Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России
Оценка 5

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Оценка 5
Документация +4
docx
Междисциплинарный 9
1 кл—11 кл
26.02.2019
Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России
Методические рекомендации адресованы педагогам-организаторам, вожатым детских лагерей, воспитателям, учителям русского языка и литературы общеобразовательных организаций с целью оказания им помощи в подготовке и проведении образовательных мероприятий, посвящённых Дню Русского языка – Пушкинскому дню России (6 июня). Методические рекомендации содержат предложения по подготовке и проведению тематических мероприятий и возможных форм их организации.
пушкина день.docx
МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ   по   организации   и   проведению   в летних лагерях мероприятий, посвящённых Дню Русского языка – Пушкинскому дню России (6 июня) Пушкинский день России отмечается 6 июня. Это период, когда учебный год уже закончен,   поэтому   проведение   урока,   посвященного   Дню   Русского   языка,   невозможно. Однако   в   это   время   работают   летние   школьные   лагеря,   в   которых   можно   провести образовательные   мероприятия,   посвященные   этому   Дню.   При   этом   мероприятия   эти должны   быть   рассчитаны   в   первую   очередь   на   школьников   5­8   классов,   так   как старшеклассники в это время сдают экзамены.    воспитателям, Методические   рекомендации   адресованы   педагогам­организаторам,   вожатым детских   лагерей,   учителям   русского   языка   и   литературы общеобразовательных организаций с целью оказания им помощи в подготовке и проведении образовательных   мероприятий,   посвящённых   Дню   Русского   языка   –   Пушкинскому   дню России (6 июня). Методические  рекомендации  содержат  предложения по подготовке и проведению тематических мероприятий и  возможных форм их организации.  Педагогическими основами подготовки и проведения тематических мероприятий в рамках   празднования   Дня   Русского   языка   (Пушкинского   дня   России),   в   частности, являются:     формирование   понимания   русского   языка   в   сохранении   культуры, личностном развитии человека, становлении его личных и профессиональных интересов, определении жизненной позиции и мировоззрения;  педагогическая   поддержка   внеурочной   деятельности   обучающихся   и досугового чтения;  интеграция школы в культурно­образовательное пространство города за счет использования   ресурсов   учреждений   культуры   (библиотека,   музей,   центр дополнительного образования детей, ДШИ, ДК);  расширение   культурно­досугового   пространства   детей,   подростков   и молодежи;  использование   материалов   сети   Интернет   (сайты   библиотек,   музеев, творческих объединений и союзов, литературные сайты и др.).    Все мероприятия, посвященные Пушкинскому дню России, нацелены на решение актуальных для современного образования и развития российской культуры в целом задач, таких как:     развитие у школьников осознания ценности русского языка,  приобщение к традиционным ценностям, связанным с русским языком, для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;  расширение   и   поддержка   содержания   школьного   филологического образования за счет досуговых мероприятий для детей и подростков;   создание   модели   образовательного   пространства,   обеспечивающего совместную   деятельность   детей   и   взрослых   на   основе   общего   интереса   к русскому языку;  совершенствование   качества   владения   русским   языком   как   одного   из базовых   компонентов   образования   и   деятельности   человека   в   различных областях. Тематика мероприятий может быть связана как с русским языком, его историей, современным состоянием и т.д., так и с личностью А.С. Пушкина.  Возможные формы организации деятельности школьников: Беседы  («История русского языка», «Любовь к языку – это любовь к Родине» и т.д.).  Викторины.  Творческие   конкурсы  (например:   «живых   картин»,   знатоков   книги,   знатоков творчества А.С. Пушкина и др.), «живая газета», заочное путешествие («Русский язык в мире», «По следам героев пушкинских сказок» и др.). «Путешествие» – игра­путешествие, экскурсия, поход, парад. Алгоритм проведения игры­путешествия включает в себя:  1. Подготовка участников к восприятию игры­путешествия.  2. Сбор­старт.  3. Движение команд по маршруту.  4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности.  5. Сбор­финиш.  6. Организация последействия.  Экскурсия  —   специально   организованное   передвижение   участников   с   целью демонстрации   им   какой­либо   экспозиции.   Форма   организации   учебно­воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. Для успешного проведения экскурсии необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для школьников.  Экспедиция  —   коллективное   путешествие   куда­либо,   посещение   каких­либо объектов с исследовательской целью. Поход  —   дальняя   прогулка   или   путешествие,   специально   организованное передвижение   на   определенное   (достаточно   протяженное)   расстояние,   в   ходе   которого предполагаются остановки (привалы).  Характерной   чертой   всех   форм   воспитательной   работы   типа   «путешествие» является   оформление   схемы   маршрута.   В   игре­путешествии,   как   и   в   походе,   схема движения обычно называется маршрутным листом. Однако в первом случае маршрутный лист во многом — атрибут игры.  По итогам похода желательно провести ряд мероприятий: беседа — обсуждение итогов похода, просмотр кино, (фото)­ и видеоматериалов, отснятых в ходе путешествия, оформление выставки, альбома и другие.  Парад  –   ритуальное   передвижение   участников   с   целью   демонстрации   внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма может быть использована в случае, если рассматривается история языка, есть возможность использовать костюмы прошедших эпох. Спектакль  — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.  Устный журнал (газета),  т.е. демонстрация какой­либо информации (актуальных проблем) в художественной форме.  Концерт  —   публичное   исполнение   музыкальных   произведений,   возможно   в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами.  Диспут — специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное   столкновение   мнений   по   какому­либо   вопросу   (проблеме),   например «Современное состояние русского языка».  Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по какому­либо вопросу (проблеме)   для   получения   информационного   продукта   в   виде   решения.   Различают следующие  разновидности  дискуссии:   «круглый  стол»,   «заседание   экспертной  группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание».  Изготовление   выставки   (газеты,   книги,   летописи   и   т.д.)  –   специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому­либо. В воспитательных целях изготовление выставки, газеты,   летописи   и   т.д.   может   использоваться   для   приобретения   детьми   опыта деятельности, формирования эмоционально­ценностных отношений, а также для отдыха. Заочная экскурсия.  При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов:  доступность  материала,  уровень  развития  у учащихся  речевых  навыков, особенности восприятия материала аудиторией. Возможные формы проведения заочной экскурсии:     просмотр   видеофильма   с   последующим   обсуждением   и   выполнением заданий;  рассказ   школьника   (или   группы   школьников), видеорядом;  самостоятельная работа школьников с текстом экскурсии, подготовленным педагогом,   самими   школьниками   или   взятым   из   специальной   литературы: чтение и выполнение заданий;  посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет­ ресурсов.    сопровождающийся При   подготовке   к   экскурсии   необходимо   определить   содержание,   способы оформления и презентации материала.  В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления школьников. Для подготовки   подобного   выступления   необходимо   собрать   большой   иллюстративный материал.   Источниками   в   этом   случае   могут   быть   музейные   проспекты   и   каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, специальные образовательные порталы,   на   которых   можно   найти   не  только   богатый   иллюстративный   материал,   но  и информацию   об   истории   музея,   экспонатах,   традициях,   а   также   дополнительные биографические сведения.  Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.  Квест.  Слово   «квест»  (quest)  заимствовано   из   английского   языка,   где   имеет несколько разных значений: 1. поиски (ср.: in quest of smb., smth. – в поисках кого­л., чего­ л.;  in   quest   of   adventure  –   в   поисках   приключений);   2.   предмет   поисков;   3.   поиски приключений   (в  рыцарских  романах);   4.  уст.  дознание;   5.  искать,  производить  поиски, разыскивать (ср.:  to quest about looking for smth.  – ходить повсюду в поисках чего­л.). В настоящее время слово «квест» приобретает новое значение, выходя за рамки виртуального мира, но сохраняя некоторое подобие компьютерной игры в реальной жизни.  Квестами стали называть игры, основанные на уникальном сюжете, который должен быть раскрыт группой людей, выполняющих различные задания, решающих поисково­логические задачи с целью завоевания высокой рейтинговой позиции и/или получения награды.  Это может быть игра­расследование в музее, парке или исторических местах города. Игроки   становятся   первооткрывателями   тайн,   участниками   расследования,   искателями сокровищ или утерянных знаний. Каждый квест – это приключение со своим сюжетом и атмосферой.  К игрокам попадает секретная или обрывочная информация. Используя ее, а также логику,  сообразительность, эрудицию и  внимательность,  игроки  движутся по сюжету к разгадке тайны.  Суть   игры   состоит   в   последовательном   прохождении   нескольких   этапов   и выполнении специальных заданий на каждом из них. Квест составлен таким образом, что переход   от   одного   этапа   к   другому   возможен   только   при   выполнении   заданий предшествующего   этапа:   в   процессе   выполнения   очередного   задания   участники   квеста разгадывают определенное слово или фразу, которая служит ключом к определению места старта следующего этапа и последующего выполнения его задания. Побеждает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и расшифровавшая финальный кодовый текст. Все   вышеперечисленные   формы   деятельности   можно   использовать   как   при организации   мероприятий,   посвященных   русскому   языку,   так   и   при   организации мероприятий, посвященных А.С. Пушкину. Конечно,   мероприятия,   посвященные   Дню   Русского   языка,   должны   носить   в основном творческий характер, быть по преимуществу игровыми. Поэтому любые формы активизации деятельности школьников следует признать соответствующими требованиям к этому мероприятию.  Однако возможен и вариант проведения, например, викторины, во время которой школьникам будут предложены вопросы по русскому языку, например:  Викторина (для учеников 6­7 классов) 1.   Даны   грамматические   характеристики   трех   прилагательных.   Найдите   в одной из них ошибку:  А. Имя прилагательное, ж.р., ед.ч., В.п.  Б. Имя прилагательное, ср. р., ед. ч., П.П.  В. Имя прилагательное, м.р., мн.ч., Им.п.  2. Если бы в русском языке было слово кечь, какой частью речи оно могло бы быть?  3. Какие существительные в списке одушевленные?  Плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь.  4. Какие существительные в этом списке относятся к женскому роду?  Сирота, шасси, гроздь, Таити, какаду, вуаль, ворота, боржоми, сопрано.  5. Определите падеж выделенных существительных.  Гулять  по территории  заповедника;  по истечении  срока договора;  по традиции встретились; по окончании отпуска; по рекомендации врача.  6. Какие омонимы в этих парах имеют небольшие отличия в склонении?  Истребитель (летчик) – истребитель (самолет) Песенник (создатель песен) – песенник (сборник песен)  Лук (для стрельбы) – лук (огородное растение)  Крошка (кусочек) – крошка (ребенок)  Можно   проводить   викторину   как   с   индивидуальными   участниками,   каждый   из которых самостоятельно   выполняет  задания, а  победитель  потом получает  приз,  так и разбив школьников на группы, внутри которых проводится «мозговой штурм». В таком случае определяется команда, которая наиболее правильно выполнила задания.  Кроме того, школьникам можно предложить  ознакомиться с высказываниями о русском языке, например, следующими:    Наш   русский   язык,   более   всех   новых,   может   быть,   способен   приблизиться   к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Н.А. Добролюбов.    Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В.Г. Белинский.   Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев.   Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н.В. Гоголь.    Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И. Куприн.    Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К.Г. Паустовский.    Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К.Г. Паустовский.   Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме.   Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький.    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное   нам   нашими   предшественниками!   Обращайтесь   почтительно   с   этим могущественным орудием. И.С. Тургенев. Школьникам можно предложить следующие задания:  1. Прочитайте высказывания о русском языке и подберите, пользуясь теми книгами, которые есть в библиотеке, примеры, подтверждающие правильность этих высказываний (или одного из них).  Выполнять   это   задание   можно   в   группах,   тогда   работа   группы   может   быть организована следующим образом:   методом «мозгового штурма» найти объяснение высказывания;   определить, какого рода примеры следует искать в книгах;   распределить роли: каждый член группы работает с одной­двумя книгами;   поделиться результатами и обобщить найденные примеры.  2. Сгруппируйте высказывания о русском языке, определив принцип группировки (например, по тематике: высказывания о необходимости беречь язык; о красоте русского языка; о его богатстве).  Можно также предложить школьникам подборку стихотворных высказываний о языке:  Язык, великолепный наш язык.  Речное и степное в нём раздолье,  В нём клёкоты орла и волчий рык,  Напев, и звон, и ладан богомолья. (К.Д. Бальмонт)  Ты твёрд и гибок, нежен и силён,  Ты – соловей на ветке бересклета.  Ты – сталь и пепел, колокол и лён,  Загадка тьмы и откровенье света. (М.А. Дудин)  Не страшно под пулями мертвыми лечь,  Не горько остаться без крова,  И мы сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово.  Свободным и чистым тебя пронесем,  И внукам дадим, и от плена спасем  Навеки. (А.А. Ахматова)  Есть сила благодатная  В созвучье слов живых,  И дышит непонятная  Святая прелесть в них.  С души как бремя скатится,  Сомненья далеко –  И верится, и плачется,  И так легко, легко… (М.Ю. Лермонтов)  И нет у нас иного достоянья!  Умейте же беречь  Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,  Наш дар бессмертный — речь. (И.А. Бунин)  Задание для работы со стихотворными фрагментами может быть следующим: Выберите высказывание, которое вам нравится больше других. Объясните, что оно означает.  Можно предложить школьникам участие в конкурсах:  Конкурс « Собери пословицу».  Командам   предлагаются   разрезанные   пословицы   или   презентация,   в   которой пословицы разбиты на части:  Птицу видно по полёту, а человека по делам.  Нет умного соседа – побеседуй с книгой. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.  Работе время, а досугу час.  Труд человека кормит, а лень портит.  Вариант этого задания – продолжи пословицу.  Конкурс «Крылатые выражения». (Объяснить крылатые выражения):  Вылетело из головы, рукой подать, прикусить язык, рассеиваться как дым, надуть губы.  Конкурс «Слова играют в прятки».  Стол   накрыли   к   обеду.   Догадайтесь,   что   стоит   на   столе.   Слова­названия   блюд «спрятались» в предложениях. (Каждой команде предлагается по 1 предложению.)  Пока шакал где­то рыскал, волки выли на луну.  Я твою машинку не трогал, она сама сломалась.  Осень заплела косы рыжие.  Нашему псу поводок не нужен.  Соседский кот лета не любит: слишком жарко ему.  Конкурс «Кто больше».  Перед   командами   ставится   слово   ГОСУДАРСТВО   (или   любое   другое   длинное слово).   За   2   минуты   команда   должна   составить   как   можно   больше   коротких   слов   из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается.  Например: сор, дар, рот, вот, рад, рост, суд, сосуд, таро, сад, род, рост, торс, гора, рог, товар, творог, город, удар и т.д.  Одной из важнейших форм работы может стать работа с различными словарями русского языка.  Для   работы   со   словарями   может   быть   использован   тип   нестандартных   заданий исследовательского   характера   –  лингвистические   «угадайки».  Работа   над   заданиями этого типа связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, когда они должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение)   по   отдельным   его   деталям   и   признакам,   либо   «угадать»   слово   по   его описанию   (толкованию).   Выполнение   подобных   заданий   во   многом   напоминает   хорошо известную   всем   игру­задачу   под   названием   «кроссворд»   (без   привычного   заполнения буквами его клеточек, хотя возможно и такое задание). Полезность такой работы очевидна: обогащается   словарный   запас   учащихся   (за   счет   узнавания   значений   новых   слов   и уточнения   значений   уже   известных   слов)   и   грамматический   строй   речи   (при   попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи). Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно­ выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического   эффекта).   Все   это,   в   свою   очередь,   способствует   развитию   творческих возможностей   самих   учащихся,   часто   вызывая   желание   создавать   по   аналогии   свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).  Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:  угадывание   слов  по   толкованию   (в   том   числе   и   образному)   или   по   общему признаку;  расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов  по отдельным признакам;  разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);  игры­задачи «Я задумал слово», «Вопрос – ответ» и др.  Задание (для учеников разных классов по усмотрению учителя): 1) Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.  «Глаз»   автомобиля;   «свежезамороженный»   дождь;   «слово»   регулировщика; «архитектурное   строение»   пчел;   родной   или   крестный;   шляпка   на   ножке;   лесной барабанщик; собачья радость; такса, а не собака; орел, а не птица; не носки и не чулки.  Воспользовавшись   толковым   словарем,   выпишите   словарные   статьи,   толкующие угаданные вами слова традиционно. Чем различается то толкование, которое предложено в задании,   от   того,   которое   дано   в   словаре?   К   каким   стилям   относится   одно   и   второе толкование? Такого же типа задания возможны и при работе со словарями другого типа.  2) Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.  1. Не воробей.  2. На дворе, на траве.  3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи.  5. Суп, сваренный Демьяном.  6. Мельник, работающий неделями.  7. Отсеминедужник.  Воспользовавшись   Словарем   русских   пословиц   и   поговорок,   проверьте   себя. Объясните смысл пословиц и поговорок, зашифрованных в задании.  3) Варианты заданий для работы со словарями синонимов и антонимов.  1.   Прочитайте   синонимические   ряды   к   слову   плохой   и   объясните,   чем   они различаются между собой.  ПЛОХОЙ, дурной, некачественный, неудовлетворительный, нехороший, устар. разг. худой,   разг.   дрянной,   разг.   шутл.   неважнецкий,   разг.   неважный,   разг.   негодный,   разг. нестоящий,   разг.   презр.   поганый,   разг.   скверный,   разг.   сниж.   аховый,   разг.   сниж.   бран. никудышный, разг. сниж. презр. паршивый.  ПЛОХО, дурно, некачественно, неудовлетворительно, нехорошо, устар. разг. худо, разг. шутл. неважнецки, разг. неважно, разг. презр. погано, разг. скверно, разг. сниж. презр. паршиво, разг. сниж. фигово.  2. Расположите синонимы к слову  прекрасный  так, чтобы каждый последующий обозначал   большую   степень   проявления   признака,   затем   сопоставьте   получившийся результат с тем, который предложен в словаре. Прекрасный, отличный, первостатейный, замечательный,   первоклассный, превосходный, роскошный, первосортный.    перворазрядный,   великолепный,   отменный,   замечательный,   отличный, ПРЕКРАСНЫЙ,   великолепный,   перворазрядный,   отменный, первоклассный,   превосходный, роскошный, разг. классный, разг. мировой, разг. ирон. распре­ красный, разг. шикарный, разг. сниж. мировецкий, разг. сниж. обалденный, жарг. балдежный, жарг. здоровский, жарг. кайфовый,   жарг.   клевый,   жарг.   неслабый,   жарг.   нехилый,   жарг.   ништяковый,   жарг. отпадный, жарг. суперный, жарг. суперский.    первостатейный,   первосортный, ПРЕКРАСНО,   великолепно,   замечательно,   отлично,   отменно,   первоклассно, первосортно, превосходно, роскошно, разг. редкостно, феноменально, книжн. необычайно, книжн. экстраординарно.  3.   Какие   слова   необходимо   исключить   из   синонимического   ряда   и   почему? Проверьте себя по словарю.  Учитель, педагог, математик, преподаватель, химик.  Опять, снова, вновь, обратно. 4. Подберите синонимы к словам краткость, краткий. Проверьте по словарю, все ли возможные синонимы вы включили. Значения каких слов, встретившихся в словаре, вам не совсем ясны?  КРАТКОСТЬ,   афористичность,   конспективность,   лаконизм, немногословность, лапидарность.    однословность,   односложность,   сжатость,   лаконичность,   книжн.   скупость, КРАТКИЙ,   афористичный,   короткий, лаконический, лаконичный, немногословный, однословный, односложный, сжатый, скупой, телеграфный, книжн. лапидарный.    афористический,   конспективный, КРАТКО, афористично, вкратце, конспективно, коротко, лаконически, лаконично, немногословно, однословно, односложно, сжато, скупо, сокращенно, телеграфно, книжн. лапидарно.  Задания по Словарю антонимов русского языка (автор М.Р. Львов): 5. Выпишите из пословиц антонимы. Найдите их в словаре.  Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.  Молод годами, да стар делами.  Язык длинный, мысли короткие.  6. Найдите словарные статьи с приведенными антонимами и выпишите примеры, которые   там   встречаются.   Что   необходимо   учитывать   при   поиске   в   словаре   нужной словарной статьи?  Родина – чужбина, много – мало, большое – малое, родной – чужой.  7.   Найдите   среди   иллюстративного   материала   в   словаре   примеры   на   антитезу. Выпишите их.  Задания по орфографическому словарю  Орфографическая   грамотность,   а   вернее,   к   величайшему   сожалению,   зачастую безграмотность современных школьников вызывает много вопросов и нареканий не только у   школьных   учителей.   При   этом   овладение   орфографией   –   одна   из   важнейших коммуникативных задач при обучении русскому языку, так как орфография, определяя нормы   единообразной   передачи   на   письме   звучащей   речи,   облегчает   общение   между людьми, способствуя тем самым выполнению русским языком функции государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Причин у этого явления много. Существуют, конечно, причины, которые могут быть названы скорее социальными, чем   лингвистическими   –   общее   снижение   культуры,   влияние   современных   средств массовой   информации,   излишняя   демократизация   языка,   смешение   стилей,   отсутствие мотивации   к   чтению   и   т.д.   Однако   существуют   и   проблемы   методического   характера. Причина речевой, в т.ч. орфографической безграмотности кроется, помимо прочего, в том, что традиционная методика обучения орфографии, построенная на осознаваемой основе (правило – практическое его применение – автоматизация навыка), не меняется уже очень давно, а ситуация в обществе меняется, и довольно стремительно. Наблюдения   показывают,   что   школьники   допускают   много   ошибок   в   написании «словарных» слов.  Работа над усвоением написания слов с непроверяемыми написаниями может   быть   очень   разнообразной.   Принципиально,   чтобы   она   опиралась   на   активность учеников. Работа с орфографическим словарем должна стать неотъемлемой частью такой работы.   «Словарное»   слово   нужно   сначала   «предъявить»   школьникам   тем   или   иным способом (отгадывание кроссворда, загадки, определение слова по его признакам и т.д.). Школьники   могут   сами   определить   «ошибкоопасные»   места,   записать   это   слово   с пропуском соответствующей буквы и попытаться найти проверочное слово. После этого, когда   у   них   появляется   мотивация   к   отысканию   решения   проблемы,   учитель   может предъявить   им   слово,   написанное   правильно.   Однако   более   целесообразным   будет обращение школьников к орфографическому словарю русского языка, в котором они сами отыскивают   слово.   В   таком   случае   реализуется   деятельностный   подход   к   обучению, алгоритм осознания проблемы и ее решения оказывается завершенным.  Кроме того, задание по работе с орфографическим словарем может быть не только частью   работы   по   усвоению   слова,   но   и   заданием   самостоятельным.   Учитель   может предложить школьникам следующие типы заданий:  • найдите и выпишите 2 (3, 5 и т.д.) существительных, глаголов, прилагательных;  • найдите и выпишите существительные ж., м., ср. рода.  Задания могут быть самыми различными. Школьники могут искать существительные собственные   и   нарицательные,   прилагательные   качественные   и   относительные,   слова   с удвоенными   согласными,   слова,   состоящие   из   определенного   количества   слогов   или имеющие определенную словообразовательную структуру и т.д. Учитель может ограничить школьников одной или несколькими буквами или предложить работать со всем словарем. Такая работа может индивидуальной или групповой. Можно провести соревнование «Кто больше?» и т.д.    Использование в школе, например, «Орфографического словаря русского языка» (авторы Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К; проект «Словари ХХI века») может помочь учителю в решении не только проблем орфографической грамотности, но и общей речевой   грамотности   школьников.   Задания   по   орфоэпическим   словарям   –   задания исследовательского характера.   Для   учеников,   имеющих   высокий   уровень   подготовки,   можно   предложить следующую   задачу.   Учитель   дает   задание   расставить   ударения   в   словах:   втридорога, бомбардировать,   заржаветь,   исчерпать,   исподволь,   нефтепровод,   предвосхитить, танцовщица,   углубить,   колледж,   жалюзи,   дозвонишься,   пиццерия,   пломбировать, пломбированный, клала, ветеринария, баловать, балуется. После того как задание будет выполнено,   ученики   должны   самостоятельно   найти   все   указанные   слова   в   словаре ударений, сопоставить тот вариант, который дан в словаре ударений, и отметить ошибки, которые они допустили.  Наиболее подготовленные ученики могут получить задание составить собственный орфоэпический  диктант,  выбрав  из   словаря  те  слова¸  ударения в  которых  кажутся  им непривычными и не совсем соответствующими тому, как говорят окружающие. Возможен   такой   тип   задания,   связанный   и   с   ударениями   в   русских   словах. Например,   в   слове   творог   норма   допускает   два   варианта   ударения.   Ученикам   можно предложить найти как можно больше слов, в которых постановка ударения вариативна и связана с историей языка. Это может стать основой исследовательской работы, связанной с историей ударений как частью истории языка.   В рамках Дня Русского языка можно также провести круглые столы и дискуссии, например, по следующим темам:  Зачем нужно изучать русский язык?  Нужно ли современному человеку знать историю родного языка?  Темой   выступлений   в   ходе   круглого   стола   или   дискуссии   могут   также   стать высказывания великих людей и афоризмы, посвященные данной проблеме. Они же могут служить и аргументами для отстаивания той или иной позиции.  Задания, связанные с А.С. Пушкиным  Любое мероприятие, посвященное А.С. Пушкину, может сопровождаться книжной выставкой. Это может быть выставка произведений А.С. Пушкина, изданий, посвященных его творчеству. Выставка может быть ориентирована на возраст участников мероприятия.  Например,  для   младших   школьников  можно   предложить  выставку   сказок Пушкина,  возможно, с хорошими иллюстрациями к ним, с демонстрируемыми на экране отрывками мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина («Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и 26 рыбке»).  Для   учащихся   6­8   классов  можно   рекомендовать   организовать  выставку   по жанровому принципу:  Стихотворения   А.С.   Пушкина   (можно   отдельным   разделом   сделать,   например, стихотворения о природе); Поэмы А.С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», «Моцарт и Сальери» и др.);  Проза А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Пиковая дама» и др.).  При возможности можно посвятить выставку одному произведению А.С. Пушкина, например, поэме «Руслан и Людмила» или роману «Капитанская дочка» (в зависимости от возраста   учеников).   Можно   представить   историю   создания   произведения,   иллюстрации, фотографии различных изданий произведения, переводов на другие языки, сопроводить это видеоиллюстрациями   (фрагментами   из   фильма   «Руслан   и   Людмила»   или   из   фильма «Русский бунт»).  Подбор материалов, оформление выставки зависит от возможностей организатора.  Кроме того, одной из форм работы может стать викторина по произведениям А.С. Пушкина.  Например,  для   младших   школьников  можно   предложить  вопросы   по сказкам А.С. Пушкина:   Какие три дива было у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря и Царевна Лебедь.)    В   кого   превращался   князь   Гвидон,   посещая   царя   Салтана?   (В   комара,   муху, шмеля.)   Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухою / У самого синего моря».)   Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33 года.)   Сколько раз закидывал в море старик свой невод? (Три.)   С какими словами обращался старик к рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!».)    Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело».)    Из   какой   сказки   эта   фраза:   «Буду   служить   тебе   славно,   /   Усердно   и   очень исправно, / В год за три щелчка тебе по лбу, / Есть же мне давай вареную полбу»? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)   Каковы были ядрышки золотых орехов? («Ядра – чистый изумруд».)   С   какими   словами   обращалась   царица   к   волшебному   зеркальцу?   («Свет   мой зеркальце! Скажи / Да всю правду доложи: / Я ль на свете всех милее, / Всех румяней и белее?».)   Что кричал петушок, сидя на спице? («И кричит: «Кири­ку­ку. Царствуй, лежа на боку!».)   Расплачиваясь с Балдой, поп подставил ему свой лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!».)   Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)  Для   учащихся   7­8   классов  можно   предложить  вопросы,   связанные   с биографией и творчеством А.С. Пушкина:    Где   находился   лицей,   в   котором   учился   поэт?   (Во   флигеле   Екатерининского дворца — летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом.)   Когда состоялось открытие лицея? (19 октября 1811 г.)   Какого цвета была форма лицеистов? (Синего.)   Какое прозвище дали друзья по лицею А.С. Пушкину? (Француз.)   Какие стихотворения написал А.С. Пушкин в лицейские годы? («К Пущину», «К Галичу», «К Дельвигу», «К Жуковскому» «В альбом Илличевскому», «К живописцу».)    Какое стихотворение читал Александр Сергеевич на публичном экзамене перед Г.Р. Державиным? («Воспоминания в Царском селе».)    Где   любил   проводить   летние   каникулы   поэт?   (В   подмосковном   имении   своей бабушки.)   Из какого стихотворения эти строки?  Навис покров угрюмой нощи  На своде дремлющих небес;  В безмолвной тишине почили дол и рощи,  В седом тумане дальний лес;  Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,  Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,  И тихая луна, как лебедь величавый,  Плывет в сребристых облаках. («Воспоминания в Царском Селе».)  Какому событию посвящены эти строки?  Друзья мои, прекрасен наш союз!  Он как душа неразделим и вечен –  Неколебим, свободен и беспечен,  Срастался он под сенью дружных муз.  Куда бы нас ни бросила судьбина  И счастие куда бы ни повело,  Все те же мы: нам целый мир чужбина;  Отечество нам Царское Село. (К дню открытия лицея 19 октября 1811 г.)    В «Евгении Онегине» есть строки: «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил». Какое событие вспоминает автор? (Публичный экзамен в лицее.)   О ком пишет поэт: «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Об И.И. Пущине.)    Напишите   настоящие   имена   и   фамилии   этих   людей:   Жанно,   Кюхля,   Француз. (Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Александр Пушкин.)  Частью праздника, посвященного А.С. Пушкину, может стать заочная экскурсия по музеям А.С. Пушкина:   Государственный музей А.С. Пушкина (г. Москва)  В историческом особняке размещены постоянные экспозиции «Пушкин и его эпоха» и «Сказки Пушкина», выставочные залы, читальный зал, концертный и конференц­залы.    Мемориальная   квартира   –   музей   А.С.   Пушкина   на   Арбате.  Отдел Государственного музея А.С. Пушкина (г. Москва)  В доме № 53 по улице Арбат располагается музей «Мемориальная квартира А.С. Пушкина». В Москве это единственный музеефицированный мемориал великого русского поэта.   Здание   включено   в   список   памятников   культуры   государственного   значения.   18 февраля   1986   года,   в   день   празднования   155­летия   свадьбы   А.С.   Пушкина   и   Н.Н. Гончаровой,   состоялось   торжественное   открытие   музея.   18   февраля   1999   г.   после   29 реставрации «Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате» вновь распахнула двери для посетителей.    Государственный   мемориальный   историко­литературный   и   природно­ ландшафтный   музей­заповедник   А.С.   Пушкина   «Михайловское»   (Пушкинский Заповедник)» (Псковская область, Пушкиногорский район, село Михайловское) На   территории   Пушкинского   Заповедника   находятся   могила   А.С.   Пушкина   и некрополь   Ганнибалов­Пушкиных   у   алтарной   стены   Свято­Успенского   собора Святогорского монастыря; музеи­усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» с входящими в их состав мемориальными парками XVIII­XIX веков; музей «Пушкинская деревня»,   посвященный   истории   деревенского   уклада   жизни   Псковской   земли   и   его отражению   в   творчестве   А.С.   Пушкина;   мемориальные   Михайловские   рощи   и   их окрестности.  Всё   это   является   единым   музейным   экспозиционным   пространством,   в   котором происходит приобщение к памяти и творчеству А. С. Пушкина, к традиции «золотого века» русской культуры, а через неё к национальной и всемирной истории и культуре.   Мемориальный Музей­квартира А.С. Пушкина (С.­ Петербург, Набережная р. Мойки, 12). Входит в состав Всероссийского музея А. С. Пушкина.  В   доме   княгини   С.Г.   Волконской   на   набережной   реки   Мойки   «у   Конюшенного мосту» семья Александра Сергеевича Пушкина снимала квартиру с начала сентября 1836 года. После смерти поэта дом неоднократно перестраивался. Существенно изменился и архитектурный облик квартиры. Осенью 1924 года бывшая пушкинская квартира перешла в ведение   пушкинского  кружка   общества   «Старый   Петербург»,   и  начались  работы  по  её реконструкции,   продолженные   в   последующие   годы.   10   февраля   1925   года   в восстановленном   кабинете   поэта   состоялось   собрание,   посвящённое   годовщине   смерти А.С. Пушкина. Первый музей был открыт в нескольких комнатах 13 февраля 1927 года, затем существенно преобразован к 100­летию со дня смерти поэта — 10 февраля 1937 года (по новому стилю).    Литературно­мемориальный   музей   А.С.   Пушкина   в   Одессе   (филиал Одесского литературного музея)  В   сердце   Одессы   на   улице   Пушкинской,   бывшей   Итальянской,   в   доме   №   13 находится   музей,   который   одесситы   называют   «музей­квартира   Пушкина».   Этот   дом единственный, сохранившийся доныне из тех, в которых жил А.С. Пушкин в Одессе. Он почти не изменился, не сохранились только длинный фасадный балкон и два небольших палисадника. 18 июня 1961 года музей А.С.Пушкина в Одессе принял первых посетителей. Экспозиция музея посвящена южной ссылке А.С. Пушкина, творчеству поэта этих лет, Одессе первой половины XIX века.    Государственный   литературно­мемориальный   и   природный   музей­ заповедник А.С. Пушкина «Болдино»  Музей открыт для посещения с 1949 г. К 200­летнему юбилею А.С. Пушкина в Болдине   был   создан   мемориальный   комплекс,   посвященный   пребыванию   и   творчеству великого поэта в родовом имении в Нижегородской губернии, деятельности его предков. В главном доме разместилась основная литературно­мемориальная экспозиция «А.С. Пушкин в   Болдине».   На   основе   сохранившихся   исторических   документов   и   археологических раскопок   восстановлены   утраченные   надворные   постройки:   кухня,   баня,   людская, конюшня, а также два дома бывшего церковного порядка, примыкавшего к усадьбе. Рядом с   усадьбой   восстановлена   каменная   церковь   Успения   ХVIII   в.   и   часовня   Архангела Михаила на месте православного храма ХVII века.   Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе  Создан   в   2001   г.   на   базе   Ялтинского   историко­литературного   музея.   Музей находится на Южном берегу Крыма в поселке Гурзуф в доме, принадлежавшем генерал­ губернатору Новороссии и Бессарабии герцогу Арману­Эммануэлю дю Плесси де Ришелье. Свой   дом   А.­Э.   Ришелье   построил   в   1811   г.   До   30­х   годов   XX   века   этот   дом   был единственным европейским строением на всем южном побережье.    Музей   А.С.   Пушкина   в   Бернове   (филиал   Тверского   государственного объединенного историко­архитектурного и литературного музея)  Музей   А.С.   Пушкина   в   Бернове   был   открыт   6   июня   1971   г.   и   расположился   в усадебном   доме   Вульфов.   В   залах   первого   этажа   размещена   литературная   экспозиция «Пушкин   в   Старицком   уезде»,   где   представлен   предметный   мир   пушкинской   эпохи, портреты владельцев старицких усадеб и адресатов пушкинской лирики. Список рекомендуемой литературы  1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 2007; 2. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография / Избр. труды. – М.: 1977; 3. Иванова В. Там на неведомых дорожках. ­ Мир музея: 2013, № 11. – С. 14­16; 4. Козырев В.А. Русская лексикография. – М.: 2008; 5. Крысин Л.П. Жизнь слова: Книга для учащихся / Л.П. Крысин. – М.: ООО ТИД Русское слово – РС, 2008; 6.   Морева   Н.А.   Современная   технология   учебного   занятия.   –   М.:   Просвещение, 2007; 7. Надо заново в имя вглядеться, чтобы заново знать и любить: метод.­библиогр. пособие, посвященное 210­летию со дня рождения А.С. Пушкина (1799 ­ 2009) / ГУКМО Моск. обл. гос. науч. б­ка им. Н.К. Крупской; сост. Т.Н. Караухова. – Москва: 2009; 8. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М.: 1974; 9.   Перцева   Н.К.   Пушкинский   текст   как   дидактический   материал   при   обучении русскому языку. ­ Начальная школа: 2014, № 1. – С. 83­85; 10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М: Просвещение, 2008; 11. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М.: 1987; 12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: 1998; 13. Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. – М.: 1990; 14.   Тараканова   Е.Ф.   Сказочник   А.С.   Пушкин:   внеклассное   занятие­праздник.   ­ Начальная школа: 2013, № 5. – С. 92­95; 15. Твой Пушкин: сборник сценариев для школьников млад., сред. и старш. возр. Вып.5 (11) / ВЦХТ. – М.: 1998; 16. Успенский Л.В. Слово о словах. – М.: Астрель, 2008.  Список рекомендуемых Интернет­ресурсов  1.Педагогический портал «Инфоурок». – https://infourok.ru/ 2.Российская государственная детская библиотека. – http://rgdb.ru/ 3. http://gramota.ru/lenta/news/8_2646

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России

Методические рекомендации к проведению в школьном лагере мероприятий, посвященных Пушкинскому дню России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019