МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка 4.6
Документация
docx
администрации
Взрослым
20.06.2019
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Методические рекомендации, помогут преподавателям техникума и других учреждений СПО организовать самостоятельную работу студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения. Пособие раскрывает содержание организации и методического сопровождения организации самостоятельной работы обучающихся техникума. Автор рекомендаций надеется, что они помогут в работе по подготовке организации и методическому сопровождению самостоятельной работы обучающихся техникума.
1.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.docx
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный техникум» УТВЕРЖДЕНЫ Заместитель директора по НМР ____________ И.А. Григорьева  «___» _____________ 2019 год  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Николаевск­на­Амуре, 2019 Составитель: Н.А. Горланова, методист КГБ ПОУ «Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный техникум» Методические рекомендации /сост. Н.А. Горланова – Николаевск­на­ Амуре: КГБ ПОУ НПГТ, 2019 – 32с. Методические   рекомендации,   помогут   преподавателям   техникума   и других учреждений СПО организовать самостоятельную работу студентов на основе   деятельностного   и   компетентностного   подходов   к   обучению,   что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.  Пособие   раскрывает  содержание  организации   и   методического сопровождения   организации   самостоятельной   работы   обучающихся техникума. Автор рекомендаций надеется, что они помогут в работе по подготовке организации   и   методическому   сопровождению   самостоятельной   работы обучающихся техникума.  2 КГБ ПОУ НПГТ, 2019 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………............4  СРЕДСТВА,   ДЛЯ   РУКОВОДСТВА   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ……………………………………...11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………22 ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Макет самостоятельной работы) 3 1. Общие положения Федеральные   образовательные   стандарты   (ФГОС)   ставят   перед профессиональной   образовательной   организацией   (ПОО)   среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего,   умеющего   самостоятельно   добывать   и   применять   знания   на практике. Если ранее основной целью образования были конкретные знания и умения, то сегодня знания и умения рассматриваются как средство, а целью становится   формирование   у   обучающегося   способности   действовать   на основе   имеющихся   умений,   знаний   и   практического   опыта,   то   есть формирование профессиональных и общих компетенций. Достижение   поставленной   цели   осуществляется   через   поиск содержания,   форм,   методов   и   средств   обучения,   обеспечивающих   более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. В связи   с   этим   особую   актуальность   приобретает   проблема   овладения студентами   методами   познавательной   деятельности   при   организации   и проведении самостоятельной работы. Согласно  Приказа   Минобрнауки   России   от   22.01.2014   №   31   «О внесении   изменения   в   Порядок   организации   и   осуществления 4 образовательной   деятельности   по   образовательным   программам   среднего профессионального   образования,   утвержденный   приказом   Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   14  июня   2013   г.  №   464» самостоятельная   работа   является   одним   из   видов   учебной   деятельности обучающихся. В   соответствии   с   требованиями   ФГОС   СПО   профессиональная образовательная   организация   (далее   –   техникум)   при   формировании образовательной   программы   по   профессии   или   специальности   обязан обеспечивать   эффективную   самостоятельную   работу   обучающихся   в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и   мастеров   производственного   обучения,   сопровождать   её   методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение. Организация самостоятельной работы обучающихся включает в себя:   ­   обеспечение   обучающихся   необходимыми   учебно­методическими материалами;   ­   обеспечение   доступа   обучающимся   к   информационным   ресурсам сети Интернет (пункт 7.16 ФГОС СПО);  ­ обеспечение обучающихся контролирующими материалами (тестами, заданиями   и   др.);   ­   предоставление   обучающимся   перечня   необходимой основной и дополнительной литературы.  Самостоятельная   работа   может   осуществляться   индивидуально   или группами   студентов   в   зависимости   от   цели,   тематики,   уровня   сложности конкретной   самостоятельной   работы   обучающихся,   их   уровня   знаний   и умений, индивидуальной образовательной траектории.  Преподаватели и мастера производственного обучения информируют обучающихся   о   целях,   средствах,   трудоемкости,   сроках   выполнения, основных   требованиях   к   результатам   работы,   формах   контроля самостоятельной работы. 5 Для   выполнения   обучающимися   внеаудиторной   самостоятельной работы   образовательное   учреждение   может   планировать   консультации преподавателей   за   счет   общего   бюджета   времени   (100   часов   в   год), отведенного на консультации (пункт 7.12. ФГОС СПО). При предъявлении видов   заданий   на   внеаудиторную   самостоятельную   работу   рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед   выполнением   студентами   внеаудиторной   самостоятельной работы   преподаватель,   мастер   производственного   обучения   проводит инструктаж   по   выполнению   задания,   которое   включает   цель   задания,   его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель/мастер предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за   счет   объема   времени,   отведенного   на   изучение   учебной   дисциплины, междисциплинарного курса, модуля.  Самостоятельная работа обучающихся проводится с целями: ­ систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся; ­ углубления и расширения теоретических знаний; ­ развития познавательных способностей и активности обучающихся:   ответственности   и   самостоятельности, творческой   инициативы, организованности; ­ формирования   самостоятельности   мышления,   способностей   к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; ­ развития исследовательских навыков. В   учебном   процессе   техникум,   реализует   ОП   по   профессиям   и специальностям СПО выделяя два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. 6 Аудиторная   самостоятельная   работа   по   дисциплине (профессиональному   модулю)   выполняется   на   учебных   занятиях   под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная   (самостоятельная)   работа   выполняется   обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Объём   времени,   отведённый   на   внеаудиторную   (самостоятельную) работу, находит отражение: ­ в учебном плане: в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов, по каждой дисциплине (профессиональному модулю); ­ в   рабочих   программах   учебных   дисциплин   (профессиональных модулей) с распределением по разделам и темам; ­ в календарно­тематических планах; ­ в журналах теоретического обучения. 1.1. Планирование самостоятельной работы Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу (ВСР) по ОПОП, согласно ФГОС, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. На все циклы обучения на самостоятельную   работу   отводится   50%   времени   от   обязательной аудиторной   нагрузки.   Согласно   ФГОС:   «При   формировании   ОПОП образовательное   учреждение   …обязано   обеспечивать   эффективную самостоятельную   работу  обучающихся   в  сочетании   с  совершенствованием управления   ею  со  стороны  преподавателей   и  мастеров  производственного обучения…» Техникум   самостоятельно   планирует   объём   внеаудиторной (самостоятельной)   работы   по   учебным   дисциплинам,   профессиональным модулям, но отводя на неё не более 20% ­ по профессиям СПО, не более – 7 30%   ­   по   специальностям   СПО   от   обязательной   учебной   нагрузки обучающихся.  При разработке   рабочей   программы   учебной   дисциплины (профессионального модуля), преподавателем устанавливаются содержание и   объём   теоретической   учебной   информации,   и   виды   внеаудиторной (самостоятельной) работы по разделам и темам. Формы и методы контроля её результатов отражаются в учебно­методическом обеспечении дисциплины (темы/раздела). При   отборе   содержания   самостоятельной   работы   преподаватель ориентируется на общие и профессиональные компетенции, которые должны быть   освоены   при   изучении   учебной   дисциплины,   освоении профессионального модуля. Распределение   объёма   времени,   отведённого   на   внеаудиторную (самостоятельную)   работу   по   разделам   и   темам   учебной   дисциплины (профессионального модуля), осуществляется преподавателем(ями).  Эмпирически   определяются   затраты   времени   на   самостоятельное выполнение   конкретного   учебного   задания:   на   основе   наблюдений   за выполнением   обучающимися   аудиторной   самостоятельной   работы,   опроса обучающихся   о   затратах   времени   на   то   или   иное   задание,   хронометража собственных затрат времени на решение той или иной задачи. При планировании самостоятельной работы преподаватель учитывает мотивацию обучающихся и уровень их подготовленности к самостоятельной работе. Предметные цикловые комиссии на своих заседаниях рассматривают рабочие   программы   учебных   дисциплин   (профессиональных   модулей), оценивая   эффективность   распределения   внеаудиторной   самостоятельной работы   по   разделам   и   темам   с   учётом   сложности   и   объёма   изучаемого материала, выбора методов её организации и проведения. 8 Распределение объёма времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу в режиме дня обучающегося не регламентируется расписанием. 1.2. Виды самостоятельной работы обучающихся Виды   самостоятельной   работы   обучающихся,   их   содержание   и характер   могут   иметь   вариативный   и   дифференцированный   характер, учитывать   специфику   профессии/специальности,   изучаемой   дисциплины (профессионального модуля), индивидуальные особенности обучающегося. Виды самостоятельной работы, направленной на: формирование умений: ­ решение задач и упражнений по образцу; ­ выполнение чертежей, схем, расчётно­графических работ; ­ решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; ­ подготовка к деловым играм; ­   проектирование   и   моделирование   объектов,   процессов профессиональной деятельности; ­   выполнение   экспериментально­конструкторских   и   опытно­ экспериментальных работ; ­ подготовка и выполнение курсовых и дипломных работ (проектов); ­   использование   аудио­   и   видеозаписей,   компьютерной   техники   и Интернета. Овладение знаниями: ­   работа   с   текстами   (учебника,   первоисточника,   дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; ­ работа со словарями и справочниками; ­ изучение нормативных документов; 9 ­ учебно­исследовательская работа; ­   использование   аудио­   и   видеозаписей,   компьютерной   техники   и Интернета. Закрепление и систематизацию знаний: ­   работа   с   конспектом   лекций,   учебным   материалом   (учебником, первоисточником, дополнительной литературой, аудио­ и видеозаписями) в т.ч.   по   составлению   таблиц   для   систематизации   учебного   материала; составлению плана и тезисов ответа; ответов на контрольные вопросы; ­   аналитическая   обработка   текста   (аннотирование,   рецензирование, реферирование, контент­анализ и др.); ­ подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; ­ подготовка рефератов, докладов; ­ составление библиографии, тематических кроссвордов ­   использование   аудио­   и   видеозаписей,   компьютерной   техники   и Интернета. 1.3. Организация самостоятельной работы и контроль за качеством её выполнения Основными задачами преподавателя при организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине (профессиональному модулю) являются: ­   ознакомление   обучающихся   с   целями,   содержанием,   средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы; ­   оказание   им   необходимой   индивидуальной   и   групповой консультативной помощи; ­ осуществление контроля за качеством выполнения самостоятельной работы. 10 Самостоятельная   работа   может   осуществляться   индивидуально   или группами   обучающихся,   в   зависимости   от   цели,   объёма,   конкретной тематики   самостоятельной   работы,   уровня   сложности,   уровня   умений обучающихся. При выборе видов заданий для самостоятельной работы рекомендуется использовать   дифференцированный   подход   к   обучающимся.   При   выдаче задания для самостоятельной работы обучающегося преподаватель проводит инструктаж   по   его   выполнению,   который   включает   цель   задания,   его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель   предупреждает   обучающихся   о   возможных   типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за   счёт   объёма   времени,   отведённого   на   изучение   дисциплины (профессионального модуля). Для   повышения   результативности   внеаудиторной   (самостоятельной) работы   преподаватель   разрабатывает   учебно­методическое   обеспечение, которое   включает   в   себя   средства   обучения   и   средства   контроля (приложение 1). Средства обучения условно можно разделить на группы: Учебно­методические   средства,  использующиеся   для   руководства самостоятельной деятельностью обучающихся ­ методические рекомендации (указания):   по   курсу   дисциплины   (профессионального   модуля),   по отдельным темам или к выполнению отдельных видов работ; включающие в себя: ­   инструкции   по   работе   с   методические   рекомендациями,   в   т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий; ­   рекомендации   по   распределению   времени   в   процессе   работы   над заданиями; 11 ­ задания для самостоятельной работы; ­ критерии самооценки выполненной работы; ­ список основной и дополнительной литературы; Дидактические   средства,  которые   могут   быть   источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных   произведений,   сборники   задач   и   упражнений,   комплекты журналов   и   газет,   научно­популярная   литература,   учебные   фильмы, видеозаписи, карты, таблицы, приборы, вещества, коллекции и т.п.); Технические   средства,  при   помощи   которых   предъявляется   и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио­ и видеотехника). Средства контроля зависят от применяемых преподавателем форм и методов контроля самостоятельной работы обучающихся. В качестве форм и методов могут быть использованы: тестирование, защита творческих работ, представление   проектов   и   др.   Кроме   внешнего   контроля,   преподаватель должен уделять внимание развитию у обучающихся навыков самоконтроля. Использование   технологии   «Портфолио»,   ориентированной   на   личность обучающегося, позволяет осуществлять всесторонний контроль выполнения самостоятельной работы. Контроль   результатов   самостоятельной   работы   обучающихся   может осуществляться в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия   и   проходить   в   письменной,   устной   или   смешанной   форме,   с представлением продукта обучающегося. творческой   самостоятельной   деятельности Критериями   оценки   результатов   самостоятельной   работы обучающихся могут быть: ­ уровень освоения теоретического материала; ­   умение   обучающихся   применять   теоретические   знания   при выполнении практических задач; 12 ­ обоснованность и чёткость изложения ответа; ­   оформление   продукта   творческой   самостоятельной   деятельности обучающегося в соответствии с установленными требованиями; ­ сформированность общих и профессиональных компетенций. 2.  Средства,   для   руководства   самостоятельной   деятельностью студентов Средства, деятельностью   студентов:   применяемые   для   руководства   самостоятельной   указания,   инструктивно­методические методические рекомендации, карточки с дифференцированными заданиями для   организации   индивидуальной   и   групповой   работы,   карточки   с алгоритмами выполнения заданий и др.  Разработка   и   применение   средств   обучения   –   это   та   сторона деятельности,   в   которой   проявляется   индивидуальное   мастерство, творческий   поиск   преподавателя,   его   умение   побудить   обучающихся   к 13 творчеству к творчеству. 2.1.   Виды   практических   заданий   для   самостоятельной   работы обучающихся:  1. Составить опорный конспект по теме…  2. Сформулировать вопросы…  3. Сформулировать собственное мнение…  4. Продолжить фразу…  5. Дать определения следующим терминам…  6. Составить опорный конспект своего ответа.  7. Написать реферат.  8. Составить отчёт по теме…  9. Разработать алгоритм последовательности действий…  10. Составить таблицу с целью систематизации материала…  11. Заполнить таблицу, используя…  12. Заполнить блок­схему…  13. Составить тезаурусное поле по теме…  14. Смоделировать конспект урока по теме…  15. Смоделировать домашнее задание.  16.   Сделать   самоанализ   практики:   эффективность   использования приёмов, методов и средств…  17.   Осуществить   аналитический   разбор   публикации   по   заранее определённой преподавателем теме.  18. Составить тематический кроссворд.  19. Составить план текста, конспект.  20. Решить ситуационные задачи.  14 21. Подготовиться к семинару, деловой игре.  2.2. Приёмы самостоятельной работы обучающихся:  1. Работа с учебником.  Для   обеспечения   максимально   возможного   усвоения   материала   и   с учётом   индивидуальных   особенностей   студентов,   можно   предложить   им следующие приёмы обработки информации учебника:  ­ конспектирование;  ­ составление плана учебного текста;  ­ тезирование;  ­ аннотирование;  ­ составление тематического тезауруса;  ­ выделение проблемы и нахождение путей её решения;  ­ самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;  ­ определение алгоритма практических действий (план, схема).  2. Опорный конспект.  Зачастую   педагог   обучает   от   параграфа   к   параграфу,   от   пункта   к пункту и лишь в конце темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке.   Куда   целесообразнее,   даже   с   психологической   точки   зрения,   дать обучающимся представление об изучаемой теме на первом уроке, искусно оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.  И тогда обучающиеся не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того, что будет завтра.  15 Опорный   конспект   необходимо   давать   на   этапе   изучения   нового материала, а потом использовать его при повторении.  Опорный   конспект   позволяет   не   только   обобщать,   повторять необходимый   теоретический   материал,   но   и   даёт   педагогу   огромный выигрыш во времени при прохождении материала.  3. Тесты. Тесты   воспринимаются   обучающимися   как   своеобразная   игра.   Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые,   к   сожалению,   характерны   для   обычных   форм   контроля   знаний обучающихся.  Основное   достоинство   тестовой   формы   контроля   –   это   простота   и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому  же, реально оценить готовность к итоговому   контролю   в   иных   формах   и,   в   случае   необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.  Тесты 1 уровня  Требуют выбора 1 или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.  ­   На   проверку   качества   усвоения   знаний   и   применения   знаний   на практике: выбрать один из перечисленных способов ________________  ­ На соотнесение: найдите общее и различия в изучаемых объектах.  ­ На проверку рефлексии: установите соответствие_________________ Тесты 2 уровня  ­ Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз,   формул,   графических   изображений,   схем   и   т.д.   предложенными недостающими или составляющими.  Определение с пропущенным словом ______________  Подтекстовые слова и фразы: _____________________  16 ­   Задания   на   конструирование   ответа:   заполнение   таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы и т.д.)  ­ Заполнить таблицу_________________  ­ Задания на решение конкретной ситуации.  4. Семинар Форма   проведения   семинара   очень   гибкая.   На   семинарах   решаются следующие задачи:  ­   углубление,   конкретизация   и   систематизация   знаний,   полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;  ­ развитие навыков самостоятельной работы;  ­ ознакомление со спецификой работы с литературой;  ­ профессиональное использование знаний в учебных условиях.  Типы проведения семинарских занятий:  ­ вопросно­ответный семинар;  ­   развёрнутая   беседа   на   основе   заранее   данного   студентам   плана, обсуждение письменных рефератов;  ­   заслушивание   устных   докладов   студентов   с   последующим   их обсуждением;  ­ семинар – диспут;  ­ теоретическая конференция;  ­ семинар – имитационная игра;  ­ комментированное чтение первоисточников.  5. Задачное обучение Практико­ориентированные средством формирования у обучающихся системы интегрированных умений и навыков, выступают     задачи:   необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации,   требующие   применения   умений   и   навыков,   специфичных   для 17 профессии   педагога   (знания   содержания   предмета),   ситуации,   требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры (организация детского   коллектива,   принципы   организации   занятий   с   детьми   и   т.п), личностно­ориентированных ситуаций (нахождение нестандартного способа решения).  Профессиональные   задачи:   выступают   средством   формирования   у обучающихся умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих   на   различных   уровнях   осуществления   практики   и формулируются в виде производственных поручений (заданий).  Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование профессиональных компетенций.   и   контроль   сформированности   необходимых 2.3. Инструктаж к заданиям и коррективный контроль  Инструктаж   необходим   для   того,   чтобы   помочь   обучающимся осмыслить содержание задания, требования учебной задачи.  Инструктаж   может   быть   вводным,   текущим,   индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.  Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы,   преподаватель   обращает   внимание   на   те   конечные   результаты,   к которым должны прийти студенты.  В   тех   случаях,   когда   предполагается   новое   задание,   вводный инструктаж   помогает   связать   выдвинутую   задачу   с   имеющимися   у обучающихся   опорными   знаниями,   опытом   или   действиями,   усвоенными ранее.  18 Полнота   устного   инструктирования   зависит   от   этапа   обучения.  На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных, практических или графических работ включает объяснение задания   (что   делать?),   порядок   его   выполнения   (как   делать?),   показ   и выполнение приёмов (почему так делать?).  Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые   требуют   строгой   последовательности   выполнения.   Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым обучающийся  решает   задачу   по   строго   намеченному   пути,   не   допуская произвольных шагов.  2.3.1. Коррективный контроль – средство побуждения Если преподаватель внимательно наблюдает за работой обучающихся, он   может   использовать   приёмы,   направленные   на   корректирование   их деятельности:  ­   уточняет   суть   задания,   добиваясь   понимания   его   всеми,   если   оно является общим;  ­ предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы   предотвратить   ошибку,   допускаемую   обычно   большинством студентов;  ­ предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;  ­ предлагает студентам самим контролировать свои действия.  2.4.   Варианты   критериев   оценки   самостоятельной   работы обучающихся педагогом  Вариант 1  19 1. Уровень усвоения обучающимся учебного материала  2.   Умение   использовать   теоретические   знания   при   выполнении практических и ситуационных задач.  3. Уровень сформированности общеучебных умений.  4. Обоснованность и чёткость изложения материала.  5. Оформления материала в соответствии с требованиями.  6.   Уровень   самостоятельности   при   выполнении   самостоятельной работы.  7. Показатели творческой деятельности:  ­ видение новой проблемы в знакомой ситуации;  ­ самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;  ­ видение возможных путей решения данной проблемы;  ­ построение принципиально нового способа решения проблемы.  Вариант 2 Таблица 1 №  Основные   общеучебные   умения   и навыки Должен владеть студент техникума Владеет   ли   на данный момент 1 2 3 4 5 6 7 8 9   составлять   план, Конспектировать, тезировать  Цитировать материал.  Подготовить реферат, доклад, сообщение  Выступить   с   рефератом,   докладом, сообщением  Быстро читать с различными целями (для усвоения   важных   деталей,   для критической для   долговременного запоминания). Вести исследовательскую деятельность.  Логически   осмысливать   материал, выделяя в нём главное.  Систематизировать   и   классифицировать явления.  Соотносить,   сравнивать   факты,   явления, концепции, точки зрения.    оценки, 20 10 11 12 13 14 15 16 Строить   умозаключения,   обобщения   на основе анализа собранного фактического материала.  Наблюдать.  Делать обоснованные выводы.  Критически   оценивать   информацию, давать ей оценку.  Использовать   полученные   знания   в действии.  Осуществлять   самоконтроль   в   ходе деятельности и корректировать её.  Проявлять   творческую   инициативу   по разным направлениям деятельности.  2.5.   Педагогическое   сопровождение   самостоятельной   работы обучающихся  При   анализе   общей   структуры   дисциплины   преподаватель   заранее определяет:  ­ фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;  ­ задания, направленные на формирование общеучебных умений;  ­ задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов;  ­   формы   организации   коллективной   самостоятельной   деятельности (работа в парах, бригадно­групповая).  В тематическом плане должны быть обозначены только основные виды и   формы   организации   самостоятельной   работы,   отражающие   логическую последовательность изучения материала.  Определить   место   самостоятельной   работы   на   уроке   –   означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных 21 заданий,   определяющих   нагрузку,   которая   соответствует   индивидуальным особенностям студентов.  Алгоритм   разработки   материала   для   самостоятельной работы обучающихся:  1. Информационно­ поисковый блок:  ­ структура теоретического материала;  ­ содержание аспектов и логики представления каждой темы;  ­ необходимые требования к осмыслению изученного.  2. Справочно­консультативный блок:  ­ алгоритм действий;  ­ памятки;  ­ конкретные примеры;  ­ понятийный аппарат;  ­ опорные конспекты;  ­ интернет­ресурсы.  3. Практико­ориентировочный блок:  ­ вопросы для самопроверки изученного материала;  ­ практические задания и упражнения по плану: целевая установка,  ­содержание задания, форма представления, время отчётности,  критерии оценки;  4. Контрольно­оценочный блок:  ­ задания обязательные и по выбору;  ­ задания для самопроверки;  ­ задания для дискуссионного обсуждения и взаимооценки;  ­ лист самоаттестации.  22 Заключение Самостоятельная   работа   ­   важная,   неотъемлемая   составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Перед педагогическими кадрами стоят задачи формирования условий для приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы. Педагогическая   деятельность   преподавателей   и   мастеров производственного   обучения   должна   обеспечивать   оптимизацию   форм   и методов   организации   самостоятельной   работы   обучающихся   на   основе системы   контроля   за   качеством   её   выполнения   и   доступного   учебно­ методического материала. Использование   разработанных   рекомендаций   позволит   повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся в ПОО, в том числе их   готовность   к   самостоятельному   получению   знаний,   освоению   общих   и профессиональных компетенций. 23 Список использованной литературы Алфёрова Е.А., Янченкова Е.В. Планирование и организация 1. самостоятельной работы студентов ГОУ СПО: метод. рекомендации. ­ М: УМЦ ПО ДОМ, 2016. 2.Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. ­ М.: НПЦ «Профессионал­Ф», 2015. 3. Ганенко А.П., Мидовская Ю.В., Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных   экзаменационных   работ   (требования   ЕСКД):   учеб.   пособие   для НПО. ­М.: ИРПО, 2000. 4.   Рекомендации   по   планированию   и   организации   самостоятельной работы  студентов   образовательных   учреждений   среднего   профессионального образования   в   условиях   действия   ГОС   СПО   //   Приложение   к   письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16­52­138 ин/16­13. 5.Семушина   Л.Г.   Содержание   и   технологии   обучения   в   средних специальных учебных заведениях: учебн. пособие для преп. учреждений СПО / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. ­ М.: Мастерство, 2017. 6. Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. ­ М.: Новый учебник, 2014. ­ (Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования»). Макет Приложение 1 Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный техникум» УТВЕРЖДЕНЫ Заместитель директора по НМР _____________И.А. Григорьева «___»_________________20__ г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ) ____________________________________________________ Наименование учебной дисциплины, междисциплинарного курса СПЕЦИАЛЬНОСТИ/ПРОФЕССИИ  _________________________________________________________ Наименование специальности/профессии 20__  Методические   рекомендации   по   проведению   и   оформлению самостоятельных работ разработаны и составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины (междисциплинарного курса) Организация­разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный техникум» Разработчик: ФИО, преподавателя (мастера) Методические   рекомендации   рассмотрены   и   согласованы   на   заседании предметно­цикловой комиссии ___________________________________________________________________ Наименование ПЦК Протокол № ___ от «____»____________________20___ г. Председатель ПЦК ________________________________ СОДЕРЖАНИЕ 1 Министерство образования и науки Хабаровского края.........................................1 Краевое государственное бюджетное......................................................................1 профессиональное образовательное учреждение...................................................1 «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум».......................1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………............4........................3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21............................3 1. Общие положения...................................................................................................4 1.1. Планирование самостоятельной работы...........................................................7 1.2. Виды самостоятельной работы обучающихся...................................................9 1.3. Организация самостоятельной работы и контроль за качеством её выполнения...............................................................................................................10 2.1. Виды практических заданий для самостоятельной работы обучающихся:. .14 Заключение...............................................................................................................23 Список использованной литературы......................................................................24 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................29 Самостоятельная работа №1.......................................................................................31 12................................................................................................................................53 Памятка обучающимся для самостоятельной работы с источниками информации..............................................................................................................58 1. Составление плана...............................................................................................58 2. Составление тезисов............................................................................................58 3. Составление конспектов......................................................................................59 Составление конспекта может осуществляться по следующему алгоритму:.....60 4. Составление аннотации.......................................................................................60 5. Составление рецензии и отзыва..........................................................................61 6. Составление доклада...........................................................................................61 7. Составление реферата.........................................................................................62 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические   рекомендации   к   выполнению   внеаудиторной   предназначены   для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  обучающихся по специальности/профессии _____________________________ Цель   методических   рекомендаций:   оказание   помощи   обучающимся   в выполнении   самостоятельной   работы   по   дисциплине   /междисциплинарному курсу _______________________________________________________________. Настоящие   методические   указания   содержат   работы,  которые   позволят обучающимся   самостоятельно   овладеть   фундаментальными   знаниями, профессиональными   умениями   и   навыками   деятельности   по   опытом   творческой   и   исследовательской специальности/профессии, деятельности и направлены на формирование следующих компетенций: OK 1. ______________________________________________________ ОК 2. ______________________________________________________ ОК n _______________________________________________________ ПК 1.1________________________________________________________ ПК 2.2________________________________________________________ ПК n.n _______________________________________________________ В   результате   выполнения   самостоятельных   работ   по   дисциплины   ______________________________обучающиеся должны: ­ уметь...................; ­ знать.................... Критериями   оценки   результатов   самостоятельной   работы   обучающихся являются: ­ уровень освоения учебного материала; ­ уровень   умения   использовать   теоретические   знания   при выполнении практических задач; ­ уровень   умения   активно   использовать   электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; ­ обоснованность и четкость изложения материала; ­ оформление   материала   в   соответствии   с   требованиями   стандарта предприятия; ­ уровень   умения   ориентироваться   в   потоке   информации,   выделять главное; ­ уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия; ­ уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий; ­ уровень   умения   сформулировать   собственную   позицию,   оценку   и аргументировать ее. Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания,   основной   теоретический   материал,   алгоритм   выполнения   типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и   оформлению   заданий.   Для   получения   дополнительной,   более   подробной информации   по   изучаемым   вопросам,   приведено   учебно­методическое   и информационное   обеспечение.   Перечень   видов   самостоятельной   работы представлен в таблице 1. Таблица 1 ­ Перечень видов самостоятельной работы Номер и  наименование темы Наименование(содержание самостоятельной) работы Колич ество часов Коды  формируемых компетенций Формы контроя Сроки(№ недели) Самостоятельная работа №1 Наименование: Цель работы: Коды формируемых компетенций:  Задание №1. Задание №2. Номер обучающихся по списку в журнале  учебных занятий 1 25 Номер выполняемого варианта №1 №1 Требования к выполнению заданий и сдаче отчёта 1. Ответы на вопросы и задания оформляются в отдельной папке: ­ вопросы в соответствии с документом «Оформление  письменных работ: Методические указания», электронный адрес:  http   ://   www. ­ графическая работа выполняется на формате А4. 2.На вопросы отвечать кратко; 3.Отчёт преподавателю сдаётся в установленный срок; 4.В отчёте отметить индивидуальный номер задания. Формы контроля Критерии оценки за самостоятельную работу Зачет  ставиться   в   случае,   если   выполнено   не   менее   50%   заданий,   в освещении вопросов не содержится грубых ошибок, самостоятельно выполнена графическая работа, выполнены требования к оформлению отчета и срокам его сдачи. Незачет  ставиться,   если   обучающихся   не   справился   с   заданием (выполнено   менее   50%   задания   варианта),   нераскрыто   основное   содержание вопросов, имеются грубые ошибки в выполнении графической части задания, а также работа выполнена несамостоятельно. Учебно­методическое и информационное обеспечение Основные источники: Дополнительные источники: Интернет ­ ресурсы: Самостоятельная работа №2 Наименование: Выполнение реферата Цель   реферата:  привить   обучающимся   навыки   самостоятельного исследования той или иной проблемы. Коды формируемых компетенций: Исходные требования Выбор   темы   реферата   определяется   обучающимися   самостоятельно   в соответствии   с   «Перечнем   тем   рефератов»   и   утверждается   преподавателем учебной   дисциплины.   Перечень   тем   рефератов   периодически   обновляется   и дополняется.   Обучающиеся   вправе   самостоятельно   выбрать   любую   тему реферата, выходящую за рамки Перечня, которая, на их взгляд, представляет интерес   для   исследования,   при   условии   ее   предварительного   согласования   с преподавателем и последующего утверждения. Перечень тем рефератов:  Структура реферата Реферат,   как   правило,   должен   содержать   следующие   структурные элементы: ­ титульный лист; ­ содержание; ­ введение; ­ основная часть; ­ заключение; ­ список использованных источников; ­ приложения (при необходимости). Примерный   объем   в   машинописных   страницах   составляющих реферата представлен в таблице 2 Таблица 2 ­ Рекомендуемый объем структурных элементов реферата Наименование частей реферата Количество страниц Титульный лист Содержание (с указанием страниц) Введение Основная часть Заключение Список использованных источников Приложения 1 1 2 15­20 1­2 1­2 Без ограничений Методические рекомендации по выполнению реферата В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во   введении   дается   общая   характеристика   реферата:   обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению   для   её   достижения;   описываются   объект   и   предмет   исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам. Основная   часть   должна   содержать   материал,   необходимый   для достижения   поставленной   цели   и   задач,   решаемых   в   процессе   выполнения реферата. Она включает 2­3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2­3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать   описание   решения   поставленных   во   введении   задач.   Поэтому 34 заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути   формулировкам   задач   реферата.   Заголовка   "ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ"   в содержании реферата быть не должно. Главы   основной   части   реферата   могут   носить   теоретический, методологический и аналитический характер. Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное   развитие   основной   темы   на   протяжении   всей   работы, самостоятельное   изложение   материала,   аргументированность   выводов.   Также обязательным   является   наличие   в   основной   части   реферата   ссылок   на использованные источники. Любые цитаты, статистика и другие данные должны быть  снабжены сноской с указанием  номера  и страницы  источника, название которого находится в библиографии. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать   безличные   конструкции   и   неопределенно­личные   предложения («На   втором   этапе   исследуются   следующие   подходы...»,   «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел обучающийся в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко   характеризовать   решение   всех   поставленных   во   введении   задач   и достижение цели реферата. Список использованных источников является составной частью работы и отражает   степень   изученности   рассматриваемой   проблемы.   Количество источников в списке определяется обучающимся самостоятельно, для реферата их   рекомендуемое   количество   от   10   до   20.   При   этом   в   списке   обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне   регулирующие   отношения, действующие   нормативно­правовые   акты, рассматриваемые в реферате. 35 В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении   в   основную   часть   работы   загромождает   текст   (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Требования к оформлению реферата 1. При   выполнении   внеаудиторной   самостоятельной   работы   в   виде реферата необходимо соблюдать следующие требования: ­ на одной стороне листа белой бумаги формата А­4 ­ размер шрифта­12; Times New Roman, цвет ­ черный ­ междустрочный интервал ­ одинарный ­ поля на странице ­ размер левого поля ­ 2 см, правого ­ 1 см, верхнего ­ 2 см, нижнего­2 см. ­ отформатировано по ширине листа ­ на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы ­   в   конце   работы   необходимо   указать   источники   использованной литературы ­ нумерация страниц текста  2. Список   использованных   источников   должен   формироваться   в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности: 1) законодательные и нормативно­методические документы и материалы; 2) специальная   научная   отечественная   и   зарубежная   литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.); 3) статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений. 36 3. Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия. 4. По   каждому   литературному   источнику   указывается:   автор   (или группа   авторов),   полное   название   книги   или   статьи,   место   и   наименование издательства   (для   книг   и   брошюр),   год   издания;   для   журнальных   статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей)   указывается   автор   статьи,   ее   название   и   далее   название   книги (сборника) и ее выходные данные. 5. Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих   страницах.   Каждое   приложение   должно   начинаться   с   новой страницы.   Вверху   страницы   справа   указывается   слово   "Приложение"   и   его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа   отдельной   строкой   и   печатается   прописными   буквами.   Приложения следует   нумеровать   порядковой   нумерацией   арабскими   цифрами.   На   все приложения   в   тексте   работы   должны   быть   ссылки.   Располагать   приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Форма контроля: защита реферата Критерии оценки реферата Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком. В случае отрицательного заключения преподавателя обучающийся обязан   Срок   доработки   реферата доработать   или   переработать   реферат. устанавливается   руководителем   с   учетом   сущности   замечаний   и   объема необходимой   доработки.   После   утверждения   темы   реферата   преподавателем обучающиеся приступают к работе над рефератом, подготовка которого должна быть   завершена   до   начала   зачетной   недели   с   учетом   возможной   доработки замечаний преподавателя. 37 До выхода на защиту на титульном листе реферата должно стоять резюме преподавателя «К защите допущен», его подпись и дата. Рефераты,   темы   которых   не   менее,   чем   за   одну   неделю   до   защиты   не утверждены   преподавателем,   к   защите   не   допускаются.   В   этом   случае преподаватель может выдать тему реферата по своему усмотрению. Защита реферата заключается в кратком изложении проделанной работы и ответах на вопросы преподавателя по указанной теме. Реферат оценивается по системе: оценка   «отлично»   выставляется   за   реферат,   который   носит исследовательский   характер,   содержит   грамотно   изложенный   материал,   с соответствующими обоснованными выводами; оценка   «хорошо»   выставляется   за   грамотно   выполненный   во   всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении; оценка   «удовлетворительно»   выставляется   за   реферат,   который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в   нем   просматривается   непоследовательность   изложения   материала, представлены необоснованные выводы; оценка   «неудовлетворительно»   выставляется   за   реферат,   который   не носит   исследовательского   характера,   не   содержит   анализа   источников   и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер. 38 Обучающийся,   не   представивший   в   установленный   срок   готовый   реферат   по   дисциплине учебного   плана   или   представивший   реферат,   который   был   оценен   на   «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине. Самостоятельная работа №3 Наименование: Подготовка устного сообщения  Цель: Коды формируемых компетенций: Исходные требования Выбор темы сообщения определяется обучающимся самостоятельно в соответствии   с   «Перечнем   тем   устных   сообщений»   и   утверждается преподавателем учебной дисциплины. Перечень тем рефератов периодически обновляется и дополняется. Обучающийся вправе самостоятельно выбрать любую   тему   выступления,   выходящую   за   рамки   Перечня,   которая,   на   их взгляд,   представляет   интерес   для   слушателей,   при   условии   ее предварительного   согласования   с   преподавателем   и   последующего утверждения. Перечень тем устных выступлений (докладов): 1. Методические рекомендации по подготовке сообщения Регламент   устного   публичного   выступления   ­   не   более   10   минут. Искусство   устного   выступления   состоит   не   только   в   отличном   знании предмета   речи,   но   и   в   умении   преподнести   свои   мысли   и   убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Любое   устное   выступление   должно   удовлетворять   трем   основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности,   т.е.   соответствия   языковым   нормам,   критерий   смысловой адекватности,   т.е.   соответствия   содержания   выступления   реальности,   и критерий   эффективности,   т.е.   соответствия   достигнутых   результатов поставленной цели. Работу   по   подготовке   устного   выступления   можно   разделить   на   два основных   этапа:   докоммуникативный   этап   (подготовка   выступления)   и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией). Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово   обозначало   наименование   полученного   в   ходе   выполнения   проекта научного   результата   (например,   «Технология   изготовления...»,   «Модель развития...», «Система управления...», «Методика выявления...» и пр.). Тема выступления   не   должна   быть   перегруженной,   нельзя   "объять   необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности   вместо   глубокого   анализа.   Неудачные   формулировки   ­ слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д. Само выступление должно состоять из трех частей ­ вступления (10 ­ 15% общего времени), основной части (60 ­70%) и заключения (20 ­ 25%). Вступление   включает   в   себя   представление   авторов   (фамилия,   имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку   подзаголовка   с   целью   точного   определения   содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность   выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить   определенную   тональность   задать (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к основному тезису выступления: ­ фраза   должна   утверждать   главную   мысль   и   соответствовать   цели выступления; ­ суждение   должно   быть   кратким,   ясным,   легко   удерживаться   в кратковременной памяти; ­ мысль   должна   пониматься   однозначно,   не   заключать   в   себе противоречия. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Самая частая ошибка в начале речи ­ либо извиняться, либо заявлять о своей   неопытности.   Результатом   вступления   должны   быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме. К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото­, видеофрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные   для   облегчения   восприятия   лучше   демонстрировать   посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес. План   развития   основной   части   должен   быть   ясным.   Должно   быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров. В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются   глаголы   настоящего   времени   во   «вневременном»   значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3­го лица глагола, форм несовершенного   вида,   используются   неопределенно­личные   предложения. Перед   тем   как   использовать   в   своей   презентации   корпоративный   и специализированный   жаргон   или   термины,   вы   должны   быть   уверены,   что аудитория поймет, о чем вы говорите. Если   использование   специальных   терминов   и   слов,   которые   часть аудитории   может   не   понять,   необходимо,   то   постарайтесь   дать   краткую характеристику   каждому   из   них,   когда   употребляете   их   в   процессе презентации впервые. Самые частые ошибки в основной части доклада ­ выход за пределы рассматриваемых   вопросов,   перекрывание   пунктов   плана,   усложнение отдельных   положений   речи,   а   также   перегрузка   текста   теоретическими (декларативность, рассуждениями, затронутых   вопросов     обилие   бездоказательность),   отсутствие   связи   между   частями   выступления, несоразмерность   частей   выступления   (затянутое   вступление,   скомканность основных положений, заключения). В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из   основной   идеи  (идей)   выступления.  Правильно   построенное   заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.   Закончить   выступление   можно   решительным   заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать   на   ходу.   Психологи   доказали,   что   лучше   всего   запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно   привлечь   внимание   слушателей,   заинтересовать   их,   подготовить   к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони). В   ключевых   высказываниях   следует   использовать   фразы,   Вот   некоторые   обороты, заинтересованность. программирующие   способствующие повышению интереса: ­ «Это Вам позволит...» ­ «Благодаря этому вы получите...» ­ «Это позволит избежать...» ­ «Это повышает Ваши...» ­ «Это дает Вам дополнительно...» ­ «Это делает вас...» ­ «За счет этого вы можете...» После   подготовки   текста   /   плана   выступления   полезно проконтролировать себя вопросами: ­ Вызывает ли мое выступление интерес? ­ Достаточно   ли   я   знаю   по   данному   вопросу,   и   имеется   ли   у   меня достаточно данных? ­ Смогу ли я закончить выступление в отведенное время? ­ Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту? При   подготовке   к   выступлению   необходимо   выбрать   способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим,   однако,   что   чтение   заранее   написанного   текста   значительно уменьшает   влияние   выступления   на   аудиторию.   Запоминание   написанного текста   заметно   сковывает   выступающего   и   привязывает   к   заранее составленному   плану,   не   давая   возможности   откликаться   на   реакцию аудитории. Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей,   какой   бы   интересной   и   важной   темы   она   ни   касалась.   И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию,  если  оратор  говорит  об  актуальной  проблеме, если  аудитория чувствует   компетентность   выступающего.   Яркая,   энергичная   речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой. Кроме того, установлено, что  короткие фразы  легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу,   содержащую   более   тринадцати   слов.   А   третья   часть   всех   людей, слушая  четырнадцатое  и  последующие  слова  одного  предложения,  вообще забывают   его   начало.   Необходимо   избегать   сложных   предложений, причастных   и   деепричастных   оборотов.   Излагая   сложный   вопрос,   нужно постараться передать информацию по частям. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!). Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно,   что   обращение   к   собеседнику   по   имени   создает   более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории ­ это своеобразные высказывания,   подсознательно   воздействующие   на   волю   и   интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания. Во   время   выступления   важно   постоянно   контролировать   реакцию слушателей.   Внимательность   и   наблюдательность   в   сочетании   с   опытом позволяют   оратору   уловить   настроение   публики.   Возможно,   рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу. После   выступления   нужно   быть   готовым   к   ответам   на   возникшие   у аудитории вопросы. Критерии оценки за устное выступление: ­   оценку   «отлично»   получают   работы,   в   которых   делаются самостоятельные   выводы,   дается   аргументированная   критика   и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме; ­   оценка   «хорошо»   ставится   тогда,   когда   в   работе,   выполненной   на достаточном   теоретическом   уровне,   полно   и   всесторонне   освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности; ­   оценку   «удовлетворительно»   имеют   работы,   в   которых   правильно освещены   основные   вопросы   темы,   но   не   проявилось   умение   логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения; ­ оценку «неудовлетворительно» обучающихся получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. Учебно­методическое и информационное обеспечение Основные источники: Дополнительные источники: Интернет ­ ресурсы: Самостоятельная работа №4 Наименование: Подготовка презентации  Цель: Коды формируемых компетенций: Исходные требования Перечень наименований презентаций:  Методические рекомендации по подготовке презентации Компьютерную   презентацию,   сопровождающую   выступление докладчика,   удобнее   всего   подготовить   в   программе  MS  PowerPoint. Презентация   как   документ   представляет   собой   последовательность сменяющих друг друга слайдов ­ то есть электронных страничек, занимающих весь   экран   монитора   (без   присутствия   панелей   программы).   Чаще   всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже ­ раздается собравшимся   как   печатный   материал.   Количество   слайдов   адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5­минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов). На   первом   слайде   обязательно   представляется   тема   выступления   и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки: 1. стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: ­ объем текста на слайде ­ не больше 7 строк; ­ маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов; ­   отсутствуют   знаки   пунктуации   в   конце   строк   в   маркированных   и нумерованных списках; ­ значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации. Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная   ошибка   при   выборе   данной   стратегии   состоит   в   том,   что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов. 2. стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики,   фотографии   и   пр.),   который   является   уместным   и   достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования: выбранные средства   визуализации   информации   (таблицы,   схемы,   графики   и   т.   д.) соответствуют содержанию; ­ использованы   иллюстрации   хорошего   качества   (высокого разрешения),   с   четким   изображением   (как   правило,   никто   из присутствующих   не   заинтересован   вчитываться   в   текст   на   ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации). Максимальное количество графической информации на одном слайде ­ 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Основная   ошибка   при  выборе   данной  стратегии ­ «соревнование»  со своим   иллюстративным   материалов   (аудитории   не   предоставляется достаточно   времени,   чтобы   воспринять   материал   на   слайдах).   Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10­15  секунд.   За   меньшее   время   присутствующие   не   успеет   осознать содержание слайда. Если какая­то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут   же   сменилась   другой,   то   аудитория   будет   считать,   что   докладчик   ее подгоняет.   Обратного   (позитивного)   эффекта   можно   достигнуть,   если докладчик   пролистывает   множество   слайдов   со   сложными   таблицами   и диаграммами,   говоря   при   этом   «Вот   тут   приведен   разного   рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации ­ рискованно, оптимальный вариант ­ в середине выступления. Если   на   слайде   приводится   сложная   диаграмма,   ее   необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то­то и то­то, зеленым отмечены показатели А, синим ­ показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше   40   ­   60   секунд   (без   учета   времени   на   случайно   возникшее обсуждение).   В   связи   с   этим   лучше   настроить   презентацию   не   на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком. Особо   тщательно   необходимо   отнестись   к   оформлению   презентации. Для   всех   слайдов   презентации   по   возможности   необходимо   использовать один и тот же шаблон оформления, кегль ­ для заголовков ­ не меньше 24 пунктов, для информации ­ для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие   краски,   сложные   цветные   построения,   излишняя   анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному   докладу.   Также   нежелательны   звуковые   эффекты   в   ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон ­ черный текст; темно­синий фон ­ светло­желтый текст и т.   д.).   Лучше   не   смешивать   разные   типы   шрифтов   в   одной   презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). Неконтрастные   слайды   будут   смотреться   тусклыми   и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы   на   слайдах   оставались   поля,   не   менее   1   см   с   каждой   стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над   основной   информацией   (текстом,   иллюстрациями).   Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например,   последовательное   появление   элементов   диаграммы).   Для акцентирования внимания на какой­то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой. Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора  MS  Excel. Для  ввода  числовых  данных используется  числовой формат   с   разделителем   групп   разрядов.   Если   данные   (подписи   данных) являются   дробными   числами,   то   число   отображаемых   десятичных   знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных).   Данные   и   подписи   не   должны   накладываться   друг   на   друга   и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся   при   помощи   стандартных   средств   рисования   пакета  MS  Office. Если   при   форматировании   слайда   есть   необходимость   пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен   с   таким   расчетом,   чтобы   реальное   отображение   объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице   будет   просто   невозможно   увидеть.   Ячейки   с   названиями   строк   и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом. Табличная   информация   вставляется   в   материалы   как   таблица текстового процессора  MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке   таблицы   как   объекта   и   пропорциональном   изменении   ее   размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне. Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно),   а   не   листать   слайды   самостоятельно,   очень   полезно предусмотреть   ссылки   на   слайды   в   тексте   доклада   ("Следующий   слайд, пожалуйста..."). Заключительный   слайд   презентации,   содержащий   текст   «Спасибо   за внимание»   или   «Конец»,   вряд   ли   приемлем   для   презентации, сопровождающей   публичное   выступление,   поскольку   завершение   показа слайдов   еще   не   является   завершением   выступления.   Кроме   того,   такие слайды,   так   же   как   и   слайд   «Вопросы?»,   дублируют   устное   сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему   выступления   и   имя   докладчика   и   либо   перейти   к   вопросам,   либо завершить выступление. Для   показа   файл   презентации   необходимо   сохранить   в   формате «Демонстрация  PowerPoint»   (Файл   —   Сохранить   как   —   Тип   файла   — Демонстрация  PowerPoint).   В   этом   случае   презентация   автоматически открывается   в   режиме   полноэкранного   показа   (slideshow)   и   слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации. После   подготовки   презентации   полезно   проконтролировать   себя вопросами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Скачать файл