Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории
Оценка 4.6

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
история
5 кл
22.11.2017
Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории
Методическая разработка «Подготовка суворовцев к выполнению заданий Всероссийской проверочной работы по истории в 5 классе» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на повышение качества истории обучения истории. В работе подробно проанализированы результаты проведенных весной 2017 года работ по истории и выявлены основные проблемы обучающихся. В частности, автор говорит о неумении пятиклассников работать с текстом, как самой распространенной ошибке. Для решения обозначенной проблемы предлагает конкретную схему действий на примере собственного варианта проверочной работы.
Методическая разработка подготовка к ВПР по истории 5 класс).docx
Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Тульское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» Методическая разработка «Подготовка суворовцев к выполнению заданий Всероссийской проверочной работы по истории в 5 классе» Автор: Рожкова Людмила Александровна,  преподаватель истории и обществознания,  заведующий методическим кабинетом учебного отдела Тула ­2017 В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011– 2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507­р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного   стандарта   (ФГОС)   основного   общего   образования   во   всех общеобразовательных   организациях   Российской   Федерации.   В   рамках   этого   процесса начиная с сентября 2015 г. обучающиеся 5 классов во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом.  Всероссийские   проверочные   работы   (ВПР)   проводятся   с   учетом   национально­ культурной   и   языковой   специфики   многонационального   российского   общества   в   целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников. Назначение КИМ для проведения диагностической работы по истории – оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 класса. КИМ предназначены для диагностики достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Содержание   и   структура   проверочной   работы   определяются   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015   №   1/15)   и   содержания   учебников,   включённых   в   Федеральный   перечень   на 2016 / 17 учебный год.  Всероссийские   проверочные   работы   основаны   на   системно­деятельностном, компетентностном   и   уровневом   подходах.   В   рамках   ВПР   наряду   с   предметными результатами   обучения   учеников   основной   школы   оцениваются   также   метапредметные результаты,   в   том   числе   уровень   сформированности   универсальных   учебных   действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.  Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.  Регулятивные   действия:   целеполагание,   планирование,   контроль   и   коррекция, саморегуляция.  Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения   и   выбор   вида   чтения   в   зависимости   от   цели;   определение   основной   и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.  Логические   универсальные   действия:   анализ   объектов   в   целях   выделения признаков;   синтез,   в   том   числе   самостоятельное   достраивание   с   восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно­ следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.  Коммуникативные   действия:   умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и синтаксическими нормами родного языка. Диагностическая работа нацелена на выявление овладения   школьниками   базовыми   историческими   знаниями,   опытом   применения историко­культурного   подхода   к   оценке   социальных   явлений,   умением   применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать,   сопоставлять   и   оценивать   содержащуюся   в   различных   источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Диагностическая работа также проверяет знание обучающимися истории, культуры родного края. Проверяемые требования к уровню подготовки: 1. Метапредметные: 1.1.   умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации  1.2. умение устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы  1.3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач  1.4. смысловое чтение  1.5.   умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью 1.6. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения   1.7. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности  2.Предметные:  2.1   овладение   базовыми   историческими   знаниями,   а   также   представлениями   о закономерностях   развития   человеческого   общества   в   социальной,   экономической, политической, научной и культурной сферах  2.2 умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего  2.3   способность   определять   и   аргументировать   свое   отношение   к   содержащейся   в различных источниках информации о событиях и явлениях прошлого и настоящего  2.4   умение   применять   исторические   знания   для   осмысления   сущности   общественных явлений  2.5 опыт историко­культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов  2.6   формирование   основ   гражданской,   этнонациональной,   социальной,   культурной самоидентификации личности обучающегося Всероссийские   проверочные   работы   (ВПР)   по   истории   среди   предметных   навыков проверяют также проверяют обучающихся: искать историческую информацию в разных источниках; атрибутировать источник, т. е. определять автора, время, обстоятельства, цели его создания оценивать источник, определять его достоверность; различать в информации факты и мнения, выявлять описания и объяснения; систематизировать информацию на основе своих представлений о закономерностях исторического процесса; анализировать информацию в разных знаковых системах – в таблице, по карте, на схеме, с помощью аудиовизуального ряда.       Результаты ВПР по истории весной 2017 года показали, что обучающиеся плохо  работают с текстом.    Типичные ошибки пятиклассников: не умеют самостоятельно анализировать ситуацию в тексте; не могут преобразовать информацию, которую разработчики ВПР представили в  разных знаковых системах; не извлекают информацию из философских, научно­популярных, художественных  неадаптированных текстов;  не проводят целостный анализ информации.  Для   достижения   позитивных   результатов   необходимо   использовать   образовательные технологии, нацеленные на формирование устойчивых навыков работы с текстом:  Задания по технологии воспроизводящего уровня Задания по технологии преобразующего уровня Задания по технологии творческо­поискового  уровня Выписать основные понятия. Сформулировать  ответы на вопросы. Указать в тексте источник фактов или событий. Составить простой план, который включает основные пункты без  подпунктов и комментариев Проанализировать исторический документ и  выявить в нем главную идею. Сравнить положения  исторического документа с другими  теоретическими документами и выделить главную  идею. Сравнить положения источника с другим теоретическим материалом. Выбрать и  сгруппировать факты. Составить развернутый план, в котором пункты сформулировать в виде одного­двух предложений с основными фактами. Составить конспект. Осмыслить источник и определить его место в  системе документов. Проанализировать явления  или факты в тексте, сравнить их с точки зрения автора. Составить по итогам исследования сравнительную таблицу или оценивать текст. Подготовить сложный план с базовыми пунктами и  подпунктами. Подготовить творческое сочинение,  презентацию, проект Приведем пример работы с текстом при подготовке к выполнению задания № 2 ВПР  (тексты взяты из сборника «Подготовка к ВПР по истории 5 класс», М,. ФИПИ 2017)  Прочитайте отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.  1) «Тяжело было работать землекопам в каменоломнях. Совсем обессилели они и не могли выполнять за день то, что приказывал им начальник. Жестоко наказывали их за это. Глядя на них, боги сжалились над ними. Кинули они им амулеты, и появилась у землекопов необыкновенная сила. Стали они тогда выполнять работу больше того, что им полагалось. Узнал об этом император Цинь Шихуанди и захотел достать эти амулеты. Хитростью удалось ему достать их у рабочих. И тогда при помощи этих амулетов   царь   постепенно   сделал   всех   рабочих   силачами.   Они­то   и   выстроили стену. А у самого Цинь Шихуанди был конь. Не простой он был, волшебный. Глаза его были из огня, тело его было из облака. Поднимался конь на гору к стене, и, где он топал ногой, там вырастала башня». 2) «Я  хочу  рассказать,   как  воспитывали  детей   в  Спарте  и   других  местах...   Мерой питания   детей   они   считали   вместимость   их   желудков.   Вместо   того   чтобы приставлять   к   каждому   мальчику   рабов­педагогов   (педагогами   называли   рабов, которые   водили   ребёнка   в   школу),   Ликург   установил,   чтобы   мальчиками распоряжался   человек   из   числа   тех,   кому   позволено   занимать   самые   высокие должности   в   государстве.   Он   назывался   педономом.   Ликург   поручил   педоному собирать   детей   и,   надзирая   за   ними,   строго   наказывать   тех,   кто   окажется нерадивым.   Ликург   дал   ему   биченосцев   из   числа   юношей,   чтобы   они,   когда потребуется, наказывали детей. Поэтому в Спарте дети были очень послушны и отличались большой скромностью». 3) «Воссиял   царь   утром.   Когда   было   уведомлено   всё   войско…   его   величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием, как бог Гор, а его отец Амон укреплял его руки… И его величество отдал приказ своему войску в следующих выражениях: „Вы хватайте хорошенько­хорошенько, моё победоносное войско!   Смотрите,   даны   все   страны   в   этот   город   по   приказу   Ра   сегодня.   Все владетели всех северных чужеземных стран заперты в нём, и овладеть Мегиддо – значит   взять   тысячу   городов.   Вы   хватайте   хорошенько­хорошенько!”   И   вот, владетели этой страны приползли на своих животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот, все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью…» После прочтения текстов задаю вопросы:  1. можем ли мы сразу определить о каких странах идет речь в текстах? Обычно ученики отвечают, что определить сразу трудно, нужно внимательно прочитать еще раз. 2. найдите   имена,   географические   названия,   упоминание   событий,   которые помогут вам в атрибуции текста. В   первом   тексте   упоминается   имя   Цинь   Шихуанди   (китайского   императора),   и строительство стены, во втором – Спарта, раб­педагог, Ликург; в третьем­ город Мегиддо, боги Амон­Ра и Гор. После того, как дети нашли эти «указывающие «слова, они легко определяют, что первый текст описывает события происходившие в Китае, строительство Великой   китайской   стены,   второй   –   воспитание   детей   в   Спарте,   третий   –   завоевания Тутмоса III.  Таким образом, простой прием «указывающих слов» позволяет повысить внимание при чтении текста и формировать смысловое чтение у пятиклассников. Большое   место   в   исторической   подготовке   пятиклассников   имеет   работ   над понятиями.   Для   повышения   эффективности   этого   вида   учебных   действий   использую технологию поэтапного формирования умственных действий. Необходимые термины и их определения анализируем по следующему плану: 1. В какой стране возник этот термин (с историей каких событий связан?)?  2. Что он означает? 3. Найдите два слова в определении, которые объясняют сущность этого термина. 4. Составьте   предложение   с   этими   двумя   словами   таким   образом,   чтобы получилось определение исторического термина. В   теме   «Древний   Египет»   учащиеся   впервые   сталкиваются   с   такой   формой общественных   отношений   как   государство.   Но   мы   не   найдем   объяснения,   что   такое государство.   И,   если   внимательно   прочитать   учебник,   то   не   найдем   определение государства во всем тексте учебника истории древнего мира для 5 класса. Однако, к концу года ученики должны е только понимать, но и называть признаки государства, различать формы государства: монархическую форму правления, республиканскую, а ещё должны усвоить   два   вида   политических   режимов:   восточную   деспотию   и   греко­римскую демократию   (естественно,   что   термины   форма   правления   и   политический   режим   не являются обязательны м минимумом содержания исторического образования в 5 классе). Поэтому   я   веду   систематическую   работу   по   формированию   понятия   «государство», начиная   с   первого   знакомства   с   государством   и   аппаратом   государственной   власти   на уроке по теме «Управление Египетским государством». Для этого мы сравниваем два слова: государство и страна.  Привожу знаменитые слова В. Лебедева­Кумача и задаю вопрос: какую картинку вы видите   перед   глазами,   когда   слышите   слова   знаменитой   песни:   «Широка   страна   моя родная, много в ней лесов, поле и рек!». Дети отвечают обычно, что это картины природы: поля, леса, горы, озера.  Отсюда делаем вывод: страна – термин географический, под ним понимаю географические особенности территории.   Теперь попробуем в песне заменить слово страна на слово государство. Вызывает ли такие   же   ассоциации   это   двустишье   теперь?   Равнозначны   ли   термины   «страна»   и «государство»?   Дети   дружно   приходят   к   вводу,   что   термины   неоднозначны.   Соединив наши догадки с темой урока, приходим к вводу, что государство – это аппарат власти на определенной территории.  На творчески­преобразующем уровне использую прием «рассказ с продолжением»: один   ученик   начинает   рассказ   по   теме   (он   должен   быть   ярким,   красочным, художественным), другой продолжает его. При этом каждый может сказать только три­ четыре   предложения,   выражающие   самое   главное.     Этот   прием   не   только   позволяет формировать навык самостоятельной работы с текстом, развивать речевые компетенции, но   и   развивает   умение   слушать   другого,   быть   внимательным   к   деталям.   Для   развития навыка оформления устной речи на письме использую такую форму как «мини­сочинение». Например,   «Легко   ли   было   учиться   в   древнегреческой   школе?»,   «Машина­времени перенесла тебя в Древнюю Грецию, где бы ты хотел оказаться?» Подобного рода задания развивают   фантазию   детей,   наглядно­образные   представления,   вместе   с   тем   дают возможность   для   актуализации   полученных   знаний,   подготавливают   к   более   сложным заданиям.  Анализ и синтез особенностей определенного государства, учащиеся усваивают с помощью  заданий  на  сравнение  и  выделение  признаков.   Например,  «Можно  ли  назвать афинскую   демократию   подлинным   народовластием?   назови   один   аргумент подтверждающий мнение, другой ­ опровергающий», или «Слово» республика» в переводе с латинского означает «общее дел о». Можно ли назвать управление Римской республикой в V­IV веках до нашей эры общим для всех делом?»    Работа   по   формированию   понятийного   исторического   аппарата   нуждается   в проверке. Для этого использую игру «Добавь недостающий элемент» (на основе задания ОГЭ и ЕГЭ), которая встречается ребятами с большим удовольствием. Приведу несколько примеров:   К теме «Древний Восток» (обобщение). Событие Строительство пирамиды Хеопса Дата ____________________ ____________________ 1794­1750 гг. до н.э. _ Страна Египет Вавилон Гибель Ниневии ____________________ Ассирийская держава _ На   первом   этапе   игры   опубликовываю   слова,   которые   необходимо   вставить.   На последующих, дети сами догадываются, какие слова пропущены. Для экономии времени использую либо электронную презентацию, либо заготовку на Smart­доске. Такую же работу провожу и для повторения и закрепления хронологических знаний. Например,  страна Месопотамия ­ Греция дата III тыс до н.э. 1500 г. до н.э. 1200 г.до н.э. событие ­ Завоевания фараона Тутмоса III ­ С   усложнением   содержания   материала   усложняем   и   задания:   теперь   они   уже включает в себя историческую терминологию. Понятие  Например, к теме «Древняя Греция»: Страна,   с   которой оно связано полис ­ Педагог _ ­ ­ ­ _ Определение  ­ Рабы в Древней Спарте из числа коренных жителей, принадлежали   государству которые   _ Архитектурное   сооружение   (или   его элемент), представлявшее собой колонны с крышей (навесом) В обязательном минимуме содержания исторического образования уделяется много внимания социокультурному компоненту. Поэтому вопросы истории развития культуры в разные   периоды   древности   изучаем   особенно   тщательно.   Для   этого   рассматриваем изображения памятников древней культуры, для того чтобы запомнить их отличительные черты и названия.  Изображения к теме «Культура Древнего Востока»  1)   Что   общего   в   этих сооружениях? 2)   Для   чего   они предназначены? 3) Какие отличительные черты двух сооружений вы можете назвать?                   Затем включаю эти объекты в уже известную игру. Назовите памятники древней архитектуры и страны, в которых они расположены. Памятник культуры Страна  Дата  _____________ 3­2 тысячелетие до н.э. Памятник культуры Пирамиды ­­­­­­­­­­­­­­­­ Ветхий Завет ­­­­­­­­­­­­­­­­­ Страна ­­­­­­­­­­­­­ Вавилонское царство ­­­­­­­­­­­­­­ Ассирия Вавилонское царство Дата 3­2 тысячелетие до н.э ­­­­­­­­­­­­­­­ I век н.э. VII век до н.э. ___________________ Ветхий Завет __________________ I век н.э. Ассирия VII век до н.э. Большой   сложностью   для   пятиклассников   является   освоение   навыков   работы   с исторической картой: определение географического положения, определение особенностей ландшафта, определение границ и соседей и т.д. Одним   из   компонентов   содержания   контрольно­измерительных   материалов   ВПР являются именно эти задания. В процессе изучения истории древних стран мы выработали простейший план для характеристики географического положения: • Где находится страна? (положение относительно уже известных стран) • Какова местность? (на основе условных обозначений карты) • Какой климат? (на основе сравнения с соседями). На   каждом   уроке   используются   задания   для   работы   с   контурной   картой. Помощником является интерактивная лоска Smartbord. Особое   место   в   историко­культурном   компоненте   исторического   образования занимают персоналии. И ВПР не обошла стороной характеристику исторической личности и её вклад в развитие истории.  Для характеристики исторической личности пользуемся следующим планом  1. Имя 2. Время жизни и деятельности. 3. С историей какой страны связана его деятельность? 4. В какой сфере деятельности проявил себя? 5. В каких исторических событиях принял участие? 6. Чем запомнился потомкам? Чернышева   Ольга   Александровна.   автор   многих   пособий   по   подготовке   к экзаменационным испытаниям, в работа «Технология   подготовки   к       всероссийским проверочным     работам     по     истории     в     5   классе»   («Легион»,   Ростов­на­Дону,   2017) приводит   следующий   план   для   характеристики   выдающейся   личности   и   её   вклада   в историю страны, региона: 1. Фамилия, имя, отчество. 2. Время жизни и деятельности (с точностью до десятилетия) 3. Сфера деятельности (профессия, род занятий) 4. Исторические события,  явления и процессы, в которых принял участие (привести несколько фактов) о вдающихся туляках. 5. Значение деятельности в истории города, области, страны.  Примером  характеристики исторической личности могут служить следующие сведения ВИНИУС АНДРЕЙ ДЕНИСОВИЧ (1605 – 1652 гг.) Андрей   Денисович   Виниус   —   российский   купец   и   заводчик   голландского   Основал   в   правление   царя   Михаила   Фёдоровича   первые происхождения. чугуноплавильные,   железоделательные   и   оружейные   заводы близ   Тулы.   Отец   государственного   деятеля   и   сподвижника Петра I Андрея Андреевича Виниуса. Первоначально был хлебным торговцем, однако в 1632 году, после обнаружения под Тулой «доброй руды», приобрёл право   на   построение   там   железоделательного   завода, обязавшись   «учить   государевых   людей   всякому   железному делу»,   а   также   поставлять   пушки   и   железо   в   казну   по назначенной   цене.   Благодаря   Виниусу,   у   России   появился доступ   к   более   дешёвому   железу,   и   отпала   необходимость покупать его по высокой цене у шведов. Излишек Виниус имел право продавать за границу. Современники  считали  Виниуса одним   из   советников   боярина   Морозова,   иностранцы приписывали его влиянию принятые при Морозове стеснительные меры по отношению к торговле иностранцев в России. Чириков Алексей Ильич (1703 – 1748 гг.) Родился в Дубенском районе Тульской области.  Русский   дворянин,   мореплаватель,   капитан­командор   (1747), исследователь   северо­западного   побережья   Северной Америки,   первооткрыватель   русской   Аляски,     северной части Тихого океана и северо­восточного побережья Азии. (1733­ он   в   22 Окончив в Санкт­Петербурге с отличием Морскую академию, года  стал помощником Витуса Беринга в Первой Камчатской экспедиции   (1725­1730).   Во   второй   Камчатской   экспедиции 1743) стал одним из руководителей. Основав на Камчатке город Петропавловск (по названию своих пакетботов – «Св. Павел» и «Св. Петр») экспедиция отправилась к берегам Америки искать пролив между ней и Азией. Чириков  сделал ряд интереснейших географических открытий, участвовал в составлении карты северо­западной части Тихого океана. В   чине   капитан­командора   стал   директором   Морской   академии   в   Санкт­ Петербурге.  Именем Чирикова названы острова на Аляске и в Тихом океане, мыс в Анадырском заливе. А в самом Петропавловске ему и Берингу установлены памятники. БОЛОТОВ АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1738 – 1833) Андрей  Тимофеевич  Болотов   – известный  русский ученый, писатель, энциклопедист, один из родоначальников русской   агрономической   науки.   Всесторонне   одаренный, обладающий   незаурядным,   пытливым   умом   и   необычайной работоспособностью,   А.Т.   Болотов   оставил   свой   след   во многих областях науки и культуры, причем многое открыл или совершил впервые.  Им   написано   свыше   350   томов   научных   и литературных   произведений,   из   которых   около   4   тысяч научных работ было опубликовано. По масштабам личности, разносторонним   дарованиям   и   научным   достижениям Болотова можно сравнить с М.В. Ломоносовым, однако имя первого русского  ученого­агронома долгие годы было почти забыто. Болотову   Россия   обязана   распространением   картофеля.   Познакомившись   с картофелем   в   Пруссии,   Болотов   впервые   в   России   начал   опыты   по   его   выращиванию. Статьи   Болотова   «О   разведении   картофеля»   (1770)   и   др.   стали   первыми   научными публикациями   по   картофелеводству.   Очень   важным   было   открытие   Болотовым   теории минерального   питания   растений,   на   много   лет   опередившее   достижения   европейской науки. Опыты и открытия Болотова в области сельского хозяйства, его научные труды заложили основу развития всей русской агрономической науки. В 1774 году Екатерина II, оценив знания Болотова по вопросам сельского хозяйства, поручила   ему   управление   своими   имениями   в   Киясовской   волости   (ныне   Московской области), а в 1776 г. он назначается управителем Богородицкой волости. Именно здесь, в Богородицке,   проявился   во   всем   блеске   многогранный   талант   Болотова   как   писателя, ученого, селекционера, журналиста, организатора, архитектора ­ человека разносторонних знаний и наклонностей. Образцово организовав хозяйство богородицких имений, он, не довольствуясь точным исполнением своих обязанностей, принимал участие во всех делах Богородицка. Активно включился в работы по строительству дворца и соборной церкви, разработал   проект   будущего   расположения   города,   прекрасно   сочетая   новые   правила градостроения   с   местным   ландшафтом.   Но   самым   главным   результатом   богородицкой деятельности Болотова явился созданный им замечательный парк. Болотов   внес   большой   вклад   в   развитие   русской   культуры.   Благодаря просветительской деятельности Болотова в Богородицке в 1784 г. было открыто первое в Тульской губернии волостное училище для крестьянских детей. В Богородицке им был создан первый в России детский театр (1779 – 1781), для которого он сам писал пьесы, ставил их с детьми, рисовал декорации, исполнял некоторые роли. Дома А.Т. Болотова в Богородицке и Дворянинове становились культурными центрами местного населения, где устраивались музыкальные и литературные вечера, театральные представления. Болотов принадлежал к лучшим людям своего времени, борющимся за просвещение своей страны и двигающим русскую науку вперед. Он по праву может считаться не только гордостью земли тульской, но и гордостью и славою отечественной науки и культуры. Белобородов Николай Иванович (1828­1912) Гармонист,   педагог,   дирижёр,   аранжировщик,   создатель хроматической   гармони,   основатель   первого   в   мире оркестра гармонистов.  Сын   тульского   купца.   С   11   лет   Николай   увлёкся игрой на гармони, научившись сначала играть на однорядной диатонической   гармонике,   на   слух   подбирая   мелодии некоторых   песен.   Ему   хотелось   переделать   голоса инструмента   так,   чтобы   на   нём   можно   было   исполнять классические произведения. У Белобородова возникла идея создания новой модели гармоники.  В   марте   1878   года   первая   в   России   (по   мнению некоторых исследователей — первая в мире) хроматическая гармоника   была   сконструирована.   Опыт   оказался   на редкость удачным. По мнению музыковеда А. М. Мирека, гармоника была «настоящим шедевром по сравнению с другими, выпускавшимися в то время». Она была необычно устроена: на узком и небольшом корпусе размещалось шесть рядов планок. Одновременно звучали три голоса: два в унисон и один — октавой ниже. В  1880—1890­е   годы  он  оставил  службу   и  занялся изучением   теории   музыки   и   строением   аккордов,   с аранжировкой.   В   этом   ему   помогали   местные капельмейстеры   Шаров   и   Бузовкин.   Николай   Иванович первым   среди   отечественных   гармонистов   овладел   нотной грамотой.   В   1880   году   по   заказу   московского   издателя Белобородов   составил   одно   из   первых   методических пособий по обучению игре на хроматической гармонике — «Школу   для   хроматической   гармонии   по   системе   Н.   И. Белобородова». Дважды,   в   1884   и   1886   годах,   к   Н.   И   Белобородову   приезжал   представитель австрийской фирмы «Кальбе», известной по производству лучших венских гармоник, с предложением   продать   патент   хроматической   гармоники.   Однако   Николай   Иванович, несмотря   на   большую   нужду   в   деньгах,   не   согласился   на   это   предложение,   сказав представителю фирмы: «Я русский человек и своё изобретение не продаю за границу». В 1885—1886 годах из рабочих оружейного и патронного заводов Белобородовым был создан первый в мире «Оркестр кружка любителей игры на хроматических гармониках». 22 февраля 1897 года в малом зале Дворянского собрания Тулы состоялось первое публичное   выступление   оркестра   Белобородова,   после   которого   он   систематически выступал   с   концертами   в   Калуге,   Серпухове,   Алексине,   Ефремове,   Орле,   Воронеже   и других городах.

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории

Методические рекомендации по подготовке учащихся 5 классов к ВПР по истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017