Методические рекомендации по суммативному оцениванию
«Русский язык»
(для классов с нерусским языком обучения)
1 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык» (для классов с нерусским языком обучения) для обучающихся в 1 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана. Суммативное оценивание в 1 классе проводится в 3 и 4 четвертях.
Задания для суммативного оценивания за раздел / сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Используемые условные обозначения:
* рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть
** используется одна из частей цели обучения учебной программы
2
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ..................................... 5
Суммативное оценивание за сквозную тему «Путешествия»............................................... 6
Суммативное оценивание за сквозную тему «Традиции и фольклор».............................. 9
Спецификация суммативного оценивания 3 четверть.......................................................... 13
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ................................... 23
Суммативное оценивание за сквозную тему «Еда и напитки»............................................ 24
Суммативное оценивание за сквозную тему «В здоровом теле-здоровый дух!».......... 27
Спецификация суммативного оценивания 4 четверть.......................................................... 31
4
Виды речевой Слушание, говорение
деятельности:
Цель обучения: 1.1.4.1 Понимать, о ком/о чем говорится в
прослушанном тексте.
1.2.4.1 Пересказывать короткие тексты.
1.2.2.1 Создавать высказывание из 2-3 предложений по
картинке.
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков: Применение
Критерий оценивания: Обучающийся
• Определяет, о ком/о чем говорится в прослушанном
тексте.
• Пересказывает содержание текста.
• Составляет короткий рассказ по картинке.
Время выполнения: 25 минут
Задания
1. Прослушайте текст. Выполните задания.
Думан с мамой вышли из дома и подошли к остановке. Они сели в автобус. В автобусе Думан увидел своих одноклассников Айгерим и Елдоса.
Ребята вместе пришли в школу. Думан попрощался с мамой и зашел в школу.
Запишите ответы на вопросы:
С кем Думан пришел в школу? ____________________________
О каком виде транспорта говорится в тексте?_______________________________ 6
2. Расскажите, что Вы узнали из рассказа о Думане.
3. Рассмотрите картинку.
Что изображено на картинке? Составьте короткий рассказ.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Определяет, о ком/о чем говорится в прослушанном тексте. |
1 |
записывает, что Думан пришел в школу с мамой и/или ребятами; |
1 |
определяет вид транспорта о котором говорится в тексте - автобус; |
1 |
||
Пересказывает содержание текста. |
2 |
составляет предложение о Думане и маме; |
1 |
составляет предложение о ребятах; |
1 |
||
составляет предложение о школе; |
1 |
||
Составляет короткий рассказ по картинке. |
3 |
называет предметы изображенные на картинке; |
1 |
составляет короткий рассказ. |
1 |
||
Всего баллов |
7 |
|
|
Виды речевой деятельности: |
Чтение и письмо. |
Цели обучения: |
1.3.5.1 Находить информацию в текстах с иллюстрациями с помощью учителя. 1.3.4.1 Задавать простые вопросы к тексту или иллюстрации с помощью учителя. 1.4.1.1 Создавать постер/писать слова-признаки к предмету, изображенному на картинке. |
Уровень мыслительных навыков: |
Применение Анализ |
Критерий оценивания: |
Обучающийся • Находит информацию в тексте с иллюстрациями. • Формулирует простые вопросы к тексту или иллюстрации. • Записывает слова-описания к предметам, изображенным на картинках. |
Время выполнения: |
20 минут |
Задания
1. Прочитайте текст и выполните задания.
Пронумеруйте в правильной последовательности отрывки из текста.
Комар полетел искать кровь для Айдахара. Увидел он младенца и укусил его. |
Ласточка погналась Давным-давно жил Разозлился змей на за комаром и Айдахар. Постарел ласточку и прыгнул отобрала у него Айдахар и заболел. в небо с раскрытой кровь человека. Вылечить его могла пастью. Успел только сладкая Айдахар лишь за кровь. хвост ее ухватить. Так ласточка |
помогла людям.
2.Что делали герои сказки? Соедините стрелками.
погналась за комаром укусил ребенка помогла людям полетел искать кровь
3. По содержанию текста, составьте и запишите два простых вопроса.
4. Прочитайте слова. Подберите и напишите слова-признаки, соответствующие картинкам.
Слова –помощники: добрый, злой, большой, маленький, весёлый, грустный.
|
|
10
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Находит информацию в тексте с иллюстрациями. |
1 |
определяет всю последовательность частей в тексте; |
1 |
2 |
соотносит картинку комара со словосочетаниями; |
1 |
|
соотносит картинку ласточки со словосочетаниями; |
1 |
||
Формулирует простые вопросы к тексту или иллюстрации. |
3 |
составляет первый простой вопрос; |
1 |
составляет второй простой вопрос; |
1 |
||
Записывает словаописания к предметам, изображенным на картинках. |
4 |
записывает слова-описания, которые относятся к первому герою текста; |
1 |
записывает слова-описания, которые относятся ко второму герою. |
1 |
||
Всего баллов |
7 |
|
|
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (как второй язык- Я2) в 1 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (как второй язык – Я2) (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1-4 классы с нерусским языком обучения)
3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1. Продолжительность - 40 минут
Говорение проверяется отдельно.
Количество баллов - 18
3.2. Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде численного значения, слова или короткого предложения.
Первое задание направлено на проверку слушания, второе- говорения, третье – на чтение и четвертое – на письмо.
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема выставления баллов
№ вопроса |
|
|
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
|
|||
1 |
В) |
|
|
1 |
|
|
|||
2 |
мышка |
|
|
1 |
|
|
|||
заяц |
|
|
1 |
|
|
||||
3 |
В) |
|
|
1 |
|
|
|||
Всего баллов |
|
|
4 |
|
|
||||
|
Говорение Ответьте на вопросы. 1) Кто жил в тереме? 2) Какие сказки Вы знаете? 3) Какая сказка Вам нравится? Почему? 4) Перескажите отрывок любимой сказки. |
|
[4] |
||||||
Схема выставления баллов
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
|
|||||||||||
1 |
Мышка,лягушка,заяц,лиса,волк,медведь/ Жили мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь /В теремке жили мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. |
1 |
Принимаются другие варианты ответа, соответствующие тексту. |
|
|||||||||||
2 |
«Репка»/»Колобок» и другие ответы обучающихся/Я знаю сказку «Репка»... |
1 |
Принимаются названия любых сказок. |
|
|||||||||||
3 |
Ответы обучающихся |
1 |
Принимается полный ответ с пояснениями. |
|
|||||||||||
4 |
Ответы обучающихся |
1 |
Последовательно пересказывает события отрывка сказки. |
|
|||||||||||
Всего баллов |
4 |
|
|
||||||||||||
|
Чтение 1. Прочитайте текст и выполните задания. Жил-был маленький . Зайчику очень хотелось пойти в школу. Он вышел из дома и поехал на по лесу. Зайчик приехал в школу. В школе он увидел учителя . Зайчику понравилось в школе. Выберите верный ответ. Куда зайчик хотел пойти? А) в школу В) домой С) в магазин D) в лес [1] Это стихотворение или сказка? ________________________________________ [1] 2. Расставьте предложения в правильном порядке согласно тексту.
[4] |
||||||||||||||
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
А) |
1 |
|
сказка |
1 |
||
2 |
1 - Зайчик вышел из дома. 2 - Зайчик поехал на велосипеде. 3 - Зайчик приехал в школу. 4 - Зайчику понравилось в школе. |
4 |
За каждый правильный ответ -1 балл. |
Всего баллов |
6 |
|
Схема выставления баллов
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
весёлый |
1 |
|
красивый |
1 |
|
|
2 |
Дверь/колесо/стекло/руль/кабина/фары |
2 |
Принимаются любые названия двух частей машины. За каждый правильный ответ - 1 балл. |
Всего баллов |
4 |
|
20
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
22
Виды речевой деятельности: |
Слушание, говорение |
Цель обучения: |
1.1.3.1 Отвечать на вопросы и подбирать соответствующую иллюстрацию/картину/схему к прослушанному сообщению с помощью учителя. 1.2.4.1 Пересказывать короткие тексты. |
Уровень мыслительных навыков: |
Знание и понимание Применение |
Критерий оценивания: |
Обучающийся • Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста. • Подбирает соответствующую иллюстрацию/картину/схему к прослушанному текста. • Пересказывает содержание текста. |
Время выполнения: Задания Слушание |
20 минут |
Прослушайте текст. Ответьте на вопросы.
У Асель сегодня день рождения. На день рождения придут её друзья. Мама испекла пирог. Пирог - любимое блюдо Асель. Асель поставила на стол пирог и фруктовый салат. Она приготовила фруктовый салат из яблок и клубники.
1. Определите верное или неверное высказывание.
Мама Асель приготовила плов. Верно Неверно
Асель приготовила фруктовый салат. Верно Неверно
24
2. Какое блюдо является любимым для Асель? Найдите и обведите букву.
А) В) С) D)
Из каких фруктов и ягод Асель приготовила салат? Выберите нужную картинку.
3. Расскажите, как Асель подготовилась ко дню рождения в двух предложениях.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся: |
|||
Отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста. |
1 |
находит верное высказывание; |
1 |
находит неверное высказывание; |
1 |
||
Подбирает соответствующую иллюстрацию/картину /схему к прослушанному тексту. |
2 |
выбирает любимое блюдо Асель; |
1 |
выбирает фрукт, из которого приготовлен салат; |
1 |
||
выбирает ягоды, из которых приготовлен салат; |
1 |
||
Пересказывает содержание текста. |
3 |
составляет одно предложение по тексту; |
1 |
составляет второе предложение по тексту. |
1 |
||
Всего баллов |
7 |
|
|
Виды деятельности: |
Чтение, письмо |
Цель обучения: |
1.3.5.1 Находить информацию в текстах с иллюстрациями с помощью учителя. 1.4.2.1 На основе прослушанного/прочитанного/ увиденного записывать знакомые названия предметов с помощью учителя. |
Уровень мыслительных навыков: |
Применение |
Критерий оценивания: |
Обучающийся • Находит информацию в текстах с иллюстрациями. • Определяет и записывает названия предметов на основе прослушанного/ прочитанного/увиденного. |
Время выполнения: |
20 минут |
1. Прочитайте текст. Выполните задания.
Ерден ел много конфет. У Ердена заболел . Ерден с братом пошли в
. Врач осмотрел зуб Ердена, выписал . Ерден пил и
быстро выздоровел.
Допишите предложения согласно тексту.
У Ердена болит ____________________. Ерден пошёл в _____________________. Врач выписал _______________.
27
2.Напишите части тела.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Обучающийся |
|||
Определяет по иллюстрациям текста необходимую информацию. |
1 |
дописывает в предложение слово «зуб»; |
1 |
дописывает в предложение слово «больницу»; |
1 |
||
дописывает в предложение слово «лекарство»; |
1 |
||
Определяет и записывает названия предметов на основе прослушанного/ прочитанного/увиде нного. |
2 |
пишет название части тела – голова; |
1 |
пишет название части тела – шея; |
1 |
||
пишет название части тела – рука; |
1 |
||
пишет название части тела – живот; |
1 |
||
пишет название части тела – нога. |
1 |
||
Всего баллов |
|
|
8 |
28
|
|
30
31
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (как второй язык- Я2) в 1 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (как второй язык - Я2)(в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1-4 классы с нерусским языком обучения)
3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1. Продолжительность - 40 минут Говорение проверяется отдельно.
Количество баллов - 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающие вопросы с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
Первое задание направлено на проверку слушания, второе- говорения, третье – на чтение и четвертое – на письмо.
32
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «Русский язык» (для классов с нерусским языком обучения) Слушание Прослушайте текст и выполните задания. Асхат любил играть в компьютерные игры. Однажды у Асхата заболели глаза. Асхат с папой пошли к окулисту. Окулист выписал глазные капли. Асхат понял, что нельзя долго сидеть за компьютером. 1. Подчеркните слова, встречающиеся в тексте. [2] глаза очки окулист голова 2. Найдите и выделите картинку, соответствующую прослушанному тексту. [1]
|
Схема выставления баллов
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
глаза |
1 |
|
|
окулист, |
1 |
|
2 |
D) |
1 |
|
Всего баллов |
3 |
|
34
Говорение
Ответьте на вопросы:
1. С чего началась история?
2. Что произошло дальше?
3. Чем завершилась история?
[3]
Схема выставления баллов
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
Асхат любил играть в компьютерные игры. |
1 |
Принимаются другие варианты ответа, соответствующие тексту. |
2 |
У Асхата заболели глаза. Асхат с папой пошли к окулисту. Окулист выписал глазные капли. |
1 |
Принимаются другие варианты ответа, соответствующие тексту. |
3 |
Асхат понял, что нельзя долго сидеть за компьютером. |
1 |
Принимаются другие варианты ответа, соответствующие тексту. |
Всего баллов |
3 |
|
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
1. Купить 2. Помыть 3. Почистить 4. Нарезать 5. Смешать |
1 |
|
2 |
1 – Айгерим смешала фрукты и ягоды. 2 – Айгерим добавила в салат йогурт. |
1 1 |
|
3 |
|
1 1 |
|
Всего балл |
ов |
5 |
|
№ вопроса |
Ответ |
Балл |
Дополнительная информация |
1 |
пельмени |
1 |
|
творог |
1 |
|
|
мороженое |
1 |
|
|
вода |
1 |
|
|
Всего баллов |
4 |
|
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
39 Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства» 010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а.
e-mail: info@cpm.kz
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.