Методические рекомендации по созданию психологически комфортной среды на уроке музыки
Оценка 4.6
Памятки +1
docx
искусство +2
Все классы
31.05.2017
В статье дается понятие "комфортной среды" на уроке музыки. Приводятся примеры методов и приемов для создания психологически комфортного климата на уроке. Рассматриваются приемы снятия напряжения, снижения уровня тревожности. Данными методическими рекомендациями можно пользоваться как при групповом (классном) обучении в общеобразовательной школе, так и на индивидуальных уроках в классе специального фортепиано.Текстовый документ Word, содержащий методические рекомендации для учителя.
ДОКЛАД.docx
Автор статьи: Кочеткова Ирина Владимировна,
учитель музыки
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 103»
г.Новокузнецка
Жил мудрец, который знал все. Один человек
захотел доказать, что мудрец не такой уж и
мудрый и все знать не может. Зажав в
ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец,
какая бабочка у меня в руках: живая или
мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я
ее умерщвлю, а скажет мертвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих
руках!»
Методические рекомендации
по созданию психологически комфортной среды
на уроке музыки
Создание психологического комфорта является одной из наиболее
важных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным
условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо
раскрывается, проявляя свои дарования, активно взаимодействует с
педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным,
замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт – качественная сторона межличностных
отношений, совокупность психологических условий, способствующих или
препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему
развитию личности.
Благоприятный психологический климат
характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения,
дружелюбия, деликатности.
Известен тот факт, что создание положительного настроя перед любым
видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при
дальнейшей работе, тем более при работе с детьми .
Учителя бывают разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель –
мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтобы урок
шел «как по нотам». Мастерство – это ремесло с печатью совершенства.
Мастеров не так много, однако, есть немало профессионалов. Как правило,
они имеют свои профессиональные «хитрости» и приемы. Но очень часто
педагоги так увлечены своими профессиональными приемами, что забывают о психологическом климате на уроке, который необходимо создавать для
получения желаемого результата.
Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или
боится педагога – полной отдачи творчеству и качеству обучения не
дождаться! Создание психологическикомфортной атмосферы в музыкальном
классе является одной из наиболее важных и сложных задач педагога, которая
во многом зависит от психологического здоровья педагога. Здоровый и
духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы,
обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества,
стремления к совершенствованию!
Зададимся вопросом: «Что же такое комфорт?» Комфорт – это
условия жизни, пребывания, обстановка, которые обеспечивают удобство,
спокойствие и уют. В свою очередь, психологический комфорт –это
условия жизни, при которых ученик чувствует себя спокойно, у него не
возникает необходимости защищаться и занимать «оборонительную позицию»
на уроке. Психологическикомфортная атмосфера выступает своеобразным
условием, обеспечивающим развитие личности: на ее фоне обучающийся
раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с
педагогом, что является в свою очередь важным моментом в творческой
работе.
Возможно, сегодня в образовательном процессе могут присутствовать
негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной
активности, загруженность детей общеобразовательными
уроками.
Постоянное состояние повышенной тревожности обучающихся на уроках
нередко приводит к нервным срывам и конфликтным ситуациям. Все это
говорит о том, что ученик не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь
задача педагога – создать такое психологическое пространство в классе,
чтобы в нем было хорошо каждому учащемуся. Главным критерием такого
пространства является безопасная среда, создание психологически
комфортной атмосферы, которая является одновременно и развивающей, и
психотерапевтической, и психокоррекционной, поскольку в этой атмосфере
исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия
расходуется не на тревогу или борьбу, а непосредственно на учебную
деятельность, на творчество!
Педагогу не следует допускать развития комплексов у учеников своего
класса, неуверенности в себе. Он не должен делить на «хороших» и «плохих»,
«умных» и «глупых», «талантливых» и «бездарных». Каждый учащийся
должен ощущать веру педагога в свои силы. Так называемая «ситуация
успеха» (Я могу!) учит преодолевать трудности, помогает осознавать свое
продвижение вперед. Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроке с учеником
можно создавать с помощью таких методов и приемов:
Метод «Снятие страха», приемы: использование фраз «Ничего страшного»
или «С этой задачей ты сможешь справиться, если…»
Метод «Педагогическое внушение»: приемы: диалог «Я знаю, ты это
можешь/умеешь, а как ты думаешь, почему?...»
Метод «Авансированная похвала», приемы: «Ты молодец!», «У тебя
получится, так как…»
Метод «Усиление мотива», приемы: «Нам это очень нужно
сделать/проучить, чтобы…»
Метод «Оценка детали», приемы: «Это у тебя очень хорошо получается!
Продолжай в том же духе!»
Но главное, не нужно забывать, что основной целью психологически
комфортной атмосферы на уроке и положительного уровня межличностных
отношений является решение дидактических задач обучения.
Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его
результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя, то есть
реализация индивидуального подхода к обучающимся на уроке. Это зависит,
прежде всего, от педагога, а именно – насколько хорошо в нем
развито «чувство ученика». Что это такое? Это мера понимания учителя
состояния сидящего у него на уроке ученика. Уровень данного понимания
складывается из знания особенностей каждого обучающегося, его
возможностей, уровня притязания, интересов, активности, утомляемости и
прочих различных «плюсов» и «минусов». Поэтому как хороший пианист
исполнитель чувствует каждую клавишу рояля и каждую ноту исполняемого
музыкального произведения, так и педагог должен чувствовать своих
учеников, их мысли, настроения, чувства и использовать эти знания на
повышение уровня эффективности урока.
Рассмотрим понятие «Чувство ученика» это то важное качество,
благодаря которому педагог становится профессионалом. С одной стороны,
не зная точно, он должен предположить, чего следует ожидать от того или
иного ученика. С другой стороны должен наметить для себя примерные
границы роста учащегося на некотором учебном отрезке и, соответственно,
оценить свою работу: удалось ли ему как педагогу помочь ученику достигнуть
этих границ или нет.
Индивидуальный подход к ученику на уроке является одним из важных
условий при создании психологическикомфортной атмосферы. Но это вовсе
не означает, что учащемуся нужно ставить только положительные оценки,
хвалить его без повода и т. д. Прежде всего, психологическикомфортная
атмосфера – это снятие страха перед уроком, развитие осознания учеником его собственной личностной значимости, наполнение смыслом его работы.
Иными словами, зная индивидуальные особенности каждого учащегося в
своем классе, педагогу необходимо поддерживать и помогать ребенку
самоутверждаться в своих же собственных глазах.
Одним из важных факторов является правильный подбор учебного
материала. Произведение должно стать основой для самореализации ученика.
Оно должно быть интересным не только педагогу в работе над ним, но прежде
всего, учащемуся. В целях стимулирования интереса, можно использовать
разнообразные игры, сравнения, – всё то, что оживляет общение на уроке,
вызывает удивление, притягивает внимание. Учителю надо умело разбить
урок на части, поскольку через 710 минут внимание обычно снижается.
Мышление хочет отдохнуть, поэтому должны сочетаться различные приёмы
активизации внимания: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое
сравнение, афоризм, метафора, и т.д. А как следствие, результативность
урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении программы, но
главное в личностном росте обучающегося, раскрытии и развитии его
творческих способностей, а возможно, и профессиональной самоориентации!
Таким образом, главными заповедями для учителя должны стать такие
установки как:
Уважай Ученика!
Не навреди! Ищи в ученике хорошее.
Не приписывай успех себе, а вину ученику.
Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
Оценивай поступок, а не личность.
Давай обучающемуся ощутить, что веришь в него, хорошего мнения о нем,
несмотря на его неудачи…
Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что для создания
психологическикомфортной атмосферы на уроке,
педагог не должен
пытаться за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только
отрицательные мотивы. Предусмотрительность и корректность поведения
педагога на уроке заметно снижают напряжение в общении. Вместе с тем,
педагогу необходимо тщательно готовиться к уроку, не допускать даже
малейшей некомпетентности, и тогда совместная деятельность педагога и
обучающегося
будет работать на сближение, повышение авторитета
преподавателя и как следствие – достижение высоких результатов!
Методические рекомендации по созданию психологически комфортной среды на уроке музыки
Методические рекомендации по созданию психологически комфортной среды на уроке музыки
Методические рекомендации по созданию психологически комфортной среды на уроке музыки
Методические рекомендации по созданию психологически комфортной среды на уроке музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.