Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
1 кл
03.10.2018
Данная рабочая программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Методические рекомендации составлены на основе разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и собственного опыта автора. Программа предназначена для логопедической работы с группой обучающихся 1-х классов, имеющих общее недоразвитие речи (3, 4 уровень речевого развития) и испытывающих трудности формирования письменной речи.Методические рекомендации
Методические рекомендации по преодолению ОНР у обучающихся 1 классов..docx
Методические рекомендации по преодолению
общего недоразвития речи у обучающихся 1х классов
общеобразовательных учреждений.
Характеристика группы обучающихся с ОНР
По материалам Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой общее недоразвитие речи (3
уровень речевого развития) характеризуется фразовой речью с элементами
недоразвития лексики, грамматики и фонетикофонематических процессов,
но не в одинаковой степени. Сохранней всего бывает звукопроизношение.
Чаще всего встречается искажение сонорных звуков и сигматизмы.
Лексический запас ограничен рамками обиходнобытовой тематики,
качественно неполноценен. Дети обладают бедным малодифференцированным
словарным запасом, смешивают названия сходных предметов, неуверенно
пользуются словамиобобщениями и т.д. Крайне мало в речи прилагательных,
обозначающих цвет и оттенки цветов, антонимов и синонимов.
Слабо владеют словообразованием прилагательных. Они не способны
актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике.
Типичным для данных уровней является неточное понимание и употребление
обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением. У них
обнаруживается и недифферинцированность глагольного словаря. Словарный
запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной
ситуации, однако, при подробном обследовании может выясниться незнание
детьми таких частей тела как локоть, переносица, веки, ноздри. Присутствуют
множественные семантические замены (вместо корзина – сумка, вмксто
перчатка – рукавицы и т. п.)
Грамматический строй речи недостаточно сформирован. В устной речи
первоклассников с ОНР наблюдается небольшое количество аграмматизмов.
Но это кажущееся небольшое количество ошибок связано с тем, что речь
ограничивается бытовой тематикой. Специально направленные задания
позволяют выявить трудности и ошибки, связанные с изменением слов по
грамматическим категориям рода, числа, падежа, времени, в употреблении
существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании
существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.
У детей с ОНР недостаточное понимание в употреблении сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал
изза стола» «встал из слола»). Характерной ошибкой является опускание
предлогов ( особенно «в») и смешение «вна, сиз, надпод».
Недостаточная сформированность фонематических процессов тормозит
спонтанное развитие навыков звукового анализа и синтеза, что является
предпосылкой к успешному овладению грамотой. Невозможность уловить
разницу в звучании акустически близких фонем, часто дефектное
произношение некоторых звуков, неумение вычленить каждую звуковую
единицу в слове приводит к тому, что процесс перекодирования звучащего
слова в письменное у них долгое время остается несформированным. Часто
дети не различают словапаронимы, не находят звук в заданной позиции в
слове. Не могут произвести звуковой анализ и синтез слова. При выполнении
слогового анализа слов у детей также встречается много ошибок. Им трудно
различать понятия «слогсловобуквазвук». Допускаются ошибки при
делении слов на слоги.
У детей с ОНР связная речь не развита в силу недостаточности
словарного запаса, низкого уровня познавательной активности. Ребенок не
осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической
формой. Типичным для данных уровней является использование детьми
простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.
Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логическовременных
связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа,
пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную
сторону.
Кроме того, у детей данной группы недостаточно развиты такие
психические процессы как память, внимание, наблюдательность,
произвольность. Слабо сформированы процессы переключения с одного вида
деятельности на другой, самоконтроль.
Цель: Преодоление нарушений устной речи и предупреждение нарушений
письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.
Требования Нового ФГОС НОО второго поколения предполагает
формирование универсальных учебных действий – «умение учиться».
Формирование личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных УД, отражены в задачах программы. Задачи:
Образовательные
1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на
2.
3.
базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза
звукобуквенного и слогового состава слова.
Обогащение словарного запаса путем уточнения имеющихся в запасе
слов и накопления новых слов в процессе развития умения активно
пользоваться различными способами словообразования.
Введение в активный словарь учебных словтерминов: звук, буква, слог,
гласный, согласные твердые мягкие, глухие – звонкие согласные, слов,
относящихся к различным частям речи.
4. Усвоение правил орфографии и правил написания предложения.
5. Формирование навыка правильного чтения и письма.
Коррекционные
1. Уточнение правильно произносимых звуков, постановка и
автоматизация дефектно произносимых звуков.
2. Развитие фонематических процессов, звукобуквенного и слогового
анализа и синтеза слов.
3. Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм,
правописание которых основано на полноценных представлениях о
звуковом составе слова.
4. Развитие лексикограмматического строя речи и процессов
словообразования и словоизменения.
5. Формирование навыков построения связного высказывания.
6. Формирование временных и пространственных представлений.
7. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
устойчивость внимания, наблюдательность, особенно к языковым
явлениям;
способность к запоминанию, способность к переключению;
познавательную активность;
навыки и приемы самоконтроля.
8. Формирование регулирующей коммуникативной деятельности: оформление своей мысли в устной и письменной речи;
планирование предстоящей деятельности;
контроль за ходом своей деятельности;
работа в определенном режиме и темпе;
применение полученных знаний в новых ситуациях;
анализ и оценка продуктивности собственной деятельности.
Воспитательные
1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства
собственного достоинства.
2. Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность,
взаимоуважение друг к другу.
Программа составлена в соответствии с:
Законом «Об образовании»
ФГОС НОО второго поколения (Приказ Минобрнауки России от
06.10.2009 № 373);
Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения;
Программнометодическими рекомендациями ведущих специалистов в
области коррекционной педагогики А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой,
Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
Основные методы работы:
Нагляднодемонстрационные (наблюдение, просмотр,прослушивание)
Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
Практические (упражнения, моделирование, игры).
Принципы работы:
Доступности
Системности учета структуры речевого нарушения
Комплексности
Дифференцированный подход в обучении
Этиопатогенетический
Поэтапности
Использования обходных путей
Деятельностного подхода
Формы организации коррекционных занятий
Групповые (фронтальные)
Подгрупповые
Индивидуальные Технологии обучения
Проблемнодиалогическая технология. (Мельникова Е.Л.)
Технология личностноориентированного подхода (Леонтьев А.А.)
Технология развития фонематических процессов (Ткаченко Т.А.)
Технология обучения чтению по методике Зайцева Н.А.
Коррекционноразвивающие технологии обучения младших школьников
русскому языку (Мисаренко Г.Г)
Контроль реализации программы
Мониторинг: стартовая диагностика (методика Фотековой Т.А.);
промежуточная диагностика (задания конкурса, анализ письма в
классных рабочих тетрадях);
итоговая диагностика (слуховой диктант. Методика Фотековой Т.А.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разделы Содержание работы
1 раздел Совершенствование произносительной стороны речи.
2 раздел Формирование языкового анализа и синтеза.
3 раздел Развитие лексикограмматических средств языка и
формирование связной речи
На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми
компонентами речевой системы.
Коррекция звукопроизношения проводится на индивидуальных
занятиях. Закрепление поставленных звуков на сади автоматизации их в
предложениях проводится на групповых занятиях.
Совершенствование произносительной стороны речи
РАЗДЕЛ 1
1.1 Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за
произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование
артикуляторной базы.
1.2 Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных
звуков в слогах, словах, во фразах.
1.3 Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения.
1.4 Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с
опорой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие –
глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие и другие).
1.5 Развитие навыков произношения слов сложного слогового состава. Формирование языкового анализа и синтеза (56 ч.)
РАЗДЕЛ 2.
1.1 Формирование представлений о предложении (12 ч.)
Текст. Предложение. Дифференциация понятий «слово
предложение», «текстпредложение». Интонационная законченность
предложения. Формирование навыка определения количества и
последовательности слов в предложении. Схема предложения.
Заглавная буква в словах. Понятие о слогах. Деление слов на слоги.
Слоговая схема слов. Дифференциация понятий «предложение –
текст – слово – слог».
Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки. Схема –
точное изображение слов – предметов, слов – действий, слов –
признаков.
Распространение предложения путем введения словпризнаков.
Составление предложений из заданных слов. Работа с
деформированными предложениями.
1.2. Формирование навыков
звукобуквенного анализа и синтеза (44 ч.)
Гласные звуки и буквы
Уточнение представлений о звуках речи. Гласные звуки. Буквы
гласных звуков А,О,У,И,Ы,Э. Ударение. Смыслоразличительная
роль ударения. Ударные и безударные гласные. Ритмическая схема
слова.
Гласные 1 и 2 ряда. Гласные буквы АЯ,ОЕ,УЮ,ЭЕ,ЫИ.
Гласные буквы как способ обозначения твердости и мягкости
согласных на письме. Буква Ь как способ обозначения мягкости
согласных на письме. Звукобуквенный анализ и синтез слов. Слоговой анализ и синтез
слов. Характеристика звука. Закрепление звукобуквенных связей.
Формирование навыка слогового чтения.
Согласные звуки и буквы
Согласные звуки. Буквы согласныз звуков. Различение согласных
и гласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие
согласные.
Дифференциация парных согласных звуков. Буквы БП, ВФ, ГК,
ДТ, ЖШ, ЗС. Дифференциация звуков, близких по акустико
артикуляционным признакам. Буквы ЧЩЦ.
Звук и буква Й. Буквы ИЙЕ.
РАЗДЕЛ 3
Развитие лексикограмматических средств языка и
формирование связной речи (31 ч.)
3.1 Развитие лексического запаса
Актуализация и обогащение словарного запаса по темам:
«Цвет», «Геометрические фигуры», «Ориентировка на листе
бумаги», «Фрукты, ягоды», «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы»,
«Человек», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима»,
«Времена и месяцы года», «Время», «Дикие животные», «Зимующие
птицы», «Животные теплых и холодных стран», «Одежда»,
«Головные уборы», «Обувь», «»Продукты питания», «Посуда»,
«Мебель», «Весна», «Перелетные птицы», «Цветы», «Насекомые».
Обогащение словаря разными частями речи. Обобщающие
понятия. Речевые средства, отражающие временные и зрительно
пространственные отношения. Антонимы. Синонимы. Многозначные
слова. Пословицы, поговорки. Обогащение словарного запаса в процессе развития умения
активно пользоваться различными способами словообразования.
Обозначение качественных, относительных, притяжательных
прилагательных. Прилагательные сравнительной степени.
Приставочный и суффиксальный способы словообразования.
3.2 Развитие грамматического строя и связной речи
Словоизменение имен существительных в единственном и
множественном числе. Падежные окончания имен существительных.
Развитие понимания логикограмматических оборотов речи,
связанных с падежными формами. Согласование прилагательных с
существительными в роде, числе. Согласование существительных с
глаголами настоящего и прошедшего времени. Согласование
числительных с существительными.
Активизация в речи простых и сложных предлогов. Изучение
предлогов ВИЗ, НАС (СО), НАД, ПОД, ИЗПОД, ЗА,ИЗЗА,
МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ. Схемы предлогов.
Графическое изображение предлогатреугольник.
Практическое освоение диалогической формой речи.
Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей. Осознанное
чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Составление предложений по картинкам. Составление полных
ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением.
Конструирование предложений по опорным словам, по заданным
схемам. Распространение предложений за счет введения имен
прилагательных и однородных членов.
Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ
описательного текста. Выборочный пересказ.
Составление описательного рассказа. Составление
повествовательного рассказа с опорой на картиннографические
планы и по вопросам. Составление повествовательного рассказа на
основе событий заданной последовательности. Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
1. Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать
согласные по акустикоартикулярному сходству.
2. Уметь различать слово и предложение, записывать схему
предложения. Соблюдать правила написания предложений.
3. Различать и употреблять в самостоятельной речи термины
«звук, буква, слог, гласный, согласный, твердый, мягкий,
звонкий, глухой». Соотносить звуки с соответствующими
буквами.
4. Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать
характеристику согласных звуков.
5. Уметь выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез
слов.
6. Иметь достаточный словарный запас и правильный
грамматический строй речи для построения связного
высказывания.
7. Иметь навык конструирования элементарного высказывания с
использованием учебных тенминов.
8. Иметь пространственновременные представления.
9. Правильно использовать на письме способы обозначения
мягкости и твердости согласных звуков.
10.Иметь готовность к восприятию определенных орфограмм,
правописание которых основано на полноценных
представлениях о звуковом составе слова.
11. Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл
прочитанного.
Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях
является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико
грамматического строя речи, фонетикофонематического
недоразвития и предупреждение неуспеваемости по русскому языку у
учащихся начальных классов при первично сохранном интеллекте,
нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического
развития.
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.