Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Оценка 5

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Оценка 5
Раздаточные материалы
docx
дефектология
Детсад
26.04.2018
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследовании, уровень внимания дошкольников с ЗПР крайне низкий. Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
metodich._rek-cii_po_raz-yu_vnimaniya.docx
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития. Внимание   ­   это   форма   познавательной   деятельности.   Как   было   выявлено   в экспериментальном исследовании, уровень внимания дошкольников с ЗПР крайне низкий. Следовательно,   необходимо   развивать   у   дошкольника   способность   как   можно   дольше удерживать   внимание   на   одном   и   том   же   объекте   (или   задаче),   быстро   переключать внимание   с   одного   объекта   на   другой,   научить   подчинять   свое   внимание   сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.  А.А.   Люблинская   указывает,   что   для   эффективного   формирования   внимания ребенка   следует   использовать   внешне   привлекательные   предметы.   Сосредоточенным вниманием остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям [42].  По   мнению  Л.Е.   Черемошкиной,   для   того   чтобы   ребенок   учился   произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка просить постоянного называть в слух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии в течение долгого времени произвольно удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах. Большое значение для   работы   по   развитию   внимания,   как   указывает  Л.Е.   Черемошкина,  имеют   также рассказы и беседы (по вопросам) о выполненном задании. Все это развивает внимание и наблюдательность у детей [74]. Кроме   этого,   к   условиям,   облегчающим   поддержание   произвольного   внимания, относятся   особенности   обстановки   рабочего   места.   В   помещении   не   должно   быть отвлекающих   раздражителей.   Например,   разговоры   между   ребятами   во   время   занятия затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно работают. Важным   условием   поддержания   внимания   является   психическое   состояние человека.   Утомлённому   человеку   очень   трудно   сосредоточиться.   Многочисленные наблюдения и опыты со взрослыми и детьми доказывают, что к концу дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости:   трудно   сосредоточить   внимание.   Эмоциональное   возбуждение,   вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими–то другими мыслями, болезненное состояние и другие факторы), значительно ослабляет произвольное внимание.  Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным [18]. При   разработке   методических   рекомендаций   по   коррекции   внимания   у дошкольников с ЗПР в основу были положены следующие  принципы и теоретические положения. 1.   Принцип   учета   этиологии,   механизмов   и   структуры   нарушения.   Анализ результатов   констатирующего   эксперимента   выявил   сложную   структуру   расстройств внимания у детей, обнаружил неоднородность нарушений у дошкольников с ЗПР. В связи с этим   при   подборе   методов   и   приемов   формирования   внимания   следует   учитывать специфическое   развитие   тех   или   иных   свойств   внимания   каждого   ребенка,   а   также проявления когнитивных и личностных свойств детей. 2.   Принцип   комплексности   и   системности.   На   необходимость   целостного рассмотрения психики указывал еще Л.С. Выготский. Он подчеркивал значимость связи между   отдельными   психическими   функциями   (восприятием,   памятью,   вниманием, мышлением)   в   процессе   психического   развития   ребенка   [13].   В   связи   с   этим,   с   одной стороны   при   проведении   коррекционно­развивающей   работы   следует   учитывать   тесную взаимосвязь   в   развитии   восприятия,   памяти,   внимания,   мышления   и   речи.   С   другой стороны,   коррекция   нарушений   внимания   должна   проводиться   с   опорой   на   уже сформированные когнитивные функции. 3. Принцип деятельностного подхода. По данным констатирующего эксперимента, у детей с ЗПР отмечались разнообразные недостатки как произвольного внимания в целом, так   и   отдельных   его   свойств.   Кроме   того,   были   отмечены   недостатки   или   отсутствие самоконтроля,   интереса   к   выполнению   предлагаемых   заданий   и   заинтересованности   в конечном   результате.   Выявленная   особенность   обуславливает   необходимость формирования   наряду   с   различными   свойствами   внимания,   мотивационной   сферы   и формирования   навыков   контроля   за   собственной   деятельностью.   Так,   в   процессе экспериментального обучения следует большое внимание уделять вызыванию интереса к выполнению заданий, что достигается использованием большого количества наглядности, игровых   приемов,   значимых   для   ребенка   игровых,   реальных   ситуаций,   особенно   на начальном этапе работы.  4. Учет психологической структуры процесса овладения вниманием. При выборе путей и методов формирования коррекции внимания у дошкольников с ЗПР мы исходили также   из   того,   что   внимание   ребенка   формируется   в   процессе   различных   видов деятельности (предметной, игровой). 5.   Принцип   единства   коррекционного   и   развивающего   обучения.   Формирование внимания необходимо осуществлять в процессе комплексной коррекции ЗПР и развития у детей высших психических функций. Кроме того, формирование внимания необходимо осуществлять   в   комплексе   с   решением   таких   задач,   как:   развитие   личностных   качеств детей; развитие коммуникативных умений и навыков, совершенствование способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, развитию эмоциональной сферы дошкольников.  6.   Индивидуальный   и   дифференцированный   подход   должен   предполагать ориентировку   на   индивидуальные   особенности   детей   (склад   ума,   темп   мыслительной деятельности, обучаемость и пр.), особенности их психического дефекта. Кроме этого, следует   учитывать   внутригрупповые   различия   дошкольников   в   соотношении   развития отдельных свойств внимания, и уровне сформированности внимания в целом, выявленные в ходе констатирующего эксперимента. В связи с этим, в процессе коррекционной работы необходимо решать следующие задачи:  1.   выработать   мотивацию   и   интерес   к   коррекционно­развивающим   занятиям   и   к заданиям, имеющим познавательный характер;  2. научить детей преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации; 3.   формировать   у   детей   навыки   самоконтроля   и   самостоятельного   исправления ошибок;  4. развивать устойчивость внимания, стремление довести работу до конца.  Учитывая   вышесказанное,   нами   была   разработана   собственная  коррекционно­ развивающая программа, подобраны различные игры и игровые упражнения для развития детского   внимания.   Программа   состоит   из   серии   специально   организованных коррекционно­развивающих   занятий,   составленных   с   учетом   уровня   развития   детей   с задержкой   психического   развития,   их   возрастных   и   индивидуальных   особенностей. Программа сочетает в себе комплекс игр и упражнений, направленных на развитие всех свойств   произвольного   внимания.   Во   всех   упражнениях   дети   встречаются   с   игровыми действиями, в которых активно идет формирование внимания. Описанные в программе задания   нацелены   на   развитие   переключения,   распределения,   концентрации,   объема внимания, на развитие положительной мотивации и самоконтроля. В нашу программу были включены игры и упражнения, представленные в работах Л. Венгер и Л.Мухиной [9], Е.В. Колесниковой   [34],   А.А.   Осиповой   и   Л.И.   Малашинской   [50],  А.В.  Петракова  и  И.А. Девиной [53], Л.Е. Черемошкиной [74]. Форма работы по данной программе: индивидуально­групповая. Коррекционная   программа   содержит   в   себе   14   занятий,   в   каждом   по   2­4 упражнения.  Продолжительность одного занятия – от 10 до 20 минут. Каждое занятие содержит в себе яркий наглядный материал.  Занятие 1 1. Вводная часть. Оборудование – несколько игрушек животных или других.  Упражнение «Что мы видим» На столе находится предмет (цветные карточки, геометрические фигуры, игрушка – неваляшка),   накрытые   салфеткой.   Задать   вопрос:   «   Как   узнать,   что   находится   под салфеткой?» И выслушав ответы детей, ведущий обобщает: «Нужно снять салфетку, чтобы увидеть предмет». 2. Основная часть Упражнение 1. Цель: учить детей акцентировать внимание на нескольких объектах одновременно. Оборудование – несколько игрушек. Методика   проведения:   предлагается   детям   в   течение   1­2   минут   рассмотреть предъявленные им игрушки, затем просят их отвернуться и в это время убирается одна из игрушек,   после   этого   дается   инструкция   повернуться   и   сказать,   какой   из   игрушек   не хватает. Задание повторяется несколько раз. Упражнение 2. Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах. Материал  –   листок   бумаги   со   схематично   нарисованными   на   нем   человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками. Методика проведения: ребенку дается для рассмотрения листок бумаги, психолог просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.  Упражнение 3. Цель:  сформировать у дошкольников сосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательной деятельности. Материал  –   рисунки,   имеющие   много   сходных   и   резко   отличающихся   деталей, например, два перевертыша или две ярко украшенных елки и т.п. Методика   проведения:  ребенку   предлагается   перечислить   сходные   и различающиеся   детали   изображения.   Нужно   добиться   того,   чтобы   ребенок   назвал   как можно больше признаков объектов. 3. Заключительная часть. Упражнение «Прощание» Дети встают в круг и по очереди прощаются с группой. Занятие 2 1 Вводная часть. Упражнение «Что здесь спрятано?» Детям раздается раздаточный материал (картинки, на которых хаотично изображено много предметов) необходимо увидеть, как можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойства данных предметов. 2 Основная часть. Упражнение 1. «Найди футболистов». Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах. Материал ­ рисунок с изображением футболистов, одетых в разную форму. Методика проведения: психолог дает детям поручение найти футболистов одной команды. Упражнение 2. Цель: сформировать у детей способность охватывать вниманием как можно больше предметов. Методика проведения:  психолог дает детям задание осмотреться вокруг себя и увидеть   как   можно   больше   предметов   одного   и   того   же   цвета   (формы,   величины, одинаковой   фактуры).   По   сигналу   взрослого   ребенок   начинает   перечислять   предметы, остальные дополнять пропущенные. Упражнение 3.  Цель: упражнять в сосредоточении внимания на нескольких объектах. Материал  –   таблицы   с   нарисованными   на   них   яблоками,   грушей,   огурцом, помидором, геометрические фигуры: овал, треугольник, круг, квадрат. Методика проведения:  перед детьми раскладываются таблицы и геометрические фигуры и просят их установить сходство между ними. 3. Заключительная часть. Упражнение «Импульс».  Дети встают в круг, берутся за руки. Предлагается попрощаться друг с другом пожатием руки. Психолог слабо сжимает левую руку стоящему ребенку. Затем ребенок, получив прощальный импульс, его следующему и т.д. Когда к психологу возвращается с левой стороны импульс, он благодарит всех за работу и говорит: « До свидания». Занятие 3 1 Вводная часть. Упражнение «Будь внимательным». Дети должны изобразить различные движения животных. Команды (Движения) «Зайчик» (Прыгать как зайчик) «Лошадки» (Скакать как лошадь) «Раки» (Пятиться назад) «Птица» (Махать руками) 2 Основная часть. Упражнение 1. Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах. Материал – рисунок с изображением бабочек различных видов. Методика проведения: психолог предлагает детям найти совершенно одинаковые бабочки. Упражнение 2. Цель:  упражнять   детей   в   сосредоточении   внимания   на   нескольких   объектах   в условия активизации познавательной деятельности. Оборудование ­ 7 предметов, разложенных в ряд и прикрытых бумагой. Первая   серия.  Методика   проведения:   приоткрываются   закрытые   предметы   и предлагается детям посмотреть на них в течение 10­15 секунд, затем закрываются снова и ребята называют, что находится под бумагой. Вторая серия.  Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1­10   секунд   снова   эти   же   предметы,   психолог   спрашивает   ребят,   в   какой последовательности они расположены. Третья   серия.  Методика   проведения:   меняют   местами   два­   три   предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом. Четвертая   серия.  Методика   проведения:   детей   спрашивают,   какого   цвета   они видели предметы. Пятая серия.  Методика   проведения:   полагается   семь   предметов   друг   на  друга. Показывают  их детям  в течение  10­20 секунд, просят их  перечислить эти  предметы  и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз. Шестая серия.  Методика проведения: полагается пять­шесть предметов в разные положения: на бок, прислонив друг к другу и т.п., показывают их детям в течение 1­10 секунд, спрашивают, в каком положении находится каждый предмет. 3 Заключительная часть. Упражнение «Бывает ­ не бывает» Детям зачитываются фразы: «Зима закончилась в июне. Подснежник ярко краснеет. Девочка упала в яму. Коля проснулся только в обед. Суп из мухоморов. Яблоки растут на дереве». Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами. Занятие 4 1 Вводная часть.  Упражнение «Без сантиметра» Детям задается вопрос: «Как вы думаете, сколько раз уложится этот карандаш на длине стола?». Ответы детей записываются на доске. Затем проводится измерение. 2 Основная часть. Упражнение 1.  Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах. Материал  – две таблицы. На одной наклеены три кружка и четыре квадрата, на другой – три квадрата и четыре кружка. Методика   проведения:  детям   предлагается   сравнить   таблицы,   указав   на   них сходства и различия. Упражнение 2. Цель: сформировать у детей способность охватывать вниманием как можно больше предметов. Материал – разрезанные на части квадраты из картона, песочные часы. Методика проведения:  ребенку предлагается сложить квадрат сначала из трех, а потом из четырех частей и при этом следить за пересыпанием песка. В случае затруднения ребенок может попробовать выполнить данное задание несколько раз, пока не добьется успеха. Упражнение 3. «Что изменилось». На наборное полотно выставляют предметные картинки (6­7 штук). Психолог на наборном полотне меняет картинки местами (сначала одну, потом две, затем три картинки, в заключение ни одной). Дети отмечают изменения в расположении картинок. 3  Заключительная часть. Детям задают вопросы «Чем мы сегодня занимались?», «Что понравилось и что не понравилось, почему?» и т.д. 1 Вводная часть. Занятие 5 Детям дается разрезанная картинка. Им предлагается ее собрать. 2 Основная часть. Упражнение 1. Цель: упражнять в сосредоточении внимания. Материал  – картинки с изображением овощей (огурец, морковь, арбуз, капуста, подсолнух), загадки. Он большой как мяч футбольный. Если спелый, все довольны. Так приятен он на вкус, Называется (арбуз). Летом в огороде Свежие, зеленые, А зимою в бочке Желтые, зеленые. Отгадайте, молодцы, Как зовут нас?  (огурцы) Как надела сто рубах, Захрустела на губах.  (капуста) Любопытный, красный нос По макушку в землю врос Лишь торчат на грядке Зеленые пятки  (морковь) Методика проведения: детям предлагается прослушать загадки и найти отгадки на картинках. Упражнение 2.  Цель: учить детей концентрировать внимание на нескольких фигурах. Оборудование  – цветные  карандаши  и карточки с изображением  фигур разного цвета, формы и не докрашенные фигуры. Методика  проведения:  перед   детьми   выкладываются   карточки   с   изображением различных фигур, закрашенных и не закрашенных. Дети должны закрасить не закрашенные фигуры по принципу идентификации по цвету и форме. 3 Заключительная часть.  Упражнение «Хоровод». Дети   встают   в   круг,   берутся   за   руки,   смотрят   друг   другу   в   глаза,   улыбаются. Каждый должен сказать, что ему понравилось на занятии. Занятие 6 1  Вводная часть. Упражнение «Кто больше…» Детям показывается какой­либо предмет. Они должны назвать как можно больше признаков предмета (цвет, размер, форма, масса, блеск, материал, функция). 1. линейка 2. хлеб 3. мел 4. книга 5. ладонь человека 2 Основная часть. Упражнение 1. Цель: упражнять детей переключать внимание. Методика   проведения:  Психолог   описывает   один­   два   раза   пять   различных движений,   не   показывая   их.   Затем   предлагает   ребенку   проделать   движения   в   той последовательности, в какой они были названы ими. Упражнение 2. «Найди такой же». Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания. Оборудование – 4­6 схожих предметов, например, домиков. Методика проведения:  детям предлагается выбрать из 4­6 предметов, например, домиков,   точно   такой   же   (по   цвету,   величине,   рисунку),   как   тот,   который   в   руках психолога.  3 Заключительная часть. Упражнение «Прощание».  Дети встают в круг и по очереди прощаются с группой. Занятие 7 1  Вводная часть. Упражнение «Ищи безостановочно». Детям предлагается в течение 10­15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу психолога один ребенок начинает перечислять. Другие дополняют. 2 Основная часть. Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания. Материал – картинки с изображением разных предметов. Методика проведения:  детям показываются картинки с изображением различных предметов, которые они должны узнать по описанию ведущего: ­ длинный, прямоугольный.  Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске. ­ белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит ­ белое, жидкое, холодное или теплое, полезное. Упражнение 2 «четыре стихии». Цель: формирование переключения внимания. Методика проведения:  психолог объясняет ребенку, что есть в природе четыре стихии: земля, огонь, вода, воздух. По команде психолога ребенок должен будет делать определенные движения руками.  Команда (Движение рук)  Земля (Руки вниз)  Вода (Руки вперед)  Воздух (Руки вверх)  Огонь (Вращение руками) Упражнение 3. «Зеваки». Цель: развитие произвольного внимания. Методика проведения: дети идут по кругу. По хлопку ведущего останавливаются, топают  одной   нагой,  поворачиваются   кругом  и  продолжают  движение.   Таким   образом, направление движения меняется после каждого сигнала ведущего. 3Заключительная часть. Упражнение Хоровод». Дети встают в круг, берутся за руки, одновременно совершают плавные движения вправо, влево. 1Вводная часть. Занятие 8 Упражнение «Измеряем взглядом». Детям задается вопрос: «Как вы думаете, сколько стульев можно поставить рядом от стола до двери?». Ответы детей записываются. Затем проводятся измерения. 2Основная часть. Упражнение 1. «Кто летает?». Цель: развитие переключения внимания. Методика проведения:  психолог называет разные предметы, животных. Если они летают, то дети должны поднять руки, если не летают – не поднимают. Кто ошибется, тот выходит из игры. Слова:  голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, змея, стол, божья коровка, ракета, спутник, облака… Упражнение 2. «Карлики и великаны». Цель: развитие переключения внимания. Методика   проведения:  детям   дается   инструкция:   «Если   ведущий   говорит «карлики» ­ они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх. Упражнение 3. «Перепутанные линии». Цель: развитие произвольного внимания. Методика проведения: детям предлагается внимательно посмотреть на картинку и вести от катушки взглядом по нитке к иголке, чтобы определить к какой катушке она относится. 3Заключительная часть. Упражнение «Хоровод». Дети водят хоровод под музыку, улыбаются. Занятие 9 1  Вводная часть. Упражнение «Кто быстрее». Ведущий называет какой­либо цвет (красный, зеленый, синий и т.д.) дети должны быстро   положить   руку   на   любой   ближайший   предмет   такого   цвета.   Кто   не   успел,   то выходит из игры. 2Основная часть. Упражнение 1. «Пляшущие человечки». Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – на листе бумаги рядами изображены схематично маленькие человечки в разных позах (4­5 рядов). Методика   проведения:  детям   предлагается   посмотреть   на   свои   карточки   с нарисованными человечками в разных позах и отметить всех человечков, которые стоят смирно, затем всех, у которых руки раздвинуты в стороны и т.д. Упражнение 2. «Найди ошибки». Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – картинка, на которой допущено 5­6 ошибок. Методика проведения: детям дается картинка, они должны рассмотреть ее и найти допущенные ошибки. Упражнение 3. Цель: формировать у детей устойчивость внимания. Материал – рисунок терема царевны. Находящейся в одной из башен крепости, к которой ведут высокие лестницы, и витязя около терема. Методика проведения:  детям предлагается помочь  витязю   пройти  на балкон  к царевне. Сравниваются ответы детей. Указывается на правильный. 3Заключительная часть.  Упражнение «Прощание». Дети встают в круг и по очереди прощаются с группой. Занятие 10 1 Вводная часть. Детям дается каждому по картинке, разрезанную на части. Предлагается ее собрать за 5 минут. 2Основная часть.  Упражнение 1. «Бабочка и цветок». Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – картинка с лабиринтом (у входа в него бабочка, в центре цветок). Методика проведения: предлагается детям рассмотреть картинку и найти бабочке дорогу к центру. Упражнение 2 «Цветочная полянка». Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – картинка с изображением полянки, на которой много цветов, бабочек, жуков. цветы. Методика   проведения:  ребенку   предлагают   найти   одинаковых   бабочек,   жуков, Упражнение 3 «Найди различия». Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – картинка с изображением двух домиков, имеющих 10 различий. Методика проведения:  ребенку показывают картинку и просят найти как можно больше отличий. 3 Заключительная часть. Детям задают вопросы: «Что вам сегодня понравилось?», «Какие упражнения вы еще хотите выполнить?» и т.д. Занятие 11 1Вводная часть. Упражнение «Светофор». Ведущий встает, держа руки опущенными. Играющие стоят перед ним. Когда он называет   зеленый   цвет,   одновременно   поднимает   руки   вверх,   дети   должны   успеть перебежать   за   спину   ведущего   до   того,   как   он   снова   опустит   руки.   Кого   задели,   тот выбывает. 2Основная часть. Упражнение 1 «Две птички». Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания. Материал – картинка с изображением птичек. Методика проведения: предлагается внимательно посмотреть на картинку и найти две пары одинаковых птичек. Упражнение 2  Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания. Материал – картинка с изображением двух девочек. Методика проведения: ребенку показывают картинку и просят найти все отличия за 10 минут. Упражнение 3  Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания. Материал ­ картинка с лабиринтом (у входа медвежонок, в центре бочонок меда). Методика проведения: предлагается детям найти медвежонку дорогу к меду. 3Заключительная часть. Подведение итогов. «Прощание». Занятие 12 1Вводная часть. Упражнение «Зеркало». Ведущий показывает движения, а остальные должны повторять его движения. 2Основная часть. Упражнение 1. Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – на листе изображены геометрические фигуры (4­5 рядов). Методика проведения:  детям предлагается поставить крестики в треугольники и галочки в кружочки. Упражнение 2. «Что лишнее?». Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – картинка, на которой допущено 6­7 ошибок. Методика проведения: детей просят рассмотреть картинку и сказать, что лишнее. Упражнение 3. Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – рисунок, на котором изображены дороги идущие от животных к домам. Методика проведения: детям предлагают определить у кого какой домик. 3Заключительная часть. Упражнение «Произвольное качание». Дети  стоят   в кругу,  кладут  руки  на плечи  друг  друга,  глаза  закрыты.  Ведущий незаметно пытается раскачивать круг. Занятие 13 1 Вводная часть. Упражнение «Кто дольше?». Детям предлагается разбиться по парам и одновременно начать смотреть друг другу в глаза. Кто первый отвернется, тот проиграл. 2 Основная часть. Упражнение 1 «Кувшин». Цель: развитие устойчивости внимания. Материал  ­   рисунок   с   изображением   кувшина,   у   которого   не   хватает   одного осколка, рядом изображено несколько осколков. Методика проведения:  детям предлагается внимательно рассмотреть рисунок и правильно подобрать недостающий осколок. Упражнение 2. Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – картинка с изображением двух старичков имеющих отличия. Методика   проведения:  детям   дается   картинка,   они   должны   внимательно рассмотреть ее и найти все отличия. Упражнение 3 «Чья коза?». Цель: развитие устойчивости внимания. Материал – картинка с изображением детей, у которых в руках веревка, идущая к различным предметам и животным. Методика проведения:  предлагается проследить глазами куда ведут веревочки и определить чья коза. 3 Заключительная часть. Детям задают вопросы: «Что вам понравилось на занятиях?», «Какие упражнения самые интересные?» и др. Затем все встают в круг и прощаются. Занятие 14 1. Вводная часть. Упражнение «Измеряем взглядом». Детям задается вопрос: «Как вы думаете сколько стульев можно поставить рядом от стола до двери?». Ответы детей записываются. Затем проводятся измерения. 2. Основная часть. Упражнение 1. «Кто летает?». Цель: развитие переключения внимания. Методика проведения:  психолог называет разные предметы, животных. Если они летают, то дети должны поднять руки, если не летают – не поднимают. Кто ошибется, тот выходит из игры. Слова:  голубь, пчела, орел, корова, стрекоза, змея, стол, божья коровка, ракета, спутник, облака… Упражнение 2. «Карлики и великаны». Цель: развитие переключения внимания. Методика   проведения:  детям   дается   инструкция:   «Если   ведущий   говорит «карлики» ­ они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх. Упражнение 3. «Перепутанные линии». Цель: развитие произвольного внимания. Методика проведения: детям предлагается внимательно посмотреть на картинку и вести от катушки взглядом по нитке к иголке, чтобы определить к какой катушке она относится. 3. Заключительная часть. Упражнение «Хоровод». Дети водят хоровод под музыку, улыбаются. Кроме предложенной программы возможно использовать различные дидактические игры, которые могут быть направлены на развитие различных свойств внимания. Примеры дидактических игр, которые могут быть использованы в коррекционно­развивающей работе с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии, представлены в Приложении 7.  Выводы по 2 главе 1.   Уровень   развития   зрительного   произвольного   внимания   у   детей   с   ЗПР   резко снижен   по   сравнению   с   нормально   развивающимися   дошкольниками,  при   этом нарушенными оказались все основные свойства внимания. 2.   Нарушения   концентрации   проявляется   в   ситуации   длительного   удержания внимания на одном объекте.  3. У дошкольников с ЗПР отмечается замедленное переключение внимания с одного объекта на другой.  3. Внимание детей с задержкой психического развития крайне неустойчиво, часто перемещается   с   одного   объекта   на   другой   и   характеризуется   сокращением   времени сосредоточения на задании.  4.   Нарушение   распределения   внимания   дошкольников   с   ЗПР   выражается   в трудностях при одновременном распределении внимания на два или более объектов. Список литературы 1 Абрамова Г.С. Возрастная психология. ­ М.: Академический проект, 1997. ­ 366с. 2 Агеносова   Н.Л.   Особенности   внимания   детей   во   время   занятий   //   Дошкольное воспитание. 2002. №4. ­ С.19­24.  3 Актуальные   проблемы   диагностики   задержки   психического   развития   /   Под   ред. К.С.Лебединской. ­ М., 1982. ­ 325с. 4 Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников   с   задержкой   психического   развития   церебрально­органического   генеза: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. ­ Екатеринбург, 1997. ­ 24с. 5 Барашнев Ю.И.  Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей. ­ М.: Триада­Х, 2004. ­ 560с. 6 Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. ­ М.: НЦ ЭНАС, 2002. ­ 134с. 7 Богданова   Т.Г.,   Корнилова   Т.В.   Диагностика   познавательной   сферы   ребенка.   ­   М.: Роспедагенство, 1994. ­ 68с. 8 Введение  в  дефектологию  с  основами  нейро­   и  патопсихологии   /   Под   ред.  В.М. Астапова. ­ М.: Международная педагогическая академия, 1994. ­ 216с.  9 Венгер   Л.,   Мухина   В.  Развитие   внимания,   памяти   и   воображения   в   дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1974. №12. ­ С.24­31. 10 Власова   Т.А.,   Лебединская   К.С.   Актуальные   проблемы   клинического   изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. №6. ­ С.8­17. 11 Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. ­ М.: Педагогика, 1973. ­ 173с. 12 Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.­ СПб.: Союз, 1999. ­ 222с. 13 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. ­ М.: Изд­во АПН РСФСР, 1956. ­ 519с. 14 Выготский   Л.С.   Развитие   высших   форм   внимания   в   детском   возрасте.   //   В   книге «Хрестоматия по вниманию» / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. ­ М.: МГУ, 1976. ­ С.113­129. 15 Гальперин П.Я. Введение в психологию. ­ М.: Университет, 2000. ­ 336с. 16 Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. ­ М.: Педагогика, 1972. ­ 160с. 17 Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно­ методическое пособие. ­ М.: ЦГЛ, 2002. ­ 80с. 18 Готовимся к школе: Программно­методическое оснащение коррекционно­развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С. Г.Шевченко. ­ М.: Ника­ пресс, 1998. ­ 192 с. 19 Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. ­ М.: Педагогика, 1971. ­ 184с. 20 Дети с задержкой психического развития / Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. ­ М., 1994. ­ 256с. 21 Дети с отклонениями в развитии / Под. ред. М.С. Певзнер. ­ М.: Просвещение, 1966. ­ 261с. 22 Добрынин Н.Ф. Внимание и память. ­ М.: Знание, 1958. ­ 32с. 23 Дормашев Ю.Б., Романов В.Л. Психология внимания. ­ М. Тривола, 1995. ­ 347с. 24 Егорова   Т.В.   Особенности   памяти   и   мышления   младших   школьников,   отстающих   в развитии. ­ М.: Педагогика, 1973. ­ 150с. 25 Егорова   Т.В.   Особенности   познавательных   процессов   у   младших   школьников   с пониженной обучаемостью. ­ М., 1969. ­ 150с. 26 Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности / Дети с ЗПР. ­ М.: Педагогика, 1984. ­ С.135­151. 27 Заваденко Н.Н. Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. ­ М.: Школа­Пресс, 2001. ­ 128с. 28 Зейгарник Б.В. Основы патопсихологии. ­ М.: Изд­во Моск. ун­та, 1973. ­152с.  29 Иванов  Е.С.   Астения   как  одна   из   причин   неуспеваемости   детей   в   школе   //   Дети   с временными   задержками   развития   /   Под   ред.   Т.А.   Власовой,   М.С.   Певзнер.   ­   М.: Педагогика, 1971. ­ С.63­66. 30 Иванова А.Я. «Обучающий эксперимент» как метод психологического исследования детей   с   аномалиями   психического   развития   //   Вопросы   экспериментальной патопсихологии. ­ М.: НИИ Психиатрии, 1965. ­336с. 31 Калмыкова   З.И.   Некоторые   типические   особенности   мыслительной   деятельности неуспевающих школьников // Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. ­ М.: Педагогика, 1971. ­ С.132­138. 32 Карпова   Г.А.,   Артемьева   Т.Л.   Педагогическая   диагностика   учащихся   с   задержкой психического развития: учебное пособие. Екатеринбург, 1995. ­ 154с. 33 Князева   Т.Н.   Из   опыта   работы   по   организации   процесса   усвоения   знаний   детьми   в классах   выравнивания   //   Дети   с   задержкой   психического   развития:   Проблемы   и практические решения. ­ Н. Новгород, 1991. ­ С.41­44. 34 Колесникова Е.В. 500 игр для коррекционно­развивающего обучения: Дети 3­7 лет. ­ Ярославль: Академия развития, 2000. ­ 159 с. 35 Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной ­ М.: Академия, 2001.­ 314с. 36 Лебединская К.С. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития. ­ М., 1980. ­ 72с. 37 Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. ­ М.: Изд­во МГУ, 1985. ­ 168с. 38 Леонтьев   А.Н.   Проблемы   развития   психики.   4­е   издание.   –   М.:   Издательство Московского Университета, 1981. ­ 584с. 39 Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. ­ М.: Ось­89, 2001. ­ 96с. 40 Лубовский   В.И.   Общая   психологическая   характеристика   младших   школьников   с задержкой   психического   развития   /   Обучение   детей   с   задержкой   психического развития. ­ М., 1981. ­ С.6­10. 41 Лубовский   В.И.,   Переслени   Л.И.   и   др.   Обучение   детей   с   задержкой   психического развития. ­ М.: Просвещение, 1981. ­ 119с. 42 Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие. ­ М.: Просвещение, 1971. ­ 267с. 43 Марковская   И.Ф.   Задержка   психического   развития.   Клиническая   и нейропсихологическая диагностика. ­ М.: Компенс­центр, 1993. ­ 198с. 44 Мастюкова Е.М. Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. ­ М.: АПН СССР, 1988. ­ 188с. 45 Медведева   Е.А.   Изучение   особенностей   развития   воображения   детей   с   ЗПР   // Дефектология. 1998. №4. ­ с.26­30. 46 Мухина В.С. Детская психология ­ 2­е изд.­ М.: Апрель Пресс: ЭКСМО­Пресс, 2000. ­ 352с. 47 Немов Р.С. Психология: В 3 кн. ­ М.: Владос, 1995. ­ Кн. 1: Общие основы психологии. ­ 576с.  48 Немов Р.С. Психология: В 3 кн. ­ М.: Владос, 2003. ­ Кн. 3. Психодиагностика. ­ 631с. 49 Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Т. Ковалёва, А.А. Степанова. ­ М.: Просвещение, 1981. ­ 383с. 50 Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. – М.: ТЦ Сфера, 2002. ­ 104с. 51 Основы специальной психологии: Учебное пособие. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. ­ М.: Академия, 2002. ­ 480с. 52 Певзнер   М.С.   Клиническая   характеристика   детей   с   нарушением   темпа   развития   / Хрестоматия.   Дети   с   нарушениями   развития.   Сост.   Астапов   В.М.   ­   Москва. Международная педагогическая академия, 1993. ­ С.81­93.  53 Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. ­ М.: Ось­89, 2001. ­ 48 с. 54 Пекелис Э.Я. Педагогическая характеристика детей с ЗПР и работа с ними // Дети с временными задержками развития / Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. ­ Москва. Педагогика,1971. ­ 208 с. 55 Переслени   Л.И.   Некоторые   особенности   внимания   у   детей   с   отклонениями   в развитии. // Дефектология. 1972. №4. ­ С.3­9. 56 Переслени   Л.И.,   Мастюкова   Е.М.   Задержка   психического   развития:   вопросы дифференциальной диагностики. // Вопросы психологии. 1989. №1. ­ С.55­61. 57 Переслени Л.И., Шохин П.В. Особенности внимания и восприятия. / Обучение детей с задержкой психического развития. ­ М.: Просвещение. ­ 1981. ­ С.10­14. 58 Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. ­ 312с. 59 Поддьяков   Н.Н.   Развитие   мышления   и   умственное   воспитание   дошкольника.   ­   М. Педагогика, 1985. ­ 267с. 60 Подобед В.Л. Особенности вербальной памяти детей с ЗПР // Дефектология. 1989. № 6. ­ С.3­10. 61 Понарядова   Г.М.   Динамика   организованности   внимания   у   детей   с   задержкой психического  развития и  учащихся  вспомогательной школы.  // Дефектология. 1979. №4. ­ С.16­21. 62 Психокоррекционная   и  развивающая   работа с  детьми:  Учебное  пособие.  /  Под  ред. И.В.Дубровиной. ­ М.: Академия, 1998. ­ 160с. 63 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2­х т. ­ М.: Педагогика, 1989. Т.1. ­ 488 с.; Т.2. ­ 328с. 64 Рутман Э.М.  Исследования развития внимания в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1990. №4. ­ С.18­23. 65 Самодумская Е.Н. К вопросу об органическом инфантилизме. // Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. ­ М.: Педагогика, 1971. ­ С.46­51. 66 Санникова   Е.П.  Внимание   детей   дошкольного   возраста   в   учебной   деятельности.   // Психология внимания. / Под ред. И.В. Страхова. ­ Саратов, 1992. ­ С.13­21. 67 Специальная   психология:   Учебное   пособие.   /   Под   ред.   В.И.   Лубовского.   ­   М.: Издательский центр «А», 2003. ­ 464с. 68 Страхов В.М. Психология внимания. ­ Саратов, 1992. ­ 235с. 69 Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы. ­ М.: Медицина, 1974. ­ 320с. 70 Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте // Вопросы психологии. 2003. №3. ­ С.118­122. 71 Ульенкова   У.В.   Шестилетние   дети   с   задержкой   психического   развития.   ­   М.: Педагогика, 1990. ­ 182с. 72 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. ­ М.: Изд­во АПН РСФСР, 1950. Т. 10. ­ С.22. 73 Халецкая  О.В.,  Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте. ­ Нижний Новгород, 1995. ­ 36 с. 74 Черемошкина  Л.Е.  Развитие  внимания  детей.  Популярное  пособие  для  родителей  и педагогов. ­ Ярославль: Академия развития, 1997. ­ 167с. 75 Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. ­ М.: АПН СССР, 1988. ­ 27с. 76 Шустов Е.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. ­ М.: Исеть, 2004. ­ 100с.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018