Методический материал "Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ""
Оценка 5

Методический материал "Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ""

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
психологическая работа
13.11.2022
Методический материал "Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ""
Данный материал - отчет и рекомендации детям, работающим с детьми с ОВЗ, по формированию учебной мотивации
КошуроваН.С. Мотивация.doc

Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ

 

 

 

В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотивацию как одну из основных движущих сил учения ребенка.

Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.

Адаптация к школе у детей с ОВЗ происходит более медленно, чем аналогичный процесс у ребят, посещающих массовую школу ; им сложнее переключиться с ведущей игровой деятельности на учебную, «принять» в свое окружение новых людей (учителей, воспитателей, одноклассников) и перестроиться под новый режим жизни в условиях школы с пролонгированным (в нашем случии— круглосуточным) пребыванием детей . Таким образом, работа по формированию мотивационного поля учащихся  с ОВЗ должна вестись комплексно и системно, иначе добиться устойчивых результатов будет сложно.

Особую тревогу вызывают дети с ОВЗ. Мотивы у детей с ОВЗ недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли.

Обычно такие дети не хотят учиться, так как они очень рассеяны, невнимательны на уроках. У большинства из них слуховая и зрительная память на низком уровне, особенно воспроизведение. На вопросы учителя дети отвечают односложно. Они испытывают трудности при усвоении нового материала. Во время уроков часто отвлекаются: играют, смотрят в окно, задают вопросы не по существу изучаемого материала. Дети с ОВЗ стремятся действовать по образцу, ждут, когда задание выполнит кто-нибудь другой. Центральное место занимает мотив избегания, часто появляется и мотив непосильной сложности задания, когда ученик сразу, не вникнув в суть задания, спрашивает: «А как это упражнение сделать?» или говорит: «Я не могу справиться с этим заданием».

При правильном построении коррекционной работы важную роль в развитии учебной мотивации начинает играть уровень сформированности познавательных процессов и успешность обучения детей с ОВЗ. В связи с этим особое значение приобретает использование адекватных форм оценки, результатов, достигаемых детьми. Прежде всего это относится к качественной оценке. Поскольку обучение ведёт развитие, то основным способом коррекции и компенсации нарушений развития является именно целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому крайне важно сохранить и поддерживать у детей с ОВЗ достаточно высокий уровень мотивации на протяжении всего школьного обучения.

Учебная мотивация детей с ОВЗ снижена.

Причины снижения учебной мотивации у детей с ОВЗ:

·        Несформированность учебной деятельности школьника.

·        Низкий уровень знаний учащегося.

·        Умственное развитие ученика, задержка в развитии.

·        Непонимание школьником цели учения.

·        Слабо сформированные коммуникативные навыки.

·        Страх у учащихся перед школой.

·         Отсутствие или недостаточная поддержка со стороны родителей.

Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ОВЗ прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы, уроков.

В начале и в конце учебного года (октябрь и апрель)  педагогом-психологом проводится диагностика уровня развития учебной мотивации учащихся в 5 классах. По оценке уровня развития школьной мотивации Н. Г. Лускановой пишется  качественный анализ анкеты и даются рекомендации педагогам, работающим с данным классом по формированию активной позиции школьника и повышению учебной мотивации.

С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию,  проводится индивидуальная психокоррекционная работа по формированию:

-активной позиции школьника;

-положительного отношения к учебе;

- познавательного интереса.

Ребёнок должен чувствовать радость познания. Для этого на групповых психокоррекционных занятиях, в игровой форме дети приобретают умение учиться, учатся дружить, обретают уверенность в своих способностях и возможностях. А для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важен уровень достижений, ситуация успешности, условия, при которых повышается заинтересованность в получении знаний.

В результате проведённого исследования детей 1-х и 5-х классов было выявлено, что большое значение в формировании положительного отношения школьника к учению имеет личная симпатия к педагогу. Поэтому учителю необходимо знать динамику развития мотивов и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы со временем не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении интерес к учителю перерастает в интерес к учебному предмету и позже к науке, которую он представляет.

 

 

На своих психокоррекционных занятиях для меня, как педагога, требуется большой подготовительной работы к занятию и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы я считаю, является

- сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на занятиях с широким применением методов и приемов.

В нашей школе активно используется кабинет ЦОС. Одним из главных аргументов в пользу применения ЦОС на занятиях является реальная возможность индивидуализация обучения, что позволяет каждому ребёнку развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.

         Таким образом, с целью формирования полноценной учебной мотивации у школьников с ограниченными возможностями здоровья необходима целенаправленная, специально организованная работа.

Поэтому мы предлагаем следующие рекомендации по развитию учебной мотивации учащихся с ОВЗ:

1. Создавать на уроке комфортные психологические и организационные условия работы: атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, взаимоуважения.

2.Вооружать учащихся пониманием своей активной роли на уроке.

3. Включать формы изложения учебного материала с акцентом на занимательность, необычность, формы работы, вызывающие удивление, интерес у учащихся.

4. На каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая атмосферу успеха.

5. Выявлять индивидуальные особенности и способности учащихся, считать главной задачей умение дойти до каждого ученика.

6. Постоянно применять в своей деятельности средства и технологии обучения,способствующие развитию мотивации учения.

7. Самостоятельно знакомиться с опытом науки и практики по использованию приёмов мотивации учебной деятельности.

8. Развивать сотрудничество семьи и школы с целью формирования учебной мотивации детей.

·Использовать средство: игровых ситуаций.

Создание игровой атмосферы развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет педагогу удерживать внимание детей, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – не останется ни одного невнимательного ребенка во время занятий! Всем будет интересно. Играя, дети непроизвольно закрепляют знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

Вопросы формирования и развития школьной мотивации являются важнейшими при рассмотрении проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Эти вопросы можно решить только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.

 


Формирование учебной мотивации у детей с

Формирование учебной мотивации у детей с

Причины снижения учебной мотивации у детей с

Причины снижения учебной мотивации у детей с

В нашей школе активно используется кабинет

В нашей школе активно используется кабинет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2022