Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Оценка 4.6
Семинары
doc
администрации
Взрослым
27.12.2018
В данной работе рассмотрены актуальные вопросы по внедрению профессионального стандарта педагога: что определяет стандарт в педагогической профессии, какие требования выдвигает к личностным качествам учителя, какие изменения должны следовать за изменениями стандартов в повышении квалификации педагогов, подходы к обучению и воспитанию.
Инновационные технологии сопровождения.doc
214011, г. Смоленск, ул. Автозаводская, д. 50А, к.5, офис 9 ОГРН 1176733004370 КПП 673201001 ИНН
ООО «Знанио»
6732141723 info
@ znanio
. ru • znanio.ru • 8 (800) 3508382
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 37»
Тема:
«Инновационные технологии сопровождения
профессиональнопедагогической деятельности педагога в условиях
реализации ФГОС».
Секция:
Профессиональные компетенции педагога как
необходимое условие повышения эффективности образовательного
процесса.
Авторы:
Севастьянова Ольга Геннадьевна,
директор школы МБОУ «СШ № 37»,
высшая квалификационная категория.
Тухто Надежда Васильевна,
заместитель директора по НМР, высшая
квалификационная категория,
МБОУ «СШ № 37».
Норильск, 2018 2
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Основная часть …………………………………………………………….6
2.1. Инновационные
профессионально
педагогической деятельности учителя…………………………………………….6
технологии сопровождения
2.1.1. Диагностический этап: анкетирование, экспертная оценка качества
профессиональнопедагогической деятельности……………………………..…..9
2.2.2.
характеристика профессионально
педагогической компетентности, индивидуальнообразовательный маршрут
Практический этап:
педагога, перспективный план, экспресспортфолио……………………………
3. Вывод………………………………………………………………….….12
4. Литература ……………………………………………………………….15
Приложение…………………………………………………………………16 3
1. ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассмотрены актуальные вопросы по внедрению
профессионального стандарта педагога: что определяет стандарт в
педагогической профессии,
какие требования выдвигает к личностным
качествам учителя, какие изменения должны следовать за изменением
стандартов в повышении квалификации педагогов, подходы к обучению и
воспитанию.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя
улучшить, минуя голову учителя» (Константин Дмитриевич Ушинский),
поэтому педагог – ключевая фигура реформирования образования.
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления
единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической
деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов, для формирования
должностных инструкций и разработки федеральных государственных
образовательных стандартов педагогического образования, для планирования
карьеры.
Стандарт выдвигает требования и к личностным качествам учителя,
«неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность
учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей,
способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей».
В нашей школе для реализации требований стандарта предъявляемого к
учителю под моим руководством апробируются «Инновационные технологии 4
сопровождения профессиональнопедагогической деятельности педагога в
условиях реализации ФГОС» (Приложение 1).
Цель: Создание условий для самоанализа и
самокоррекции
профессиональнопедагогической деятельности учителя в условиях реализации
профессионального стандарта педагога через технологию сопровождения
профессиональнопедагогической деятельности учителя.
Задачи:
• Пересмотр ШМО
существующих
стандартов
содержания
профессионального педагогического образования.
• Апробация технологии сопровождения качества профессионально
педагогической деятельности учителя,
индивидуальнообразовательного маршрута (ИОМ) педагога.
через определение и реализацию
• Создание гибкой модульной системы подготовки и переподготовки
педагогов, на базе ОУ, предполагающей набор необходимых компетенций,
исходя из особенностей образовательных программ, реализуемых учреждением,
на основе технологии сопровождения.
• Создание методических разработок для реализации индивидуального
образовательного маршрута педагога.
Работа над «Инновационными технологиями сопровождения
профессиональнопедагогической деятельности педагога в условиях реализации
ФГОС» это целенаправленная логически выстроенная последовательность
действий учителя, тьютора, руководителя МО, курирующего администратора,
обеспечивающих успех самостоятельной деятельности сопровождаемого.
Данная технология подразумевает развитие компетентностей в трех
деятельностях: профессиональнодеятельностной компетентности (ПДК);
психологопедагогической деятельность
профессиональное
(ППД);
самосовершенствование (ПС). (Приложение 2) Экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:
1. мотивационноцелевой: анкетирование учителей; заполнение экспертной
5
карты учителем;
2.
практический:
составление «Характеристики профессионально
выбор
(самодиагностика),
педагогической компетентности учителя
индивидуальнообразовательного маршрута, заполнение «Я – прогноз».
Ожидаемые результаты:
1.
Становление профессиональнозначимых качеств педагога,
обусловленных его профессиональной деятельностью, совершенствующиеся в
жизненном процессе образовательного учреждения.
2.
Готовность педагогов к психологопедагогическому взаимодействию
с субъектами образовательного процесса в условиях модернизации образования.
3.
Достижение педагогами научнометодической компетентности. 6
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Инновационные технологии сопровождения профессионально
педагогической деятельности учителя
2.1.1. Диагностический этап: анкетирование, экспертная оценка качества
профессиональнопедагогической деятельности
Деятельностный подход связан с организацией процесса формирования и
стимулирования профессиональной компетентности посредством включения
педагога в систему продуктивной педагогической деятельности. Наиболее
целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога
(Приложение 3).
В данной работе представлены результаты выявления и решение проблем,
мешающих повышению (эффективности) деятельности учителя.
Первый шаг. Анкетирование учителей: особенности осуществления своей
способы активизация
профессиональнопедагогической деятельности;
деятельности учащихся; ценности в основе своей профессионально
педагогической позиции.
I. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
АНКЕТА 7
1. Особенности осуществления своей профессиональнопедагогической
деятельности (ППД)
1.1. Строю ее на следующих концептуальных основаниях:….
Стараюсь соблюдать следующие педагогические принципы… Основной
смысл своей ППД вижу в ….
1.2. При изучении особенностей организации ППД обращаю внимание на...
1.3. Основной целью моей ППД считаю… Для ее достижения решаю
следующий комплекс задач…
1.4. На уроках предлагаю учащимся соблюдать следующие правила…
В случае их нарушения предпринимаю следующие действия…
1.5. В работе применяю УМК… При отборе содержания урока обращаю
внимания на…
1.6. Применяю педагогические технологии…
1.7. для достижения взаимопонимания с учащимися и обеспечения
обратной связи действую следующим образом…
1.8. Для дальнейшего совершенствования своей ППД решаю следующие
проблемы….
II. «УЧЕНИК»
2. В своей работе стремлюсь активизировать деятельность
учащихся….
2.1. особое внимание уделяю учету следующих особенностей учащихся….
2.2.
изучаю особенности учащихся с помощью следующих
диагностических методик ….Составляю психологопедагогические
характеристики учащихся, в которых особое внимание обращаю на….
2.3. Целенаправленно развиваю следующие индивидуально личностные
качества учащихся….
2.4. Что бы не нанести вред здоровью учащимся в своей деятельности
обращаю внимание на… 8
2.5. Организую межсубъектное взаимодействие с учащимися на уроке с
помощью следующих педагогических приемов….
2.6.Создаем следующие условия для самостоятельной работы и
самоопределения учащихся….
2.7. В отношении с учащимися чаще всего возникают следующие
конфликтные ситуации, которые я решаю следующим образом….
2.8. Выявляю и пытаюсь решить следующие социальные проблемы
учащихся….
III. «УЧИТЕЛЬ» (профессиональнопедагогической позиции – ППП)
3. Большое внимание уделяю саморазвитию
3.1. в основе моей ППП лежат следующие ценности:
Свое педагогическое кредо могу сформулировать следующим образом…
3.2.
регулярно занимаюсь выявлением своих возможностей и
способностей…
Сильными сторонами своего профессионального мастерства считаю…
3.3. Дальнейший мой профессиональный рост направлен на и включает в
себя следующие шаги…
3.4. Регулярно повышаю квалификацию…Занимаюсь самообразованием по
следующим темам….
3.5. К творческим находкам в соей работе отношу…
3.6. Провожу исследовательскую работу в следующем направлении…
3.7. Для профилактики профессионального выгорания регулярно
занимаюсь….
3.8. За последние годы я научилась(лся) решать следующие проблемы
ППД…
3.9. Научился работать со следующими категориями учащихся, освоил
следующие образовательные программы…. 9
Заполнение данной анкеты вызвало у педагогов определенные трудности в
содержании и понимании тех или иных компетенций, что позволило
активизировать их работу по самостоятельному изучению того или иного
научного материала.
Второй шаг состоял в заполнении «Экспертной карты» (Приложение 4), в
которой педагогам необходимо было отметить степень выраженности
компетенции соответственно уровням развития по каждому разделу: Раздел 1
"Деятельность" Профессиональнодеятельностная компетентность (ПДК),
Раздел 2 "Ученик" Психологопедагогическая деятельность (ППД), Раздел 3
"Учитель" Профессиональное самосовершенствование (ПС).
«Экспертную карту» заполняет и курирующий администратор.
В результате заполнения данной экспертной карты педагоги пришли к
выводам: в ближайшее время поставят задачу развития соответствующих
компетенций; в рамках своей деятельности могу оказывать коллеге помощь –
консультации.
Администрация, руководитель школьного МО пришли к выводу: кто из
педагогов может быть тьютором в той или иной области профессионально
педагогической деятельности учителя.
Экспертная оценка уровня на основе анализа.
Описание (концептуального
обоснования программы, конспекта)
Наличие концептуального
обоснования, задающего основные
параметры деятельности – 5 баллов
Наличие противоречий в тексте
концептуального обоснования –4
балла
Концептуальное обоснование
требует серьезной доработки – 3
балла
Описание формально, смысл
Наблюдение за практической
деятельностью (урок, занятие)
Практическая деятельность имеет
понятные концептуальные основания,
соблюдаются определенные
педагогические принципы – 5 баллов
Концептуальные основания
педагогической деятельности требуют
уточнения – 4 балла
Концептуальные обоснования требует
серьезной доработки – 3 балла
Деятельность внутренне противоречива 10
деятельности не выявляется – 2 б.
Описание данного свойства не
обнаружено – 1балл
Оценка и обоснование
Заключение
– 2 балла
Нет целостности, деятельность
распадается на отдельные ситуации –
1балл
Оценка и обоснование
2.2.2. Практический этап: характеристика профессиональнопедагогической
компетентности,
перспективный план, экспресспортфолио
индивидуальнообразовательный маршрут педагога,
Практический этап состоял из нескольких шагов:
1.
Составление «Характеристики профессиональнопедагогической
компетентности учителя (самодиагностика) (Приложение 5)
2. Выбор индивидуальнообразовательного маршрута (Приложение 6), в
котором преподавателям предложено выбрать:
2.1. самоанализ деятельности
2.2. самообучение – освоение современных технологий,
2.3. групповое – работа творческой группы (2 человека и более) по
проектам (цель: совместное решение проблем педагогической деятельности):
групповой анализ проблемы;
разработка пути решения проблемы в группе;
защита группового проекта;
осуждение и интеграция проектов;
создание общего проекта;
самоопределение в реализации проекта результат: школьный проект
2.4. создание авторского продукта
2.5 консультирование – индивидуальное консультирование у специалистов
в различных областях (цель: оказание эффективной помощи):
1.Подготовка вопросов.
2. Поиск консультанта. 11
3. Запись на консультацию.
4. Консультирование.
5 План изменений деятельности по итогам консультации.
6. Самоанализ результатов консультации.
Помощь по апробации «Инновационных технологий сопровождения
профессиональнопедагогической деятельности педагога в условиях реализации
ФГОС» оказало методическое пособие Усковой С.А., декана заочного
факультета СанктПетербурского гуманитарного университета профсоюзов,
(кандидат педагогических наук, доцент) «Навигатор». Данное пособие, мы
интерпретировали с разрешения Светланы Анатольевны в электронный вариант
со ссылками.
Руководитель МО в данной работе является координатором,
консультантом при организации индивидуального образовательного маршрута
(ИОМ).
Третий шаг
состоял в том, что надо заполнить Я – прогноз, т.е.в
результате прохождения индивидуального маршрута, прогнозирую следующие
изменения в своей деятельности или указываю планируемый результат
самообразования. Экспресс портфолио заполняется педагогом по реализации «Я
т.е указываются конкретные достижения в процессе
– прогноз»,
самообразования.
Я – прогноз:
В результате прохождения индивидуального
маршрута прогнозирую следующие изменения в
своей деятельности…../ планируемый результат
самообразования
Экспресс портфолио.
Достижения в процессе
самообразования
Таким образом,
самоанализа
профессиональнопедагогической деятельности учителя» позволяет сделать
«Технология
сопровождения
педагогу поэтапное и обоснованное планирование собственной деятельности. 12 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Методическая работа в школе направлена на повышение научно
теоретической, методической, психологопедагогической подготовки учителя и
заключается в становлении педагогаисследователя, способного управлять
собственной деятельностью и деятельностью учащихся, создавать условия для
развития учащихся,
преобразование собственной профессиональной деятельности.
осуществлять целенаправленное самообразование,
Апробируемая в нашем общеобразовательном учреждении
«Инновационная технология сопровождения профессиональнопедагогической
деятельности педагога в условиях реализации ФГОС» (под моим руководством)
многоаспектно и целостно рассматривает процесс стимулирования развития
профессиональной компетентности и позволяет сделать педагогу обоснованное
планирование собственной деятельности.
Продуктом инновационной
деятельности является «Методическая разработка для реализации
индивидуального образовательного маршрута педагога, выбравшего маршрут
«Участие в групповом проектировании».
Созданы условия для самоанализа и самокоррекции профессионально
педагогической деятельности учителя:
I.
Организация работы по совершенствованию педагогического мастерства
учителей, развитию мотивации деятельности педагогического коллектива
через следующие мероприятия:
1. «Мозговой штурм» педагогов по анализу проблемы ИОМ «Групповое
проектирование».
2. Ежегодный «Общественный смотр знаний» по освоению компетенций (для
подведения рейтинга проектов).
II. Создание условий для функционирования и развития целостной
образовательной системы школы по следующим направлениям:
1.Участники целостного педагогического процесса. 14
2.Содержание целостного педагогического процесса: совокупность знаний,
умений, навыков, опыта творческой деятельности, приобретаемых школьниками
в целостном педагогическом процессе, а также педагогических и
управленческих ценностей,
управления на всех его уровнях.
определяющих характер внутришкольного
3.Формы и методы целостного педагогического процесса.
4.Организация методического семинара по теме «Система повышения
качества ППД учителя в ОУ».
5. Разработка техзадания на дистанционные и очные курсы обучения
III. Обеспечить методическими разработками педагогов для реализации ИОМ:
«Система повышения качества ППД учителя в ОУ», «Методисторганизатор
системы сопровождения ППД учителя»: разработан конструктор для реализации
ИОМ педагога, выбравшего маршрут «Система повышения качества ППД
учителя в ОУ».
Ситуация «минус» при апробации инновационной технологии:
1. Трудности в понимании и содержании тех или иных компетенций
педагога.
2. Нет возможности организовать на территории Норильска КПК с
приглашением специалиста из ЦНТИ Прогресс (г.СанктПетербург) и
нежелание педагогов обучаться дистанционно.
3. Не разработан методический сборник «Методисторганизатор
системы сопровождения ППД учителя».
Ситуация «плюс»:
1. Подготовка к внедрению Профессионального стандарта педагога.
2. Обобщение педагогического опыта на различных уровнях.
3. Аттестация на заявленную квалификационную категорию
4. Каждым педагогом разработан ИОМ «Система повышения качества
ППД учителя в ОУ». 15
Сведения о распространении инновационного опыта:
VI Всероссийская научнометодическая конференция «Современная
дидактика и качество образования: возможности дидактики Я.А.Коменского и
вызовы XXIвека» (муниципальный уровень, 2014г);
городские педагогические чтения «Норильский учитель: опыт прошлого –
взгляд в будущее» (муниципальный уровень,2014г)
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной работы:
приглашение Норильского филиала краевого государственного
дополнительного
образовательного
автономного
учреждения
профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
«Красноярский краевой институт повышения квалификации работников
образования» для проведения семинара «Инновационные технологии
сопровождения качества профессиональнопедагогической деятельности
педагога в условиях реализации ФГОС» в 2014г.
Мастеркласс «Организация условий для реализации региональных
требований к профессиональной деятельности педагогических работников» на
базе МБУ «Методический центр» УОиДО Администрации города Норильск
(2017г). При моделировании заседания методического объединения педагогов
по разработке индивидуальнообразовательного маршрута повышения уровня
компетенции учителя овладели ролевыми моделями участников сопровождения:
«заместителя директора», «педагоганаставника», «руководителя ШМО»,
«учителя», получили исчерпывающие консультации по внедрению программы
сопровождения деятельности педагога.
Слушателями были отмечены материалы для самоанализа и
самокоррекции профессиональнопедагогической деятельности учителя, а так
же методический материал по проведению консультации руководителем ШМО
для тех педагогов, которые испытывают трудности в самоопределении по
реализации ИОМа. Особо было отмечено на заседании круглого стола, что представленные материалы можно широко применять при аттестации педагогов
на заявленную категорию, а так же при планировании работы школьного
методического объединения.
16
4. Список использованной литературы
1.
Ускова С.А, Е.Н.Барышников. Методическое пособие
«Комплекс диагностических методик» ФГОС, СанктПетербург, 2013г.
2.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент
личностноориентированной парадигмы образования / А.В.Хуторской //
Народное образование. 2003. №2. С. 5864.
3.
Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е.
Шишов, В.А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.,
прил.
4.
Чинкина, Н. Ш. Педагогические основы стимулирования
мотивации творческого саморазвития учителя / Н. Ш. Чинкина. Казань: Изд–во
Казан. гос. ун–та, 1999. 317 с.
5.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об
утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
6.
КонсультантПлюс,
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.htm 17
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1 18
Приложение 2 19
Приложение 3
Раздел 1 "Деятельность"
Раздел 2 «Ученик"
Раздел 3 "Учитель"
«Экспертная карта»
компетенции:
1.методологическая
2.экспертнооценочная
3.целепроектировочная
4.организационноуправленческая
компетенции:
1.антропологическая
2.психодиагностическая
3.личностноразвивающая
4.здоровьесберегающая
5.содержательноинформационная
6. технологическая
5. интерактивность
6.фасилитационная
7. коммуникативная
8.праксиологическая
7.конфликтологическая
8.социальнопедагогическая
компетенции:
1.аксиологическая
2.акмеологическая
3.прогностическая
4.исследовательская
5.самообразовательная
6.творческая
7.компенсационная
8.адаптивная Приложение 4 Приложение 5
Характеристика профессиональнопедагогической компетентности учителя
(самодиагностика)
Ф.И.О.______________________________________________________________
Данная характеристика основывается на результатах «Экспертной карты
качества ППД» (смотри в I разделе «Деятельность»):
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 5 – уровень эффективности, 4 – уровень продуктивности,
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 3 – уровень целеориентированности, 2 – уровень
информированности, НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 1 – уровень отчужденности.
I. 1. Высокий уровень моей профессиональнодеятельностной компетентности
обеспечивается уровнем эффективности следующих компетенций …
и уровнем продуктивности следующих компетенций ….
2. Средний уровень моей профессиональнодеятельностной компетентности
обеспечивается уровнем целесообразности следующих компетенций …..
и уровнем информированности следующих компетенций….
3. Низкий уровень моей профессиональноразвивающей компетентности
обеспечивается уровнем отчужденности следующих компетенций ……
смотри в II разделе
«Ученик»: ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 5 – уровень
эффективности, 4 – уровень продуктивности, СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 3 – уровень
целеориентированности, 2 – уровень информированности, НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 1
– уровень отчужденности.
II. 1.Высокий уровень моей профессиональноразвивающей компетентности
обеспечивается уровнем эффективности следующих компетенций ..
2. Средний уровень моей профессиональнодеятельностной компетентности
обеспечивается уровнем целеориентированности следующих компетенций ….и
уровнем информированности следующих компетенций …
3. Низкий уровень моей профессиональноразвивающей компетентности
обеспечивается уровнем отчужденности следующих компетенций … 2
смотри в III разделе
«Учитель»: ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 5 – уровень
эффективности, 4 – уровень продуктивности, СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 3 – уровень
целеориентированности, 2 – уровень информированности, НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 1
– уровень отчужденности.
III. 1.Высокий уровень моей психологопедагогической компетентности
обеспечивается уровнем эффективности следующих компетенций …
и уровнем продуктивности следующих компетенций ….
2. Средний уровень моей психологопредагогической компетентности
обеспечивается уровнем целеориентированности следующих компетенций …
и уровнем информированности следующих компетенций …
3.
Низкий уровень моей психологопедагогической компетентности
обеспечивается уровнем отчужденности следующих компетенций ……
IV. ВЫВОД:
В ближайшее время поставлю задачу развития следующих компетенций ……
Приложение 6
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О.
№ Пункт индивидуального маршрута Обоснование выбора
1
2
3
4.
«Рефлексия оценочно
аналитической деятельности
учителя»
«Основы совместного
проектирования
праксиологической деятельности»
«Рефлексия фасилитационной
деятельности учителя»
«Основы совместного
проектирования акмеологической
деятельности»
«Педагогическое портфолио
Овладение технологией
самообследования и
самоэкспертизы
Создание авторских продуктов по
анализу деятельности
Выявление для меня основных
методик для выявления проблем
самоопред. обучения
Овладеть технологией
самообразования с предъявлением
продукта в группе
Создание продукта по теме 5.
компенсационной деятельности
учителя»
«Выгорание учителя и пути
преодоления»
3
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Методические рекомендации по сопровождению профессионально-педагогической деятельности педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.