Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий
Оценка 4.8

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Оценка 4.8
Документация
docx
администрации
Взрослым
12.03.2018
Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий
Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 19.02.10 Технология продукции общественного питания, среднего профессионального образования, 09.02.05 Прикладная информатика в экономике.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ.docx
ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Рег. № ____ Экз. № __ УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ   «Сахалинский   техникум   отраслевых технологий и сервиса» _______________ /Д.А Мартынов/  «____» _____________ 2017 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  К ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Система менеджмента качества Версия № 2 ФГОС СПО ППССЗ  ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 НД Введено с  «___»___________20____г. Количество листов: 36 специальности среднего профессионального образования 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»   23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»  09.02.05 Прикладная информатика в экономике код, наименование специальности(ей) / профессии Холмск, 2017 1 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Рассмотрено на заседании ЦМК  протокол № ______ «_____» ____________ 20___ Одобрено методсоветом протокол № _______ от «____» __________ 20____ Составлено в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и  ремонт автомобильного  транспорта, 09.02.05  Прикладная информатика в  экономике 19.02.10 Технология продукции  общественного питания Утверждено: зам. директора по УР «____» __________ 20____ __________ Л.С. Панькова 1. Методические рекомендации  по подготовке и проведению семинарских занятий разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного   транспорта,   19.02.10   Технология   продукции   общественного питания,   среднего   профессионального   образования,   09.02.05   Прикладная информатика в экономике.  Организация­разработчик:   государственное   бюджетное   профессиональное образовательное  учреждение   «Сахалинский техникум отраслевых  технологий и сервиса» 2 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Содержание  1.Пояснительная записка 2 Перечень семинарских занятий 3. Семинарское занятие №1 по теме «Возникновение философии» 4. Семинарское занятие №2 «Философская мысль Средних веков, Возрождения» 5. Семинарское занятие№3 по теме «Философия Нового времени» 6. Семинарское занятие №3 по теме «Классическая немецкая философия» 7. Семинарское занятие №4 по теме «Русская философия» 8.Семинарское занятие №6 по теме «Глобальные проблемы современности» 9. Критерии оценивания подготовки и работы студентов на семинарских занятиях 3 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 1. Пояснительная записка Семинары   по   философии   представляет   собой   вид   учебных   занятий,   на которых его участники обсуждают тему, вынесенную на занятие, и доклады по темам. Семинарские занятия по философии являются  основной формой учебного процесса.                  Курс   философии   включает   в  себя   разделы,  совокупность   которых представляет структуру философского знания. Раскрыть содержание разделов – задача учебного процесса. Тема семинарского занятия соответствует теме лекции. Задачей семинарского занятия   является   расширение   представлений   студентов   по   той   или   иной   теме, закрепление лекционного материала и овладение философской культурой.           Участие студентов в работе семинарского занятия позволяет им обсудить в группе   обозначенные   заранее   вопросы.   Кроме   того,    студенты   могут   поставить перед   аудиторией   возникающие   вопросы   на   обсуждение,   сделать   сообщение, выступить с докладом. Планы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы по курсу   основы   философии   в   соответствии   с   требованиями   Федерального Государственного Образовательного Стандарта СПО.  Семинарское   занятие   дает   студенту   возможность   проверить,   уточнить, систематизировать  знания, овладеть терминологией  и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Семинар призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно­теоретические положения с практической деятельностью.  На   семинаре   основную   роль   играет   функция   обобщения   и   систематизации знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения.  4 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение   излагаемой   проблемы,   ее   точная   формулировка,   неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений   от   нее   в   процессе   обоснования,   безусловная   доказательность, непротиворечивость   и   полнота   аргументации,   правильное   и   содержательное использование понятий и терминов.  Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке: 1. Внимательно   ознакомиться   с   планом   семинарского   занятия,   списком рекомендуемой литературы; 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия; 3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме; 4. Внимательно   изучить   и   постараться   усвоить основные   понятия изучаемой темы,   так   как   эффективное   освоение   курса   невозможно   без   владения философской терминологией; 5. В ходе изучения темы семинарского занятия необходимо подготовить тезисы или конспект   в   тетради для   семинарских   занятий.   Особенно   это   касается вопросов,   предназначенных   для   самостоятельного   изучения.   Эти   записи могут   быть   использованы   на   семинарских   занятиях   как   подсказка   при публичном выступлении. ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ Подготовка 1. каждого студента учебной группы.   к   семинару   является   обязательной   для Учебно­познавательная   деятельность 2. организовывается в следующем порядке: ­Сообщить тему и план семинара   студентов   на   семинаре 5 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 ­ Предложить для самостоятельного изучения основную и дополнительную  литературу. ­ Предоставить студентам методические рекомендации по подготовке к  семинарам ­ Предоставить студентам индивидуальные задания. Провести консультации,  если в этом есть необходимость Учебная   работа   студентов   на   семинаре   соответствует   следующим 3. требованиям при публичном выступлении:  излагать   подготовленное   выступление   без   опоры   на   письменный   текст, прибегая  к  нему  лишь как  плану или для  зачитывания  сложных цитат  из первоисточников;  свободно владеть основными понятиями темы выступления и терминологией, пройденных ранее тем курса философии;  быть   готовым   и   уметь   отвечать   на   вопросы   и   делать   выводы   из проработанного и изложенного в выступлении материала;  соблюдать временной регламент устного выступления примерно 10­15 минут. Цель   семинарских   занятий  –  мобилизовать   студентов   к   обучению; активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия, помочь   студентам   приобрести   глубокие   и   прочные   знания   по   философии, расширять и углублять знания по предмету, а также применять их на практике. Задачи  семинарских занятий:   стимулировать регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;   закреплять   знания,   полученные   студентами   при   прослушивании   лекции   и самостоятельной работе над литературой;   расширять круг знаний;  6 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08  прививать   навыки   самостоятельного   мышления,   устного   выступления   по теоретическим   вопросам,   оттачивают   мысль,   приучают   студентов   свободно оперировать терминологией, философскими понятиями и категориями 2. Перечень семинарских занятий и контрольных работ. № Тема семинарских занятий Количество часов 1. Семинарское занятие №1 «Возникновение философии» 2 Семинарское занятие №2 «Философская мысль Средних веков, Возрождения» 3. Семинарское занятие №2 «Философия Нового времени» 5. Семинарское занятие№3 «Классическая немецкая философия» 4. Семинарское занятие №4 «Русская философия  XIX­XX века». 6. Семинарское занятие №6 «Глобальные проблемы  2 2 2 2 2 современности». 7 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 3. Содержание  семинарских занятий. Семинарское занятие № 1 по теме «Возникновение философии» Цель: приобрести знания по теме, осмыслить понятия связанные с темой, применить   полученные   знания   и   умения   для   формирования   собственной позиции. План 1. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях, используя учебник «Основы  философии» Волкогонова О.Д, Сидорова Н.М   Ответить на вопросы: 1. Что стало предпосылкой появления философии? Из чего она возникла? 2. Когда и где возникла философия? 3. Почему возникновение философии можно считать признаком совершившейся в истории человечества духовной революцией? 8 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 4. Как соотносится философия и мифология? Существует ли мифология в  современном обществе? 2. Решение проблемной задачи:                Ионийские философы в своей попытке понять мир отошли от прежних мифологических представлений о богах. Означает ли это, что все они были атеистами? Методические рекомендации Античная   философия   сыграла   значительную   роль   в   развитии   не   только философского знания, но и культуры мировой цивилизации в целом. Это начало западной   философии,   практически   всех   ее   последующих   школ,   идей   и представлений, категорий и проблем. Она прошла в своем становлении и развитии три этапа, что и отражено в плане семинарского занятия.     Первые два этапа часто объединяют в один – эллинский – период, для которого характерны космологизм (т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом), онтологизм (когда центральной философской темой является проблема бытия) и теоретико­познавательный и жизненный оптимизм. Практически через все философские   школы   и   учения,  включенные   в  первый   вопрос,   прошел  вопрос   о субстанции (т.е. первооснове мира) и на этом следует заострить особое внимание при их характеристике. Поэтому студентам следует: 1.   Проанализировать   период   возникновения   философии.   Выделить особенности развития греческой мифологии и предфилософии.   2.   Изучая   происхождение   философии   дать   характеристику   начала происхождения древнегреческой философии (милетская и эфесская школа). Определить, что стало предпосылками появления философии и из чего она возникла. 3. Анализируя период древнегреческой философии определить что является первоначалом сущего. Изучите глоссарий по теме. Выполните заданий на с. 34 учебного пособия «Основы философии» О.Д. Волкогонова , Н.М.Сидорова 9 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08  Список литературы Основные источники:  1.Горелов А. А. Основы философии : учеб. пособие для СПО / А. А.  Горелов. ­ 5­е изд., стер. ­ М. : Академия, 2010. ­ 256 с. 2.Волкогонова О.Д, Н.М Сидорова. Основы философии: учебник / О.Д.  Волкогонова, Н.М Сидорова – М,;ИД  ФОРУМ: ИНФРА­М, 2016.­480 с. 3.Гуревич П.С. Основы философии : учеб. пособие / П.С.  Гуревич.­М.: Кнорус,  2011.­ 478 с. Дополнительные источники:  1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.  Учебник, М. – Юнити ­Дана, 2009. ­ 463 с.  2.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,  Юнити­Дана, 2009 ­ 287 с.  10 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 по теме «Философская мысль Средних веков, Возрождения» Семинарское занятие№2 План.      1. Философская мысль Средних веков. Идея бессмертия души. Божественные  заповеди (см. слайд­лекцию по теме, теоретический материал к семинару с.  68­79 пособия). Определение главных направлений и особенностей  философских мыслей Средневековья.  2. Христианская философия первых веков. Период патристики. Августин  Аврелий. Византийская философия. 3. Западноевропейская схоластика. Фома Аквинский.  4. Особенности философии арабо­мусульманского мира: а) Калам; б)  мусульманский перипатетизм; в) суфизм. 5. Европейская философия Эпохи Возрождения. 6. Философия эпохи Возрождения.  Методические рекомендации Средневековая   философия   занимает   длительный   период   времени,   но, несмотря на это, на всем ее пятнадцативековом этапе развития ей были присущи специфические черты, которые в основном соотносятся с принципом теоцентризма. В   данном   случае   имеются   в   виду   социальные   условия   формирования философского   учения,   его   двойственный   характер   (теология   и   рационализм), дуалистичность антропологии (душа и тело человека), иррационализм гносеологии (способы   познания   были   связаны   с  верой,  интуицией,  озарением).  Сам   принцип теоцентризма   пронизывал   онтологию   через   идею   креационизма,  антропологию   – через   идею   антропоцентризма,   гносеологию   –   через   идею   богоуподобления, философию   истории   –   через   идеи   провиденциализма   и   эсхатологии.   Раскрытие этих понятий и даст в совокупности характеристику теоцентризма в целом.  11 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Философия эпохи Возрождения знаменует собой новый этап в становлении мировоззрения.   В   целом,   проблематика,   характерная   для   Средневековья,   имела место   и   в   этот   период,   но   решалась   она   с   прямо   противоположных   позиций. Основополагающими принципами философского знания в ренессансной традиции стали антропоцентризм, гуманизм, натурфилософская направленность, пантеизм. В связи с этим, необходимо студентам: 1. Анализируя теоретический материал по философии Средних веков, выделить два основных его периода – патристику и схоластику; назовите содержание, представителей.  2. Выяснить и охарактеризовать основные философские идеи Средневековья с опорой на структурную схему.  3. Самостоятельно найти и проанализировать христианскую философию Фомы Аквинского   и   Августина   Блаженного.  Проанализируйте   тезисную   таблицу пособи.  4. Изучение философии эпохи Возрождения постройте на выяснении отличий 5. философской мысли античности, Средневековья и Возрождения.   Проанализируйте гуманистическое, неоплатонической, натурфилософское, реформационное,   политическое   направления   философской   мысли Возрождения, выделите их основные идеи, представителей. Проанализируйте тезисную таблицу основного философского содержания эпохи.   Список литературы Основные источники:  1.Горелов А. А. Основы философии : учеб. пособие для СПО / А. А.  Горелов. ­ 5­е изд., стер. ­ М. : Академия, 2010. ­ 256 с. 2.Волкогонова О.Д, Н.М Сидорова. Основы философии: учебник / О.Д.  Волкогонова, Н.М Сидорова – М,;ИД  ФОРУМ: ИНФРА­М, 2016.­480 с. 3.Гуревич П.С. Основы философии : учеб. пособие / П.С.  Гуревич.­М.: Кнорус,  2011.­ 478 с. Дополнительные источники:  12 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.  Учебник, М. – Юнити ­Дана, 2009. ­ 463 с.  2.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,  Юнити­Дана, 2009 ­ 287 с.   Семинарское занятие № 3 по теме «Философия нового времени». Цель:приобрести   знания   по   теме,   осмыслить   понятия   связанные   с   темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции. План 1. Рассмотреть  методы познания:  эмпиризм Ф. Бэкона;  рационализм Р. Декарта;  сенсуализм Т. Гоббса и Дж. Локка. 2.Изучить учение Декарта о субстанции. Основные направления философских  исследований Спинозы. 3. Европейская философия XVIII в.: субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма; Ответить на вопросы: 1. Какая проблеме стала центральной для философии Нового времени? 2. Объясните, что такое познание «путём паука», «путём муравья», «путём  пчелы»? 3. Объясните известный афоризм Ф.Бэкона «Знание­сила». Согласны ли вы с  ним? 4. Какое место в философии Декарта занимало его знаменитое утверждение  «…мыслю, следовательно, существую»? 5. Что такое врождённые идеи в философии Декарта? Какова их роль в  познании? 6. Что такое деизм? Назовите представителей деизма. 13 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Методические рекомендации Изучая   философию   Нового   времени   выясните   главные   задачи   философии этого   периода,   охарактеризуйте   эмпиризм   и   рационализм,   творчество   Фрэнсиса Бэкона, его индукцию, Рене Декарта и его дедукцию.  Философия периода Нового времени продолжает тенденцию, намеченную в эпоху Возрождения. В XVII – XVIII вв. на основе научной революции на одно из первых   мест   выходят   гносеологические   проблемы.   Это   и   отражено   в   первом вопросе плана семинара. Анализируя философские воззрения Ф. Бэкона, следует обратить особое внимание на две ее части: критическую работу по перестройке здания науки (учение об идолах и критика схоластики), и позитивную деятельность – разработку опытно­индуктивного метода познания (классификация видов опыта на плодоносные и светоносные и составление пяти видов таблиц). В противовес Ф. Бэкону Р. Декарт обосновал рационально­дедуктивный метод познания (учение об интеллектуальной   интуиции   и   трех   правилах   дедукции).   Заключали   этот гносеологический спор в Новое время воззрения Т. Гоббса и Дж. Локка о чувствах как основе метода познания. Список литературы: Основные источники:  1.Горелов А. А. Основы философии : учеб. пособие для СПО / А. А.  Горелов. ­ 5­е изд., стер. ­ М. : Академия, 2010. ­ 256 с. 2.Волкогонова О.Д, Н.М Сидорова. Основы философии: учебник / О.Д.  Волкогонова, Н.М Сидорова – М,;ИД  ФОРУМ: ИНФРА­М, 2016.­480 с. 14 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 3.Гуревич П.С. Основы философии : учеб. пособие / П.С.  Гуревич.­М.: Кнорус,  2011.­ 478 с. Дополнительные источники:  1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.  Учебник, М. – Юнити ­Дана, 2009. ­ 463 с.  2.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,  Юнити­Дана, 2009 ­ 287 с.  15 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Семинарское занятие №4  по теме «Классическая немецкая философия». Цель:  приобрести   знания   по   теме,   осмыслить   понятия   связанные   с   темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции.  Вопросы для подготовки: 1. Философская система И. Канта. 2. Система и метод в учении Г.Ф.В. Гегеля. 3. Диалектика категории "Я" И.Г. Фихте. 4. "Натурфилософия" Ф.В.И. Шеллинга. 5. Антропологизм Л. Фейербаха. 6. Разработка наследия немецкой классической философии в марксизме: проблема универсальной   творческой   сущности   человека   и   роли   практики   в   познании   и преобразовании мира.                            Методические рекомендации Немецкая   классическая   философия   объединяет   ряд   выдающихся   и известнейших   мыслителей   второй   половины   XVIII   –   первой   половины   XIX   вв. Рассматривая   воззрения   указанных   в   плане   семинара   философов,   следует учитывать и подтверждать на конкретном материале их общие черты: а)   сходное   понимание   роли   и   назначение   философии   как   критической рефлексии культуры; б)   четкое   разделение   по   разделам   онтологии,   гносеологии,   философской антропологии, социальной философии; в) использование следующих принципов: рационализм, диалектика, историзм; г) акцент на таких гуманистических ценностях как свобода и достоинство личности, гражданские права и т.д. 16 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Особое   внимание   следует   уделить   тем   новым   идеям,  которые   внесли   эти мыслители в развитие философии: а) идея познавательной активности субъекта (И. Кант); б) обоснование моральной и правовой автономии личности (И. Кант); в) идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Ф. Шеллинг); г) принцип единства противоположностей (Ф. Шеллинг, Г. Гегель); д) идея исторической закономерности (Гегель); е) принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Г. Гегель); ж)   трактовка   религии   как   процесса   отчуждения   сущности   человека   (Л. Фейербах); з) формационный подход в развитии истории (К. Маркс, Ф. Энгельс); и) идея практики как критерия истины (К. Маркс, Ф. Энгельс). 3. Список литературы: Основные источники:  1.Горелов А. А. Основы философии : учеб. пособие для СПО / А. А.  Горелов. ­ 5­е изд., стер. ­ М. : Академия, 2010. ­ 256 с. 2.Волкогонова О.Д, Н.М Сидорова. Основы философии: учебник / О.Д.  Волкогонова, Н.М Сидорова – М,;ИД  ФОРУМ: ИНФРА­М, 2016.­480 с. 3.Гуревич П.С. Основы философии : учеб. пособие / П.С.  Гуревич.­М.: Кнорус,  2011.­ 478 с. Дополнительные источники:  1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.  Учебник, М. – Юнити ­Дана, 2009. ­ 463 с.  2.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,  Юнити­Дана, 2009 ­ 287 с.  Интенет­ресурс: Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. ­ М.:Кнорус,2010. 17 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08  http://filosof.historic.ru/ ­ Цифровая библиотека по философии;  http://filosofia.ru/ ­Библиотека философии и религии;  http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif­ Университетская библиотека online 18 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Семинарское занятие № 5 по теме «Русская философия  XIX­XX века». Цель:приобрести   знания   по   теме,   осмыслить   понятия   связанные   с   темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции. План 1.   Зарождение   русских   философских   взглядов   в   IX   –   XIII   вв.   (митрополит Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). 2.   Становление   национального   самосознания   (Нил   Сорский,   Иосиф   Волоцкий, Филофей, Ю. Крижанич, А. Курбский). 3.   Развитие   самостоятельной   русской   философии:   русская   религиозная философия;  русский космизм. Выступления с сообщениями: 1) Русская средневековая философия.  2) Русская философия эпохи Просвещения. Ломоносов М. В., Радищев А. И.  3) Философия первой половины XIX в. Славянофильство и западничество.  4)   Религиозная   философия.   Сообщения   студентов   (на   выбор:   Соловьев   В.   С., Бердяев   Н.   А.,   Флоренский   П.   А.).   Русский   космизм.   Вернадский   В.   И., Циолковский К. Э., Федоров Н. Ф., Чижевский А. Л. Марксизм: Плеханов Г. В., Ленин В. И.    Методические рекомендации Анализируя   содержание   и   особенности   русской   философии   эпохи Просвещения,   необходимо   выделить   два   основных   этапа:   философию   эпохи петровских   реформ   и   материалистическую   философию   середины   и   второй половины XVIII в.  19 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Рассмотреть основную социально­политическую направленность философии: вопросы   устройства   монархии,   императорская   власть,   ее   божественность   и нерушимость,  права   императора,  нравственные   ценности   в  философии   Феофана Прокоповича,   В.   Н.   Татищева,   А.   Д.   Кантемира.   Следует   уяснить   основные философские взгляды М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева.   Основные направления  русской философии XIX в. следует начать изучать с   философии   западничества   и особенностей   декабристской   философии, славянофильства.  Следует   отметить   основные   направления   религиозной     философии   С.   Н. Булгакова, П. А. Флоренского, братьев Трубецких, С. Л. Франка, Н. А.  Бердяева и др. Следует также уяснить религиозно­философские доктрины русских писателей Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого.  Определить,   за   что   Толстого   Л.   Н.   отлучили   от   церкви.     Необходимо выяснить   общую   черту   революционно­демократической   философии Чернышевского   Н.   Г.,   народников,   анархистов,   марксистов   (Плеханов   Г.   В.). Космизм,   как   глубоко   оригинальное,   глубокое   и   перспективное   направление   в русской философии, необходимо изучать с опорой на философию ярчайших ее представителей:   Н.   Ф.   Федорова,   А.   Л.   Чижевского,   В.   И.   Вернадского,   К.   Э. Циолковского и др. При   выявлении   особенностей   русского   космизма   следует   учитывать существование   его   двух   направлений:   космизм   либо   с   примесью   фантастики (философия   "общего   дела"   Н.Ф.   Федорова),   либо   опирающийся   на   теологию (философия   всеединства   Н.А.   Бердяева),   и   космизм,   связанный   с   развитием естественных наук (концепции Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского и А.Л. Чижевского). Основные источники:  1.Горелов А. А. Основы философии : учеб. пособие для СПО / А. А.  Горелов. ­ 5­е изд., стер. ­ М. : Академия, 2010. ­ 256 с. 20 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 2.Волкогонова О.Д, Н.М Сидорова. Основы философии: учебник / О.Д.  Волкогонова, Н.М Сидорова – М,;ИД  ФОРУМ: ИНФРА­М, 2016.­480 с. 3.Гуревич П.С. Основы философии : учеб. пособие / П.С.  Гуревич.­М.: Кнорус,  2011.­ 478 с. Дополнительные источники:  1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.  Учебник, М. – Юнити ­Дана, 2009. ­ 463 с.  2.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,  Юнити­Дана, 2009 ­ 287 с.  Интенет­ресурс: Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. ­ М.:Кнорус,2010.  http://filosof.historic.ru/ ­ Цифровая библиотека по философии;  http://filosofia.ru/ ­Библиотека философии и религии;    21 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Семинарское занятие №6 по теме «Глобальные проблемы современности». Цель:  приобрести   знания   по   теме,   осмыслить   понятия   связанные   с   темой, применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции. Вопросы для подготовки: 1.Какие   проблемы   получили   название   глобальных   и   почему?   Отражение неразрывности социальных и природных основ жизни в современных глобальных проблемах. 2.Интерсоциальные глобальные проблемы: сохранение мира между государствами, остановка   гонки   вооружений,   устранение   неравномерности   экономического развития, преодоление международной нестабильности. 3.   Глобальные   проблемы,   возникшие   в   результате   взаимодействия   природы   и общества: проблемы природных ресурсов, освоение Мирового океана и космоса. 4.   Глобальные   проблемы,   связанные   с   взаимодействием   человека   и   общества: проблемы народонаселения, здравоохранения, образования. 5. Деятельность международных неправительственных организаций по обсуждению и решению глобальных проблем. 22 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08  Методические рекомендации: Означенная тема является завершающей в курсе семинаров по философии. Предполагается,   что   студенты   приобрели   уже   достаточные   навыки   для самостоятельной   подготовки.   Исходя   из   этого,   вопросы   для   ее   обсуждения сформулированы   предельно   четко   –   для   того,   чтобы   студенты   смогли подготовиться к этому занятию без дополнительных методических объяснений и рекомендаций. Этой же цели служит и расширенный список литературы. Список литературы Основные источники:  1.Горелов А. А. Основы философии : учеб. пособие для СПО / А. А.  Горелов. ­ 5­е изд., стер. ­ М. : Академия, 2010. ­ 256 с. 2.Волкогонова О.Д, Н.М Сидорова. Основы философии: учебник / О.Д.  Волкогонова, Н.М Сидорова – М,;ИД  ФОРУМ: ИНФРА­М, 2016.­480 с. 3.Гуревич П.С. Основы философии : учеб. пособие / П.С.  Гуревич.­М.: Кнорус,  2011.­ 478 с. Дополнительные источники:  1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1.  Учебник, М. – Юнити ­Дана, 2009. ­ 463 с.  2.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,  Юнити­Дана, 2009 ­ 287 с.  Интенет­ресурс: Бучило Н.Ф. Философия: электронный учеб. / Н.Ф. Бучило. ­ М.:Кнорус,2010.  http://filosof.historic.ru/ ­ Цифровая библиотека по философии;  http://filosofia.ru/ ­Библиотека философии и религии;  23 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 Критерии оценивания подготовки и работы студентов  на семинарском занятии. В ходе семинарского занятия студент получает оценку: ­    «отлично»   ­   если   им   был   подготовлен   конспект   по   теме   семинара   и представлено   выступление   на   семинарском   занятии   по   вышеуказанным требованиям  или активное участие в обсуждении многих вопросов семинара. ­  «хорошо» ­  выставляется студенту, если им был подготовлен конспект по вопросам семинара, и было принято участие в обсуждении нескольких вопросов. ­  «удовлетворительно»   ­   выставляется   студенту   за   наличие   конспекта   по вопросам семинара. ­ «неудовлетворительно» ­ за семинарское занятие выставляется студенту за отсутствие конспекта и не участие в работе на семинаре.    Вопросы к зачёту 1. Философия, её смысл, функции, роль в обществе. 2. Натурфилософия Древней Греции VI века. 3. Софисты и Сократ. 4. Платон – основатель идеализма. 5. Аристотель и его учение о форме. 6. Стоики и эпикурейцы о смысле жизни. 7. Патристика и Августин Аврелий. 8. Схоластика и Фома Аквинский. 9. Сенсуалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк о познании. 10.Рационалисты Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц о познании. 11.Субъективный идеализм Д. Беркли и агностицизм Д. Юма. 12.Немецкая классическая философия И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля. 13.Материализм Л. Фейербаха и К. Маркса. 24 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 14.Иррациональная философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора,    А.  Берксона. 15.Русская философия  Н. Бердяева и В. Соловьёва. 16.Образ человека в истории философской мысли. 17.Проблема антропосоциогенеза. 18.Природа человека: биологическое и социальное начало. 19.Проблема сознания в истории философской мысли. 20.Основные идеи психоанализа З. Фрейда. 21.Материалистическое понимание сознания. 22.Теория познания, формы познания. 23.Познание и практика. 24.Истина и заблуждение. 25.Состав, структура и динамика знаний. 26.Научная картина мира: классическая, неклассическая, современная. 27.Религия и религиозная картина мира. 28.Философские концепции исторического развития. 29.Культура как предмет философского рассмотрения. 30.Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества. 25 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 26 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08 27 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Управление документацией                                               СМК ДП 4.2.3­2.0­08

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий

Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018