Рабочая программа элективного курса «Роль России в историческом процессе» предназначена для профильного 10 класса в целях углубленного изучения важнейших вопросов истории России. Элективный курс по истории изучается на ступени среднего общего образования в качестве предмета по выбору в 10 классе -1 час в неделю. Общее количество часов в год – 34.
электив по истории 10 класс.docx
элективного курса «Роль России в историческом процессе» для профильного 10 класса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Структура документа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование.
Календарнотематическое планирование.
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса.
Результаты освоения предмета и система их оценки.
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273ФЗ
ФЗ от 01.12.2007 №309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения и структуры
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Законы:
1.
2.
Государственного образовательного стандарта»
При составлении программы также учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса, изложенные в таком документе, как «Анализ
результатов единого государственного экзамена в Мурманской области в 2015 году» (http://moipkro.ru/section/activity/ege).
Концепции:
1.
Программы:
1
2
Постановления:
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 20132020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)
Основная образовательная программа МОУ СОШ №22
Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года.
1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013
2020 годы»
2. СанПиН, 2.4.2.282110 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189) Приказы:
3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие
образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г.
596»
1.Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы
общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312)
2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
3.Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего(полного) общего
образования»
4. Приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные
планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
5.Приказ МО РО от 30.06.2010 №582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 20112015 годы»
6.Приказ МО РФ от 03.06.2011 №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства
образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
7.Приказ МО РФ от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального, основного и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 №1089»
8. Приказом Минобразования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02.2012г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план
и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»
9. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
Распоряжения:
1
2
отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №1507р «План действий по модернизации общего образования на 20112015 годы»
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом
прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую
роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностномотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не
усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки
исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Цели:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по
исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
историческом процессе;
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и
современного.
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
Задачи:
своей жизнедеятельности;
подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию
обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
В программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного
образовательного стандарта:
предметноинформационную: иметь знания об истории, современном состоянии и перспективах развития Среднего Урала; иметь представление об
деятельностнокоммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социальноэкономической, духовной жизни региона; владеть
особенности социальнополитической и социальноэкономической жизни региона;
практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего города;
ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей
образовательной деятельности.
ценностноориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать
Формы и методы:
используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов; формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая
(спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа,
собеседование, индивидуальные планы работы).
Школьный компонент (компонент образовательного учреждения) способствует реализации в программе задачи формирования позитивной самооценки
обучающегося, мотивации на достижение поставленных перед собой целей как важнейших составляющих уровня социальной компетентности выпускника,
исходя из миссии образовательного учреждения.
Через выполнение государственных стандартов образования в условиях дифференцированного обучения (профильного и непрофильного) рабочая
программа выполняет следующие функции: нормативную, целеполагающую, фиксацию содержания образования, оценочную.
В результате создаются условия для формирования на уровне понимания целостной картины мира системы ценностных ориентиров, образа себя (образ “я”),
умения построения реалистичного жизненного плана на перспективу, основных умений выработки путей и способов достижения целей, потребности и
умения самостоятельно учиться.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса профильного курса в целях углубленного изучения важнейших вопросов
истории России.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Элективный курс по истории изучается на ступени среднего общего образования в качестве предмета по выбору в 10 классе 1 час в неделю. Общее
количество часов в год – 34.
4.Содержание учебного предмета.
Введение –
Значение углубленного изучения документов, первоисточников, личностей, карт для объективного изучения исторических процессов в развитии России.
Взаимосвязь России с мировой и региональной историей.
Тема I. Русь изначальная
Происхождение славян их соседи и враги. Общеславянский европейский поток. Место предков славян среди индоевропейцев. Дискуссия в исторической
науке о прародине славян. Первые нашествия: борьба славян с кочевыми племенами. Греческие колонии и скифы. Другие народы нашей страны в глубокой
древности. Великое переселение народов и Восточная Европа. Анты — первое восточнославянское государство. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах
реки Волхов. Борьба с аварами и хазарами. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды восточных славян.
Восточнославянские племена в VIII—IX вв. Развитие хозяйства. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки». Складывание племенных союзов.
Усложнение структуры общества. Зарождение признаков государственности. Предпосылки образования Древнерусского государства. Особенности развития
социальнополитических процессов у восточных славян в древности в сравнении с народами Западной Европы.
Становление древнерусского государства . Государство Русь на Днепре. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Варяги. Норманнская
теория, ее роль в русской истории. Неонорманнизм. Происхождение слова «русь». Рюрик в Новгороде. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Создание единого государства Русь. Правление князя Олега. Укрепление Киевского государства при князе Игоре. Начало
борьбы с печенегами. Продвижение к Причерноморью, устью Днепра, на Таманский полуостров. Руссковизантийская война 941—944 гг. Княжение Игоря.
Восстание древлян и смерть Игоря. Правление княгини Ольги. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение княгини Ольги.
Правление Святослава. Святослав — «Александр Македонский Восточной Европы». Временное отступление христианства. Подавление племенного
сепаратизма. Поход на Восток. Борьба за выход в Каспийское море, удар по Хазарии. Укрепление на Таманском полуострове. Перенесение завоеваний на
Нижнее Подунавье и Балканы. Руссковизантийское соперничество в конце 60х — начале 70х гг. Х в. Дипломатическая и военная дуэль: Иоанн
Цимисхий — Святослав. Борьба за восточных и европейских союзников. Поражение Святослава. Русь на завоеванных рубежах.
Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Продолжение восточной и балканской политики Святослава.
Дипломатическая борьба вокруг Крещения. Очаги христианства в языческом мире. Русь — страна двоеверия. Историческое значение Крещения Руси.
Появление на Руси духовенства — мощной социальноэкономической, духовной, культурной силы.
Оборона Руси от печенегов. Система укреплений. Богатырские заставы. Внутренние реформы. Личность Владимира Святославича.
Тема II. Расцвет Руси. XI – первая треть XII века
Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Борис и Глеб — князьямученики. Противоборство Ярослава Владимировича Мудрого с соперниками.
Разделение державы между Ярославом и Мстиславом. Личность Мстислава, князявоина. Смерть Мстислава и конец междоусобицы. Объединение Руси в
единое государство.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Развитие хозяйства страны. Совершенствование земледелия, развитие ремесла, появление светских и церковных
вотчин. «Русская Правда» как юридический памятник раннефеодальной эпохи. Сравнение с варварскими «правдами» Западной Европы. Строительство
Киева и других русских городов. Святая София. Начало русского монашества. КиевоПечерский монастырь. Первые подвижники Антоний и Феодосий
Печерские. Стремление Руси к ликвидации церковной зависимости от Византии. Первый русский митрополит Иларион.
Династические связи Ярославова дома. Успехи в борьбе с кочевниками. Разгром печенегов в 1036 г.
Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Появление и развитие русской письменной культуры.
Русское общество в XI в. Государственное управление. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодальнозависимое население. Армия.
Города. Торговля. Церковь. Монастыри.
Народные движения. От языческих и племенных мятежей к социальному протесту. Восстание в Русской земле в 1068 г.
«Правда» Ярославичей — новый свод законов.
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Признаки распада Древнерусского государства. Соперничество феодальных кланов.
Княжеские съезды и объединение русских сил для борьбы с половцами. Крестовый поход в степь в 1111 г. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г.
Личность Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Удар Владимира Мономаха по новгородскому сепаратизму. Мстислав Великий — сын Владимира
Мономаха. Последние годы единой державы.
Тема III. Политическая раздробленность Руси.
Причины распада единого государства. Рост городов и земель, развитие городских сословий, становление вотчинного землевладения. Признаки обособления
отдельных княжеств на новой экономической, политической, культурной основе. Борьба центробежных и центростремительных сил. Скрепляющее действие
власти киевского князя, русской церкви, единой культуры, единой сложившейся народности, внешней опасности со стороны половцев.
Киевское княжество. ЧерниговоСеверское княжество. ГалицкоВолынское княжество. Новгородская земля. СевероВосточная Русь в XII — начале
XIII в. ВладимироСуздальская земля. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский.
Культура Руси X — начала XIII в. Условия и процесс зарождения культуры Руси. Письменность. Грамотность. Школа. Летописание. «Повесть
временных лет». Летописец Нестор. Редактирование летописных сводов представителями различных политических группировок. Литература. «Слово о полку Игореве». Архитектура. Строительное дело. Облик русского города. Искусство. Переводческая деятельность. Народное творчество. Образование,
развитие научных знаний. Искусство. Фольклор.
Жизнь простых людей. Быт, жилища, орудия труда, традиции, обычаи крестьян, ремесленников, мелких торговцев, слуг, холо
Тема III. Русь в XIII—начале XIV вв.
Борьба Руси за независимость в III веке.
Монголотатарское вторжение на Русь. Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов. Сражение на реке Калке. «Батыево нахождение»
на Русь. Установление ордынского ига на Руси. Перепись населения, ордынская дань, баскаки и откупщики. Александр Невский и Орда. Европа и Русь в
период монголотатарского нашествия
Натиск с северозапада. Александр Ярославич Невский. Невская битва. Борьба с Тевтонским орденом. Ледовое побоище. Совместная борьба народов
Прибалтики и Руси против шведских и немецких рыцарей.
Возвышение Москвы
Восстания в Новгороде Великом (1250е гг.), городах СевероВосточной Руси (1260е гг.). Тверское восстание 1327 г. Подвиг князя Михаила Тверского.
Карательные экспедиции из Золотой Орды.
«Недоумение в людях» после Батыева нашествия. Постепенное возрождение городов и деревень, пашен и промыслов, каменного строительства,
летописания и др. Крестьяне и холопы. Ремесленники и купцы.
Центры власти на Руси — княжества и боярские республики (Новгород Великий, Псков). Золотая Орда — верховный сюзерен русских князей, ханские
ярлыки. Роль русской церкви, митрополиты и епископы, их отношения с русскими князьями и ханами.
Политическое соперничество. Возвышение Москвы. Переход митрополии из Владимира в Москву. Личность Ивана Калиты. Успехи Ивана Калиты, его
преемников. Сохранение европейских связей русских земель. Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель.
Противостояние Орде. Золотая Орда. Территория, социальноэкономический строй, государственная власть, религия, личность хана Узбека. Народы,
входившие в состав Золотой Орды. МосковскоВладимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с Тверью, Рязанью, Литвой. Митрополит
Алексий и московские бояре. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского. Сергий Радонежский. Мамай. Поход русского войска на Казань.
Сражение на Пьяне (1377 г.) и Воже (1378 г.). Полководец князь Владимир Серпуховской. Битва на Куликовом поле (1380 г.), ее отражение в летописях,
повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках.
Тема IV. В борьбе за единство и независимость
В борьбе за единство и независимость Противостояние Орде. Золотая Орда. Территория, социальноэкономический строй, государственная власть,
религия, личность хана Узбека. Народы, входившие в состав Золотой Орды. МосковскоВладимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с
Тверью, Рязанью, Литвой. Митрополит Алексий и московские бояре. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского. Сергий Радонежский.
Мамай. Поход русского войска на Казань. Сражение на Пьяне (1377 г.) и Воже (1378 г.). Полководец князь Владимир Серпуховской. Битва на Куликовом
поле (1380 г.), ее отражение в летописях, повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках.
Образование Русского централизованного государства. Национальный подъем после Куликовской победы. Политическое первенство Москвы при
Василии I и Василии II Темном. Потери и приобретения времени феодальной войны второй четверти XV в. Политические и духовные лидеры, позиции
сословий. Распад Золотой Орды. Усиление Руси при Иване III. Иван III — первый великий князь всея Руси. Создание единой системы управления, армии,
системы финансов. Судебник 1497 г. Соперничество светской и церковной властей. Борьба с еретиками. Отношения с Западом, возрождение былых связей.
Присоединение земель. Разрыв с Ордой — стояние на Угре, освобождение от иноземного ига (1480 г.). Правление Василия III. Присоединение Пскова,
Смоленска, Рязани, вхождение нерусских народов в состав Российского государства. Московское государство в системе международных отношений.
Теория «Москва — Третий Рим». Великое княжество Литовское. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Русское многонациональное государство.
Сельское хозяйство и промыслы. Города и торговля.
Русская культура и быт XIV—XV вв. Возрождение и развитие письменной традиции. Летописные своды, повести и сказания, жития святых. Церковное и
гражданское строительство (монастырские комплексыкрепости, храмы в городах и селениях, дворцы и жилые дома). Иконопись и фрески — Андрей
Рублев, Феофан Грек и др. Прикладное искусство. Духовные искания. Церковь, ее роль в культурной жизни. Антицерковные настроения. Еретики
вольнодумцы: стригольники, жидовствующие — представители реформационной, гуманистической мысли на Руси. Повседневная жизнь русских людей —
жилища и одежда, пища и развлечения, обряды и духовные запросы.
Тема V. Россия в XVI в.
Россия в XVI веке Россия при Иване Грозном. Личность Елены Глинской — регентши русского трона. Иван IV Грозный — первый царь всея Руси.
Политика Избранной рады. Реформы. Царь и его соратники — Алексей Адашев, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр и др. Митрополит Макарий.
Расправы с вольнодумцами (Феодосий Косой, Башкин, Артемий и др.). Внешняя политика — взятие Казанского и Астраханского ханств. Башкирия и
Ногайская орда. Начало присоединения Сибири — поход Ермака. Нерусские народы в составе России.
Опричнина. Ливонская война. Измена А. Курбского. Набеги крымцев. «Засечная черта». Полководец Иван Воротынский. Сожжение Москвы (1571 г.).
Молодинская битва 1572 г. — разгром ДевлетГирея.
От Руси к России. Иван Грозный, его сторонники и противники. Опричные казни и погромы. Народные бедствия. Хозяйственное разорение, положение
крестьян, холопов, посадских людей. Побеги, восстания. Иван Грозный и его время в российской историографии. Дискуссия о характере опричнины.
Правление Федора Ивановича. Гибель царевича Дмитрия в Угличе. Крепостнические законы (заповедные годы, урочные лета). Кончина Федора
Ивановича, воцарение Бориса Годунова. Личность Годунова. Борьба с Романовыми и Шуйскими. Интриги бояр.
Культура и быт конца XV—XVI в. Общерусские культурные традиции. Фольклор. Просвещение. Научные знания. Литература. Летописные своды,
повести и сказания. Публицистика — царь Иван Грозный и его оппонент А. Курбский. Пересветов, ЕрмолайЕразм, Зиновий Отенский и др. Историческая и
политическая мысль. Архитектура. Подъем строительного дела. Московский Кремль, храмы. Живопись — московская и новгородская школы,
строгановское письмо. Прикладное искусство. Городская и сельская жизнь — труд и
Тема VI. Россия в XVII в.
Смутное время Борис Годунов. Голодные годы и бунты (1601—1603 гг.). Первый самозванец. Личность Лжедмитрия I. Подъем народного движения.
Восстание И. И. Болотникова (1606—1607 гг.) — кульминация гражданской войны. Царь В. И. Шуйский и второй самозванец. Польская и шведская
интервенция. Полководец М. В. СкопинШуйский.
Семибоярщина и договор с польским королем Сигизмундом. Продолжение гражданской войны. Первое ополчение. П. П. Ляпунов и его гибель. Второе
ополчение. К. М. Минин и Д. М. Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова на царство. Столбовский мир и
Деулинское перемирие. Окончание Смуты.
Новые черты старой России
Россия после смуты. Первые годы правления Алексея Михайловича. Царь Михаил Федорович. Возрождение самодержавия. Последствия смуты.
Войны с Польшей и Швецией. Восстановление хозяйства. Царь Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Центральное
управление. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. Суд. Армия. Патриарх Филарет. Церковная реформа. Никон и Аввакум. Падение Никона.
Преследование старообрядцев. Соловецкое восстание.
Хозяйство и сословия. Рост населения в городах и селениях, «росчисти» и «починки», промыслы и торговля. Новые явления в сельском хозяйстве и
промышленности. Появление мануфактур, наемного труда. Первые ростки буржуазных отношений. Появление «новых людей» — капиталистовкупцов
(Шорины, Никитниковы, Калмыковы и др.), промышленников из купцов и дворян. Господство старых отношений и представлений. Колонизационные процессы. Освоение Сибири. Роль колонизации окраин в истории страны. Герои сибирской эпопеи.
Социальные протесты. Народы России в XVII в. «Бунташный век». Московские восстания: 1648 г. (Соляной бунт), 1662 г. (Медный бунт). Восстания
в других районах России. Крестьянское восстание во главе со С. Т. Разиным. Личность С. Т. Разина.
Внешняя политика России. Русскопольская (Смоленская) война 1632—1634 гг. Русскопольская война 1654—1667 гг. Русскотурецкая война.
Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири. Нерусские народы России.
Россия накануне преобразований. Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Реформы при царе Федоре Алексеевиче. Восстание 1682 г. в
Москве. Софья — регентша. Князь Василий Голицын. Внешняя политика Софьи. Падение Софьи.
Культура и быт. Влияние Смутного времени, народных восстаний на духовную жизнь человека, общества. Начало нового периода в истории русской
культуры. Процесс секуляризации (обмирщения) культуры. Национальное самосознание. Повести и сказания о Смутном времени — герои и идеи.
Сатирическая литература, воинские повести. Летописи. Обучение грамоте. Круг чтения. Школы и академия. Научные знания. Фольклор. Литература.
Архитектура. Московское, или нарышкинское, барокко. Театр. Живопись. Прикладное искусство. Научные знания. Быт русских людей — бояр и дворян,
крестьян и горожан; новые веяния (собрания рукописных и печатных книг, новая одежда и мебель, общение с иностранцами, поездки за границу).
Тема VII. Россия в XVIII в.
Эпоха Петра Первого . Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство Петра I в Западную Европу.
Первые петровские нововведения 1699—1700 гг. Северная война и преобразования. Начало Северной войны. Нарвская баталия. Новые преобразования и
первые победы. Полтавская битва. Влияние победы под Полтавой на дальнейший ход Северной войны. Прутский поход. Гангут. Провозглашение Петра I
императором. Россия — империя.
Реформы Петра Великого. Петровские указы, охватывающие хозяйственную жизнь страны. Изменения в сословиях. Реформы государственного
управления.
Конец Северной войны. Ништадтский мир. Кончина Петра I. Личность Петра Великого. Российская историография об эпохе Петра и ее влиянии на
дальнейший ход истории страны.
Эпоха дворцовых переворотов. Особенности первых десятилетий послепетровского развития. Отступление от петровских планов и достижений, с
одной стороны, продолжение традиций Петра — с другой. Развитие мануфактур. Отмена внутренних таможен. Подъем сельского хозяйства, торговли.
Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Борьба придворных группировок, роль иностранцев в эпоху дворцовых
переворотов. Войны с Крымом, Турцией, Швецией. Миних и Ласси. Россия в Семилетней войне. С. Ф. Апраксин, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев и
А. В. Суворов. Император Петр III Федорович.
Расцвет дворянской империи в годы правления Екатерины II . Петр III Федорович и дворцовый переворот в июне 1762 г. Воцарение Екатерины II.
Фавориты и политики. Братья Орловы, Г. А. Потемкин и др. Развитие хозяйства. Мануфактура. Капиталистический уклад. Либеральный курс. Уложенная
комиссия 1767—1768 гг., «Наказ» Екатерины II. Полемика в журналах. Русское просвещение. Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин и др. Проявление
оппозиционной мысли. А. Н. Радищев и начало революционного направления в общественной жизни. Радищевцы. Реакция после Пугачевского восстания в
России и революция во Франции.
Народные движения. Усиление гнета: налоги и поборы, рекрутчина и крепостнические законы 1760х гг. Работные люди заявляют о своих правах
(волнения и восстания на московском Суконном дворе и др. Чумной бунт 1771 г.). Крестьянская война 1773—1775 гг. Е. И. Пугачев и его сподвижники.
Самозванцы до и после Пугачева.
Победы на суше и на морях. Русскотурецкие войны. П. А. Румянцев и А. В. Суворов, Г. А. Спиридов и Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Потемкин и др. Великие
победы русского оружия. Война со Швецией. Победы на Балтийском море. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Русская полководческая и
флотоводческая школа XVIII в.
Русская церковь в XVIII в. Начало синодального периода в истории Русской православной церкви. Сторонники и противники Петра Великого в Русской православной церкви. Феофан Прокопович. Преследование вольнодумцев, старообрядцев, сектантов. Секуляризация церковных владений. Превращение
духовенства в привилегированное сословие.
Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Город и промышленность. Сельское хозяйство. Крестьяне и дворяне.
Торговля. Народы России.
Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. Просвещение. Академия наук. Первая печатная газета. Московский университет. Наука. М. В. Ломоносов.
Общественнополитическая мысль. Фольклор. Литература. Архитектура. Скульптура. Живопись. Театр.
Тема VII. Россия в первой половине XIX в.
Россия в первой четверти XIX в . Страна и народы. Языки и религии. Города и села. Сословия и классы. Крепостные и свободные. Казаки.
Малочисленные народы Севера и Сибири. Пути сообщения. Ярмарки. Размещение промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд в промышленности.
Павел I на троне. Павел I и екатерининская Россия. Мероприятия Павла. Переворот 1801 г.
Александр I и его «молодые друзья». Попытки реформ. Сопротивление консервативных сил. М. М. Сперанский.
Внешняя политика России в начале XIX в. Присоединение Закавказья. Войны с Францией, Турцией и Швецией.
Отечественная война 1812 г. Наполеоновская Франция и ее претензии на мировое господство. Тильзитский мир и Континентальная блокада. Рост
напряженности между Францией и Россией. Вторжение в Россию «Великой армии» Наполеона и начало Отечественной войны. Манифест о создании
народного ополчения. Развертывание партизанской войны. Александр I и М. И. Кутузов. Бородинское сражение и московский пожар. Борьба в правящих
верхах по вопросу о включении мира. Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии. Разруха и жертвы в результате войны. Значение Отечественной
войны для консолидации русской нации и сближения с ней других народов России. Народный характер войны 1812 г.
Заграничный поход русской армии. Взятие Парижа. Венский конгресс. Россия и создание Священного союза.
Александр I и декабристы. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о введении конституции и отмене крепостного права. Указ о вольных
хлебопашцах. Деятельность М. М. Сперанского. Отход Александра I от реформаторских замыслов. А. А. Аракчеев, архимандрит Фотий. Реакционные меры
в области просвещения. Военные поселения. Падение популярности Александра I. Движение декабристов. Конституционные проекты Н. М. Муравьева и
П. И. Пестеля. Смерть Александра I. Междуцарствие. Выход заговорщиков на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г.
Российская империя при Николае I . Следствие и суд над декабристами. П. И. Пестель, С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев. Жены декабристов. Декабристы
в Сибири.
Оценки движения декабристов в российской исторической науке.
А. X. Бенкендорф. Деятельность Третьего отделения, усиление цензурного гнета. С. С. Уваров. Теория официальной народности. Разрастание
бюрократического аппарата. Кодификация законов. Реформа управления государственной деревней. Е. Ф. Канкрин и денежная реформа. Личность Николая
I. Начало кризиса николаевской системы.
Присоединение к России Кавказа и Кавказская война. А. П. Ермолов, имам Шамиль.
Нарастание в общественном сознании протеста против николаевского режима. Славянофилы и западники. Петрашевцы. В. Г. Белинский. А. И. Герцен.
Т. Г. Шевченко.
Крымская война. Восточный вопрос. Спор изза палестинских святынь. Ход боевых действий. Слава и горечь Севастополя. В. А. Корнилов.
П. С. Нахимов. Парижский мир.
Образование и наука. Университеты, гимназии, школы. Русская наука. Русские путешественники. Золотой век русской культуры. Архитектура и
скульптура. Русская живопись. Театр и музыка. Русская журналистика.
Русская православная церковь. Положение православной церкви в России. Серафим Саровский. Митрополит московский Филарет. Преследование
старообрядцев.
Тема VIII. Россия во второй половине XIX в. Россия в 60—70е гг. XIX в. Историческая необходимость отмены крепостного права. Первые шаги на пути к Крестьянской реформе. Деятельность
редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861 г. Основные положения реформы. Историческое значение ликвидации крепостнических порядков.
Реформы 60—70х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Личность Александра II. Авторы реформ.
Внешняя политика России в 60—70е гг. XIX в. Международное положение России после Крымской войны. Канцлер А. М. Горчаков и восстановление
прав России на Черном море. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Россия и освободительная борьба славянских народов. Русскотурецкая война
1877—1878 гг. и освобождение Болгарии. М. Д. Скобелев. СанСтефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Присоединение Средней Азии к России.
Конец «союза трех императоров» и сближение России и Франции.
Развитие хозяйства в пореформенной России. Строительство великой магистрали от Петербурга до Владивостока. Появление новых промышленных
центров. Капиталистический город — новое явление в России. Промышленный переворот. Сохранение помещичьих латифундий и крестьянской общины.
Расслоение крестьянства. Замедленное развитие товарноденежных отношений в сельском хозяйстве центральных губерний. Быстрое развитие аграрного
капитализма на Северном Кавказе и Южной Украине.
Драма после освобождения. Вопрос о конституции в правительстве Александра II. Русский либерализм и движение за конституцию. И. И. Петрункевич.
Возникновение народничества. Три течения в народничестве. П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин. Правительственные репрессии и победа
террористического направления. Деятельность М. Т. ЛорисМеликова. Проект конституции. Семь покушений на царя. Убийство Александра II,
организованное «Народной волей». Уроки и просчеты движения народников.
Россия в 1880 — 1890е гг Александр III. Первая всеобщая перепись населения. Промышленный подъем 90х гг. и деятельность С. Ю. Витте. Рабочий
класс России. Ухудшение положения в деревне: демографический взрыв и мировой сельскохозяйственный кризис, рост крестьянского малоземелья и
нищеты. Голодные годы.
Дискуссия историков о месте России в мировой экономике конца XIX — начала XX в.
Переход правительства к политике консервации патриархальнообщинных отношений в деревне при сохранении помещичьих латифундий. Политическая
реакция. Александр III и К. П. Победоносцев. Внешняя политика России в конце XIX в.
Россия в первые годы правления Николая II. Вступление на престол Николая II. Либеральное движение 80—90х гг. XIX в. «Третий элемент» в земстве.
Н. Ф. Анненский. Либеральное народничество. Н. К. Михайловский. Российское рабочее движение. Группа «Освобождение труда» и возникновение
марксистского движения в России. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начало деятельности В. И. Ленина. Новый этап освободительного
движения.
Культура России в XIX в. Просвещение и наука. Русские путешественники. Градостроительство. Старый Петербург — шедевр европейского зодчества.
Архитектура периода эклектики. Живопись эпохи передвижников.
Музыка народов России. Русская литература завоевывает Европу. Рост грамотности во второй половине XIX в. Создание национальной письменности у
ряда народов Поволжья. Печать столичная, провинциальная. Книгоиздательское дело. Драматический театр в столицах и провинции. Выставки. Музеи.
Храмы.
Русская православная церковь в XIX в. Православие в системе царского самодержавия. Система церковного управления. Оберпрокуроры и Синод.
Церковь и освобождение крестьян. Н. А. Протасов и митрополит Филарет. Вопрос о церковных реформах в пореформенную эпоху. Зарождение
либерального течения в духовенстве, появление священниковдемократов. Христианизация народов Поволжья и Сибири и ее историческое значение.
Монастырское «старчество». Старец Амвросий из Оптиной пустыни. Политика К. П. Победоносцева и нарастающий кризис православной церкви в условиях
развития капитализма.
5.Тематическое планирование.
№
Раздел
Колво Тема
урока
Введение
Раздел 1. Древняя Русь
Раздел 2. Русь удельная. Борьба с внешними вторжениями.
Раздел 3. Образование Российского государства.
Раздел 4. Россия в новое время. Рождение империи
Раздел 5. Эпоха великих реформ.
Раздел 6. Россия во второй половине ХIХ века.
1
2
3
4
5
6
7
Итого
часов
1
9
4
8
9
2
1
34 6.Календарнотематическое планирование элективного курса «Роль России в историческом процессе» для профильного 10 класса.
Основные виды
деятельности
Форма занятия
Тема
Количество
часов
№
п/п
1.
Что мы знаем о реформах?
Что такое реформы?
Реформа или революция: что предпочтительнее?
1 час
Лекция
Конспект
23.
Русь при первых князьях. Теории образования Русского
государства.
Князья: Рюрик, Олег, Игорь.
2 часа
Рассказ с элементами
беседы.
Раздел 1. Древняя Русь
9ч.
45. Княгиня Ольга.
2 часа
Работа с таблицей,
рассказ, беседа.
Таблица «Первые
Рюриковичи: годы и дела»
1150летие зарождения
российской
государственности
Таблица «Первые
Рюриковичи: годы и дела»
67. Княжение Владимира Святославича.
89. Ярослав Мудрый.
10.
Княжение Владимира Мономаха.
2часа
2 часа
1 час
Работа с таблицей,
рассказ, беседа.
Таблица «Первые
Рюриковичи: годы и дела»
Работа с источниками.
Беседа.
Выступления учащихся
Работа в группах с
документами.
Устные отчеты
Раздел 2. Русь удельная. Борьба с внешними вторжениями.
4 ч.
Раздробленность как форма государственности.
2 часа
11
12.
13 Монголотатарское нашествие и его влияние на древнерусскую
2 часа
Дискуссия «Ярослав
Мудрый и Владимир
Мономах глазами
летописцев и
историков. Идеал
правителя в
общественном сознании
1011 вв.».
Лекция.
Выступления учащихся,
краткие записи итогов
дискуссии.
Краткие записи 14.
цивилизацию. Линии поведения по отношению к завоевателям.
Беседа.
Раздел 3. Образование Российского государства.
8 ч.
15
16.
17
18.
Объединительное движение. Выдвижение Москвы как центра
объединения и борьбы за независимость. Иван Калита. Дмитрий
Донской.
Иван III: личность и деяния. Судебник 1497 года – первый кодекс
законов единой России.
19
20.
Иван Грозный. Реформы первого царя. Выбор пути развития
страны.
21
22.
Смутное время. Кризис русской государственности. Борис
Годунов. Самозванцы.
2 часа
2 часа
2 часа
2 часа
Работа в группах
Выступления учащихся,
тесты.
Работа с источниками,
дополнительной
литературой, беседа.
Работа с документами
Дискуссия на тему:
«Опричнина. Можно ли
назвать ее реформой?
Обсуждение проблемы
«Смутное время в
истории России:
упущенные
возможности».
Исследование на тему:
«Взаимоотношения Руси и
Золотой Орды. Разные
точки зрения на проблему.
Влияние ордынского ига
на русскую историю:
дискуссии и позиции
историков».
Краткие записи, доклады
учащихся «Князья
Московские»
Выступления учащихся с
небольшими докладами
Краткие записи, доклад
«Личность и деяния Ивана
III»
Устные отчеты
Выступления учащихся
План, краткие конспекты,
записи, доклад «Личность
и деяния Ивана IV».
Краткие записи, доклады о
личностях: Борис
Годунов, Василий
Шуйский, Кузьма Минин и
Дмитрий Пожарский
400летие освобождения
Москвы ополчением К.
Минина
и
Д.Пожарского.
400 лет избранию на
царство Михаила
Романова.
Раздел 4. Россия в новое время. Рождение империи.
9 ч. 23
24.
Первые Романовы. Соборное Уложение 1649 года – новый этап
развития крепостного права.
.
2 часа
Лекция, беседа.
Церковная реформа. Патриарх Никон. Старообрядчество в
истории России и Вятской земли.
Петр 1 – великий реформатор России.
25
26.
27
28.
2 часа
2 часа
Лекция, беседа,
дискуссия.
Работа с источниками,
дискуссия.
29.
Реформы государственного управления.
1 часа
Лекция, беседа.
30.
Александр 1.Реформы: замыслы и их реализация. М. М.
Сперанский.
1 часа
Работа с таблицей,
беседа.
31.
Николай I. Преобразования времен его царствования.
1 часа
Обсуждение проблемы
«Исторический опыт
реформаторской
Выступления учащихся
Тезисы, доклады учащихся
360 лет со дня принятия
Земским собором
решения о
воссоединении Украины
с Россией
Выступления учащихся,
тезисы, планконспект
Выступления учащихся,
беседа, составление
тезисов.
Петр Великий, «птенцы
гнезда Петрова»
Выступления учащихся,
планконспект
Доклады учащихся
«Екатерина Великая,
Григорий Потемкин»
220
первому
российскому посольству
в Японии.
230 лет со дня
воссоединения Крыма с
Россией.
Доклады учащихся,
таблица в тетради, тезисы.
200летие победы в
Отечественной войне
1812 года.
200летие основания
ФортаРосс – русского
поселения на побережье
северной Калифорнии.
Составление таблицы
«Реформы времен
царствования Николая 1».
лет деятельности
самодержавия в первой
половине 19 в.».
Раздел 5. Эпоха великих реформ.
32
33.
Александр II и его окружение. Реформы 60 – 70х годов ХIХ
века.
2 ч.
2 часа
Семинар «Великие
реформы 6070х годов
ХIХ века».
34.
С.Ю. Витте. Планы преобразований и их результаты.
1 час
Семинар.
Раздел 6. Россия во второй половине ХIХ века.
1 ч.
Составление таблицы
«Реформы 6070х
годов ХIХ века и их
значение».
Таблица, доклады
учащихся, статьи в газету
от групп, защищающих
проекты.
135 лет со дня
подписания Сан
Стефанского мира
Доклады учащихся,
обсуждение проблемы
«Попытки структурных
реформ С.Ю. Витте.
Почему они не увенчались
успехом?».
7.Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение образовательного процесса.
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России 1819 веков. Часть 2.М., Просвещение,2006.
1
Валькова В., Валькова О. Правители России: Энциклопедия. М., Айрис Пресс Рольф, 1999.
2
3
Головатенко А.Ю. Тоталитаризм ХХ века М., Школа пресс, 1992.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век М., Просвещение, 2003.
4
Дмитренко В. П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век. М.,Дрофа,1997.
5
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества ХХ начало ХХI века. М., Русское слово, 2004.
6
7
История России ХХ век: Энциклопедия для детей М., Аванта, 1995.
Карамзин Н.М. Предание веков: Сказания, легенды, рассказы из « Истории государства Российского» М., 1988.
8
Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIIIХV вв. М., МИРОС, 1993.
9
10
Книга для чтения по истории Отечества М., Просвещение, 1995.
Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. М., 1990.
11
12
Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским – ЙошкарОла, Марийское книжное издательство, 1990. 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Кольцов П.С. Дипломат Федор Раскольников. М., Политиздат, 1990.
Левандовский А.А., Щетинов Ю. А. Россия в ХХ начале ХХI века М., Просвещение,2005.
Неизвестная Россия М., Историческое наследие, 1992.
Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век М., Дрофа, 1995.
Пособие по истории Отечества для поступающих в Вузы М.,!996.
Реформы Патриарха Никона Христианство. Православие: Энциклопедия для детей. Том 6, часть 2. М.,1997.
Россия и мир: учебная книга по истории. Часть 2 М., Владос, 1994.
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. Часть 1. М., Просвещение, 2006.
Сеятели и хранители. Книга 1 М., Современник, 1992 с.364366.
Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России ХVIХVIII вв. М., МИРОС РОСТ, 1997.
8.Результаты освоения предмета и система их оценки.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
1. Познавательные.
умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;
умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
умение определять причинноследственные связи и использовать их для анализа;
умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;
умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;
умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с
использованием информационных технологий.
2. Информационнокоммуникативные.
поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;
извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;
перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;
умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;
умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;
использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и
владение основными видами публичных выступлений.
практической деятельности;
3. Рефлексивные.
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
умение отстаивать свою гражданскую позицию;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен:
Знать, понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;
периодизацию отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.
Уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинноследственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для
аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
Для оценивания обучающихся используется альтернативная система оценивания. В основе этой системы лежит использование накопительного балла.
В ходе текущего оценивания на занятии, обучающиеся могут получить от 2 до 5 баллов.
2 балла работа с источником информации, включая систему Интернет
3 балла – работа с лабораторным оборудованием, решение заданий по алгоритму.
4 балла выполнение заданий повышенной сложности, нестандартный подход к решению заданий
5 баллов выполнение тестовой работы.
По итогам полугодия, обучающемуся выставляется «зачет» или «незачет». Если набранное количество баллов больше 50%зачет, а если меньше
незачет. По каждому полугодию просчитывается максимальный балл. Итоговой работой является защита проекта (реферата), который готовится
обучающимся в течение года(максимальное количество баллов 10). Учитель курирует выполнение проекта. По итогам изучения курса обучающийся
получает лист индивидуальных достижений, который заполняется учителем. Лист индивидуальных достижений формирует портфолио
обучающегося.
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Электив по истории 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.