Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия
Оценка 4.7

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Оценка 4.7
Повышение квалификации +1
doc
технология +1
Взрослым
28.04.2018
Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия
открытое занятие.doc
Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования Сургутского района «Федоровский центр детского творчества» Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по подготовке и проведению  открытого занятия в творческих объединениях дополнительного образования детей Составитель: Ерленко Е.В.,  педагог дополнительного образования Методические   рекомендации   по   организации   и   проведению   открытого занятия Основной формой учебно­воспитательной работы в учреждениях ДОД являются занятия   детских   объединений,   студий,   мастерских,   клубов   и   т.   д.   Занятия объединений   проводятся   по   дополнительным   образовательным   программам, разработанным руководителями творческих объединений,   которые одобрены   и утверждены руководителем и педагогическим советом  ОУ.  Открытое занятие представляет собой одну из старейших форм методической работы педагога. Открытое занятие в детском объединении может проводиться как   по   инициативе   педагога,   так   и   администрации   ОУ     или   вышестоящих организаций:   например,   при   проведении   аттестации   педагога,   проверки учреждения,   в   целях   изучения   и   распространения   передового   опыта педагогической  деятельности, при  проведении  мониторинга  и  т.п. На  открытое занятие   могут   быть   приглашены   педагоги   данного     учреждения,  представители администрации,   работники   других   учреждений,   члены   различных   экспертных комиссий, а также родители, представители общественности, культуры, науки и пр. Планирование   открытого  учебного   занятия   –   это   важная   часть образовательного процесса.  Советы при подготовке открытого занятия  Попытайтесь сделать открытое занятие ярким событием не только для себя, но и для ваших учащихся.  Помните,   что   открытое   занятие   отличается   от   повседневных   своей насыщенностью,   оригинальностью,   нестандартностью,   разнообразием   форм, которые присущи только вашей работе.  При определении темы открытого занятия постарайтесь внести в неё элементы нетрадиционности, вызвать интерес к тому, что будет происходить на занятии.   Подробно   опишите   ход   занятия   (с   каких   слов   его   начнёте,   какие   задания будете использовать, как подведёте итоги). Это поможет в процессе подготовки внести коррективы и дополнения.  Подготовьте   дополнительный   экземпляр   разработки   открытого   занятия   для изучения вашего опыта.  Подумайте, какие материально­технические средства понадобятся.  Выпишите  на  отдельные  карточки  задания,  которые   вы  будете  исследовать, игры, загадки, вопросы.  Подготовьте своих учащихся к тому, что на предстоящем открытом занятии не только вы, но и они должны показать свои знания и умения.  Помните,   от   вас   ожидают   интересного   и   творческого   занятия,   а   не   сухого стандартного урочного преподавания.  Подключите ваше мышление и воображение и творите своё занятие. Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель,   Педагогу оговоренную   требованиями   образовательной   программы. дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать   у   учащихся   интерес   к   той   или   иной   направленности,   повысить эффективность обучения.  ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Саморазвитие педагога, стремление к собственному повышению квалификации, когда   мнения   коллег,   замечания   и   предложения   становятся   инструментом развития ведущего открытого занятия. Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:  Задачи 1. Повышение квалификации тех, кто приходит посмотреть предлагаемое занятие. 2.   Экспертиза   коллегами   (руководителями   учреждения,   методистами   и   др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной педагогом. 3.Изучение, обобщение и распространение собственного педагогического опыта. 4. Творческий отчет (аттестация, конкурс и т.д.) Организация учебного занятия ­ это индивидуальное педагогическое творчество. При   его   проектировании   педагог   должен   учитывать   как   общие   требования   к занятию,   так   и   свои   индивидуальные   возможности   и   способности.   К   общим требованиям относятся:  реализация всех дидактических задач;  межпредметные связи;  проблемность;  развитие познавательных способностей учащихся;  активизация умственной деятельности детей;  дифференцированный и личностно­индивидуальный подходы на основе учета особенностей учащихся;  комплексное использование средств обучения;  самостоятельная работа учащихся;  разнообразная и планомерная обратная связь. План   открытого   занятия   представляет   собой   документ,  в   котором   отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного открытого занятия. План – конспект проведения занятия  должен быть таким, чтобы при знакомстве с ним можно было получить достаточно полное представление о предстоящем занятии и чтобы он являлся необходимым   подспорьем для самого педагога Планирование для каждого открытого занятия  является  желательным,  особенно  для  молодых специалистов.   При   проведении   открытого   занятия   педагог   обязательно   должен составить   и   представить   проверяющим,   приглашенным   (по   необходимости) комиссии (жюри, коллегам) его план. К   каждому   учебному   занятию   предъявляются   требования,   которые   можно сгруппировать следующим образом: Содержание   результативность и ­высокий уровень познавательного интереса и активности детей; ­экономное расходование времени занятия; ­объем полученных учащимися знаний и умений; ­положительный уровень межличностных взаимоотношений; ­вклад в формирование личностных качеств ученика ­ практическая значимость полученных знаний и умений Структура занятия Активизация познавательной деятельности детей Самостоятельность   и творчество Особое внимание уделяется поиску оптимальных содержания и методов обучения, таким, как: ­комплексное планирование познавательных и воспитательных задач; ­выделение главного в занятии; ­определение последовательности этапов и оптимальное распределение времени между ними; ­целесообразное применение разнообразных средств и методов обучения ­дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; ­создание необходимых материально­технических условий; Такая   организация   работы   детей,   при   которой   учебный   материал становится предметом активных практических действий.  ­создание условий для самостоятельной работы; ­обучение самостоятельному применению знаний. Советы по проведению открытого занятия  Не забывайте сказать о теме, задачах задания.  Не смущайтесь присутствия на занятиях коллег.  Успех занятия во многом определяется творческой атмосферой, которую вы создадите на занятии.  Используйте проблемные задания, игры, викторины.  Используйте работу по группам, если это возможно.  Во время индивидуальной самостоятельной работы включите музыку.  Предложите   упражнения   для   отдыха   глаз.   Используйте   релаксационные упражнения.  Используйте в моменты отдыха занимательные конкурсы.  Индивидуальные задания продумывайте для каждого.  Меняйте  в  течение  занятия  виды  деятельности  (работа с литературой, опыт, наблюдения и т. д.).  В начале занятия необходимо дать познавательную информацию о применяемой технологии,   используйте   проблемные   вопросы,   повторите   правила   техники безопасности.  Используйте образцы, альбомы, буклеты. Учитывайте возрастные особенности детей. Перед занятием педагог рассказывает гостям о проекте предлагаемого занятия, поясняя, где и как он учитывает те или иные особенности группы. Таким образом, педагог раскрывает актуальность своей работы, выбранного содержания и методов проведения   открытого   занятия   именно   для   данной   учебной   группы.  Форма рассказа об открытом занятии, а также его структура и содержание определяются педагогом. Педагог говорит о месте занятия в теме, разделе, называет цель, задачи, характеризует   выбранное   содержание   учебного   материала,   методы   и   формы, информирует   гостей   о   структуре   занятия,   расходе   времени   на   различных   его этапах;   обращает   внимание   на   свои   собственные   изобретения,   раскрывает   их сущность,   рассказывает,   в   чем   их   новизна;   прогнозирует   возможные   учебные действия, реакцию различных групп учащихся, возможные результаты и т.д. Без данной информации гостям будет трудно понять, почему педагог действует так, а не иначе.  Педагог   должен   определиться   с   тем,   что   представляет   собой   его   проект открытого занятия в соответствии с классификацией инноваций: это может быть­ а) модификация, т.е. совершенствование своего прежнего опыта; б) заимствование и применение в новых условиях кем­то созданного опыта Общая структура плана открытого занятия включает: 1. Вступительную   часть:   название   детского   объединения;   дата,   место,   время проведения   занятия;   номер   и   год   обучения   учебной   группы   (учащегося); фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;  тема занятия. 2. Концепцию занятия, включая цели и задачи. 3. Ход   занятия.   В   этом   разделе   определяются   основные   этапы   занятия,   их последовательность  от вводной до заключительной части, время,  выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого  этапа, формы работы педагога и детей. ­ краткое содержание и время теоретической части занятия; ­ задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия; ­ подведение итогов занятия – приемы работы с учащимися  и время. 4.   Средства   обучения   –   наглядные   и   раздаточные   материалы,   инструменты   и материалы для выполнения практической работы, литература. 5. прогнозируемые результаты занятия. Проведение открытого занятия  На   первоначальном   этапе   занятия   педагог   создает   благоприятный   морально­ психологический   климат,   настраивая   детей   на   сотворчество   и   содружество   в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей. Педагог­мастер должен быть готов изменить свой проект в ходе самого занятия в зависимости от возникшей ситуации, например, кто­то из детей может заболеть, может произойти   конфликт  ребенка  и  педагога,  дети могут поссориться  перед занятиям и т.д Учитывая   это,   педагог   не   должен стремиться,   любой   ценой   выполнить ранее намеченный план полностью, независимо от возникших на занятии обстоятельств. Педагог   должен   продумать   запасные   методические   варианты,   так   как необходимость в них может возникнуть. Это показатель мастерства педагога. Требования к концепции занятия: ­ в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития. ­ задачи   должны   соответствовать   целям   и   отражать   содержание   трех взаимосвязанных   процессов,   осуществляемых   в   ходе   занятия:   обучения, воспитания и развития. Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с учащимися, но и степень достижения поставленных целей занятия.  Педагоги   дополнительного   образования   конструируют   задачи   открытого учебного   занятия   с  учетом   общих   требований,  возрастных   особенностей   детей, концептуальных   основ   деятельности   учреждения   дополнительного   образования детей.   Направлены   на   освоение,   усвоение   и   присвоение Умение   формулировать   цель   и   задачи   входит   в   сферу   профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства.   Триединая   дидактическая   цель   –   это   заранее   запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащегося на занятии. Цель должна   быть   диагностичной,   то   есть   на   столько   точно   и   определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о её реализации. Триединая дидактическая цель отражает основное содержание открытого учебного занятия,   выделяя   познавательный,   воспитательный,   развивающий   аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач: 1. Обучающие.  Направлены  на  освоение учащимися  системы  учебных знаний  и формирования предметных умений и навыков. 2. Воспитательные. общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности. 3. Развивающие. Направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка. Общие требования к постановке задач занятия:   задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования;    задач   может   быть   столько,   сколько   необходимо   для   осуществления задуманного;    предполагаемой образовательной деятельности;   задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их выполнение;    формулировка   задач   должна   быть   максимально   краткой,   но   полной (развернутой во времени и пространстве);    (классифицировать);    в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные   действия   педагога   и   учащихся   (оказать,   отработать,   освоить, организовать). Как правило, определяется не более одной – двух целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одной из традиционных ошибок   педагогов   при   формулировании   целей   занятия   становится   их абстрактность   или   излишняя   масштабность:   например,   не   может   быть   за   одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, к природе и т.п. или формирования комплекса знаний, умений и навыков. задачи   должны   соответствовать   содержанию,   формам,   и   методам задачи   лучше   поставить   в   определенной   последовательности Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их, определять содержание основных   этапов   занятия.   Хорошо,   если   педагогу   удаётся   поставить операциональные задачи  для каждого из этапов. Основной   из   главных   задач   педагога   дополнительного   образования   является организация   образовательной   деятельности   таким   образом,   чтобы   у   учащихся сформировались   потребности   и   способности   в   осуществлении   творческого преобразования образовательного материала с целью овладения новыми знаниями, умениями, навыками в результате собственного поиска.  К   занятию   подготавливается   учебно­методический   комплекс:   раздаточный материал,   аудио,   видеотека   и   др.   Педагогу   необходимо   продумать   методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Формы открытых занятий кроме прочих можно разделить на две группы:  а) занятие в учебном кабинете:  ­ тематические (изучение или повторение одной учебной темы); ­комплексные   или   интегрированные   (изучение   одной   учебной   темы   с использованием  2­3 видов творческой деятельности); ­ игровые (изучение учебного материала в процессе игры); ­репетиционные или тренировочные (подготовка к конкурсным программам или соревнованиям, массовым мероприятиям) ­ итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей); б) выездные занятия: ­   образовательные   экскурсии;     походы;   экспедиции;   практические   занятия   на местности; полевые практики и другое. Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание   разных   форм  занятий,  при   котором   каждая   из   них  привносит   новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей. Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема. Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):  1этап – организация; 2этап – теоретическая часть; 3этап – практическая часть; 4этап – окончание занятий. Организация  и проведение открытого занятия. Организационный этап открытого занятия: Первые  5 – 10  минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий: ­ сбор детей; ­ подготовку их к занятию; ­ подготовку рабочих мест учащихся. Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую   обстановку,   настроить   детей   на   продуктивную   деятельность   во   время занятия.   Завершается   организационная   часть   объявлением   темы   и   постановкой образовательных задач. Теоретическая часть занятия: Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы: ­ изложение исторических данных по теме занятия; ­ устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического   назначения,   взаимосвязи   с   другими   элементами   данной деятельности); ­ объяснение специальных терминов по теме занятия; ­   описание   и   показ   основных   технических   приемов   выполнения   практической работы и их последовательности (технология выполнения); ­ правила техники безопасности. Теоретическая   часть   не   должна   превышать   25­30   мин,   поэтому   педагогу необходимо   тщательно   продумать   и   отобрать   содержание   и  методы   изложения теоретического материала. Сделать   теоретическую   часть   занятия   максимально   содержательной   и интересной позволяют: ­ использование наглядного и раздаточного материала; ­использование технических средств обучения; ­привлечение   к   подготовке   и   изложению   теоретического   материала   самих учащихся детского объединения (начиная со второго года обучения); ­ использование игровых методов обучения. Практическая часть открытого занятия: Педагог   должен   разделять   практическую   работу   на   определенные   этапы, каждый   из   которых   будет   выполняться   последовательно   и   представляет   собой некую законченную часть работы. Следующий   шаг   –   подбор   специальной   литературы,   раздаточного   материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы. Затем   педагог   вместе   с   детьми   подготавливает   материалы   и   инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы. При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом. Далее   учащиеся   приступают   к   выполнению   практической   работы,   а   педагог контролирует   их   деятельность,   оказывает   помощь   и   консультирует,   подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы. При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать: ­ возраст детей; ­ календарный период образовательного процесса; ­тему открытого учебного занятия; ­уровень подготовки детей; ­ последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности. Очень   важными   при   выполнении   практической   работы   являются   следующие правила: ­ доведение каждой начатой работы до конца; ­ обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать); ­поощрение   стремления   детей   к   показу   результатов   своей   творческой деятельности. Окончание открытого занятия (последние 10­15 мин) За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом учащихся. Завершение открытого занятия включает в себя: ­ подведение итогов практической работы; ­ закрепление учебного материала; ­объяснение домашнего задания; ­организацию дежурства (при необходимости). Затем   педагог   прощается   с   детьми   и   напоминает   о   дне   и   времени   следующей встречи. Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей: ­ необязательность его наличия и выполнения; ­ творческий характер; ­ для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые   не   требуют   постоянного   контроля   со   стороны   педагога   и   владения сложными техническими приемами. Представленная   структура   является   примерной,   т.е.   необязательной. Возможные варианты организации открытых учебных занятий: а)   последовательная   смена   видов   деятельности,   каждый   из   которых   включает элементы теоретической и практической подготовки; б)   выполнение   практической   работы   с   включением   отдельных   теоретических знаний; в) выполнение только практической работы (выездные занятия). Подготовка открытого занятия в учебном кабинете.  Предварительная       подготовка педагога к открытому занятию включает    : 1) 1) 2) 3) 4) 5) 6) определение темы открытого занятия; продумывание общего хода занятия; продумывание  и отбор содержания теоретической части занятия; продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей; подбор методических материалов по теме открытого занятия; выполнение практической работы; составление плана занятия (при необходимости). Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает: ­ приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала; ­проветривание учебного кабинета; ­ подготовка методических материалов к занятию; ­   проверка   и   подготовка   материалов   и   инструментов,   необходимых   для проведения занятия. Подготовка и проведение выездного открытого занятия Предварительная подготовка открытого занятия включает    : 1) определение темы и содержание занятия; 2) определение места проведения занятия; 3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (задания) и определение оптимального пути проезда до места занятия; 4)   оформление   проекта   приказа   директора   образовательного   учреждения   на проведение выездного занятия. Предварительная подготовка детей к выездному открытому занятию: ­ рассказ о месте проведения открытого занятия; ­ изложение содержания учебных заданий ­ обсуждение формы выполнения заданий; ­ обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия. Проведение и подведение итогов выездного занятия: ­ в ходе самого открытого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую   свободу»,   позволить   им   максимально   использовать   полученные знания и умения в освоении мира; ­ на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия; ­   обобщенные   материалы   выезда   можно   вместе   с   детьми   оформить   в   виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи детского объединения и т.д. Подготовка   и проведение  итоговых   открытых занятий.  Итоговые открытые занятия могут проводится: ­ по окончании учебного года; ­ по окончания полугодия (семестра) или учебной четверти (квартала); ­ после изучения большой учебной темы или раздела. Содержание итогового открытого занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний учащихся и их практической подготовки. Подготовка педагогом учащихся к итоговому открытому занятию включает: а)   обсуждение   с   учащимися   значения   итоговых   занятий   в   целостном   учебном процессе; б) уведомление учащихся о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения); в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов  занятия; г)   сообщение   учащимся   вопросов,   тем,   которые   необходимо   повторить   к итоговому занятию. Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период или подготовить творческие задания (сольные номера, авторские сборники, фотоматериалы о персональных выставках, каталоги авторских работ и другое). Подготовка   же   педагога   к   итоговому   открытому   занятию   заключается   в составлении   теоретических   вопросов,   продумывании   и   отработке   практических заданий, подготовке методических материалов. На   самом   итоговом   открытом   занятии   нужно   создать   спокойную   рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий. В   конце   занятия   следует   подвести   итоги:   обсудить   результаты,   выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями). Одной из форм итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися   критериями)   или   взаимный   контроль   учащихся,   а   также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий. Функция педагога дополнительного образования заключается не в обучении, а в сопровождении образовательного процесса: подготовка дидактического материала для   работы,   организация   различных   форм   сотрудничества,   активное   участие   в обсуждении   результатов   деятельности   учащихся   через   наводящие   вопросы, создание   условий   для   самоконтроля   и   самооценки,   усовершенствования творческих   способностей.   Результаты   занятий   допускают   неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений,   к   развитию   ситуации   на   новом   уровне.   Соответственно   меняется   и критерий ценности педагога – он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития обучающегося и самого себя. Во   время   проведения   открытого   занятия  анализируется   соответствие содержания   данного   занятия   учебно­тематическому   плану   программы   педагога; последовательность   действий   педагога;   разнообразие   и   целесообразность используемых форм обучения; уровень заинтересованности учащихся в усвоении учебного   материала,   их   подготовленности   и   активности;   формы   изучения     и закрепления   материала,   используемые   педагогом;     меру   контакта   педагога   с воспитанниками, настроя их на продуктивную работу, поддержания необходимого уровня внимания и снятия напряжения (чаще всего возникающего в присутствии посторонних людей); завершённость занятия. Советы по окончанию занятия Будьте готовы к тому, что занятие будут анализировать присутствующие. Дайте анализ тому, что запланировали и что провели. Обосновывайте при анализе, почему вы выбрали именно такую тему, форму, что дало использование игры, конкурсов, наглядного материала. Выявите причины, если чувствуете, что не всё удалось Знакомство   с   мнением   специалистов,   присутствовавших   на   открытом занятии,  даёт   возможность   выявить   актуальность   и   содержательность   занятия, целесообразность и эффективность используемых технологий.   Сравнительный   анализ   учебно­тематического   плана   образовательной программы   и   плана­конспекта   открытого   занятия  даёт   возможность определить   степень   подготовленности   данного   занятия,   умения   педагога планировать свою работу и использовать импровизацию. Грамотный анализ занятия является условием совершенствования образовательной деятельности   детского   объединения   дополнительного   образования     и профессиональной деятельности педагога. Анализ   открытого   учебного   занятия   должен   опираться   на   следующие принципы: ­ научности; ­ единства требований; ­ доступности и оптимальности; ­ обратимости; ­ объективности и доброжелательности; ­ целесообразности. Можно выделить следующие аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога: 1.организация открытого занятия; 2.дидактическая деятельность педагога; 3.воспитывающая деятельность педагога; 4.профессионально – личностная характеристика педагога; 5.характеристика образовательной  группы (разные грани проявления учащихся в деятельности) Анализ и самоанализ: подходы и модели Анализ и оценка педагогической деятельности  вообще и   занятия в часности ­ важное   условие   совершенствования   педагогического   мастерства,   обобщения педагогического   опыта,   эффективного   руководства   и   контроля   за   качеством учебно­воспитательного процесса. Открытое   занятие   представляет   собой   сложный   психолого­педагогический процесс, поэтому провести его полный комплексный анализ достаточно сложно. Наиболее часто в методике применяется частичный или аспектный тематический анализ, в основе которого лежит выделение и анализ качеств, имеющих наибольшее значение для достижения поставленных целей и задач. Предлагаем несколько схем аспектного анализа. Структура схем разработана для различных   типов   уроков,   однако   данные   модели   в   полной   мере   могут   быть использованы при анализе открытого занятия в детском объединении. Общий анализ занятия  1.Подготовка педагога к занятию (готовность оборудования, материалов, объектов практических работ, дидактических пособий). 2.Воспитательное воздействие занятия (воспитание его содержанием, организацией тех качеств, способностей, которые развиваются в ходе занятий и др.). 3.Методы   и   приёмы,   используемые   педагогом   для   обучения   учащихся рациональным   приёмам   труда,   формирования   правильных   и   прочных   навыков. Осуществление   связи   с   учебным   материалом,   изучаемым   в   школе. Систематический   самоконтроль   учащихся.   Уровень   культуры   труда   учащихся, привитие им навыков высокой культуры труда ­ аккуратности в работе, точности, скорости рабочих движений, соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте. 4.Результативность   проведённого   занятия:   выполнение   намеченного   плана, достижение   цели   занятия,   продуктивность   использования   учебного   времени, образовательный эффект занятия. 5.Безопасные условия проведения занятия, соблюдение требований гигиены труда и промышленной санитарии. Анализ деятельности педагога 1. Соответствие цели занятия требованиям программы. 2. Средства,   используемые   педагогом   в   течение   занятия   для   достижения поставленной цели. 3. Знание конкретного предмета, профессиональные умения и навыки, культура речи, общая культура педагога. 4. Работа педагога по материальному оснащению, подбору методического фонда, оформлению кабинета. 5. Методы работы по расширению и углублению базовых знаний. 6. Работа педагога по закреплению получаемых учащимися навыков. 7. Проводимая работа по развитию творчества и самостоятельности учащихся. 8. Соответствие применяемых педагогом методов, приёмов и способов обучения уровню развития учащихся. 9. Влияние   личности   педагога   на   положительный   эмоциональный   фон   занятия, воспитание личным примером. 10. Использование   педагогом   разнообразных   форм   и   приёмов   воспитательной работы. 11. Умение   организовать   коллектив   с   учётом   индивидуальных   особенностей учащихся. 12. Реализация   требований   охраны   труда,   соблюдение   санитарно­гигиенических правил. 13. Умение подвести итоги занятия и деятельности учащихся. Анализ занятия по формированию умений 1. Цели (по овладению умениями). 2. Структура (по соотношению частей). 3. Инструктаж (ориентировочная основа действий): ­ постановка цели; ­ разъяснение теоретических основ; ­ проверка готовности. 4. Практическая работа: ­ организация начала и завершения работы; ­ дифференцированный и индивидуальный подход; ­ самостоятельность; ­ текущий контроль и самоконтроль; ­ обеспечение рабочего места; ­ обработка и подготовка результатов. 5. Анализ результатов: ­ степень выполненной работы; ­ итоговый контроль (анализ работы); ­ соблюдение нормативных условий; ­ обобщённое подведение итогов. Анализ занятия по изучению деятельности учащихся и качества их знаний, умений и навыков 1. Деятельность учащихся на занятии: а) степень организованной подготовленности учащихся к занятию, наличие у них всего необходимого для данного занятия; б) включение учащихся в работу на занятии, их психологический настрой; в) творческая активность и самостоятельность учащихся на занятии: ­ активность при рассмотрении вопросов и проблем, изучаемых ранее; ­ степень   активности   и   самостоятельности   в   процессе   восприятия   материала, изучаемого на занятии; ­ участие в подготовке и проведении практических работ и заданий с учётом их возрастных особенностей и познавательных возможностей; ответов   на   вопросы, ­ уровень   активности   и   степень   самостоятельности   в   процессе   закрепления   и систематизации полученных на занятии знаний; г) организационная завершённость занятия; д) отношение учащихся к объединению, взаимоотношения с педагогом. 2.Уровень   знаний,   умений   и   навыков   обучающихся,   проявленных   на   данном занятии или по направлению объединения вообще: а) знание теоретического материала: ­ законов, определений, теоретических доказательств и выводов; ­ знаний фактического материала; б) степень осмысленности и осознанности усвоении знаний: ­ знание конкретных фактов, явлений, событий; ­ умение   их   анализировать   и   устанавливать   между   ними   взаимосвязи   и взаимозависимости; ­ умение дать оценку изученным фактам, явлениям, выразить своё отношение к ним, сделать вывод и обобщить изученное; ­ степень мыслительной активности учащихся при решении проблемных ситуаций, логических   заданий,   доказательство   сравнений, сопоставлений; ­ характеристика умения переноса знаний, умений и навыков в другие условия; в) практическая направленность знаний: ­ умение   учащихся   найти   и   определить   возможность   применения   полученных знаний на практике, в своей трудовой деятельности; ­ осуществление связи изучаемого материала с жизнью, трудом; ­ использование дополнительного материала с целью конкретизации; ­ степень самостоятельности при выполнении практических заданий; ­ умение подготовить и провести наблюдение или опыт; г) воспитательный эффект. Общедидактический анализ занятия 1. Цели: обучающие; развивающие; воспитательные. 2.  Содержание:   объём   и  структура   материала;   актуализация;   изложение   нового материала; закрепление нового материала; 3. Преподавание: проблемность; доступность; наглядность и ТСО; связи с другими сферами; индивидуальный и дифференцированный подход. 4.Учение:   самостоятельность;   творчество   и   поиск;   активность;   общеучебные умения. 5.   Контроль   и   оценка:   проверка   домашнего   задания;   текущая   обратная   связь; оценивание; эффективность способов умственной деятельности учащихся. Анализ деятельности учащихся в ходе открытого занятия 1. Качество   знаний,   умений   и   навыков,   их   полнота   и   осознанность;   умение анализировать итоги своей деятельности. 2. Познавательная активность, увлечённость в ходе занятий. 3. Степень   самостоятельности   учащихся,   умение   решать   задачи   проблемного   и творческого характера. 4. Умение работать коллективно, парно, индивидуально. 5. Личные и коллективные успехи учащихся, результаты занятий в объединении. 6. Этика межличностных отношений, культура речи. 7. Самоуправление в объединении, традиции. 8. Степень организованности учащихся, посещаемость, постоянство контингента. 9. Рациональность   труда   на   занятиях,   знание   и   соблюдение   основных   правил техники безопасности. Анализ занятия  в свете формирования познавательного интереса у учащихся 1.   Вызывает   ли   информация   педагога   в   начале   занятия   состояние   поиска   у учащихся (сообщение цели и задач занятия). 2.   Отмечается   ли   в   процессе   обсуждения   заданий   сопричастность   учащихся (коллективное обоснование, обсуждение задач и заданий). 3. Усложняет ли педагог дополнительными элементами сформированный способ деятельности учащихся. 4.   Каким   образом   педагог   связывает   воспитание   чувства   ответственности   с формированием познавательного интереса: ­   проводит   коллективный   анализ   трудных   заданий   и   конечный   результат деятельности; ­   после   коллективного   анализа   трудного   задания   в   эту   же   работу   повторно вовлекаются более слабые воспитанники: другие формы, методы, приёмы. 5. Каким образом педагог создаёт на занятии условия для связи новой темы с предыдущей. 6.  Как   педагог   знакомит   учащихся   с   необходимой   для   деятельности   в   кружке терминологией. 7. Как проявляются у детей различные уровни познавательного интереса: ­ ­ 8. Какие оптимальные приёмы и методы, повышающие познавательный интерес, использует педагог: ­ в качестве наглядных средств различные рисунки, схемы, модели, литературу и т. д.; ­ даётся возможность для высказывания оригинальных идей и мнений по поводу конкретных заданий и целей деятельности на занятии; ­ создаются педагогические ситуации, стимулирующие желание учащихся вступить в   деловые   контакты   друг   с   другом,   обогащающие   их   опыт,   повышающие результативность деятельности в объединении; ­ предоставляется возможность воспитанникам для самостоятельного оценивания деятельности и её результатов у товарищей; ­ предлагаются различные варианты заданий. 9. познавательного на данном занятии кружка. Анализ занятия  в свете формирования самостоятельности у кружковцев. 1.   Каким   образом   педагог   создаёт   условия   для   формирования   логического мышления: ­ выдвигает определённые познавательные задачи;   Каким   образом   принцип   сотрудничества   способствует   развитию в общении; в деятельности. по уровню способностей; ­ создаёт учебные ситуации для индивидуального разрешения; ­   предлагает   задания   различной   сложности   на   выбор   (согласно   самооценке учащихся); ­ способствует анализу результатов деятельности в объединении. 2.   Каким   образом   педагог   предоставляет   возможность   самостоятельно ориентироваться в новой ситуации: ­ стимулирует желание в поиске способов решения задания или задачи; ­ предлагает самостоятельно обосновать степень сложности задания; ­ стимулирует выражение собственной точки зрения по  каким­либо ситуациям, явлениям, процессам и т.д.; ­ использует другие приёмы и методы. 3. В какой мере форма занятия способствует формированию самостоятельности учащихся: ­ форма предполагает индивидуализацию по определённым признакам; ­ используются различные формы сотрудничества на занятии; ­ предполагается самостоятельная деятельность учащихся, в результате которой виден результат. Анализ процесса  дифференциации на  занятии 1. По какому принципу осуществляется дифференциация: ­ по возрастному; ­ ­ по качеству подготовки (длительности занятия). 2. Какие приёмы использовал педагог для деления на группы, количество групп, детей. 3. Как организовалась деятельность детей: ­ форма инструктажа; ­ методы корректировки деятельности. 4. На каких этапах занятия имела место дифференциация: ­ при ознакомлении с новым материалом; ­ при организации практической деятельности. 5. Как была связана деятельность групп друг с другом: ­ часть общего; ­ 6. Как подводился итог деятельности групп и членов каждой группы. 7. Характеристика микроклимата в группах: лидер ­ подчинённый, подчинённый ­ подчинённый. Анализ занятия с позиции личностного подхода 1. Отношение «педагог – учащийся»: педагогическая любовь; понимание; приятие; вера; индивидуальный подход; помощь. 2.   Учение   без   принуждения:   требовательность,   основанная   на   уважении; стимулирование   интереса;   использование   ситуации   успеха;   предоставление свободы выбора; уровень сотрудничества в работе. 3.  Оценивание:  качественные   оценки;   гласность;   бесконфликтность;   самооценка учащихся; взаимооценка. самостоятельные задания. взаимосвязь этапов занятий. 4. Воспитание «Я – концепции»: воспитание «Я – нравлюсь»; воспитание «Я – способен»; воспитание «Я ­ нужен (значу)». 5.   Личность   учителя:   глубокие   знания;   педагогический   такт;   общая   культура; оптимизм; юмор; молодость души. Внешкольное   учреждение   имеет   специфические   особенности   по   сравнению   со школой, но в то же время это учреждение воспитания и обучения, поэтому учебно­ воспитательный   процесс   должен   быть   организован   на   основе   педагогических, дидактических   и   методических   требований   к   организации   учебного   занятия.   В зависимости   от   задач,   которые   решает   педагог,   выделяются   различные   типы учебного   занятия,   однако   имеются   общие   критерии,   которым   должно соответствовать учебное занятие. Анализ нетрадиционных форм работы объединения 1.   Постановка   целей   и   задач     занятия   с   точки   зрения   социально   ценной деятельности   и   с   позиции   формирования   знаний,   умений   и   навыков. Взаимодействие целей и задач. 2. Нетрадиционная форма построения занятия. Структура нетрадиционного занятия: ­ особенности   этапов   нетрадиционного   занятия   (объяснение,   закрепление, повторение, обобщение материала); ­ 3. Организация общения на занятии: ­ формы общения педагога с детьми; ­ организация общения детей между собой; ­ характеристика эмоционального состояния педагогов и учащихся; ­ мимика, жесты в процессе взаимодействия с учащимися; ­ постановка речи, специфика лексики; ­ использование приёмов педагогического взаимодействия; ­ чувство симпатии и его проявление на занятии. 4. Реализация принципа сотрудничества на занятии. Создание и пути разрешения проблемных ситуаций. 5. Характеристика форм интеграции воспитательных возможностей на занятии: ­ реализация воспитательных возможностей педагога; ­ использование воспитательных возможностей коллектива; ­ использование воспитательных возможностей семьи на занятии; ­ использование опыта социальных отношений на занятии. Качество организации открытого занятия в совокупности определяют: ­ состояние документации детского объединения; ­ соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год; ­ соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям; ­ учет уровня работоспособности детей; ­ выполнение правил техники безопасности и охраны труда; ­ рациональность использования времени на открытом занятии; ­   оптимальность   оборудования   и   оснащения   кабинета   и   открытого   учебного занятия; ­ организация ведения документации учащихся. Качество дидактической деятельности педагога определяют: ­ опора на основные принципы дидактики; ­ оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей; ­ эффективность контроля педагога за образовательной деятельностью учащихся; ­ объективность оценок их деятельности;  ­ степень технической оснащенности открытого занятия; ­уровень методического обеспечения открытого занятия; ­ оптимальность использования технических средств и методических материалов; ­ умелое использование смены видов деятельности; ­ обеспечение обратной связи; ­ достижение поставленной дидактической цели открытого  занятия. Качество   воспитывающей   деятельности   педагога  на   открытом   занятии определяют: ­   воспитывающая   направленность   содержания   занятия,   наличие   в   нем   идейной составляющей; ­ опора на основные принципы воспитания; ­ решение задач нравственного воспитания; ­ эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;  ­использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей; ­   формирование   у   детей   интеллектуальной   культуры,   потребности   в   знаниях, познавательной активности; ­ реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся; ­ обеспечение связи открытого занятия с жизнью страны и самих учащихся; ­   степень   эстетического   воздействия   содержания   им   организации   открытого занятия на учащихся. Профессионально–личностную   характеристику  составляют: ­ знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом; ­его речь; ­ педагогическая культура и такт; ­ внешний вид педагога на занятии; ­ позиция педагога по отношению к учащимся; ­стиль педагогического руководства; ­ степень воздействия личности педагога на учащихся. Характеристику   группы  (разные   грани   проявления   детей   в   деятельности) составляют: ­степень их активности и работоспособности на занятии; ­ заинтересованность темой и содержанием занятия; ­ сформированность у детей навыков самостоятельной работы; ­ выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия; ­ коммуникативная активность детей; ­ интеллектуальное развитие учащихся; («портрет»)   педагога ­ сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно– методическими пособиями; ­ организованность и дисциплинированность учащихся на занятии; ­ стиль отношения детей к педагогу и друг к другу; ­ внешний вид детей. Результативность Оценка качества и результативности каждого занятия является трудной задачей, ибо она выражается в скрытых от внешнего наблюдения и индивидуализированных новообразованиях   в   личности   обучающихся,   поэтому,   как   правило,   применяют «проективную» методику оценки результатов занятия, его технологии. Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного занятия: ­ создание   и   поддержание   высокого   уровня   познавательного   интереса   и самостоятельной умственной активности учащихся; ­ экономное и целесообразное расходование времени; ­ применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; ­ формирование и тренинг способов умственных действий обучающихся; ­ формирование и развитие личностных качеств ребёнка; ­ высокий   положительный   уровень   межличностных   отношений   педагога   и обучающегося; ­ объём и прочность получаемых учащимися знаний, умений и навыков. Рациональная и оптимальная структура занятия ­ комплексное планирование задачи обучения, воспитания и развития; ­ выделение в содержании главного, существенного; ­ рациональность   последовательности   и   дозировки   материала   и   времени повторения, изучения нового, закрепления, самостоятельной работы и т. д. Активизация познавательной деятельности учащегося Учебный   материал   должен   стать   предметом   активных   мыслительных   и практических   действий   каждого   учащегося.   Этому   способствует   применение определённой системы методов: ­ проблемные методы; ­ ­ проблемные ситуации и т. д. Самостоятельность и творчество в учебной деятельности Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо: ­ создание   педагогических   условий,   стимулирующих   самостоятельную   работу учащихся; ­ формирование умений рациональной самостоятельной деятельности; ­ формирование   умений   самостоятельного   применения   полученных   знаний   в учебной и практической деятельности. Наличие учебно­методического комплекса самостоятельные работы; Современное   учебное   занятие   ­   это   взаимодействие   педагогов   и   учащихся   с комплексом   учебного   оборудования,   наглядных   пособий,   технических   средств обучения,   методических   материалов,   составляющих   единую   дидактическую систему, основу оснащения учебного кабинета. Учебный кабинет должен содержать три основные подструктуры: ­ учебное оборудование (приборы, макеты, модели, рисованные пособия, таблицы, схемы и т. д.); ­ комплекс технологических средств обучения; ­ справочно­методические материалы. Основные требования к оформлению кабинета ­ создать атмосферу предмета, которая стимулирует творческую и познавательную активность учащихся. Примерный самоанализ  открытого занятия I. Задачи занятия; Какие конкретные задачи были поставлены: часть, какой общей педагогической проблемы решали поставленные задачи, изменились   ли   задачи   в   ходе   занятия     и   почему   (нет психологического настроя).  П. Педагогические средства и способы: 1. Учитывались   ли   особенности   данной   группы   и   отдельных   детей,   уровень   их умственного   и   психического   развития,   эмоциональное   состояние,   готовность   к занятию,   и   как   это   учитывалось   (учитывались   индивидуальные   особенности каждого ребенка); 2. Каков был, эмоциональный настрой педагога на работу с данной группой? 3. Характеристика своего уровня подготовки к данному занятию. 4. Какие   формы,   методы   и   приемы   использовались   на   занятии,   как   было распределено время на занятии. Сказалось ли это на результативности. 5. Были   ли   неожиданные   ситуации   и   как   они   решались. Ш. Общая самооценка: 1. Как работали дети в целом. 2. Какие проблемы обнаружены у отдельных детей. 1. Что удалось сделать из запланированного, а что нет. 2. Получили ли Вы удовольствие от работы с детьми? Была ли причина неудачи в неправильном выборе методов и средств: ­   трудности психологического плана и как они преодолевались; перспектива деятельности (как вы будете учитывать результат данного занятия в будущем). Характеристика   вербального   и   невербального   поведения   педагога дополнительного образования во время открытого занятия: Речь Голос Движения Эмоции Воздействия Наблюдательность Педагог говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте учащихся. С помощью голосовых интонаций и модуляций педагог проявляет эмпатию, искренность, оптимизм, доверие к ученику Педагог   использует   широкий   спектр   жестов,   поз,   передвигается   по аудитории, подходит к ученикам (помогающее поведение) Проявление   личного   энтузиазма   и   положительных   эмоций   помогает педагогу   «заражать»   детей,   вовлекать   их   в   общий   процесс   творчества, стимулировать интерес к познанию нового Педагог  изобретательно воздействует  на основные системы  переработки информации учащихся (оптическую, акустическую, кинескопическую) Педагог постоянно видит и слышит каждого ученика, замечает и грамотно реагирует   на   малейшие   изменения   во   внешнем   облике   и   внутреннем состоянии ученика Форма поведения Виды взаимодействия Паузы  Педагог грамотно сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь чтобы учащиеся могли говорить больше сами, высказывать свои мысли, идеи  а) Педагог – коллектив: педагог объясняет материал всему коллективу, задает вопросы, отвечает на вопросы учеников б) Учащийся  – учащемуся: педагог просит одного учащегося объяснить что­либо другому или организует кооперативную работу в малых группах в) Педагог – учащийся:  педагог объясняет  что­либо одному учащемуся, спрашивает его, отвечает на вопросы г)  педагог   –  учащиеся:   дети  работают  самостоятельно,   а  педагог   чутко наблюдает за тем,  кому и какая помощь нужна Педагог   организует   короткие   перерывы   в   работе   учащихся   для обдумывания   ими   того   или   иного   вопроса,   подготовки   к   следующему заданию, для снятия напряжения и усталости учебного   начало   Поэтапные цели учебного занятия   Организационное занятия Цели: ­психологический   настрой   учащихся   на предстоящее занятие; ­обеспечение   нормальной   обстановки   на занятии Повторение материала, изученного ранее Цели: ­воспроизведение   в   памяти   учащихся усвоенных знаний, умений, навыков; ­обеспечение понимания всеми учащимися материала данного занятия;  Изучение нового материала Цели: ­усвоение фактов и основных идей; ­усвоение метода исследования изучаемого материала; ­овладение   методикой   воспроизведения изучаемого материала Закрепление   пройденного   материала   в практической деятельности Цель: Возможные действия педагога и учащихся ­взаимное приветствие педагога и учащихся; ­проверка отсутствующих; ­проверка внешнего состояния помещения; ­проверка рабочих мест и внешнего вида учащихся; ­организация внимания ­повторение знаний, умений и навыков, изученных на предыдущих занятиях и необходимых для понимания материала данного занятия; ­определение возможных затруднений учащихся; ­корректирование   материала   с   учетом   реальных знаний, умений и навыков учащихся ­педагогические   задачи   отработки   нового материала; ­объяснение материала педагогом; ­самостоятельное изучение материала учащимися; ­повторение знаний, полученных на занятии; ­апробация   изученного   материала   в   ходе упражнений; ­реализация   полученных   знаний   в   процессе практики  прочное   усвоение   знаний   и   их реализация в практических действиях;     Контроль и «оценка» знаний Цели: ­выработка   критериев   «оценки»   знаний   со   стороны педагога; ­выработка позитивной мотивации к получению знаний; ­воспитание объективной самооценки Творческая самостоятельная работа Цели: ­осуществление   по   ходу   объяснения новой темы; ­итоговая проверка после изучения новой темы; ­разъяснение самостоятельного задания;   творческого ­развитие самостоятельности и творческого мышления; ­совершенствование методов самостоятельной работы  Обобщение и систематизация знаний Цель: ­выработка системы знаний, умений, способностей. ­индивидуализация задания; ­проверка и оценка результатов работы ­повторительно­обобщающие   учебные занятия; ­итоговые повторения; ­реализация полученных знаний, умений и навыков в новых ситуациях    Каждый из элементов учебного занятия имеет конкретные целевые установки,   воспитательной,   образовательной, отвечающие   общей   триединой   цели: развивающей. Учебное занятие должно рассматриваться педагогом как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям: 1)    целенаправленность учебного занятия; 2)    организационное и материальное обеспечение; 3)    оптимальный психологический режим; 4)    оптимальный темп и ритм работы на занятии; 5)    последовательность, преемственность и завершенность учебных действий; 6)    экономия времени на занятии; 7)    непрерывный контроль и самоконтроль; 8)    восстановление делового равновесия при его нарушении; 9)    совершенствование учебного процесса.  Ожидаемый результат. В   ходе   проведения   занятия,   главным   для   педагога   является   не   сообщение информационных   знаний   обучающимся,   а   выявление   их   жизненного   и познавательного опыта, включение их в сотворчество с педагогом, друг с другом, включение их в активный поиск необходимых для них знаний и умений, и в итоге, как результат, формирование творческой самореализации обучающихся. Ожидаемый результат для педагога, проводившего занятие, и гостей:  Повышение квалификации тех, кто приходит посмотреть предлагаемое занятие.  Экспертиза   коллегами   (руководителями   учреждения,   методистами   и   др.) новшества, экспериментальной методики, разработанной педагогом.  Изучение, обобщение и распространение собственного педагогического опыта.  Творческий отчет. Литература: 1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с. 2. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с. 3. Левитан   К.М.   Личность   педагога:   становление   и   развитие.   [Текст]   /   К.М. Левитан – Саратов: Изд­во Саратовского университета, 1990. – 168 с.  4. Ситник А.П. Внутришкольная методическая  работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.:  Изд­во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с. 5. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65 6. Кайгородцева     М.В.   Методическая   работа   в   системе   дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта.­ Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с. 7. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. ­ М .: Школьная Пресса, 2006. – 96 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77).  8. Левина   С.А.,   Суслов   Ю.Н.,   Белоусова   Э.Г.   Детский   творческий   центр: организация методической работы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 126 с.

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия

Методические рекомендации по организации и проведению открытого занятия
Скачать файл