методические указания к выполнению ЛПЗ на уроках химии по специальности Ветеринария

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 24.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данные методические указания по учебной дисциплине Химия предназначены для выполнения лабораторно-практических работ по дисциплине Химия по специальности 36.03.01 Ветеринария. Цель методических указаний: эффективная организация учебной деятельности в преподавании дисциплины, направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Настоящие методические указания содержат практические работы, которые позволят студентам овладеть фундаментальными знаниями в области дисциплины, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на достижение следующих результатов: личностных: - чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной хими¬ческой науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятель¬ности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; -готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из-бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли хи¬мических компетенций в этом; -умение использовать достижения современной химической науки и химиче¬ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: - использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон хи¬мических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - использование различных источников для получения химической информа¬ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: -сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; -владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; -владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; -сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; -владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; -сформированность собственной позиции по отношению к химической инфор¬мации, получаемой из разных источников. Методические указания состоят из инструкционно-технологических карт, которые содержат порядок организации и проведения лабораторно-практических работ, контрольные вопросы и формы контроля, а также объем времени на выполнение каждой работы. В соответствии с учебным планом на проведение лабораторно-практических занятий отводится 20 часов Лабораторно-практические работы рассчитаны на выполнение в течение двух академических часов.
Иконка файла материала Мет.указания ВЕТ -11 по ЛПЗ Рыбакова ТВ.docx
Министерство образования Красноярского края краевое государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Таймырский колледж» Методические указания по выполнению лабораторно­практических работ по дисциплине Химия для специальности среднего профессионального образования   по программе подготовки специалистов среднего звена  36.03.01 Ветеринария 1Дудинка, 2018  Рассмотрено На заседании  ПЦК  отделения  подготовки квалифицированных рабочих,  служащих Протокол № ____ от ____________ Председатель ПЦК ____ Лысакова М.В. Утверждаю Заместитель директора по  учебной работе _______С.М. Новожилова Составитель:  Рыбакова   Т.В.,   преподаватель   высшей   категории   КГБПОУ   «Таймырский колледж 2Содержание I II III 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6 3.7. Пояснительная записка Перечень лабораторно­практических работ Инструкционно­технологические карты Растворы.   Массовая   доля   вещества.   1   тип.   Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей. Растворы.   Массовая   доля   вещества.   2   тип.   Условия   течения химических реакций между растворами электролитов до конца. Растворы.   Массовая   доля   вещества.   3   тип.   «Очистка загрязненной поваренной соли». Растворы. Массовая доля вещества. 4 тип. «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». Растворы.   Массовая   доля   вещества.   5   тип.   «Решение экспериментальных задач». Растворы.   Массовая   доля   вещества.   6   тип.   «Получение раствора аммиака и исследование его свойств». Растворы.   Массовая   доля   вещества.   7   тип. химических реакций».  «Признаки 3.8. Правило креста. 3.9. 3.10 . Реакции ионного обмена. Окислительно­восстановительные реакции. 4 6 7 7­8 9­10 11­12 13­14 15­16 17­18 19­20 21­24 25­26 27­28 3Пояснительная записка. Данные   методические   указания   по   учебной   дисциплине   Химия предназначены   для   выполнения   лабораторно­практических   работ   по дисциплине Химия по специальности 36.03.01 Ветеринария. Цель   методических   указаний:   эффективная   организация   учебной деятельности   в   преподавании   дисциплины,   направленная   на   достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Настоящие   методические   указания   содержат   практические   работы, которые позволят студентам овладеть фундаментальными знаниями в области дисциплины,   опытом   творческой   и   исследовательской   деятельности   и направлены на достижение следующих результатов: личностных: ­ чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной хими­ ческой науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятель­ ности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; ­готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из­ бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли хи­ мических компетенций в этом; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;  метапредметных: ­ использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных   операций   (постановки   задачи,   формулирования   гипотез, анализа   и   синтеза,   сравнения,   обобщения,   систематизации,   выявления причинно­следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения,   научного   эксперимента)   для   изучения   различных   сторон   хи­ мических   объектов   и   процессов,   с   которыми   возникает   необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; ­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в 4профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   представлений   о   месте   химии   в   современной   научной картине   мира;   понимание   роли   химии   в   формировании   кругозора   и функциональной грамотности человека для решения практических задач; ­владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и   закономерностями;   уверенное   пользование   химической   терминологией   и символикой; ­владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять  результаты  проведенных  опытов  и делать выводы;  готовность  и способность применять методы познания при решении практических задач; ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение правилами техники безопасности при использовании  химических веществ; ­сформированность собственной позиции по отношению к химической инфор­ мации, получаемой из разных источников. Методические   указания   состоят   из   инструкционно­технологических карт,   которые   содержат   порядок   организации   и   проведения   лабораторно­ практических работ, контрольные вопросы и формы контроля, а также объем времени на выполнение каждой работы. В   соответствии   с   учебным   планом   на   проведение   лабораторно­ практических занятий отводится 20 часов Лабораторно­практические работы рассчитаны на выполнение в течение двух академических часов. 5Перечень лабораторно­практических работ Наименование разделов Раздел 1. Общая химия и  неорганическая  химия № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Наименование лабораторно­практических занятий Растворы.   Массовая   доля   вещества.   1   тип. Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей. Растворы.   Массовая   доля   вещества.   2   тип. Условия   течения   химических   реакций   между растворами электролитов до конца. Растворы.   Массовая   доля   вещества.   3   тип. «Очистка загрязненной поваренной соли». Растворы.   Массовая   доля   вещества.   4   тип. «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей». Растворы.   Массовая   доля   вещества.   5   тип. «Решение экспериментальных задач». Растворы.   Массовая   доля   вещества.   6   тип. «Получение   раствора   аммиака   и   исследование его свойств». Растворы.   Массовая   доля   вещества.   7   тип. «Признаки химических реакций». Правило креста. Реакции ионного обмена. Окислительно­восстановительные реакции. Всего: Объем часов  2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20 6Инструкционно­технологическая карта  лабораторно­практического занятия № 1  :  весы,   мерный   цилиндр,   ложечка,   химический   стакан, Тема: Растворы. Массовая доля вещества. 1 тип. Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей  Цель работы:  научиться готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике. Оборудование   стеклянная палочка, вода, сахар. Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;  метапредметных: ­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение правилами техники безопасности при использовании  химических веществ; 7­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников. Алгоритм проведения работы: 1. этап работы: Расчетная часть. 1.  Получив задание от учителя,  произведи расчет для выполнения  практической работы. 2.  этап работы: Взвешивание навески сахара. 1.  На весах взвесьте требуемую навеску сахара, и высыпьте ее в стаканчик. 3.  этап работы: Измерение объема воды. 1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в  стакан с сахаром.      4. . этап работы: Приготовление раствора сахара с заданной массовой  долей сахара. 1. Перемешайте стеклянной палочкой сахар с водой до полного его  растворения. Заключение:  1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, расчеты,  рисунки  делай аккуратно. 2. Сделайте правильные выводы по работе. 3. Уберите свое рабочее место. Литература. Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.,   Ковалева   И.Б.  Химия   для   профессий   и   специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин  Ю. М. Сборник  тестовых заданий по  химии: учеб. пособие  для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 8Инструкционно­технологическая карта лабораторно­практического занятия № 2 Тема: Растворы. Массовая доля вещества. 2 тип. Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца Цель работы:  Подтвердить и закрепить знания об условиях, при которых химические   реакции   между   растворами   электролитов   идут   до   конца, формировать умение подбирать пары электролитов. Оборудование  :  Штатив   с   пробирками,   спиртовка,   держатель,   спички,   предметное   стекло,  CuSO4,  KCl,  NaOH,  Na2SO4  ,    Na2CO3,  HCl,  HNO3  , фенолфталеин. Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: ­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: 9­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании   химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников.          Алгоритм проведения работы: А) .Сульфатом меди (2) и гидроксидом натрия. 1. Налейте в  пробирку 1мл раствора сульфата меди (2)  и добавьте по каплям гидроксид натрия. Б) .Хлоридом  калия и гидроксидом натрия. 1. Налейте в   пробирку 1мл раствора хлорида калия и добавьте по каплям гидроксид натрия. В) .Сульфатом натрия и соляной кислотой. 1. Налейте в  пробирку 1мл раствора сульфатом натрия и добавьте по каплям соляной кислоты. Г) .Карбонатом натрия и соляной кислотой. 1. Налейте в  пробирку 1мл раствора карбоната натрия  и добавьте по каплям соляной кислоты. Д) .Гидроксидом натрия и соляной кислотой. 1.   Налейте   в   фенолфталеин и добавьте по каплям  соляной кислоты. Е) .Сульфатом натрия и азотной кислотой. 1. Налейте в  пробирку 1мл раствора сульфата натрия  и добавьте по каплям азотной кислоты. Заключение: 1. Что происходит  в каждом этапе, объясните наблюдаемое,  сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите рабочее  место.   пробирку   1мл   раствора   гидроксида   натрия     прилейте Литература. Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б.  Химия для профессий и специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 10Инструкционно­технологическая карта лабораторно­практического занятия № 3 Тема: Растворы. Массовая доля вещества. 3 тип. «Очистка загрязненной поваренной соли». Цель   работы:  овладеть   способами   очистки   веществ   от   примесей:   путем фильтрования и выпаривания. Оборудование  :  Лабораторный штатив с кольцом, два химических стакана,   воронка,   фарфоровая   чашка,   готовый   фильтр,   стеклянная   палочка   с резиновым наконечником, шпатель, спиртовка, спички, загрязненная речным песком поваренная соль. Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: 11­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании   химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников. Алгоритм проведения работы: 1. этап работы:  Изучение загрязненной поваренной соли. 1.   Рассмотрите   загрязненную   соль,   какая   это   смесь   (однородная   или неоднородная). 2. этап работы: Растворение загрязненной поваренной соли. 1.  Возьмите   в  стакан  треть  воды   и  шпателем   добавьте   загрязненную  соль, перемешайте,  пока соль перестанет растворяться.   3.  этап работы: Фильтрование раствора загрязненной соли. 1.   Определите   оборудование   для   этого   этапа,   соберите   прибор   для фильтрования. 2. Приготовьте фильтр для воронки. 3.   Проведите   фильтрование   загрязненной   соли,   для   этого   раствор   по стеклянной палочке наливайте на   фильтр, что остается на фильтре, а что проходит сквозь него.          4. этап работы: Выпаривание очищенного раствора соли. 1. Осуществите выпаривание, для этого определите оборудование для этого этапа, соберите прибор. 3. В фарфоровую чашку налейте очищенного раствора соли и выпарьте его. 3. Сравните полученную соль с той, которая вам была выдана. Заключение:  1.Обратите   внимание   на   оформление   таблицы   в   тетради,   записи   рисунки делай аккуратно. 2. Сделайте правильные рисунки и  выводы по работе.           Литература. Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б.  Химия для профессий и специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 12Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Инструкционно­технологическая карта лабораторно­практического занятия № 4 Тема: Растворы. Массовая доля вещества. 4 тип. «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей».  :  Штатив с пробирками, стеклянная палочка, HCl, Mg, CaO,  Цель  работы:    Провести   химические   реакции,   характеризующие   свойства кислот, оснований, оксидов, солей, Формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД. Оборудование   AgNO3, CuSO4    NaOH, FeCl3, синий лакмус, спиртовка, держатель. Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной 13деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: ­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании   химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников. Примечание:  1.   Вспомните     и   соблюдайте   правила   поведения   и   техники безопасности,   реактивы   используйте   экономно,   эксперимент   проводите согласно инструкции.          Алгоритм проведения работы: 1. этап: Осуществите реакции, характеризующие свойства HCl,  имея Mg, CaO, KOH, AgNO3 1.   Налейте   в   пробирку   1мл   соляной     кислоты   и   поочередно   добавьте предложенные   вещества   (не   забудьте   опыт   проводите   в   одной   пробирке, промывайте), что происходит, объясните наблюдаемое. 2.   Составьте   уравнение   диссоциации   кислоты   и   реакции     ионного   обмена между взятыми веществами. 2.  этап:  Получите   Fe  (OH)3,  проделайте реакции, характеризующие его свойства. 1. Налейте в пробирку 1мл раствора хлорид железа  (3) и добавьте по каплям раствор гидроксид натрия, что происходит? 2.   Полученный   осадок   бурого     цвета   разделите   на   две   пробирки,   в   одну добавьте   соляную     кислоту,   другую   нагрейте,   что   происходит,   объясните наблюдаемое. 3.   Составьте   уравнение   веществами. 3. этап работы: Проделайте реакции, характеризующие свойства   CuSO4 . 1.   Налейте   в   пробирку   раствор   сульфат   меди   (2)   и   добавьте   по   каплям раствор гидроксида натрия, что происходит? 2.   Налейте   в   пробирку   раствор   сульфат   меди(2)   и   отпустите   железную скрепку, что происходит?   ионного   обмена   14   реакции     между   взятыми3. Составьте уравнение  реакции ионного обмена между взятыми веществами. Заключение:    Сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите свое рабочее место. Литература. Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б.  Химия для профессий и специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Инструкционно­технологическая карта лабораторно­практического занятия № 5 Тема:  Растворы.   Массовая   доля   вещества.   5   тип.   «Решение экспериментальных задач». Цель работы:   Формировать умение решать экспериментальные задачи по теме: «Классы неорганических соединений», формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД. 15:  Штатив с пробирками, стеклянная палочка,  MgCl2, Н2SO4  , Оборудование   BaCl2,   CuSO4, NaOH, Fe2О3, HCl, спиртовка, держатель. Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: ­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании   химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников. Примечание:  1.   Вспомните   и   соблюдайте   правила   поведения   и   техники   безопасности, реактивы   используйте   экономно                                   2.  Не   забудьте:   сначала выполняется теоретическая часть задачи, затем практическая часть.          Алгоритм проведения работы: 1.   этап:  Проведение   химических   реакций   между   следующими   парами веществ: А) серная кислота и хлорид бария 1. Налейте в пробирку 1мл хлорида магния  и  добавьте гидроксид натрия, что происходит, объясните наблюдаемое. 2.   Составьте   уравнение   диссоциации   кислоты   и   реакции     ионного   обмена между взятыми веществами. Б) сульфат меди и соляная кислота 1. Налейте в пробирку 1мл хлорида магния и добавьте серной кислоты, что происходит, объясните наблюдаемое. 2.   Составьте   уравнение   диссоциации   кислоты   и   реакции   ионного   обмена между взятыми веществами. В) хлорид магния и гидроксид натрия 161. Налейте в пробирку 1мл хлорида магния  и  добавьте нитрат серебра, что происходит, объясните наблюдаемое. 2.   Составьте   уравнение   диссоциации   кислоты   и   реакции   ионного   обмена между взятыми веществами. ( В каких случаях реакции доходят до конца?) 2. этап: Получите  Cu(OH)2. 1. Подумайте, какие реактивы вы возьмете для получения гидроксида меди (2), что происходит в результате реакции? 2. Составьте уравнение  реакции ионного обмена между взятыми веществами. 3. этап работы: Осуществить превращение:    оксид железа (3)  1.   Подумайте,   какие   реактивы   вы   возьмете   для   осуществления   данного превращения, сколько реакций вы будете проводить   (превращение проводите в одной пробирке). 2.   Составьте   уравнение   веществами. Заключение:    Сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите свое рабочее место.  гидроксид железа  (2).  хлорид железа (2)  → →   реакций     ионного   обмена     между   взятыми Литература. Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б.  Химия для профессий и специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Инструкционно­технологическая карта 17лабораторно­практического занятия № 6  :  штатив,   пробирки,   склянка   для   отходов,   колба   с   водой, Тема:  Растворы. Массовая доля вещества. 6 тип. «Получение раствора аммиака и исследование его свойств». Реактивы  : Хлорид аммония (NH4Cl),  гидроксид кальция  (Сa(OH)2),  соляная   кислота (HCl), вода, гидроксид аммония (NH4OH), Хлорид алюминия   AlCl3, фенолфталеин Оборудование   газоотводная трубка с пробкой Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: ­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании   химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников. Алгоритм проведения работы: 1. этап: Получение аммиака NH3.        1. Соберите прибор для получения аммиака согласно рисунка учебника. Что наблюдаете, запишите в наблюдении. 2. этап:  Собирание аммиака. 1.   Соберите   аммиак   способом   вытеснения   воздуха.   Как   будете   держать пробирку приемник для собирания газа.  3. этап:  Распознавание аммиака. 1.   Распознай   аммиак   при   помощи   влажной   индикаторной   бумажки,   что наблюдаете. 4. этап:  Изучение физических свойств аммиака.                  1. Какие физические свойства характерны для аммиака, запишите в графе вывод. 5. этап:  Изучение химических свойств аммиака. 181. Раствори собранный аммиак   в воде и добавь фенолфталеин. Что наблюдаете?            2. К концу газоотводной трубки собранного прибора поднесите палочку, смоченную в соляной кислоте. Что наблюдаете? 6. этап:  Изучение химических свойств водного раствора аммиака             1. Налейте в пробирку гидрокисд аммония и добавьте фенолфталеин. Что наблюдаете.          2. Нагрейте пробирку с гидрокисдом аммония. Что происходит?           3. Налейте в пробирку гидрокисд аммония и соль хлорид алюминия. Что происходит в пробирке?          4. Налейте в пробирку гидрокисд аммония добавьте фенолфталени, что наблюдаете, затем добавьте по каплям соляной кислоты, что происходит в пробирке? Какими свойствами обладает водный раствор аммиака? Примечание:   1. Оформите   практическую   работу   согласно   инструкции,   составьте уравнения реакций, заполните графы реактивы, наблюдение, вывод. 2. Убери за собой рабочее место. Литература. Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б.  Химия для профессий и специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 19Инструкционно­технологическая карта лабораторно­практического занятия № 7  Закрепить   знания   о   признаках   химических   реакций;   работы   с   веществами   и   химическим Тема: Растворы. Массовая доля вещества. 7 тип. «Признаки химических реакций». Цель   работы: продолжить   развивать   умения:   оборудованием, наблюдать и описывать проведенные реакции.  :  Спиртовка, пробирки в штативе, щипцы, медная проволока, Оборудование   соляная кислота, мрамор, серная кислота,, сульфат натрия,   хлорид бария, оксид меди (2),  ложечка, фенолфталеин. Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: ­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании   химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников. Примечание:  1.   Вспомните   правила   поведения   и   техники   безопасности,   признаки химических реакций. 2.  Реактивы используем согласно требованиям и экономно. 1. этап работы: Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки. Алгоритм проведения работы: 201.     В   щипцы   возьмите   медную   проволоку   и   внесите   в   пламя   спиртовки, нагрейте, обратите внимание на изменения, которые произошли с проволокой. 2. этап работы: Взаимодействие оксида меди (2) с серной кислотой. 2. Возьмите ложечкой оксид меди (2) , поместите его в пробирку, добавьте серную кислоту и нагрейте. Что происходит? 3. этап работы: Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 1. Поместите в пробирку кусочек мрамора и добавьте соляную кислоту, что происходит? 4. этап работы: Взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислотой. 1. Поместите в пробирку раствор гидроксида натрия и по каплям добавьте фенолфталеин, что произошло, затем добавьте раствор соляной кислоты, что происходит? 5. этап работы: Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария. 1. Поместите в пробирку 2мл раствора сульфата натрия и добавьте несколько капель хлорида бария, что происходит? Заключение:  1. Какие признаки химических реакций вы наблюдали во всех этапах работы. 2. Сделайте правильные уравнения реакции, определив их тип и   выводы по работе. Литература. Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б.  Химия для профессий и специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 21Инструкционно­технологическая карта лабораторно­практического занятия № 8 Тема: Правило креста. Цель работы: Отработать навыки решения расчетных задач. Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: ­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании   химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников. Теоретическая часть Правило смешения или «конверт Пирсона». При   решении   задач   на   растворы   с   разными   концентрациями   чаще   всего применяют диагональную схему правила смешении. При расчетах записывают одну   над   другой   массовые   доли   растворенного   вещества   в   исходных растворах,   справа   между   ними   –   его   массовую   долю   в  растворе,   который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение. 22Разности   их   вычитаний   показывают   массовые   доли   для   первого   и  второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.   ЗАДАЧА 1 Определите концентрацию раствора, полученного при слиянии 150 г 30%­го и 250 г 10%­го растворов какой­либо соли. Дано: m1 = 150 г, m2 = 250 г, W1 = 30%, W2 = 10%. Найти: W3. Решение: 1­й способ (метод пропорций). Общая масса раствора: m3 = m1 + m2 = 150 + 250 = 400 г. Массу вещества в первом растворе находим методом пропорций, исходя из определения:   процентная   концентрация   раствора   показывает,   сколько граммов растворенного вещества находится в 100 г раствора: 100 г 30%­го р­ра – 30 г в­ва, 150 г 30%­го р­ра – х г в­ва, х = 150•30/100 = 45 г. Для второго раствора составляем аналогичную пропорцию: 100 г 10%­го р­ра – 10 г в­ва, 250 г 10%­го р­ра – y г в­ва, y = 250•10/100 = 25 г. Следовательно, 400 г нового раствора содержит 45 + 25 = 70 г растворенного вещества. Теперь можно определить концентрацию нового раствора:  400 г р­ра – 70 г в­ва, 100 г р­ра – z г в­ва, z = 100•70/400 = 17,5 г, или 17,5%.  2­й способ (алгебраический).  m1•W1 + m2•W2 = W3(m1 + m2). Отсюда W3 = (m1•W1 + m2•W2)/(m1 + m2). В результате находим: W3 = (150•30 + 250•10)/(150 + 250) = 17,5%.  3­й способ (правило креста).  23(W3 – 10)/(30 – W3) = 150/250. Тогда (30 – W3)•150 = (W3 – 10)•250, 4500 – 150W3 = 250W3 – 2500, 4500 – 2500 = 250W3 – 150W3, 7000 = 400W3 3 = 7000/400 = 17,5%.  Ответ. При слиянии взятых растворов получится новый раствор с  концентрацией W3 = 17,5%.  ЗАДАЧА 2 Определите, сколько нужно взять 10%­го раствора соли и 30%­го раствора этой же соли для приготовления 500 г 20%­го раствора. Дано: W1 = 10%, W2 = 30%, W3 = 20%, m3 = 500 г. Найти: m1, m2.  Решение Используем правило креста. Для приготовления 500 г 20%­го раствора соли нужно взять по 10 частей растворов исходных концентраций. Проверим правильность нашего решения, учитывая, что 1 часть равна 500/(10 + 10) = 25 250 г 10%­го р­ра – х г соли, 100 г 10%­го р­ра – 10 г соли, х = 250•10/100 = 25 г. 250 г 30%­го р­ра – y г соли, 100 г 30%­го р­ра – 30 г соли, y = 250•30/100 = 75 г. m(р­ра) = 250 + 250 = 500 г. m(соли) = 25 + 75 = 100 г. Отсюда находим W3: 24500 г р­ра – 100 г соли, 100 г р­ра –W3 г соли, W3 = 100•100/500 = 20 г, или 20%. Ответ. Для приготовления 500 г 20%­го раствора нужно взять исходные  растворы по 250 г (m1 = 250 г, m2 = 250 г). Упражнения 1.Сколько миллилитров воды надо прилить к 80 г 5 %­ного раствора соли, чтобы получить 2 %­ный раствор? 2.Сколько грамм соли надо добавить к 150 г 0,5 %­ного раствора этой соли, чтобы получить 6 %­ный раствор? 3.Сколько миллилитров воды надо прилить к 200 г 6 %­ного раствора сахара, чтобы получить 1,5 %­ный раствор сахара? 4.Сколько воды надо прилить к 80 г 10 %­ного раствора гидроксида натрия, чтобы получить 3 %­ный раствор? 5.Сколько   грамм   сахара  надо   добавить   к 300  г 2 %­ного   раствора,  чтобы получить 5 %­ный раствор? 6.Сколько миллилитров воды надо добавить к 70 г 20 %­ного раствора серной кислоты, чтобы получить 3 %­ный раствор? 7.Сколько воды нужно добавить к 250 г раствора соли для понижения его концентрации с 45% до 10%? 8.Сколько сухой соли нужно добавить к 250 г раствора 10%­й концентрации для ее увеличения до 45%? Заключение:  2. Решите задачи, используя правило креста.  Литература. Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б.  Химия для профессий и специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 25Инструкционно­технологическая карта лабораторно­практического занятия № 9 Тема: Реакции ионного обмена Цель   работы:  Провести   качественные   реакции   на   ионы,   научиться определять   анионы   и   катионы,   познакомиться   с   характером   проведения реакций ионного обмена. Оборудование  :  Штатив  с пробирками, стеклянная  палочка, синий  лакмус,   серная   кислота,   хлорид   бария,   хлорид   натрия,   нитрат   серебра,   карбонат натрия, соляная кислота, сульфат меди (2), гидроксид натрия. Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; ­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: 26­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании   химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников. Примечание: 1. Вспомните  и соблюдайте правила поведения и техники  безопасности.          Алгоритм проведения работы: 2­). 2­? 2­? 1.   этап   работы:  Обнаружение   в   растворе   катионов  водорода   (H+)   и сульфат анионов (SO4  1. Налейте в первую пробирку 1мл раствора серной кислоты и добавьте синий лакмус, во вторую пробирку 1мл серной кислоты и добавьте раствор хлорида бария, что происходит, объясните наблюдаемое. 2.   Составьте   уравнение   диссоциации   кислоты   и   реакции   ионного   обмена между взятыми растворами веществ, что служит реактивом на катион  H+  и анион SO4  2. этап работы: Обнаружение хлорид  ( Cl ­) аниона в растворе. 1.   Налейте   в   пробирку   1мл   раствора   хлорида   натрия   и   добавьте   нитрат серебра, что происходит, объясните наблюдаемое. 3. Составьте уравнение реакции  ионного обмена  между взятыми растворами веществ, что служит реактивом на анион Cl ­? 3. этап работы: Обнаружение карбонат (СО3  1. Налейте в пробирку 1мл раствора карбоната натрия   и добавьте раствор соляной кислоты, что происходит, объясните наблюдаемое. 2. Составьте уравнение  реакции  ионного обмена  между взятыми растворами веществ, что служит реактивом  анион СО3  4.   этап   работы:  Поделайте   реакции,   подтверждающие   качественный состав  CuSO4 . 1. Налейте в первую  пробирку раствор сульфата меди (2) и добавьте раствор гидроксида натрия, во вторую пробирку раствор сульфат меди (2) и добавьте раствор  хлорид бария, что происходит, объясните наблюдаемое? 2.Составьте уравнения реакции ионного обмена между взятыми растворами веществ, что служит реактивом на катион Cu2+ и анион SO4  Заключение: 1. Сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите свое рабочее место. 2­) аниона в растворе. 2­? Литература. 27Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б.  Химия для профессий и специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Инструкционно­технологическая карта лабораторно­практического занятия № 10  : штатив с пробирками, склянка для отходов, колба с водой.  :  Хлорид  алюминия  (AlCl3), гидрокисд   натрия    (NaOH),    нитрат Тема: Окислительно­восстановительные реакции.  Реактивы   серебра (AgNO3), сульфат железа (2)  FeSO4. Оборудование   Результаты: личностных: ­   чувство   гордости   и   уважения   к   истории   и   достижениям   отечественной химической   науки;   химически   грамотное   поведение   в   профессиональной деятельности   и   в   быту   при   обращении   с   химическими   веществами, материалами и процессами; 28­умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; метапредметных: ­ использование различных источников для получения химической информа­ ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере; предметных: ­сформированность   умения   давать   количественные   оценки   и   производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; ­владение   правилами   техники   безопасности   при   использовании   химических веществ; ­сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   химической информации, получаемой из разных источников. Примечание:   1. используй в работе таблицу «Определяемый ион». 2. все уравнения реакций составляйте в свете ТЭД. Алгоритм проведения работы: 1.   этап   работы:  Проведение   реакций,   подтверждающих   качественный состав соли AlCl3.    1. Налейте в первую пробирку соль  AlCl3  и добавьте  по каплям щелочи NaOH. Что наблюдаете, запишите в наблюдении.    2. Налейте во вторую пробирку соль  AlCl3  и добавьте  по каплям  AgNO3. Что   наблюдаете,   запишите   в   наблюдении.   В   выводе   напишите,   что является реактивом на Al3+, Cl­ 2. этап работы: Доказательство опытным путем наличия в выданном растворе соли ионов железа (2) Fe2+. 1.   В   пробирку   налейте   выданный   раствор   соли  Fe2+.   Что   наблюдаете, запишите в наблюдении. В выводе запишите какой реактив доказал наличие в растворе соли Fe2+. Напишите окислительно­восстановительные реакции. 3.   этап   работы:  Распознать   в   пробирке   №1,2,3,   растворы   солей:  NaCl, CaCl2, ZnCl2. 1.  Возьмите   пробу   из   пробирки   №1,2,3.   Добавьте   в   каждую   по   каплям гидрокисд натрия  (NaOH). Что наблюдаете в каждой пробирке запишите в наблюдении   и   на   основании   таблиц   «Определяемый   ион»     и «Растворимость»   сделайте   правильный   вывод:   какая   соль   находится   в каждой пробирке. Напишите окислительно­восстановительные реакции. Литература. Габриелян   О.С.,   Остроумов   И.Г.,   Сладков   С.А.,   Дорофеева   Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 29Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б.  Химия для профессий и специальностей технического   и   естественно­научного   профилей:   учебник   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин   Ю.М.  Химия:   Задачи   и   упражнения:   учеб.   пособие   для   студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 30