Методический материал "Информационные технологии в работе школьного музея
Оценка 4.9

Методический материал "Информационные технологии в работе школьного музея

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
история +1
Взрослым
18.12.2018
Методический материал "Информационные технологии в работе школьного музея
Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникативного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионная и др. - могут быть реализованы новыми средствами.
Информационные технологии в работе школьного музея.doc

Информационные технологии в работе школьного музея

 Несомненно, интернет – это реалия сегодняшнего дня! Нет области человеческой деятельности, где бы ни использовалась всемирная сеть Интернет. Интернет-ресурсы и ИКТ широко применяются в школе, как в образовательном, так и в воспитательном процессах. Например, все чаще используется Интернет и работе школьных музеев.

Такие принципы работы школьного музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с обучающимися. Одной из наиболее характерных черт школьного музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя ученику к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи.

Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и роль музея как информационного и коммуникационного подразделения образовательного учреждения актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – могут быть реализованы новыми средствами. Современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, зачастую лучше педагога разбираются в программном обеспечении, терминологии, средствах виртуальной коммуникации. Формируется экранный тип культуры и новая эстетика, в основе которой лежит теле-видеоряд. Одним из факторов, активизирующим познавательную, исследовательскую работу обучающихся в музее является сам процесс использования ими новых технологий, будь то создание электронных материалов на компьютере или участие в телекоммуникационном проекте.

Основной целью применения ИКТ в деятельности школьного музея и музеев вообще: повышение интереса обучающихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий, формирование различных компетентностей.

·         создание Internet-версии музея (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);

·         обучение проектной деятельности;

·         проведение школьного конкурса проектов по краеведению и музееведению;

·         организация презентации школьного интерактивного музея.

Участниками этой деятельности становятся обучающиеся, их родители, педагогический коллектив и администрация школы.

Виды деятельности:

·         создание электронной картотеки, виртуальных экскурсий  и экспозиций[1];

·         оказание методической помощи учащимся в выборе тематики проектов по краеведению;

·         работа обучающихся над проектами и их защита;

·         размещение лучших ученических проектов на Web-странице школьного музея;

·         создание информационных буклетов о школьном музее;

Работа с электронным каталогом:

·         исключит ручной, трудоемкий поиск в картотеках, отнимающий у сотрудников музея огромное количество времени;

·         сохранит оригиналы музейных документов, подверженные быстрому физическому износу, сократив количество обращений к ним;

·         ускорит поиск информации при создании экспозиций и выставок;

·         упростит анализ хранящегося в музее материала по различным темам;

·         оптимизирует научную работу сотрудников и обучающихся;

·         объединит всю информацию из различных музейных документов о единице хранения в единую базу данных;

·         поможет комплектованию фондов музея и их эффективному использованию в воспитательном и образовательном процессах.

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий

1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

2. Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе какой-то идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

3. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новые  возможности в работе с посетителями.

4.  Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Включение школьного музея в единую локальную сеть образовательного учреждения предполагает перенос накопленной информации и материалов в интранет и Интернет на веб-сайте школы или представление в сети собственного музейного сайта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Интернет – как один из источников информации

Работа школьного музея не должна сводиться к культурно-массовой деятельности, основанной на использовании материалов, собранных нашими предшественниками в далекие 70-80-е годы. Использование «чужих» материалов зачастую неинтересно для школьника, особенно в старших классах. Найти живых свидетелей с каждым годом все сложней, да и достоверность информации оставляет желать лучшего. Поэтому одним из надежных источников информации являются базы данных министерства обороны, а также различных государственных и общественных организаций (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Используя возможности интернет-ресурсов,  ученик может ознакомиться с наградными документами на своих родственников – участников Великой Отечественной войны, а также с основными этапами Великой Отечественной войны и провести полноценное исследование разумно дополняя материалы из архивов школьного музея своими собственными исследованиями.

 Благодаря использованию интернет - источников за последние годы удалось обнаружить фотографии и  восстановить боевой путь станичников.

Еще одним источником информации, позволяющей заниматься поисковой деятельностью, являются печатные и периодические издания. Наиболее простой  способ - использование ресурсов электронных библиотек (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

 Кроме того, в интернете существуют десятки оцифрованных энциклопедий и изданий (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Современные информационные технологии позволяют организовать массовую исследовательскую деятельность учащихся по изучению истории Великой Отечественной войны. Современные возможности сети Интернет позволяют практически каждому школьнику собственное исследование боевого пути своих предков, узнать о подвигах земляков и воинов освободителей, осуществить поиск захоронений воинов пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Широкое использование современных технических средств позволяет донести результаты своих исследований для широкого круга школьников, педагогов, общественности. Личное участие в восстановлении событий той страшной войны делает ребенка сопричастным с нашей историей, заставляет его лично пережить, а значить, и переосмыслить события тех, и возможно, это один из самых верных путей  воспитания не просто выпускника школа, а патриота в настоящем смысле этого слова.

Процесс внедрения информационных технологий в деятельность музея не может быть быстрым – это путь «малых шагов», которые обязательно нужно начинать педагогам каждой школы, который легче пройти в совместном труде со школьниками. Основная  задача педагога в этом пути - развить познавательную деятельности указывая, где можно получать информацию, а как ее обрабатывать школьники разберутся сами, главное при этом не стоять над ними, а идти рядом. Для реализации такого рода деятельности педагог сам должен в совершенстве владеть методами использования информационных технологий в повседневной деятельности. А для этого необходимо внедрять информационные технологии уже сегодня, и результат, конечно, будет, но…завтра.

 

 

Список литературы:

1.  Знаменский А. В. Модернизация музейной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.70-75

2.  Калинина Л. Л., Пролеткин И. В., М. Е. Шпак. Интернет – сайт как инструмент для работы музейщика // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007, № 11. – С.83-87

3.  Калинина Л. Л., Пролеткин И. В., М. Е. Шпак. Информационное пространство музея. // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006, № 12. – С.83-88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Возможные разделы сайта школьного музея:

§     Общие сведения, информация о возможности посещения

§     История музея

§     Описание фондов

§     Музейные экспонаты

§     Экспозиция

§     Афиша

§     Музейные проекты

§     Издания музея

§     Гостевая

§     Спонсоры, друзья и партнеры

§     Авторы сайта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Базы данных, содержащие полную информацию о солдатах Великой Отечественной войны

1.  http://mil.ru – сайт министерства обороны РФ;

2.  http://www.stavarhiv.ru – государственный архив Ставропольского края;

3.  http://rgavmf.ru/ - Российский государственный архив Военно-Морского флота с документами с конца XVII века;

4.  http://www.obd-memorial.ru/  - Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период.

5.  http://pobeda.elar.ru/ - «Календарь Победы» представляет собой набор тематических вестников с описанием сражений, интересными статьями из фронтовых газет, рассказами о подвигах и судьбах отдельных людей;

6.   www.podvignaroda.ru – база данных, содержащая электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войне с 1941 по 1945;

7.  www.pamyat-naroda.ru - позволяет установить места захоронений, получить сведения о прохождении службы, о победах и лишениях

на полях сражений;

8.  www.moypolk.ru  - позволяет выяснить сведения не только о солдатах, но и о тружениках тыла — живых, умерших, погибших и пропавших без вести.;

9.  www.dokst.ru  - на сайте доступны сведения о скончавшихся в

немецком плену.

 

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Список крупнейших электронных библиотек по военной тематике

1.     http://lib.ru/- Библиотека Максима Мошкова;

2.      http://militera.lib -"Военная литература" - электронная библиотека Подборка литературы, имеющей отношение к военной истории и истории войн: первоисточники, архивные документы, мемуары, исследования, проза, поэзия и т.п. (в основном о периоде Второй мировой войны);

3.     http://www.stav-cbs.ruсайт Муниципального бюджетного учреждения  культуры «Ставропольская централизованная библиотечная система»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Оцифрованные энциклопедии и издания

1.     ru.Wikipedia.org  (википедия.ру) — мировая энциклопедия;

2.     http://megabook.ru/- Мегаэнциклопедия Кирилл и Мефодий. Это российская онлайн-энциклопедия. Где можно узнать, какие исторические события происходили в тот или иной день (Хронограф);

3.     http://dic.academic.ru/ - все словари и энциклопедии;

4.      http://www.world-war.ru - Электронное издание на русском, немецком  и английском языках представляет собой архив аудио, видео и текстовых файлов, а также редких фотографий (в том числе из семейных альбомов) военного времени. Непредвзятое освещение героических и трагических событий Второй Мировой и Великой Отечественной войн;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение 1 к Положению

 

 

 

Заявка-анкета

участника районного (заочного) этапа Всероссийского конкурса

методических материалов в помощь организаторам

туристско-краеведческой и экскурсионной работы

с обучающимися, воспитанниками в 2016 – 2017 гг.

 

1.                 МБОУ СОШ № 18 им. А.П.Ляпина ст.Урухской

2.                 Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе

3.                 «Информационные технологии в работе школьного музея»

4.                 Проценко Оксана Владимировна

5.                 20 апреля 1984

6.                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «18 имени А.П. Ляпина ст. Урухской»

7.                 Ставропольский край, Георгиевский район, станица Урухская, улица Ленина, 13 тел: 8(87951)3-04-16, 8(928) 01-32-622, georg18mousosh@mail.ru, [email protected]

8.                 Сведения об образовании

9.                  

10.            Дополнительные сведения

 


 

 

 

 

В работе нашего школьного музея мы используем следующие информационные технологии

 1. Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, пробуем оформлять учетную документацию, составляем коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий. Составляем видео-экскурсии по музею, которые можно использовать, находясь далеко от музея. В настоящее время мы используем компьютерную технику для того, чтобы собранный когда-то рукописный материал, перенести на печатную основу и занести его в базу данных музея, чтобы сохранить как можно дольше.

2. Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды. Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных программ в музее создают новые возможности в работе с посетителями. Активом музея составлены мультимедийные презентации почти на все экспозиции музея. Это «История школы», «История станицы», «великая отечественная война». Классные руководители с удовольствием используют презентации в воспитательной работе и при проведении уроков.

3. Включение школьного музея в единую локальную сеть образовательного учреждения. Использование сайта позволяет максимально задействовать такое мощное средство, как интерактивность, стимулируют рост информационных ресурсов

 4. Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий (сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров школы – библиотек, музеев, фондов, электронная переписка с людьми, которые могут дать информацию по определенной теме)

В скором будущем, я думаю, наш школьный музей сможет представить фонды музея в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе.


Скачано с www.znanio.ru



[1]    - http://18school.ucoz.net   официальный сайт МБОУ СОШ №18 им. А.П. Ляпина ст. Урухской

 

Информационные технологии в работе школьного музея

Информационные технологии в работе школьного музея

Основной целью применения ИКТ в деятельности школьного музея и музеев вообще: повышение интереса обучающихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий, формирование различных компетентностей

Основной целью применения ИКТ в деятельности школьного музея и музеев вообще: повышение интереса обучающихся к краеведческой работе посредством применения информационно-коммуникационных технологий, формирование различных компетентностей

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий 1

Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий 1

Интернет – как один из источников информации

Интернет – как один из источников информации

Еще одним источником информации, позволяющей заниматься поисковой деятельностью, являются печатные и периодические издания

Еще одним источником информации, позволяющей заниматься поисковой деятельностью, являются печатные и периодические издания

Список литературы: 1. Знаменский

Список литературы: 1. Знаменский

ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Возможные разделы сайта школьного музея: §

ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Возможные разделы сайта школьного музея: §

ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Базы данных, содержащие полную информацию о солдатах

ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Базы данных, содержащие полную информацию о солдатах

ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Список крупнейших электронных библиотек по военной тематике 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Список крупнейших электронных библиотек по военной тематике 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Оцифрованные энциклопедии и издания 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Оцифрованные энциклопедии и издания 1

Приложение 1 к Положению

Приложение 1 к Положению

В работе нашего школьного музея мы используем следующие информационные технологии 1

В работе нашего школьного музея мы используем следующие информационные технологии 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018