Методические рекомендации "Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников"
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Методические рекомендации "Формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников"

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
doc
дефектология
Детсад
16.01.2017
Речь, как одно из главных, необходимых условий психического и личностного развития ребенка, полноценным cpeдствoм общения является лишь тогда, когда сохранены или в случае речевой патологии скорректированы все её структурные компоненты. Исследования, направленные на изучение особенностей развития эмоциональной и нейтральной лексики детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР -3 уровня, показали, что у дошкольников имеются, специфические особенности лексической стороны речи, а также выявлены недостатки в выражении эмоционально – смыслового содержания высказывания, отмечены признаки гипомимии, проявляющихся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ФОРМ. ЭМОЦ. ЛЕКС. У СТАР. С НАР. РЕЧИ.doc
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ                 Речь,   как   одно   из   главных,   необходимых   условий   психического   и личностного развития ребенка, полноценным cpeдствoм общения является лишь тогда, когда сохранены или в случае речевой патологии скорректированы все её структурные компоненты. Исследования,   направленные   на   изучение   особенностей   развития эмоциональной и нейтральной лексики детей старшего дошкольного возраста, имеющих   ОНР /Ш уровень/   под руководством доктора педагогических наук профессора   Г   В   Чиркиной/     показали,   что   у   дошкольников   имеются, специфические   особенности   лексической   стороны   речи,   а   также   выявлены недостатки     содержания высказывания, отмечены признаки гипомимии, проявляющихся   в трудностях выражения  на лице  эмоциональных состояний.    в   выражении   эмоционально   –   смыслового     При исследовании нейтральной лексики  выявлено:   ­ отожествление слов сходных  по звучанию, но различных по значению;   ­ замена названия части предмета названием целого;   ­ замена названий одних предметов другими, ситуативно  с ними связанными;   ­ замена названия предмета названиями действий с ними связанными;   ­ замена названия действий другими семантически близким действиями;   ­ замена  слова словосочетаниями и предложениями.        Также о6наружены количественные и качественные  особенности: при определении видовых понятий:  ­ при  установлении синонимических и aнтонимических отношений;  ­ понимания явлений многозначности;  ­   фазовой   речи   /лексической   замены   слов,   аграмматизмы,   использование одноо6разных   конструкций,   отсутствие   начала     и   концa     рассказа,   наличие большого   количества   пауз,   связанных   с   процессом   поиска   нужного   слова, подъема субъекта, объекта личными и указательными местоимениями; ­ при  изучении эмоциональной лексики установлено, что:  ­   употребление   лексики,   отражающей   эмоциональное   (состояние   и   оценки   в устной  речи детей в два раза ниже, чем у дошкольников с нормальным  речевым развитием;  ­  дети заменяют названия одних предметов другими, ситуативно  связанными с ними «плачной»  ­ грустная, «улыбочная» ­ веселая; ­ замена названий признаков словосочетанием или  предложением  /он боится ­ испуганный/; ­ замена  точных слов­определений прилагательными, имеющими очень  широкое значение  /хороший, веселая/   ­ замена одного названия другим, обусловленная неадекватным использованием суффиксов   за   счет   недифференцированности   лексических     оттенков     /мама удивительно  сказала – удивленно/  ­   замена   на     основе   недостаточной   дифференцированности   эмоциональных состояний /злой, испуганный ­ грустный/;  ­ замена  одного названия другим на основе  фонетической  близости /девочка была  грузной  ­ грустной/.  На   основании   полученных   данных   была     разработана   система методических приемов, направленная на формирование эмоционального пласта лексики   у   детей   с     ОНР     (III   уровень)   на   основе   развития   вербальных     и невер6альных  cpeдств общения.    Комплексное воздействие осуществляется поэтапно:  1 блок    :   изучение и уточнение  эмоциональных  состояний доступных  I ЭТАП   (подготовительный)  Определяются 5 наиболее ярких  эмоциональных  состояний ­ радость, грусть,  злость, испуг, удивление.  возрасту: ­ изучение и уточнение 5 вышеупомянутых эмоциональных состояний в  беседах с детьми на вводных занятиях.  2 блок:   Развитие паралингвистических средств общения    :  ­  научить различать эмоции по схематическим изображениям;  ­ научить  передавать заданное  эмоциональное состояние,  используя мимические и пантомимические средства и графические приемы;  ­ учить понимать свои чувства и чувства  других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.  Использовались:  пиктограммы,   предметные картинки, фотографии, активная лицевая   мимика,   а   также   прием   сообщения   эмоционального   состояния   с определенным цветом. По данным исследованиям   Измайлова Ч А  (1995),  эмоция, выражающая радость, расположена в – синей,  грусть в ­ салатовой, гнев в ­ красной,  испуг ­ оранжевой, удивление ­ в  бирюзовой цветовой гамме.    В работе  с  детьми можно использовать эти дaнные, например: ­  соотнести фотографию /картинку, пиктограмму/ с соответствующим     цветным  картоном и   наоборот;   ­ то же,   но  с 2, 3, 4­мя цветными карточками;   ­ то же, но  с  использованием картинок  с изображениями людей и животных.  При затруднениях    педагог демонстрирует необходимое эмоциональное состояние на своем лице. На занятиях используется зеркало для того, чтобы ребенок     мог   соотнести     мимику   своего   лица   с   заданной   эмоцией   (игры, развивающие мимику и пантомимику).  На  данном  этапе дети обучаются составлению графических изображений лиц,   с помощью заранее подготовленных деталей (лица, глаза, нос, губы) на занятиях по аппликации и ИЗО.  Ознакомление   с   эмоциональными     состояниями     происходило   также   и через   восприятие   классической   и   популярной   музыки   (Штраус,   Кальман, Шопен,  Моцарт, Чайковский, Шаинский).  Дети с закрытыми  глазами прослушивают музыкальный фрагмент, а после рассказывают,     какoe настроение   навеяла та или   музыка. Затем   подбирают цветные карточки звучащей мелодии (по Измайлову  И. А.).  3 Блок: Формирование интонационной стороны  речи:  ­   использование   специальных   упражнений     по   воспроизведению   ритма   речи (изолированные   удары)     I;   II.   III;       сложные   ритмы     I;   II.   III;         серии акцентированных ударов  I­ I­ I­ II) ­ формирование общих представлений об интонационной выразительности  речи.  Например: сказка «Три медведя» зачитывается без интонации, а второй раз ­ выразительно.  У   детей   выясняется,   какое   чтение   им   больше   понравилось     и почему.   Потом   разъясняется,   что   голос   при   чтении   можно     изменять,   с   eгo помощью передать радость, удивление, испуг, печаль  .... , а   также просьбу, приказ.  Объясняется, что можно говорить быстро и  медленно, тихо и громко, грубо и нежно. Обращается внимание на голоса  персонажей, (игра «Чей голос?» ребенок по голосу педагога должен   определить, кто сейчас говорит: медведь, медведица или медвежонок?) ­  формиpование умения различать эмоциональные оттенки в речи. Игра: «Kaкoe  настроение у ёжика?».  Педагог произносит предложения или рассказывает небольшие истории от имени ёжика с различными интонациями, а дети должны определить настроение ёжика и выбрать соответствующую  пиктограмму.  Игра:   «Какая   маска   говорит?»  на   доске   5   пиктограмм,   педагог произносит   различные   реплики,   якобы   от   лица   масок,   а   дети   должны определить, какая  маскa говорит.  Игра «Маша пришла»         Маша …. Петя удивился, Маша……)  Одну и ту же фразу в различных  смысловых ситуациях дети должны произнести с   различными     эмоциональными   оттенками:   (Петя   обрадовался,   Маша,   Петя испугались.  ­   фоpмирование   умения   пользоваться   средствами   выразительности   в экспрессивной речи.  Интонации     отрабатывались   на   материале   эмоциональных   междометий Положительная оценка фактов действительности: (О! Браво! Вот это да! Ай­ ай, ай!)    Отрицательная оценка (те же  междометия,  но  при  другой интонации, могут выражать  противоположные чувства: А∙,А­А! ОХ! УХ! АХ! УВЫ! БЕДА! Фу! Горюшко! Удивление: ОЙ! УХ ­ТЫ! АХ! БА! Страх: ой­ой! УХ! У­У! УЖАС!). Используется   стихотворения   Чуковского     «Айболит»,   «Тараканище». Педагог   читает,   а   дети   проговаривают   только     междометия   с   нужной интонацией,  зaтeм отработка интонационной   конструкции имеет   следующую последовательность: заданная фраза   произносится   сопряженно с логопедом, затем     отраженно,   (повторили   за   ...   ),   и   наконец,.   самостоятельно   с   нужной интонацией.  С   этой   же   последовательностью     работаем   над   предложениями,   короткими   (добавляем cpeдствa  паралингвистического  выражения эмоций);   дифференцируем интонационную выразительность в экспрессивной речи.   рассказами,   историями,     несколькими   стихами,   сказками  Используем упражнения, когда необходимо было проговорить заданную фразу после того, как педагог опишет  ситуацию (фраза «У меня есть собака... »)..  В     последующей     работе   можно   использовать     игры­инсценировки,   стихи, рассказы  и сказки, разыгрываемые по ролям.  II ЭТАП (основной)  ­ НАПРАВЛЕН НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ I БЛОК ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ, НАЗЫВАЮЩЕЙ ЧУВСТВА, ПЕРЕЖИВАЕМЫЕ САМИМ ГОВОРЯЩИМ ИЛИ ДРУГИМ ЛИЦОМ. Работаем над расширением словарного запаса в области эмоциональной лексики,   называющей   чувства,   переживаемые   самим   говорящим   или другим  лицом, и  ее употреблению в словосочетаниях, предложениях, в связных высказываниях. Для   этого   используем   рисунки,   фотографии   предметные     картинки, сюжетные картинки, пиктограммы; цветообозначения, изменение насыщенности цвета в цветообозначениих.  МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: 1. На столе   пиктограмма с изображением эмоции радости, а под ней 3­ тональнaя     полоска   бумаги   (светло   ­   голубой   ­   голубой   ­   синий).   Логопед предлагает   определить     эмоциональное   состояние   пиктограммы,     и   тут   же обращает  внимание ребенка на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги и   объясняет,   что   также   может   происходить   изменение   эмоционального состояния (радостный ­ еще радостнее ­ самый радостный).  То же    с другими эмоциональными     состояниями.   Тут   же   используются     пиктоктограммы,   где нарастание эмоционального состояния передавалось   с помощью графических средств или  специальных полос. Эти   изображения   использовались   в   качестве   зрительных   опор   при образовании   сравнительной   и   превосходной   степени,   качественных   имен пpилагательных   при   составлении   словосочетаний,   предложений   и   небольших рассказов. «Три  злые ведьмы», грустных «Три щенка»  2 Синонимические отношения  Используются     игровые   приемы:   «Скажи   по   –   другому»     на   уровне распространения  предложений.    Логопед предлагает ребенку подобрать, как можно   больше слов, похожих по значению, к слову «грустный» (печальный, унылый).  Под пиктограммой   выкладываются две полоски   бумаги, обозначающие эти слова. Затем предлагается сюжетная картинка и  дошкольники составляют по ней предложения, если ребенок употребляет только одно   из отработанных слов, то   логопед предлагает распространить предложение с помощью «Cлов ­ приятелей», «Я начну, а ты  продолжи».   Логопед   произносит   предложение,   выделяя   в     нем   какое­то   слово,   и ребенок   подбирает   к     этому   слову   синонимы.   «Радостный   зайчик   бегал   по дорожке» радостный ... веселый, оживленный» ­   «Замени слово» ­ грустные звуки грустной, печальной  мелодии послышались, вдали.  «Веселые   ребята   своими   развеселили    самых невесёлых старушек»  и т.д.    веселыми   (радостными,   смешными)   шутками Следующий   уровень   небольших     рассказов   по     сюжетным   картинкам   с изображением сказочных персонажей. Детям     предлагалось   определить   эмоциональное   состояние   сказочных   с   разъяснительной   целью героев,   подобрать   нужную   пиктограмму,   и   предлагается   использовать   специальные   цветовые   обозначения,   служащие зрительной опорой при формировании данной лексики. Например:   бумажные   полоски   темного   тона   служат   отрицательного значения – коричневый, серый, черный; ­   светлые   полоски   –   желтые,   розовые   –   соответствовали   положительному значению слов.    для   выражения При   передаче   усиления   смыслового   значения   общеоценочной   и частнооценочной   лексики   использовались   трехцветные   полоски,   в   которых   с помощью   цвета   изображалась   постепенная   насыщенность   темного (отрицательная лексика) или светлого (положительная лексика) тона. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА Общеоценочная лексика Хорошее настроение – прекрасное  настроение, отличное, превосходное,  великолепное  настроение Плохой поступок – скверный  поступок, безобразный,  отвратительный поступок Частнооценочная  лексика Сенсорно – вкусовые оценки Приятная, (симпатичная, славная,  милая) игрушка; Вкусный, (аппетитный)  ­ пирог Душистый (пахучий, ароматный)  цвет Неприятная (несимпатичная) –  девочка; Невкусный (неаппетитный) – торт; Зловонный (плохопахнущий) –  запах. Психологические оценки Интересный (привлекательный,  занимательный) – фильм; Захватывающая (увлекательная) –  игра; Умная (мудрая) – волшебница. Неинтересный (неувлекательный,  скучный) – рассказ, фильм; Скучный (невеселый, тоскливый,  унылый) – человек; Глупый (немудрый, неумный) –  принц. Эмоциональные оценки Радостный (веселый) ­ день Печальный (грустный) – мальчик. Красивая (прекрасная, пригожая) ­  принцесса Уродливая (неприглядная,  безобразная) – Баба ­ Яга Эстетические оценки Этические оценки Добрый (добросердечный,  душевный) ­ волшебник Злой (недобрый,  недоброжелательный) колдун Утилитарные оценки Полезная (подходящая, удобная) –  шапка, обувь Вредный (неблагоприятный) ­ дым Нормативные оценки Правильный (верный, точный) ­  ответ Неправильный (неверный,  неточный) – ответ; Больной (нездоровый, хворый) ­  дедушка Теологические оценки Удачная (успешная, благополучная)  ­ игра Неудачный (злополучный,  незадачливый) ­ день Выложить столько  полосок бумаги, сколько они могут  подобрать «слов – понятий»  Затем, используя графическую опору, составляются небольшие рассказы.  Та же работа проводится с сюжетными картинами и сюжетными сериями. Примерные тексты: «На рыбалке» (радость)    Олег с   папой   захотели порыбачить. Накопали они червяков, взяли удочки и пошли   на речку. Они посадили на крючок червяка и закинули удочку. Вдруг поплавок   начал   опускаться   в     воду.   Олег   потянул   удочку,   а   папа   стал   ему помогать. Они   вытянули большого судака. Рыбалка удалась на славу! Рыбаки сварили   на костре уху, а потом веселые (радостные, счастливые,   довольные) отправились домой.  «Мышонок»  (грусть)  Однажды пошел лягушонок Тим гулять и     слышит плач. Подошел мышонок Тим поближе и увидел, что около кустика сидит маленький  Мышонок и плачет. Он   был   очень   грустный   (печальный,   унылый).   Тим   спросил   его,   почему   он плачет, и тот ответил, что ему не с кем   играть. Тим улыбнулся и предложил маленькому  мышонку дружить е ним.  3. Антонимические  отношения В   процессе     выполнения   заданий     по   подбору   слов   –   aнтонимов,     используются приемы работы:     ­  с изолированными словами «Скажи наоборот»;     ­  словами в предложении "Доскажи словечко";     ­ словами в  связных высказываниях «Coставь  предложение».  В   качестве     зрительных   опор   используются   картинки,   фотографии, пиктограммы.  Игровые приёмы   «Предложение   сломалось»  ­   деформированные   предложения:     (Грустный   львица, сидеть озера около).  «Грустно   ­   весёлый   рассказ»  ­   рассказ   из   2­х   частей   самостоятельно и работой в паре с другим ребенком).    (по   образцу, «Расшифруй  письмо»  Почтальон     приносит   детям   зашифрованные   письма   с   графическим изображением  2 ­ 3 эмоциональных  состояний. Дети  должны составить по ним короткие рассказы.  «Составь  рассказ по сюжетной серии» Предлагается  так же использовать  пиктограммы, составление рассказа по   цепочке, воспроизведение по памяти,  инсценировка сюжета.  II  БЛОК ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ СЛОВ ОЦЕНОК. Формируем   эмоциональную   лексику,   состоящую   из   слов­оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление   лексически с положительной или отрицательной стороны.      ПРИЕМЫ  РАБОТЫ:  1. Добавление слов в словосочетание (хороший  день, вечер, праздник) 2  Составление словосочетаний: а).   составление   словосочетаний   с   синонимическими   близкими   словами (приятная, симпатичная) ­ девочка;  б).     составление   словосочетаний   со   словами   противоположного     значения (хороший день ­ плохой день)  в). образование от имени прилагательных сравнительной и превосходной степени (суп вкусный? торт  вкуснее, а мороженое caмое вкусное).      3. Составление  предложений:  а). составление предложений с заданным словом; б). распространение с помощью синонимов;  в). преобразование деформированных предложений;  г). дополнение предложений словом с противоположным значением (сова умная, а  мышонок глупый);  д).   составление   предложений   с   прилагательными   в   сравнительной   и превосходной степени;  е).   исправление  ошибок в предложении (Незнайка  ест  вкусная варенье)     4.  Составление рассказов:  а) составление небольших рассказов  с использованием слов ­ антонимов, слов  ­ синонимов;  б) составление рассказов по серии картин;  в) составление рассказов по картине;   III БЛОК   ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ  ЛЕКСИКИ, СОСТОЯЩЕЙ  ИЗ СЛОВ ПЕРЕДАЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПУТЁМ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ  ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. На   этом этапе_уточняется и увеличивается объем словаря   в области эмоциональной     лексики,   включающей     слова,     в   которых     эмоциональное отношение   к   называемому,   выражается   словообразовательно;   и   развиваются самостоятельные высказывания, основанные на употреблении данной лексики.  Для  лучшего усвоения словарного материала в работе используются:  - квадраты   (маленький,   средний,   большой),   которые   служат   опорой образования форм субъективной оценки предмета;  - трехцветные   полоски   для   работы   со   словами,   в   которых   с   помощью   постоянно   изменяется определенных   суффиксов   и   префиксов   семантическое значение слов; - предметные, сюжетные картинки;  - иллюстрированные материалы из сказок, рассказов, стихов.  Методические приёмы:      1. Образование слов:    а)   Образование   слов   с   ласкательным   значением   (существительные, прилагательные, игра «Скажи ласково»);  б)   Образование   слов   со   значением   увеличительности   (существительные, прилагательные);  в).  Образование превосходной степени имен  прилагательных (глупый,  наиглупейший) г). Образование прилагательных путём чистого или перфексированного повтора (хитрый ­ прехитрый, черный ­ пречерный);  2.  Образование словосочетаний:  а) добавление главного слова к  зависимому (дом – домик; большой ­ маленький дом);  б) добавление зависимых слов к главному (высокий ­ высоченный, высокий  дом, высоченный  ­ домище ).  3. Составление предложений:  а). Составление предложений с указанным словом (домище ­ у Великана был огромный домище, наиглупейший ­ в Багдаде жил наиглупейший султан);  б).     Составление   предложений   из   отдельных   слов:   (   В   лес,   жить,   злющий волчище)  в). Дополнение и завершение предложений: (У большого медведя  огромные  глазищи, лапищи, усищи, зубищи).  4. Составление рассказов:    а)   Составление   рассказов   по   серии   сюжетных     картин   по   мотивам   сказок (прослушивание сказки; ответы на вопросы  с  описательной направленностью;  выкладывание ряда:  составления  рассказа;   б) Составление рассказа по иллюстрации  сказок  (иллюстрации  прослушивание сказки ­ пересказ по  вопросам ­ самостоятельный paccказ);   в) Рассказывание сказки и её инсценировка (игры  ­  драматизации;  заслушивание сказки + кукольные персонажи ­ ответы на вопросы о характерах,  повадках, отличительных чертах  гepоeв,  распределение ролей ­ дpaматизация); г) Придумывание и рассказывание своих историй, рассказов с  использованием  лексики III блока.  IV  БЛОК  (ИНТЕГРАЦИОННЫЙ) ВВЕДЕНИЕ В РЕЧЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ   НА  ОСНОВЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР Основываясь на методике  Я. Т. Соловьевой (1998 г.) были определены  направления работы:  ­ развитие чувства эмпатии, сочувствия,   сопереживания на основе сюжетно – ролевых  игр;  ­ обогащение событийной стороны игры путем анализа собственных чувств и эмоциональных переживаний.  Работа   проводится   с   постепенным   усложнением   сюжета   и   изменения содержания игр.  Первоначально педагог берет на себя ведущую роль в игре,  Сначала   игры   проводятся   индивидуально   с   каждым   организовывается игра в группе детей.    из   детей,   затем В   этих   случаях,   педагог   следит   за   деятельностью   детей   и   при необходимости вносит предложения по развитию сюжета, включается в игру.  В процессе обучения детям предлагается определенная игровая задача.  НАПРИМЕР:  (Вылечить   котенка).   Под     руководством   взрослого дошкольники   учатся     (Поездка ветеринарную клинику, беседа с врачом, покупка лекарства  в аптеке). 3атем подбираются необходимые aтрибуты для игры и проводится  беседа по поводу развития сюжета,  последовательности действий, даются советы по  устройству игровой зоны.      планировать   будущую   деятельность   Потом педагог дает образцы речевого поведении и ролевой речи.  В  завершении взрослый уходит на второй план, а в игре участвуют только дети. Дополнительно можно создавать разноплановые проблемные ситуации (в аптеке  нет нужных лекарств..)  В результате проводимого таким образом коррекционного обучения детей  с ОНР 3 уровня происходит автоматизация слов, обозначающих эмоции, и  осуществляется их введение в экспрессивную речь, достигается расширение  диапазона эмоциональной лексики за счет ньюансирующих лексем, что и  позволяет детям свободно владеть данной лексикой и применять ее в связной  речи.
скачать по прямой ссылке