Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ
Оценка 5

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Оценка 5
Научные работы
docx
музыка +1
9 кл—11 кл +1
27.02.2019
Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ
Методические рекомендации по формированию двигательной культуры учащихся средствами ритмопластической деятельности. ритмопластика обоснована как синтез гимнастических систем, направленных на гармонизацию психомоторного, когнитивного, эмоционально-волевого и эстетического развития личности. Целостность и системность двигательной культуры представлена совокупностью аксиологического, операционного и эстетического структурных компонентов. Разработаны рекомендации по распределению учебного материала, структурированного в строгой последовательности: вводно-информационным, операционно-теоретическим и операционно-практическим блоками.
Пед. условия формирования двигательной культуры учащихся средствами ритмопластики.docx
О.В. Лукьянович Учитель музыки ГБОУ гимназии №61, Санкт­Петербург ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ  1. С представлением об эстетическом неразрывно связано понятие прекрасного. В настоящей работе под «эстетической культурой» мы будем понимать способность личности к полноценному   восприятию   и   правильному   пониманию   прекрасного   в   искусстве   и деятельности.   Процесс   формирования   эстетической   культуры   предусматривает   выработку системы   художественных   представлений,   обеспечивает удовлетворение   от   того,   что   является   действительно   эстетически   ценным.   Благодаря способности воспринимать прекрасное, человек привносит эстетическое в личную жизнь, быт, учебную и профессиональную деятельность.   взглядов   и   убеждений, Двигательная культура представляет собой результат взаимодействия физической и эстетической культуры и является неотъемлемой частью культуры личности в целом.  В ее состав входят:     культура движений; культура двигательных действии; культура   двигательной   деятельности,   которые   включают   в   себя   не   только уровень совершенства движении, но и их эффективность и целесообразность. В качестве цели она предполагает заботу о совершенстве двигательной активности как системы движений и телодвижений,   направлена   на   ее   познание   и   самоценность.   Кроме   того,   немалое   место занимают  интеллектуальная  и эмоциональная  стороны двигательной  активности как  части жизнедеятельности.  Двигательная культура должна строиться поэтапно, через систему «ознакомления – осмысления   –   переосмысления»,   в   которой   немалую   роль   будет   играть   развитость рефлексивных умений учащихся. Они не просто обучаются двигательным действиям, они их осознают, что ведет к осмыслению конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению, переосмыслению, что в целом развивает их и делает субъектом деятельности.  В работе  двигательная культура личности  рассматривается как  интегративное образование, отличительными чертами которого является наличие эстетических и здоровьесберегающих   ценностей, гармоничных двигательных   действий,  проявляющихся   в  характере,  рисунке   и  ритме   эстетико­ выразительных движений, используемых в различных видах жизнедеятельности для решения личностно­значимых задач.   эстетически­целесообразных   Целостность   и   системность   двигательной   культуры   представлена   совокупностью аксиологического, операционного и эстетического структурных компонентов. Аксиологический компонент  являет собой объединение ценностей самодостаточного и   инструментального   характера,   выступающих   в   качестве   ориентиров,   на   основе   которых строится   двигательная   деятельность   в   любой   сфере   жизни,   и   которые,   накапливаясь, определяют внутреннее содержание личности. Операционный   компонент  представляется   как   выбор   наиболее   рациональных способов выполнения двигательных действий, который осуществляется за счет увеличения запаса   двигательных   умений   и   навыков   и   общей   физической   подготовленности.   Первым (начальным)   уровнем   овладения   двигательным   действием   является   двигательное   умение, вторым – двигательный навык, а на основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка и повышается общая физическая подготовленность личности,   что   позволяет   в   дальнейшем   осуществлять   двигательную   деятельность   более рационально.  В связи с этим, в основу формирования двигательной культуры линости необходимо включить   как   можно   большее   количество   двигательных   умений   и   навыков   в   процессе выполнения двигательных действий:  комплексов различных видов аэробики;  танцевальных шагов;  классического экзерсиса;  основных асан фитнес­йоги; музыкально­ритмических компетенций.       Важное значение в становлении двигательной культуры личности имеет двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное   и   последовательное,   соответствующее   двигательной   задаче,   внешнему окружению и состоянию человека.     (эстетику     в   действиях двигательных Эстетический   компонент  двигательной   культуры   представляет   собой   проявление эстетического   Общие критерии красоты движений включают мастерство, единство содержания и формы, целесообразность   движений,   согласованность   и   др.;   специфические   –   плавность, динамичность,   точность,   легкость,   грациозность   и   др.   Большое   значение   для   правильной эстетической оценки движений имеют не только их внешние пропорции, но и внутренние: гармония элементов, непрерывность движения, пластика, красота позы (как одной из  фаз движения, одного из ритмических компонентов).  движений). Исключительную значимость в эстетической оценке движений имеет их координация, субординация и, следовательно, ритмичность. Для любого движения характерны не только ритм, но и  темп, под которым следует понимать не просто скорость, но и определенный характер движения. Немалую роль играет единство темпа и ритма, или темпоритм, основы учения о котором были разработаны К.С. Станиславским. Правильно найденный темпоритм – важнейшее   условие   выполнения   двигательной   задачи.   На   основе   правильно   выбранной координации,   гармоничности   движений,   их   пластичности,   верного   темпоритма   возникают свобода, легкость и непринужденность движений, которые и определяют в большей степени их эстетическое значение.  Таким   образом,   возникает   необходимость   поиска   эффективных   средств,   которые могли   бы   существенно   повысить   продуктивность   процесса   формирования   двигательной культуры   личности   в   совокупности   всех   ее   компонентов.   Следует   отметить,   что   многие авторы   характеризуют   значимость   ритмопластического   направления   в   различных   видах двигательной   деятельности   для   гармоничного   становления   личности.   В   этой   связи ритмопластика  обоснована  как   синтез   гимнастических   систем,   направленных   на гармонизацию   психомоторного,   эмоционально­волевого   и эстетического развития личности.    когнитивного, Выбор   ритмопластического   направления   в   формировании   двигательной   культуры учащихся   обусловлен   следующими   обстоятельствами.   Во­первых,   использование   синтеза гимнастических   систем   значительно   повышает   двигательную   активность   и   способствует развитию не только физических качеств и координационных способностей, но также влияет на интеллектуальное   и   эстетическое   развитие   личности.   Во­вторых,   эти   занятия   всегда эмоционально   содержательны,   что   очень   привлекает   занимающихся,   имеет   прикладное значение, так как содержит в себе многие элементы разнообразной деятельности человека. В­ третьих,   использование   ритмопластики   позволяет   устранить   недостатки   традиционных физкультурных   занятий,   на   которых   нередко   наблюдается   однообразие,   отсутствие серьезного   и   глубокого   интереса   к   занятиям   физическими   упражнениями,   несколько усредненный   подход   к   физкультурному   процессу,   отсутствие   стимулов   к   развитию физических способностей.  В   качестве   средств   ритмопластики   мы   предлагаем   использовать   упражнения повышенной координационной трудности, которыми в значительной мере являются движения ритмической гимнастики, аэробики, элементов хореографии, йоги и упражнений сценического движения, реализуемые в процессе комплексно­комбинированных занятий. Рассмотрим более подробно средства ритмопластики.  Ритмическая   гимнастика  –   это   комплекс   упражнений   под   музыку,   в   котором оптимально   сочетаются   общеразвивающие   упражнения,   элементы   художественной гимнастики,   разновидности   бега,   ходьбы,   прыжков,   танцевальных   движений.   Основные составляющие ритмической гимнастики – ритм и танец. Тем самым, ритмическая гимнастика – это органическое сочетание музыки и движений, сущность которой заключается в передаче движениями воспринимаемого слухом ритма (Ж. Далькроз). Современная  аэробика  является одной из разновидностей гимнастики, включающей упражнения аэробного характера, развивающие способность организма к усвоению кислорода. Аэробика впитала в себя элементы европейских гимнастических школ, восточной культуры, а также танцевальной и хореографической подготовки. Она направлена на развитие ловкости, гибкости,   пластичности,   выносливости,   координационных   способностей,   грациозности исполнения движений, а в партерной части выполняются упражнения силового характера. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Хореография  традиционно   понимается   как   искусство   создания   танца.   В   рамках рассматриваемой   нами   ритмопластики   как   синтеза   гимнастических   систем   целесообразно использовать   движения   классического   экзерсиса   первого   класса.   Основными   задачами хореографической подготовки при этом являются: постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших   упражнениях   классического   тренажа,   развитие   элементарных   навыков координации   движений   занимающихся.   Учащиеся   обретают   правильную   осанку   и   так называемое   «чувство   позы»,   развивают   устойчивость,   координацию   движений,   красивую линию ног, легкость и изящество выполнения элементов. Ритмопластические   упражнения   выполняются   под   музыкальное   сопровождение, благодаря   чему   у   школьников   воспитывается   музыкальность   и   ритмичность   –   качества, необходимые для выполнения упражнений высокой трудности. Музыка сообщает движениям определенный   ритм   и   характер,   придает   им   соответствующую   эмоциональную   окраску. Изменения характера музыки, появление новых оттенков, интонации непременно влечет за собой   и   изменения   характера   движений.   Все   это   определяется   темпом,   динамикой   и метроритмом   музыкальных   произведений.   Правильное   применение   музыки   способствует успешному   усвоению   двигательных   навыков,   несет   положительные   эмоции,   улучшает настроение, содействует предупреждению утомления и снижению психического напряжения учащихся.  Перечисленные средства ритмопластики влияют на развитие различных сфер личности учащегося. В возрасте 11–15 лет физические упражнения становятся важнейшим средством для:  психомоторного развития (упражнения ритмопластики, развивая подвижность в суставах, способность к гибкому и пластичному движению, оказывают влияние на уровень психосоматического здоровья);    эмоционально­волевого  когнитивного становления личности, заключающегося в осознанном выполнении двигательных действий, что реализуется, прежде всего, путем освоения необходимых знаний;  обогащения   связанного   с   удовлетворением потребностей личности, а также с проявлением волевых качеств, обеспечивающих поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей;   наконец,   предлагаемые   упражнения,   соответствуя   высоким   канонам   искусства, благодаря технике, легкости, изяществу, пластичности, правильно выбранному темпоритму, производят   впечатление   действия   по   законам   красоты,   что   способствует  эстетическому развитию личности. Для изучения   педагогических  возможностей  ритмопластики  с  целью формирования двигательной   культуры   необходимо   обратиться   к   функциональным   компонентам, обеспечивающим взаимосвязь между исходным состоянием структурных элементов системы и конечным   результатом:  ценностно­ориентационная,   образовательная,   развивающая, воспитательная, рекреационно­оздоровительная и коммуникативная функции.    поддержанием,   восстановлением,   совершенствованием, Ценностно­ориентационная функция.  Ценности занятий ритмопластикой связаны с освоением,   самореализацией физических и духовных сил учащихся. Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными: это укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива   завести   новые   знакомства,   удовлетворить   эмоциональные   и   эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных  занятий и т. п. Реализацию ценностно­ориентационной функции осложняют следующие факторы: общая ослабленность организма,   неуверенность   в   своих   силах,   физическая   неполноценность   и   психологический дискомфорт,   депрессивные   состояния,   боль,   отсутствие   знаний   и   привычки   заниматься физическими упражнениями, предпочтение другим видам деятельности (например, чтению, музыке).  Образовательная   функция  занятий   ритмопластикой   реализуется   через   овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков,   физического   совершенствования   и   развития   способностей   к   конструированию самостоятельных занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и формирования двигательной культуры.  Развивающая функция  ритмопластики заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных способностей.  Главные   задачи  воспитательной   функции  –   воспитание   личности,   понимание   им необходимости самовоспитания и формирование потребности к систематическим занятиям физическими   упражнениями.   Данная   функция   способствует   решению   следующих педагогических задач: воспитанию адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодолению комплексов неуверенности; воспитанию осознанного и активного отношения   к  телесному  здоровью;   формированию   положительной  мотивации,  устойчивого интереса   и   потребности   к   двигательной   деятельности;   формированию   коммуникативных отношений;   воспитанию   ответственности,   инициативы,   настойчивости   в   преодолении трудностей и др. Самовоспитание личности впоследствии является предпосылкой активного использования ценностей двигательной культуры, физического и духовного самоутверждения, формирования здорового стиля жизни, социализации и интеграции в общество. Рекреационно­оздоровительная   функция  реализуется   как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, интересном проведении   досуга   и   вообще   оздоровлении,   как   средство   профилактики   утомления, переключения   на   другой   вид   деятельности,   восстановления   физических   и   духовных   сил, затраченных во время какой­либо деятельности (труд, учеба, спорт и др.).  ритмопластики  Коммуникативная функция.  Под влиянием занятий ритмопластикой в сочетании с другими   сферами   жизнедеятельности   учащегося   расширяется   круг  общения   и   социальной активности,   что   создает   предпосылки   к   обретению   социальной,   психической,   бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Важным   моментом   в   исследовании   двигательной   культуры   является   проблема измерения и оценки состояния изучаемого предмета.  Критерий «ценностное отношение» проявляется через совокупность таких показателей как осознание социальной и личностной значимости двигательной активности, полнота знаний о   ценностной   сущности   и   реализации   двигательной   деятельности,   стремление   личности   к развитию посредством избранного вида двигательной активности.  Критерий   «операционная   готовность»   к   естественной   и   специально   организованной двигательной   деятельности  предполагает   наличие   двигательных   умений   и   навыков, координированность двигательных действий и самооценку своих физических способностей.  2. Критерий   «эстетическая   выразительность»   двигательных   действий  проявляется   в темпоритме движений, их пластичности и состоянии осанки, как в статике, так и в движении. При  разработке  опытно­экспериментальной части  исследования  и разработке некоторых   методических   рекомендаций   возможно   обращение   к   следующему   алгоритму, который предусматривает разделение учебного материала определенного образовательного учреждения на части (учебные блоки), изучаемые в строгой последовательности. Вводно­информационный блок, целью которого является создание у учащихся общего представления   о   предмете   обучения   и   характеристике   используемых   видов   двигательной активности.   В   качестве   ведущей   формы   организации   обучения   в   рамках   этого   блока возможны занятия различных типов: классический вариант лекции­беседы, лекции­дискуссии, лекции­аудиовизуализации.   Таким   образом,   в   ходе   реализации   данного   блока   происходит развитие аксиологического и эстетического компонентов двигательной культуры школьников. Вводно­информационный   блок   предположительно   включает   в   себя   две   части: ознакомительный курс теоретических занятий и просмотр видеоматериалов. Первая часть – теоретический   курс   –   состоит   из   следующих   элементов   учебного   материала:   основы хореографии; основы оздоровительной аэробики; основы пластического движения; авторские программы ритмопластического направления. Вторая часть – просмотр видеоматериалов – представляет собой внедрение в учебный процесс аудиовизуальной методики, заключающейся в   просмотре   видеопрограмм   уроков   хореографии,   хатха­йоги,   сценического   движения, оздоровительной аэробики различных направлений, проводимых как  западно­европейскими, так и российскими инструкторами. Просмотр необходимо сопровождать комментариями и анализом   выполнения   движений,   соответствующих   объему   предварительно   полученного теоретического материала. Операционно­теоретический   блок,  назначение   которого   содействовать   развитию   у учащихся аксиологического и операционного компонентов двигательной культуры с помощью освоения   знаний   о   сущности   и   реализации   двигательной   деятельности,   формирования двигательных   умений,   координированности   двигательных   действий   и   их   правильной самооценки,   что   оказывает   положительное   влияние   на   стремление   личности   к   развитию посредством двигательной активности и осознанию социальной и личностной ее значимости. Соответственно, этот блок включает следующие части: анатомофизиологические особенности двигательной деятельности, музыкально­ритмическая и двигательно­ритмическая подготовка, основы оздоровительных видов гимнастики и методика организации самостоятельных занятий и контроля организма. Анатомо­физиологические   особенности   двигательной   деятельности   –теоретический курс, который нашел свое отражение в ходе рассмотрения следующих вопросов: анатомо­ морфологические   особенности   и   основные   физиологические   функции   организма, функциональные   системы   организма;   утомление,   восстановление,   работоспособность; физиологические механизмы влияния двигательной деятельности на организм. Музыкально­ритмическая   и   двигательно­ритмическая   подготовка   заключается   в объединении   теории   и   практики   и   включает   следующие   элементы:   основы   музыкальной грамоты;   функциональная   музыка:   значение   и   правила   использования;   ритмика;   связь упражнений с мелодией, регистром, звучанием легато и стаккато, темпом, динамическими оттенками,   размером   и   ритмом   музыки,   с   построением   музыкальных   произведений.   Для освоения связи упражнений с содержанием музыки учащиеся должны передать движением различный   характер   музыкальных   произведений   с   помощью   разнообразных   танцевальных шагов, а также после предварительного прослушивания музыкального отрывка определить, какому из предлагаемых движений она соответствует по характеру. Операционно­практический   блок,   предназначенный   для   совершенствования приобретенных   в   процессе   изучения   предыдущих   блоков   двигательных   действий   путем выполнения более сложных двигательных заданий. Тем самым в процессе реализации данного блока   внимание   будет   акцентироваться   на   формировании   операционного   и   эстетического компонентов двигательной культуры. Обозначенный блок может включать в себя несколько частей:     совершенствование   техники   базовых   двигательных   действий   (показ,   просмотр, практика);   соединение   изученных   гимнастических   систем   в   форме   комплексно­ комбинированного занятия; проведение самостоятельных занятий; проведение соревнований. Таким   образом,   эффективность   процесса   формирования   двигательной   культуры учащихся   средствами   ритмопластики   обеспечивается   следующими   педагогическими условиями:   формирование ценностного отношения учащихся к двигательной активности и его реализации в эстетически­выразительных движениях;   интеграция   разрозненных   знаний   о   сущности   двигательной   активности   и эстетически­целесообразных   способах   ее   осуществления   в   единый   взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс;   создание позитивного психологического климата на занятиях по ритмопластике, способствующего реализации личностно­ориентированного взаимодействия преподавателей и учеников в процессе развития двигательных умений и навыков;   расширение   диапазона   индивидуально­творческих   проявлений   учащихся средствами   ритмопластики   с   целью   повышения   их   личностной   активности   и самостоятельности;   повышение   эмоциональности   и   эстетической   привлекательности   занятий   по ритмопластике   с   помощью   функционального   музыкального   сопровождения,   использования нетрадиционных методических приемов и дидактического оборудования.  Поэтому   задача   педагога   заключается   в   проявлении   заинтересованности   в положительном воздействии ритмопластики на здоровье учеников, уважительном отношении к занимающимся и создание условий для решения личных проблем и потребностей, включая выбор вида двигательной активности в соответствии с их интересами. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абзалов,  Р.А. Теория  физической  культуры  (курс  лекций)  /  Р.А. Абзалов.  – Казань: изд­во Матбуган йорты, 2002.  2. Бикмухаметов, Р.К.  Духовное воспитание будущих педагогов: учебно­метод. пособие   для   педагогических   вузов   и   колледжей   /   Р.К.   Бикмухаметов.   –   Казань:   Центр инновационных технологий, 2002.  3. Визитей,   Н.Н.  Физическая   культура   и   здоровье   спортсмена   (философско­ антропологический аспект проблемы) / Н.Н. Визитей //Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 2. – С. 7.  4. Журина, Т.Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры у будущих учителей / Т.Н. Журина. 2000.  5. Исаев,   И.Ф.,   Глазунова,   Л.И.  Функционально   дидактическая   музыка   /   И.Ф. Исаев, Л.И. Глазунов. – Белгород, 2004. 6. Коджаспиров, Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов / Ю.Г. Коджаспиров. – М., 1987. 7. Коренберг,   В.Б.  О   некоторых   базовых   понятиях   в   нашей   сфере   /В.Б. Коренберг //Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 2. – С. 11–12. 8. Мистрюкова,   М.Н.   Фигура,   красота,   грация:   метод.   рекоменд.   /   М.Н. Мистрюкова, С.В. Сырова, Л.К. Протасова. – Тамбов: ТГУ, 2002. – 49 с. 9. Мистрюкова, М.Н.  Использование средств ритмопластики при формировании двигательной   культуры   студентов   /   М.Н.   Мистрюкова   //   Образовательное   пространство региона: проблемы, поиски, перспективы: мат­лы Всерос. науч.­практ. заоч. конф. / [отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов] – Тамбов: ТГУ, ООО «Центр­Пресс», 2007. – С. 261–266. 10. Сиднева,   Л.В.,   Гониянц,   С.А.  Оздоровительная   аэробика   и   методика   ее преподавания / Л.В. Сиднева, С.А. Гониянц. – М., 2000. 11. Чесноков,   А.В.   Формирование   профессиональных   качеств   педагога   по физической культуре /А.В. Чесноков. 2006.  12. Шипилина, И.А. Хореография в спорте / И.А. Шипилина. – Ростов н/Д, 2004. 13. Шипилина,  И.А. Аэробика / И.А. Шипилина. – Ростов н/Д, 2004.

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019