   дополненные   цитатами, цифрами,   таблицами,   схемами.   Конспект   можно   дополнять.   Приступая   к конспекту,   необходимо   записать   фамилию,   имя   и   отчество   автора   книги, название, год и место издания. В конспекте также должен содержаться план книги, произведения. Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений. Его  цель – глубже, всесторонне изучить определенную проблему. Для  тематического конспектирования подбирают литературу и изучают ее по  плану. В общем, таким образом пишется реферат. Тематический конспект  дополняется, творчески перерабатывается.                  Общие правила составления плана при работе с текстом: 1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать  прочитанное. 2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо  передать главную мысль каждого фрагмента. 3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли  последующий пункт плана с предыдущим. 19 4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную  мысль текста.                                                Правила конспектирования:        1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места,  новые слова, имена, даты. 2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не  забудьте вынести справочные данные на поля. 3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении  постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив  аргументацию автора. 4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее  отмеченных мест и их краткой последовательной записи. 5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими  словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.                              20 Как дать оценку историческому событию: ои 1. Установите причины события. 2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и  общественных групп. 3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.) 4. Связь с другими подобными событиями. 5. Значение: ­для участников события, ­для последующего исторического развития. Например:  Перестройка   Перестр йка   —   общее   название   нового   курса   советского   партийного руководства,   совокупности   политических   и   экономических   перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы. Этот период напрямую связан с именем   Генерального   секретаря   ЦК   КПСС   М.   С.   Горбачёва.   Началом перестройки   считают   1987   год,   когда   на   январском   пленуме   ЦК   КПСС перестройка   была   впервые   объявлена   новым   направлением   развития   государства. Перестройку   Первый   этап   (март   1985   —   январь   1987).   Этот   период   характеризовался признанием   некоторых   недостатков   существовавшей   политико­ экономической   системы   СССР   и   попытками   исправить   их   несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение» ) — антиалкогольная   кампания,   «борьба   с   нетрудовыми   доходами»   ,   введение госприёмки,   демонстрация   борьбы   с   коррупцией.   В   1985­86   годах   была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую   команду   управленцев.   В   руководство   страны   были   введены   А.   Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие.  21   можно разделить этапа:     на   три столкновения. Второй   этап   (январь   1987   —   июнь   1989).   Попытка   реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной   жизни   провозглашается   политика   гласности.   В   экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Вместе с тем, в этот период в стране начинает нарастать общая неустойчивость:   ухудшается   экономическое   положение,   появляются сепаратистские   настроения   на   национальных   окраинах,  вспыхивают   первые межнациональные   Третий этап (июнь 1989—1991). Происходит дестабилизация политической обстановки в стране: начинается противостояние коммунистического режима с   возникшими   в   итоге   демократизации   общества   новыми   политическими силами.   Трудности   в   экономике   перерастают   в   полномасштабный   кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся   символом   рубежа   1980—1990­х.   Перестроечная   эйфория   в обществе   сменяется   разочарованием,   неуверенностью   в   завтрашнем   дне   и массовыми   антикоммунистическими   настроениями.   С   1990   года   основной идеей   становится   уже   не   «совершенствование   социализма»   ,   а   построение демократии   и   рыночной   экономики   капиталистического   типа.   «Новое мышление»   на   международной   арене   сводится   к   односторонним   уступкам Западу, СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестает быть сверхдержавой,   еще   несколько   лет   до   этого   контролировавшей   половину мира. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные   силы   —   начинается   «парад   суверенитетов»   .   Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза. 22 Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:   Слово "реферат" (от латинского – referre – докладывать, сообщать)  означает сжатое изложение в устной или письменной форме  содержания какого–либо вопроса или темы на основе критического  обзора информации Это   более   объемный,   чем   сообщение,   вид   самостоятельной   работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему,   изучаемую   на   аудиторных   занятиях.   Ведущее   место   занимают   темы, представляющие   профессиональный   интерес,   несущие   элемент   новизны. Реферативные   материалы   должны   представлять   письменную   модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную   тему   на   семинарах,   конференциях.   Регламент   озвучивания реферата – 7­10 мин. Объем реферата должен быть в пределах 15­20 страниц машинописного   текста   через   1,5   интервала.   При   оформлении   реферата необходимо   ориентироваться   на   правила,   установленные   для   оформления курсовых работ. Общие правила: 1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой. 2. Составить план. 3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения,  доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание. 4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод. 23 Структура реферата: 1. План или оглавление с указанием страниц. 2. Обоснование выбора темы. 3. Теоретические основы выбранной темы. 4. Изложение основного вопроса. 5. Вывод и обобщение. 6. Практическое значение реферата. 7. Список используемой литературы. 8. Приложения.                                               Примерные аспекты содержания реферата. 1. Вводная часть: Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые  современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек  зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых  представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные  мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме). 2. Основная часть: суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме  реферата,критический обзор источников, собственные сведения, версии,  оценки. 3. Заключение: основные выводы, результаты и личная значимость проделанной работы, перспективы продолжения работы над темой. 4.Список использованной литературы (источники). Не менее 5 современных  изданий. 24 Образец титульного листа Государственное  автономное образовательное  учреждение  "Волжский промышленно – технологический техникум" Проектная работа по истории На тему: «Застывшие в камне» : Памятники Волгограда и Волжского 25 Выполнил:                                          Ст­т гр 6мц                                                                                                                 Ольшанов Н.В.                                                                                                           Проверил:                                                                                                                   Преподаватель истории                                                                                     Китаева О.Н.                                                                                                                                                             Волжский,2016                                                     Алгоритм написания синквейна Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации  и материала в кратких выражениях • 1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание  синквейна.  2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.  3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.  4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё  отношение.  5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое  выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием. • • • • • Например: 26 Памятка составления схемы (кластера) Схема (кластер) – это графическое изображение в систематической  последовательности какого­либо понятия или процесса, которое  показывает различные типы связей между объектами или явлениями 1. Написать ключевое слово или предложение; 2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме; 3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими; 4. Выписать подходящие идеи. Например: 27 Алгоритм написания ЭССЕ 28     Почему Обоснование Пример Следствие  1. Введение.  В этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а  так же очертить рамки исследования ( освещать проблему целиком или какой­ нибудь её аспект) Или перефразируйте своими словами высказывание. (Смысл высказывания в том, что)  2. Основная часть . Выдвигается 3 тезиса, которые надо  доказать.. Все рассуждения должные  либо подтверждать, либо опровергать его. ( тезис это само высказывание)  Записываются термины, употребляемые в работе. ( лучше их "вклинивать" в  свои рассуждения) Также, можно начать с Я согласен(а)/Я не согласен(а)  (в  связи с этим...)   4. Вывод ­ заключительная часть. Содержит краткое  изложение мысли, в нём могут содержаться рекомендации по дальнейшему  применению высказанных учеником положений, если они имеют характер  проекта.                  ВЫВОД НЕ ДОЛЖЕН СОВПАДАТЬ С ПРОБЛЕМОЙ!!!!! 29 Например:         Эссе на тему: "Пётр I ­ великий реформатор"          Различные историки по­разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие,   наоборот,   стремятся   выставить   на   первое   место   все   его   пороки, обвинить   Петра   в   неправильном   выборе   и   преступных   деяниях.   Я   скорее принадлежу   к   числу   первых   и   считаю   Пертра   I   великим   реформатором, однако не отрицаю того, что в своей деятельности он нередко использовал насильственные меры.      Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды   всем,   кроме   крестьян   и   духовенства.   Так   изначально   русское общество   оказалось   разделенным   на   две   неравные   части:   для   одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа. Началась и реформа городского управления. После смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством. Позднее   вместо   патриарха   было   создано   синодальное   правление   церковью, сохранявшеся до 1917.       Одновременно с первыми преобразованиями интенсивно шла подготовка к войне со Швецией, для чего предварительно был подписан мирный договор с Турцией. Война, главной целью которой было закрепление России на Балтике, началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700. Однако этот урок пошел   Петру   впрок:   он   понял,   что   причина   поражения   прежде   всего   в отсталости   русской   армии,   и   с   еще   большей   энергией   принялся   за   ее перевооружение   и   создание   регулярных   полков,   сперва   путем   сбора «даточных  людей»,  а  с 1705 с помощью  введения  рекрутской  повинности. Началось   строительство   металлургических   и   оружейных   заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Это позволило русской армии одержать первые победы над противником.  В 1703 в устье Невы Петр основал Санкт­Петербург— новую столицу России, которая   по   замыслу   царя   должна   была   стать   образцовым городом­«парадизом». В эти же годы Боярскую думу сменила состоявшая из членов   ближайшего   окружения   царя   Консилия   министров,   наряду   с московскими приказами в Петербурге создавались новые учреждения. В 1708 страна   была   разделена   на   губернии.   В   1709   после   Полтавского   сражения наступил   перелом   в   войне   и   царь   смог   больше   внимания   уделять внутриполитическим делам. 30 В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат,   имевший   функции   главного   органа   исполнительной,   судебной   и законодательной власти. С 1717 началось создание коллегий— центральных органов   отраслевого   управления,   основанных   принципиально   иначе,   чем старомосковские   приказы.   Новые   органы   власти   —   исполнительные, финансовые, судебные и контрольные — создавались и на местах. В 1720 был издан   Генеральный   регламент   —   детальная   инструкция   по   организации работы   новых   учреждений.   В   1722   Петр   подписал   Табель   о   рангах, определившую   порядок   организации   военной   и   статской   службы   и действовавшую   вплоть   до   1917.   Еще   ранее,   в   1714,   был   издан   Указ   о единонаследии,   уравнявший   в   правах   владельцев   поместий   и   вотчин.   Это имело   важное   значение   для   формирования   российского   дворянства   как единого полноценного сословия. Но первостепенное значение для социальной сферы   имела   податная   реформа,   начатая   в   1718.   В   России   была   введена подушная   подать   с  лиц   мужского   пола,   для   чего   проводились   регулярные переписи   населения.   В   ходе   реформы   была   ликвидирована   социальная категория холопов и уточнен социальный статус некоторых других категорий населения.   В   1721,   после   окончания   Северной   войны   Россия   была провозглашена   империей,   а   Сенат   удостоил   Петра   титулами   «Великий»   и «Отец отечества».         Петр   I   отчетливо   понимал   необходимость   преодоления   технической отсталости   России   и   всячески   способствовал   развитию   русской промышленности   и   торговли,  в   том   числе   внешней.  Его   покровительством пользовались многие купцы и промышленники. Было построено много новых заводов   и   фабрик,   возникли   новые   отрасли   промышленности.   Однако   ее развитие в условиях военного времени привело к приоритетному развитию отраслей тяжелой индустрии, которые по окончании войны существовать без поддержки государства уже не могли. Фактически закрепощенное положение городского   населения,   насильственное   закрытие Архангельского   порта   и   некоторые   другие   правительственные   меры   не благоприятствовали развитию внешней торговли. В целом продолжавшаяся в течение   21   года   изнурительная   война,   требовавшая   крупных капиталовложений,   получаемых   в   основном   путем   чрезвычайных   налогов, привела   к   фактическому   обнищанию   населения   страны,  массовым   побегам крестьян, разорению торговцев и промышленников.   высокие   налоги,          Итак, Пётр I провёл реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска;   церковь   подчинена   государству;   проведено   деление   страны   на губернии,   построена   новая   столица   ­   Петербург).   Проводил   политику меркантелизма в области промышленности и торговли (создание мануфактур, металлургических,   горных   и   других   заводов,   верфей,   пристаней,   каналов). 31 Возглавлял армию в Азовских походах 1695­1696, Северной войне 1700­1721, Прутском   походе   1711,   Персидском   походе   1722­1723   и   др.;   командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при лесной (1708) и под Полтавой   (1709).   Руководил   постройкой   флота   и   созданием   регулярной армии.   Способствовал   упрочнению   экономического   и   политического положения   дворянства.   По   инициативе   Петра   I   открыты   многие   учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т.д. Реформы Петра I   проводились   жестокими   средствами,   путем   крайнего   напряжения материальных и людских сил, угнетения народных масс (подушная подать и др.), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705­ 1706,   беспощадно   подавляемые правительством.   Будучи   создателем   могущественного   абсолютистского государства,   добился   признания   за   Россией   странами   Западной   Европы авторитета великой державы. Я считаю, что без жестоких мер таких огромных результатов добиться попросту было бы не возможно, поэтому дейсвия Петра Великого   были   оправданы.   Пётр   I   является   величайшим   реформатором России.   Булавинское   1707­1709   и   др.),              32 Алгоритм составления глоссария ГЛОССАРИЙ ­ толковый словарь понятий и терминов,  употребляемых в изучаемой дисциплине или разделе. Для  составления глоссария по заданной теме нужно найти информацию с  разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия, учебная литература), изучить ее и составить в рукописном варианте  или пользуясь текстовым процессором.  Общие требования:  1. Глоссарий состоит из слов, соответствующих тематике задания.  2. Используемые слова должны быть именами существительными в  именительном падеже единственного числа.  3. Допускается использование иностранных слов, если они подходят теме.  4. Не допускаются аббревиатуры, сокращения.  5. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.  33 Например: Отечественная война 1812 г: «Отечественная война»,  «Бородинское сражение», «партизаны», «народное ополчение», «флеши»,  «редут», «батарея», «гренадер», «мушкетер», «драгун», «керасир», «гусар»,  «егерь», «казак» ии еи Отечественная война — это война, в которой на кон ставится не завоевание  дополнительных территорий или право на обладание новыми ресурсами, а  само существование страны. Бород нское сраж ние  — крупнейшее сражение Отечественной войны  между русской армией под командованием М.И. Кутузова и французской  армией под командованием императора Наполеона I Бонамарта, которое  состоялось 26 августа 1812 года  у деревни Бородино в 125 км на запад  от Москвы. Партизаны­лица, добровольно сражающиеся в составе вооруженных  организованных партизанских сил на территории, занятой противником  (контролируемой реакционным режимом) , за свободу и независимость своей  Родины. Народное ополчение­  добровольческие военные и военизированные  формирования из лиц, не подлежащих первоочередному призыву по  мобилизации. В войну 1812 г. — вспомогательные воинские формирования из  крепостных крестьян, добровольцев из ремесленников, мещан и др.,  создавались в 16 губерниях России. Офицерский состав комплектовался из  добровольцев­дворян. Созданы по манифесту императора Александра I от  6.07.1812, всего 300 тыс. человек. Участвовали в Отечественной войне 1812  года и заграничных походах 1813—1814 гг. Ред туи обязательно) земляное, с валом и рвом предназначенное для  круговой обороны.  — отдельно стоящее укрепление  сомкнутого вида, как правило (но не  Кирасир – это часть кавалерии, которая представляет собой род войск,  передвигающийся верхом на лошадях. Гренад рыеи изначально предназначенные для штурма вражеских укреплений,  преимущественно в осадных операциях  (фр. Grenadiers) — отборные части пехоты и/или кавалерии,  Мушкетер­ 1) Пехотный солдат, вооруженный мушкетом (в Российском  государстве, Пруссии и других странах в XVIII в. ­ начале XX в.). 2)  Дворянин, служивший в гвардейской кавалерии (во Франции в XVII­XVIII  вв.). Драг ныуи войск (устр. — род оружия) конницы (кавалерии), способной также  действовать и в пешем строю.   (фр. dragon — «драгун», буквально «дракон») — название рода  34 Правила оформления презентации • Рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле. •Стиль отдельных разделов презентации может отличаться тональностью или цветовой гаммой. • Заголовки, размер шрифтов (кегль) и элементы оформления на всех слайдах должны быть идентичными (эти элементы не должны «прыгать» при переходе слайдов). • Для создания однотипных слайдов используйте копирование слайдов. • Старайтесь избегать текста WordArt, особенно в презентациях делового характера: чаще всего он смотрится вычурно. • Нецелесообразно помещать на слайд слишком много объектов. •   Никогда   не   помещайте   на   слайд   лишние   (неиспользуемые)   объекты. Придерживайтесь правила: «Все, что не должно попасть на слайд, на него попасть не должно». • Текст, особенно большого объема, будет хорошо смотреться, если его выравнять по ширине. • Длинный текст лучше разместить на нескольких слайдах. • Не рекомендуется использовать на одном слайде более трех различных шрифтов. •   Следите   за   тем,   чтобы   текст   хорошо   читался,   используйте   при   его оформлении минимально возможное количество цветов. • Старайтесь избегать нестандартных шрифтов, так как их может не быть на других компьютерах. В случае отсутствия вашего шрифта он будет заменен другим,   а   это   может   привести   к   нарушению   дизайна   слайда   или   к невозможности прочесть текст. •   При   создании   фонов   старайтесь   избегать   стандартных   текстур   и растягивания картинок на весь слайд, особенно с искажением размеров. 35 • Осторожно работайте со звуковыми объектами, их применение должно быть обоснованно. • Старайтесь избегать стандартных звуков, которые встроены в Power Point, чаще всего они мешают восприятию информации. • Осторожно работайте с видеофайлами: их внутренний формат может не совпадать с настройками вашего компьютера и видео может не пойти. •   Имеет   смысл   вывести   на   экран   тезисы   доклада   (выступления, сообщения) и прокомментировать их. •   Иногда   имеет   смысл   вывести   на   экран   большие   таблицы,   большие тексты, чтобы кратко прокомментировать их. • На одну тему оптимальное количество слайдов 20­25. •   Презентация   должна   иметь   обязательно   титульный   лист,   основную часть и список литературы в конце. И обязательно помните о правиле: докладчик при работе с презентацией не должен повторять то, что написано на экране, слушатели и так это увидят.     Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов.           Критерии   оценки   самостоятельной   работы   студентов   изложены   в приложении   к   письму   Минобразования   РФ   от   29.12.2000   г.   №   1­52­138 «Рекомендации   по   планированию   и   организации   самостоятельной   работы студентов   образовательных   учреждений   СПО»   и   выделены   следующие критерии оценки результатов СРС:   ­ уровень освоения студентом учебного материала. ­ умение использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных задач.   ­ сформированность общеучебных умений. ­ обоснованность и четкость изложения ответа. ­ оформление материала в соответствии с требованиями. ­ уровень самостоятельности студента при выполнении СР        Однако следует отметить, что критериальная база для оценки качества самостоятельной   работы   студентов   не   может   быть   унифицированной.   В зависимости от типа учебных занятий и вида самостоятельного задания будут различными   критерии   оценки   его   эффективности.   В   связи   с   этим преподавателям различных предметных (цикловых) комиссий целесообразно разрабатывать   на   единой   для   всех   концептуальной   основе   специальные критерии и показатели оценки качества самостоятельной работы студентов по конкретной дисциплине или циклу дисциплин. Качество   выполнения   внеаудиторной   самостоятельной   работы   студентов оценивается   посредством   текущего   контроля   самостоятельной   работы студентов. Текущий контроль– это форма планомерного контроля качества и 36 объема   приобретаемых   студентом   компетенций   в   процессе   изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя. Максимальное количество баллов  «отлично» студент получает, если: • • обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему; дает   правильные   формулировки,   точные   определения,   понятия терминов; • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры; • правильно   отвечает   на   дополнительные   вопросы   преподавателя, студентом   понимания     целью   выяснить степень   имеющие данного материала. Оценку «хорошо» студент получает, если: неполно, но правильно изложено задание; при изложении были допущены 1­2 несущественные ошибки, которые он • • исправляет после замечания преподавателя; • дает   правильные   формулировки,   точные   определения, понятия терминов; • может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры; • правильно   отвечает   на   дополнительные   вопросы   преподавателя, студентом   понимания     целью   выяснить степень   имеющие данного материала. Оценку «удовлетворительно» студент получает, если: • • • неполно, но правильно изложено задание; при изложении была допущена 1 существенная ошибка; знает   и   понимает   основные   положения   данной   темы,   но допускает неточности в формулировке понятий; • • излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно; затрудняется при ответах на вопросы преподавателя. Оценка «неудовлетворительно» студент получает, если: • • неполно изложено задание; при изложении были допущены существенные ошибки, т.е. если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.                                      37 Заключение        Самостоятельная работа всегда завершается какими­либо результатами. Это   выполненные   задания,   упражнения,   решенные   задачи,   написанные сочинения,   заполненные   таблицы,   созданные   кроссворды,     построенные графики, подготовленные ответы на вопросы, рефераты, которые пополняют портфолио   студента   и   являются   основой   для   промежуточной   и   итоговой аттестации.      Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к  мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его   стремление   к   постоянному   овладению   знаниями   и   применению   их   на практике. 38 Список литературы: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих  1. взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой  судьбы. /Пер. с англ. ­ М.: Прогресс, 1988. 2. Зенкин. А.С. Самостоятельная работа студентов. Методические  указания /сост. А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ –  Саранск.: Изд­во Морд. у­та, 2009. – 35 с. 3. Ковалевский  И.  Организация  самостоятельной  работы  студента// Высшее образование в России. – 2000. – №1. – С.114–115. Толковый словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. Д.Н. Ушакова.  4. (Переиздавался в 1947­1948 гг.) /Яндекс. Словари. [Электронный ресурс]  Заглавие с экрана //http://slovari.yandex.ru 5. Фирсова И.А. Саморазвитие личности и современные технологии  обучения /И.А. Фирсова, И.В. Непрокина //Личностно ориентированные  39 технологии в обучении: Сб. науч.­метод работ.–Самара:Самар. гос. пед.  колледж, 2001. – С. 153 ­ 156. 40

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения самостоятельной работы по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для  выполнения самостоятельной работы  по учебной дисциплине ОДБ 04 «История»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017