Методические рекомендации по формированию двигательной культуры учащихся средствами ритмопластической деятельности. ритмопластика обоснована как синтез гимнастических систем, направленных на гармонизацию психомоторного, когнитивного, эмоционально-волевого и эстетического развития личности. Целостность и системность двигательной культуры представлена совокупностью аксиологического, операционного и эстетического структурных компонентов. Разработаны рекомендации по распределению учебного материала, структурированного в строгой последовательности: вводно-информационным, операционно-теоретическим и операционно-практическим блоками.
О.В. Лукьянович
Учитель музыки ГБОУ гимназии №61, СанктПетербург
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ
1.
С представлением об эстетическом неразрывно связано понятие прекрасного. В
настоящей работе под «эстетической культурой» мы будем понимать способность личности к
полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и
деятельности. Процесс формирования эстетической культуры предусматривает выработку
системы художественных представлений,
обеспечивает
удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Благодаря
способности воспринимать прекрасное, человек привносит эстетическое в личную жизнь, быт,
учебную и профессиональную деятельность.
взглядов и убеждений,
Двигательная культура представляет собой результат взаимодействия физической и
эстетической культуры и является неотъемлемой частью культуры личности в целом. В ее
состав входят:
культура движений;
культура двигательных действии;
культура двигательной деятельности, которые включают в себя не только
уровень совершенства движении, но и их эффективность и целесообразность. В качестве цели
она предполагает заботу о совершенстве двигательной активности как системы движений и
телодвижений, направлена на ее познание и самоценность. Кроме того, немалое место
занимают интеллектуальная и эмоциональная стороны двигательной активности как части
жизнедеятельности.
Двигательная культура должна строиться поэтапно, через систему «ознакомления –
осмысления – переосмысления», в которой немалую роль будет играть развитость
рефлексивных умений учащихся. Они не просто обучаются двигательным действиям, они их
осознают, что ведет к осмыслению конкретных способов деятельности, к систематизации,
обобщению, переосмыслению, что в целом развивает их и делает субъектом деятельности.
В работе двигательная культура личности рассматривается как интегративное
образование, отличительными чертами которого является наличие эстетических и
здоровьесберегающих ценностей,
гармоничных
двигательных действий, проявляющихся в характере, рисунке и ритме эстетико
выразительных движений, используемых в различных видах жизнедеятельности для
решения личностнозначимых задач.
эстетическицелесообразных
Целостность и системность двигательной культуры представлена совокупностью
аксиологического, операционного и эстетического структурных компонентов.
Аксиологический компонент являет собой объединение ценностей самодостаточного
и инструментального характера, выступающих в качестве ориентиров, на основе которыхстроится двигательная деятельность в любой сфере жизни, и которые, накапливаясь,
определяют внутреннее содержание личности.
Операционный компонент представляется как выбор наиболее рациональных
способов выполнения двигательных действий, который осуществляется за счет увеличения
запаса двигательных умений и навыков и общей физической подготовленности. Первым
(начальным) уровнем овладения двигательным действием является двигательное умение,
вторым – двигательный навык, а на основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются
двигательные умения высшего порядка и повышается общая физическая подготовленность
личности, что позволяет в дальнейшем осуществлять двигательную деятельность более
рационально.
В связи с этим, в основу формирования двигательной культуры линости необходимо
включить как можно большее количество двигательных умений и навыков в процессе
выполнения двигательных действий:
комплексов различных видов аэробики;
танцевальных шагов;
классического экзерсиса;
основных асан фитнесйоги;
музыкальноритмических компетенций.
Важное значение в становлении двигательной культуры личности имеет двигательная
координация – согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени,
одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему
окружению и состоянию человека.
(эстетику
в
действиях
двигательных
Эстетический компонент двигательной культуры представляет собой проявление
эстетического
Общие критерии красоты движений включают мастерство, единство содержания и формы,
целесообразность движений, согласованность и др.; специфические – плавность,
динамичность, точность, легкость, грациозность и др. Большое значение для правильной
эстетической оценки движений имеют не только их внешние пропорции, но и внутренние:
гармония элементов, непрерывность движения, пластика, красота позы (как одной из фаз
движения, одного из ритмических компонентов).
движений).
Исключительную значимость в эстетической оценке движений имеет их координация,
субординация и, следовательно, ритмичность. Для любого движения характерны не только
ритм, но и темп, под которым следует понимать не просто скорость, но и определенный
характер движения. Немалую роль играет единство темпа и ритма, или темпоритм, основы
учения о котором были разработаны К.С. Станиславским. Правильно найденный темпоритм –
важнейшее условие выполнения двигательной задачи. На основе правильно выбранной
координации, гармоничности движений, их пластичности, верного темпоритма возникают
свобода, легкость и непринужденность движений, которые и определяют в большей степени
их эстетическое значение.
Таким образом, возникает необходимость поиска эффективных средств, которые
могли бы существенно повысить продуктивность процесса формирования двигательной
культуры личности в совокупности всех ее компонентов. Следует отметить, что многие
авторы характеризуют значимость ритмопластического направления в различных видахдвигательной деятельности для гармоничного становления личности. В этой связи
ритмопластика обоснована как синтез гимнастических систем, направленных на
гармонизацию психомоторного,
эмоциональноволевого и
эстетического развития личности.
когнитивного,
Выбор ритмопластического направления в формировании двигательной культуры
учащихся обусловлен следующими обстоятельствами. Вопервых, использование синтеза
гимнастических систем значительно повышает двигательную активность и способствует
развитию не только физических качеств и координационных способностей, но также влияет на
интеллектуальное и эстетическое развитие личности. Вовторых, эти занятия всегда
эмоционально содержательны, что очень привлекает занимающихся, имеет прикладное
значение, так как содержит в себе многие элементы разнообразной деятельности человека. В
третьих, использование ритмопластики позволяет устранить недостатки традиционных
физкультурных занятий, на которых нередко наблюдается однообразие, отсутствие
серьезного и глубокого интереса к занятиям физическими упражнениями, несколько
усредненный подход к физкультурному процессу, отсутствие стимулов к развитию
физических способностей.
В качестве средств ритмопластики мы предлагаем использовать упражнения
повышенной координационной трудности, которыми в значительной мере являются движения
ритмической гимнастики, аэробики, элементов хореографии, йоги и упражнений сценического
движения, реализуемые в процессе комплекснокомбинированных занятий.
Рассмотрим более подробно средства ритмопластики.
Ритмическая гимнастика – это комплекс упражнений под музыку, в котором
оптимально сочетаются общеразвивающие упражнения,
элементы художественной
гимнастики, разновидности бега, ходьбы, прыжков, танцевальных движений. Основные
составляющие ритмической гимнастики – ритм и танец. Тем самым, ритмическая гимнастика
– это органическое сочетание музыки и движений, сущность которой заключается в передаче
движениями воспринимаемого слухом ритма (Ж. Далькроз).
Современная аэробика является одной из разновидностей гимнастики, включающей
упражнения аэробного характера, развивающие способность организма к усвоению кислорода.
Аэробика впитала в себя элементы европейских гимнастических школ, восточной культуры, а
также танцевальной и хореографической подготовки. Она направлена на развитие ловкости,
гибкости, пластичности, выносливости, координационных способностей, грациозности
исполнения движений, а в партерной части выполняются упражнения силового характера.
Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся.
Хореография традиционно понимается как искусство создания танца. В рамках
рассматриваемой нами ритмопластики как синтеза гимнастических систем целесообразно
использовать движения классического экзерсиса первого класса. Основными задачами
хореографической подготовки при этом являются: постановка корпуса, ног, рук и головы на
простейших упражнениях классического тренажа, развитие элементарных навыков
координации движений занимающихся. Учащиеся обретают правильную осанку и так
называемое «чувство позы», развивают устойчивость, координацию движений, красивую
линию ног, легкость и изящество выполнения элементов.Ритмопластические упражнения выполняются под музыкальное сопровождение,
благодаря чему у школьников воспитывается музыкальность и ритмичность – качества,
необходимые для выполнения упражнений высокой трудности. Музыка сообщает движениям
определенный ритм и характер, придает им соответствующую эмоциональную окраску.
Изменения характера музыки, появление новых оттенков, интонации непременно влечет за
собой и изменения характера движений. Все это определяется темпом, динамикой и
метроритмом музыкальных произведений. Правильное применение музыки способствует
успешному усвоению двигательных навыков, несет положительные эмоции, улучшает
настроение, содействует предупреждению утомления и снижению психического напряжения
учащихся.
Перечисленные средства ритмопластики влияют на развитие различных сфер личности
учащегося. В возрасте 11–15 лет физические упражнения становятся важнейшим средством
для:
психомоторного развития (упражнения ритмопластики, развивая подвижность в
суставах, способность к гибкому и пластичному движению, оказывают влияние на уровень
психосоматического здоровья);
эмоциональноволевого
когнитивного становления личности, заключающегося в осознанном выполнении
двигательных действий, что реализуется, прежде всего, путем освоения необходимых знаний;
обогащения связанного с удовлетворением
потребностей личности, а также с проявлением волевых качеств, обеспечивающих поведение
и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных
целей; наконец, предлагаемые упражнения, соответствуя высоким канонам искусства,
благодаря технике, легкости, изяществу, пластичности, правильно выбранному темпоритму,
производят впечатление действия по законам красоты, что способствует эстетическому
развитию личности.
Для изучения педагогических возможностей ритмопластики с целью формирования
двигательной культуры необходимо обратиться к функциональным компонентам,
обеспечивающим взаимосвязь между исходным состоянием структурных элементов системы и
конечным результатом:
ценностноориентационная, образовательная, развивающая,
воспитательная, рекреационнооздоровительная и коммуникативная функции.
поддержанием,
восстановлением,
совершенствованием,
Ценностноориентационная функция. Ценности занятий ритмопластикой связаны с
освоением,
самореализацией
физических и духовных сил учащихся. Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут
быть разными: это укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития,
перспектива завести новые знакомства, удовлетворить эмоциональные и эстетические
потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных занятий и т. п. Реализацию
ценностноориентационной функции осложняют следующие факторы: общая ослабленность
организма, неуверенность в своих силах, физическая неполноценность и психологический
дискомфорт, депрессивные состояния, боль, отсутствие знаний и привычки заниматься
физическими упражнениями, предпочтение другим видам деятельности (например, чтению,
музыке).
Образовательная функция занятий ритмопластикой реализуется через овладение
целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений инавыков, физического совершенствования и развития способностей к конструированию
самостоятельных занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья
и формирования двигательной культуры.
Развивающая функция ритмопластики заключается в целенаправленном воздействии
на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных
способностей.
Главные задачи воспитательной функции – воспитание личности, понимание им
необходимости самовоспитания и формирование потребности к систематическим занятиям
физическими упражнениями. Данная функция способствует решению следующих
педагогических задач: воспитанию адекватной оценки собственных физических и психических
возможностей, преодолению комплексов неуверенности; воспитанию осознанного и активного
отношения к телесному здоровью; формированию положительной мотивации, устойчивого
интереса и потребности к двигательной деятельности; формированию коммуникативных
отношений; воспитанию ответственности, инициативы, настойчивости в преодолении
трудностей и др. Самовоспитание личности впоследствии является предпосылкой активного
использования ценностей двигательной культуры, физического и духовного самоутверждения,
формирования здорового стиля жизни, социализации и интеграции в общество.
Рекреационнооздоровительная функция
реализуется как
удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, интересном
проведении досуга и вообще оздоровлении, как средство профилактики утомления,
переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил,
затраченных во время какойлибо деятельности (труд, учеба, спорт и др.).
ритмопластики
Коммуникативная функция. Под влиянием занятий ритмопластикой в сочетании с
другими сферами жизнедеятельности учащегося расширяется круг общения и социальной
активности, что создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой
независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.
Важным моментом в исследовании двигательной культуры является проблема
измерения и оценки состояния изучаемого предмета.
Критерий «ценностное отношение» проявляется через совокупность таких показателей
как осознание социальной и личностной значимости двигательной активности, полнота знаний
о ценностной сущности и реализации двигательной деятельности, стремление личности к
развитию посредством избранного вида двигательной активности.
Критерий «операционная готовность» к естественной и специально организованной
двигательной деятельности предполагает наличие двигательных умений и навыков,
координированность двигательных действий и самооценку своих физических способностей.
2.
Критерий «эстетическая выразительность» двигательных действий проявляется в
темпоритме движений, их пластичности и состоянии осанки, как в статике, так и в движении.
При разработке опытноэкспериментальной части исследования и разработке
некоторых методических рекомендаций возможно обращение к следующему алгоритму,
который предусматривает разделение учебного материала определенного образовательного
учреждения на части (учебные блоки), изучаемые в строгой последовательности.
Вводноинформационный блок, целью которого является создание у учащихся общего
представления о предмете обучения и характеристике используемых видов двигательнойактивности. В качестве ведущей формы организации обучения в рамках этого блока
возможны занятия различных типов: классический вариант лекциибеседы, лекциидискуссии,
лекцииаудиовизуализации. Таким образом, в ходе реализации данного блока происходит
развитие аксиологического и эстетического компонентов двигательной культуры школьников.
Вводноинформационный блок предположительно включает в себя две части:
ознакомительный курс теоретических занятий и просмотр видеоматериалов. Первая часть –
теоретический курс – состоит из следующих элементов учебного материала: основы
хореографии; основы оздоровительной аэробики; основы пластического движения; авторские
программы ритмопластического направления. Вторая часть – просмотр видеоматериалов –
представляет собой внедрение в учебный процесс аудиовизуальной методики, заключающейся
в просмотре видеопрограмм уроков хореографии, хатхайоги, сценического движения,
оздоровительной аэробики различных направлений, проводимых как западноевропейскими,
так и российскими инструкторами. Просмотр необходимо сопровождать комментариями и
анализом выполнения движений, соответствующих объему предварительно полученного
теоретического материала.
Операционнотеоретический блок, назначение которого содействовать развитию у
учащихся аксиологического и операционного компонентов двигательной культуры с помощью
освоения знаний о сущности и реализации двигательной деятельности, формирования
двигательных умений, координированности двигательных действий и их правильной
самооценки, что оказывает положительное влияние на стремление личности к развитию
посредством двигательной активности и осознанию социальной и личностной ее значимости.
Соответственно, этот блок включает следующие части: анатомофизиологические особенности
двигательной деятельности, музыкальноритмическая и двигательноритмическая подготовка,
основы оздоровительных видов гимнастики и методика организации самостоятельных занятий
и контроля организма.
Анатомофизиологические особенности двигательной деятельности –теоретический
курс, который нашел свое отражение в ходе рассмотрения следующих вопросов: анатомо
морфологические особенности и основные физиологические функции организма,
функциональные системы организма; утомление, восстановление, работоспособность;
физиологические механизмы влияния двигательной деятельности на организм.
Музыкальноритмическая и двигательноритмическая подготовка заключается в
объединении теории и практики и включает следующие элементы: основы музыкальной
грамоты; функциональная музыка: значение и правила использования; ритмика; связь
упражнений с мелодией, регистром, звучанием легато и стаккато, темпом, динамическими
оттенками, размером и ритмом музыки, с построением музыкальных произведений. Для
освоения связи упражнений с содержанием музыки учащиеся должны передать движением
различный характер музыкальных произведений с помощью разнообразных танцевальных
шагов, а также после предварительного прослушивания музыкального отрывка определить,
какому из предлагаемых движений она соответствует по характеру.
Операционнопрактический блок,
предназначенный для совершенствования
приобретенных в процессе изучения предыдущих блоков двигательных действий путем
выполнения более сложных двигательных заданий. Тем самым в процессе реализации данного
блока внимание будет акцентироваться на формировании операционного и эстетического
компонентов двигательной культуры. Обозначенный блок может включать в себя несколькочастей: совершенствование техники базовых двигательных действий (показ, просмотр,
практика); соединение изученных гимнастических систем в форме комплексно
комбинированного занятия; проведение самостоятельных занятий; проведение соревнований.
Таким образом, эффективность процесса формирования двигательной культуры
учащихся средствами ритмопластики обеспечивается следующими педагогическими
условиями:
формирование ценностного отношения учащихся к двигательной активности и
его реализации в эстетическивыразительных движениях;
интеграция разрозненных знаний о сущности двигательной активности и
эстетическицелесообразных способах ее осуществления в единый взаимосвязанный
(взаимообусловленный) комплекс;
создание позитивного психологического климата на занятиях по ритмопластике,
способствующего реализации личностноориентированного взаимодействия преподавателей и
учеников в процессе развития двигательных умений и навыков;
расширение диапазона индивидуальнотворческих проявлений учащихся
средствами ритмопластики с целью повышения их личностной активности и
самостоятельности;
повышение эмоциональности и эстетической привлекательности занятий по
ритмопластике с помощью функционального музыкального сопровождения, использования
нетрадиционных методических приемов и дидактического оборудования.
Поэтому задача педагога заключается в проявлении заинтересованности в
положительном воздействии ритмопластики на здоровье учеников, уважительном отношении
к занимающимся и создание условий для решения личных проблем и потребностей, включая
выбор вида двигательной активности в соответствии с их интересами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абзалов, Р.А. Теория физической культуры (курс лекций) / Р.А. Абзалов. –
Казань: издво Матбуган йорты, 2002.
2.
Бикмухаметов, Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: учебнометод.
пособие для педагогических вузов и колледжей / Р.К. Бикмухаметов. – Казань: Центр
инновационных технологий, 2002.
3.
Визитей, Н.Н. Физическая культура и здоровье спортсмена (философско
антропологический аспект проблемы) / Н.Н. Визитей //Теория и практика физ. культуры. –
2007. – № 2. – С. 7.
4.
Журина, Т.Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры у
будущих учителей / Т.Н. Журина. 2000.
5.
Исаев, И.Ф., Глазунова, Л.И. Функционально дидактическая музыка / И.Ф.
Исаев, Л.И. Глазунов. – Белгород, 2004.
6.
Коджаспиров, Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов / Ю.Г.
Коджаспиров. – М., 1987.
7.
Коренберг, В.Б. О некоторых базовых понятиях в нашей сфере /В.Б.
Коренберг //Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 2. – С. 11–12.8.
Мистрюкова, М.Н. Фигура, красота, грация: метод. рекоменд. / М.Н.
Мистрюкова, С.В. Сырова, Л.К. Протасова. – Тамбов: ТГУ, 2002. – 49 с.
9.
Мистрюкова, М.Н. Использование средств ритмопластики при формировании
двигательной культуры студентов / М.Н. Мистрюкова // Образовательное пространство
региона: проблемы, поиски, перспективы: матлы Всерос. науч.практ. заоч. конф. / [отв. ред.
Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов] – Тамбов: ТГУ, ООО «ЦентрПресс», 2007. – С. 261–266.
10.
Сиднева, Л.В., Гониянц, С.А. Оздоровительная аэробика и методика ее
преподавания / Л.В. Сиднева, С.А. Гониянц. – М., 2000.
11.
Чесноков, А.В. Формирование профессиональных качеств педагога по
физической культуре /А.В. Чесноков. 2006.
12. Шипилина, И.А. Хореография в спорте / И.А. Шипилина. – Ростов н/Д, 2004.
13. Шипилина, И.А. Аэробика / И.А. Шипилина. – Ростов н/Д, 2004.