МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
Взрослым
04.10.2018
МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
Включают в себя методические рекомендации по организации деятельности студентов и обучающихся техникума для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы, которые могут быть использованы с целью приобретения и закрепления общих и профессиональных компетенций. Данное методическое пособие предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, применяющих в своей деятельности технологию метода проектов.
Методические рекомендации по проектной деятельности.docx
Кировское областное государственное профессиональное областное «Техникум промышленности и народных промыслов г. Советска» автономное учреждение  МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ Советск 2016 Составители:  Щёкотова С.Ф., методист КОГПОАУ ТПиНП г.Советска,   Шестакова Т.К., преподаватель КОГПОАУ ТПиНП г.Советска Включают   в   себя   методические   рекомендации   по   организации деятельности студентов и обучающихся техникума для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы, которые могут  быть   использованы   с   целью   приобретения   и   закрепления   общих   и профессиональных компетенций.  Данное   методическое   пособие   предназначено   для   преподавателей     и мастеров производственного обучения   профессиональных   образовательных организаций,     применяющих   в   своей   деятельности   технологию   метода проектов. 2 СОДЕРЖАНИЕ   Введение …………………………………………………………………….. 4  1. Проектная деятельность студентов………………………………………5    2. Понятие и цель проектной деятельности ……………………………… 6  3. Типология проектов …………………………………………………….. 8   4. Структура проектов. Технология работы над проектами ……………9  5. Критерии оценивания проектов …………………………………………13      6. Тезаурус проектно­исследовательской деятельности ………………… 17  Литература …………………………………………………………………..  20 3 Скажи мне – и я забуду.   Покажи мне – и я запомню.   Вовлеки меня – и я научусь.   Китайская пословица     ВВЕДЕНИЕ   В   новых   требованиях   к   результатам   освоения   профессиональной образовательной     приоритетное   внимание   уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную  деятельность  выпускников  техникума.    программы   Базовой     технологией,   образовательной поддерживающей компетентностно   ­   ориентированный     подход     в     образовании,     является метод     проектов.     Именно     проектная     деятельность   способна   сделать образовательный процесс для студента  личностно  значимым,  в  котором  он сможет полностью  раскрыть  свой  творческий  потенциал,  проявить  свои исследовательские     способности,     активность,   фантазию,     креативность, самостоятельность.     При     использовании     данного     подхода     педагогу представляется   возможность     образования, профессиональную деятельность, а также перейти от воспроизведения  знания к     его     практическому     применению.     Проектное   обучение   является   той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие, отвечает  требованиям  профессионального  обучения.    соединить     цели   Современная   педагогика   относит   технологию   проектного   обучения   к технологиям   XXI­ого   века,   предусматривающим   прежде всего   умение адаптироваться  к  стремительно  изменяющимся  условиям  жизни  человека постиндустриального общества.  Умение  эффективно  пользоваться  методом проектов является показателем высокой квалификации преподавателя.   4 В   методических   рекомендациях   рассматриваются   основные формы организации проектной деятельности  студентов   и обучающихся, основные понятия   о   принципах,   методах   и   последовательности   построения   проекта, виды проектов и требования к выполнению проекта.  Основная   цель   методического   пособия   –   совершенствование   выпускников   техникума   посредством   подготовки   профессиональной   проектной деятельности. Обучение  проектной  деятельности  необходимо  начинать на 1­м курсе. Для достижения  данной  цели  должны  быть решены следующие задачи:   ознакомление студентов 1­ых курсов с   методами поиска новых решений   различных   проблем,   в   том     числе     информационных, коммуникационных  и  технических;  ознакомление студентов 1­ых курсов с принципами и методами обучения проектной деятельности;     формирование   и   развитие   умений   и   навыков   самостоятельной разработки  проектов (на всех курсах);   формирование   и   развитие   умений   пользоваться   методической,   литературой,   справочной,   научно­популярной   технической,   Интернет ­ ресурсами  (на всех курсах). В  процессе  работы  над  проектом  у  студента  формируются следующие профессионально значимые навыки:     решать  творческие  задачи,  используя  те  или  иные методы решения;   планировать свою деятельность;   самостоятельно  разрабатывать  этапы  работы над проектом;   анализировать  свою  деятельность  на  различных этапах проекта;   грамотно  составлять  письменную  и  демонстрационную части проекта;  осуществлять   демонстрацию   и   защиту   продукта своей творческой деятельности.  Данное   методическое   пособие   предназначено   для   преподавателей, стремящихся     совершенствовать     свое     профессиональное     мастерство     в сфере     высококачественной   подготовки     квалифицированных   рабочих   и специалистов  среднего  звена  и через  грамотное использование проектной технологии.  1.  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ. Уточним   понятия  «проектное   обучение»,  «метод   проектов», «учебная  проектная  деятельность».     данной   Проектное обучение  ­ это дидактическая система, а метод проектов – компонент     технология,   которая предусматривает   не   только   интеграцию   знаний,   но   и     применение актуализированных  знаний,  приобретение новых. Для комплексного решения задач профессионального  обучения  в  профессиональных  образовательных   педагогическая     системы,   5 организациях  используются  различные  методы,  в  том  числе выполнение проектов,  целью  которых  является  включение студентов  и обучающихся в процесс     преобразовательной     деятельности     от   разработки   идеи   до   ее осуществления. О проектном обучении можно говорить в том случае, если метод проектов является основной технологией в процессе обучения, а все остальные выполняют вспомогательную роль.   Проектная   учебная   деятельность   студентов   –   сторона,   компонент   удовлетворением проектного   обучения,   связанного   с   выявлением   и   творческих   потребностей     студентов   и   обучающихся   посредством проектирования   и   создания   идеального   или   материального   продукта, обладающего  объективной  или  субъективной новизной.  Она  представляет собой  творческую  учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание     которой     определяются     студентами     и   обучающимися   и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации  при  консультации  преподавателя.  Отсюда следует,  что  другой стороной,     проектного   обучения   является   деятельность педагога.      компонентом   2. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 1.  Проектная   деятельность   студентов  ­   мотивированная самостоятельная деятельность студентов и обучающихся, ориентированная на решение   определенной   практически   или   теоретически   значимой   проблемы, оформленная   в   виде   конечного   практического   продукта.   Этот   продукт (результат проектной деятельности) можно увидеть, осмыслить, применить в образовательной или иной реальной практической деятельности.  Решение   проблемы   при   реализации   проектной   деятельности предусматривает   использование   совокупности   разнообразных   методов (научно­исследовательского,   поискового,   проблемного),   умение   применять знания   из   различных   областей   науки,   техники,   технологии,   творческих областей.  2. Основная цель проектной деятельности студентов и обучающихся ­   самостоятельное   приобретение   знаний   в   процессе   решения   практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей. заключается   в установлении непосредственной связи учебного материала с практическим опытом  студентов   и   обучающихся   в   их   познавательной   и   творческой совместной деятельности.  Базовый   принцип   проектного   обучения  Задачи проектной деятельности обучающихся и студентов:   сделать   процесс   обучения   максимально   приближенным   к практической деятельности;    повысить мотивацию к обучению; 6  изменить позицию студента и обучающегося в образовательном процессе на максимально субъектную;    индивидуализировать   учебный   процесс   и   сделать   его   более интенсивным;    развивать общие компетенции студента и обучающегося;  создавать   условия   для   формирования   профессиональных компетенций студентов.  формировать   у   студентов   потребность   к   непрерывному научному   и   профессиональному   совершенствованию   и самообразованию.   формировать   следующие   профессионально   значимые   навыки: решать   творческие   задачи,   используя   различные   методы; планировать свою деятельность; самостоятельно разрабатывать этапы   проектной   деятельности;     анализировать   свою деятельность на различных этапах проекта; грамотно составлять письменную и демонстрационную части проекта;  осуществлять демонстрацию и защиту продукта своей проектной деятельности. 3.  Главными   ожидаемыми   результатами  проектной   деятельности являются:  формирование   у   студентов   и   обучающихся   комплекса компетенций: общих и профессиональных;   постоянное   вовлечение   во   внеаудиторную   проектную деятельность   как   можно   большего   количества   обучающихся   и студентов;  владение   обучающихся   навыками   самостоятельной   творческой деятельности, развитие их творческого потенциала;  дальнейшее   участие   студентов   и   обучающихся   в   конкурсных мероприятиях различных уровней. Общие компетенции (применительно к проектной деятельности):  ­ способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной   от   профессиональной,   совершенствовать   и   развивать   свой культурный уровень;  ­ способен работать с информацией: находить, интерпретировать, оценивать и использовать   информацию   из   различных   источников,   необходимую   для решения   научных   и   профессиональных   задач   (в   том   числе   на   основе системного   подхода),   а   при   необходимости   восполнять   и   синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности;   ­ способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;   ­ способен работать в команде;   7 ­ способен грамотно строить коммуникацию (в том числе межкультурную), исходя из целей и ситуации общения, и управлять ею;   ­   способен   критически   оценивать   и   переосмыслять   накопленный   опыт (собственный и чужой), анализировать свою деятельность. Профессиональные компетенции:  ­   способен   строить   траекторию   профессионального   развития   и   карьеры; применять   профессиональные   знания   и   умения   на   практике,   предлагать концепции,   модели,   изобретать   и   апробировать   способы   и   инструменты профессиональной деятельности;   ­ способен выявлять сущность проблем в профессиональной области и решать их на основе анализа и синтеза;   ­   способен   принимать   управленческие   решения,   оценивать   их   возможные последствия и нести за них ответственность;   ­ способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности.  Профессиональные компетенции  имеют специфику в зависимости от вида профессиональной   деятельности   (инструментальные   компетенции)   и социально­личностные   компетенции,    определяются   конкретно   для   каждой образовательной программы. 3. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ. Типологию подготавливаемых проектов в техникуме можно построить на разных основаниях:  3.1. По предметно­содержательной области:   ­   монопроекты   (подготавливаются   в   рамках   одной   дисциплины   или   одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности); ­ междисциплинарные проекты (содержание данных проектов характеризуется интеграцией знания нескольких дисциплин).  3.2. По доминирующей деятельности:  ­ исследовательские проекты;  ­ творческие проекты;  ­ ролевые, игровые проекты;  ­ ознакомительно­ориентировочные (информационные) проекты;  ­ практико­ориентированные (прикладные) проекты.  Рассмотрим  более  подробно  исследовательские  и  прикладные (практико­ ориентированные) проекты. Исследовательские   проекты  ­   полностью   подчинены   логике исследования   и   имеют   структуру,   совпадающую   со   структурой   научного исследования. Требуют хорошо продуманных целей, выдвижение гипотезы с последующей   ее   проверкой,   продуманных   методов   исследования, 8 экспериментальных   и   опытных   работ,   методов   обработки   результатов. Углубляют знания студентов по изучаемым дисциплинам, полученные ими в ходе   теоретических   и   практических   занятий,   прививают   навыки самостоятельного изучения материала, обучают студентов подбору, изучению и   обобщению   данных,   умению   формулировать   собственные   теоретические представления. Формы организации исследовательских проектов зависят от целей и задач исследования. Результаты исследования оформляются в виде статьи, отчета, курсовой работы, выпускной квалификационной работы и т.п.  Прикладные   (практико­ориентированные)   проекты  направлены   на практическое   применение   полученных   и   освоение   новых   компетенций   в процессе   непосредственного   накопления   практического   опыта,   разработку новых   путей   и/или   направлений   решения   выявленной   проблемы. Предложенные разработки основываються на доказательной базе, полученной путем исследований, расчетов, экспериментов и т.п.  Результат  проектной деятельности оформляется в виде конкретного продукта, содержащего практические, аналитические, методические и другие разработки студента или обучающегося.  Прикладной   проект   может   быть   представлен   в   разных   формах: практико­ориентированная   курсовая   работа,   выпускная   квалификационная   продукт   деятельности   в   рамках   внутренних   проектов работа, профессиональной   организации,   рекламные   и публицистические   материалы,   сценарии   и   материалы   научных,   учебных, воспитательных мероприятий;   продукт профориентационной деятельности, например,  сценарии деловых  игр, тренингов, а  также профориентационных мероприятий для школьников и абитуриентов.    например,   сайт, 3.3. По продолжительности выполнения проекты делятся на:    краткосрочные – 1­3 месяца;    среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;    долгосрочные – более 1 года. 3.4. По количеству участников:  индивидуальные;    групповые.  Преимущества   персональных   (индивидуальных)   проектов:  план   работы составлен с одной позиции, но максимально точно; у студента формируется чувство ответственности; студент приобретает опыт на всех этапах работы; формирование у студентов исследовательских, презентационных, оценочных умений и навыков.  Преимущества   групповых   проектов:  в   проектной   группе   формируются навыки сотрудничества; развиваются коммуникативные навыки; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; мнение каждого участника принимается   и   поддерживается,   студенты   обретают   уверенность   в   себе;   у каждого есть возможность продвигаться к результату в своем темпе; каждый 9 имеет право на ошибку; возникает феномен группового влияния на личность; создаются   условия   для   проявления   и   формирования   основных   черт творческой личности; деятельность носит социальную направленность  3.5. По характеру контактов:    локальные   (в   одной   студенческой   группе,   на   одном   отделении,   (по одной профессии), в одном образовательной организации;    муниципальные, региональные (в рамках города, региона);    межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);    международные.  4. СТРУКТУРА ПРОЕКТОВ. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ. 4.1. Общие требования к проекту:  1.   Наличие   социально   значимой   и   актуальной   задачи   (проблемы)   – исследовательской или практической;  2.   Наличие   четкого   видения   проекта,   т.е.   способности   доступно   и понятно изложить в письменном виде идею своего проекта третьему лицу. Наличие продуманной идеи позволяет конкретно спрогнозировать результат деятельности и выстроить траекторию реализации проекта;  3.   Результатом   работы   над   проектом   является   продукт.   При   этом каждый   этап   работы   над   проектом   тоже   должен   иметь   свой   конкретный продукт.  4. Выбор структуры проекта зависит от его типа, то есть доминирующий вид деятельности определяет траекторию реализации проекта.  4.2. Структура исследовательских проектов.  В исследовательских проектах описывается история развития проблемы исследования,   раскрываются   понятие   и   сущность   изучаемого   явления, уточняются   формулировки,   рассматриваются   существующие   методические подходы к анализу данной проблемы. Рассматриваются тенденции развития тех   или   иных   процессов,   дискуссионные   вопросы   по   теме   исследования   и альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему. В исследовательском проекте   обосновывается   собственная   концепция   автора   и   аргументируется научная,   экономическая   и/или   социальную   ценность   результатов исследования.   Структура   исследовательских   проектов   совпадает   со структурой научного исследования.  Этапы исследовательского проекта:  1.   Постановка   проблемы   –   самый   важный   этап   исследования.   От правильности   формулировки   проблемы   зависит,   в   каком   русле   пойдет исследование, насколько оно будет актуальным и достоверным. Проблема ­ это некое несоответствие знаний исследователя об объекте другим знаниям о 10 нем.   На   данном   этапе   также   обосновывается   актуальность   предлагаемого исследования.  2. Формулирование цели и задач проекта. Цель – это краткое изложение проблемы   исследования   в   прогностическом   плане,   то   есть   цель   должна содержать   указание   на   исследование   проблемы.   Цель   конкретизируется   в задачах,   которые   определяют   основные   содержательные   разделы исследовательской   работы   и   позволяют   выстроить   основную исследовательскую гипотезу.  3.   Определение   объекта   и   предмета   исследования.   Объект   —   это процесс   или   явление,   порождающее   проблемную   ситуацию   и   которое необходимо изучить. Предмет – это указание на особую проблему, то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования чаще всего совпадает   с   определением   его   темы   или   очень   близок   к   нему.   Объект   и предмет   исследования   как   научные   категории   соотносятся   как   общее   и частное.  4.   Выдвижение   гипотезы.   Гипотеза   –   это   научное   предположение   о природе   проблемы   и   способах   ее   решения.   Формулируя   гипотезу, исследователь   строит   предположение   о   том,   каким   образом   намеревается достичь поставленной цели.  5. Методы определяются проблемой, целью и задачами исследования, а также характером данных, которые собираются получить и исследовать. Это инструменты, с помощью которых исследователь изучает проблему.  6. Определение критериев оценивания результатов проекта. Критерии определяются исходя из темы, цели и задач проекта. Для участников проекта список критериев служит «инструкцией», позволяющей достичь правильных результатов.  7.   Составление   плана   проекта.   План   включает   основные   этапы деятельности с указанием временных рамок, промежуточные итоги и точки контроля.  8.   Описание   процедуры   исследования   (по   этапам   деятельности)   – подробное описание всех этапов с фиксацией промежуточных итогов.  9. Анализ и обобщение полученных данных.  10. Формулировка выводов, исходя из цели и задач исследования. На   насколько   подтвердилась   гипотеза, этом   этапе   описывается, сформулированная в начале работы над проектом, и насколько успешно была исследована заявленная проблема.  11.   Оформление   результатов   исследования   в   виде   статьи,   отчета, курсовой работы, выпускной квалификационной работы, презентации и т.п.  12. Обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.  4.3. Структура прикладных проектов.  Результатом   выполнения   прикладных   проектов   является   создание определенного   продукта   либо   разработка   рекомендаций   по   решению 11 конкретной   практической   проблемы.   Структуры   прикладных   проектов различаются   в   зависимости   от   целей   и   задач,   стоящих   перед   участниками проекта.  Основные этапы  практико­ориентированной проектной деятельности: 1. Постановка проблемы. Проблема является противоречием между  существующей реалией и целью проекта — желаемым состоянием.  2.   Формулирование   цели   и   задач.   Цель   прикладного   проекта   –   это конкретный результат, которого хотят достигнуть инициаторы проекта. Цель конкретизируется   в   задачах.   Задачи   –   это   поэтапное   описание   пути достижения цели.  3. Определение целевой группы и участников проекта. Целевая группа ­ часть социума, для решения проблем которой рассчитан продукт, созданный в результате   реализации   проекта.   По   степени   вовлеченности   в   проект выделяются следующие группы участников:   основная   команда   –   группа   лиц,   непосредственно   работающих   над осуществлением проекта в тесном контакте друг с другом;   расширенная   команда   –   более   обширная,   чем   основная   группа, объединяет   лиц   и   организации,   оказывающих   содействие   членам   основной группы, но не участвующих напрямую в осуществлении проекта и достижении его целей;   заинтересованные стороны – люди и организации, оказывающие влияние на членов основной и расширенной команд и на ход работ по проекту, но не вступающие с ними в прямое сотрудничество.  4.   Прогнозирование   результатов   деятельности   –   четкое   видение конечного результата.  5. Ресурсное обеспечение. Описывается и систематизируется всё, чем обладают   организаторы   проекта:   трудовые,   финансовые,   временные   и материально­технические ресурсы. Детальная проработка проекта на данной стадии позволит обеспечить оптимальное использование имеющихся ресурсов для   достижения   конечной   цели   ­   формирования   результата   проекта   с запланированными показателями.  6.   Планирование.   На   данном   этапе   все   стадии   реализации   проекта расписываются настолько подробно, насколько это возможно. Этапы проекта определяются   исходя   из   цели   проекта   и   представляют   собой   раскрытие поставленных   задач.   На   этом   же   этапе   происходит   окончательное формирование   рабочих   групп,   определение   временных   рамок   и   точек контроля. Распределяются обязанности среди участников проекта.  7. Прогнозирование рисков.  8. Определение критериев эффективности деятельности.  9. Описание этапов деятельности. На данной стадии участники процесса последовательно   реализуют   проект.   Если   проект   предполагает   несколько этапов,   то   после   каждой   пройденной   ступени   организовывается промежуточное подведение итогов в форме обсуждения.  12 10. Анализ полученных результатов. После завершения основной стадии реализации   проекта   всеми   участниками   производится   совместная   оценка полученных   результатов   и   всего   проекта   в   целом.   За   основу   оценивания берутся критерии, выбранные на соответствующем этапе.  11.   Выводы   и   рекомендации.   Формулируются   рекомендации,   чтобы избежать трудностей в будущем при реализации других проектов.  12.   Оформление   результатов.   Формы   продуктов   проектной деятельности   на   1­2   курсах   может   быть   представлены   в   виде   Web–сайта; анализа   данных   социологического   опроса;   атласа,   карты;   видеофильма; выставки; газеты, журнала; действующей фирмы; игры; коллекции; костюма; мультимедийного   продукта;   оформления   кабинета;   сценария   праздника; системы самоуправления в колледже; справочника; приложения к учебному пособию   и   т.д.   На   старшем   курсе   проект   реализуется   в   форме   практико­ ориентированных   курсовых   работ,   выпускных   квалификационных   работ, отчетов, презентаций и т.д.  13. Самооценка и рефлексия.  По   завершении   работы   как   над     исследовательскими,   так   и   прикладными проектами     автор     должен     сравнить     полученный     результат     со   своим замыслом,     если     есть     возможность,     внести     исправления.   Это     этап осмысления,   анализа   допущенных   ошибок,   попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании   работы.   Кроме   того,   автору     необходимо     оценить,     какие изменения     произошли     в     нем   самом,   чему   он   научился,   что   узнал,   как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки и рефлексии – завершающего этапа работы в проектной деятельности обучающихся. Важно отметить, что процесс   организации   проектной   деятельности   нужно   выстраивать   и моделировать.   Наиболее     часто     участники     проекта     сталкиваются     со следующими трудностями:   постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;   поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;   осуществление и аргументация выбора;   осознание последствий выбора;   сравнение полученного с требуемым;   корректировка  деятельности  с  учетом  промежуточных результатов;   оценка  процесса  (самой  деятельности)  и  результата проектирования. Поэтому очень важно, чтобы на каждом этапе  подготовки или реализации проекта его  участники могли получить необходимую консультацию и помощь у руководителя проекта.     5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ. 13 Существенный  момент  в  проектировании  и  реализации  проекта  – оценка  его  эффективности.  Характер оценки  зависит  от  типа  проекта,  от его  темы,  условий реализации    В   таблице   1   приведены   критерии,   которые   можно   использовать   при оценивании исследовательских проектов.  Рекомендуемые к оцениванию составляющие проекта Постановка   проблемы   и   ее обоснованность     Проведение теоретического  исследования       Проведение  эмпирического   исследования     Результат  выполнения   Таблица 1. Критерии для оценивания  актуальность,  теоретическая    практическая     значимость   темы и   исследования;    постановка и обоснованность  проблемы исследования;    корректность  постановки  целей  и  задач  исследования,  их  соответствие  заявленной  теме и содержанию работы.    научно­теоретический  уровень, полнота   и   глубина   теоретического исследования,   количество  использованных  источников,     в     т.ч.     на     иностранных языках,   качество критического анализа публикаций, релевантность рассматриваемой проблеме);  их      наличие  элементов  научной  новизны   творчества).    (самостоятельного   научного  самостоятельность  и  качество эмпирического  исследования;    достоверность используемых  источников информации;   полнота  представленных  данных для решения поставленных задач (охват внешней и внутренней среды);   самостоятельность  выбора  и   обоснованность  применения  моделей   /методов     количественного     и качественного анализа,  оценки/расчетов в ходе  эмпирического  исследования.  достоверность и новизна  14 исследовательского проекта    полученных результатов исследования;   самостоятельность,   обоснованность и логичность выводов;    полнота  решения  поставленных   самостоятельность и глубина  задач;   Презентация   результатов   работы над  исследовательским  проектом      исследования в целом;   грамотность  и  логичность    письменного изложения.   ясность, логичность, профессионализм  изложения   результатов работы над  проектом;   наглядность  и   структурированность  материала   презентации;   умение  корректно  отвечать на   вопросы,  использовать  профессиональную  лексику и  понятийный аппарат. При реализации прикладных проектов, как правило, преследуются цели, отличные   от   исследовательских,   поэтому   оценивание   таких   проектов предполагает   собственный   подход.   Анализ   имеющихся   материалов   по основам проектной деятельности позволяет выделить критерии оценивания прикладных проектов, которые представлены в таблице 2.  Рекомендуемые к оцениванию составляющие проекта Постановка проблемы и ее  обоснованность, формулирование  целей и задач  Таблица 2 Критерии для оценивания  общественная значимость и  актуальность выдвинутых проблем;    соответствие темы, цели и  задач проекта;   разумность масштаба работ.  15 Содержание проекта/ проектной  разработки  Результат выполнения  прикладного проекта   логичность, взаимосвязь и  последовательность этапов проекта;   адекватность предлагаемых  мероприятий решению поставленных  задач;   корректность используемых  методов работы;   четкость определения целевой  группы и обоснованность её участия  при реализации проекта;   соответствие теоретической,  эмпирической и проектной частей, их  связь с практикой и выбранным видом профессиональной деятельности;   соблюдение заявленных  временных рамок реализации проекта;  самостоятельность и  активность участников проекта  соответствие ожиданий от  проекта / планируемого результата /  полученному продукту;   степень решения заявленной  проблемы;   успешность преодоления  трудностей в реализации проекта;   оценка участников целевой  группы;   перспективы развития  проекта после завершения проекта;  возможность тиражирования   проекта.  16 Презентация результатов работы над прикладным проектом   ясность, логичность, профессионализм изложения доклада;  наглядность   и   структурированность   материала презентации;   умение корректно использовать профессиональную   лексику   и   понятийный аппарат.  Ответы на вопросы   степень владения темой;    ясность аргументации взглядов  студента (обучающегося),  презентующего результаты  выполнения проекта;   четкость   и   лаконичность ответов на вопросы.  17 Оценка выполнения проекта складывается из оценки, представленной в отзыве   руководителя   проекта,  и   оценки   за   защиту   проекта  (в  случае   ВКР добавляется оценка рецензента). Если проект представляется в виде курсовой работы,   ВКР   или   отчета   по   практике,   то   он   оценивается   на   основе соответствующих локальных актов КОГПОАУ «Техникум промышленности и народных промыслов г. Советска».  Перед   началом   работы   над   проектом   целесообразно   познакомить студентов (обучающихся) с критериями, по которым будет оцениваться их проект.   Критериями   можно   пользоваться   как   инструкцией,   которая показывает, что надо сделать, чтобы достигнуть наилучших результатов. При этом оценивание проекта производится не только на этапе представления и защиты проекта, но и на промежуточных этапах его реализации. 6. ТЕЗАУРУС ПРОЕКТНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Термины  Содержание Проблема   Цель Задачи Актуальность Предмет описания, изображения,  исследования, разговора и т. д.  Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.  В науке ­ противоречивая ситуация,  выступающая в виде противоположных  позиций в объяснении каких­либо явлений, объектов, процессов и требующая  адекватной теории для её разрешения. Идеальное,   мысленное   предположение результата.  Начинается   с   существительного: исследование, изучение, выявление…  Конкретизированные или более частные  цели.  Начинается с глагола: изучить, описать, установить, выяснить… Важность,   значительность,   чего­либо   в настоящее современность, время,     18 Гипотеза Объект исследования   Предмет исследования  злободневность. Предположительное суждение о  закономерной (причинной) связи явлений.  Недоказанное утверждение,  предположение или догадка. Как правило,  гипотеза высказывается на основе ряда  подтверждающих её наблюдений  (примеров), и поэтому выглядит  правдоподобно. Гипотезу впоследствии  или доказывают, превращая её в  установленный факт, или же опровергают,  переводя в разряд ложных утверждений.  Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.  Проблемное явление, порождающее  ситуацию и избранное для изучения.  Сфера, на которую направлена  познавательная деятельность.  Кратко: то, что рассматривается.   Предмет   исследования   должен   обладать узнаваемостью   и   поддаваться   описанию. Это знание, которое Вы хотите получить в результате   проведения   исследования. Совокупность связей, отношений в конкретной области объекта, в   которой   вычленяется   проблема,  Предмет требующая исследования ­ более узкое понятие, чем объект.   Он   является   частью,   элементом объекта.  элементов,     решений. Кратко: как будет рассматриваться объект именно в данном исследовании.  19 Методы исследования.  Метод   –   это   совокупность   действий,   призванных   помочь   достижению желаемого результата. Мето д Анализ  Дедукция Суть метода Расчленение целостного предмета на  составляющие части (стороны, признаки,  свойства или отношения) с целью их  всестороннего изучения. Может  использоваться источниковедческий,  историографический, искусствоведческий,  архитектурный, стилистический,  содержательный анализ.  Вид   умозаключения   от   общего   к   частному, когда   из   массы   частных   случаев   делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. 20 СПИСОК ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в  разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных  организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение,  2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная  деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. ­  № 2. – С. 94­117  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика.  Екатеринбург, 1996 4. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов  школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на  основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и  дополнительного образования. – 2013. ­ № 3. – С. 50­57  2001. 5. 6. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига,  Васильев В. Проектно­исследовательская технология: развитие  мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177­180. 7. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов  старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. ­ № 1. – С. 16­23  8. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование  ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и  мониторинг в образовании. – 2014. ­ № 1. – С. 17­24  21

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2018