Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История
Оценка 4.7

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
история
10 кл
28.02.2017
Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.04 «История» предназначены для обучающихся I курса специальности Самостоятельная внеаудиторная работа по истории в объеме 58 часов проводится с целью содействовать оптимальному усвоению обучающимися учебного материала, развития познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
ВСР.docx
государственное бюджетное образовательное учреждение «Осинский аграрный техникум» Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История Оса, 2017 Методические   указания   по   организации   внеаудиторной   самостоятельной   работы обучающихся   по   учебной   дисциплине  ОУД.04   История  разработано   на   основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и рабочей программы учебной дисциплины ОУД.04 История  Организация – разработчик: ГБПОУ «Осинский аграрный техникум» Автор­разработчик/составитель:   Кутюхина   Людмила   Александровна,   преподаватель общеобразовательных и гуманитарных дисциплин. 2 Содержание Пояснительная записка………………………………………………………………………. 4 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ……………………………………. 6 Перечень внеаудиторной самостоятельной работы………………………………………. .7 Указания к выполнению отдельных видов работ……………………………. ……………8 Содержание заданий самостоятельной работы обучающихся……………………………17 Список литературы……………………………………………………………. ……………20 3 Пояснительная записка Методические   рекомендации   по   выполнению   внеаудиторной   самостоятельной работы   по   дисциплине   ОУД.04   «История»   предназначены   для   обучающихся  I  курса специальности  Самостоятельная внеаудиторная работа по истории в объеме 58 часов проводится с   оптимальному   усвоению   обучающимися   учебного целью   содействовать материала, развития   познавательной   активности, самообразовании. Задачи самостоятельной работы: ­  углубление и расширение теоретических знаний;   готовности   и   потребности   в   систематизация   и   ­ знаний   и   умений; ­   формирование   умений   использовать   различные   источники   информации;    полученных   закрепление ­ развитие   познавательных   способностей   и   активности   обучающихся:   творческой организованности;  инициативы, самостоятельности, ответственности и         ­   формирование   самостоятельности   мышления,   способностей   к   саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; ­ развитие исследовательских умений. Задания для самостоятельной работы направлены на:  ­ систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;  ­ углубление и расширение теоретических знаний;  ­   формирование   умений   использовать   и   находить   информацию   о   применении информационных технологий в процессе обработки информации в различных источниках (учебниках,  справочниках,  научно­популярных  изданиях,  компьютерных  базах,  ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;  ­   развитие   познавательных   способностей   и   активности   обучающихся:   творческой инициативы, ответственности и организованности; ­ развитие исследовательских умений;  Освоение   содержания   учебной   дисциплины  ОУД.04   История  обеспечивает достижение студентами следующих результатов: личностных: ­ сформированность   российской   гражданской   идентичности,   патриотизма,   ува­ жения   к своему   народу,  чувств  ответственности  перед  Родиной,  гордости  за свой   край,   свою   Родину,   прошлое   и   настоящее   многонационального   народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну); 4 ­ ­ ­ ­ ­ становление   гражданской   позиции   как   активного   и   ответственного   члена российского   общества,   осознающего   свои   конституционные   права   и   обязан­ ности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,   осознанно   принимающего   традиционные   национальные   и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диа­ логе   культур,   а   также   различных   форм   общественного   сознания,   осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с об­ щечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и спо­ собность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; метапредметных: ­ ­ ­ ­ ­ умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;   использовать   все   возможные   ресурсы   для   достижения поставленных   целей   и   реализации   планов   деятельности;   выбирать   успешные стратегии в различных ситуациях; умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   совместной деятельности,   учитывать   позиции   других   участников   деятельности,   эффек­ тивно разрешать конфликты; владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной деятельности,   навыками   разрешения   проблем;   способность   и   готовность   к самостоятельному  поиску  методов  решения  практических  задач, применению различных методов познания; готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­познавательной деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в   различных   источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать; умение   использовать   средства   информационных   и   коммуникационных   техно­ логий   в  решении   когнитивных,   коммуникативных   и   организационных   задач   с 5 соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсо­ сбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; ­ умение   самостоятельно   оценивать   и   принимать   решения,   определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; предметных: ­ ­ ­ ­ сформированность   представлений   о   современной   исторической   науке,   ее специфике,   методах   исторического   познания   и   роли   в   решении   задач   про­ грессивного развития России в глобальном мире; владение   комплексом   знаний   об   истории   России   и   человечества   в   целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике Внеаудиторная   самостоятельная   работа   выполняется   обучающимися   по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Формой   отчета   о   выполненной   работе   могут   быть   выступления   на   семинарских занятиях,   зачеты,   тестирование,   самоотчеты,   контрольные   работы,   проверка   записей   в тетради, устный опрос. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:         лабораторные работы         практические работы Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего): Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: ­ работа с источниками информации  ­ подготовка сообщений  ­ составление презентаций ­ составление кроссвордов Итоговая аттестация в форме экзамена Объем часов 176 117 ­ 10 59 59 2 32 17 8             7 № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Перечень внеаудиторной самостоятельной работы Тема внеаудиторной самостоятельной работы Количество часов Вид самостоятельной Форма отчетности Тема   2.2   Античная   цивилизация. Религии   Древнего   мира   и культурное   наследие   древних цивилизаций Тема 3.3.Расцвет  западноевропейской средневековой  цивилизации. Запад   и   Восток   в   эпоху Средневековья. Тема   4.4.     Россия   в   середине   и второй  половине   XVII  в.  Русская культура XIII­XVII в. Тема 5.2 Эволюция системы  международных отношений в раннее Новое время. Европа в  XVII в.:  новации в хозяйствовании, образе  жизни и социальных нормах. Век  Просвещения. Технический  прогресс и Великий промышленный  переворот. Революции в XVIII в и  их значение для утверждения  индустриального общества Тема 6.2 Россия во второй половине XVIII  в.   Культура   России   в середине  и во половине  XVIII в. Тема   7.2.   Особенности   духовной жизни нового времени. Тема 8.2 Попытки модернизации в  странах Востока Тема 9.2.Россия в эпоху  Александра I I. Пореформенная  Россия. Россия в системе  международных отношений во  второй половине  XIX в.    Интеллектуальная и  художественная жизнь России во  второй половине XIX в.  Повседневная жизнь России в  XIX  в. Тема 10.2.  Россия в начале  XX   века. Россия в  Первой мировой   войне. Февральская революция в  России. Приход большевиков к  власти Тема 11.2 Строительство  социализма в СССР: модернизация  на почве традиционализма работы 4 часа сообщение 2 часа сообщение 8 часа презентация Защита сообщения Защита сообщения Защита презентации 4 часа сообщение Защита сообщения 6 часа кроссворд 4 часа сообщение 2 часа конспект представление кроссворда, индивидуальный опрос по теме. Защита сообщения Защита сообщения 2 часа презентация Защита презентации 6 часов сообщение 4 часа презентация 8 Защита сообщения Защита презентации 11 12 13 14 Тема 12.СССР в годы Великой  Отечественной войны Тема 13.2. Страны Азии, Африки и  Латинской Америки Тема 14.2 СССР в годы  перестройки Тема 15.2 Мир в XXI в 3 часа презентация 6 часов 6 часов сообщение сообщение 2 часа кроссворд Защита презентации Защита сообщения Защита сообщения представление кроссворда, индивидуальный опрос по теме. 9 Указания к выполнению отдельных видов работ Методические рекомендации по подготовке сообщения Сообщение –   вид   самостоятельной   работы   обучающихся.   Он   может   быть представлен в устной и письменной форме. Письменное сообщение – это запись устного доклада по какой­либо теме объемом от пяти до пятнадцати страниц. В таком сообщении не обязательно:    выделять структурные элементы работы в виде плана; выделять заголовки внутри текста; ссылаться на использованную литературу по ходу текста. Обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы. Устное сообщение Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.  Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно. Любое   устное   выступление   должно   удовлетворять  трем   основным   критериям, которые   в   конечном   итоге   и   приводят   к   успеху:   это   критерий   правильности,   т.е. соответствия   языковым   нормам,   критерий   смысловой   адекватности,   т.е.   соответствия содержания   выступления   реальности,   и   критерий   эффективности,   т.е.   соответствия достигнутых результатов поставленной цели. Требования к устному представлению сообщения: Требования к основному тезису выступления: 1. фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; 2. суждение  должно   быть  кратким,  ясным,   легко  удерживаться   в  кратковременной памяти; 3. мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. К аргументации материала можно привлекать фото­видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический   материал.   Цифровые   данные   для   облегчения   восприятия   лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес. 10 При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды)   или   чтение   подготовленного   текста.   Отметим,   однако,   что   чтение   заранее написанного   текста   значительно   уменьшает   влияние   выступления   на   аудиторию. Запоминание   написанного   текста   заметно   сковывает   выступающего   и   привязывает   к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории. Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме,  если аудитория чувствует  компетентность выступающего. Яркая,  энергичная речь,   отражающая   увлеченность   оратора,   его   уверенность,   обладает   значительной внушающей силой. Необходимо   избегать   сложных   предложений,   причастных   и   деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.   После   сложных   выводов   или   длинных   предложений   необходимо   сделать   паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.  Во   время   выступления   важно   постоянно   контролировать   реакцию   слушателей. Внимательность  и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики.  После   выступления   нужно   быть   готовым   к   ответам   на   возникшие   у   аудитории вопросы. Методические рекомендации по подготовке презентации Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой   последовательность   сменяющих   друг   друга   слайдов   ­   то   есть   электронных страничек, занимающих весь экран монитора. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5­минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).  На   первом   слайде   обязательно   представляется   тема   выступления   и   сведения   об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки: 11 1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем,   чтобы   пользоваться   ими   как   планом   для   выступления.   В   этом   случае   к   слайдам предъявляются следующие требования:  объем текста на слайде – не больше 7 строк;   маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;  отсутствуют   знаки   пунктуации   в   конце   строк   в   маркированных   и нумерованных списках;  значимая   информация   выделяется   с   помощью   цвета,   кегля,   эффектов анимации. Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.  2   стратегия:   на   слайды   помещается   фактический   материал   (таблицы,   графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает   в   раскрытии   стержневой   идеи   выступления.   В   этом   случае   к   слайдам предъявляются следующие требования:    выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)  соответствуют содержанию; использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким  изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован  вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);  Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Особо   тщательно   необходимо   отнестись   к  оформлению   презентации.   Для   всех слайдов   презентации   по   возможности   необходимо   использовать   один   и   тот   же   шаблон оформления,   кегль   –   для   заголовков   ­   не   меньше   24   пунктов,   для   информации   ­   для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах. Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация —   не   самое   лучшее   дополнение   к   научному   докладу.   Также   нежелательны  звуковые эффекты   в   ходе   демонстрации   презентации.   Наилучшими   являются   контрастные  цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно­синий фон – светло­желтый текст и т. д.). 12 Лучше   не   смешивать   разные   типы   шрифтов   в   одной   презентации.   Рекомендуется   не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды.  Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с  Вспомогательная   информация   (управляющие   кнопки)   не   должны каждой   стороны. преобладать   над   основной   информацией   (текстом,   иллюстрациями).   Использовать встроенные   эффекты   анимации   можно   только,   когда   без   этого   не обойтись   (например, последовательное   появление   элементов   диаграммы).   Для   акцентирования   внимания   на какой­то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой. Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS  Excel.  Для   ввода   числовых   данных  используется   числовой   формат  с   разделителем групп разрядов. Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими   элементами   диаграммы.   Структурные   диаграммы   готовятся   при   помощи стандартных средств рисования пакета  MS  Office.  В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть.   Ячейки   с   названиями   строк   и   столбцов   и   наиболее   значимые   данные рекомендуется выделять цветом. Табличная   информация   вставляется   в   материалы   как   таблица   текстового процессора  MS  Word  или   табличного  процессора  MS  Excel.   При   вставке   таблицы   как объекта   и   пропорциональном   изменении   ее   размера   реальный   отображаемый   размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.    После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами: удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?); к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории? не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?  После подготовки презентации необходима репетиция выступления Критерии оценки презентации  Критерии оценки 1. Содержательный критерий 2. Логический критерий Содержание оценки правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное   использование   научной   терминологии,   импровизация,   речевой этикет стройное   логико­композиционное   построение   речи,   доказательность, аргументированность 13 3. Речевой критерий  4. Психологический критерий   Критерий   соблюдения 5. дизайн­эргономических требований   к   компьютерной презентации   фразеологизмы, использование   языковых   (метафоры,   пословицы, поговорки   и   т.д.)   и   неязыковых   (поза,   манеры   и   пр.)   средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. взаимодействие  с  аудиторией  (прямая   и обратная   связь),   знание  и  учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная   последовательность   слайдов   и   информации   на   слайдах, необходимое   и   достаточное   количество   фото­   и   видеоматериалов,   учет особенностей   восприятия   графической   (иллюстративной)   информации, корректное   сочетание   фона   и   графики,   дизайн   презентации   не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации Методические рекомендации по составлению кроссвордов Кроссворд – игра­задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки. Классификация кроссвордов 1) по форме: а) кроссворд ­ прямоугольник, квадрат; б) кроссворд­ромб; в) кроссворд­треугольник; г) круглый (циклический) кроссворд; д) сотовый кроссворд; е) фигурный кроссворд; ж) диагональный кроссворд и т.д. 2) по расположению: a) симметричные; б) асимметричными; в) с вольным расположением слов и др. 3) по содержанию: a) тематические; б) юмористические; в) учебные; 14 г) числовые. Общие требования при составлении кроссвордов При   составлении   кроссвордов   необходимо   придерживаться   принципов наглядности и доступности. 1. Не   допускается   наличие   "плашек"   (незаполненных   клеток)   в   сетке кроссворда. 2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения. 3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа. 4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения. 5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений. 6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.). 7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов. 8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны. 9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного  кроссворда. Требования к оформлению: 1. Рисунок кроссворда должен быть четким. 2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах: 1­й экз. ­ с заполненными словами; 2­й экз. ­ только с цифрами позиций. Ответы   на   кроссворд. Они   публикуются   отдельно.   Ответы   предназначены   для проверки   правильности   решения   кроссворда   и   дают   возможность   ознакомиться   с правильными   ответами   на   нерешенные   позиции   условий,   что   способствует   решению одной   из   основных   задач   разгадывания   кроссвордов   —   повышению   эрудиции   и увеличению словарного запаса. Оформление ответов на кроссворды:  Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;   Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;  Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами. Составление условий (толкований) кроссворда: 15 1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. 2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны. 3.Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов. Требования к оформлению конспектов    Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, когда за ограниченное время требуется передать большой объем   информации,   переработать   множество   разрозненных   источников,   из   живой   речи вычленить самое главное и существенное. Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, ­ это не конспект. В   отличие   от   тезисов   и   выписок,   конспекты   при   обязательной   краткости   содержат   не только   основные   положения   и   выводы,   но   и   факты,   и   доказательства,   и   примеры,   и иллюстрации.   Поэтому   то,   что   в   начале   кажется   второстепенным,   может   со   временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.  Типы конспектов:    1.Плановый.    2.Текстуальный.    3.Свободный.    4.Тематический. Краткая характеристика типов конспектов: 1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.   Недостаток:   по   прошествии   времени   с   момента   написания   трудно восстановить в памяти содержание источника. 2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника –   цитат.   Это   прекрасный   источник   дословных   высказываний   автора   и   приводимых   им 16 фактов.   Текстуальный   конспект используется длительное   время.   Недостаток:   не активизирует резко внимание и память. 3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта. 4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая   ее,   анализируя   различные   точки   зрения   на   один   и   тот   же   вопрос.   Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Как составить конспект: прочитайте текст учебника; определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.; выделите взаимосвязи; основное   содержание   каждого   смыслового   компонента   законспектируйте   в   виде кодированной информации после наименования темы в тетради; прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей; сформулируйте   не   менее   трех   вопросов   разного   уровня   сложности,   запишите вопросы в тетрадь; каждому   вопросу   определите   значок   степени   сложности   и   найдите   возможный ответ; внимательно прочитайте материал; определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы; определите   центральную   часть   О.К.,   т.е.   его   "ассоциативный   узел"   в   виде систематического класса и его особенностей; Определите цель составления конспекта. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы. Если составляется план­конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план­конспект для раскрытия каждого из них. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания). 17                    Составляя   конспект,   можно отдельные   слова и   целые   предложения   писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения. Чтобы   форма   конспекта   как   можно   более   наглядно   отражала   его   содержание, располагайте   абзацы   "ступеньками"   подобно   пунктам   и   подпунктам   плана,   применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета. Используйте   реферативный   способ   изложения   (например:   "Автор   считает...", "раскрывает..."). Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях. Познакомьтесь с правилами конспектирования:    1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные  данные.     2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.     3. Составить план ­ основу конспекта.    4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи  незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.    5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более  важное значение, чем в подробном изложении.    6. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.    7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.    8. Соблюдать правила цитирования ­ цитату заключать в кавычки, давать ссылку на  источник с указанием страницы.    9. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в  тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное  назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то:  красным цветом ­ подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным ­ подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым ­ делайте выписки цитат,  нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется  отчеркивание.   10. Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам,  главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями,  русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.  Конспект,   план­конспект ­   это   способ   работы   с   текстом.   Цель   ­   зафиксировать   и переработать какой­либо текст. Конспект ­ это выписки из текста источника. Но это не 18 полное   переписывание   чужого   текста.   Это   переработка   информации   за   счет   ее свертывания. Конспект ­ это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят   не   только   мысли   оригинала,   но   и   связь   между   ними.   В   конспекте отражается   не   только   то,   о   чем   говорится   в   работе,   но   и   что   утверждается,   и   как доказывается.  Существуют разнообразные виды и способы конспектирования:  текстуальный   конспект ­   представляет   собой   последовательную   запись   текста книги   или   лекции.   Такой   конспект   точно   передает   логику   материала   и   максимум информации.При написании конспекта: ­ сначала прочитывается текст­источник, ­ в нём выделяются   основные   положения;   ­   подбираются   примеры;   ­   идёт   перекомпоновка материала; ­ затем оформляется текст конспекта; ­ Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой­ либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике; План­конспект ­ это более детальная   проработка  источника;  ­  составляется   подробный,  сложный   план,  в  котором освещаются не только основные вопросы  источника, но и частные; ­ к каждому пункту или подпункту плана подбираются и выписываются цитаты.   Конспекты могут быть плановыми,т. е. пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Удобно в этом   случае   воспользоваться   вопросным   планом.   В   левой   части   страницы   вы   ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части   страницы даете на них ответы.  Конспект­схема   Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов­схем служит   не   только   для   запоминания   материала.   Такая   работа   становится   средством развития   способности   выделять   самое   главное,   существенное   в   учебном   материале, классифицировать информацию.      Наиболее   распространенными   являются   схемы   типа   "генеалогическое   дерево"   и "паучок".   В   схеме   "генеалогическое   дерево"   выделяют   основные   составляющие   более сложного понятия,  ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху ­ вниз" ­ от общего понятия к  его частным составляющим.      В   схеме   "паучок"   записывается   название   темы   или   вопроса   и   заключается   в   овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему 19 понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для   того   чтобы   усилить   его   устойчивость,   нужно   присоединить   к   каждой   "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.      Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия  без объяснений.   Такая   схема   используется,   если   материал   не   вызывает   затруднений   при воспроизведении. Действия при составлении конспекта ­ схемы могут быть такими:    1. Подберите факты для составления схемы.    2. Выделите среди них основные, обще понятия.    3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.    4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.    5. Дайте название выделенным группам.    6. Заполните схему данными.     Опорный конспект  Это творческий вид работы был введён в учебную деятельность школьников Шаталовым В. Ф.   известным   педагогом­новатором   и   получил   название   "опорный   сигнал".   В   опорном сигнале   содержание   информации   "кодируется"   с   помощью   сочетания   графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись учебного материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.   При любом виде конспектирования важно помнить о том, что: Записи   полезно  делить,   для   этого  используются:    1.  Подзаголовки.   2.  Абзацные отступы. 3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать. При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:      1. Делать в тексте конспекта подчёркивания    2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные"    3. Заключать основные понятия, законы,правила и т. п. в рамки.    4. Пользоваться при записи различными цветами.    5. Писать разными шрифтами.    6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию. Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект ­ это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается   текст­источник,   в   нём   выделяются   основные   положения,   подбираются примеры,   идёт   перекомпоновка   материала,   а   уже   затем   оформляется   текст   конспекта. 20 Конспект   может   быть   полным,   когда   работа   идёт   со   всем   текстом   источника   или неполным,   когда   интерес   представляет   какой­либо   один   или   несколько   вопросов, затронутых в источнике. 21 Содержание заданий самостоятельной работы обучающихся Тема   2.2  Античная   цивилизация.   Религии   Древнего   мира   и   культурное   наследие   древних цивилизаций  Цель работы:  Проанализировать историческую информацию по истории стран Древнего мира  Задание: подготовить письменное сообщение, в котором отразить следующие вопросы: 1. Какие виды периодизации истории первобытного общества используются в науке?  Каковы их основные критерии? 2. Назовите основные этапы антропогенеза. 3. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее последствия? 4. Перечислите основные формы первобытной религии. 5. Проследите эволюцию человеческого сообщества от первобытного стада до сельской  соседской общины. 6. Какие формы государств Древнего мира вам известны? 7. С чем связана огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества  Форма контроля: защита сообщения Тема 3.3 Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации. Запад и Восток  в эпоху Средневековья. Цель работы: Представить  становление западноевропейской средневековой цивилизации. Задание: подготовить письменное сообщение, в котором отразить следующие вопросы: 1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации: А) социально­экономические особенности периода средневековья; Б) основные формы государственной власти. 2. Основные черты и этапы развития восточно­христианской цивилизации. Византийская цивилизация. 3. Представления о мире и человеке в средние века. Христианское мировоззрение. 4. Запад и Восток в эпоху расцвета средневековья: особенности развития и контактов.  Форма контроля: защита сообщения Тема 4.4. Россия в середине и второй половине XII в. Русская культура XIII­XVII в. Цель работы: описать особенности социально­экономического и политического развития  России в середине и второй половине XVII века. Русская культура XIII­XVII в.  Задание: подготовить презентацию, в которой отразить разделы: 22 1. Сельское хозяйство и земледелие. 2. Развитие промышленности. Рынок 3. Окончательное укрепление крепостного права. 4. Просвещение и наука 5. Русская литература и искусство Форма контроля: защита презентации Тема 5.2 Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время. Европа в  XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. Век Просвещения. Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Революции в XVIII в и их значение для утверждения индустриального общества. Цель работы: показать истоки индустриальной цивилизации. Задание: подготовить сообщение,  в котором отразить следующие вопросы: 1.  Научная революция и изменения в образе жизни в раннее Новое время 2. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах 3. Век Просвещения Форма контроля: защита сообщения Тема 6.2.  Россия  во   второй   половине  XVIII  в.     Культура   России   в   середине   и   во   второй половине XVIII в. Цель работы: Особенности развития культуры России в XVIII веке. Задание: составить кроссворд,  в котором отразить следующие темы: 1. Создание   Московского   университета,   Академии   наук,   расширение   сети   учебных заведений. 2. Научные открытия русского учёного М.В. Ломоносова. 3. Развитие общественной мысли деятелями российского Просвещения. Форма контроля: представление кроссворда, индивидуальный опрос по теме. Тема 7.2  Особенности духовной жизни нового времени. Цель работы: описать особенности духовной жизни нового времени Задание: подготовить письменное сообщение, в котором отразить следующие вопросы: 1. Формирование научной картины мира. 23 2. Новые стили в искусстве. Форма контроля: защита сообщения. Тема 8.2. Попытки модернизации в странах Востока Цель работы: описание модернизации в странах Востока. Задание:   конспект   материала   по   вопросу: Традиционные   общества Востока в   условиях европейской колониальной экспансии. Попытки модернизации в странах Востока. Форма контроля: конспект Тема   9.2.   Россия   в   эпоху   Александра  I  I.   Пореформенная   Россия.   Россия   в   системе международных   отношений   во   второй   половине     Интеллектуальная   и художественная жизнь России во второй половине  XIX  в. Повседневная жизнь России в XIX в.  XIX  в.     Цель работы: описать особенности социально­экономического и политического развития  России в середине и второй половине XIX в. Задание: подготовить презентацию, в которой отразить моменты: Россия в эпоху Александра I I. Пореформенная Россия. Россия в системе международных отношений во второй половине  XIX в  Форма контроля: защита презентации Тема   10.2.   Россия   в   начале  XX  века.   Россия   в   Первой   мировой   войне.   Февральская революция в России. Приход  большевиков к власти. Цель работы: описать ситуацию в стране в период Февральской и октябрьской революций. Задание: подготовить письменное сообщение, в котором отразить следующие вопросы: 1.Почему партия эсеров препятствовала проведению аграрной реформы Столыпина? 2.   Какому   политическому   деятелю   принадлежат   слова:   «Вам   нужны   великие потрясения, а нам нужна великая Россия!»? 3. Почему большевики во время Первой Мировой войны выдвинули лозунг поражения своему правительству? 4. В чем заключалась основная причина Февральской революции 1917 г.? 5. В чем заключалась основная трагедия Февральской революции? 6. Почему Временное правительство называлось «временным»? 7. Почему В.И. Ленина называли «немецким шпионом»? 24 8. Какой государственный деятель возглавил правительство спасения революции? 9. Когда Россия была провозглашена Республикой? 10. Кто возглавил попытку установления военной диктатуры в августе 1917 г.?     Форма контроля: защита сообщения Тема 11.2 Строительство социализма в СССР: модернизация на почве традиционализма. описать   ускоренное   строительство   социализма. Цель   работы:  промышленности Задание: подготовить презентацию, в которой отразить моменты:   Модернизация 1. Необходимость модернизации.  2. Социальные аспекты первой пятилетки 3. Второй пятилетний план 4. Положение рабочих. Стахановское движение. Форма контроля: защита презентации Тема 12.СССР в годы Великой Отечественной войны. Цель работы:  рассмотреть основные аспекты в истории Великой Отечественной Войны. Задание: подготовить презентацию, в которой отразить моменты: 1. Мероприятия по укреплению обороноспособности Советского государства  2.  Партизанская война; 3. Героическая работа тыла. Форма контроля: защита презентации Тема 13.2 Страны Азии, Африки и Латинской Америки Цель работы: рассмотреть основные аспекты в истории стран Азии, Африки и Латинской Америки . Задание: подготовить письменное сообщение, в котором отразить следующие вопросы: 1. Ликвидация колониальной зависимости 2. Прозападная модернизация в южной Азии 3. Япония и «новые индустриальные страны» Форма контроля: защита сообщения Тема 14.2 СССР в годы перестройки 25 Цель работы: рассмотреть основные аспекты в истории стран Азии, Африки и Латинской Америки Задание: подготовить письменное сообщение, в котором отразить следующие вопросы: 1. Ликвидация колониальной зависимости 2. Прозападная модернизация в южной Азии 3. Япония и «новые индустриальные страны» Форма контроля: защита сообщения Тема 15.2  Мир в XXI в. Цель работы: описать современное состояние и глобализации в мире в  начала 21 века Задание: составить кроссворд , в котором отразить следующие темы: 1. Глобализация как основная черта начала 21 века. 2. Количественные характеристики имиджа России на мировой арене в начале 21 века 3. Качественный анализ факторов, негативно влияющих на имидж России в мире Форма контроля: представление кроссворда, индивидуальный опрос по теме. 26 Основные источники:  Список литературы 1. Артемов В.В. История: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.В. Артемов,   Ю.В.   Лубченков.   –   11­е   изд.,   стер.   –   М.:   М.   Издательский   центр «Академия», 2012. – 448 с. (16 экз.)  Кузнецов И.Н., История 2012 (ЭБС) 2. 3. Костюкова   Е.И.   Методические   разработки   к   практическим   занятиям   для преподавателя и студентов по дисциплине «История»  Самара: РЕАВИЗ, 2009.— 80 c. 4. Молокова Т.А., Гацунаев К.Н., Бызова О.М., Ефремова М.Г. История. 2012 (ЭБС) 5. Трещёткина И.Г. Тесты по истории России / Трещёткина И.Г— СПб.: Виктория плюс, 2011.— 160 c.  (ЭБС) 6. Широкорад И.И., Соломатин В.А., Филатова. История России 2012 (ЭБС)           Дополнительные источники:  7. Арсланов Р.А., Керов В.В. , Мосейкина М.Н., Смирнова Т.М. История России с древнейших времен до конца ХХ века (пособие для поступающих в вузы) – М. Издательство «Академия», 2010. ­340с. 8. Барабанов   В.В.,   Николаев   И.М.,   Рожков   Б.Г.   История   России   с   древнейших времен до конца XX века. – М. Издательство «Академия», 2011. ­447с. Интернет­ресурсы:  http://www.history.ru/proghis.htm  Ресурсы WWW по истории России http://www.history.ru/histr.htm  Ресурсы истории России XX века http://www.history.ru/histr20.htm  Ресурсы по Всемирной истории  http://www.history.ru/histwh.htm  Обучающие и познавательные программы по истории    Обучающие программы по истории  http://www.history.ru/proghis.htm  Культура и искусство Древнего Египта http://www.kemet.ru/  Добро пожаловать в <МИР ИСТОРИИ>! http://www.tellur.ru/~historia/  МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ http://lesson­history.narod.ru http://it­n.ru http://som.fio.ru http://www.encyclopedia.ru 27           http://www.istrodina.com http://www.hermitaje.ru http://www.history.yar.ru http://www.hist.msu.ru/ER http://www.shpl.ru. http://scientist.nm.ru/midindex.html . 28

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История

Методические указания по организации  внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.04 История
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017