РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
администрации
Взрослым
30.10.2019
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является элементом программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Цель дисциплины - сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.
РП ОГСЭ.01 Основы философии.doc
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал отделение среднего профессионального образования (Арзамасский политехнический колледж им. В.А. Новикова) УТВЕРЖДАЮ Директор Арзамасского филиала ННГУ _________________С.Н. Пяткин «      »                                  2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Специальность среднего профессионального образования 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификация выпускника СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ Форма обучения ОЧНАЯ Арзамас 2018 Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Авторы:  преподаватель ________________ С.В. Хапугина Программа   рассмотрена   и   одобрена   на   заседании   методической   комиссии естественнонаучного и гуманитарного цикла от «__» __________ 2018 года. протокол № ___. Председатель методической комиссии ________________ Н.Г. Кузнецова СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 2. 3. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ 4 5 5 16 16 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения рабочей программы Программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является элементом программы   подготовки   специалистов   среднего   звена   по   специальности   09.02.07 Информационные системы и программирование. 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   программы   подготовки   специалистов среднего звена:  дисциплина входит в общий гуманитарный и социально­экономический цикл. 1.3.   Цели   и   задачи   дисциплины;   требования   к   результатам   освоения дисциплины: Цель   дисциплины ­   сформировать   у   студентов   представления   о   философии   как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации. Задачи:  формирование   у   студентов   понимания   наиболее   общих,   фундаментальных закономерностей и принципов существования и познания окружающего мира;  вооружение будущего специалиста научной методологией познания природы и сущности   повседневной   реальности   и   системного   мира   человека,   оценки   фактов действительности,   формирования   ценностных   установок,   основанных   на   знании   опыта функционирования общества.  дать   учащимся   возможность   осмысленной   ориентации   в   многообразии философских проблем, показать роль и значение философии в современной культуре. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать и уметь: Код ПК, ОК ОК.01­04 ОК.06 Умения Знания ориентироваться в истории  развития философского знания; вырабатывать свою точку  зрения и аргументированно  дискутировать по важнейшим  проблемам философии.  применять полученные в курсе  изучения философии знания в  практической, в том числе и  профессиональной,  деятельности. основных философских учений; главных философских терминов и  понятий проблематики и предметного поля  важнейших философских  дисциплин традиционные общечеловеческие  ценности. 1.4. Трудоемкость дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 52 час.; обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 час.; самостоятельной работы обучающегося – 4 час. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результатом   усвоения   программы   ОГСЭ.01   Основы   философии   являются   общие (ОК) компетенции. ОК.01.   Выбирать   способы   решения   задач   профессиональной   деятельности, применительно к различным контекстам. ОК.02.  Осуществлять   поиск,   анализ  и   интерпретацию   информации,   необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК.03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК.04.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   взаимодействовать   с коллегами, руководством, клиентами. ОК.06.   Проявлять   гражданско­патриотическую   позицию,   демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы  в том числе: теоретическое обучение практические занятия  Самостоятельная работа Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем в часах 52 28 18 4 2 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименовани е разделов и  тем Раздел 1. Введение в философию. Тема 1.1.  Понятие  «философия»  и его значение Содержание учебного материала  1. Происхождение   слова   «философия».   Отличие   философии   от   других   видов мировоззрения.   Сциентизм   и   антисциентизм   в   подходе   к   философии:   соотношение философии и науки. Философия и искусство. Философия и религия. Философия – «ничья земля» (Б. Рассел). Функции философии: мировоззренческая, познавательная, ценностная, практическая и пр. Проблематика и специфика философии и её метода. Главные разделы философского знания. 2. Основной   вопрос   философии,   его   онтологическая   и   гносеологическая   стороны. Выделение главных направлений в философии в соответствии с решением основного вопроса философии. Материализм и идеализм как главные направления философии, идеализм объективный и субъективный. Монизм, дуализм и плюрализм. Гностицизм, скептицизм и агностицизм. Раздел 2. Историческое развитие философии Содержание учебного материала  Объем в часах Осваиваем ые  элементы  компетенц ий ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 2 2 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 Тема 2.1.  Восточная  философия 1. Проблема происхождения философии. Роль мифологии и обыденного сознания в  возникновении философии. «От мифа к логосу» как путь формирования философии. 2. Философия древней Индии. Деление общества на варны, обязанности каждой варны.  Миф о Пуруше. Веды как памятник предфилософии. Пантеон ведических божеств.  Космогонические мифы  Ригведы. Учение о единстве мироздания. Рита – мировой закон.  Учение Упанишад о тождестве Атмана и брахмана (субъективного и объективного духа).  Учение о переселении душ, его влияние на индийскую культуру. Понятие дхармы, сансары и  кармы. Этическое учение «Бхагават­гиты». Йогин как идеал личности и учение об  отрешённом действии. Формирование тримурти. Астика и настика как противоположные  течения индийской философии. 6 даршан: миманса, веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика.  Материализм школы чарвака­локаята. Буддизм как наиболее значительное из учений настики. Жизнь Будды. Учение о срединном пути и четырёх благородных истинах. Принцип ахимсы.  Нирвана как цель стремлений буддистов. Основные направления в буддизме: хинаяна и  махаяна. Нагарджуна – представитель буддистской мысли. 3. Культура Китая, её своеобразие. Представления китайцев о мире, их китаецентризм.  Роль Неба как верховного божества. Небо как источник порядка и ритуала. Традиционализм  и ритуалистичностькитайской культуры. Почтительность в культуре Китая. Представления о  государстве как семье. Специфика религиозных воззрений в Китае. Представления о духах и  культ предков. Развитие письменности в Китае. Мировоззренческое значение «Книги  перемен». Учение об инь и ян и 5 стихиях. Лао­Цзы и учение даосизма. Чжуань­цзы. Дао как  первоначало сущего и мировой закон. Дэ как овеществлённое Дао. Диалектическое учение о  взаимопереходе противоположностей. Даосский идеал личности, его отношения с обществом  и природой. Конфуций и его учение. «И­цзинь». Представления Конфуция о ритуале,  человечности, государстве. Учение об «исправлении имён». Идеал благородного мужа в  учении Конфуция. Педагогические идеи Конфуция. Полемика последователей Конфуция об  этической природе человека: позиции Гао­цзы, Мэн­цзы, Сюнь­цзы. Моизм. Философия  легизма. ХаньФэй­цзы. Отличие легизма от конфуцианства в трактовке сущности человека и  методов управления государством. Содержание учебного материала Тема 2.2.  Античная  философия.  (доклассическ ий период). Тема 2.3.  Античная  философия  (классический  и  эллинистическ о­римский  период) 1. Периоды   в   развитии   философии   античности.   Демифологизация   античного мировоззрения.   Поиски   вещественных   субстанций   как   путь   поиска   первоначала   (архе). Милетская   школа   философии   (Фалес,   Анаксагор,   Анаксимандр).   Диалектика   Гераклита. Учение   Пифагора:   поиски   количественных,   числовых   закономерностей.   Элейская   школа философии. Учение Парменида о бытии и невозможности небытия. Апории Зенона как путь выработки философских представлений  о веществе, пространстве и времени. Демокрит и древние   атомисты.   Атомизм   как   попытка   преодоления   апорий   Зенона.   Сопоставление древнего   и   современного   атомизма.   Теория   гомеомерий   у   Анаксагора.   Философия Эмпедокла. Содержание учебного материала  1. Сущность   антропологического   поворота   в   античной   философии.   Субъективный идеализм софистов. Протагор – человек как мера вещей. Философия Платона. Природа идей. Сопричастность   идей   и   вещей.   Понимание   идеи   как   предела   становления   вещей   и   как порождающей модели класса вещей. Космология Платона. Социальная философия Платона, построение идеального государства. Философия Аристотеля. Критика теории идей. Материя и форма (гилеморфизм). Учение о 4­х видах причин. Учение Аристотеля о природе (физика). Учение об обществе и этические представления Аристотеля.  2. Философия   эпохи   Эллинизма,   её   специфика   и   отличие   от   классического   этапа развития   античной   философии.   Философская   проблематика   стоицизма,   эпикуреизма, скептицизма   и   кинизма.   Главные   представители   этих   школ.   Римская   философия. Неоплатонизм.  В том числе практических занятий  Практическое занятие №1 Сущность антропологического поворота в античной  философии. Субъективный идеализм софистов. Практическое занятие №2 Философия эпохи Эллинизма, её специфика и отличие от  классического этапа развития античной философии. 2 2 2 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 Содержание учебного материала ОК.01 Тема 2.4.  Средневекова я философия. Тема 2.5.  Философия  эпохи  Возрождения 1. Основные черты средневековой философии, её отличие от античной философии.  Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и фидеизм средневековой философии. Патристика и схоластика – основные этапы развития средневековой философии. Философия Аврелия  Августина. Учение о земном и божественном градах. Основная проблематика схоластической  философии. Проблема доказательств бытия Бога. Онтологическое доказательство Ансельма  Кентерберийского и 5 физико­космологических доказательств Фомы Аквинского. Томизм как наиболее последовательное выражение западной средневековой философии. Жизненный путь  и философия Пьера Абеляра. Спор номиналистов и реалистов в средневековой философии.  «Бритва Оккама» и роль этого принципа в изживании средневекового мировоззрения. В том числе практических занятий  Практическое занятие №3 Мусульманская философская мысль средневековья Содержание учебного материала  1. Основные черты философии эпохи Возрождения, её переходный характер. Основные направления   философии   эпохи   Возрождения   и   их   представители:   Данте   Алигьери,   Ф. Петрарка, Н. Кузанский (учение о совпадении противоположностей), Л да Винчи, Н. Коперник (гелиоцентрическая система мира), Д. Бруно (учение о бесконечности вселенной и множестве миров), Г. Галилей.  2. Сущность ренессансного гуманизма. Понимание человека как мастера и художника. Эстетическое   –   доминирующий   аспект   философии   Возрождения.   Антропоцентризм   как основная черта философии Возрождения. Борьба со схоластикой. Изменение картины мира в эпоху Возрождения, роль натурфилософии  и естествознания в этом процессе. Социальная философия Возрождения: Н. Макиавелли. Утопизм Т. Мора и Т. Кампанеллы. Скептицизм М. Монтеня. В том числе практических занятий  Практическое   занятие   №4   Основные   черты   философии   эпохи   Возрождения,   её переходный характер. Практическое занятие №5 Сущность ренессансного гуманизма. Понимание человека как мастера и художника. 2 2 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 Содержание учебного материала Тема 2.6.  Философия  XVII века. 1. Эмпиризм   и   рационализм   Нового   времени.   Механицизм   как   господствующая парадигма   познания   мира.   Философия   Ф.   Бэкона:   критика   схоластики,   развитие экспериментального   метода   и   метода   индукции.   Эмпиризм   Бэкона.   Материалистические воззрения Т. Гоббса. Эмпиризм и сенсуализм Локка, учение о душе как «чистой доске». 2. Философия   Р.   Декарта:   интеллектуальная   интуиция,   дедуктивный   метод,   поиск рационального порядка, концепция врождённых идей, дуализм. Механистические концепции Р.   Декарта   и   его   вклад   в   развитие   науки.   Пантеистические   воззрения   Б.   Спинозы. Рационализм   в   философии   Г.­В.Лейбница:   принципы   тождества,   предустановленной гармонии, идеальности монад, непрерывности. Теодицея и учение нашем мире как лучшем из возможных. Содержание учебного материала  1.   Основные   идеи   философии  XVIII  века,   преемственность   и   новизна   в   сравнении   с философией прошлого века.  Эмпиризм и рационализм в философии XVIII века. 2.   И.   Ньютон:   создание   теоретической   механики.   Субъективный   идеализм   Д.   Беркли, агностицизм   и   скептицизм   Д.   Юма.   Философия   европейского   Просвещения.   Характерные черты философии эпохи Просвещения. Французское Просвещение 18 века. Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и пр.  Дидактические единицы: Субъективный идеализм Д. Беркли, Агностицизм и субъективный  идеализм Д. Юма, Философия французского Просвещения 18 века  Содержание учебного материала  Тема 2.7.  Философия  XVIII века 2 1 1 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 Тема 2.8.  Немецкая  классическая  философия Тема 2.9.  Современная  западная  философия. 1. Основные   достижения   немецкой   классической   философии.   Философия   И.   Канта:   принцип трансцендентального   идеализма.   Теория   познания,   агностицизма.   Элементы   материализма   в философии   Канта.   Антиномии   и   их   разрешение.   Этика   Канта:   формулировка   категорического императива.     Философия   Г.В.Ф.   Гегеля:   абсолютный   объективный   идеализм,   природа   идей. Взаимоотношения духа и природы. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики.   Противоречие   между   идеалистической   системой   и   диалектическим   методом. Материалистическое понимание природы и философская антропология Л. Фейербаха.  Дидактические единицы: Агностицизм и субъективный идеализм Иммануила Канта,  Объективный идеализм и диалектика Г. Ф. В. Гегеля, Антропологический материализм  Людвига Фейербаха  В том числе практических занятий  Практическое занятие №6 Немецкое Просвещение XVIII в. Содержание учебного материала  1. Основные черты современной западной философии. Неклассическая философия жизни как   противовес   классической   рациональной   философии.   Философия   А.   Шопенгауэра. Философия воли к власти Ф. Ницше.  2. Экзистенциализм.   Истолкование   проблемы   существования   человека.   Религиозный   и атеистический экзистенциализм. Основные идеи философии С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю.  3. Позитивизм:   классический   позитивизм   (О.   Конт,   Г.   Спенсер,   Дж.   Милль);   «второй позитивизм» (Э. Мах, Р. Авенариус);  неопозитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат, Л. Витгенштейн, Б. Рассел); постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд). Прагматизм Ч. Пирса и его последователей. Школа психоанализа З. Фрейда и её влияние на философию и культуру. Дидактические единицы: Основные черты современной западной философии, Философия  жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), Позитивизм и этапы его развития, Экзистенциализм Содержание учебного материала  2 2 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 Тема 2.10.  Русская  философия. 1. Русская   философия:   генезис   и   особенности   развития.   Характерные   черты   русской философии. Философская мысль средневековой Руси. М.В. Ломоносов и его философские взгляды.   Философия   русского   Просвещения.   Философия   А.Н.   Радищева   и   декабристов. Западники   и   славянофилы   (И.В.   Киреевский,   Л.С.   Хомяков).   Концепция   культурно­ исторических   типов   Н.Я.   Данилевского.   Философия   революционного   демократизма:   А.И. Герцен,   Н.Г.   Чернышевский,   Н.А.   Добролюбов,   В.Г.   Белинский.   Философские   взгляды либеральных   и   революционных   народников.   Религиозно   –   этические   искания   Ф.М. Достоевского  и   Л.  Н.  Толстого.  Философия   В.С.  Соловьёва:  положительное   всеединство, София.       Философия Н.А. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Философия С.Н.  Булгакова.   Диалектическая  феноменология   и  символизм   А.Ф.  Лосева.  Философия   в СССР и современной России. В том числе практических занятий  Практическое занятие №7 Русский космизм Самостоятельная работа обучающихся: анализ философских текстов Содержание учебного материала  Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания. Тема  3.1.Онтология  –  философское  учение о  бытии. 1.Предмет и проблематика онтологии. Понятие бытия. Материализм и идеализм о  бытии. Дуалистические и плюралистические концепции бытия. Специфика понимания бытия в различных направлениях философии. Бытие объективное и субъективное. Понятие материи.  Материя как субстанция и как субстрат всего существующего. Движение как неотъемлемый  атрибут материи, основные виды движения. Основные свойства материи.  Структурированность материи. Применение системного подхода относительно материи.  Пространство и время как атрибуты существования материи. Обзор основных теорий  пространства и времени. Время физическое, психическое, биологическое и социальное. Содержание учебного материала  ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 2 2 2 Тема  3.2.Диалектик а – учение о  развитии.  Законы  диалектики. Тема  3.3.Гносеологи я –  философское  учение о  познании. 1. Диалектика и метафизика как способы рассмотрения мира, подбора и использования фактов,   их   синтеза   в   целостные   философские   концепции.   Диалектика   как   методология, теория   и   метод   познания.   Концепция   развития   в   диалектической   философии.   Категории диалектики:   качество,   количество,   мера,   скачок   и   пр.   Законы   диалектики.   Диалектика   и общая  теория мироздания.  Диалектический   характер  природы,  общества  и  мышления,   его отражение в теории современной философии и науки. В том числе практических занятий  Практическое занятие №8 Проявление законов диалектики в печатном деле Содержание учебного материала  1. Понятие   и   необходимость   теории   познания   (гносеологии)   как   составной   части философии.   Формирование   основных   проблем   гносеологии.   Различные   решения   и альтернативные гносеологические концепции. Агностицизм. Субъект и объект познания.  2. Чувственное   познание   и   его   формы.   Рациональное   познание:   понятие,   суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Творчество.   Память и воображение. Сознательное, бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о бессознательном. Понятие истины (объективная абсолютная и относительная истина). Место и роль практики в процессе  познания, проблема   критерия  качества  знаний.   Творческий   личностный   характер познавательной деятельности человека.  3. Учение о сознании в историко – философской мысли. Происхождение сознания и его сущность. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность. Идеальность сознания и его структура. Общественная природа сознания.  Содержание учебного материала  2 2 2 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 Тема  3.4.Философск ая  антропология  о человеке. Тема  3.5.Философия общества. Тема  3.6.Философия истории. 1. Философская   антропология   как   научная   дисциплина   и   её   предмет.   Философия   о природе   человека.   Проблема   человека   в   истории   философской   мысли.   Биосоциальная сущность человека.  Проблемы  антропосоциогенеза. Представление  о сущности человека в истории философской мысли. 2. Человек   как   личность.   Сущность   характеристик   личности.   Проблемы   типологии личности. Механизмы социализации личности. Личность и индивид. Деятельность как способ существования человека. Сущность и специфические характеристики деятельности человека. Структура, виды, формы и уровни деятельности. 3. Свобода как философская категория. Проблема свободы человека.  Содержание учебного материала  1. Социальная философия как знание об обществе. Структура современного социально – философского   знания.   Социальное   как   объект   философского   познания.   Происхождение общества.   Сущность   общества.   Общество   и   его   структура.   Подсистемы   общества. Объективное   и   субъективное   в   обществе.   Социальная   трансформация.   Материальное   и духовное в применении к обществу. Общественное бытие и общественное сознание. Формы общественного сознания. Основные философские концепции общества. Человек и общество.  Содержание учебного материала  1. Сущность   идеалистического   и   материалистического   понимания   истории.   Вопрос   о направленности   и   движущих   силах   исторического   развития.   Теологическая   философия (Августин),   объективно­идеалистическая   философия   истории   (Гегель).   Волюнтаризм   в философии   истории   (Т.   Карлейль).   Географический   и   экономический   детерминизм   в философии   истории.   Философия   марксизма   и   современность.   Формационная   и цивилизационная концепции общественного развития. Вопрос о смысле и конце истории. В том числе практических занятий  Практическое занятие №9 Роль личности в истории. Содержание учебного материала  2 2 2 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 Тема  3.7.Философия культуры. Тема  3.8.Аксиологи я как учение о  ценностях. Тема  3.9.Философск ая  проблематика  этики и  эстетики. 1. Определение культуры. Культура как неотъемлемая черта бытия человека, её связь с  деятельностью и социумом. Виды культуры, культура материальная и духовная. Соотношение культуры и природы как философская проблема. Основные теории происхождения культуры  (культурогенеза), их связь с философскими концепциями. Понятие «цивилизация», его  взаимоотношение с понятием «культура». Теории локальных цивилизаций. Воспитательная  роль культуры. Содержание учебного материала  1. Учение   о   ценностях   в   истории   философской   мысли.   Понятие   ценности,   как философской категории. Ценность, ценностная ориентация, ценностная установка, оценка, оценочное отношение, оценочное суждение. Критерии оценки. Классификация ценностей и их основание. Высшие (абсолютные) и низшие (относительные) ценности. Зависимость ценностей от типа цивилизаций. Социализирующая роль ценностей. Содержание учебного материала  1. Предмет этики. Практический и императивный характер этики. Соотношение  нравственности и морали. Нравственность и право. Добро и зло как главные категории этики.  Основные этические доктрины: эвдемонизм, ригоризм, гедонизм, квиетизм, утилитаризм и пр. Проблема долга и нравственной обязанности. Справедливость как этическая категория.  Практическое выражение этики в поведении современного человека. Предмет эстетики.  Специфика эстетического восприятия мира. Связь эстетики с другими областями философии и с искусством. Философское понимание искусства и творчества. Эстетическое и  практическое. Прекрасное и возвышенное как главные эстетические категории. Безобразное и низменное как эстетические антиценности. Трагическое и ужасное в искусстве и жизни.  Сущность смешного и комического: основные теории. Содержание учебного материала  2 1 1 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 Тема  3.10.Философи я и религия. Тема  3.11.Философи я науки и  техники. Тема  3.12.Философи я и  глобальные  проблемы  современности . 1. Определение  религии.  Философия  и  религия:  сходства и  различия. Классификация философско­религиозных учений: теизм, деизм, пантеизм и пр. Виды религиозных воззрений: политеизм   и   монотеизм.   Особенности   религий   откровения.   Основные   черты   религиозного мировоззрения. Специфика религиозных ценностей. Понимание Бога в различных мировых религиях   и   философских   системах.   Атеизм   и   свободомыслие   в   философии.   Проблема свободы совести, реализация этого принципа в современном мире. И России. Содержание учебного материала  1. Понятие науки. Основные черты научного знания, его отличие от вненаучного знания.  Наука как вид деятельности человека. Структура и специфика научной деятельности.  Отличие науки и паранауки. Социальные аспекты научной деятельности. Научные институты.  Понятие техники, соотношение научной и технической деятельности. Требования к личности  учёного и изобретателя.  2. Этическая сторона научной и технической деятельности. Наука и техника в  современном обществе. Содержание учебного материала  1. Понятие   глобальных   проблем.   Критерии   глобальных   проблем.   Классификация глобальных проблем. Проблемы в системе «Человек – природа»: Экологические глобальные проблемы.   Внутрисоциальные   глобальные   проблемы:   распространение   оружия   массового поражения,   рост   социального   неравенства   мировых   регионов,   международный   терроризм, распространение наркомании и заболеваний. Пути и способы решения глобальных проблем, роль философии в этом. Глобальные проблемы и процесс глобализации.  Самостоятельная работа обучающихся: анализ философских текстов. Примерный перечень практических работ: 1. Сущность антропологического поворота в античной философии. Субъективный идеализм софистов 2. Философия эпохи Эллинизма, её специфика и отличие от классического этапа развития античной  философии. 3. Основные черты философии эпохи Возрождения, её переходный характер 2 2 2 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 4. Сущность ренессансного гуманизма. Понимание человека как мастера и художника 5. Роль личности в истории 6. Русский космизм 7. Немецкое Просвещение XVIII в. 8. Философская мысль средневековья 9. Проявление законов диалектики в печатном деле Промежуточная аттестация Самостоятельная работа Всего: 2 4 52 4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению  Реализация   программы   предполагает   наличие   учебного   кабинета   социально­ экономических дисциплин. Оборудование   учебного   кабинета   и   рабочих   мест   кабинета:   рабочее   место преподавателя, парты учащихся (в соответствие с численностью учебной группы), доска, персональный   компьютер   с   лицензионным   программным   обеспечением, мультмедиапроектор, экран, лазерная указка, шкафы для хранения учебных материалов по предмету. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы, Интернет­ ресурсов, необходимых для освоения дисциплины Основные источники: 1. Основы философии: учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА­М, 2017. — 480 с. (ЭБС Знаниум). 2. Лавриненко, В. Н. Основы философии : учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. – 8–е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 374 с. (ЭБС Юрайт). 3. Тюгашев, Е.А. Основы философии: учебник для СПО / Е.А. Тюгашев. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 252 с. (ЭБС Юрайт). Дополнительные источники: 1. Ивин, А.А. Основы философии: учебник для СПО / А.А. Ивин, И.П. Никитина. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 478 с. (ЭБС Юрайт). 2. Кочеров, С. Н. Основы философии : учебное пособие для СПО / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. – 2–е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 151 с. (ЭБС Юрайт). 3. Основы философии : учеб.­методич. пособие / Т.В. Голубева. — М. : ФОРУМ : ИНФРА­М, 2017. — 266 с. (ЭБС Знаниум). 4. Основы философии : учеб. пособие / В.Д. Губин. — 4­е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА­М, 2017. — 288 с. (ЭБС Знаниум).   Интернет–ресурсы: 1. ЭБС Юрайт https://www.biblio–online.ru/ 2. ЭБС Знаниум https://www.  znanium.com  3. ЭБС Лань https://e.lanbook.com/  4. ЭБС Консультант студента www.studentlibrary.ru/  5. www.alleg.ru/edu/philos1.htm  6. 7. www.diplom–inet.ru/resursfilos ru.wikipedia.org/wiki/Философия  5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное   учреждение,   реализующее   подготовку   по   программе   учебной дисциплины «Основы философии», обеспечивает организацию и проведение текущего и промежуточного   контроля   индивидуальных   образовательных   достижений   – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.  Для   текущего   и   промежуточного   контроля   образовательными   учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).  ФОС   включают   в   себя   педагогические   контрольно­измерительные   материалы, предназначенные   для   определения   соответствия   (или   несоответствия)   индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Результаты обучения Формы и методы оценки Критерии оценки Знание: основных философских  учений; главных философских  терминов и понятий проблематики и  предметного поля  важнейших  философских  дисциплин «Отлично»   ­   теоретическое содержание   курса   освоено полностью,   без   пробелов, умения   сформированы,   все предусмотренные программой учебные   задания   выполнены, качество   их   выполнения оценено высоко. «Хорошо»   ­   теоретическое содержание   курса   освоено Проверка  Тестирование Самостоятельная  • • работа. • результатов и хода  выполнения практических  работ • Дифференцированный  зачет Умение: ориентироваться в  истории развития  философского знания; вырабатывать свою  точку зрения и  аргументированно  дискутировать по  важнейшим проблемам  философии.  применять полученные в курсе изучения  философии знания в  практической, в том  числе и  профессиональной,  деятельности       без   пробелов, полностью, некоторые умения сформированы   недостаточно, все предусмотренные программой   учебные   задания выполнены,   некоторые   виды заданий   с ошибками. выполнены       не   «Удовлетворительно» ­ теоретическое   содержание курса   освоено   частично,   но   пробелы носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным   материалом   в основном   сформированы, большинство предусмотренных программой обучения   учебных   заданий   некоторые   из выполнено, выполненных заданий   содержат ошибки.     не ­ «Неудовлетворительно» теоретическое   содержание курса освоено, необходимые   умения   не сформированы,   выполненные учебные   задания   содержат грубые ошибки.   Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и промежуточного   контроля   производится   в   соответствии   с   универсальной   шкалой (таблица).  Процент  результативности  (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных  образовательных достижений балл (отметка) 5 4 3 2 вербальный аналог отлично хорошо удовлетворительно не удовлетворительно На   этапе   промежуточной   аттестации   по   медиане   качественных   оценок индивидуальных   образовательных   достижений   определяется   интегральная   оценка освоенных   обучающимися   общих   компетенций   как   результатов   усвоения   учебной дисциплины.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2019