Методические рекомендации ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

  • Научные работы
  • docx
  • 27.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации по формированию двигательной культуры учащихся средствами ритмопластической деятельности. ритмопластика обоснована как синтез гимнастических систем, направленных на гармонизацию психомоторного, когнитивного, эмоционально-волевого и эстетического развития личности. Целостность и системность двигательной культуры представлена совокупностью аксиологического, операционного и эстетического структурных компонентов. Разработаны рекомендации по распределению учебного материала, структурированного в строгой последовательности: вводно-информационным, операционно-теоретическим и операционно-практическим блоками.
Иконка файла материала Пед. условия формирования двигательной культуры учащихся средствами ритмопластики.docx
О.В. Лукьянович Учитель музыки ГБОУ гимназии №61, Санкт­Петербург ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ  1. С представлением об эстетическом неразрывно связано понятие прекрасного. В настоящей работе под «эстетической культурой» мы будем понимать способность личности к полноценному   восприятию   и   правильному   пониманию   прекрасного   в   искусстве   и деятельности.   Процесс   формирования   эстетической   культуры   предусматривает   выработку системы   художественных   представлений,   обеспечивает удовлетворение   от   того,   что   является   действительно   эстетически   ценным.   Благодаря способности воспринимать прекрасное, человек привносит эстетическое в личную жизнь, быт, учебную и профессиональную деятельность.   взглядов   и   убеждений, Двигательная культура представляет собой результат взаимодействия физической и эстетической культуры и является неотъемлемой частью культуры личности в целом.  В ее состав входят:     культура движений; культура двигательных действии; культура   двигательной   деятельности,   которые   включают   в   себя   не   только уровень совершенства движении, но и их эффективность и целесообразность. В качестве цели она предполагает заботу о совершенстве двигательной активности как системы движений и телодвижений,   направлена   на   ее   познание   и   самоценность.   Кроме   того,   немалое   место занимают  интеллектуальная  и эмоциональная  стороны двигательной  активности как  части жизнедеятельности.  Двигательная культура должна строиться поэтапно, через систему «ознакомления – осмысления   –   переосмысления»,   в   которой   немалую   роль   будет   играть   развитость рефлексивных умений учащихся. Они не просто обучаются двигательным действиям, они их осознают, что ведет к осмыслению конкретных способов деятельности, к систематизации, обобщению, переосмыслению, что в целом развивает их и делает субъектом деятельности.  В работе  двигательная культура личности  рассматривается как  интегративное образование, отличительными чертами которого является наличие эстетических и здоровьесберегающих   ценностей, гармоничных двигательных   действий,  проявляющихся   в  характере,  рисунке   и  ритме   эстетико­ выразительных движений, используемых в различных видах жизнедеятельности для решения личностно­значимых задач.   эстетически­целесообразных   Целостность   и   системность   двигательной   культуры   представлена   совокупностью аксиологического, операционного и эстетического структурных компонентов. Аксиологический компонент  являет собой объединение ценностей самодостаточного и   инструментального   характера,   выступающих   в   качестве   ориентиров,   на   основе   которыхстроится   двигательная   деятельность   в   любой   сфере   жизни,   и   которые,   накапливаясь, определяют внутреннее содержание личности. Операционный   компонент  представляется   как   выбор   наиболее   рациональных способов выполнения двигательных действий, который осуществляется за счет увеличения запаса   двигательных   умений   и   навыков   и   общей   физической   подготовленности.   Первым (начальным)   уровнем   овладения   двигательным   действием   является   двигательное   умение, вторым – двигательный навык, а на основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка и повышается общая физическая подготовленность личности,   что   позволяет   в   дальнейшем   осуществлять   двигательную   деятельность   более рационально.  В связи с этим, в основу формирования двигательной культуры линости необходимо включить   как   можно   большее   количество   двигательных   умений   и   навыков   в   процессе выполнения двигательных действий:  комплексов различных видов аэробики;  танцевальных шагов;  классического экзерсиса;  основных асан фитнес­йоги; музыкально­ритмических компетенций.       Важное значение в становлении двигательной культуры личности имеет двигательная координация – согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное   и   последовательное,   соответствующее   двигательной   задаче,   внешнему окружению и состоянию человека.     (эстетику     в   действиях двигательных Эстетический   компонент  двигательной   культуры   представляет   собой   проявление эстетического   Общие критерии красоты движений включают мастерство, единство содержания и формы, целесообразность   движений,   согласованность   и   др.;   специфические   –   плавность, динамичность,   точность,   легкость,   грациозность   и   др.   Большое   значение   для   правильной эстетической оценки движений имеют не только их внешние пропорции, но и внутренние: гармония элементов, непрерывность движения, пластика, красота позы (как одной из  фаз движения, одного из ритмических компонентов).  движений). Исключительную значимость в эстетической оценке движений имеет их координация, субординация и, следовательно, ритмичность. Для любого движения характерны не только ритм, но и  темп, под которым следует понимать не просто скорость, но и определенный характер движения. Немалую роль играет единство темпа и ритма, или темпоритм, основы учения о котором были разработаны К.С. Станиславским. Правильно найденный темпоритм – важнейшее   условие   выполнения   двигательной   задачи.   На   основе   правильно   выбранной координации,   гармоничности   движений,   их   пластичности,   верного   темпоритма   возникают свобода, легкость и непринужденность движений, которые и определяют в большей степени их эстетическое значение.  Таким   образом,   возникает   необходимость   поиска   эффективных   средств,   которые могли   бы   существенно   повысить   продуктивность   процесса   формирования   двигательной культуры   личности   в   совокупности   всех   ее   компонентов.   Следует   отметить,   что   многие авторы   характеризуют   значимость   ритмопластического   направления   в   различных   видахдвигательной   деятельности   для   гармоничного   становления   личности.   В   этой   связи ритмопластика  обоснована  как   синтез   гимнастических   систем,   направленных   на гармонизацию   психомоторного,   эмоционально­волевого   и эстетического развития личности.    когнитивного, Выбор   ритмопластического   направления   в   формировании   двигательной   культуры учащихся   обусловлен   следующими   обстоятельствами.   Во­первых,   использование   синтеза гимнастических   систем   значительно   повышает   двигательную   активность   и   способствует развитию не только физических качеств и координационных способностей, но также влияет на интеллектуальное   и   эстетическое   развитие   личности.   Во­вторых,   эти   занятия   всегда эмоционально   содержательны,   что   очень   привлекает   занимающихся,   имеет   прикладное значение, так как содержит в себе многие элементы разнообразной деятельности человека. В­ третьих,   использование   ритмопластики   позволяет   устранить   недостатки   традиционных физкультурных   занятий,   на   которых   нередко   наблюдается   однообразие,   отсутствие серьезного   и   глубокого   интереса   к   занятиям   физическими   упражнениями,   несколько усредненный   подход   к   физкультурному   процессу,   отсутствие   стимулов   к   развитию физических способностей.  В   качестве   средств   ритмопластики   мы   предлагаем   использовать   упражнения повышенной координационной трудности, которыми в значительной мере являются движения ритмической гимнастики, аэробики, элементов хореографии, йоги и упражнений сценического движения, реализуемые в процессе комплексно­комбинированных занятий. Рассмотрим более подробно средства ритмопластики.  Ритмическая   гимнастика  –   это   комплекс   упражнений   под   музыку,   в   котором оптимально   сочетаются   общеразвивающие   упражнения,   элементы   художественной гимнастики,   разновидности   бега,   ходьбы,   прыжков,   танцевальных   движений.   Основные составляющие ритмической гимнастики – ритм и танец. Тем самым, ритмическая гимнастика – это органическое сочетание музыки и движений, сущность которой заключается в передаче движениями воспринимаемого слухом ритма (Ж. Далькроз). Современная  аэробика  является одной из разновидностей гимнастики, включающей упражнения аэробного характера, развивающие способность организма к усвоению кислорода. Аэробика впитала в себя элементы европейских гимнастических школ, восточной культуры, а также танцевальной и хореографической подготовки. Она направлена на развитие ловкости, гибкости,   пластичности,   выносливости,   координационных   способностей,   грациозности исполнения движений, а в партерной части выполняются упражнения силового характера. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Хореография  традиционно   понимается   как   искусство   создания   танца.   В   рамках рассматриваемой   нами   ритмопластики   как   синтеза   гимнастических   систем   целесообразно использовать   движения   классического   экзерсиса   первого   класса.   Основными   задачами хореографической подготовки при этом являются: постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших   упражнениях   классического   тренажа,   развитие   элементарных   навыков координации   движений   занимающихся.   Учащиеся   обретают   правильную   осанку   и   так называемое   «чувство   позы»,   развивают   устойчивость,   координацию   движений,   красивую линию ног, легкость и изящество выполнения элементов.Ритмопластические   упражнения   выполняются   под   музыкальное   сопровождение, благодаря   чему   у   школьников   воспитывается   музыкальность   и   ритмичность   –   качества, необходимые для выполнения упражнений высокой трудности. Музыка сообщает движениям определенный   ритм   и   характер,   придает   им   соответствующую   эмоциональную   окраску. Изменения характера музыки, появление новых оттенков, интонации непременно влечет за собой   и   изменения   характера   движений.   Все   это   определяется   темпом,   динамикой   и метроритмом   музыкальных   произведений.   Правильное   применение   музыки   способствует успешному   усвоению   двигательных   навыков,   несет   положительные   эмоции,   улучшает настроение, содействует предупреждению утомления и снижению психического напряжения учащихся.  Перечисленные средства ритмопластики влияют на развитие различных сфер личности учащегося. В возрасте 11–15 лет физические упражнения становятся важнейшим средством для:  психомоторного развития (упражнения ритмопластики, развивая подвижность в суставах, способность к гибкому и пластичному движению, оказывают влияние на уровень психосоматического здоровья);    эмоционально­волевого  когнитивного становления личности, заключающегося в осознанном выполнении двигательных действий, что реализуется, прежде всего, путем освоения необходимых знаний;  обогащения   связанного   с   удовлетворением потребностей личности, а также с проявлением волевых качеств, обеспечивающих поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей;   наконец,   предлагаемые   упражнения,   соответствуя   высоким   канонам   искусства, благодаря технике, легкости, изяществу, пластичности, правильно выбранному темпоритму, производят   впечатление   действия   по   законам   красоты,   что   способствует  эстетическому развитию личности. Для изучения   педагогических  возможностей  ритмопластики  с  целью формирования двигательной   культуры   необходимо   обратиться   к   функциональным   компонентам, обеспечивающим взаимосвязь между исходным состоянием структурных элементов системы и конечным   результатом:  ценностно­ориентационная,   образовательная,   развивающая, воспитательная, рекреационно­оздоровительная и коммуникативная функции.    поддержанием,   восстановлением,   совершенствованием, Ценностно­ориентационная функция.  Ценности занятий ритмопластикой связаны с освоением,   самореализацией физических и духовных сил учащихся. Ценностные ориентации, мотивы и потребности могут быть разными: это укрепление здоровья, коррекция телосложения и физического развития, перспектива   завести   новые   знакомства,   удовлетворить   эмоциональные   и   эстетические потребности, приобрести знания и опыт для самостоятельных  занятий и т. п. Реализацию ценностно­ориентационной функции осложняют следующие факторы: общая ослабленность организма,   неуверенность   в   своих   силах,   физическая   неполноценность   и   психологический дискомфорт,   депрессивные   состояния,   боль,   отсутствие   знаний   и   привычки   заниматься физическими упражнениями, предпочтение другим видам деятельности (например, чтению, музыке).  Образовательная   функция  занятий   ритмопластикой   реализуется   через   овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений инавыков,   физического   совершенствования   и   развития   способностей   к   конструированию самостоятельных занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и формирования двигательной культуры.  Развивающая функция  ритмопластики заключается в целенаправленном воздействии на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, координационных способностей.  Главные   задачи  воспитательной   функции  –   воспитание   личности,   понимание   им необходимости самовоспитания и формирование потребности к систематическим занятиям физическими   упражнениями.   Данная   функция   способствует   решению   следующих педагогических задач: воспитанию адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодолению комплексов неуверенности; воспитанию осознанного и активного отношения   к  телесному  здоровью;   формированию   положительной  мотивации,  устойчивого интереса   и   потребности   к   двигательной   деятельности;   формированию   коммуникативных отношений;   воспитанию   ответственности,   инициативы,   настойчивости   в   преодолении трудностей и др. Самовоспитание личности впоследствии является предпосылкой активного использования ценностей двигательной культуры, физического и духовного самоутверждения, формирования здорового стиля жизни, социализации и интеграции в общество. Рекреационно­оздоровительная   функция  реализуется   как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, интересном проведении   досуга   и   вообще   оздоровлении,   как   средство   профилактики   утомления, переключения   на   другой   вид   деятельности,   восстановления   физических   и   духовных   сил, затраченных во время какой­либо деятельности (труд, учеба, спорт и др.).  ритмопластики  Коммуникативная функция.  Под влиянием занятий ритмопластикой в сочетании с другими   сферами   жизнедеятельности   учащегося   расширяется   круг  общения   и   социальной активности,   что   создает   предпосылки   к   обретению   социальной,   психической,   бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Важным   моментом   в   исследовании   двигательной   культуры   является   проблема измерения и оценки состояния изучаемого предмета.  Критерий «ценностное отношение» проявляется через совокупность таких показателей как осознание социальной и личностной значимости двигательной активности, полнота знаний о   ценностной   сущности   и   реализации   двигательной   деятельности,   стремление   личности   к развитию посредством избранного вида двигательной активности.  Критерий   «операционная   готовность»   к   естественной   и   специально   организованной двигательной   деятельности  предполагает   наличие   двигательных   умений   и   навыков, координированность двигательных действий и самооценку своих физических способностей.  2. Критерий   «эстетическая   выразительность»   двигательных   действий  проявляется   в темпоритме движений, их пластичности и состоянии осанки, как в статике, так и в движении. При  разработке  опытно­экспериментальной части  исследования  и разработке некоторых   методических   рекомендаций   возможно   обращение   к   следующему   алгоритму, который предусматривает разделение учебного материала определенного образовательного учреждения на части (учебные блоки), изучаемые в строгой последовательности. Вводно­информационный блок, целью которого является создание у учащихся общего представления   о   предмете   обучения   и   характеристике   используемых   видов   двигательнойактивности.   В   качестве   ведущей   формы   организации   обучения   в   рамках   этого   блока возможны занятия различных типов: классический вариант лекции­беседы, лекции­дискуссии, лекции­аудиовизуализации.   Таким   образом,   в   ходе   реализации   данного   блока   происходит развитие аксиологического и эстетического компонентов двигательной культуры школьников. Вводно­информационный   блок   предположительно   включает   в   себя   две   части: ознакомительный курс теоретических занятий и просмотр видеоматериалов. Первая часть – теоретический   курс   –   состоит   из   следующих   элементов   учебного   материала:   основы хореографии; основы оздоровительной аэробики; основы пластического движения; авторские программы ритмопластического направления. Вторая часть – просмотр видеоматериалов – представляет собой внедрение в учебный процесс аудиовизуальной методики, заключающейся в   просмотре   видеопрограмм   уроков   хореографии,   хатха­йоги,   сценического   движения, оздоровительной аэробики различных направлений, проводимых как  западно­европейскими, так и российскими инструкторами. Просмотр необходимо сопровождать комментариями и анализом   выполнения   движений,   соответствующих   объему   предварительно   полученного теоретического материала. Операционно­теоретический   блок,  назначение   которого   содействовать   развитию   у учащихся аксиологического и операционного компонентов двигательной культуры с помощью освоения   знаний   о   сущности   и   реализации   двигательной   деятельности,   формирования двигательных   умений,   координированности   двигательных   действий   и   их   правильной самооценки,   что   оказывает   положительное   влияние   на   стремление   личности   к   развитию посредством двигательной активности и осознанию социальной и личностной ее значимости. Соответственно, этот блок включает следующие части: анатомофизиологические особенности двигательной деятельности, музыкально­ритмическая и двигательно­ритмическая подготовка, основы оздоровительных видов гимнастики и методика организации самостоятельных занятий и контроля организма. Анатомо­физиологические   особенности   двигательной   деятельности   –теоретический курс, который нашел свое отражение в ходе рассмотрения следующих вопросов: анатомо­ морфологические   особенности   и   основные   физиологические   функции   организма, функциональные   системы   организма;   утомление,   восстановление,   работоспособность; физиологические механизмы влияния двигательной деятельности на организм. Музыкально­ритмическая   и   двигательно­ритмическая   подготовка   заключается   в объединении   теории   и   практики   и   включает   следующие   элементы:   основы   музыкальной грамоты;   функциональная   музыка:   значение   и   правила   использования;   ритмика;   связь упражнений с мелодией, регистром, звучанием легато и стаккато, темпом, динамическими оттенками,   размером   и   ритмом   музыки,   с   построением   музыкальных   произведений.   Для освоения связи упражнений с содержанием музыки учащиеся должны передать движением различный   характер   музыкальных   произведений   с   помощью   разнообразных   танцевальных шагов, а также после предварительного прослушивания музыкального отрывка определить, какому из предлагаемых движений она соответствует по характеру. Операционно­практический   блок,   предназначенный   для   совершенствования приобретенных   в   процессе   изучения   предыдущих   блоков   двигательных   действий   путем выполнения более сложных двигательных заданий. Тем самым в процессе реализации данного блока   внимание   будет   акцентироваться   на   формировании   операционного   и   эстетического компонентов двигательной культуры. Обозначенный блок может включать в себя несколькочастей:     совершенствование   техники   базовых   двигательных   действий   (показ,   просмотр, практика);   соединение   изученных   гимнастических   систем   в   форме   комплексно­ комбинированного занятия; проведение самостоятельных занятий; проведение соревнований. Таким   образом,   эффективность   процесса   формирования   двигательной   культуры учащихся   средствами   ритмопластики   обеспечивается   следующими   педагогическими условиями:   формирование ценностного отношения учащихся к двигательной активности и его реализации в эстетически­выразительных движениях;   интеграция   разрозненных   знаний   о   сущности   двигательной   активности   и эстетически­целесообразных   способах   ее   осуществления   в   единый   взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс;   создание позитивного психологического климата на занятиях по ритмопластике, способствующего реализации личностно­ориентированного взаимодействия преподавателей и учеников в процессе развития двигательных умений и навыков;   расширение   диапазона   индивидуально­творческих   проявлений   учащихся средствами   ритмопластики   с   целью   повышения   их   личностной   активности   и самостоятельности;   повышение   эмоциональности   и   эстетической   привлекательности   занятий   по ритмопластике   с   помощью   функционального   музыкального   сопровождения,   использования нетрадиционных методических приемов и дидактического оборудования.  Поэтому   задача   педагога   заключается   в   проявлении   заинтересованности   в положительном воздействии ритмопластики на здоровье учеников, уважительном отношении к занимающимся и создание условий для решения личных проблем и потребностей, включая выбор вида двигательной активности в соответствии с их интересами. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абзалов,  Р.А. Теория  физической  культуры  (курс  лекций)  /  Р.А. Абзалов.  – Казань: изд­во Матбуган йорты, 2002.  2. Бикмухаметов, Р.К.  Духовное воспитание будущих педагогов: учебно­метод. пособие   для   педагогических   вузов   и   колледжей   /   Р.К.   Бикмухаметов.   –   Казань:   Центр инновационных технологий, 2002.  3. Визитей,   Н.Н.  Физическая   культура   и   здоровье   спортсмена   (философско­ антропологический аспект проблемы) / Н.Н. Визитей //Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 2. – С. 7.  4. Журина, Т.Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры у будущих учителей / Т.Н. Журина. 2000.  5. Исаев,   И.Ф.,   Глазунова,   Л.И.  Функционально   дидактическая   музыка   /   И.Ф. Исаев, Л.И. Глазунов. – Белгород, 2004. 6. Коджаспиров, Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов / Ю.Г. Коджаспиров. – М., 1987. 7. Коренберг,   В.Б.  О   некоторых   базовых   понятиях   в   нашей   сфере   /В.Б. Коренберг //Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 2. – С. 11–12.8. Мистрюкова,   М.Н.   Фигура,   красота,   грация:   метод.   рекоменд.   /   М.Н. Мистрюкова, С.В. Сырова, Л.К. Протасова. – Тамбов: ТГУ, 2002. – 49 с. 9. Мистрюкова, М.Н.  Использование средств ритмопластики при формировании двигательной   культуры   студентов   /   М.Н.   Мистрюкова   //   Образовательное   пространство региона: проблемы, поиски, перспективы: мат­лы Всерос. науч.­практ. заоч. конф. / [отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов] – Тамбов: ТГУ, ООО «Центр­Пресс», 2007. – С. 261–266. 10. Сиднева,   Л.В.,   Гониянц,   С.А.  Оздоровительная   аэробика   и   методика   ее преподавания / Л.В. Сиднева, С.А. Гониянц. – М., 2000. 11. Чесноков,   А.В.   Формирование   профессиональных   качеств   педагога   по физической культуре /А.В. Чесноков. 2006.  12. Шипилина, И.А. Хореография в спорте / И.А. Шипилина. – Ростов н/Д, 2004. 13. Шипилина,  И.А. Аэробика / И.А. Шипилина. – Ростов н/Д, 2004.