Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО
Оценка 4.6

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Оценка 4.6
Документация
rtf
администрации
Взрослым
13.08.2018
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО
Данные методические рекомендации позволяют студентам и преподавателям систематически и продумано подходить к выполнению и планированию различных видов самостоятельной работы. Даются краткие характеристики различных видов самостоятельной работы, описываются цели и методика выполнения. Даются рекомендации по составлению конспектов, рефератов, докладов, сообщений и иных видов работ.
самост.работа 2018.rtf
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области  «Краснозаводский химико­механический колледж»                                                                                                УТВЕРЖДАЮ                         Директор ГБОУ СПО МО  КХМК Е.С.Воробьева Методическая разработка «Организация  самостоятельной работы студентов» Разрабо тал преподаватель     __________________С.А.Чумаков Краснозаводск, 2018 г. Весь процесс обучения должен базироваться на принципе активного участия   студентов   в   освоении   профессиональных   знаний   и   умений   и   на принципе обратной связи в системе сотрудничества обучаемых и обучающего. Активного участия студента в обучении  и проявления интереса к выбранной профессии можно добиться при оптимальной организации самостоятельной работы студента. Самостоятельная   работа   студента   (СРС)   –   это   способ   активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.                  Образовательные цели СРС (воспитательные, развивающие, оранизационно­педагогические):   способностей   студентов: Развитие   общеучебных   навыков   и   познавательных   самостоятельности   и   инициативы, организованности;    Развитие исследовательских умений; Развитие ответственности за собственное образование. Повышение эффективности аудиторных занятий. Дидактические цели СРС:    Расширение и углубление знаний; Закрепление и систематизация знаний;  Формирование   практических   (общеучебных   и профессиональных) умений и навыков;  Перевод   полученной   студентом   учебной   информации   во внутреннее знание.  Типы самостоятельной работы:   воспроизводящая   (репродуктивная),   предполагающая знания­копии   и   алгоритмическую   деятельность   по   образцу   в аналогичной ситуации;  реконструктивная,   связанная   с   использованием накопленных   знаний   и   известного   способа   действия   в   частично изменённой ситуации;  эвристическая (частично­поисковая), которая заключается в   накоплении   нового   опыта   деятельности   и   применении   его   в нестандартной ситуации;   творческая,   направленная   на   формирование   знаний­ трансформаций и способов исследовательской деятельности. Культура труда – умение работать – включает одну из важных задач организации   самостоятельной   работы   студентов.   Необходимо   учить студентов   культуре   труда,   т.е.   приучать   записывать   лекции,   выполнять домашнюю   работу,   самостоятельную   работу,   прорабатывать   литературу, необходимо   закреплять   навыки   выступления   перед   аудиторией,   не   менее важно   приучать   студентов   слушать   выступающего,  задавать   вопросы   и   др. Формирование   культуры   труда,   анализ   деятельности   студента   со   стороны преподавателя,   индивидуальный   подход   к   их   достижениям   имеет немаловажную роль в адаптации первокурсника.  Самостоятельная   работа   студента   является   одной   из   важнейших составляющих   учебного   процесса,   во   время     которой   происходит формирование   навыков,   умений   и   знаний,   и   в   дальнейшем   обеспечивается усвоение   студентом   приемов   познавательной   деятельности,   интерес   к творческой   работе   и,   в   конечном   итоге,   способность   решать   учебные   и научные   задачи.   В   связи   с   этим   планирование,   организация   и   реализация работы   студента   в   отсутствии   преподавателя   является   важнейшей   задачей обучения   и   фактором   развития   личности   студента   в   колледже.   Для   того, чтобы   самостоятельная   работа   студента   была   эффективной,   необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:   ­   обеспечение   правильного   сочетания   объемной   аудиторной   и самостоятельной работы;  ­ методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;  ­ обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс  творческий.   ­   контроль   над     ходом   самостоятельной   работы   и   мерами, поощряющими студента за ее качественное выполнение.              Что касается первого условия, то здесь необходимо правильно составить   учебный   план   не   только   в   смысле   последовательности   изучения   но   и   разумного   соотношения   аудиторной   и отдельных   курсов, самостоятельной   работы.   К   сожалению,   здесь   имеются   всевозможные перекосы.   В   частности   распространена   точка   зрения   на   необходимость увеличения аудиторной работы, имеются случаи неправильного определения трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких, как курсовые проекты и работы, расчетно­графические работы, других домашних заданий студентов. Все это приводит к тому, что студент выполняет только какую­то часть работ, а в ряде случаев не делает ничего. Поэтому составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности   методической   литературой   и  учет   национальных   традиций   в системе   образования.   Ведь   мы   знаем,  что   если   не   будет   соответствующих условий   контроля,  студент   дома   больше   работать   не  будет,  что   с   ним   ни делай.                   Второе условие – это методически правильная организация работы.   Важно   постепенно   изменять   отношения   между   студентом   и преподавателем.   Если   на   первых   курсах   преподавателю   принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения   к   старшим   курсам   эта   последовательность   должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно   стремиться   к   самообразованию.   В   ходе   выполнения   заданий самостоятельной работы он должен учиться мыслить, анализировать задания, учитывать   условия,   ставить   задачи,   решать   возникающие   проблемы,   т.е. процесс   самостоятельной   работы   постепенно   должен   превращаться   в творческий   процесс.   В   этом   могут   помочь   новые   информационные технологии.   Как   показывает   опыт,   студент   с   большим   интересом   решает поставленные   задачи   (курсовое   и   дипломное   проектирование,   контрольные задачи, другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. Ясно, что за таким шагом должно следовать   стимулирование   студента   в   форме   интереса   сокурсников   и преподавателей   к   проделанной   работе.   И   последнее   –   это   обеспечение студента соответствующей методической литературой. Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы: ­ мотивационность задания (для чего, чему способствует); ­ четкая постановка задач; ­ алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения; ­   четкое   определение   преподавателем   форм   отчетности,   сроки выполнения; ­ критерии оценки, отчетности; ­ виды и формы контроля. Для   эффективной   и   полноценной   самостоятельной   работы необходимо обучить первокурсников: ­ основам самостоятельной работы с книгой, журналом; ­ конспектированию; ­ приемам запоминания; ­ подготовке сообщений, докладов, рефератов; ­ приемам саморегуляции и т.д.    При   организации   самостоятельной   работы   преподавателю необходимо: ­ отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса; ­   ориентироваться   в   требованиях   определенного   уровня   овладения учебным материалом; ­   максимально   учитывать   уровень   подготовленности   и   возможности студентов; ­ предвидеть  трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы; ­ использовать индивидуальные и дифференцированные задания; ­обоснованно выбирать объем работы; ­   определять   длительность   самостоятельной   работы   с   учетом   ее сложности и подготовленности студентов; ­ разнообразить задания по содержанию; ­ подбирать рациональные способы проверки работ; ­   правильно   сочетать   самостоятельную   работу   с   работой   под руководством преподавателя; ­   проектировать   самостоятельную   работу   с   учетом   достигнутого уровня. Уровни деятельности студентов: 1­   подготовительный,   ознакомительный.   Студент   знакомится   с приемами самостоятельной работы; 2­ репродуктивный. Студент воспроизводит то, что ему уже знакомо; 3­ учебно ­ поисковый или частично ­ поисковый. Студент выполняет частичный   самостоятельный   поиск   данных   для   решения   или   выполнения определенного задания; 4­ экспериментально ­ поисковый. Студент самостоятельно проводит эксперимент; 5­   теоретико     Студент   обобщает экспериментальные  данные   самостоятельно  или   с  помощью  преподавателя,   экспериментальный. ­ делает доклад по результатам работы; 6­   теоретико   ­   практический.   Студент   на   основе   проведенных исследований готовит курсовую или дипломную работу. Формы организации самостоятельной работы. Фронтальная самостоятельная работа. Основными особенностями такой формы организации самостоятельной работы являются: ­ общее для всех задание; ­ общий инструктаж преподавателя по выполнению задания; ­   использование   общих   приемов   организации   и   руководства дальнейшими действиями студентов. Фронтальная   форма   организации   самостоятельной   работы   наиболее целесообразна   тогда,   когда   студенты   приступают   к   изучению   темы,   когда важно   вызвать   интерес   к   новой   теме,   а   также   на   начальном   этапе формирования   умений,   когда   студенты   овладевают   способами   выполнения заданий по образцу. Индивидуальная самостоятельная работа. Особенности выполнения данной формы самостоятельной работы: ­ возрастает роль студента в определении содержания работы, выборе способа ее выполнения; ­ появляется возможность сотрудничества студента с преподавателем, особенно при выполнении трудоемких заданий. Индивидуальные   задания   вызывают   личностное   отношение   к материалу, стимулируют активность. Групповая самостоятельная работа. Наиболее   простая   форма   сотрудничества   студентов   на   занятии   ­ работа в парах постоянного состава. Эту форму можно использовать для: ­ совместной проработке материала учебника, документа; ­ выполнения лабораторных работ и практических заданий; ­ взаимной проверке письменных упражнений. В парах сменного состава   студент имеет возможность  общаться со студентами, у которых более высокий уровень знаний.  Более   сложным   является   организация   сотрудничества   студентов   в группах, состоящих из 4­6 человек. В качестве оснований для объединения студентов   в   группы   педагоги   учитывают   такие   показатели   как,   уровень знаний, способности, интерес к учению, уровень умений и т.д.           Желаемый эффект от самостоятельной работы студента можно получить   только   тогда,   когда   она   организуется   и   реализуется   в образовательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в образовательном учреждении.  Самостоятельная работа проводится с целью:  систематизации   и   закрепления   полученных   теоретических   знаний   и практических умений обучающихся;   углубления и расширения теоретических знаний;   формирования   умений   использовать   нормативную,   правовую, справочную  документацию и специальную литературу;   развития   познавательных   способностей   и   активности   обучающихся: творческой организованности;    инициативы,   самостоятельности,   ответственности,  формирование   самостоятельности   мышления,   способностей   к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;   формирования общих и профессиональных компетенций;   развитию исследовательских умений.  В  учебном   процессе   образовательного   учреждения   выделяются   два   вида самостоятельной работы:   аудиторная по дисциплине, междисциплинарному курсу (выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию)   внеаудиторная   по   дисциплине,   междисциплинарному   курсу (выполняется     по   заданию   преподавателя,   но   без   его   непосредственного участия).  Формы и виды самостоятельной работы студентов:  1.  Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное  изучение материала по литературным источникам.  2.  Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор  необходимой литературы.  3.  Работа со словарем, справочником.  4.  Поиск необходимой информации в сети Интернет. 5.  Конспектирование источников.  6.  Реферирование источников.  7.  Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам.  8.  Составление рецензий и отзывов на прочитанный материал.  9.  Составление обзора публикаций по теме.  10. Составление и разработка словаря (глоссария).  11. Составление хронологической таблицы.  12. Составление библиографии (библиографической картотеки)  13. Ведение дневника  (дневник практики, дневник наблюдений, дневник  самоподготовки и т.д.)  14. Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала.  15. Выполнение аудио ­ и видеозаписей по заданной теме.  16. Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой  аттестации  (к тестированию, контрольной работе, зачету, экзамену).  17. Выполнение домашних контрольных работ.  18. Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного типа  (ответы на вопросы,  тренировочные упражнения, опыты, задачи, тесты).  19. Выполнение творческих заданий.  20. Проведение опыта и составление отчета по нему.  21. Подготовка устного сообщения для выступления на семинарском или  лекционном занятии.  22. Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата  на семинарском занятии.  23. Подготовка доклада и написание тезисов доклада.  24. Выполнение комплексного задания (проекта) по отдельной дисциплине. Подготовка к его защите на семинарском или практическом занятии.  25.   Выполнение   интегрированного   (междисциплинарного)   проекта. Подготовка к его защите. 26.   Подготовка   к   участию   в   деловой   игре,   конкурсе,   творческом соревновании.  27. Подготовка к выступлению на конференции  28. Выполнение расчетов по проекту.  29. Выполнение чертежа и эскиза изделия.  30. Изучение аналогов изделия (продукта).  31. Изучение инструкционной и технологической карты.  32. Самостоятельная разработка технологической карты изделия.  33.  Подготовительная   работа   к   выполнению   изделия,  подбор   материала, подготовка инструмента и т.д.  Обязательно     должны   учитываться   учебно­исследовательские   и творческие задания по выбору студента:   участие   в   научных   и   научно­практических   студенческих конференциях и семинарах;  аналитический   разбор   научной   публикации   по   заранее определенной преподавателем теме;  лабораторное наблюдение, анализ статистических и фактических материалов   по   заданной   теме,   проведение   расчетов,   составление   схем   и моделей на основе статистических материалов и др.   Технология организации самостоятельной работы обучающихся  включает использование информационных и материально­технических  ресурсов образовательного учреждения.  Материально­техническое и информационно­техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:   библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;   учебно­методическую   базу   учебных   кабинетов,   лабораторий   и методического центра;     компьютерные классы с возможностью работы в Интернет; базы практики в соответствии с заключенными договорами;  аудитории (классы) для консультационной деятельности;  учебную   и   учебно­методическую   литературу,   разработанную   с учетом   увеличения   доли   самостоятельной   работы   студентов,   и   иные методические материалы.  При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие  типы самостоятельной работы:  ­  воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая  алгоритмическую  деятельность по образцу в аналогичной ситуации;  ­  реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и  известного способа действия в частично измененной ситуации;  ­ эвристическая (частично­поисковая), которая заключается в накоплении  нового опыта деятельности  и применении его в нестандартной ситуации;  ­  творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к  исследовательской деятельности.  При разработке программы учебной дисциплины (междисциплинарного курса   профессионального   модуля)   необходимо   включать     самостоятельную работу   в   тематическое   планирование   и   содержание   дисциплины (междисциплинарного курса профессионального модуля), определять формы и методы контроля ее результатов. Содержание самостоятельной внеаудиторной  работы определяется в соответствии     с   рекомендуемыми   видами   заданий   согласно   примерной   и рабочей   программ   учебной   дисциплины   (междисциплинарного   курса профессионального модуля).  Виды   заданий   для   внеаудиторной   самостоятельной   работы,   их содержание   и   характер   могут   иметь   вариативный   и   дифференцированный характер,   учитывать   специфику   специальности   (профессии),   данной дисциплины,   междисциплинарного   курса   или   профессионального   модуля, индивидуальные особенности обучающихся.  Перед   выполнением   обучающимися   внеаудиторной   самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В   процессе   инструктажа   преподаватель   предупреждает   обучающихся   о возможных   типичных   ошибках,   встречающихся   при   выполнении   задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на   изучение   дисциплины,   междисциплинарного   курса   профессионального модуля.  Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.  Самостоятельная   работа   может   осуществляться   индивидуально   или группами   обучающихся   на   занятиях   в   зависимости   от   цели,   объема, конкретной   тематики   самостоятельной   работы,   уровня   сложности,   уровня умений обучающихся.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018