Цель методических рекомендаций – помочь педагогическим работникам техникума в разработке основных профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
В методических рекомендаций рассмотрена структура основных профессиональных образовательных программ, дана общая характеристика каждому из составляющих ее элементов. Приводятся методики разработки учебных планов, формирования содержания программ профессиональных модулей и учебных дисциплин. Представлены методические рекомендации по разработке структуры учебно-методических комплексов по специальностям СПО.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗРАБОТКА ОПОП Рег.docx
ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Рег. № ____
Экз. № __
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
ГБПОУ
технологий и сервиса»
_______________ /Д.А Мартынов/
«Сахалинский техникум отраслевых
«____» _____________ 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Система менеджмента качества
РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ
Версия № 2
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Введено с
«___»___________20____г.
в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008
НД
Количество листов: 36
Для преподавателей и мастеров производственного обучения ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
2016 г
Информационные данные
1.Методическая инструкция разработана – зам.директора по НМР В.Г.Сафина
2. Инструкция соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ СТОТиС 0612 в части требований к
построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными документами
системы менеджмента качества.
4. СРОК ПЕРЕСМОТРА – ежегодно.
5. Методическая инструкция
является интеллектуальной собственностью ГБОУ СПО
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»и не может быть полностью или частично
воспроизведено, тиражировано и распространено в любом виде вне ГБОУ СПО «Сахалинский
техникум отраслевых технологий и сервиса» без разрешения высшего руководства ГБОУ
СПО«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса».
Экз № 1
ЦМК ОСГ И ЕН циклов
Экз № 2
ЦМК профессионального цикла
Экз № 3
Библиотека
Экз № 4
Методический кабинет ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ носит рекомендательный характер и устанавливает
основные требования к разработке к оформлению образовательных программ.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пособие содержит рекомендации для предметных цикловых комиссий техникума
по проектированию основных профессиональных образовательных программ по
государственных
специальностям в условиях внедрения Федеральных
образовательных стандартов среднего профессионального образования. Материалы
освещают проблемы разработки учебнопланирующей и учебнопрограммной
документации образовательного учреждения с учетом требований ФГОС. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Общие требования к основным профессиональным образовательным
программам
2. Разработка основных профессиональных образовательных программ
СПО в соответствии с требованиями ФГОС
2.1. Рекомендации по формированию учебного плана образовательного
учреждения профессионального образования по специальности среднего
профессионального образования
2.2. Разработка программ профессиональных модулей и учебных
дисциплин
3. разработка учебнометодических комплексов специальностей СПО
3.1. Комплексное учебно – методическое обеспечение образовательного
процесса
3.2. Учебнометодический комплекс по специальности среднего
профессионального образования
3.3. Учебнометодический комплекс по дисциплине специальности СПО
3.4. Учебнометодический комплекс по профессиональному модулю
специальности СПО
Библиография ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» содержание
образования в конкретном образовательном учреждении определяется
образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и
реализуемой им самостоятельно. Федеральный закон определяет, что основная
образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию
образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных
основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение
обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных
программ, установленных соответствующими федеральными государственными
образовательными стандартами.
Цель данных методических рекомендаций – помочь педагогическим работникам
техникума в разработке основных профессиональных образовательных программ в
соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных
стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
В первой главе методических рекомендаций рассмотрена структура основных
профессиональных образовательных программ, дана общая характеристика каждому
из составляющих ее элементов.
Во второй главе пособия рассматривается алгоритм разработки основных
профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с требованиями
ФГОС. Приводятся методики разработки учебных планов, формирования содержания
программ профессиональных модулей и учебных дисциплин.
Третья глава методических рекомендаций посвящена проблеме разработки
структуры учебнометодических комплексов по специальностям СПО. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Основная профессиональная образовательная программа (далее – ОПОП) в
государственную аккредитацию образовательном учреждении
имеющем
разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных
программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками)
результатов освоения основных образовательных программ, установленных
соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами
(п. 5 ст. 14 ФЗ «Об образовании»).
В соответствии с ФЗ «Об образовании» ОПОП состоит из: учебного плана,
календарного учебного графика образовательного учреждения, рабочих программ
учебных дисциплин, рабочих программ профессиональных модулей, программы
преддипломной практики .
Учебный план основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования (далее – учебный план) регламентирует
порядок реализации основной профессиональной образовательной программы по
специальности среднего профессионального образования.
Требования к структуре и содержанию учебного плана регламентируют
основной профессиональной
«Разъяснения по формированию учебного плана
образовательной программы начального профессионального образования/среднего
профессионального образования» (направлены для практического использования
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2010 №
12 696). Подробно методика разработки учебного плана рассматривается в Главе 2.
Программы учебных дисциплин разрабатываются на основе «Разъяснений по
формированию примерных программ учебных дисциплин начального ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
профессионального и среднего профессионального образования на основе
Федеральных
государственных образовательных стандартов начального
профессионального и среднего профессионального образования»1. Подробно алгоритм
разработки программы учебной дисциплины рассматривается в главе 3.
Профессиональные модули в учебном плане представлены междисциплинарными
курсами, частями учебной и производственной практик.
Все виды практик могут входить в профессиональные модули рассредоточено
и/или концентрированно.
Рабочие программы профессиональных модулей разрабатываются на основе
«Разъяснений по формированию примерных программ профессиональных модулей
начального профессионального и среднего профессионального образования на основе
Федеральных
государственных образовательных стандартов начального
профессионального и среднего профессионального образования»2. Подробно алгоритм
разработки программы профессионального модуля будет рассмотрен в главе 3.
Календарный учебный график образовательного учреждения среднего
профессионального образования составляется на учебный год. В нем определяется
чередование учебной нагрузки и времени отдыха (каникул) по календарным неделям
учебного года. Учебный год начинается 1 сентября. Базовые параметры календарного
учебного графика закреплены типовыми положениями об образовательных
среднего профессионального образования (Постановление
учреждениях
Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543).
1 Разработаны ФГУ «Федеральный институт развития образования» //
http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniya/normativno metodicheskoe-soprovojdenie-
vvedeniya-fgos/.
2 Разработаны ФГУ «Федеральный институт развития образования» // http://www.firo.ru/programmy-
profobrazovaniya/normativno metodicheskoe-soprovojdenie-vvedeniya-fgos/. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Рекомендации по составлению календарного учебного графика разработаны ФГУ
«Федеральный институт развития образования».3
Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования формируется с учетом профиля
получаемого профессионального образования, а также специфики профессии или
специальности, которой овладевают обучающиеся.
Образовательные учреждения при формировании общеобразовательного цикла
учебного плана исходят из того, что в соответствии с ФГОС СПО нормативный срок
ОПОП при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе
основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования,
увеличивается по специальности СПО на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое
обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) – 39 недель,
промежуточная аттестация – 2 недели, каникулярное время – 11 недель.
Общеобразовательный цикл формируется с учетом ФГОС СПО (п. 7.11), который
распространяется на специальности с получением среднего (полного) общего
образования. Подробно рекомендации по организации общеобразовательной
подготовки обучающихся по программам СПО даны в главе 2.
При формировании ОПОП образовательное учреждение может распределять
объем времени, отведенный на вариативную часть, только между циклами ОПОП и с
обязательным указанием дополнительных образовательных результатов (знаний,
умений,
которые будут достигнуты
обучающимися при реализации вариативной части ОПОП.
практического опыта),
компетенций,
Вариативную часть ОПОП рекомендуется распределять:
3 Рекомендации по составлению календарного учебного графика http://www.firo.ru/programmyprofobrazovaniya/normativno
metodicheskoesoprovojdenievvedeniyafgos/ ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
на освоение обучающимися дополнительного вида (видов) профессиональной
деятельности, определенного при участии работодателей, путем реализации
дополнительного к обязательным профессионального модуля (модулей);
на овладение обучающимися дополнительными профессиональными и/или
общими компетенциями путем расширения содержания учебных дисциплин и
профессиональных модулей обязательной части;
на освоение обучающимися дополнительных знаний и умений в соответствии с
потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного
учреждения путем реализации дополнительных к обязательным учебных дисциплин и
профессиональных модулей.
В перечень профессиональных (общих) компетенций,
требований к
практическому опыту, умениям и знаниям обязательной части ОПОП включаются
требования к
дополнительные профессиональные (общие) компетенции,
практическому опыту, умениям и знаниям.
В пояснительной записке к учебному плану по специальности СПО следует
детально описать с точки зрения дополнительных результатов, каким образом
использованы часы вариативной части и указать объемы вариативной части ОПОП
для каждого цикла ОПОП.
При распределении объема времени, отведенного на вариативную часть, следует
учитывать, что:
выделение объема времени для реализации дополнительного профессионального
модуля может быть обоснованным только в том случае, если в качестве
дополнительных требований результатам освоения ОПОП выделены
профессиональные компетенции и сформулирован новый вид профессиональной
деятельности; ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
увеличение объема времени для реализации дополнительных учебных дисциплин
в ОПОП может быть обоснованным только в том случае, если сформулированные в
качестве дополнительных требований результатам освоения ОПОП требования к
умениям и знаниям обучающегося выделяются в отдельную дисциплину;
увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и профессиональные
модули обязательной части, может быть обоснованным только в том случае, если,
выделены дополнительные к обязательным требования к практическому опыту,
умениям и знаниям обучающегося.
В таблице «Распределение объема часов вариативной части между циклами
ОПОП» необходимо указать те учебные дисциплины и профессиональные модули, в
которых произошли изменения, и выделить дополнительные к обязательным
требования к знаниям, умениям, практическому опыту обучающихся (Таблица 1).
Увеличение учебной нагрузки должно быть зафиксировано следующим образом: часы
обязательной части ОПОП + часы вариативной части ОПОП.
Распределение объема часов, отведенного на вариативную часть, должно
а именно (по выбору
быть согласовано с представителями работодателей,
образовательного учреждения):
с предприятием (организацией) заказчиком кадров;
с объединением работодателей,
с отраслевым министерством;
с наблюдательным советом (для автономных образовательных учреждений).
В соответствии с распределением вариативной составляющей содержание ОПОП
следует дополнить требования к условиям реализации ОПОП в части:
требований к организации учебной и производственной практик, ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
требований к учебнометодическому и информационному обеспечению
образовательного процесса,
требований к материальнотехническому обеспечению образовательного
процесса,
перечня кабинетов, лабораторий, мастерских и др.
Распределение объема часов
вариативной части между циклами ОПОП
Таблица 1
Индекс
ОП.00
ОП.01
ОП…..
П.00
Наименование
(раздела),
требования к знаниям, умениям, практическому
опыту
циклов
Общепрофессиональный цикл
»:
В результате изучения вариативной части цикла
обучающийся должен по дисциплине
« Наименование дисциплины
уметь: ………………..
знать:………………
В результате изучения вариативной части
цикла обучающийся должен по дисциплине
« Наименование дисциплины
уметь: ………………..
знать:………………
Профессиональный цикл
»:
ПМ.00
Профессиональные модули
Всего
максимальной
учебной нагрузки
обучающегося,
час.
Обязател
ьная учебная
нагрузка, час.
441
294
(354+87)
(236+58)
579
(450+129)
579
47
(30+17)
47
(28+19)
386
(300+86)
386 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
ПМ.01
В результате изучения вариативной части
профессионального модуля « Наименование
модуля
» обучающийся должен:
иметь практический опыт:
………………….
уметь: ………………..
знать:………………
……………………
МДК
01.01.
МДК 01.02
(450+129)
156
(129+27)
(300+86)
104
(86+18)
40
(34+6)
42
(30+12)
2.
РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ НПО/СПО В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
2.1. Рекомендации по формированию учебного плана образовательного
учреждения профессионального образования по специальности среднего
профессионального образования
Общие положения
Учебный план учреждения профессионального образования по специальности
среднего профессионального образования (далее – учебный план) регламентирует
порядок реализации основной профессиональной образовательной программы по
специальности СПО. Учебный план определяет качественные и количественные
характеристики основной профессиональной образовательной программы по
специальности среднего профессионального образования: ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по
семестрам;
перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных
элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);
последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей;
виды учебных занятий;
распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и
по семестрам;
распределение по семестрам и объемных показателей преддипломной
производственной практики, подготовки и проведения государственной итоговой
аттестации.
Формирование базисного учебного плана СПО
Исходным документом для разработки базисного учебного плана является ФГОС
по специальности СПО. Базисный учебный план определяет перечень, объемы,
дисциплин, профессиональных модулей и входящих в них междисциплинарных
курсов, виды учебных занятий, этапы учебной практики и производственных практик
(практики по профилю специальности и преддипломной практики), виды
государственной (итоговой) аттестации.
а). В титульной части базисного учебного плана указываются:
код и наименование специальности;
уровень подготовки (базовый/углубленный);
квалификация;
форма обучения;
нормативный срок обучения.
б). В план учебного процесса заносится следующая информация из ФГОС: ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
объемы времени (в часах) по обязательной части каждого из циклов: общий
гуманитарный и социальноэкономический;
естественнонаучный; профессиональный;
математический и общий
объемы времени на вариативную часть циклов ОПОП СПО;
наименование дисциплин в циклах ОГСЭ.00; ЕН.00; ОП.00;
наименование профессиональных модулей и входящих в их состав
междисциплинарных курсов в цикле П.00.
суммарный объем времени (в часах и в неделях) учебной практики и
производственной практики (практики по профилю специальности); производственной
практики (преддипломной практики);
объемы времени (в неделях) по разделам – промежуточная аттестация,
государственная (итоговая) аттестация и время каникулярное.
в). В графе «Рекомендуемый курс изучения» указывается примерный курс
освоения дисциплин, профессиональных модулей и входящих в их состав
междисциплинарных курсов с учетом межпредметных связей.
г). В плане определяется общее количество лабораторнопрактических занятий
по циклам ОПОП. При выделений времени на лабораторные и практические занятия
следует соблюдать параметры практикоориентированности (в %), вычисляемые по
формуле:
ЛПЗ+КР+(УП+ПП)+ПДП
ПрО = •100
УНобяз+ (УП+ПП)+ ПДП
где: ПрО – практикоориентированность;
ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах);
КР – объем часов на курсовую работу (проект);
УП – объем учебной практики (в часах); ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
ПП – объем производственной практики (по профилю специальности) (в часах);
ПДП – объем производственной практики (преддипломной);
УНобяз – суммарный объем обязательной учебной нагрузки (в часах).
Диапазон допустимых значений практикоориентированности для ОПОП СПО
базовой подготовки – 50–65%; углубленной подготовки – 50–60%;
Примеры расчета практикоориентированности приведены ниже:
при сроке обучения 1 год 10 мес. (базовой подготовки)
(898+24+540+144)/(1944+540+144)=61%;
при сроке обучения 2 год и 10 мес. (базовой подготовки)
(1472+30+1008+144)/(2916+1008+144)=65%;
при сроке обучения 2 год и 10 мес. (углубленной подготовки)
(1424+38+684+144)/(3240+684+144)=56%;
при сроке обучения 3 год и 10 мес. (базовой и углубленной подготовки)
(1868+40+1080+144)/(3888+1080+144)=60%.
д). Проводится ориентировочная детализация плана учебного процесса:
распределяются часы по дисциплинам циклов ОПОП;
распределяются часы вариативной части циклов ОПОП;
распределяются часы на междисциплинарные курсы профессиональных
модулей;
распределяются часы на учебную практику и производственную практику
(практику по профилю специальности);
распределяются часы учебной практики между профессиональными модулями;
распределяются часы практики по профилю специальности между
профессиональными модулями; ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
распределяются часы лабораторнопрактических занятий между дисциплинами
циклов ОПОП и междисциплинарными курсами профессионального цикла ОПОП;
выделяются часы на курсовое проектирование.
Распределение учебной нагрузки по дисциплинам общеобразовательного
цикла профессиональной образовательной программы по специальности СПО
При получении обучающимися среднего (полного) общего образования в состав
учебного плана помимо основной профессиональной образовательной программы
должен входить общеобразовательный цикл.
Образовательные учреждения СПО, формируя общеобразовательный цикл
учебного плана, исходят из того, что в соответствии с ФГОС нормативный срок
освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности
среднего профессионального образования при очной форме получения образования
для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52
недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
36 часов в неделю) – 39 нед., промежуточная аттестация – 2 нед., каникулярное время
– 11 нед.
Учебное время, отводимое на теоретическое обучение, используется
образовательными учреждениями СПО на изучение базовых и профильных
общеобразовательных дисциплин с учетом профиля получаемого профессионального
образования. При этом время, отводимое на изучение ОБЖ, должно быть не менее 70
часов.
Общий гуманитарный и социальноэкономический цикл ОПОП СПО может быть
дополнен дисциплинами национальнорегионального профиля за счет объема времени
вариативной части циклов ОПОП ФГОС ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Промежуточная аттестация обучающихся учреждений СПО при освоении
программы среднего (полного) общего образования проводится в форме
дифференцированных зачетов.
Завершающим этапом промежуточной аттестации являются итоговые экзамены.
Два экзамена – русский язык и математика, являются обязательными, один – два
проводится по выбору обучающегося или образовательного учреждения СПО с
учетом профиля получаемого профессионального образования.
Варианты примерного распределения учебной нагрузки по дисциплинам
общеобразовательного цикла профессиональной образовательной программы по
специальностям СПО приведен в Таблице 2.
Примерные объемные параметры реализации федерального компонента
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в
пределах основных профессиональных образовательных программ СПО с учетом профиля
получаемого профессионального образования
Учебные
дисциплины
Базовые
Индекс
0.00
ОДБ.
Технический профиль
Учебные дисциплины
Русский язык
Таблица 2
Часы
78 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
ОДБ.
ОДБ.
ОДБ.
ОДБ.
ОДБ.
ОДБ.
ОДБ.
ОДБ.
ОДП.
ОДП.
ОДП.
Профильные
Национально
региональные
ОДНР
Литература
Иностранный язык
История
Обществознание (вкл. экономику и
право)
Химия
Биология
Физическая культура
ОБЖ
Итого:
Математика
Информатика и ИКТ
Физика
Итого:
Татарский язык
Всего:
117
78
117
117
78
78
117
70
850
234
86
156
476
78
1404
Формирование учебного плана по специальности среднего
профессионального образования
Перед разработкой учебного плана в соответствии с Разъяснениями по
формированию учебного плана основной профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования/среднего профессионального
образования, рекомендуется разработать обобщенный график учебного процесса по
традиционной форме. График учебного процесса определяет по курсам и семестрам
сроки начала и окончания учебных занятий, экзаменационных сессий, каникул, способ
организации и продолжительности учебной и производственной практики и
государственной итоговой аттестации.
Структура учебного плана. Учебный план состоит из титульной части,
пояснительной записки, графика учебного процесса, таблицы «Сводные данные по
бюджету времени (в неделях)», таблицы «План учебного процесса» и перечня
кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по специальности СПО. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Требования к оформлению учебного плана. В титульной части учебного плана
наименование
указываются:
образовательного учреждения; код и наименование специальности; уровень
сведения об утверждении учебного плана;
подготовки; квалификация; форма обучения; нормативный срок обучения;
образовательная база приема.
Пояснительная записка должна содержать сведения о: нормативно
документальной базе формирования учебного плана; организации учебного процесса и
детализации
режиме учебных занятий;
использования вариативной части ОПОП; порядке и формах проведения
общеобразовательной подготовке;
промежуточной аттестации; подготовке и проведении итоговой аттестации.
Таблица «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)» содержит сведения о
количестве недель, отведенных на обучение по дисциплинам и междисциплинарным
курсам, на учебную и производственную практику, промежуточную и итоговую
аттестацию, а также о суммарном количестве недель по курсам и на весь срок
обучения. Указанные объемы учебного времени в неделях должны совпадать с
параметрами, приведенными в ФГОС СПО.
Таблица «План учебного процесса» содержит сведения о наименовании циклов,
разделов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, о практиках, формах
промежуточной аттестации и их количестве, максимальной, самостоятельной
внеаудиторной и обязательной учебной нагрузке обучающихся, в т.ч. общее
количество аудиторной нагрузки и время, отведенное на проведение лабораторных и
практических занятий, сведения о распределении их по курсам и семестрам.
При формировании учебного плана следует учитывать следующие нормы
нагрузки: ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет
54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
учебной работы;
максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся
при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю;
максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении
основной образовательной программы в очнозаочной (вечерней) форме составляет 16
академических часов в неделю;
максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении
основной профессиональной образовательной программы в заочной форме составляет
160 академических часов в год.
При формировании учебного плана образовательного учреждения следует
распределять весь объем времени, отведенного на реализацию ОПОП, включая
обязательную и вариативную части.
Объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию, составляет не более
1 недели в семестр. Промежуточную аттестацию в форме экзамена следует проводить
в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки. Промежуточную
аттестацию в форме зачета следует проводить за счет часов, отведенных на освоение
соответствующего модуля или дисциплины. Количество экзаменов в каждом учебном
году в процессе промежуточной аттестации студентов СПО по очной, очнозаочной
(вечерней) и заочной формам получения образования не должно превышать 8, а
количество зачетов – 10 (в указанное количество не входят экзамены и зачеты по
физической культуре).
Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном
году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке
обучения 1 год. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Модульнокомпетентностный подход позволяет организовать концентрированное
изучение дисциплин и профессиональных модулей, поэтому в соответствующих
ячейках указывается объем нагрузки в часах на весь семестр, безотносительно к
обязательному распределению часов в неделю.
Указанные объемы учебного времени в часах в строке «Всего» должны совпадать
с параметрами, приведенными в соответствующих ФГОС НПО.
В нижней части таблицы Плана учебного процесса приводятся данные о
суммарном объеме консультаций; формах и сроках государственной итоговой
аттестации; указывается распределение по семестрам суммарных объемов учебной
нагрузки по дисциплинам и МДК, учебной и производственной практики, а также
количество различных форм промежуточной аттестации.
Таблица «Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. для подготовки по
специальности СПО» заполняется на основе данных соответствующего ФГОС СПО,
содержащего обязательный минимальный перечень. Включение в перечень
дополнительных кабинетов, лабораторий, мастерских и др. в примерных программах
учебных дисциплин и профессиональных модулей, используемых для формирования
учебного плана носит рекомендательный характер и не предполагает обязательности
исполнения.
2.2. Разработка программ профессиональных модулей и учебных дисциплин
Профессиональный модуль является частью основной профессиональной
образовательной программы, имеющей определённую логическую завершённость по ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенной для
формирования профессиональных компетенций. Результатом освоения программы
профессионального модуля обучающимися является освоение определенного вида
профессиональной деятельности.
Программа профессионального модуля включает в себя:
междисциплинарный курс (один или несколько, в зависимости от количества
профессиональных компетенций),
часть учебной практики,
часть производственной практики.
Разработка программы профессионального модуля – это научнометодическая
деятельность, которая заключается в конкретизации содержания подготовки,
разработке инновационных форм и технологий его реализации на основе ФГОС по
профессии (специальности), специфических требований работодателей, выпускников,
региона, а также образовательных ресурсов учреждения профессионального
образования.
Соответственно, источниками формирования программы профессионального
модуля являются:
ФГОС СПО;
примерная основная профессиональная образовательная программа по
специальности;
«Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных
модулей начального профессионального и среднего профессионального образования
на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального
профессионального и среднего профессионального образования»;
результаты анкетирования работодателей (для вариативной части). ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
На Рисунке 1 представлен алгоритм разработки программы профессионального
модуля. Разберем каждый этап работы над программой подробнее. Подчеркнем, что
макетом для разработки программы профессионального модуля являются
«Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей
начального профессионального и среднего профессионального образования на основе
Федеральных
профессионального и среднего профессионального образования».
государственных образовательных стандартов начального
Заполнение паспорта программы профессионального модуля
Заполнение раздела 2. «Результаты освоения профессионального
модуля»
«Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»
Заполнение раздела 5.
Заполнение раздела 3.
«Структура и содержание профессионального модуля»
Заполнение раздела 4.
«Условия реализации программы профессионального модуля
Рисунок 1. Алгоритм разработки программы профессионального модуля. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Паспорт программы и раздел 2 «Результаты освоения профессионального
модуля» заполняются простым переносом информации из ФГОС СПО.
При заполнении паспорта ПМ:
В п. 1.1. «Область применения программы» переносятся сведения из п.5 ФГОС по
специальности. Кроме того, разработчики должны указать другие возможности
использования программы ПМ не в данной ОПОП (например, в дополнительном
профессиональном образовании).
В п.1.2 «Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
освоения профессионального модуля» переносятся сведения из п.6 ФГОС по
специальности.
П.1.3. – заполняется позже по окончании разработки всей программы ПМ.
В раздел 2 из п.5 ФГОС по специальности переносится без изменений перечень
профессиональных компетенций соответствующего вида профессиональной
деятельности.
Логика ФГОС нового поколения ориентирует образовательные учреждения на
достижение результата профессионального обучения,
выраженного в
сформированности общих и профессиональных компетенций. Поэтому для того,
чтобы спроектировать содержание образования, в программах всех учебных
дисциплин и профессиональных модулей необходимо четко формулировать
требования к результатам их освоения: компетенциям,
приобретаемому
практическому опыту, знаниям и умениям, определить показатели и процедуры
оценки общих и профессиональных компетенций, являющихся результатами освоения
профессионального модуля. Для этого необходимо разработать раздел 5 «Контроль
и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида
профессиональной деятельности)». ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Заполнение таблицы раздела 5:
в графу «Результаты» из ФГОС без изменений переносятся формулировки ПК;
в графе «Основные показатели оценки результата» формулируются критерии
оценки для каждой ПК;
в графу «Формы и методы контроля и оценки» заносятся наименования процедур
контроля.
Рассмотрим этапы работы над таблицей.
Для определения критериев оценки сформированности профессиональных
компетенции необходимо разделить ее на составляющие элементы.
Например, профессиональная компетенция «Проводить эксплуатационные
работы на основном и вспомогательном оборудовании котельного цеха,
топливоподачи и мазутного хозяйства» может состоять из таких элементов:
Демонстрировать навыки чтения технологических и полных схем котельного
цеха, системы топливоподачи и мазутного хозяйства;
Выбирать основное и вспомогательное оборудование в соответствии с нормами
технологического проектирования;
Обслуживать котельное оборудование при проведении плановых
противоаварийных тренировок в соответствии с нормативами времени и
инструкциями по эксплуатации;
Составлять алгоритмы пуска и остановки парового котла;
Производить переключения с группового щита управления котлов с целью
изменения режима работы.
Заполнять оперативную документацию по обслуживанию котельного
оборудования в соответствии с требованиями правил технической эксплуатации
(ПТЭ). ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
После того как все профессиональные компетенции, на формирование которых
должно быть направлено содержание профессионального модуля, разделены на
элементы, необходимо для каждого элемента задать критерии его оценки. Примеры
результатов такой работы помещены в таблице 3.
Полученный результат заносится во вторую графу «Основные показатели оценки
результата» таблицы раздела 5 для каждой профессиональной компетенции внутри
модуля. При этом необходимо помнить, что совокупность критериев должна помочь
педагогу сделать вывод о степени освоения профессиональной компетенции в целом.
Таблица 3
Определение критериев оценки профессиональных компетенций
Элементы ПК
ПК 1.3. Контролировать работу
тепловой автоматики и
контрольноизмерительных
приборов в котельном цехе
Критерии оценки
Точность чтения функциональных схем
автоматизации и автоматических защит основного и
вспомогательного оборудования.
Обслуживание тепловой автоматики и контрольно
измерительных приборов в соответствии с правилами
обслуживания.
Установление причин срабатывания автоматических
защит основного и вспомогательного оборудования в
соответствии с требованиями Правил технической
эксплуатации(ПТЭ).
Следующим шагом по пути заполнения таблицы раздела 5 должно стать
определение оптимальных процедур итогового контроля по профессиональному
модулю. Для этого необходимо сгруппировать выделенные критерии по месту и
возможности их применения при оценке результата обучения и принять решение, на
каком этапе обучения, и в какой форме будет проходить процедура оценивания
сформированности конкретной профессиональной компетенции. Полученные
результаты заносятся в графу «Формы и методы контроля и оценки». ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Далее нужно определить показатели и процедуры оценки общих компетенций,
являющихся наряду с профессиональными результатами освоения профессионального
модуля, и заполнить вторую таблицу раздела 5 «Контроль и оценка результатов
освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)».
Так как общие компетенции формируются
в процессе освоения всех
профессиональных модулей, важно определить элементы, которые будут
формироваться и оцениваться в процессе освоения данного профессионального
модуля. Предполагается, что сформированность общих компетенций будет
оцениваться в процессе итогового контроля сформированности профессиональных
компетенций в рамках конкретного профессионального модуля.
Разработчики программы профессионального модуля должны представлять в
рамках какой деятельности обучающиеся должны продемонстрировать
сформированность общей компетенции или ее элементов и предполагать, что данная
деятельность может быть продемонстрирована в рамках формализованной процедуры.
Затем, действуя в порядке, описанном для профессиональных компетенций заполнить
таблицу, разместив:
в графе «Результаты» формулировки общих компетенций (переносятся из
паспорта профессионального модуля без изменений);
в графе «Основные показатели оценки результата» формулировки, указывающие
на деятельность, в процессе которой обучающийся демонстрирует сформированность
общей компетенции или ее элементов;
в графе «Формы и методы контроля и оценки» наименование процедур контроля.
По окончании этой работы можно приступить к проектированию содержания
обучения и заполнению раздела 3 «Структура и содержание профессионального
модуля». ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Вначале заполняется таблица 3.1. «Тематический план профессионального
модуля».
Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального
модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на
Раздел
освоение одной или нескольких профессиональных компетенций.
профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или
Чтобы определить разделы профессионального модуля необходимо
Для этого воспользуемся
сгруппировать профессиональные компетенции.
результатами, полученными при разработке раздела 5 профессионального модуля.
Проанализируем, сформированность каких профессиональных компетенций можно
проверить в рамках одних и тех же процедур контроля и насколько рациональной
будет работа по их одновременному формированию. Если при формировании
нескольких профессиональных компетенций интегрируются родственные знания и
умения, одновременная работа над их формированием признается рациональной.
сгруппированных
Кроме того,
что формирование
нужно убедиться,
профессиональных компетенций будет возможно в рамках одного
междисциплинарного курса, указанного разделе 6 ФГОС «Требования к структуре
ОПОП». Если для формирования сгруппированных профессиональных компетенций
которые отнесены к разным
требуются промежуточные результаты,
междисциплинарным курсам, то группировка проведена неверно и ее нужно
повторить.
При наименовании раздела профессионального модуля нужно помнить, что оно
должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность
сгруппированных в нем профессиональных компетенций.
После заполнения колонки 1 («Коды профессиональных компетенций») и 2
«Наименование разделов профессионального модуля» таблицы 3.1. «Тематический ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
план профессионального модуля» переходим к
заполнению таблицы 3.2.
Распределение объема учебной нагрузки обучающихся должно проводиться по
окончании работы над содержанием обучения по профессиональному модулю.
При работе над таблицей 3.2. «Содержание обучения по профессиональному
модулю» внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и
соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала
(в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и
практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика
самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по
профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Объем часов
определяется по каждой позиции. Для дидактических единиц проставляется уровень
освоения.
Для определения содержания раздела нужно распределить результаты
междисциплинарных курсов (раздел 6 ФГОС «Требования к структуре ОПОП») по
разделам. При необходимости дидактические единицы (требования к практическому
опыту, умениям, знаниям) можно конкретизировать. При этом нужно помнить, что все
результаты МДК, определенные ФГОС, должны найти отражение в различных
разделах профессионального модуля. Если же при выполнении данной работы
что набор промежуточных результатов (знания, умения, опыт
выяснилось,
деятельности), не достаточен для получения конечного результата (сформированности
можно сформулировать дополнительные
профессиональных компетенций),
промежуточные результаты.
Следующим шагом по формированию содержания раздела должно стать
определение адекватных форм организации образовательного процесса, для каждого
из промежуточных результатов (аудиторные занятия, лабораторные работы,
практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа, учебная практика, ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
производственная практика). Один и тот же результат может формироваться в рамках
различных форм организации образовательного процесса, но при этом его необходимо
детализировать.
Те промежуточные результаты, которые планируется формировать в рамках
теоретических занятий, нужно объединить в темы и каждой теме дать наименование
(столбец 1 таблицы 3.2.). Затем в столбце 2 указать темы уроков и их краткое
содержание, а также планируемый уровень освоения учебного материала в столбце 4
(отмечено двумя звездочками**). Сформулировать и записать темы лабораторных
работ на основе промежуточных результатов, формирование которых запланировано
на лабораторных работах. Сформулировать и записать темы практических работ на
основе промежуточных результатов, формирование которых запланировано на
практических работах. На основе промежуточных результатов, формирование
которых запланировано в рамках самостоятельной внеаудиторной работы,
сформулировать ее тематику. Сформулировать и записать виды работ на основе
промежуточных результатов, формирование которых запланировано во время учебной
практики и производственной практики. При этом важно определить форму
Они могут быть
организации учебной и производственной практик.
рассредоточенными или концентрированными в отношении профессионального
модуля. Рассредоточенная относительно профессионального модуля практика
означает, что изучение каждого раздела должно завершаться учебной и
производственной практикой. Концентрированная практика предполагает, что оба
вида практики (или один из них) проводятся по окончании изучения всех разделов.
Форма организации учебной и производственной практик фиксируется при заполнении
объема часов в таблице 3.1. (столбцы 9 и 10). Если практика проводится
концентрированно относительно модуля, то столбцы 9 и 10 заполняются только в ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
последней строке. Если столбцы заполняются в каждой строке, то практику
планируется организовывать в рассредоточенной форме.
В том случае, если разработчики не предусматривают реализацию какойлибо
формы организации образовательного процесса в рамках освоения программы
профессионального модуля, соответствующие строки макета рабочей программы
должны быть убраны.
Разработка содержания профессионального модуля завершается определением
объема часов по каждому разделу, теме, уроку. Результаты работы на данном шаге
являются предварительными. После того, как будут получены результаты по всем
профессиональным модулям и учебным дисциплинам, объем часов может быть
скорректирован, после чего окончательные цифры из раздела 3 переносятся в раздел
1.3 программы профессионального модуля.
Последним этапом в разработке программы профессионального модуля является
заполнение раздела 4 «Условия реализации профессионального модуля».
Источником для заполнения данного раздела является раздел 7 ФГОС по
профессии (специальности), где содержится следующая информация:
общие требования к условиям реализации основной профессиональной
образовательной программы;
требования к организации учебной и производственной практик;
требования к кадровому обеспечению ОП;
требования к учебнометодическому и информационному обеспечению ОП;
требования к финансовому обеспечению ОП;
требования к материальнотехническому обеспечению ОП;
перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Пункт 4.1.
«Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению» должен содержать перечень учебных кабинетов, мастерских,
лабораторий и их оборудования, средств обучения, включая тренажеры, модели,
макеты, оборудование, технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и
телекоммуникационные и т.п.
Пункт 4.2. «Информационное обеспечение обучения» заполняется с учетом
положения ФГОС о том, что «библиотечный фонд должен быть укомплектован
печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной
литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет».
В пункте 4.3. «Общие требования к организации образовательного процесса»
описываются условия проведения занятий, организации учебной и производственной
практики, консультационной помощи обучающимся и перечисляются учебные
дисциплины и профессиональные модули, изучение которых должно предшествовать
освоению данного профессионального модуля.
Пункт 4.4. «Кадровое обеспечение образовательного процесса» определяет
требования к квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения,
обеспечивающих обучение по профессиональному модулю.
Учебная дисциплина система знаний, умений, отобранных из определенной
отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в
раках освоения ОПОП по специальности. В структуре ОПОП СПО учебные
дисциплины входят общегуманитарный и социальноэкономический, математический
и общий естественнонаучный, профессиональный циклы.
Источниками формирования программы учебной дисциплины являются:
ФГОС СПО; ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
примерная основная профессиональная образовательная программа по
специальности;
«Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин
начального профессионального и среднего профессионального образования на основе
государственных образовательных стандартов начального
Федеральных
профессионального и среднего профессионального образования»;
результаты анкетирования работодателей (для вариативной части).
Алгоритм разработки программы учебной дисциплины за некоторым
исключением аналогичен алгоритму разработки профессионального модуля (Рисунок
2).
Подчеркнем, что макетом для разработки программы учебной дисциплины
являются «Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных
модулей начального профессионального и среднего профессионального образования
на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального
профессионального и среднего профессионального образования».
Заполнение паспорта программы учебной
дисциплины
Заполнение раздела 4.
«Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины»
Заполнение раздела 2. «Структура и содержание
учебной дисциплины»
Заполнение раздела 3.
«Условия реализации программы
Учебной дисциплины ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Рисунок 2. Алгоритм разработки программы дисциплины.
Паспорт программы, также как и паспорт ПМ, заполняется простым переносом
информации из ФГОС СПО:
В п. 1.1. «Область применения программы» переносятся сведения из п.5 ФГОС по
специальности. Кроме того, разработчики должны указать возможности использования
программы в дополнительном профессиональном образовании (повышении
квалификации, и профессиональной подготовке и переподготовке).
В п.1.2. «Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы» указывается к какому циклу ОПОП относится данная
дисциплина.
В п.1.3 «Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины» переносятся сведения из п.6 ФГОС по специальности.
П.1.4. – заполняется позже по окончании разработки всей программы учебной
дисциплины.
Учебная дисциплина включает в себя два компонента:
1) систему знаний и умений;
2) систему учебнопознавательной деятельности, направленной на их усвоение.
Содержание этих компонентов напрямую зависит от результатов (знаний и
умений), которых должны достичь обучающиеся в процессе профессионального
образования. Для эффективного формирования содержания преподаватель вначале ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
должен заполнить таблицу в разделе 4 «Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины».
Первый столбец таблицы «Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные
знания)» заполняется простым переносом информации из паспорта программы.
Второй столбец «Формы и методы контроля и оценки результатов обучения»
включает в себя перечень форм контроля, который осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В разделе 2 «Структура и содержание учебной дисциплины» вначале
заполняется п.2.2. «Тематический план и содержание учебной дисциплины». Учебная
внутри каждого раздела указываются
дисциплина делится на разделы,
соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала
каждого урока, наименования необходимых лабораторных работ и практических
занятий, контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы.
Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их
примерная тематика.
В том случае, если разработчики не предусматривают реализацию какойлибо
формы организации образовательного процесса в рамках освоения учебной
дисциплины, соответствующие строки макета рабочей программы должны быть
убраны.
Уровень освоения проставляется для уроков теоретического обучения в столбце
4 (отмечено двумя звездочками **).
Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой*),
после чего объем часов суммируется и переносится в п. 2.1. «Объем учебной
дисциплины и виды учебной работы». Кроме того, в п.2.1. указываются виды ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
самостоятельной работы обучающихся (реферат, расчетнографическая работа,
внеаудиторная самостоятельная работа, индивидуальный или групповой проект и
т.п.), а также предусматривается форма итоговой аттестации по учебной дисциплине
(зачет, дифференцированный зачет, экзамен).
Раздел 3 «Условия реализации учебной дисциплины» разрабатывается по
принципам, аналогичным для профессионального модуля.
При выделений времени на лабораторные и практические занятия, как в
содержании МДК внутри профессионального модуля, так и в содержании учебных
дисциплин, следует соблюдать параметры практикоориентированности (в %).
Диапазон допустимых значений практикоориентированности для ОПОП СПО:
базовой подготовки – 50–65%;
углубленной подготовки – 50–60%.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются
следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под
руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,
решение проблемных задач).
Для расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием
обязательной части ОПОП и получения дополнительных компетенций, умений и
знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения
образования во ФГОС СПО предусмотрена вариативная часть ОПОП. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
На Рисунке 3 представлен порядок разработки вариативной части программ
профессиональных модулей и учебных дисциплин. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Маркетинговые
Определение
исследования
совместно с
запросов
работодателями
регионального
дополнительных
компетенций,
рынка труда
Принятие решения о распределении
умений и знаний в
вариативной части по циклам ОПОП
соответствии с
запросами
введение
регионального
новых
рынка труда
профессионал
ьных модулей
введение
новых
учебных
дисциплин
расширение
содержания
обязательных
учебных
дисциплин
расширение
содержания
обязательны
х ПМ
Выделение дополнительных профессиональных
компетенций, требований к умениям, знаниям,
практическому опыту
Разработка дополнительного содержания
обучения по профессиональному модулю/
учебной дисциплине
Определение объема учебной нагрузки
обучающихся, с учетом вариативной части
ОПОП ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
3. Порядок разработки вариативной части программ профессиональных модулей
и учебных дисциплин
Если разработчик программы профессионального модуля за счет вариативной
части вводит задачу формирования дополнительной профессиональной компетенции,
рекомендуется:
паспорт программы (п. 1.1.) и раздел 2 «Результаты освоения
профессионального модуля» дополнить новой профессиональной компетенцией;
по алгоритму,
приведенному выше для разработки программы
профессионального модуля доработать раздел 5 «Контроль и оценка результатов
освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)»;
выделить новый раздел программы профессионального модуля в разделе 3
«Структура и содержание профессионального модуля» (таблица 3.1. «Тематический
план профессионального модуля»);
дополнить таблицу 3.2. «Содержание обучения по профессиональному
модулю»: на основании сформулированных совместно с работодателем
дополнительных требований к умениям, знаниям, практическому опыту дать название
новому МДК, выделить темы раздела, описать содержание учебного материала (в
дидактических единицах), дать наименование необходимых лабораторным работам и
практическим занятиям, дополнить примерную тематику самостоятельной работы
обучающихся;
внести изменения в п.1.3. программы профессионального модуля «Количество
часов на освоение программы профессионального модуля»;
внести дополнения в раздел 4 «Условия реализации профессионального
модуля». ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Если разработчик программы профессионального модуля или учебной
дисциплины за счет вариативной части вводит задачу формирования дополнительных
умений и знаний, рекомендуется:
паспорт программы профессионального модуля (п. 1.2. «Цели и задачи
профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального
модуля») или паспорт программы учебной дисциплины (п. 1.3. «Цели и задачи учебной
дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины») дополнить
новыми формулировками в части «должен уметь», «должен знать»;
для предотвращения дублирования сопоставить перечень умений и знаний
вариативной и обязательной части;
для программы профессионального модуля: дополнить таблицу 3.2.
«Содержание обучения по профессиональному модулю» в части содержания учебного
материала, лабораторных работ, практических занятий, примерной тематики
самостоятельной работы обучающихся, а так же внести изменения в п.1.3. программы
профессионального модуля «Количество часов на освоение программы
профессионального модуля»;
для программы учебной дисциплины дополнить таблицу 2.1. «Объем учебной
дисциплины и виды учебной работы» и таблицу 2.2. «Тематический план и содержание
учебной дисциплины» в части содержания учебного материала, лабораторных работ,
практических занятий, примерной тематики самостоятельной работы обучающихся.
Содержание профессиональных модулей и учебных дисциплин, реализуемое за
счет вариативной части ОПОП, и объем часов, выделяемый на его реализацию, для
удобства визуального восприятия рекомендуется выделять в программах
профессиональных модулей в таблице 3.2.
«Содержание обучения по ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
профессиональному модулю», в программах учебных дисциплин в таблице 2.2.
«Тематический план и содержание учебной дисциплины».
Оценка качества освоения ОПОП СПО должна включать текущий контроль
образовательных результатов, промежуточную и государственную (итоговую)
аттестацию обучающихся. Конкретные формы и процедуры текущего контроля,
промежуточной аттестации по всем компонентам вариативной составляющей
разрабатываются в образовательном учреждении с учетом требований
компетентностного формата оценки результатов. В начале обучения обучающиеся
должны быть ознакомлены с регламентами и технологиями оценочных процедур.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и
утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной
(итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным
учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Основным принципом формирования контрольнооценочных материалов выступает
ориентация оценочного инструментария на проверку сформированности целостных
компетенций и освоения видов профессиональной деятельности. Оценочные
процедуры должны быть максимально приближены к условиям будущей
профессиональнотрудовой деятельности выпускников. Для оценки качества
овладения обучающимися профессиональными компетенциями целесообразно
привлекать внешних экспертов (работодателей, преподавателей, не участвовавших в
обучении, и т.д.). Инструментарий оценки уровня освоения компетенций может
включать в себя, в том числе – портфолио достижений выпускника, в которое
включаются отчёты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты,
свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии,
отзывы и характеристики с мест прохождения производственной практики и др. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
3. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО
3.1. Комплексное учебно – методическое обеспечение образовательного
процесса
Совершенствование процесса обучения и воспитания в значительной степени
зависит от обеспечения его учебной документацией, методической литературой,
наглядными пособиями, техническими средствами обучения и т.д., то есть от
комплексного учебнометодического обеспечения.
Комплексное учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
условно можно разделить на несколько компонентов в зависимости от
функционального назначения. В Таблице 4 представлен перечень учебнометодических
комплексов по профессиям начального профессионального образования (НПО) и
специальностям среднего профессионального образования (СПО) с указанием цели
разработки и использования в учебном процессе.
Перечень учебнометодических комплексов по профессиям НПО и
специальностям СПО
Таблица 4
Вид
комплексов
Учебнометодический
специальности СПО.
учебнометодических
комплекс
Учебнометодический комплекс по
дисциплине.
Учебнометодический комплекс по
профессиональному модулю.
Цель разработки и использования
в учебном процессе
Совершенствование
организации
образовательного процесса в учреждении
профессионального образования.
Подготовка к процедуре государственной
аккредитации образовательного учреждения.
Совершенствование обучения дисциплине.
Совершенствование
междисциплинарным курсам,
учебной и производственной практики.
обучения
проведения ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Структурой комплексного учебнометодического обеспечения специальности
СПО в конечном счете определяется качество основных профессиональных
образовательных программ. Рассмотрим примерную структуру перечисленных в
Таблице 4 учебнометодических комплексов (УМК).
УМК по дисциплине и профессиональному модулю состоят из следующих
блоков: нормативная документация, программнопланирующая документация, карта
обеспеченности дисциплины/профессионального модуля учебнометодической
литературой, средства обучения, средства контроля, перечень оборудования кабинета
учебнометодического обеспечения
(лаборатории). Представленная структура
образовательного процесса носит обобщенный характер и по каждой конкретной
специальности СПО детализируется в содержании учебнопрограммной
документации, в соответствующих средствах обучения и контроля.
3.2. Учебнометодический комплекс по специальности среднего
профессионального образования
Блок 1. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Блок 2. ПРОГРАММНОПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
2.1. Модель выпускника.
2.2. Базисный учебный план по специальности.
2.3. Учебный план по специальности.
2.4. Календарный график учебного процесса.
2.5. Примерные программы дисциплин (при наличии).
2.6. Рабочие программы дисциплин.
2.7. Примерные программы профессиональных модулей (при наличии).
2.8. Рабочие программы профессиональных модулей. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
2.8. Рабочая программа преддипломной практики.
Блок 3.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Карта обеспеченности учебнометодической литературой.
3.2. Карта обеспеченности средствами обучения.
Блок 4. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
4.1. Руководство по оценке компетенций.
4.2. Программа итоговой аттестации.
3.3. Учебнометодический комплекс по дисциплине специальности СПО
Блок 1. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
1.1. Требования к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы (выписка из ФГОС по специальности – модели
выпускника).
1.2. Требования к знаниям, умениям, практическому опыту по дисциплине
(выписка из ФГОС по специальности).
Блок 2. ПРОГРАММНОПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
2.1. Примерная программа дисциплины (при наличии).
2.2. Рабочая учебная программа дисциплины.
2.3. Календарнотематический план по дисциплине.
2.4. Комплект планов учебных занятий (технологических карт преподавателя).
Блок 3.
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО
МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Учебная литература (в том числе на электронном носителе):
3.1.1. Учебники. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
3.1.2. Учебные пособия.
3.1.3. Конспекты лекций.
3.1.4. Справочники, задачники, хрестоматии.
3.1.5. Каталоги, альбомы.
Методическая литература:
3.2.1. Методические пособия.
3.2.2. Методические рекомендации, методические разработки, методические
указания.
Блок 4. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Комплект методического обеспечения аудиторных занятий:
4.1.1. Рабочая тетрадь по дисциплине.
4.1.2. Тематические «копилки»: комплекты технологических задач и
производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д.
4.1.3. Методические рекомендации (указания) по выполнению лабораторно
практических работ.
4.2. Комплект методического обеспечения самостоятельной (внеаудиторной)
работы:
4.2.1. Вопросы и методические рекомендации по подготовке к семинарским
занятиям, разработке и выполнению проектных заданий.
4.2.2. Тематика и методические рекомендации по работе над рефератом,
докладом, сообщением; комплекты кейсов.
4.2.3. Методическое обеспечение курсового проектирования: перечень тем,
указатель литературы, методические рекомендации, образцы курсовых проектов
(работ).
4.2.4. Методические рекомендации по другим видам самостоятельной работы
студентов. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
4.3.
Учебнонаглядные пособия:
4.3.1. Изобразительные пособия (схемы, таблицы, плакаты, чертежи и др.).
4.3.2. Натуральные пособия (модели, макеты, муляжи, приборы и др.).
4.3.3. Мультимедийные презентации.
4.4.
Технические средства обучения.
Блок 5. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
5.1. Методический комплект «входного» контроля (вопросы и задания, критерии
оценок).
5.2. Методический комплект текущего (тематического) контроля комплекты
тестов, контрольных работ.
5.2. Руководство по оценке общих и профессиональных компетенций.
5.3. Памятка по оценке общих и профессиональных компетенций для
обучающихся.
5.4. Методический комплект итогового контроля по дисциплине: вопросы к
итоговому зачету или экзамену, критерии оценок по всем видам контроля.
Блок 6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ).
3.4. Учебнометодический комплекс по профессиональному модулю
Блок 1. НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
специальности СПО
1.1. Требования к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы (ОПОП) (выписка из ФГОС по специальности).
1.2.
Требования к знаниям,
умениям,
практическому опыту по
профессиональному модулю (выписка из ФГОС по специальности).
Блок 2. ПРОГРАММНОПЛАНИРУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
2.1. Примерная программа профессионального модуля (при наличии).
2.2. Рабочая программа профессионального модуля.
2.3. Календарнотематические планы по междисциплинарным курсам или
разделам междисциплинарных курсов.
2.4. Комплекты планов учебных занятий междисциплинарных курсов
(технологических карт преподавателя).
2.5. Перечень учебнопроизводственных работ и упражнений (для учебной
практики), индивидуальных заданий (для практики по профилю специальности).
2.6. Графики целевых выходов руководителя на базы практики по профилю
специальности.
Блок 3. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КУРСОВ
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
3.1. Учебная литература (в том числе на электронных носителях):
3.1.1. Учебники.
3.1.2. Учебные пособия.
3.1.3. Конспекты лекций.
3.1.4. Справочники, задачники.
3.1.5. Каталоги, альбомы.
3.2. Методическая литература:
3.2.1. Методические пособия.
3.2.2. Методические рекомендации, методические разработки, методические
указания.
Блок 4. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
4.1. Комплект методического обеспечения
аудиторных занятий по
междисциплинарным курсам: ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
4.1.1. Тематические «копилки»: комплекты технологических задач и
производственных ситуаций, разработки деловых и ролевых игр и т.д.
4.1.2. Методические рекомендации (указания) по выполнению лабораторно
практических работ.
4.2. Комплект методического обеспечения самостоятельной (внеаудиторной)
работы:
4.2.1. Вопросы и методические рекомендации по подготовке к семинарским
занятиям, разработке и выполнению проектных заданий.
4.2.2. Тематика и методические рекомендации по работе над рефератом,
докладом, сообщением; комплекты кейсов.
4.2.3. Методическое обеспечение курсового проектирования: перечень тем,
указатель литературы, методические рекомендации, образцы курсовых проектов
(работ).
4.2.4. Методические рекомендации по другим видам самостоятельной работы
студентов.
4.3. Методическое сопровождение практики по профилю специальности:
4.3.1. Образцы отчетной документации студентов по практике (дневники,
структура отчета и т.п.).
4.3.2. Методические рекомендации для студентовпрактикантов.
4.3.3. Критерии оценок по практике.
4.3.4. Методические рекомендации для руководителя практики.
Учебнонаглядные пособия:
4.4.
4.4.1. Изобразительные пособия (схемы, таблицы, плакаты, чертежи и др.).
4.4.2. Натуральные пособия (модели, макеты, муляжи, приборы и др.).
4.4.3. Мультимедийные презентации.
4.5. Технические средства обучения. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Блок 5. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
5.1. Руководство по оценке общих и профессиональных компетенций.
5.2. Памятка по оценке общих и профессиональных компетенций для
обучающихся.
5.3. Методический комплект текущего (тематического) контроля по разделам
междисциплинарных курсов: комплекты тестов, контрольных работ.
5.4. Методический комплект итогового контроля по междисциплинарным
курсам: вопросы к итоговому зачету или экзамену, критерии оценок.
5.4. Методический комплект итогового контроля по профессиональному модулю:
5.4.1.
Комплекты практических работ по оценке
компетенций
профессионального модуля (программа квалификационного экзамена).
5.4.3. Методическое обеспечение дипломного проектирования: тематика
дипломных проектов (работ), перечень литературы, графики индивидуальной работы,
методические рекомендации. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Закон Российской Федерации № 32661 от 10.07. 1992 г. «Об образовании»
2. Закон Российской Федерации № 309ФЗ от 1.12.2007 г. «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры ГОС».
3. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 142 «Об утверждении Правил
разработки и утверждения ФГОС».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 142. «Об
утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов».
5. «Типовое положение об учреждении начального профессионального образования»,
утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 521.
6. «Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования»,
утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71.
7. «Перечень профессий начального профессионального образования». Приказ МОиН РФ №
354 от 28.09.2009 г.
8. Перечень специальностей среднего профессионального образования». Приказ МОиН РФ №
355 от 28.09.2009 г. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
9. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных
разрядов ОК 016–94, введенный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. № 367 с
01.01.1996г.
10. Квалификационные характеристики на профессию по разрядам (в соответствии с «Единым
тарифноквалификационным справочником работ и профессий рабочих»). Инструкции и
должностные обязанности служащих.
11. «Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной
практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы
начального профессионального образования». Приказ МОиН РФ № 674 от 26.11.2009 г.
12.«О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях
РФ». Приказ МО РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ, Российской академии образования
16.07.2002 №2715/227/166/19.
13. «Рекомендации по организации учебных хозяйств сельских УНПО» утвержденные МО РФ
26.12.94г.
14.Приказ «О введении модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала
по рабочим профессиям» от 21.10.94г. № 407.
15. «Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки
граждан по рабочим профессиям» МО РФ от 25.04.200 № 186/1711.
16. «Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих
основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования». Приказ МОиН РФ № 673 от 26.11.2009 г.
17. Письмо МО РФ от 06.01.2000 г. № 165201 ин/1613 «О рекомендациях по разработке
профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования на базе
начального профессионального образования».
18. Письмо МОиН РФ от 28.03.2008 г. № 03568 «Рекомендации по разработке
интегрированных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих
подготовку высококвалифицированных рабочих и рабочих особо сложных профессий».
19. Приказ МО и Н РФ от 14.11.2001 г. № 3654 «Об утверждении Порядка реализации
сокращенных и ускоренных профессиональных образовательных программ среднего
профессионального образования». ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
20. Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего
образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего
профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и
примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования». Письмо МО и Н РФ от 29.05.2007 № 031180.
21. Разъяснения по формированию учебного плана основной профессиональной
образовательной программы начального профессионального образования/
профессионального образования. www.firo.ru.
среднего
22. Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на
основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и
среднего профессионального образования. www.firo.ru.
23. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и
СПО на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального
профессионального и среднего профессионального образования. www
. firo
. ru.
24. Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных
профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего
профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального
образовния. www.firo.ru. ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016 ГБПОУ Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление документацией
СМК ДП 4.2.32.016
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Методические рекомендации по разработке ОПОП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.