Сенсорные игры в коррекционной работе с детьми, имеющими особенности в развитии
Оценка 5

Сенсорные игры в коррекционной работе с детьми, имеющими особенности в развитии

Оценка 5
Особые потребности +1
docx
дефектология
1 кл—11 кл
03.04.2024
Сенсорные игры в коррекционной работе с детьми, имеющими особенности в развитии
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
памятка №1.docx

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.

 

 

 

 

Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  

 

Сенсорные игры в коррекционной работе с детьми, имеющими особенности в развитии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Учитель-дефектолог Клюева С.В.

 

2024г

 

Сенсорные игры в коррекционной работе с детьми, имеющими особенности в развитии

      Сенсорными называются игры, которые «нагружают» (или разгружают) каналы восприятия, давая ребёнку возможность получать новые чувственные ощущения.

 

Наряду с ощущениями, они развивают систему координации и представления о собственном теле, дают возможность детям получать положительный чувственный опыт.

 

Сенсорные игры решают следующие задачи:

-формируют новую сенсорную информацию, что важно для представлений ребёнка об окружающем мире;

-снимают эмоциональное напряжение, регулируют поведенческие процессы;

-прививают навыки общения и взаимодействия с окружающими;

-создают позитивную дизайн-среду, в которой находятся дети с ограниченными возможностями;

-формируют собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка.

 

Сопровождение как системная комплексная технология психолого-педагогической помощи, в настоящее время, рассматривается как приоритетное направление.

 

Организация работы с детьми предусматривает цикл базовых знаний, каждое из которых связано с определённым чувственным ощущением: визуальным, осязательным, обонятельным, аудиальным, проприоцептивным.

 

Структура комплексных занятий с включением сенсорных игр (с учётом профиля специалиста):

-развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление туловища, шеи, лица по контрасту с напряжением;

-функциональные игры и упражнения на «погружение в цвет» с использованием программы цветотерапии и цветоощущения у детей с ограниченными возможностями,  с использованием современного светооборудования;

-психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.

 

 

 

Виды игр, перечень и содержание представлены в приложении 1.

 

приложение 1

 

Виды игр

На развитие зрительного восприятия

На развитие слухового восприятия

На развитие

кинестетиче-ского и кинети-ческого восп-рития

На развитие восприятия пространства

и времени

На развитие

Эмоционально-волевой сферы

На развитие

моторных навыков

На развитие

графомотор-ных навыков

 

На развитие

запаха и вкуса

 

Перечень и содержание игр:

 

1.      Игры на развитие восприятия пространства и времени

«Покажи правильно»: психолог на кукле показывает разные части тела. Ребёнок должен показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т.д.).

«Найди предмет указанной формы»: перед ребёнком выкладываются картинки с изображениями разных предметов и выкладываются по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ребёнок показывает предметы соответствующей формы. Можно использовать натуральные предметы, разложив их на столе, предоставить образцы геометрических фигур, ребёнок выбирает предметы соответствующей формы.

«Какая фигура лишняя?»: ребёнку предлагают наборы из 4 геометрических фигур (например, 3 круга и 1 треугольник). Необходимо убрать лишнюю фигуру. Вариант усложнения: можно использовать фигуры разного цвета и размера, но обращать внимание на то, чтобы 1 фигура не получилась лишней по цвету или форме.

«Пирамидка»: ребёнок строит пирамидку из 5-7 колец. Усложнение задания: можно разобрать колечки из 2-3 пирамидок и всё перемешать.

«Матрёшки»: ребёнок собирает матрёшку из 3-4 частей. Усложнение: разбираются 2-3 разные матрёшки и всё перемешивается.

«Творческие работы»: ребёнок может выполнять творческую работу по инструкции или самостоятельно с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, нанопластилина, зубной пасты и т.д.

 

2.      Игры на развитие зрительного восприятия

 

Игры с фонариком «Где зажёгся огонёк?», «Путешествуем вместе». Психолог включает фонарик в разных частях комнаты, ребёнок должен найти глазами место, куда светит фонарик. Психолог перемещает огонёк фонаря на разные предметы в комнате, ребёнок глазами передвигается, «передвигается» вместе с огоньком.

«Найди половинку»: перед ребёнком выкладываются изображения предметов, разрезанные пополам. Ребёнок должен найти и соединить половинки. Вариант усложнения – «Разрезанные картинки», где изображение разрезано на 2-4 части (можно сложить картинку из кубиков).

«Сложи узор»: ребёнок выкладывает по образцу узор, предложенный психологом (используя различные геометрические фигуры, счётные палочки, кубики, мозаику и т.д.).

«Цветотерапия и Светотерапия» - улучшение зрительного цветового восприятия с использованием оборудования со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки.

 

3.      Игры на развитие слухового восприятия

 

«Откуда звук?» - психолог звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребёнок показывает, откуда слышен звук, подходит.

«Найди пару»: в упаковки от киндер-сюрпризов раскладываются небольшие предметы (камушки, песок, бусины, скрепки, семечки) так, чтобы одинаковый наполнитель был в 2 упаковках. Ребёнок должен найти парные коробочки, ориентируясь только на звук при встряхивании.

«Повтори»: психолог показывает звучание музыкального инструмента, а ребёнок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещоток, маракас, свистка и т.п.).

 

 

4. Игры на развитие эмоционально-волевого восприятия

 

«Погремушка»: игра погремушкой, затем остановка по сигналу, вновь игра погремушкой.

«Волшебный мешочек» в тканый непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, материалов (игрушки, геометрические фигуры и тела, предметы домашнего обихода и др.). Ребёнку предлагают, не заглядывая в мешочек, на ощупь, достать любой предмет, затем рассмотреть его.

 

 

5. Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия

 

Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует и т.д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лёжа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.

Игры на восприятие предметов в движении: игры в снежки, «камушки» (бросаем в сухой бассейн, играем «на берегу» и др.); передача по кругу предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.

Игры на развитие чувства равновесия

«Схвати шарик», «Спрячем ручки», «Погреем ножки», «Рыбки» ит.п. – всевозможные игры и упражнения в сухом бассейне с цветными шариками и в сухом бассейне с подсветкой.

«Гусеница в коконе», «Утёнок спрятался в бочонок», «Медведь в берлоге» - игры и упражнения на вестибулярном тренажере «Перекати поле» и в мягком модуле «Труба».

 

6. Игры на развитие моторных навыков

 

Подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу.

Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).

Ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нарисованной линии, прыжки на одной или двух ногах, повороты направо и налево по показу.

Бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой верёвкой. Пальчиковая гимнастика «Гнездо»: пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Замок»: соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить. «Пальчики здороваются»: на счёт 1,2,3,4,5 соединяются кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д. «Пальцеход»: на плотном кавролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда. Ребёнок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу. Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры-шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка су-джок (массаж кольца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ёжиков (с шипами).

 

7.Игры на развитие запаха и вкуса

 

«Библиотека запахов»: это ароматические мешочки, в которые вложены цельные специи: кардамон, корица, фенхель. Плюс мешочков в том, что через них очень хорошо ощущается запах, при этом ребёнок может трогать их фактуру и даже жевать их, что особенно важно при развитии восприятия.

«Аромабаночки»: в прозрачных баночках с крышками собраны кусочками того, что издаёт этот аромат, и капнуто соответствующее эфирное масло (лимон, роза, сосна, мята). Откручиваем крышки, вдыхаем аромат, затем обсуждаем, что там лежит, и закручиваем крышки.

«Баночки с сюрпризом»: в непрозрачных баночках с крышками собраны разные пахучие вещества (ванилин, долька лимона, дольки чеснока, цветок и т.п.). Баночки нужно разделить на 2 группы: с приятным и с неприятным, плохим запахом (сначала психолог показывает, как можно нюхать запах в баночке). После выполнения упражнения выясняем, что можно есть, а что нет.

«Съедобное - несъедобное». Перед ребёнком выкладываются вперемешку съедобные и несъедобные предметы. Необходимо разделить предметы на 2 группы.

«Узнай предмет на вкус»: ребёнок закрывает глаза, пробует маленький кусочек. В качестве усложнения отгадывает предмет, показывая или называя его.

 

приложение 2

 

Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации.

 

Виды игр

На развитие мелкой моторики рук

На развитие двигательной координации

На расслабление туловища , шеи, лица, по контрасту с напряжением.

 

Игры на развитие мелкой моторики рук.

 

Упражнение «Раз..два..три…»

Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с мизинца, на каждый ударный слог:

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Будем летом мы играть.

        Будем плавать и качаться,

        Будем прыгать и кататься,

        Будем бегать, загорать

        И грибочки собирать.

 

 

     Упражнение «Пальчики шагают»

Положи раздвинутые пальчики обеих рук на стол. Поочередно при назывании каждого из пальчиков приподнимай его.

 

 

Упражнение  «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим!( повтор2 раза)

    Ребенок изображает рубящие движения , двигая прямыми ладошками вверх и вниз.

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

    Ребром ладошки водит вперед и назад

Мы капусту солим, солим! (2 раза) Собирает пальчики в щепотку и делает вид,

    что  солит капусту.

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

Энергично сжимаем и разжимаем кулачки.

 

Упражнение « Замок»

На двери висит замок

     Соединяем руки в замочек, переплетая пальцы.

Кто его открыть бы мог?

    Поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев.

Потянули,

    Раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены)

Постучали,

    Ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

И открыли!

    Расцепляем пальцы.

 

Упражнение  «Стирка»

     Мы бельё стирали,

         Тереть один кулачок об другой.

     В речке полоскали,

         Движения ладонями вправо – влево

     Выжали, развесили –

    Сжимать–разжимать кулачки, имитировать движения, изображающие  развешивание белья.

     То-то стало весело.

         Поворачивать кисти руки из стороны в сторону, пальцы разведены в стороны.

 

Упражнение «Цветки»

Наши алые цветки,

Распускают лепестки.

     Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскройте пальцы.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

    Покачивайте кисти рук.

Наши алые цветки

закрывают лепестки,

   Медленно соедините пальцы, образуя цветок.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Кисти рук снова покачиваются на ветру.

 

                    

 

 

 

                           Игры на развитие двигательной координации

 

   Упражнение «Поймай кисть руки»

Участники игры  садятся кругом за столом. Кладут ладони обеих рук на стол. Поочередно по кругу нужно накрыть ладонью, сначала свою кисть руки, затем кисть руки соседа. Упражнение выполняется сначала в одну, а затем в другую сторону.

 

    Упражнение  «Петушок»

Раз и два! раз и два!

Начинается игра!

   Дети трут ладони друг о друга.

          Красим крылья и живот,

             Поглаживают ладонями руки и живот

          Красим грудочку и хвост,

          Красим спину, красим ножки,

             Поглаживают грудь, поясницу,                                 

          Красим гребешок немножко. ноги, голову.

          Вот какой стал петушок, 

   Ставят руки на пояс, горделиво

   выпрямляются.

          Ярко – красный гребешок.

   Делают несколько полуоборотов

   вправо – влево

 

Упражнение  «Бегемот» 

        Ходьба по прямой, приставляя пятку одной ноги к носку     другой, сохраняя       равновесие.

Кто по мостику идёт?

           Неуклюжий бегемот?

Он боится оступиться

И в болото провалиться.

 

     Упражнение  «Деревца»

Деревце веточки

   И. П.: ноги на ширине плеч, руки внизу.

К солнышку тянет,

   Тянут руки через стороны вверх, с напряжением.

А без воды

   Напрягают мышцы  рук и спины, поднимаются на носочки.

Наше деревце вянет.

   Возвращаются в и. п., руки вниз, расслабляются.

 

     Упражнение  «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединяются

Их маленькие пальчики.

   Дети встают взявшись за руки. поднимают и опускают руки в замкнутом        кругу.

 

 

Игры на расслабление по контрасту с напряжением

 

Упражнение «Холодно-жарко».

-«Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул сильный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли.

Обхватили себя руками, голову прижали к рукам сжались и греетесь. Согрелись ,расслабились… Но вот снова подул холодный ветер.»

 

Упражнение «Сорви яблоко»

«Представьте себе, что перед вами растёт большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в корзину, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками».

 

Упражнение «Муха».

Цельснятие напряжения с лицевой мускулатуры.

«Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо хочет сесть муха. Она садиться то на нос, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаза, согнать назойливое насекомое».

 

Упражнение «Воздушный шар»

 «Встаньте закройте глаза руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух. Одновременно расслабляя мышцы тела, кисти рук, затем мышцы плеч. Шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

 

Упражнение « Загораем»

    И.п.- сидя на стуле, ноги опущены.Ноги поднять, держать поднятыми 2-3     секунды. Ноги напряглись( ноги твердые, каменные).Опустить, расслабить.

 

Мы прекрасно загораем,

Ноги выше поднимаем

Держим…держим…напрягаем…

Загорели! Опускаем.

   Резко опустить ноги. Ноги не напряжены, расслаблены.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа

Наряду с ощущениями, они развивают систему координации и представления о собственном теле, дают возможность детям получать положительный чувственный опыт

Наряду с ощущениями, они развивают систему координации и представления о собственном теле, дают возможность детям получать положительный чувственный опыт

На развитие зрительного восприятия

На развитие зрительного восприятия

Откуда звук?» - психолог звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребёнок показывает, откуда слышен звук, подходит

Откуда звук?» - психолог звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребёнок показывает, откуда слышен звук, подходит

Пальцеход»: на плотном кавролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда

Пальцеход»: на плотном кавролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять,

Лепестки колышет. Покачивайте кисти рук

Лепестки колышет. Покачивайте кисти рук

Напрягают мышцы рук и спины, поднимаются на носочки

Напрягают мышцы рук и спины, поднимаются на носочки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2024