Методический семинар на тему "Оригами как средство формирования познавательных компетенций на уроках геометрии"
Оценка 4.8

Методический семинар на тему "Оригами как средство формирования познавательных компетенций на уроках геометрии"

Оценка 4.8
Документация
docx
математика
7 кл—11 кл
17.10.2021
Методический семинар  на тему "Оригами как средство формирования познавательных компетенций на уроках геометрии"
Оригами как средство формирования познавательных компетенций на уроках геометрии
МС Оригами как средство формирования познавательныъ компетенций..docx

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР:

«Оригами как средство формирования познавательных компетенций

 на уроках геометрии».

Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю

(Китайская мудрость)

За последние годы существенно изменились приоритеты образования.

Модернизация образования в Российской Федерации определяет новые подходы к обновлению и развитию всей образовательной системы и формулирует новые социальные требования  к системе образования. Перед школой стоит задача формирования у выпускника таких компетенций, которые позволили бы ему легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного высокотехнологического мира, а так же оснащения умениями учиться, способностью к самореализации, непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

 Один из школьных учебных предметов, играющих важную роль в достижении этой цели – геометрия. Она является важнейшим фактором обеспечения готовности человека к непрерывному образованию и самообразованию в самых различных областях человеческой деятельности. Её изучение способствует формированию у школьников логического (дедуктивного) и алгоритмического мышления, аналитико-синтетической деятельности, гибкости, конструктивности, критичности и других качеств мышления. Предмет помогает не только в усвоении учащимися определённых знаний, но и в развитии познавательной самостоятельности, что проявляется в способности выдвигать гипотезы, находить новые пути решения геометрических задач.

В Концепции развития математического образования в РФ от 24 декабря 2013 года также подчеркивается необходимость приобретения школьниками «знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности». Повышенное внимание практико-ориентированных заданий прослеживается и в содержании контрольно-измерительных материалов для ОГЭ и ЕГЭ. Однако результаты государственной итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов свидетельствуют о низком уровне сформированности  наглядных геометрических представлений, умений использовать знания и методы для решения практико- ориентированных задач. Выявили лишь формальное усвоение школьниками геометрических знаний, неумение применять геометрические знания в жизни, в повседневной практической деятельности. Большинство учащихся не владеют методами анализа, исследования геометрической ситуации, не способны сформулировать гипотезу решения проблемы, затрудняются в выборе эффективных средств решения задачи, не умеют делать выводы и обобщать свои результаты. В итоге низкий уровень знаний по математике в целом.

Из выше сказанного вытекает проблема, которая заключается в том, что

один из факторов влияющий на данную ситуацию – это недостаточная практическая ориентированность обучения, в результате чего исчезает связь с окружающим миром, остаётся только множество формальных определений, а важность для повседневной жизни знания по геометрии так и не находят своего применения, то есть не формируются познавательные компетенции.

Перед собой я, как учитель, поставила цель – совместить учебную задачу, исследовательскую деятельность и игру, как средства развития познавательных компетенций как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

ü  использование техники оригами, как наглядности на уроках геометрии;

ü  формирование практического опыта работы с бумагой;

ü  создание банка практико-ориентированных заданий;

ü  совершенствование приёмов развития геометрического мышления.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время можно с уверенностью сказать, что геометрия вызывает огромный интерес в системе образования. Она всегда была неотъемлемой частью человеческой культуры. Эта наука является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Поэтому особое внимание нужно убедить этому предмету с момента его изучения в школе.  

Многие учёные-педагоги такие как А. В. Мордкович, И. Ф. Шалыгин и др.  отмечают, что роль геометрии приобретает большую значимость, если уделять внимание не только усвоению знаний, но и формирования различных приёмов мыслительной деятельности. И.Ф. Шарыгин утверждал, что геометрическое мышление, которое формирует геометрия, имеет две составляющие – наглядно-образную и логическую, и что геометрия согласует обе эти составляющие.          

Поэтому одним из механизмов развития геометрического мышления может стать совместное изучение геометрии и оригами. Первое, что учитывается при этом, это то, что мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам. Образную, наглядную модель евклидовой геометрии позволяет создать именно оригами. Оно знакомит со всеми геометрическими объектами и  облегчает освоение систематического курса геометрии. Изучение превращений  листа бумаги, возможно, - один из наиболее интересных путей создания образов плоских и пространственных геометрических фигур. «Здесь объектом непосредственных преобразований служит реальная ситуация» и большое значение придается наглядности, накоплению практического опыта работы с бумагой.

Так же при работе с бумагой проводятся линии сгибания обеими руками, было установлено, что ручной труд, пальчиковая сенсорика и моторика развивает важнейшие центры головного мозга, причём левая кисть связана с правым полушарием головного мозга, а правая  - с левым. Активная работа обоих рук влечёт за собой повышение активности полушарий головного мозга. Развивается не только левое полушарие, отвечающее за логику и речь, но и правое – ответственное за творчество, интуиции и воображение.

О значимости занятий оригами в образовательном процессе говорили ещё в конце XX века психологи и педагоги на всероссийской конференции «Оригами и педагогика» в Санкт-Петербурге и на Сибирской конференции по оригами в Омске. Показывают, что занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления.  Развивают интенсивнее и на более высоком уровне восприятие (целостность и структурность образа), внимание (концентрация и устойчивость), память (зрительная и кинестетическая), мышление (пространственное и креативное), логичность, сообразительность и т.д.

Все эти качества необходимы не только  для изучения школьного курса геометрии, но и в повседневной жизни. Отсюда следует, что оригами является одним из эффективных средств освоения предмета.

Изучение геометрического материала с использованием оригами в школе можно разбить на три этапа. Программа первого этапа может быть рассчитана для учащихся 5-6  классов, второго этапа – для учащихся 7-9 классов, третьего этапа – для учащихся 10-11 классов.

При изучении математики в 5-6 классах  учащиеся в ходе изучения геометрического материала с использованием оригами повторяют простейшие геометрические фигуры (точка, прямая), которые изучали в начальной школе.   К примеру, в 5 классе при изучении темы «Плоскость, прямая и луч» задание практического характера «Построить прямую, имея только лист бумаги» сначала только удивляет ребят, но потом кое-кто предлагает провести прямую на одной из сторон прямоугольного листа бумаги. Но на этом не останавливаюсь. «А если лист бумаги имеет произвольную форму?». Тогда учащиеся методом проб и ошибок приходят к выводу, что достаточно просто перегнуть лист бумаги – и линия сгиба будет искомой прямой. А если перегнуть лист бумаги два раза, то место пересечения двух линий сгиба – тачка. Далее учащиеся наглядно убеждаются в том, что прямая делит плоскость на две полуплоскости.

Сами занятия проходят в игровой и занимательной формах, что создаётся наглядное представление о геометрических фигурах и их свойствах.  В своей практической деятельности они каждый раз находят самое приблизительное сходство предметов. Складывая фигурки, ребенок познает окружающий мир. Он начинает видеть, замечать, понимать, выделять разные свойства одного объекта -  сложное дело.

Здесь оригами выступает важнейшим средством, стимулирующим мышление, фантазию и предпосылки к творческой деятельности. Полученные знания помогают учащимся изучать геометрию на следующем уровне.

        При изучении геометрии в 7-9 классах продолжаю изучать свойства геометрических фигур. Например, при изучении темы «Равнобедренный треугольник» в 7 классе, достаточно перегнуть треугольник так, чтобы две стороны совпали, и учащиеся сами назовут все свойства равнобедренного треугольника. Здесь особое место уделяю работе по схемам, процессу складывания плоскостных фигур. Эта деятельность направлена на развитие высшей формы восприятия, которое связано с различными операциями мышления, тем самым изучаем или повторяем свойства фигур.  На этой ступени  уделяю внимание ознакомлению с орнаментами (развёртки многогранников), которые очень красивы по своей форме. Складывая их в различных комбинациях, можно получить многогранники. При этом развивается пространственное воображение учащихся, что способствует успешному усвоению стереометрии в старших классах. Важность этой ступени состоит в том, что здесь особое место занимает метод решения задач на построение без помощи циркуля и линейки. Особая ценность этого метода в том, что он позволяет построить правильные многоугольники, построение которых с помощью циркуля и линейки затруднительно, а в некоторых случаях невозможно (пятиугольник – узелок из ленты).

При  изучения геометрии в 10 – 11 классах с использованием оригами веду целенаправленную работу по формированию содержательного логико-математического мышления. Большое значение для развития воображения играет изготовление геометрических тел, в которых прослеживается определенная закономерность расположения модулей, наглядное восприятие которых помогает учащимся понять эту особенность и справиться с геометрическими задачами. Сюда входят построения правильных, полуправильных и неправильных многогранников, их сечения, нахождение площадей боковых поверхностей и объемов геометрических тел.

При решении задач с помощью методов оригами роль прямых играют края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании, а роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.

        Этапы решения оригамской задачи: 

1. Постановка задачи.

 2. Оригамское решение, проверка или способ построения.

 3. Математическое обоснование, то есть доказательство того, что в результате действительно получается фигура с требуемыми свойствами.

На пример, при изучении нового материала по темы  «Сумма углов треугольника»  в 7 классе.

Докажем теорему:  « Сумма углов треугольника равна 180°».

1.      Постановка задачи.

-    Назовите условие теоремы?

       -    Сформулируйте заключение теоремы?

Как с помощью треугольного листа бумаги показать, что его сумма улов равна 180°.

2.       Аригамское решение:

1.     Соединим вершины В и С треугольника, разделив сторону ВС на два равных отрезка ВN и NC .

Соединим вершины А и В треугольника, разделив сторону АВ на два равных отрезка ВM и MA .

            В

 

 


А                                            С

 

2.     Соедините точки M и N, линией сгиба «на себя»,


                         В

                             

              М                              N

 


                                                        

           А                                                 С

                                                                                   

             М  N        N             N

                                                                      

                                                                          

        А                                                       С

                        Н (В)


3.        Согните углы треугольника так, чтобы точки А и Н, С и Н совпали

                                           


 

               М               M            N

 


          

 

           М                                     N

 



           А         

                          Н(В)                                                                     Н (А, В, С)

 

 

1.      Все углы треугольника, сойдясь в точке Н, составят в сумме развернутый угол, равный 180°.                                                                                                                 ч.т.д.

 

Подготовила:   учитель математики  Сидоренкова Марина Викторовна

 


3. Математическое обоснование.

1.   т.к. АМ = МВ => Δ АМН – равнобедренный,   А = Н(В)

    2.     т.к. СN = NВ => Δ СNН – равнобедренный,  С = Н (В)

3.   АНМ + В +  СНN = 180° (образуют развёрнутый угол)

    4. Значит  А + В +  С = 180°

                                                                                                                                        

Уроки с использованием оригами интересны тем, что в них сочетаются различные виды работы: исследование и работа по заданному алгоритму, открытые вопросы и  выполнение конкретных действий. Во время работы комбинируются индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы. Такой метод изложения материала не только облегчает усвоение геометрии, но и укрепляет связь геометрии с практикой, с жизнью, воспитывает у учащихся доверие к постоянному логическому развёртыванию теории, и является наиболее эффективным. Я заметила, что ученики, безразличный к учению, в практической деятельности становится активным, проявляет инициативу в приобретении и использовании знаний. Удаётся пробудить интерес к геометрии в целом, а это весьма актуально.

 

2. Коммуникативные умения: - взаимодействовать в группе; - презентовать результаты работы; - свободно и логично излагать свои мысли. 3. Учебно-логические умения: - сравнивать, сопоставлять объекты на основе заданных алгоритмов, выделять общее и различия; - работать по заданному алгоритму, 4. Навыки конструирования: - конструировать макеты из бумаги; - проектировать из бумаги


 

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «Оригами как средство формирования познавательных компетенций на уроках геометрии»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР: «Оригами как средство формирования познавательных компетенций на уроках геометрии»

Выявили лишь формальное усвоение школьниками геометрических знаний, неумение применять геометрические знания в жизни, в повседневной практической деятельности

Выявили лишь формальное усвоение школьниками геометрических знаний, неумение применять геометрические знания в жизни, в повседневной практической деятельности

И.Ф. Шарыгин утверждал, что геометрическое мышление, которое формирует геометрия, имеет две составляющие – наглядно-образную и логическую, и что геометрия согласует обе эти составляющие

И.Ф. Шарыгин утверждал, что геометрическое мышление, которое формирует геометрия, имеет две составляющие – наглядно-образную и логическую, и что геометрия согласует обе эти составляющие

Все эти качества необходимы не только для изучения школьного курса геометрии, но и в повседневной жизни

Все эти качества необходимы не только для изучения школьного курса геометрии, но и в повседневной жизни

Здесь особое место уделяю работе по схемам, процессу складывания плоскостных фигур

Здесь особое место уделяю работе по схемам, процессу складывания плоскостных фигур

На пример, при изучении нового материала по темы «Сумма углов треугольника» в 7 классе

На пример, при изучении нового материала по темы «Сумма углов треугольника» в 7 классе

Н(В)

Н(В)

Математическое обоснование. 1

Математическое обоснование. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2021