Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"
Оценка 4.7

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
информатика
Взрослым
17.05.2017
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"
Изучение дисциплины «Базы данных» по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» предполагает выполнение ряда практических работ. Для этого необходимы индивидуальная подготовка студентов к каждому практическому занятию, знания теоретического материала по теме занятия, навыки в разработке программ различных видов. Для того чтобы облегчить эту работу, и предназначено данное пособие.
МУП по Базам данных.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БЕЖЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО­ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"   БАЗЫ ДАННЫХ Методические указания по выполнению практических работ для специальности  09.02.03 «Программирование в компьютерных  системах» 2014 Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании цикловой комиссии  дисциплин профиля «Математика, физика, информатика и вычислительная техника» Протокол № ___   от «____»_________20__г. Председатель __________И.А. Кувина Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине: «Базы данных»  по специальности: «Программирование в компьютерных  системах» ___________Лобанова И.Г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение   дисциплины   «Базы   данных»   по   специальности   09.02.03 «Программирование   в   компьютерных   системах»     предполагает   выполнение   ряда практических   работ.   Для   этого   необходимы   индивидуальная   подготовка   студентов   к каждому   практическому   занятию,   знания   теоретического   материала   по   теме   занятия, навыки в разработке программ различных видов. Для того чтобы облегчить эту работу, и предназначено данное пособие.  В пособии каждое из занятий содержит следующие материалы: 1. Дается цель занятия, и перечисляются требования к знаниям, которыми должен обладать студент перед выполнением практической работы, и умениям, которыми должен овладеть студент после выполнения заданий. Преподаватель в соответствии с ситуацией и своим индивидуальным планом занятий может скорректировать рекомендуемые позиции, на которые он предполагает  “вывести обучающихся”. 2. Некоторые занятия содержат краткий теоретический материал, знания которого необходимы при выполнении заданий. 3. Предлагаются задания по темам занятия, направленные на выработку у студентов соответствующих навыков и умений.  4.   Методические   указания   для   практических   занятий   содержат   контрольные вопросы,   на   которые   необходимо   ответить   после   выполнения   заданий   для   закрепления полученных знаний и навыков. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ Почти все практические работы выполняются на компьютерах. Работы выполняются самостоятельно под контролем преподавателя. Для более эффективной работы студентов и облегчения защиты работ предполагается: 1. Отчеты   по   всем   работам   оформляется   в   электронном   виде   (с   последующей распечаткой). 2. Отчет должен содержать формулировку целей, описание выполненных работ и вывода. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 ТЕМА: Создание базы данных и таблиц базы данных  ЦЕЛЬ:  Изучить технологию создания базы данных, редактирования и модификации таблиц базы данных в СУБД MS ACCESS. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, СУБД MS ACCESS. Перед выполнением практической работу студент должен знать: ­ технологию создания баз данных средствами MS Access; ­ технологию создания таблиц в базе данных средствами MS Access; ­ способы создания таблиц в базе данных средствами MS Access; ­ типы данных MS Access; После выполнения практической работы студент должен уметь: ­ создавать базы данных; ­ создавать таблицы с различными типами данных; ­ редактировать таблицы в режиме конструктора; ­ заполнять таблицы данными. Ход работы 1. Создайте на диске D: в папке «Мои документы» папку с названием «Группа ФИО». 1 ЗАДАНИЕ. 1. Вызвать программу Access 2007. 2. В окне системы управления базы данных щелкнуть по значку <Новая база данных>. Справа в появившемся   окне   дать   имя   новой   базе   данных   «Анкета»   и   щелкнуть   по   значку   папки, находящемуся справа от окна названия . Откроется окно сохранения, найдите свою папку и сохраните в нее новый файл базы данных «Анкета». Затем нажмите на кнопку «Создать». 3. Появится окно <Таблица> (Рисунок 1). Рисунок 1 – Окно «Таблица» 4. В появившемся окне откройте меню команды <Режим> и выберите вариант <Конструктор>  и сохраните будущую таблицу под названием <Ведомость успеваемости>.  Появится окно Конструктора. 5. Заполните поля в  Конструкторе данными из  рисунка 2.  Тип данных можно выбрать из меню, появившемся при нажатии на кнопку     в ячейке справа. Обратите   внимание:  ключевое   поле   «Счетчик»   внесен   в   таблицу   автоматически.   Если напротив поля отсутствует значок ключа, то на панели инструментов щелкните по этому значку. Рисунок 2 – Ведомость успеваемости 6. Перейдите в режим таблицы, щелкнув по кнопке  Режим  на панели инструментов,   Введите данные   в   этом   режиме,   заполняя   клетки   таблицы.   Значение   поля  Код  будет   меняться автоматически. 7. Заполните базу данных значениями из таблицы 1. Напротив каждой фамилии выставьте по всем дисциплинам оценки от 2 до 5 Таблица 1 ­ Анкета Код  Фамилия Имя Математ Менеджм ика  ент  Сервисна я деятельн ость Информа ционные технолог ии Стандарт изация Гостинич ная индустри я Пропуск и по неуважит ельной причине Пропуск и по уважител ьной причине 1 2 3 4 5 6 Иванникова Анна Ирина Баранова Корнилова Ольга Алексей Воробьев Олег Воробьев Алексан др Нина Алексей Елена Анна Инна Максим Ольга Олег Оксана Володина Новоселов Петрова Чернова Терещинка Истратов Бондарь Ревин Скоркин 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Шарова 8. Выполните редактирование ячеек: – Замените фамилию Иванникова на Иванова. 9. Отсортируйте: а)  фамилии  –   по   алфавиту   (поставьте   маркер   на   любую   фамилию   в   столбце   Фамилия   и щелкнете мышкой  по кнопке       на панели  инструментов или  произведите  сортировку  с помощью контекстного меню) б) имя – по алфавиту 10. Сохраните   текущую   таблицу,   щелкнув   по   кнопке   «крестик»   в   правом   верхнем   углу   окна таблицы. 11. Откройте снова свою базу данных. 12. Выполните поиск записей по образцу:  найти студентку по фамилии Володина. Для этого   <Бинокль>  на   панели установите   курсор   в   поле   фамилия,   щелкните   на   кнопке   инструментов меню  Главная  и в появившемся диалоговом окне введите в поле  <Образец> фамилию Володина и щелкните по кнопке <Найти>. Примечание:  Если  требуется найти следующую подобную запись,  то щелкните мышкой по кнопке <Найти далее>. По окончании работы щелкните по кнопке <Отмена>. 13. Переименуйте   поле  «Математика»  на  «Информатика»  с   помощью   контекстного   меню. (Верните все как было назад). 2 ЗАДАНИЕ:  Создайте   базу   данных   «Сотрудники   фирмы».   В   режиме   конструктора   создайте   таблицу Информация о сотрудниках. 2. Запустите СУБД MS ACCESS  и создайте новую базу данных «Сотрудники фирмы». 3.  В   появившемся   окне   введите   имена   полей   (Фамилия,   Имя,   Отчество,   Должность,   Адрес, Почтовый   индекс,   Домашний   телефон,   Табельный   номер,   Дата   рождения,   Дата   найма,   Номер паспорта) и задайте тип данных и их свойства, согласно таблице 2. Название поля Тип данных Таблица 2 – Характеристики полей таблицы № п/п 1 2 3 4 5 Фамилия Имя Отчество Должность Адрес Текстовый Текстовый Текстовый Текстовый Текстовый 6 7 8 9 10 11 Почтовый индекс Числовой  Домашний телефон Табельный номер Дата рождения Дата найма Числовой Счетчик Дата/время Дата/время Номер паспорта Числовой Свойства полей Размер поля – 30  Размер поля – 30 Размер поля – 30 Размер поля – 50 Размер поля – 50 Размер поля: длинное целое;  число десятичных знаков: авто Размер поля: длинное целое;  число десятичных знаков: авто Размер поля: длинное целое Формат поля: краткий формат времени;  маска ввода:  00.00.0000;0;_ Формат поля: краткий формат времени;  маска ввода:  00.00.0000;0;_ Размер поля: длинное целое;  число десятичных знаков: авто 6. Сохраните таблицу под именем «Информация о сотрудниках». 7. Перейдите в режим таблицы  и заполните таблицу 10 записями. 8.  Откройте   таблицу   в   режиме   конструктора   (Вид/Режим   конструктора)   и   добавьте   2   поля «Характеристика сотрудника» с типом данных Поле MEMO и «Фото сотрудника» с типом данных Поле объекта OLE. 9.  Перейдите   в   режим   таблицы   и   заполните   поля   «Характеристики   сотрудника»   и   «Фото сотрудника». Для того чтобы прикрепить фото сотрудника необходимо: ­ сохранить в отдельной папке фото каждого сотрудника в формате  BMP  (точечный рисунок). Папку с фотографиями назовите «Фото»; ­   щелкните правой кнопкой мыши в ячейке поля «Фото сотрудника» и выберете в контекстном меню команду Добавить объект.  ­  в появившемся окне установите переключатель  Создать из файла,  нажмите кнопку  Обзор  и выберете нужный рисунок­фото. Примечание: В отчете необходимо записать все выполняемые действия и сделать вывод. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 ТЕМА: Создание таблиц с помощью шаблонов  ЦЕЛЬ: Изучить технологию создания базы данных, создание таблиц с помощью шаблонов. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, СУБД MS ACCESS. Перед выполнением практической работу студент должен знать: ­ технологию создания баз данных средствами MS Access; ­ технологию создания таблиц в базе данных средствами MS Access; ­ способы создания таблиц в базе данных средствами MS Access; ­ типы данных MS Access; После выполнения практической работы студент должен уметь: ­ создавать базы данных; ­ создавать таблицы с различными типами данных; ­ редактировать таблицы с помощью шаблонов; ­ заполнять таблицы данными. 1. Запустите Microsoft Access 2007. 2. Создайте новую базу данных «Сотрудники»,  для этого  Ход работы Задайте имя новой базы данных «сотрудники»  Нажмите на кнопку.   3. Создайте таблицу на основе шаблона «Контакты», для этого На вкладке Создание        Шаблоны таблиц    Контакты 4. Заполните таблицу согласно образцу (Таблица 3).  Таблица 3 ­ Контакты Организация Фамилия Имя Отчество Должность Номер  Сотрудника 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Школа № 14 Андреев Иван Игоревич 10 Школа № 32 Петрова Ирина Павловна 5. Сохраните таблицу.  Школа № 2 Школа № 23 Петров Иванов Иван Сергеевич Роман Иванович Школа № 77 Павлова Алла Гимназия №1 Школа № 76 Школа № 79 Боярская Ольга Андреевна Сидорова Елена Петровна Сенчилов Антон Сергеевич Школа № 80 Чернов Олег Школа № 23 Зайцев Петр Сергеевна Директор Зам.  директора Гл.  Бухгалтер Бухгалтер Директор Учитель  информатики Учитель  биологии Викторович Учитель  Олегович математики Учитель  химии Учитель  физики Рабочий  телефон. 2­58­06 5­75­88 2­02­78 4­44­44 5­85­75 9­08­42 2­77­85 4­75­23 4­58­75 2­58­09 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 ТЕМА: Построение схемы данных в базах данных СУБД MS ACCESS ЦЕЛЬ:  Изучить технологию создания схемы данных в базах данных. Знать технологию создания первичных, внешних ключей и связей между таблицами баз данных в СУБД MS ACCESS. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, СУБД MS ACCESS. Перед выполнением практической работу студент должен знать: ­ типы связей между таблицами; ­ что такое первичный и внешний ключи; ­ технологию создания связей между таблицами в базе данных средствами MS Access; После выполнения практической работы студент должен уметь: ­ организовывать связи между таблицами, используя схему данных; ­ организовывать связи между таблицами, используя мастер подстановок. Ход работы 1 ЗАДАНИЕ. 1) 2) Создайте   таблицу  <Преподаватели   >  в  Режиме   таблицы.   Для   этого   в   меню   Создание  Откройте учебную базу данных <Анкета>. выберите кнопку Таблица.  В появившейся таблице сделайте следующее:  Добавьте два поля – Поле 1 и Поле 2, выполнив команду через контекстное меню.  Переименуйте   <Поле   1>   на  <Предмет>.   Для   этого   поставьте   курсор   в   любую   ячейку столбца <Поля 1> и выполните команду Переименовать столбец из контекстного меню. Или щелкните два раза по имени поля, удалите старое название и впечатайте новое.  Переименуйте аналогично <Поле 2> на <Преподаватель>. 3) Сохраните таблицу с именем <Преподаватели>, щелкнув по кнопке <Сохранить> (дискетка           на панели инструментов). 4) Перейдите   в   режим   <Конструктор>   и   удалите   строку   с   ключевым   словом   Счетчик. Посмотрите как заданы поля. Сделайте поле <Предмет> ключевым, поместив курсор на имя этого поля и щелкнув по кнопке       ­ Ключевое поле. Тип данных поля задайте текстовым.  5) Перейдите в Режим таблицы и заполните таблицу <Преподаватели> записями из Рисунка 3. 6) Закройте таблицу <Преподаватели>, сохранив все изменения. Рисунок 3 – Преподаватели 7) Используя   <Шаблон   таблиц>,   создайте   таблицу  <Личные   данные>  студентов   с   ключевым полем. Для этого:  Находясь   на   закладке   <Создание>   щелкните   по   кнопке   <Шаблоны   таблиц>,   <Контакты>. Появится таблица уже с готовыми полями.  Переименуйте предложенные поля на следующие поля: <Код студента>, <Фамилия>, <Имя>, <Город>,   <Адрес>,   <Телефон>,   <Дата   рождения>,   <Фотография>,   <Любимый   предмет>, лишние поля удалите.  Сохраните полученную таблицу под названием  <Личные данные>. Ключевое поле задано автоматически. 8) Внесите   данные   в   новую   таблицу,   заполнив   поля   <Фамилия>,   <Имя>,   <Город>,   <Адрес>, <Телефон>, <Дата рождения>. ПРИМЕЧАНИЕ.  Поля   <Фамилия>   и   <Имя>   можно   скопировать   из   таблицы   <Ведомость успеваемости>.   В   поле   <Город>   внесите   четыре   разных   города   (например,   Новороссийск, Геленджик, Анапа, Крымск) 9) Перейдите в режим <Конструктор> и назначьте типы данных: для поля <Телефон> ­ числовой, для поля <Дата рождения> ­ дата/время, для поля <Фотография> – поле объекта OLE, для остальных – текстовый. Для  поля  <Любимый  предмет>  выполните   свойство  выбор  предмета  из   списка   с помощью Мастера подстановок. Для этого в строке <Любимый предмет> в поле Тип данных – текстовый щелкните по кнопке       и в ниспадающем меню выберите команду <Мастер подстановок>.  В диалоговом окне <Создание подстановки> поставьте флажок напротив способа <Будет введен фиксированный набор значений> и нажмите <Далее>.  В следующем окне внесите в столбец все предметы (предметы из таблицы <Преподаватели>), нажмите <Далее>.  В последнем окне, не изменяя имени столбца нажмите <Готово>. 10) Перейдите в режим таблицы и выберите для каждого студента с помощью кнопки      из списка любимый предмет. 11) Создайте схему данных, т.е. установите связи между таблицами.  Щелкните по кнопке       ­ Схема данных на панели инструментов меню <Работа с базами данных>.   В   окне   <Отобразить   таблицу>   выделите   таблицу   <Ведомость   успеваемости>   и щелкните   по   кнопке   <Добавить>.   Также   добавьте   таблицы   <Преподаватели>   и   <Личные данные>.   В   окне   <Схема   данных>   появиться   условный   вид   этих   таблиц.   Закройте   окно <Добавление таблицы>.  Поставьте мышку на имя поля <Предметы> в таблице <Преподаватели> , и не отпуская кнопку   мыши   перетащите   его   на   поле   <Любимый   предмет>   таблицы   <Личные   данные>. Отпустите   мышку.   Появиться   диалоговое   окно   <Связи>,   в   котором   включите   значки «Обеспечение целостности данных», «Каскадное обновление связанных полей» и «Каскадное удаление   связанных   полей».   Щелкните   по   кнопке   <Создать>.   Появиться   связь  «один­ко­ многим».  Поставьте мышку на имя поля <Код студента> в таблице <Личные данные> и перетащите его, не отпуская мышки, на поле <Код> таблицы <Ведомость успеваемости>. В появившемся окне <Связи> включите значок «Обеспечение целостности данных» и щелкните по кнопке <Создать>. Появиться связь «один­к­одному».  Закройте схему данных, сохранив ее. 12) Произведите фильтрацию данных в таблице <Личные данные> по выделенному.  Откройте таблицу в режиме таблицы.  Выберите студентов, проживающих в Новороссийске. Для этого поставьте курсор в одну из первых записей,  где есть город Новороссийск  и щелкните по кнопке             ­  Фильтр по выделенному на панели инструментов. Выберите команду <Равно «Новороссийск» >. Access отобразит все записи, удовлетворяющие критерию фильтрации.  Для отображения всех записей выполните команду <Удалить фильтр> для этого щелкните по соответствующей кнопке на панели инструментов  13) Закончите работу с базой данных Access. . 2 ЗАДАНИЕ.   Создайте   базу   данных   «Магазин»,   состоящую   из   3­х   таблиц.   Затем   необходимо   связать   эти таблицы, построить схему данных. 1. Запустите СУБД MS ACCESS  и создайте новую базу данных «Магазины». 2.  В окне базы данных выберите в качестве объекта –  Таблицы. Создайте 3 таблицы с помощью конструктор, которые будут иметь следующие названия и поля, как показано в таблицах 4,5,6.  Таблица 4 – Таблица «Склад» Номер склада Товар Производитель Цена Таблица 5 – Таблица «Магазины» Номер магазина Название магазина Адрес Таблица 6 – Таблица «Покупка со склада» Номер закупки Номер склада Номер магазина Количество Дата Примечание: Типы данных для полей выбираем самостоятельно. Таблицы не заполняем. 3. Определите Главную и вспомогательные таблицы в базе данных. Затем в режиме конструктора таблиц установите ключевые поля для таблиц (щелкаем правой кнопкой мыши по ключевому полю и в контекстном меню выбираем «Ключевое поле»). 4.  Открываем   Схему   данных.   Добавляем   в   окне   «Добавления   таблиц»,   таблицы   которые необходимо связать. 5. Связать таблицы 6.  В   появившемся   окне   «Изменение   связи»   устанавливаем   галочку   «Обеспечение   целостности данных» и нажимаем OK. 7. Закрываем схему данных, подтвердив сохранение. 8.Открываем   главную   таблицу   в   режиме   конструктора,   выделяем   поле,   с   которым   связана вспомогательная таблица и в Свойствах поля выбираем вкладку «Подстановка», в строке «Тип элемента   управления»   выбираем   поле   со   списком.   В   строке   «Источник   данных»   выбираем вспомогательную таблицу с которой связано это поле. Сохраняем изменения в главной таблице. 9. Открываем таблицы и заполняем их 5­10 записями. Сначала заполняем вспомогательные, а затем главную таблицы. Примечание: В отчете необходимо записать все выполняемые действия и сделать вывод. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 ТЕМА: Создание запросов, сортировка и фильтрация данных. ЦЕЛЬ:  Изучить   технологию   создания   запросов   на   изменение   данных   в   таблице,   научиться сортировать и отфильтровывать данные баз данных в СУБД MS ACCESS. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, СУБД MS ACCESS. Перед выполнением практической работу студент должен знать: ­ что такое запрос; ­ виды запросов; ­ технологию создания запросов средствами MS Access; ­ что такое сортировка и фильтрация данных; ­ технологию сортировки и фильтрации записей в базе данных средствами MS Access; После выполнения практической работы студент должен уметь: ­ создавать запросы на выборку в режиме конструктора; ­ создавать запросы на изменение в режиме конструктора; ­ выполнять сортировку и фильтрацию данных в таблицах базы данных. Ход работы: 1) Откройте базу данных <Анкета>.. 2) Создайте запрос на выборку студентов, у которых по всем предметам только хорошие оценки с помощью Мастера запросов.  На панели инструментов выберите команду <Мастер запросов>.  В появившемся диалоговом окне выберите <Простой запрос> и щелкните по кнопке .  В   следующем   окне   выберите   таблицу,   по   которой   строится   запрос   (<Ведомость успеваемости>), и те поля, которые участвуют в запросе. Перенесите их в правую часть окна с помощью кнопки       , нажмите <Далее>. В следующем окне тоже нажмите <Далее>.  В другом окне дайте название запроса «Хорошисты» и нажмите <Готово>.  Появится таблица <Хорошисты>, в которой отражены фамилии всех студентов и изучаемые предметы.  Откройте   таблицу  «Хорошисты»,  перейдите   в   режим   <Конструктор>.   Здесь   в   поле <Условия отбора> под каждым предметом поставьте условие >=4 или 4OR5. Примечание:   убрать любое поле на выборку.   Галочки в каждом поле означают, что по вашему выбору можно включить или  Перейдите в режим таблицы, ответив <Да> на вопрос о сохранении запроса. (В таблице должны остаться фамилии «хорошистов»). 3) С   помощью   <Конструктора   запросов>   создайте   запрос   на   выборку   по   таблице   <Личные данные>.  Щелкните по таблице <Личные данные>, зайдите в меню <Создание>, выберите   команду <Конструктор запросов >.  Добавьте нужную таблицу в поле запроса. Выделите её в списке  и щелкните по кнопке <Добавить>. Закройте окно <Добавление таблицы>.  Выберите студентов, чьи фамилии начинаются на букву «В» и которые проживают в Анапе. Для этого:  добавьте в строку <Поле> два поля <Фамилия> и <Город>;  в   строке   <Условия   отбора>   в   первом   столбце   укажите   значение   Like “B * ”, а во втором столбце с названием <Город> ­ «Анапа»;  закройте запрос, сохранив его под названием  “ВВВ”  (у вас должны остаться в списке студенты, проживающие в Анапе) (рисунок 4). Рисунок 4 – Запрос на выборку Самостоятельное задание а) Составьте запрос с названием <Запрос 1> на базе таблицы <Ведомость успеваемости>, в котором будут указаны студенты, имеющие по первым двум предметам оценки не менее «4». (Выполните запрос или через Конструктор запросов, или через Мастер запросов) б) Составьте <Запрос 2> на базе таблицы <Ведомость успеваемости>, в котором будут указаны студенты, имеющие не более 30 часов пропусков по неуважительной причине. Добавьте в этот запрос   поле   пропуски   по   уважительной   причине   в   интервале   от   30   часов   до   45   часов (используйте оператор Between… And…) в) Составьте <Запрос> на базе таблицы <Личные данные>. Выведите список студентов, которым на данный   момент,   т.е.   на   сегодняшнее   число,   исполнилось   уже   17   лет   (используйте   оператор Between… And…) Примечание:     Дата записывается с использованием символа #, например, #01.02.02.# 4)   Составьте   запрос   на   базе   трех   таблиц   <Ведомость   успеваемости>,   <Личные   данные>   и <Преподаватель>.   Выберите   студентов,   которые   проживают   в   Новороссийске   и   у   которых любимый   предмет   «Менеджмент».   Озаглавьте  <Запрос   4>.  Используйте   <Конструктор запросов>.  В меню <Создание> выберите <Конструктор запросов>.  Добавьте все три таблицы в поле запроса. Закройте окно <Добавление таблицы>.  В первый столбец в строку <Поле> перетащите из первой таблицы с помощью мышки <Фамилия>, из второй таблицы во второй столбец <Город> и из третей таблицы в третий столбец строки <Поле> ­ <Предмет> (рисунок 5). Рисунок 5 – Запрос на выборку  В поле <Условия отбора> в столбце <Город> введите город «Новороссийск», в столбец <Предмет> введите «Менеджмент».  Сохраните запрос под именем <Запрос 4>.  Откройте запрос и проверьте результат проделанной работы. 5) Выполните запрос на создание новой таблицы, в которой должны быть поля <Фамилия>, <Имя>, <Пропуски по неуважительной причине>, <Город> и <Предмет>.  В меню <Создание> выберите <Конструктор запросов>.  Добавьте все три таблицы из списка окна <Добавление таблицы>. Закройте это окно.  В первую строчку <Поле> из первой таблицы перенесите в первый столбец поля <Фамилия>, во второй <Имя> и в третий <Пропуски по уважительной причине>, в четвертый столбец перетащите поле <Город> из второй таблицы и в последнем столбце будет поле <Предмет> из третьей таблицы. Закройте запрос, сохранив его с именем <Запрос 5>.  6) Создайте перекрестный запрос. Допустим, нужно посчитать для ведомости, сколько в группе человек получили по предмету “троек”, “четверок” и “пятерок”. Для этих целей используется перекрестный запрос.  В меню <Создание> выберите <Мастер запросов>.  В диалоговом окне выберите <Перекрестный запрос>, щелкните по кнопке .  В окне <Создание перекрестных запросов> выделите таблицу <Ведомость успеваемости> и щелкните <Далее>.  Выберите поля, значения которого будут использоваться в качестве заголовок строк – это <Фамилия> и <Имя>. Щелкните по кнопке <Далее>.  Выберите поле, значение которого будут использоваться в качестве заголовков столбцов, например <Менеджмент>. Щелкните по кнопке <Далее>.  Выберите функцию, по которой будут вычисляться значения ячеек на пересечении столбцов и строк (в данном случае Count – количество). Щелкните по кнопке <Далее>. Задайте имя запроса <Итог по менеджменту> и щелкните по кнопке <Готово>.  7) Разработать запрос на увеличение на 10% заработной платы тех преподавателей, кто получает менее 1700 руб. В таблицу Преподаватели добавьте поле <3арплата>. Для создания запроса на изменение заработной платы преподавателей: откройте вкладку Создание,   щелкните по кнопке;   выберите Простой запрос; в таблице Преподаватели выберите поле <3арплата>;  щелкните по кнопке <Далее>, затем в появившемся окне снова щелкните по кнопке  <Далее>;  в появившемся окне введите имя запроса Изменение зарплаты;  щелкните по ячейке Изменить макет запроса;  щелкните по кнопке <Готово>;  в строке Условия отбора введите <1700  На вкладке Конструктор в группе Тип запроса выберите команду Обновление. В строке  Обновление конструктора запроса в поле «Зарплата» введите: [Зарплата] * 1,1;   выполните запрос, подтвердив готовность на обновление данных; закройте запрос, подтвердив его сохранение; 8)Создать запрос на удаление отчисленных студентов Для создания запроса на отчисление студентка Барановой Ирины: откройте вкладку Создание,   щелкните по кнопке;   выберите Простой запрос; в таблице Личные данные выберите поля «Фамилия», «Имя»;  щелкните по кнопке <Далее>, затем в появившемся окне снова щелкните по кнопке  <Далее>;  в появившемся окне введите имя запроса Отчисленные студенты;  щелкните по ячейке Изменить макет запроса;  щелкните по кнопке <Готово>;  в строке Условия отбора введите: в поле «Фамилия» ­ Баранова, в поле «Имя» ­ Ирина,   щелкните по кнопке  ;     просмотрите удаляемую запись, щелкнув по кнопке  ; если отчисляемый студент выбран правильно, то перейдите в режим конструктора и  выполните запрос. Если условия отбора сделаны неправильно, измените их; закройте запрос; откройте форму Студенты и удостоверьтесь в удалении записи о студентке Барановой; закройте форму. 7) Завершите работу с Access. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 ПО ТЕМЕ: «Создание форм» ЦЕЛЬ: Научиться создавать формы в режиме конструктора и оформлять их. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, СУБД MS ACCESS. Перед выполнением практической работу студент должен знать: ­ что такое форма; ­ виды форм; ­ способы создания форм; ­ технологию создания форм в режиме конструктора средствами MS Access; ­ технологию создания форм с помощью мастера средствами MS Access; После выполнения практической работы студент должен уметь: ­ создавать формы в режиме конструктора; ­ создавать формы с помощью мастера; ­ изменять внешний вид формы в режиме конструктора. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1) Откройте базу данных Анкета. 2) Создайте форму с помощью <Мастера форм> на базе таблицы <Ведомость успеваемости>.  Откройте таблицу <Ведомость успеваемости>.  Выберите закладку <Формы >, щелкните мышкой по кнопке <Другие формы>.  В появившемся диалоговом окне выберите <Мастер форм>.  В   поле   <Таблицы/Запросы>   выберите   таблицу   <Ведомость   успеваемости>,   в   поле <Доступные поля> выберите поля <Фамилия>, <Имя> и перенесите их стрелкой в поле <Выбранные поля>. Также перенесите поля с названием предметов, щелкните по кнопке <Далее>.  Выберите внешний вид формы – Табличный, щелкните по кнопке <Далее>.  Выберите требуемый стиль (н­р, Обычная), щелкните по кнопке <Далее>.  Задайте   имя   формы  <Успеваемость>  и   щелкните   по   кнопке   <Готово>.   В   результате получите форму, в которой можно менять данные и вводить новые значения. Закройте форму.  3) Создайте форму на основе таблицы <Преподаватели>.  Откройте таблицу <Преподаватели>.   Выберите закладку <Формы >, щелкните мышкой по кнопке <Другие формы>.  В появившемся диалоговом окне выберите <Мастер форм> .  Выберите внешний вид формы ­  < ленточный>.  Выберите любой стиль.   Получите готовую форму. Сохраните ее под именем <Преподаватели>.   Закройте форму. 4) Создайте форму <Личные данные> с помощью инструмента <Пустая форма>  На вкладке Создание в группе Формы щелкните Пустая форма.  Access открывает пустую форму в режиме макета и отображает область Список полей.  В   области  Список   полей  щелкните   знак   плюс   (+)   рядом   с   таблицей   или   таблицами, содержащими поля, которые нужно включить в форму.   Чтобы добавить поле к форме, дважды щелкните его или перетащите его на форму. Чтобы добавить   сразу   несколько   полей,   щелкните   их   последовательно,   удерживая   нажатой клавишу CTRL. Затем перетащите выбранные поля на форму.    Перейдите в режим Конструктора Закройте окно списка полей. Примечание 1 Размер окошка для названия поля и для его значений меняются мышкой.  Для   этого   выделите   черный   квадратик   рамки   (рамка   станет   цветной), установите   курсор   на   границу   рамки   и   с   помощью   двунаправленной   стрелки   измените размеры рамки. Примечание 2 С помощью кнопок панели инструментов Шрифт меняйте соответственно цвет фона, текста, линии/границы и т.д.  Расположите элементы удобно по полю.  Задайте размер текста поля <Фамилия> равным 24 пт, шрифт ­ синего цвета.  Увеличьте в высоту рамку поля <Фотография>.  Сохраните форму с именем <Данные студентов>.  Посмотрите все способы представления форм: в режиме Конструктора, режиме Макета и режиме Форм.  Закройте форму. 5) Добавьте   в   таблицу   <Личные   данные>   логическое   поле   <Институт>   (т.е.,   собирается   ли   в дальнейшем учащийся поступать в институт). Значение этого поля <ДА> или <НЕТ>.  Откройте   таблицу   <Личные   данные>   в   режиме  Конструктор.   Добавьте   поле   с   именем <Институт> и типом Логический. Закройте таблицу.  Перейдите на закладку Формы и откройте форму <Данные студентов> в режиме Конструктор  Щелкните по кнопке <Список полей> на панели инструментов, выделите название <Институт> и перетащите его мышкой в область данных, появиться значок      и надпись <Институт>.  Расположите новые элементы по правилам оформления формы (с помощью мыши).  Закройте <Список полей> Примечание 3   Если флажок установлен, поле в таблице имеет значение <ДА>, если  снят, то <НЕТ>.  Перейдите   в   режим  <Раздельная   форма>  и   посмотрите   записи.   Установите   флажки   у восьми разных учащихся. Закройте форму, ответив утвердительно на вопрос о сохранении.  6) Создайте кнопочную форму <Заставка> с помощью Конструктора.  Щелкните по кнопке <Создать>.  Выберите   <Конструктор>.   Появиться   пустая   форма.   Задайте   мышкой   ширину   формы, равную 10см, а высоту – 7см.   Сохраните работу с именем <Заставка>.  Откройте созданную форму <Заставка> в режиме Конструктора.  Выберите   на   панели   инструментов   <Элементы   управления>   кнопку  Аа  –   <Надпись>. Курсор мышки примет вид крестика с «приклеенной» буквой А. Щелкните мышкой по месту начала надписи и введите: База данных «Гостиница» группа ГС ­ 31 (после слов База данных нажмите одновременно комбинацию клавиш Shift+Enter.)  Нажмите клавишу . Выберите размер букв  18, а выравнивание ­  по центру. Цвет фона – голубой. Растяните мышкой надпись на ширину окна.   Выберите на панели элементов значок               ­  Кнопка. Щелкните мышкой по тому месту области данных, где должна быть кнопка. Появиться диалоговое окно <Создание кнопок>.  Выберите категорию <Работа с формой>, а действие  <Открыть форму>, и щелкните по кнопке <Далее>.   Выберите   форму   <Успеваемость>   ,   открываемую   этой   кнопкой   щелкните   по   кнопке <Далее>. В следующем окне также щелкните по кнопке <Далее>.  В следующем окне поставьте переключатель в положение <Текст>, наберите в поле слово <Успеваемость> (Рисунок 6) и щелкните по кнопке <Далее>.  Рисунок 6 ­ Создание кнопки Задайте имя кнопки <Успеваемость> и щелкните по кнопке <Готово>.  Примечание   3  Размер   и   расположение   кнопок   можно   менять   мышкой   в   режиме Конструктор. Самостоятельно создайте кнопки для форм <Личные данные> и <Преподаватели>.  Перейдите в режим формы (Рисунок 7). Теперь   при щелчке мышью по соответствующим кнопкам будут открываться соответствующие формы для работы. Закройте форму.  Рисунок 7 – Форма  7) Создайте кнопочную форму при помощи Диспетчера кнопочных форм. Откройте вкладку  Работа с базами данных,  команда  ­ Диспетчер кнопочных  форм. Вы получите диалоговое окно, представленное на Рисунке 8. Рисунок 8 – Диспетчер кнопочных форм  Щелкните в этом окне по кнопке <Изменить>.  В следующем окне щелкните по кнопке <Создать> и в появившемся окне измените содержимое полей в соответствии с Рисунком 9 (Команду и Форму выбирайте из списка, а не набирайте вручную). Щелкните по кнопке <ОК>. Рисунок 9 – Изменение элемента кнопочной формы Аналогично   создайте   еще   три   элемента   кнопочной   формы:  <Успеваемость>,  <Преподаватели > и <Заставка>.  Добавьте кнопку закрытия базы данных. Для этого щелкните по кнопке <Создать>, наберите   в   поле  Текст  слово   <Выход>,   а   в   поле  Команда  выберите   <Выйти   из приложения>. Закройте диалоговые окна. Откройте окно <Кнопочная форма> в режиме Конструктора или Макета, измените  цвет надписи и название вашей базы данных на ГОСТИНИЦА, сохраните форму.  Украсьте вашу форму рисунком. Для этого щелкните по значку Эмблема и выберите в   открывшемся   окне   папку   с   рисунками,   выберите   понравившийся   и   вставьте   в   свою кнопочную форму.  Завершите работу с базой данных, нажав на кнопку <Выход>. Перейдите   в   режим   формы,   проверьте   работу   всех   кнопок   кнопочной   формы.     Примечание: В отчете необходимо записать все выполняемые действия и сделать вывод. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 ТЕМА:  Создание отчетов  ЦЕЛЬ:   Изучить технологию создания отчетов в СУБД MS ACCESS. Создание отчетов по  таблицам базы данных. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, СУБД MS ACCESS. Перед выполнением практической работу студент должен знать: ­ что такое отчет; ­ виды отчетов; ­ способы создания отчетов; ­ технологию создания отчетов в режиме конструктора средствами MS Access; ­ технологию создания отчетов с помощью мастера средствами MS Access; После выполнения практической работы студент должен уметь: ­ создавать отчеты в режиме конструктора; ­ создавать отчеты с помощью мастера; ­ изменять внешний вид отчетов в режиме конструктора. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1 ЗАДАНИЕ. Откройте базу данных «Анкета». 1)Создайте отчет с помощью Мастера отчетов.  Откройте вкладку Создание, меню Отчеты.  Выберите Мастер отчетов и таблицу «Личные данные».  Выберите нужные поля, которые будут участвовать в отчете, нажмите кнопку «Далее».  В   новом   окне   выберите   поля   для   группировки   так,   чтобы   сначала   было   указано   поле «Фамилия», нажмите кнопку «Далее».  На этом шаге отсортируйте данные по алфавиту, нажмите кнопку «Далее».  Выберите вид макета Ступенчатый и щелкните по кнопке «Далее».  Выберите стиль отчета: Открытая  и щелкните по кнопке «Далее».  Задайте   имя   отчета:  «Отчет1»  и   щелкните   по   кнопке   «Готово».   Вы   попадете   в   режим просмотра отчета. Закройте отчет согласившись с сохранением.  Самостоятельно    Составьте еще два отчета по запросам – «Запрос 3» и «Запрос 5», выбирая из разных макетов:  блок;  структура, выбирая из разных стилей. Сохраните отчеты под именами «Отчет 2» и «Отчет 3». 2) Создайте Пустой отчет в столбец на базе таблицы «Ведомость успеваемости» и сохраните его с именем «Успеваемость». С помощью Конструктора измените цвет букв заголовка, их размер и шрифт. 3) Создайте почтовые наклейки.  Откройте вкладку Создание, меню Отчеты.  Выберите таблицу «Личные данные», команда Наклейки.  В следующем окне щелкните по кнопке «Далее».  В следующем окне выберите шрифт, размер шрифта, насыщенность и цвет, вновь щелкните по кнопке «Далее».  В   следующем   окне   создайте   прототип   наклейки,   напечатав   слово   ЛИЧНОСТЬ   и   выбрав соответствующие поля, щелкните по кнопке «Далее».  В следующем окне укажите поля для сортировки (Фамилия, Имя), щелкните по кнопке «Далее».  Введите имя отчета «Наклейки» и щелкните по кнопке «Готово».   Просмотрите Наклейки (Рисунок 10). Рисунок 10 ­ Наклейки 2 ЗАДАНИЕ:  заголовком «Сотрудники фирмы» и всеми полями. В отчет введите суммарное и среднее значения, а также максимальное и минимальное значения по полю Заработная плата. В режиме Конструктор создайте отчет по таблице «Сотрудники фирмы» с  1. Запустите программу СУБД  Microsoft  Access  и откройте свою созданную базу данных. Выберите   объект   СУБД  MS  ACCESS  –  Отчеты.   Войдите   в   меню  Справка,   изучите   раздел «Создание отчета». 2.   Выберите   объект   СУБД  MS  ACCESS  –  Отчеты.   Нажмите   кнопку  Создать,   в открывшемся   окне  Новый   отчет  выберите   вид   отчета   «Конструктор».   В   качестве   источника данных выберите таблицу «Сотрудники фирмы» 3.   Добавьте   заголовок   и   примечание   отчета  (Вид/Заголовок­Примечание   отчета).  В область Заголовка введете надпись «Сотрудники фирмы», используя кнопку Надпись (Аа) панели элементов. Заголовок оформите шрифтом Arial, размер – 16, полужирный курсив. 4. В верхнем колонтитуле сделайте надписи по именам полей шрифтом по умолчанию.  Имена полей расположите в одну строку. 5. В области данных соответственно под именами расположите поля (их удобнее брать из  списка полей). 6. В примечании отчета введите новые поля кнопкой Поле (аб |). Имена полей задайте  «Итого:», «Средняя заработная плата», «Максимальная заработная плата» и «Минимальная  заработная плата».  Введите формулы для расчета: для расчета поля Итого введите = Sum([ставка]); для расчета поля Средняя з/п введите = Avg([ставка]); для расчета поля Максимальная з/п введите = Max([ставка]); для расчета поля Минимальная з/п введите = Min([ставка]). 7. Сохраните отчет под именем «Сотрудники фирмы». Примечание: В отчете необходимо записать все выполняемые действия и сделать вывод. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7 ТЕМА: Создание макросов при работе с базой данных. ЦЕЛЬ: Закрепить полученные навыки по работе с базой данных. Научиться создавать и применять  макросы для работы с базой данных. ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, СУБД MS ACCESS. Перед выполнением практической работу студент должен знать: ­ что такое макрос; ­ технологию создания макроса средствами MS Access; После выполнения практической работы студент должен уметь: ­ создавать макросы; ­ применять макросы в формах. Ход работы 1. Для созданных ранее двух баз данных создать главную форму. В каждой форме должны быть кнопки для перехода для созданных таблиц, запросов, форм и отчетов; кнопки Справка и Выход. При нажатии на кнопку Справка должен открыться ваш документ «Справка». При нажатии на кнопку Выход должен осуществиться выход из базы данных. Все действия должны выполняться макросами. *Создайте справку по работе с созданной базой данных. Для создания справки необходимо:  Создать документ в  MS  Word, в который нужно внести справку по работе с вашей Базой данных.  Сохранить его под именем «Справка». На рисунке 11 приведен образец Главной формы «Библиотека». Рисунок 11 – Образец главной формы «Библиотека» Примечание: В отчете необходимо записать все выполняемые действия и сделать вывод. КОМПЛЕКСНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8 ТЕМА: «Разработка базы данных» ЦЕЛЬ: Закрепить полученные знания по разработке базы данных ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Необходимо разработать проект базы данных по заданной предметной области и реализовать его средствами системы управления базами данных Microsoft Access. А именно разработать и  создать базу данных «Касса аэрофлота», учитывая следующие требования: 1. База данных должна содержать 5 – 7 таблиц; 2. Все таблицы в проекте должны быть увязаны между собой (рекомендуется использовать связь 1: М); 3. База данных должна быть нормализована, то есть приведена к 3­ей нормальной форме; 4. Каждая таблица должна содержать как минимум 5 записей; 5.   Ведение   основных   рабочих   таблиц   должно   осуществляться   с   помощью   мастера подстановки (т.е. справочные таблицы должны быть подключены к основным с помощью мастера подстановки); 6.   Для   каждой   таблицы   разработать   форму   ввода   (для   основных   рабочих   таблиц рекомендуется использование формы ленточного типа); 7. Создать 2 – 3  запроса объединяющих несколько таблиц. Наименование запроса должно отражать его содержание; 8. Создать 1 – 2  отчета по основным таблицам с группировкой. Данная база данных должна  реализовать  потребности будущего пользователя  (например: кассира). Кассир, который работает в аэрофлоте, должен всего лишь открыть данную базу данных, заполнить ее необходимыми данными, и при необходимости воспользоваться этими данными. То есть   пользователь   (например:   кассир)   должен   работать   с   ней,   как   с   готовым   программным продуктом, не задумываясь о ее разработке и редактировании.  База   данных   «Касса   аэрофлота»   должна   решать   следующие   потребности   пользователя (кассира):   вести   учет   пассажиров,   продаваемых   билетов,   расписание   рейсов.   Помочь   легко   и быстро заполнить имеющиеся справочники данными и работать с ними. 2 РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ БАЗЫ ДАННЫХ 2.1 ER­диаграмма (диаграмма «сущность­связь») УчетРучнойКладиИБагажа/2 СпискиПассажиров/1 СОДЕРЖИТ ОТПРАВЛЯЕТСЯ ПОКУПАЕТСЯ КУДА ОТПРАВЛЯЕТСЯ  НомерПассажира ФИОпассажира СерияПаспорта НомерПаспорта ДатаРождения Адрес ПродажаБилетов/5  НомерПассажира (FK)  НомерБилета (FK)  НомерРейса (FK) ДатаПокупки ДатаОтправки  НомерПассажира (FK) РучнаяКладь Багаж Билеты/3  НомерБилета НомерСалона НомерМеста Цена Расписание/4  НомерРейса Маршрут ПунктыПромежуточнойПосадки ВремяОтправления ДниПолета  ­ первичный ключ  FK ­ внешний ключ ­ независимая сущность ­ зависимая сущность         ­ связь 1:М          ­ связь 1:1 2.2 Описание каждой сущности  Создадим следующие сущности: 1.   «Расписание»   ­   данная   сущность   содержит   информацию   об   объекте   «Рейс»,   то   есть содержит   информацию   о   каждом   рейсе,   а   именно:   номер   рейса,   название   маршрута,   пункты промежуточной посадки, время отправления, дни полета. 2.   «СпискиПассажиров»   ­   данная   сущность   содержит   основную   информацию   о   каждом пассажире, а именно: номер пассажира, ФИО пассажира, паспортные данные, адрес, год рождения. 3.   «УчетРучнойКладиИБагажа»   ­   данная   сущность   содержит   информацию   о   багаже пассажира, а именно: ФИО пассажира и отметки о том, есть ли ручная кладь и багаж. 4. «Билеты»  ­ данная сущность содержит  информацию о продаваемых  билетах,  то есть: номер билета, номер салона, номер места в салоне самолета, цена билета. 5. «ПродажаБилетов» ­ данная сущность содержит информацию и продаваемых билетах, а именно номер билета, название рейса, ФИО пассажира, дату покупки билета, дату отправки рейса. 2.3 Табличное описание атрибутов каждой сущности Сущность «Расписание» Тип поля (атрибуты) Тип данных НомерРейса Маршрут ПунктыПромежуточнойПосад ки ВремяОтправления ДниПолета Дополнительные характеристики Размер поля: длинное целое Счетчик Текстовый Размер поля: 50 символов Текстовый Размер поля: 100 символов Формат поля: Длинный формат времени; маска ввода: 99:00:00;0;_ Дата/время Числовой Размер поля: длинное целое; число десятичных знаков: авто Сущность «СпискиПассажиров» Тип поля (атрибуты) НомерПассажира ФИОпассажира СерияПаспорта Тип данных НомерПаспорта ДатаРождения Адрес Дополнительные характеристики Размер поля: длинное целое Счетчик Текстовый Размер поля: 50 символов Числовой Размер поля: длинное целое; число десятичных знаков: авто Числовой Размер поля: длинное целое; число десятичных знаков: авто Дата/время Формат поля: краткий формат времени; Текстовый Размер поля: 50 символов маска ввода: 00.00.0000;0;_ Сущность «УчетРучнойКладиИБагажа» Тип поля (атрибуты) Тип данных Дополнительные характеристики НомерПассажира РучнаяКладь Багаж Числовой Размер поля: длинное целое; число десятичных знаков: авто Логический Формат поля: Да/нет; Логический Формат поля: Да/нет; тип элемента управления: флажок тип элемента управления: флажок Сущность «Билеты» Тип поля (атрибуты) НомерБилета НомерСалона НомерМеста Цена Тип данных Дополнительные характеристики Размер поля: длинное целое Счетчик Числовой Размер поля: длинное целое; число десятичных знаков: авто Числовой Размер поля: длинное целое; число десятичных знаков: авто Денежный Формат поля: денежный; число десятичных знаков: 2 Сущность «ПродажаБилетов» Тип поля (атрибуты) НомерБилета НомерРейса НомерПассажира ДатаПокупки ДатаОтправки Дополнительные характеристики Тип данных Числовой Размер поля: длинное целое; число десятичных знаков: авто Числовой Размер поля: длинное целое; число десятичных знаков: авто Числовой Размер поля: длинное целое; число десятичных знаков: авто Дата/время Формат поля: краткий формат даты; Дата/время Формат поля: краткий формат даты; маска ввода: 00.00.0000;0;_ маска ввода: 00.00.0000;0;_ 2.4 Описание каждой связи между сущностями 1. Сущности УчетРучнойКладиИБагажа и   СпискиПассажиров соединены связью «один к одному» (1:1). Связь 1:1 означает, что каждому экземпляру первого объекта соответствует только один экземпляр второго объекта и наоборот каждому экземпляру второго объекта соответствует только один экземпляр первого объекта. В данном случае связь 1:1 означает, что ручная кладь и багаж   может   соответствовать   только   одному   определенному   пассажиру,   а   у   пассажира соответственно имеется своя кладь и багаж. 2. Сущности ПродажаБилетов и СпискиПасссажиров соединены связью «один к многим» (1:М).   Связь   1:М   характеризуется   тем,   что   каждому   экземпляру   одного   объекта   может соответствовать несколько экземпляров другого объекта, а каждому экземпляру второго объекта может   соответствовать   только   один   экземпляр   первого   объекта.   В   данном   случае   связь   1:М означает, что пассажир может купить несколько билетов, а каждый билет может соответствовать только одному пассажиру. 3. Сущности Билеты и ПродажаБилетов также соединены связью «один к многим» (1:М). В данном случае связь 1:М означает, что может продаваться один билет на разные рейсы, а каждый билет соответствует определенному рейсу.  4. Сущности Расписание и ПродажаБилетов также соединены связью «один к многим» (1:М). В этом случае связь 1:М означает, что на каждый рейс может быть продано несколько билетов, но каждый билет соответствует определенному рейсу. 3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ (ДЛЯ MICROSOFT ACCESS 2003) 1. Создание базы данных «Касса_аэрофлота» 1.   Запустила  Access,   щелкнув   по   кнопке   Пуск   на   панели   задач   и   выбрала   команду Программы > Microsoft Access.  2. В правой части окна СУБД  Microsoft  Access  (см. Рис.1)  выбрала команду  Новая база данных .  3. В появившемся диалоговом окне указала место создания базы данных и ее имя (см. Рис.2). Рисунок 1 Рисунок 2 2. Создание таблиц  Рассмотрим создание таблиц на примере таблицы «Расписание». Чтобы создать новую таблицу была выполнена следующая процедура: 1. Щелкнула на кнопке Таблицы в окне базы данных (см. Рис.3). 2. Дважды   щелкнула   на   строке  Создание   таблицы  в   режиме   конструктора. Откроется окно конструктора таблиц с незаполненным бланком таблицы. 3. Заполнила поля, тип данных, описание (см. Рис 4). 4. Закрыла окно конструктора. В ответ на предложение сохранить изменения щелкнула на кнопке Да, ввела название для новой таблицы и щелкнула на кнопке ОК. 5. Access  выдал запрос с предложением определить ключ, щелкните на кнопке  Нет. В итоге вернулась в окно базы данных, а в списке объектов окна появилась новая таблица. Рисунок 3 Рисунок 4 3. Определение отношений между таблицами С   помощью  Мастера   подстановок     (см.   ниже),   то   есть   когда   создается раскрывающийся   список   со   значениями   поля   другой   таблицы,   установила   связь   между таблицами. Мастер подстановок Если вы хотите ограничить набор значений, которые может содержать поле, то можно создать   раскрывающийся   список   допустимых   значений.   Для   этого   необходим  Мастер подстановок.   Раскрывающийся   список   позволяет   наложить   ограничения   на   вводимые   в   поле значения и имеет ряд других достоинств. Использование  Мастера   подстановок  будет   рассмотрено   на   примере   создания раскрывающегося списка на месте поля НомерПассажира в таблице ПродажаБилетов. Для этого необходимо было: 1. Открыла таблицу Продажа билетов в режиме конструктора.  2. Установила курсор на строке НомерПассажира столбца Тип данных. 3. В раскрывающемся списке выберала пункт Мастер подстановок. 4. На первом шаге мастера установила переключатель Объект "столбец подстановки" будет использовать данные из таблицы или запроса и щелкнула на кнопке Далее. 5. На   следующем   шаге   в   списке   таблиц   выберите   таблицу  СпискиПассажиров  и щелкните на кнопке Далее. 6. В списке  Доступные поля выбрала, которые отобразятся в раскрывающемся списке. Щелкнула на кнопке Далее. 7. На последнем шаге Мастера подстановок заменила надпись для поля подстановок и щелкнула на кнопке Готово. 8. Перед   тем   как   установить   между   таблицами   новую   связь,  Access    выдаст   окно   с предложением сохранить внесенные в таблицу изменения. Щелкнула на кнопке Да. Чтобы увидеть, как работает новое поле подстановки, открыла таблицу ПродажаБилетов в режиме таблицы.  С правого края поля появилась стрелка раскрывающегося списка. Щелкнула на стрелке, чтобы раскрыть список записей таблицы СпискиПассажиров (см. Рис. 5)  4. Создание форм Рисунок 5 В настоящем примере демонстрируется, как создать форму для таблицы Расписание:  1. В окне базы данных щелкнула на кнопке Формы. 2. Щелкнула дважды на строке  Создание формы с помощью мастера. На экране появилось первое диалоговое окно Мастера форм (см. Рис. 6) Рисунок 6 3. В раскрывающемся списке Таблицы и запросы выбрала пункт Таблица: Расписание. 4. Щелкнула на кнопке со значком », чтобы добавить в форму все поля из таблицы. Щелкнула на кнопке Далее. 5. Выбрала переключатель Табличная и щелкнула Далее. 6.   В   следующем   окне   Мастера   форм   выбрала   стиль  Стандартный  и   щелкнула   на кнопке. 7. На последнем шаге задала имя новой формы и поставила флажок открыть в режиме конструктора и щелкните на кнопке Готово.  8. В режиме конструктора изменила оформление формы в свойствах формы, добавила заголовок и примечание.  9. Также на форме находится кнопка закрыть, которая закрывает форму. При нажатии на кнопку выполняется процедура DoCmd.Close acForm, ("Расписание"). В результате получилась следующая форма (см. Рис. 7) 5. Создание запросов Рисунок 7 Для, что бы посмотреть как создавался запрос, рассмотрим на примере создания запроса с параметром по маршруту. То есть пользователь должен ввести название маршрута и получить о нем информацию. Для этого были выполнены следующие действия:  1. В окне базы данных щелкнула на кнопке Запросы. 2. Дважды щелкнула на строке Создание запроса в режиме конструктора. Откроется окно конструктора запроса на выборку с незаполненным бланком и откроется диалоговое окно Добавление таблицы. 4. Выбрала все появившиеся таблицы, щелкнула на кнопке  Добавить, а затем ­ на кнопке Закрыть. 5.   Теперь   заполнила   бланк   запроса,   то   есть   выбрала   поля:  ФИОпассажира, НомерБилета, Маршрут, НомерСалона, НомерМеста  и в стоке условие  отбора написала следующую надпись [Введите название маршрута] (см. Рис. 8). 6. Запустила запрос, выполнив команду Запрос>Запуск. В результате появится окно, которое запросит название маршрута (см. Рис. 9). Например, введем название маршрута Рига­ Москва, в результате на экране появится следующая таблица выполненного запроса (см. Рис. 10). 7. Сохранила запрос, выполнив команду Файл>Сохранить. Рисунок 8 Рисунок 9 6. Создание отчетов Рисунок 10 В следующем примере рассмотрим создание отчета о пассажирах, купивших билеты, то есть создание отчета по таблице ПробажаБилетов.  Для этого необходимо: 1. В окне базы данных щелкнула на кнопке Отчеты. 2. Щелкнула  дважды  на строке  Создание отчета с помощью мастера. На экране появилось первое диалоговое окно Мастера отчета. 3.   В   раскрывающемся   списке  Таблицы  и   запросы  выбрала   пункт   Таблица: ПродажаБилетов. 4. Щелкнула на кнопке со значком », чтобы добавить в отчет все поля из таблицы. Щелкнула на кнопке Далее. 5. Выбрала уровень группировки по ФИОпассажира и щелкнула Далее. 6. В следующем окне Мастера отчета выбрала сортировку по возрастанию по полю ФИО пассажира. 7. На следующем шаге выбрала тип макета отчета табличный и нажала Далее. 8. Выбрала стиль отчета и нажала Далее. 9. На последнем шаге задала имя отчета и поставила флажок изменить макет отчета и щелкните на кнопке Готово.  10. В режиме конструктора изменила оформление отчета. В результате получился следующий отчет (см. Рис. 11) Все выше реализованные действия были проделаны и для других объектов базы данных: Рисунок 11 таблицы, формы, запросы, отчеты. Примечание: В отчете необходимо записать все выполняемые действия и сделать вывод. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ТЕМА: Создание базы данных средствами СУБД MS Access. ЦЕЛЬ: Закрепить полученные навыки по созданию и работе с базой данных.  ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, СУБД MS ACCESS. Перед выполнением практической работу студент должен знать: ­ основные понятия, связанные с реляционной моделью данных; ­ принципы построения и функционирования систем управления базами данных; ­ методы, используемые для проектирования БД: метод декомпозиции и "сущность­связь" (ERD­ метод); ­ категории стандартов, используемых при проектировании баз данных;  ­ основные  возможности СУБД MS Access; После выполнения практической работы студент должен уметь: ­ применять на практике формальные методы проектирования баз данных; ­ применять средства СУБД MS Access для реализации прикладного программного обеспечения. Ход работы Задание: Необходимо   разработать  проект базы  данных  по заданной  предметной  области   (выберите  свой вариант)   и   реализовать   его   средствами   системы   управления   базами   данных  Microsoft  Access, учитывая следующие требования: 1. База данных должна содержать не менее 3­х таблиц; 2. Все таблицы в проекте должны быть увязаны между собой (рекомендуется использовать связь 1 : М); 3. База данных должна быть нормализована, то есть приведена к 3­ей нормальной форме; 4. Каждая таблица должна содержать как минимум 10 записей; 5. Ведение таблиц должно осуществляться с помощью мастера подстановки (т.е. справочные таблицы должны быть подключены к основным с помощью мастера подстановки); 6. Создать 2 – 3  запроса объединяющих несколько таблиц. Наименование запроса должно отражать его содержание; 7. Создать 1 – 2  отчета по основным таблицам и запросам с группировкой; 8.   Для   каждой   таблицы   разработать   форму   ввода   (для   основных   рабочих   таблиц рекомендуется использование формы ленточного типа); 9. В базе данных должна быть Главная кнопочная форма, вызываемая при открытии файла базы данных. Пользователь базы данных может работать только с кнопочной формой и элементами, вызываемыми при помощи нажатия кнопок главной формы. В тех запросах, где указано, что данные вводятся пользователем перед выполнением запроса должно выводится окно, в котором вводится значение указанного параметра. Для этого используются запросы с параметром.   10. Создать руководство пользователя по работе с созданной базой данных. Ход работы: 1. Выберите вариант задания (по списку в журнале) из предложенных ниже. 2. Прочтите внимательно постановку задания. 3. Разработайте структуру базы данных (ER­диаграмму), исходя из поставленных целей,  которые должна выполнять создаваемая база данных. 4. Опишите каждую сущность (таблицу): название таблицы, ее назначение, поля таблицы, тип данных полей, свойства полей. 5. Опишите каждую связь между сущностями. 6. Реализуйте средствами MS Access спроектированную базу данных.  7. Средствами MS Word напишите Руководство пользователя по работе с базой данных. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ Вариант 1. База данных по учету отгрузки товаров База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Номер накладной, Дата, Имя заказчика, Адрес заказчика, телефон заказчика, Расчетный счет заказчика (20 цифр), Товар, кол­во, цена за ед., единицы измерения, сумма за товар.  Вариант 2. База данных по учету успеваемости студентов факультета. База Данных (БД) должна содержать следующие поля: ФИО, Группа, Предмет, Преподаватель по предмету,   количество   часов   по   предмету,   зачет/экзамен,   оценка,   кол­во   пропусков,   процент посещения занятий.  Примечание: считаем, что в группе не может быть полных тезок, то есть людей, у которых Фамилия, Имя и Отчество совпадают полностью.  Вариант 3. База данных по учету видеокассет. База  Данных  (БД)  должна  содержать  следующие   поля:  Номер   видеокассеты,   название   фильма, Режиссер, год выхода фильма, Актер 1, год рождения Актера1, основные фильмы актера1, гл.роль в др. фильмах Актера 1, Актер 2, год рождения Актера1, основные фильмы актера 2, гл.роль в др. фильмах Актера 2, жанр фильма, оригинальный язык фильма, тип перевода.  Вариант 4. База данных "Библиотека". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Код   книги,   Название,   Автор1,   Автор2, Автор3, кол­во стр., Цена, Жанр, Издание, Изд­во, Адрес изд­ва, e­mail изд­ва, www­адрес изд­ва.  Вариант 5. База данных "Отдел кадров". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Табельный номер, ФИО, должность, разряд, оклад,   Номер   цеха,   Специализация   цеха,   начальник   цеха,   Дата   рождения,   количество несовершеннолетних детей.  Вариант 6. База данных "Учет наличия товаров торговой компании". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Название   склада,   Адрес   склада,   ФИО старшего кладовщика, тел. склада, Товар, единицы измерения товара, кол­во на складе, цена за единицу.  Вариант 7. База данных "Расчет зарплаты". База Данных (БД) должна содержать следующие поля:Табельный номер, ФИО работника, Отдел, Начальник отдела, внутренний телефон отдела, Должность, разряд, количество отработанных дней, оклад, Сумма на руки.    Вариант 8. База данных "Подшивки журналов". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Номер подшивки, Название статьи, автор, журнал, номер, www­адрес журнала, e­mail журнала, кол­во страниц в статье, тематика статьи.  Вариант 9. База данных "Банк". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Номер   счета   клиента,   Наименование клиента, Адрес клиента, ИНН клиента, тел. клиента, сумма на счету, Дата последней операции, Основание операции, Тип платежа.  Вариант 10. База данных "Учет больничных листов". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Номер карточки, ФИО больного, Номер участка, ФИО участкового врача, тел. уч. врача, диагноз, кол­во дней, пособие в день, сумма.  Вариант 11. База данных "Поликлиника". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Номер участка, ФИО участкового врача, ФИО больного, Адрес больного, Номер страхового полиса, Дата посещения, Диагноз.  Вариант 12. База данных "Кинопрокат". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Название фильма, Длительность, кинотеатр, Адрес Кинотеатра, Тел. автоответчика, число мест, жанр фильма, Цена билета, Рейтинг фильма. Вариант 13. База данных "Кафедра". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: ФИО преподавателя, Должность, Ученое звание,   Предмет,   Количество   часов   по   предмету,   количество   учебников   по   предмету,   Вид отчетности (зачет/экзамен).  Вариант 14. База данных "Компьютерный клуб". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Номер   компьютера,   Номер   зала,   ФИО администратора зала, ФИО игрока, возраст игрока, любимые игры игрока, Дата посещения, время проведенное за компьютером.  Вариант 15. База данных "Учебные курсы". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Название   учебного   курса,   ФИО преподавателя,   Телефон   преподавателя,   Адрес   преподавателя,   Стоимость   одного   часа   работы данного   преподавателя,   Количество   часов   на   курс,   Дата   разработки,   Область   знаний   курса, стоимость полного курса.  Вариант 16. База данных по учету отгрузки товаров База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Номер накладной, Дата, Имя заказчика, Адрес заказчика, телефон заказчика, Расчетный счет заказчика (20 цифр), Товар, кол­во, цена за ед., единицы измерения, сумма за товар.  Вариант 17. База данных по учету успеваемости студентов факультета. База Данных (БД) должна содержать следующие поля: ФИО, Группа, Предмет, Преподаватель по предмету,   количество   часов   по   предмету,   зачет/экзамен,   оценка,   кол­во   пропусков,   процент посещения занятий.  Примечание: считаем, что в группе не может быть полных тезок, то есть людей, у которых Фамилия, Имя и Отчество совпадают полностью.  Вариант 18. База данных по учету видеокассет. База  Данных  (БД)  должна  содержать  следующие   поля:  Номер   видеокассеты,   название   фильма, Режиссер, год выхода фильма, Актер 1, год рождения Актера1, основные фильмы актера1, гл.роль в др. фильмах Актера 1, Актер 2, год рождения Актера1, основные фильмы актера 2, гл.роль в др. фильмах Актера 2, жанр фильма, оригинальный язык фильма, тип перевода.  Вариант 19. База данных "Библиотека". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Код   книги,   Название,   Автор1,   Автор2, Автор3, кол­во стр., Цена, Жанр, Издание, Изд­во, Адрес изд­ва, e­mail изд­ва, www­адрес изд­ва. Вариант 20. База данных "Отдел кадров". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Табельный номер, ФИО, должность, разряд, оклад,   Номер   цеха,   Специализация   цеха,   начальник   цеха,   Дата   рождения,   количество несовершеннолетних детей.  Вариант 21. База данных "Учет наличия товаров торговой компании". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Название   склада,   Адрес   склада,   ФИО старшего кладовщика, тел. склада, Товар, единицы измерения товара, кол­во на складе, цена за единицу.  Вариант 22. База данных "Расчет зарплаты". База Данных (БД) должна содержать следующие поля:Табельный номер, ФИО работника, Отдел, Начальник отдела, внутренний телефон отдела, Должность, разряд, количество отработанных дней, оклад, Сумма на руки.  Вариант 23. База данных "Подшивки журналов". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Номер подшивки, Название статьи, автор, журнал, номер, www­адрес журнала, e­mail журнала, кол­во страниц в статье, тематика статьи.  Вариант 24. База данных "Банк". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Номер   счета   клиента,   Наименование клиента, Адрес клиента, ИНН клиента, тел. клиента, сумма на счету, Дата последней операции, Основание операции, Тип платежа   Вариант 25. База данных "Учет больничных листов". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Номер карточки, ФИО больного, Номер участка, ФИО участкового врача, тел. уч. врача, диагноз, кол­во дней, пособие в день, сумма.    Вариант 26. База данных "Поликлиника". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Номер участка, ФИО участкового врача, ФИО больного, Адрес больного, Номер страхового полиса, Дата посещения, Диагноз.  Вариант 27. База данных "Кинопрокат". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Название фильма, Длительность, кинотеатр, Адрес Кинотеатра, Тел. автоответчика, число мест, жанр фильма, Цена билета, Рейтинг фильма.  Вариант 28. База данных "Кафедра". База Данных (БД) должна содержать следующие поля: ФИО преподавателя, Должность, Ученое звание,   Предмет,   Количество   часов   по   предмету,   количество   учебников   по   предмету,   Вид отчетности (зачет/экзамен).  Вариант 29. База данных "Компьютерный клуб". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Номер   компьютера,   Номер   зала,   ФИО администратора зала, ФИО игрока, возраст игрока, любимые игры игрока, Дата посещения, время проведенное за компьютером.  Вариант 30. База данных "Учебные курсы". База   Данных   (БД)   должна   содержать   следующие   поля:   Название   учебного   курса,   ФИО преподавателя,   Телефон   преподавателя,   Адрес   преподавателя,   Стоимость   одного   часа   работы данного   преподавателя,   Количество   часов   на   курс,   Дата   разработки,   Область   знаний   курса, стоимость полного курса.  Вариант 31. База данных по учету отгрузки товаров База Данных (БД) должна содержать следующие поля: Номер накладной, Дата, Имя заказчика, Адрес заказчика, телефон заказчика, Расчетный счет заказчика (20 цифр), Товар, кол­во, цена за ед., единицы измерения, сумма за товар.  Вариант 32. База данных по учету успеваемости студентов факультета. База Данных (БД) должна содержать следующие поля: ФИО, Группа, Предмет, Преподаватель по предмету,   количество   часов   по   предмету,   зачет/экзамен,   оценка,   кол­во   пропусков,   процент посещения занятий.  Примечание: считаем, что в группе не может быть полных тезок, то есть людей, у которых Фамилия, Имя и Отчество совпадают полностью.  Примечание: В отчете необходимо записать все выполняемые действия и сделать вывод.

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине "Базы данных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2017