Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Оценка 4.6

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
1 кл
03.10.2018
Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Данная рабочая программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Методические рекомендации составлены на основе разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и собственного опыта автора. Программа предназначена для логопедической работы с группой обучающихся 1-х классов, имеющих общее недоразвитие речи (3, 4 уровень речевого развития) и испытывающих трудности формирования письменной речи.Методические рекомендации
Методические рекомендации по преодолению ОНР у обучающихся 1 классов..docx
Методические рекомендации по преодолению  общего недоразвития речи у обучающихся 1­х классов  общеобразовательных учреждений. Характеристика группы обучающихся с ОНР      По материалам Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой общее недоразвитие речи (3  уровень речевого развития) характеризуется фразовой речью с элементами  недоразвития лексики, грамматики и фонетико­фонематических процессов,  но не в одинаковой степени. Сохранней всего бывает звукопроизношение.  Чаще всего встречается искажение сонорных звуков и сигматизмы.      Лексический запас ограничен рамками обиходно­бытовой тематики,  качественно неполноценен. Дети обладают бедным малодифференцированным словарным запасом, смешивают названия сходных предметов, неуверенно  пользуются словами­обобщениями и т.д. Крайне мало в речи прилагательных,  обозначающих цвет и оттенки цветов, антонимов и синонимов. Слабо владеют словообразованием прилагательных. Они не способны  актуализировать достаточное количество слов по определенной тематике.  Типичным для данных уровней является неточное понимание и употребление  обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением. У них  обнаруживается и недифферинцированность глагольного словаря. Словарный  запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной  ситуации, однако, при подробном обследовании может выясниться незнание  детьми таких частей тела как локоть, переносица, веки, ноздри. Присутствуют множественные семантические замены (вместо корзина – сумка, вмксто  перчатка – рукавицы и т. п.)      Грамматический строй речи недостаточно сформирован. В устной речи  первоклассников с ОНР наблюдается небольшое количество аграмматизмов.  Но это кажущееся небольшое количество ошибок связано с тем, что речь  ограничивается бытовой тематикой. Специально направленные задания  позволяют выявить трудности и ошибки, связанные с изменением слов по  грамматическим категориям рода, числа, падежа, времени, в употреблении  существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании  существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.  У детей с ОНР недостаточное понимание в употреблении сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются на простые (вместо «встал  из­за стола» ­ «встал из слола»). Характерной ошибкой является опускание  предлогов ( особенно «в») и смешение «в­на, с­из, над­под».      Недостаточная сформированность фонематических процессов тормозит  спонтанное развитие навыков звукового анализа и синтеза, что является  предпосылкой к успешному овладению грамотой. Невозможность уловить  разницу в звучании акустически близких фонем, часто дефектное  произношение некоторых звуков, неумение вычленить каждую звуковую  единицу в слове приводит к тому, что процесс перекодирования звучащего  слова в письменное у них долгое время остается несформированным. Часто  дети не различают слова­паронимы, не находят звук в заданной позиции в  слове. Не могут произвести звуковой анализ и синтез слова. При выполнении  слогового анализа слов у детей также встречается много ошибок. Им трудно  различать понятия «слог­слово­буква­звук». Допускаются ошибки при  делении слов на слоги.       У детей с ОНР связная речь не развита в силу недостаточности  словарного запаса, низкого уровня познавательной активности. Ребенок не  осознает необходимости развивать эту сторону речи, обходясь диалогической  формой. Типичным для данных уровней является использование детьми  простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.  Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логическо­временных  связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа,  пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную  сторону.      Кроме того, у детей данной группы недостаточно развиты такие  психические процессы   как память, внимание, наблюдательность,  произвольность. Слабо сформированы процессы переключения с одного вида  деятельности на другой, самоконтроль.      Цель: Преодоление нарушений устной речи и предупреждение нарушений  письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.      Требования Нового ФГОС НОО второго поколения предполагает  формирование универсальных учебных действий – «умение учиться».  Формирование личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных УД, отражены в задачах программы. Задачи:      Образовательные 1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на  2. 3. базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза  звуко­буквенного и слогового состава слова.  Обогащение словарного запаса путем уточнения имеющихся в запасе  слов и накопления новых слов в процессе развития умения активно  пользоваться различными способами словообразования.  Введение в активный словарь учебных слов­терминов: звук, буква, слог, гласный, согласные твердые ­ мягкие, глухие – звонкие согласные, слов,  относящихся к различным частям речи. 4. Усвоение правил орфографии и правил написания предложения. 5. Формирование навыка правильного чтения и письма. Коррекционные 1. Уточнение правильно произносимых звуков, постановка и  автоматизация дефектно произносимых звуков. 2. Развитие фонематических процессов, звуко­буквенного и слогового  анализа и синтеза слов. 3. Формирование готовности к восприятию определенных орфограмм,  правописание которых основано на полноценных представлениях о  звуковом составе слова. 4. Развитие лексико­грамматического строя речи и процессов  словообразования и словоизменения. 5. Формирование навыков построения связного высказывания. 6. Формирование временных и пространственных представлений. 7. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к  обучению: ­ устойчивость внимания, наблюдательность, особенно к языковым  явлениям; ­ способность к запоминанию, способность к переключению; ­ познавательную активность; ­ навыки и приемы самоконтроля. 8. Формирование регулирующей коммуникативной деятельности: ­ оформление своей мысли в устной и письменной речи; ­ планирование предстоящей деятельности; ­ контроль за ходом своей деятельности; ­ работа в определенном режиме и темпе; ­ применение полученных знаний в новых ситуациях; ­ анализ и оценка продуктивности собственной деятельности. Воспитательные 1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства  собственного достоинства. 2. Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность,  взаимоуважение друг к другу. Программа составлена в соответствии с: ­ Законом «Об образовании» ­ ФГОС НОО второго поколения (Приказ Минобрнауки России от  06.10.2009 № 373); ­ Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения; ­ Программно­методическими рекомендациями ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой,  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; Основные методы работы: ­ Наглядно­демонстрационные (наблюдение, просмотр,прослушивание) ­ Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа); ­ Практические (упражнения, моделирование, игры). Принципы работы: ­ Доступности ­ Системности учета структуры речевого нарушения ­ Комплексности ­ Дифференцированный подход в обучении ­ Этиопатогенетический ­ Поэтапности ­ Использования обходных путей ­ Деятельностного подхода Формы организации коррекционных занятий    ­ Групповые (фронтальные) ­ Подгрупповые ­ Индивидуальные Технологии обучения Проблемно­диалогическая технология. (Мельникова Е.Л.) Технология личностно­ориентированного подхода (Леонтьев А.А.) Технология развития фонематических процессов (Ткаченко Т.А.) Технология обучения чтению по методике Зайцева Н.А. Коррекционно­развивающие технологии обучения младших школьников  русскому языку (Мисаренко Г.Г) Контроль реализации программы Мониторинг: ­ стартовая диагностика (методика Фотековой Т.А.); ­ промежуточная диагностика (задания конкурса, анализ письма в  классных рабочих тетрадях); ­ итоговая диагностика (слуховой диктант. Методика Фотековой Т.А.) СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ Разделы                Содержание работы 1 раздел                 Совершенствование произносительной стороны речи. 2 раздел                 Формирование языкового анализа и синтеза. 3 раздел                 Развитие лексико­грамматических средств языка и                                      формирование связной речи       На коррекционных занятиях одновременно ведется работа над всеми  компонентами речевой системы.      Коррекция звукопроизношения проводится на индивидуальных  занятиях. Закрепление поставленных звуков на сади автоматизации их в  предложениях проводится на групповых занятиях. Совершенствование произносительной стороны речи РАЗДЕЛ 1 1.1 Развитие осознанного звукового анализа и навыка контроля за  произношением звуков, имеющихся в речи детей. Формирование  артикуляторной базы. 1.2  Коррекция дефектов произношения. Автоматизация поставленных  звуков в слогах, словах, во фразах. 1.3  Употребление поставленных звуков во всех ситуациях общения. 1.4  Формирование умения дифференцировать звуки на слух и в речи с  опорой на акустические и артикуляционные признаки (звонкие –  глухие, твердые – мягкие, свистящие – шипящие и другие). 1.5  Развитие навыков произношения слов сложного слогового состава. Формирование языкового анализа и синтеза (56 ч.) РАЗДЕЛ 2. 1.1 Формирование представлений о предложении (12 ч.) Текст. Предложение. Дифференциация понятий «слово­ предложение», «текст­предложение». Интонационная законченность  предложения. Формирование навыка определения количества и  последовательности слов в предложении. Схема предложения.  Заглавная буква в словах. Понятие о слогах. Деление слов на слоги.  Слоговая схема слов. Дифференциация понятий «предложение –  текст – слово – слог».      Слова – предметы, слова – действия, слова – признаки. Схема –  точное изображение слов – предметов, слов – действий, слов –  признаков.      Распространение предложения путем введения слов­признаков.  Составление предложений из заданных слов. Работа с  деформированными предложениями. 1.2. Формирование навыков  звукобуквенного анализа и синтеза (44 ч.) Гласные звуки и буквы  Уточнение представлений о звуках речи. Гласные звуки. Буквы  гласных звуков А,О,У,И,Ы,Э. Ударение. Смыслоразличительная  роль ударения. Ударные и безударные гласные. Ритмическая схема  слова.      Гласные 1 и 2 ряда. Гласные буквы А­Я,О­Е,У­Ю,Э­Е,Ы­И.  Гласные буквы как способ обозначения твердости и мягкости  согласных на письме. Буква Ь как способ обозначения мягкости  согласных на письме. Звуко­буквенный анализ и синтез слов. Слоговой анализ и синтез  слов. Характеристика звука. Закрепление звуко­буквенных связей.  Формирование навыка слогового чтения. Согласные звуки и буквы      Согласные звуки. Буквы согласныз звуков. Различение согласных  и гласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие  согласные.      Дифференциация парных согласных звуков. Буквы Б­П, В­Ф, Г­К, Д­Т, Ж­Ш, З­С. Дифференциация звуков, близких по акустико­ артикуляционным признакам. Буквы Ч­Щ­Ц.  Звук и буква Й. Буквы И­Й­Е. РАЗДЕЛ 3 Развитие лексико­грамматических средств языка и формирование связной речи (31 ч.) 3.1 Развитие лексического запаса Актуализация и обогащение словарного запаса по темам: «Цвет», «Геометрические фигуры», «Ориентировка на листе  бумаги», «Фрукты, ягоды», «Овощи», «Осень», «Деревья», «Грибы»,  «Человек», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Зима»,  «Времена и месяцы года», «Время», «Дикие животные», «Зимующие  птицы», «Животные теплых и холодных стран», «Одежда»,  «Головные уборы», «Обувь», «»Продукты питания», «Посуда»,  «Мебель», «Весна», «Перелетные птицы», «Цветы», «Насекомые».      Обогащение словаря разными частями речи. Обобщающие  понятия. Речевые средства, отражающие временные и зрительно­ пространственные отношения. Антонимы. Синонимы. Многозначные  слова. Пословицы, поговорки. Обогащение словарного запаса в процессе развития умения  активно пользоваться различными способами словообразования.  Обозначение качественных, относительных, притяжательных  прилагательных. Прилагательные сравнительной степени.  Приставочный и суффиксальный способы словообразования. 3.2 Развитие грамматического строя и связной речи Словоизменение имен существительных в единственном и  множественном числе. Падежные окончания имен существительных.  Развитие понимания логико­грамматических оборотов речи,  связанных с падежными формами. Согласование прилагательных с  существительными в роде, числе. Согласование существительных с  глаголами настоящего и прошедшего времени. Согласование  числительных с существительными.       Активизация в речи простых и сложных предлогов. Изучение  предлогов В­ИЗ, НА­С (СО), НАД, ПОД, ИЗ­ПОД, ЗА,ИЗ­ЗА,  МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ.  Схемы предлогов.  Графическое изображение предлога­треугольник.      Практическое освоение диалогической формой речи.  Практическое овладение устными монологическими  высказываниями в соответствии с учебной задачей. Осознанное  чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.      Составление предложений по картинкам. Составление полных  ответов на вопрос. Работа с деформированным предложением.  Конструирование предложений по опорным словам, по заданным  схемам. Распространение предложений за счет введения имен  прилагательных и однородных членов.      Пересказ текста. Последовательный пересказ. Пересказ  описательного текста. Выборочный пересказ.      Составление описательного рассказа. Составление  повествовательного рассказа с опорой на картинно­графические  планы и по вопросам. Составление повествовательного рассказа на  основе событий заданной последовательности. Ожидаемые результаты       К концу учебного года дети должны знать и уметь: 1. Уметь правильно произносить звуки речи и дифференцировать согласные по акустико­артикулярному сходству. 2. Уметь различать слово и предложение, записывать схему  предложения. Соблюдать правила написания предложений. 3. Различать и употреблять в самостоятельной речи термины  «звук, буква, слог, гласный, согласный, твердый, мягкий,  звонкий, глухой». Соотносить звуки с соответствующими  буквами. 4. Знать признаки гласных и согласных звуков. Давать  характеристику согласных звуков. 5. Уметь выполнять звуко­буквенный и слоговой анализ  и синтез слов. 6. Иметь достаточный словарный запас и правильный  грамматический строй речи для построения связного  высказывания. 7. Иметь навык конструирования элементарного высказывания с  использованием учебных тенминов. 8. Иметь пространственно­временные представления. 9. Правильно использовать на письме способы обозначения  мягкости и твердости согласных звуков. 10.Иметь готовность к восприятию определенных орфограмм,  правописание которых основано на полноценных  представлениях о звуковом составе слова. 11. Уметь читать со скоростью, позволяющей понимать смысл  прочитанного.      Итогом коррекционного обучения на логопедических занятиях  является преодоление имеющихся нарушений формирования лексико­ грамматического строя речи, фонетико­фонематического  недоразвития и предупреждение неуспеваемости по русскому языку у  учащихся начальных классов при первично сохранном интеллекте,  нормальном слухе, зрении и отсутствии задержки психического  развития.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.

Методические рекомендации по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2018