ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«УЛЬКАНСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА
Улькан, 2016
Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Результат конспектирования — запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.
Как конспектировать текст
Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом.
Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования?
Основную — записывать как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускать. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить — значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п.
Выбор ключевых слов — это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.
Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.
По форме конспекты подразделяются на формализованные и графические.
1. Формализованные (все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы). Это удобно, во-первых, при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен, во-вторых, при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения отдельных данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.
2. Графические (элементы конспектируемой работы располагаются в таком виде, при котором видна иерархия понятий и взаимосвязь между ними). По каждой работе может быть не один, а несколько графических конспектов, отображающих книгу в целом и отдельные ее части. Ведение графического конспекта — наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры книги, а сам этот процесс помогает усвоению ее содержания.
Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический.
Плановый — легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:
а) вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы);
б) схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).
Текстуальный — это конспект, созданный в основном из цитат.
Сводный конспект — сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.
Тематический — дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос
— тему.
РАЗДЕЛ I "Информация и информационные процессы" Темы конспектов:
1. «Кодирование информации в компьютере» План конспекта:
a) Кодирование и декодирование информации;
b) Системы счисления позиционные и непозиционные;
c) Способы кодирования текстовой информации;
d) Кодирование графический и звуковой информации.
Список литературы:
1. Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Юнерман Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010
2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010
3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010
4. Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.М., 2010
5. http://www.compgramotnost.ru
6. http://www.5byte.ru
7. http://kuzelenkov.narod.ru/mati/book/inform/inform6.html
2. «Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь» План конспекта:
a) Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы;
b) Локальные и глобальные компьютерные сети;
c) Основные услуги компьютерных сетей;
d) Internet. Список литературы:
1) Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Юнерман Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010
2) Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010
3) Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,-
М., 2010
4) Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.-М., 2010
5) Олифер Н.А., Олифер В.Г.: Сетевые операционные системы: Учебник для вузов. 2-е издание, Питер, 2009
6) Интерактивный учебник «Компьютерные сети» file:///C:/Users/08DE~1/AppData/Local/Temp/start.htm
7) Смелянский Р. Компьютерные сети : учебник. В 2т. Т.1. Системы передачи данных, учебник. Академия ИЦ, 2011
Раздел II: «Технологии создания и преобразования информационных объектов» Темы конспектов:
1. «Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов» План конспекта:
a) Информационная система: основные понятия и классификации;
b) Этапы создания информационной системы.
Список литературы:
1) Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Юнерман Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010
2) Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010
3) Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010
4) Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.-М., 2010
5) Рудаков А. В. Технология разработки программных продуктов: Учеб. пособие для студ.
сред. проф. Образования. – М.: Издательский дом «Академия», 2005. – 208 с.
6) http://ru.wikipedia.org/
7) http://www.twirpx.com/
2. «Технологии создания и преобразования текста» План конспекта:
a) Текстовый редактор: определение и назначение;
b) Классификация текстовых редакторов;
c) Программы по редактированию текста: основное назначение и функции;
d) Настольные издательские системы.
Список литературы:
1) Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Юнерман Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010
2) Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010
3) Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010
4) Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.-М., 2010
5) http://www.medien.ru/
6) http://www.i2r.ru/static/515/out_16643.shtml
7) http://dic.academic.ru/
3. «Базы данных»
План конспекта:
a) Базы данных: определение и классификация;
b) Система управления базами данных (СУБД);
c) Функции и свойства баз данных;
d) Структура организации Баз данных.
Список литературы:
1) Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Юнерман Н. А. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010
2) Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10-11 кл,- М., 2010
3) Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), учебник для 10 кл, 6-е изд,- М., 2010
4) Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии, 5-е изд.-М., 2010
5) Хомоненко А. Д., Мальцев М. Г., Цыгановм В. М.: Базы данных: Учебник для высших учебных заведений, 6-е изд., 2009
6) Базы данных, электронный учебник http://www.fastrans.ru/sources/knigi/elektronniyuchebnik-bazi-dannih.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.