Формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ
В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотивацию как одну из основных движущих сил учения ребенка.
Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.
Адаптация к школе у детей с ОВЗ происходит более медленно, чем аналогичный процесс у ребят, посещающих массовую школу ; им сложнее переключиться с ведущей игровой деятельности на учебную, «принять» в свое окружение новых людей (учителей, воспитателей, одноклассников) и перестроиться под новый режим жизни в условиях школы с пролонгированным (в нашем случии— круглосуточным) пребыванием детей . Таким образом, работа по формированию мотивационного поля учащихся с ОВЗ должна вестись комплексно и системно, иначе добиться устойчивых результатов будет сложно.
Особую тревогу вызывают дети с ОВЗ. Мотивы у детей с ОВЗ недостаточно осознанны, бедны по содержанию. Практически отсутствует самостоятельность, характерен недостаток воли.
Обычно такие дети не хотят учиться, так как они очень рассеяны, невнимательны на уроках. У большинства из них слуховая и зрительная память на низком уровне, особенно воспроизведение. На вопросы учителя дети отвечают односложно. Они испытывают трудности при усвоении нового материала. Во время уроков часто отвлекаются: играют, смотрят в окно, задают вопросы не по существу изучаемого материала. Дети с ОВЗ стремятся действовать по образцу, ждут, когда задание выполнит кто-нибудь другой. Центральное место занимает мотив избегания, часто появляется и мотив непосильной сложности задания, когда ученик сразу, не вникнув в суть задания, спрашивает: «А как это упражнение сделать?» или говорит: «Я не могу справиться с этим заданием».
При правильном построении коррекционной работы важную роль в
развитии учебной мотивации начинает играть уровень сформированности
познавательных процессов и успешность обучения детей с ОВЗ. В связи с этим
особое значение приобретает использование адекватных форм оценки, результатов,
достигаемых детьми. Прежде всего это относится к качественной оценке. Поскольку
обучение ведёт развитие, то основным способом коррекции и компенсации нарушений
развития является именно целенаправленное коррекционное обучение. Поэтому
крайне важно сохранить и поддерживать у детей с ОВЗ достаточно высокий уровень
мотивации на протяжении всего школьного обучения.
Учебная мотивация детей с ОВЗ снижена.
Причины снижения учебной мотивации у детей с ОВЗ:
· Несформированность учебной деятельности школьника.
· Низкий уровень знаний учащегося.
· Умственное развитие ученика, задержка в развитии.
· Непонимание школьником цели учения.
· Слабо сформированные коммуникативные навыки.
· Страх у учащихся перед школой.
· Отсутствие или недостаточная поддержка со стороны родителей.
Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ОВЗ прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы, уроков.
В начале и в конце учебного года (октябрь и апрель) педагогом-психологом проводится диагностика уровня развития учебной мотивации учащихся в 5 классах. По оценке уровня развития школьной мотивации Н. Г. Лускановой пишется качественный анализ анкеты и даются рекомендации педагогам, работающим с данным классом по формированию активной позиции школьника и повышению учебной мотивации.
С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, проводится индивидуальная психокоррекционная работа по формированию:
-активной позиции школьника;
-положительного отношения к учебе;
- познавательного интереса.
Ребёнок должен чувствовать радость познания. Для этого на групповых психокоррекционных занятиях, в игровой форме дети приобретают умение учиться, учатся дружить, обретают уверенность в своих способностях и возможностях. А для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важен уровень достижений, ситуация успешности, условия, при которых повышается заинтересованность в получении знаний.
В результате проведённого исследования детей 1-х и 5-х классов было выявлено, что большое значение в формировании положительного отношения школьника к учению имеет личная симпатия к педагогу. Поэтому учителю необходимо знать динамику развития мотивов и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы со временем не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении интерес к учителю перерастает в интерес к учебному предмету и позже к науке, которую он представляет.
На своих психокоррекционных занятиях для меня, как педагога, требуется большой подготовительной работы к занятию и напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы я считаю, является
- сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на занятиях с широким применением методов и приемов.
В нашей школе активно используется кабинет ЦОС. Одним из главных аргументов в пользу применения ЦОС на занятиях является реальная возможность индивидуализация обучения, что позволяет каждому ребёнку развиваться в соответствии с его способностями и особенностями.
Таким образом, с целью формирования полноценной учебной мотивации у школьников с ограниченными возможностями здоровья необходима целенаправленная, специально организованная работа.
Поэтому мы предлагаем следующие рекомендации по развитию учебной мотивации учащихся с ОВЗ:
1. Создавать на уроке комфортные психологические и организационные условия работы: атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, взаимоуважения.
2.Вооружать учащихся пониманием своей активной роли на уроке.
3. Включать формы изложения учебного материала с акцентом на занимательность, необычность, формы работы, вызывающие удивление, интерес у учащихся.
4. На каждом уроке находить возможности для поощрения учеников, создавая атмосферу успеха.
5. Выявлять индивидуальные особенности и способности учащихся, считать главной задачей умение дойти до каждого ученика.
6. Постоянно применять в своей деятельности средства и технологии обучения,способствующие развитию мотивации учения.
7. Самостоятельно знакомиться с опытом науки и практики по использованию приёмов мотивации учебной деятельности.
8. Развивать сотрудничество семьи и школы с целью формирования учебной мотивации детей.
·Использовать средство: игровых ситуаций.
Создание игровой атмосферы развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет педагогу удерживать внимание детей, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – не останется ни одного невнимательного ребенка во время занятий! Всем будет интересно. Играя, дети непроизвольно закрепляют знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.
Вопросы формирования и развития школьной мотивации являются важнейшими при рассмотрении проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Эти вопросы можно решить только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.