Методический план-конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глагола".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На данном уроке применяется деятельностный метод обучения. На всех этапах обучающиеся вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера.
Иконка файла материала Сценарий урока.doc

Методический план-конспект урока русского языка в 5 классе

 

Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Методическая цель: отрабатывать организацию формы проведения урока-путешествия в рамках технологии деятельностного метода.

Задачи:

Образовательные:

  • направить действия обучающихся на усвоение понятия «личные окончания глаголов», умение выявлять безударную гласную в личных окончаниях глаголов, подбирать способы проверки.

Развивающие:

·        развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;

·        развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательные:

·        воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, коллективной работе;

·        воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты

Предметные:

·        уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола;

·        уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·        определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью преподавателя;

·        проговаривать последовательность действий на уроке;

·        высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

·        уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

·        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

·        планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

·        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

 

Познавательные УУД:

·        уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;

·        добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроках;

·         преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

  • делать выводы о результатах совместной работы.

  Коммуникативные УУД:

·        уметь оформлять свои мысли в устной форме;

·        слушать и понимать речь других;

·        договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

·        учиться работать в паре, в группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода).

Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения

Способы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль по образцу, текущий, тестовый.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование:

·        Учебник: «Русский язык». 5 класс», Москва, «Просвещение», 2017 г., автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

ИКТ (видеофрагмент, презентация к уроку, интерактивный тренажер 

  • Индивидуальный рабочий лист

Использованные ре­сур­сы сети Ин­тер­нет:

 интерактивный тренажер  https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/11/04/interaktivnyy-trenazher-spryazhenie-glagolov-5-klass-fgos).

Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность 

учителя

Планируемые результаты

УУД

I этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствуют гостей, преподавателя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы преподавателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают пропущенные слова, заполняют кроссворд и называют ключевое слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют маршрутный лист путешественника, знакомятся с картой путешествия.

Приветствует обучающихся, положительно настраивает на урок.

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Во-первых, потому что у нас гости. Повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте гостей. Во-вторых, наш урок будет сказочным, поэтичным.

- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного зайчика.

- Я рада видеть ваши улыбки. Думаю, что

сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу.

- На минутку закройте глаза, представьте себе море, волны плещут:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

Организует беседу:
- Знакомы ли вам эти стихи?
- Кто их написал? (А. С. Пушкин)

- Далеко-далеко в океане Знаний есть необычная страна. К ней-то  мы сегодня и совершим путешествие.

Дорога нам предстоит дальняя, будет много трудностей, но, я надеюсь, что мы их преодолеем и покорим эту загадочную страну. А для этого нам понадобятся все те знания, которые мы приобрели.

- Прежде чем отправиться в путешествие, давайте определим,  о какой стране я говорю.

- Итак, по реке Сказочной отправляемся в путешествие.

 

Читает отрывки из сказок А.С. Пушкина и предлагает отгадать пропущенные слова в кроссворде:

По ключевому слову просит назвать страну, куда предстоит путешествие:

Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступна будет лишь она

Вот здесь на нашей парте.

И путешествовать в неё

Отправимся мы снова,

А называется она

Страна Глаголия.

- Именно в страну Глаголию мы совершим наше путешествие.

Предлагает оформить записи в маршрутном листе путешественника.

- Продолжаем путешествие. Впереди Крепость Глаголов.

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные:  умеют проявлять положительное отношение к учебной деятельности.

 

 

II этап

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

 готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 

Обучающиеся смотрят фрагмент видео о глаголе. Приступают к работе в паре: воспроизводят теоретический материал по ОК о глаголе.       

 

 

Оценивают свою работу в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют в паре практическое задание в маршрутном листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят фрагмент грамматической сказки, отвечают на вопросы преподавателя.

 

 

 

Обучающиеся рассматривают схему, включаются в диалог с учителем.

Примерные ответы:

- Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо знать его спряжение.

- Для этого ставим глагол в форму 3 л., мн.ч.

-  Если окончание

-УТ, -ЮТ, то глагол относится к 1 спряжению, если окончание –АТ, -ЯТ, то глагол относится ко 2 спряжению.

- В личных окончаниях глаголов 1 спряжения пишем букву Е, 2 спряжения

– И.

Выполняют задание: вставляют пропущенные буквы в окончания глаголов.

1.Предлагает посмотреть видеофрагмент о глаголе.

 

2. Организует работу в парах (по опорному конспекту рассказать о глаголе).

 

3. Предлагает продолжить работу в парах.

Просит выполнить задание: данные глаголы поставить в неопределенную форму.

1)прошу, 2) терплю, 3) соберу, 4) пойму, 5) бегу, 6) тру, 7) подниму, 8) ловлю, 9) берегу.

(Ключевое слово: спряжение)

 

п

р

о

с

и

т

ь

т

е

р

п

е

т

ь

с

о

б

р

а

т

ь

п

о

н

я

т

ь

 

 

б

е

ж

а

т

ь

т

е

р

е

т

ь

 

п

о

д

н

я

т

ь

л

о

в

и

т

ь

 

б

е

р

е

ч

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предлагает посмотреть видеофрагмент грамматической сказки о спряжении глагола.

Организует беседу:

- Переведите содержание данной грамматической сказки на язык науки.

-  О чем сказка? (О спряжении глагола).

- Кем являются лилипутики из сказки? (Это окончания глаголов).

 

5. Показывает обучающимся схему на доске, просит внимательно ее рассмотреть, организует беседу:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Что вы видите на схеме?

- Вспомните этот способ определения спряжения глагола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Организует самостоятельное выполнение пробного учебного действия, создает затруднение в пробном действии и фиксирует его.

Предлагает задание: вставить пропущенные буквы в глаголах 3 лица мн.ч.:

Друж_т, люб_т, стон..т, чита_т,  кол_т.

Преподаватель фиксирует ошибки в пробном действии.

Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую;

выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения и классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: слушают; отвечают на вопросы; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: проявляют желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся.

III этап

Выявление места и причины затруднения

Цель:

-выявить индивидуальные затруднения

Включаются в диалог с преподавателем.

Обращает внимание обучающихся на допущенные ошибки, организует восстановление выполненных операций:

- Внимание! Внимание! Экстренная эвакуация. Глагол в беде. Нужно вызволять с Вулкана Ошибок.

- Будем выручать из беды?

- Какое задание вы должны были выполнить? (Определить спряжение)

- Какими знаниями вы воспользовались?

- Почему вы не смогли определить спряжение у глагола КОЛОТЬ? (На этом глаголе способ определения спряжения по форме 3 л., мн.ч. не работает).

КОЛЮ(Я)Т

- Что же нам делать? (Надо открыть новое правило для глаголов с безударными окончаниями).

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 

IV этап

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

-познакомить с новым способом проверки безударных личных окончаний глаголов.

Включаются в диалог с преподавателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют содержание таблицы в маршрутном листе.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание преподавателя, делают выводы на основе наблюдений.

Примерный ответ:

- Если глагол в неопределенной форме заканчивается на –ИТЬ, то он будет 2 спряжения, если  не –ИТЬ, то это глагол 1спряжения.

 

1. Предлагает уточнить цели урока:

- Поставьте перед собой цели (слева отметить галочкой):

Цель (чего я хочу  добиться на уроке)

 

Учиться  грамотно писать личные окончания глаголов.

 

Учиться  определять  спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями.

 

Учиться ставить глагол в неопределённую форму.

 

Вспомнить, на какие  вопросы отвечает глагол.

 

Вспомнить, каким членом предложения  может быть глагол.

 

Пополнить свой словарный запас.

 

Отдохнуть на уроке.

- Какова же цель нашего проекта? (Вывести правило правописания безударных личных окончаний глаголов).

- Уточните тему урока (Правописание безударных личных окончаний глаголов).

2. Подводит обучающихся к верной гипотезе:

- Предлагаю вам самостоятельно проанализировать языковой материал в таблице (смотрим задание в своем рабочем листе)

2 спряжение

строит – строить

клеит – клеить

встретит – встретить

верит – верить

помнит - помнить

       1 спряжение

пишет – писать

сеет – сеять

зеленеет – зеленеть

роет - рыть

полет – полоть

тянет - тянуть

 

- Выделим окончания глаголов неопределенной формы, обозначим суффиксы. Теперь соотнесём эти гласные буквы-суффиксы   со спряжением.

-Какой вывод можно сделать? - Что мы искали?

- Какой же новый способ мы нашли? Скажите о нём коротко (Определение спряжения глаголов по неопределенной форме).

Познавательные: систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с преподавателем необходимые действия

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

V этап

Реализация построенного проекта

Цель:

-использование   способов проверки безударных личных окончаний глаголов.

Включаются в активную деятельность по составлению алгоритма действий по правилу о правописании безударных личных окончаний глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют эталон самопроверки на доске:

      - ИТЬ

 – 2 спряжение

 не – ИТЬ

 – 1  спряжение

 

 

Возвращаются к заданию пробного действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают правило в учебнике на стр.122, дополняют алгоритм примерами глаголов-исключений.

1. Организует деятельность по составлению алгоритма действий по правилу:

- Давайте составим цепочку рассуждений, которая поможет пользоваться этим способом. Ваша задача -  восстановить алгоритм.

Опорные слова для составления алгоритма.

1.   Ставлю… (ударение).

2.   Определяю, … ИЛИ …окончание у глагола (ударное или безударное).

3.   Если ударное, то определяю спряжение по ударному окончанию.

4.   Если…, ставлю глагол в …( безударное, неопределенную форму).

5.   Определяю, …… (какой суффикс  стоит перед –ть)

·     Если суффикс .. , то … ( – И, то это глагол 2 спр.).

·     Если …. суффикс, то …. (другие суффиксы, то это глагол 1 спряжения).

 

2. Преподаватель благодарит за проделанную работу и воспроизводит рифмованный алгоритм:

Как окончанье глагола узнать?

Начальную форму глаголу придать!

Если  –ить в конце услышишь –

И, ат, ят в глаголе пишешь.

Не на –ить – запомни: тут

В окончанье – е, ут, ют.

3. Предлагает составить эталон для самопроверки.

4. Преподаватель благодарит за проделанную работу:

- Молодцы! Вы смогли покорить Пик эрудитов.

 

5. Предлагает потренироваться по использованию алгоритма и преодолеть возникшее ранее затруднение:

- Вспомните, почему нам понадобился новый способ определения спряжения глаголов?

- С каким глаголом в определении спряжения по форме 3л., мн. ч. у вас возникло затруднение?

- Как вы сейчас будете действовать, чтобы определить спряжение глагола колоть? (Да, верно, используя открытый нами способ, будем рассуждать по алгоритму).

-Определите спряжение глагола колоть.

-Так как же будет звучать этот глагол в форме 3л., мн. ч., если он 1 спряжения?

 

6. Организует выполнение физкультминутки:

Стоя, выпрямили спинки

И следите все за мной.

Покачали головой.

Руку правую подняли,

Ею дружно помахали.

Две руки теперь скрепили,

А теперь разъединили.

Повторяем 10 раз.

Ускоряем мой показ.

Молодцы! Не поленились –

Аплодисменты получились.

Просит осуществить проверку составленного эталона с правилом в учебнике на стр.122.

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают; выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения и классификации, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные: контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, высказывают и обосновывают свою точку зрения; осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

VI этап

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют упражнение № 678, 679 (2), используя образец рассуждения в учебнике на стр. 122 – 123.

Организует работу по выполнению упражнений № 678, 679 (2 текст) учебника.

 

 

 

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, обосновывают свою точку зрения.

VII этап

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

-организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

Выполняют тестовое задание.

Осуществляют самопроверку по тренажеру.

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/11/04/interaktivnyy-trenazher-spryazhenie-glagolov-5-klass-fgos

 

Учитель:

- Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой. Мы на взлетной полосе.

Предлагает обучающимся выполнить тестовое задание. В качестве теста используются вопросы интерактивного тренажера «Спряжение глагола. 5 класс. ФГОС».

После выполнения предлагает проверить работу по тренажеру. Ссылка приводится:

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/11/04/interaktivnyy-trenazher-spryazhenie-glagolov-5-klass-fgos

 

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: самостоятельно планируют действия; адекватно оценивают свои достижения.

VIII этап

Включение в систему знаний и повторения

Цель:

- организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

Обучающиеся объединяются в группы и выполняют задание.

Учитель предлагает выполнить работу в группе.

- Глаголы-исключения, жители страны Глаголия

дарят вам солнечное настроение и передают задание: вставить на месте пропуска глаголы-исключения по смыслу и сохранить рифму.

Пожелание оптимиста

Грустные мысли  _______________,

Хвост пистолетом  ______________,

Воздухом чистым  ______________,

Пение птиц  ___________________ ,

В синее небо  __________________ ,

Змеем воздушным  ______________,

Вредных людей не  _____________ ,

Но не стараться  ________________,

Скуку, хандру _________________ ,

Улыбки прекрасные  ____________,

И лишь от любви  _______________ .

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: понимают, в чём значение знаний человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания  и умения в практической деятельности.

 

IX этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

подвести итог проделанной работе на уроке

Отвечают на вопросы, работают с маршрутным листом.

Организует рефлексию учебной деятельности и предлагает дать анализ и оценку успешности достижения цели:

- Какие трудности испытывали? С чем они были связаны?

- Поставьте в рабочих тетрадях на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднение.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом полученных на уроке знаний, умений, навыков и исследовательских, аналитических умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Кроссворд  «Глагол»

 

 

 

Отгадав кроссворд, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.

В данных отрывках из сказок А.С. Пушкина нужно отгадать пропущенные слова.

1. Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит … (город) он большой.

2. Пушки с пристани палят,

… (кораблю) пристать велят.

3. Царь Дадон к шатру спешит.

Что за страшная … (картина)

Перед ним его два сына.

4. Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три … (богатыря)

5. Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк:

Восвояси на … (восток)»

6. Вот въезжает в город он;

Вдруг раздал лёгкий звон,

И в глазах у всей … (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы.


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также