Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)
Оценка 4.8

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Оценка 4.8
Документация +4
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—8 кл
25.02.2019
Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)
Содержание данного тематического занятия акцентирует внимание школьников на одном из государственных праздников Российской Федерации – Дне России, отмечаемом 12 июня. Предполагается, что школьники в соответствии со своими возрастными особенностями и уровнем подготовки смогут продемонстрировать общий от группы и свой индивидуальный взгляд на события в истории России. При этом акцент делается на переходный период истории нашей страны от существования СССР к появлению нового суверенного государства – Российской Федерации.
день россии 10-14 лет.docx
Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации (для младших подростков 10­14 лет)  Содержание тематического занятия акцентирует внимание школьников на одном из государственных праздников Российской Федерации – Дне России, отмечаемом 12 июня. Предполагается, что школьники в соответствии со своими возрастными особенностями и уровнем подготовки смогут продемонстрировать общий от группы и свой индивидуальный взгляд на события в истории России. При этом акцент делается на переходный период истории   нашей   страны   от   существования   СССР   к   появлению   нового   суверенного государства – Российской Федерации.     Цель   занятия:  Понимание   школьниками   причинно­следственных   связей   и взаимосвязи исторических событий, выстраивание целостного образа пути развития России на основе значимых вех её истории, понимание значимости Дня России для современных граждан нашей страны как символа сплочения, единства граждан страны.  Задачи занятия:  ­ определить роль государственных праздников в жизни страны;  ­ организовать работу по анализу исторической информации;  ­ обсудить важность сохранения исторической памяти об исторических событиях;  ­ осуществить самостоятельный поиск информации из разных источников, связанной с рассматриваемыми вопросами исторического развития России;  ­ создать летопись исторических событий, связанных с празднованием Дня России;  ­ рассмотреть причинно­следственные связи в исторических событиях;  ­   разработать   проекты,   посвященные   событиям,   которые   являются   наиболее значимыми для истории России;  ­ провести дискуссию, посвященную важности сохранения исторической памяти.  Планируемые результаты занятия:  В результате проведения занятия, учащиеся смогут:  ­ называть государственные праздники Российской Федерации и демонстрировать знание их исторического контекста;  ­   находить   необходимую   информацию   об   исторических   событиях,   используя порталы «История РФ» – http://histrf.ru , «Твоя история» – http://history4you.ru/   и другие электронные образовательные ресурсы (в том числе медиатеки);  –   сформулировать   и   применять   понятия   «путч»,   «суверенное   государство», «сепаратизм», «референдум», называть причины и последствия распада СССР; ­   проводить   анализ   исторической   информации   и   делать   на   его   основе аргументированные выводы и обобщения; ­ оценивать значимость исторических событий с использованием обоснованных умозаключений и аргументированной экспертизы;  ­   формулировать   вопросы   для   обсуждения   по   наиболее   значимым   вопросам исторического развития России;  – работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, участвовать в дискуссии внутри малой группы, публично представлять результаты работы в группе;  ­ участвовать в проектах, посвященных значимым датам в истории нашей страны.  Основные   понятия   (словарь   занятия):  власть,   государственный   праздник, суверенное   государство,   путч,   Съезд   народных   депутатов,   сепаратизм,   референдум, союзный   договор,   ГКЧП,   «парад   суверенитетов»,   декларация   о   государственном суверенитете РСФСР.  План занятия:  1. Государственные праздники современной России.  2. Исторические события, связанные с возникновением Дня России.  3. Работа в группах по анализу исторической информации и выявлению причинно­ следственных взаимосвязей в истории.  4. Создание Летописи исторических событий, связанных с Днем России.  5. Разработка проектов, посвященных значимым событиям в истории нашей страны.  6.   Проведение   общего   обсуждения,   посвященного   исторической   памяти   о героическом прошлом и деяниях предков.  7. Подведение итогов и рефлексия.  Материалы (ресурсное обеспечение занятия):  Компьютер,   проектор,   экран,   возможность   выхода   в   Интернет,   раздаточные материалы, справочники по истории ХХ века, таблица «Хронология принятия Деклараций о   суверенитетах   союзных   республик»,   документы:   «Декларация   о   государственном суверенитете   РСФСР»,   «Полный   текст   обращения   ГКЧП   к   советскому   народу   от   18 августа 1991 года»  (см. Приложения и таблицы к теме «Политическое развитие и кризис СССР» на портале «Твоя история» – http://history4you.ru/).  Вводная часть  Организация занятия:  Занятие посвящено государственному празднику – Дню России. Учитель поясняет, что будут рассматриваться события, свидетелями и живыми очевидцами которых являются родители,   дедушки   и   бабушки,   а   также   родственники   учащихся.   Поэтому   их   можно использовать   в   качестве   одного   из   доверительных   источников   информации.   При   этом важно   помнить,   что   следует   всегда   отделять   факты   от   мнений,   а   также   проверять подлинность тех или иных исторических фактов. Поэтому в качестве источников также будут использоваться книги (в том числе и учебники), статьи, электронные источники, фотографии   и   др.   В   рамках   обсуждения   вопросов   данной   темы   учащиеся   смогут поработать   в   группе,   найти   идеи   для   разработки   коллективного   или   индивидуального проекта, принять участие в дискуссии. На занятии основное внимание будет обращено на сохранение   современными   жителями   России   (в   том   числе   и   молодыми)   исторической памяти о наиболее значимых вехах истории России и создание летописи этих наиболее значимых событий в истории нашей страны.  I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК:  1.   Учащимся   предлагается   вспомнить,   какие   государственные   праздники   есть   в современной России. Школьникам может быть предложен в печатном или электронном виде набор рассказов о разных праздниках, среди которых учащиеся назовут те, которые считают государственными  (см.: Приложение 1 или может быть использован любой другой список). Внимание школьников обращается на то, что День России – один из самых «молодых» праздников; он связан с событиями, которые произошли с исторической точки зрения совсем недавно. Вместе с тем, этот праздник в широком смысле посвящен памяти обо   всех   героических   событиях   в   истории   нашей   страны,   этот   праздник   связан   с исторической памятью народа, он показывает связь разных периодов в истории страны, преемственность российской истории.  2.   Постановка   проблемы.   «Почему   в   конце   ХХ   века   распался   СССР?   К   каким последствиям привел распад СССР?» – для ответа на эти ключевые вопросы необходимо рассмотреть основное содержание темы урока и вернуться к проблеме в конце изучения темы. В процессе обсуждения ключевых вопросов совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы.  Основная часть  Информационно­аналитический блок:  1. В ходе небольшой лекции преподаватель дает информацию о процессе распада СССР   и   последствиях   этого   процесса.   Предпочтительный   вариант   работы   – предоставление   информации   в   виде   текста   для   чтения.   В   зависимости   от   уровня подготовки   школьников   по   предложенному   тексту   может   быть   организовано объяснительное комментированное чтение.  Текст для чтения: Кризис 1991 года  Прочитайте текст. Выполните задания. В июне 1988 года на XIX партконференции руководитель страны М.С. Горбачев добился принятия плана политической реформы, предусматривавшего частично свободные выборы в новый высший орган власти – Съезд народных депутатов СССР.  Весной 1990 года были избраны верховные советы союзных республик, во многих из них оказались представлены сторонники радикальных реформ. Верховный Совет Литвы в марте 1990 года провозгласил ее независимость. Тогда же III Съезд народных депутатов СССР осудил это решение и принял закон о выходе республик из состава СССР. Съезд также   отменил   6­ю   статью   Конституции   о   руководящей   роли   КПСС   и   избрал   М.С. Горбачева Президентом СССР.  12   июня   1990   года   Съезд   народных   депутатов   РСФСР   принял   Декларацию   о государственном суверенитете РСФСР и избрал Б.Н. Ельцина председателем Верховного Совета   РСФСР.   Российская   Федерация   юридически   закрепила   за   собой   статус многонационального   государства,   в   котором   представитель   любой   народности   получил равные   права,   никоим   образом   не   отличающиеся   по   национальному   и   религиозному признаку.   Все   проживающие   в   республике   граждане   стали   россиянами   с   одинаковыми возможностями и привилегиями.  12 июня 1991 года прошли первые демократические выборы Президента Российской Федерации, на которых главой страны подавляющим большинством голосов был выбран Борис Николаевич Ельцин. Выборы стали значимым событием в истории страны, потому что народ сам выбирал дальнейший путь исторического развития. Всенародные выборы стали важным шагом на пути к построению в России демократического государства.  Желая   предотвратить   распад   СССР,   М.С.   Горбачев   одновременно   применял жесткие меры – попытки подавить сепаратистов (например, в Вильнюсе и Риге в январе 1991   года)   и   пытался   опереться   на   поддержку   народа   (в   марте   1991   года   прошел референдум о сохранении СССР). Однако, оказавшись в политической изоляции, он пошел на   соглашение   с   лидерами   союзных   республик,   настаивавшими   на   заключении   нового Союзного   договора,   существенно   расширяющего   права   республик.   Велась   разработка текста этого договора (Новоогаревский процесс). В июне 1991 года Б.Н. Ельцин победил на первых прямых выборах Президента России.  Подписание нового Союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года. 19 августа   группа   высших   руководителей   страны   предприняла   попытку   предотвратить подписание этого договора, арестовав М.С. Горбачева и создав Государственный комитет по   чрезвычайному   положению   (ГКЧП).   Однако   в   противостоянии   с   российским руководством   ГКЧП   потерпел   поражение.   После   этого   республики   одна   за   другой начинают объявлять о своей независимости. Попытки спасти единое государство хоть в какой­то форме, инициированные М.С. Горбачевым, не удались, и 8 декабря 1991 года лидеры   России,   Беларуси   и   Украины   объявляют   о   роспуске   СССР   и   его   замене Содружеством Независимых Государств (СНГ). На   12   декабря   1993   года   были   назначены   выборы   в   Федеральное   Собрание   и референдум по новой Конституции. В референдуме приняли участие 54,8% избирателей, из них за принятие нового Основного закона страны проголосовали 58,4%.  12   июня   стало   праздничной   датой   с   11   июня   1992   года,   по   постановлению Верховного   Совета   Российской   Федерации,   как   «День   принятия   Декларации   о государственном суверенитете Российской Федерации». 25 сентября того же года были внесены соответствующие изменения в Кодекс законов о труде. 12 июня 1998 года Борис Ельцин  в своем телевизионном обращении предложил переименовать праздник в «День России». Официально это название было присвоено с принятием нового Трудового кодекса в 2002 году.  В 2001 году, выступая в Кремле на торжественном приеме по случаю Дня принятия Декларации  о государственном суверенитете  России,  Президент  Российской  Федерации В.В. Путин сказал, что «С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории демократического   государства,   основанного   на   гражданских   свободах   и   верховенстве закона. А его главный смысл — это успех, достаток и благополучие граждан».  Это   праздник   свободы,   гражданского   мира   и   доброго   согласия   всех   людей.   И сегодня День России все более приобретает патриотические черты и становится символом национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. В   этот   день   по   всей   стране   проходит   множество   торжественных   и   праздничных мероприятий,   в   которых   принимают   участие   жители   нашей   страны   всех   возрастов.   В Кремле   Президент   России   вручает   Государственные   премии   Российской   Федерации,   а главные торжества, конечно же, проходят в Москве на Красной площади и оканчиваются грандиозным   салютом   в   честь   Дня   России.   День   России   традиционно   отмечается массовыми   народными   гуляниями,   спортивными   мероприятиями   и   концертами.   В   2003 году   главные   торжества,   приуроченные   к   годовщине   со   Дня   принятия   Декларации   о государственном суверенитете России, впервые прошли на Красной площади столицы. Еще одной   традицией   празднования   Дня   России   стала   ежегодная   церемония   награждения граждан России учрежденной в 1992 году Государственной премией Российской Федерации в   области   науки   и   технологий,   литературы   и   искусства   и   в   области   гуманитарной деятельности.  2. Проведение общего обсуждения. Для уточнения понимания содержания текста организуется   совместное   выполнение   заданий   в   ходе   фронтальной   беседы.   Проходит работа по определению основных понятий с помощью упражнения «Объясните понятие». В группах или индивидуально надо дать свои определения терминам:  Съезд народных депутатов –  Сепаратизм –  Референдум –  Союзный договор – ГКЧП –  Путч –  «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» –  «Парад суверенитетов» –  3. Учащиеся получают задание найти дополнительную информацию, связанную с историческими событиями, о которых они узнали. Они могут использовать библиотеку, живых   свидетелей   событий,   Интернет,   учебные   пособия   в   школьных   классах, документальные фильмы.  4.   Работа   в   группах   по   анализу   исторических   событий   и   выявлению   причинно­ следственных связей. В классе создаются 4 группы для работы по заполнению таблицы «Причины   распада   СССР».   В   ходе   работы   в   группе   ученики   на   конкретных   примерах раскрывают и обосновывают причины распада СССР, которые указаны в первом столбике. Время работы – 5–7 минут. Далее следует представление работы группы.  Итогом работы станет заполнение таблицы:  Причины распада СССР  (предлагаются примерные варианты заполнения левой части таблицы)  Причины распада СССР Примеры событий и аргументы, раскрывающие причины         обострение межнациональных проявление 1 ГРУППА: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ  –   политическая   нестабильность   и отсутствие четкого представления о путях дальнейшего развития страны;  – подрыв авторитета власти;  – противоречий, межнациональных конфликтов;  –   неудачные   попытки   центральной   власти препятствовать политической независимости народов на территории ряда республик;  –   «парад   суверенитетов»   в   республиках СССР 2 ГРУППА: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ  –   нарастание   отставания   СССР   в   гонке вооружений;  – неудачные внешнеполитические действия руководства СССР;  –   нарастание   противоречий   со   странами социалистического лагеря и третьего мира 3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  СОЦИАЛЬНО­ ГРУППА: – ухудшение  экономического   положения  в республиках;  –   растущее   недовольство   населения   из­за низкого уровня жизни;  –   зависимость   сырьевого   характера экономики СССР от мировых цен;  – нерациональное расходование бюджетных средств, дефицит бюджета 4 ГРУППА: ДУХОВНО­КУЛЬТУРНЫЕ:  –   господство   единой   идеологии   породило кризис   мировоззренческих   установок   и формализацию коммунистических взглядов; –   упадок   духовных   традиций   народов России;  –   ограничение   информационных   ресурсов, контроль над СМИ подорвали веру в силу правительства;  – коррупция на всех уровнях общественной жизни   подрывала   народное   доверие   и снижала легитимность власти 5. Работа с историческими документами.  Группа 1 и 2:  Анализируют выдержки из обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 года (см. Приложение 2, часть 1), называют причины выступления ГКЧП.  Группа 3 и 4:  Анализируют выдержки из обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991   года  (см.   Приложение   2,   часть   2).  Определяют,   какие   действия   запланировали члены ГКЧП в случае прихода к власти. Оценивают реалистичность заявлений ГКЧП.  По   результатам   выступления   групп   может   быть   заполнена   итоговая   таблица, помещенная в Приложении 3.  6. Проводится общее обсуждение по следующим направлениям и вопросам:  1) Сформулируйте определение понятия «путч».  2)   Назовите   организаторов   путча.   Предположите   их   мотивы   (при   затруднении возможно обращение к таблице «Состав ГКЧП»).  3) Перечислите итоги и последствия путча в августе 1991 года.  4) Опишите исторические события 1991 года и объясните их значение в процессе распада СССР:  12 июня 1990 года – 17 марта 1991 года –  19–22 августа 1991 года –  Декабрь 1991 года –  5) 22 августа 1991 года Верховный Совет РСФСР постановил считать «полотнище из... белой, лазоревой, алой полос» официальным национальным флагом России. В этот день над Белым домом впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом.  22   августа   отмечается   День   Государственного   флага   Российской   Федерации   на основании   Указа   Президента   Российской   Федерации   от   20.08.94   №   1714   «О   Дне Государственного флага Российской Федерации».  – Когда впервые в истории России появился бело­сине­красный флаг?  –   Объясните,   какие   события   повлияли   на   принятие   решения   об   изменении государственной символики Российской Федерации в 1991 году.  – Почему день флага отмечается именно 22 августа?  7. На основе изученного исторического материала учащимся индивидуально или в группах   предлагается   составить   список   из   10   дат,   которые   будут,   по   их   мнению, относиться к празднику День России. Не обязательно, чтобы все эти даты были связаны с рассмотренными на занятии историческими событиями. Часть из них может относиться к героической борьбе наших предков за независимость страны (борьба с Ордынским игом или   Наполеоновским   нашествием)   или   к   важным   для   страны   переменам   (отмена крепостного права, например).  8. Учащиеся в группах могут обсудить идеи проектов, посвященных празднованию Дня   России.   Они   могут   иметь   историческую,   географическую   или   литературную направленность.  Заключительная часть  1. Подведение общих итогов. Ответьте на вопросы:  1. Назовите последствия отмены 6­й статьи Конституции СССР.  2.   Назовите   итоги   референдума   о   сохранении   СССР.   Как   вы   думаете,   почему решение не удалось воплотить в жизнь?  3. Почему, на ваш взгляд, не был подписан Союзный договор?  4. В чем значение принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР?  5.   Какие   политические   лидеры   изучаемого   периода   вам   известны?   В   чем заключается   их   роль   в   становлении   государственности   России?   Каков   был   авторитет политических лидеров? Свое мнение обоснуйте. 2. Обсуждение идей проектов.  Дальнейшая работа может продолжаться в форме разработки   проектов.   Обсуждается,   что   необходимо   сделать,   чтобы   реализовать намеченные проекты. Какие темы представляются наиболее интересными?  3. Рефлексия.  Обращается внимание на результаты занятия. Обсуждается, какие трудности возникали при его проведении. Учащиеся делятся своими эмоциями. Итогом может стать заполнение таблицы или высказывание по имеющимся там позициям:  Тема   что…   (новое Вопросы На   занятии   я   узнал, содержание) Самым   важным   на   занятии   было… (отношение к ценности) Я   научился…   (новое   действие,   освоенный метод) Какие источники информации помогли мне получить   ответы   на   интересующие   меня вопросы Какие   вопросы   остались   после   изучения темы Мои выводы после изучения темы Технологическая карта занятия в формате Навигатора  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ   УЧИТЕЛЯ и УЧАЩИХСЯ Учитель:  показывает, акцентирует   внимание   на теме   занятия   и   ее   связи   с «живой историей». Предлагает   ответить   на вопросы.  Учащиеся:  отвечают   на вопросы,   показывают   свои знания   о   государственных праздниках. Проводят сравнение.   Формулируют ожидаемые результаты Учитель:  предоставляет информацию об исторических событиях,   связанных   с   Днем России.   Дает   задание   по поиску дополнительной информации.   Отвечает   на вопросы, которые возникли у учащихся. Проводит обсуждение.   Формирует   4 группы   и   дает   задание.       ЭТАПЫ 1. Организация и мотивация 2. Получение информации ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   Ответы   на   вопросы. Отделение государственных праздников остальных. Характеристика особенностей государственного праздника от ОЦЕНИВАНИЕ Активность учащихся.   Полнота информации. Знание событий.   Четкость ответов на вопросы. Точность аргументов Выделение основных исторических событий,   связанных с   Днем   России. Формулирование учащимися вопросов.   Активное участие   всех   в обсуждении. Определение состава Умение   находить информацию   из разных   источников. Точность и четкость ответов на   поставленные вопросы. Активность. Широкий   кругозор. Понимание   смысла воспринимают Учащиеся:    Проводят информацию. поиск дополнительной информации.   Отвечают   на вопросы  учителя.  Участвуют в   обсуждении.   Организуют группы   для   дальнейшей работы Учитель:  предоставляет группам   дополнительную информацию   или   дает возможность   пользоваться источниками   информации. Определяет последовательность выступлений.   Обращает внимание   на   правила.   Дает задание   группам общее   (заполнение таблицы).   Учащиеся:  работают   в группе. Находят информацию   Выполняют по   вопросу. поставленное   задание. Предлагают   идеи   проектов. Выступают   и   отвечают   на вопросы,   задают   вопросы другим группам. Формулируют   вопросы   для проведения   исследования. Заполняют   общую   таблицу. Создают летопись исторических событий Учитель:  индивидуальные учащимся. требования сочинению.  Учащиеся:  самостоятельно определяют форму творческой работы, формулируют   содержание сочинения,   представляют результаты   своей   работы, участвуют   в   оценке   работ своих одноклассников Учитель:  задает   вопросы, дает   возможность   высказать собственное мнение, подводит итоги.  Учащиеся:  дает задания   Формулирует     мини­ высказывают к             групп для дальнейшей работы.   информации. Умение   проводить анализ Сформулированы четкие   инструкции по   работе   в   группе. Анализ   источников информации и отбор необходимых материалов.   Поиск дополнительной информации. Оформленный результат   работы. Ответы на вопросы и собственные вопросы   учащихся. Разработанные   идеи для проектов. Список событий для летописи Дня России. Обоснование своей позиции     Индивидуальные работы   каждого учащегося   в   виде мини­сочинений. Оценка   работ   своих одноклассников Умение   работать   с имеющимися источниками информации и поиск необходимой информации. Грамотное   и   четкое структурирование информации. Точность при   ответах на вопросы. Умение формулировать собственные вопросы. публичного выступления. Понятность представленной информации. Полнота   заполнения таблицы   Навыки Правильное выполнение заданий. при Творчество выработке идей проектов. Активность     Ответы   на   вопросы. Высказывание собственного мнения.   Выводы   по проведенному Активность. Точность ответов на поставленный вопрос. Способность понимать свои   3. Переработка информации и обсуждение 4. Подведение итогов 5. Рефлексия собственное отвечают на вопросы   мнение, действия занятию.   Понимание причинно­ следственных связей в истории Праздники и памятные даты (2018 год) Праздники и памятные даты 2018 года Приложение 1 Дата 1 января 7 января 11 января 12 января 13 января 21 января 25 января 27 января 2 февраля 8 февраля 10 февраля 14 февраля 15 февраля 21 февраля 23 февраля 1 марта 8 марта 10 марта 12 марта Праздник / Памятная дата Новый год Рождество Христово День заповедников День работника прокуратуры РФ Старый Новый год День российской печати День инженерных войск День студентов (Татьянин день) День штурмана ВМФ Международный день памяти жертв Холокоста День разгрома советскими войсками немецко­фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.) День российской науки День дипломатического работника День всех влюбленных (День Святого Валентина) День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (День воина­интернационалиста) Международный день родного языка День защитника Отечества Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом Международный женский день День архивов День работников уголовно­исправительной 18 марта 27 марта 1 апреля 2 апреля 3 апреля 12 апреля 21 апреля 30 апреля 1 мая 7 мая 9 мая 24 мая 27 мая 28 мая 1 июня 5 июня 6 июня 8 июня 12 июня 22 июня 25 июня 27 июня 3 июля 10 июля 17 июля 24 июля 28 июля 1 августа 2 августа 6 августа  7 августа 12 августа 14 августа 22 августа 27 августа 1 сентября 2 сентября 3 сентября 8 сентября системы Минюста России День налоговой полиции День воссоединения Крыма с Россией День внутренних войск МВД России Международный день театра День смеха (День дурака) День единения народов Беларуси и России День геолога Всемирный день авиации и космонавтики День местного самоуправления День пожарной охраны Праздник Весны и Труда День радио День Победы День славянской письменности и культуры Всероссийский день библиотек День пограничника День защиты детей День мелиоратора Пушкинский день России (День русского языка) День социального работника День России День работников легкой промышленности День памяти и скорби День изобретателя и рационализатора День дружбы и единения славян День молодежи России День ГИБДД День российской почты День металлурга День работника торговли День PR­специалиста День инкассатора День тыла вооруженных сил РФ День воздушно­десантных войск (ВДВ) День железнодорожных войск День железнодорожника День военно­воздушных сил (ВВС) День строителя День Государственного флага РФ День кино России День Знаний День российской гвардии День солидарности в борьбе с терроризмом Годовщина со дня Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.) 18 сентября 27 сентября 30 сентября 1 октября 4 октября 5 октября 6 октября 20 октября 24 октября 25 октября 29 октября 30 октября 4 ноября 6 ноября 7 ноября 10 ноября 11 ноября 15 ноября 16 ноября 21 ноября 27 ноября 3 декабря 4 декабря 9 декабря 12 декабря 15 декабря 17 декабря 20 декабря 22 декабря 23 декабря 27 декабря Международный день грамотности День работников леса День воспитателя День Интернета России (Рунета) Международный день пожилых людей День военно­космических сил России День гражданской обороны Годовщина со дня запуска 1­го искусственного спутника Земли (1957 г.) День учителя День работников уголовного розыска День российского страховщика День войск связи вооруженных сил РФ День соединений и частей специального назначения День таможенника РФ День работников службы вневедомственной охраны МВД День автомобилиста День инженера­механика День памяти жертв политических репрессий День народного единства День судебного пристава День Октябрьской революции 1917 года День сотрудника органов внутренних дел РФ День памяти погибших в 1­й мировой войне Всероссийский день призывника Международный день толерантности День работника налоговых органов День Матери России (День матерей) День морской пехоты День Неизвестного солдата Международный день инвалидов День информатики День Героев Отечества День Конституции РФ День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей День ракетных войск стратегического назначения День военно­космических сил День работника органов государственной безопасности (ФСБ) День энергетика День дальней авиации ВВС России День спасателя РФ Приложение 2  Часть 1.  Материалы для группы 1 и 2: Текст обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 года (в сокращении)  Соотечественники! Граждане Советского Союза!  В тяжкий, критический для судеб Отечества и наших народов час обращаемся мы к вам! Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М.С. Горбачева политика реформ зашла в тупик. На смену первоначальному энтузиазму и надеждам пришли безверие, апатия и отчаяние. Власть на всех уровнях потеряла доверие населения. …Страна, по существу, стала неуправляемой.  Воспользовавшись предоставленными свободами, попирая только что появившиеся ростки   демократии,   возникли   экстремистские   силы,   взявшие   курс   на   ликвидацию Советского   Союза,   развал   государства   и   захват   власти   любой   ценой.   Растоптаны результаты   общенационального   референдума   о   единстве   Отечества.   …На   их   совести искалеченные судьбы более полумиллиона беженцев. Из­за них потеряли покой и радость жизни десятки миллионов советских людей, еще вчера живших в единой семье, а сегодня оказавшихся в собственном доме изгоями. …  …Хаотичное,   стихийное   скольжение   к   рынку   вызвало   взрыв   эгоизма   – регионального,   ведомственного,   группового   и   личного.   Война   законов   и   поощрение центробежных   тенденций   обернулись   разрушением   единого   народно­хозяйственного механизма,   складывавшегося   десятилетиями.   Результатом   стали   резкое   падение   уровня жизни   подавляющего   большинства   советских   людей,   расцвет   спекуляции   и   теневой экономики. …Если не принять срочных и решительных мер по стабилизации экономики, то в самом недалеком времени неизбежен голод и новый виток обнищания, от которых один шаг до массовых проявлений стихийного недовольства с разрушительными последствиями. Только безответственные люди могут уповать на некую помощь из­за границы. Никакие подачки не решат наших проблем, спасение – в наших собственных руках.  На глазах теряют вес и эффективность все демократические институты, созданные народным   волеизъявлением.   Это   результат   целенаправленных   действий   тех,   кто,   грубо попирая Основной закон СССР, фактически совершает антиконституционный переворот и тянется к необузданной личной диктатуре.  …Права   на   труд,   образование,   здравоохранение,   жилье,   отдых   поставлены   под вопрос.   …Преступность   быстро   растет,   организуется   и   политизируется.   Страна погружается в пучину насилия и беззакония. Никогда в истории страны не получали такого размаха   пропаганда   секса   и   насилия,   ставящие   под   угрозу   здоровье   и   жизнь   будущих поколений.  Углубляющаяся   дестабилизация   политической   и   экономической   обстановки   в Советском Союзе подрывает наши позиции в мире. Кое­где послышались реваншистские нотки,   выдвигаются   требования   о   пересмотре   наших   границ.   Раздаются   даже   голоса   о расчленении Советского Союза и о возможности установления международной опеки над отдельными объектами и районами страны.  Часть 2.  Материалы для группы 3 и 4: Текст обращения ГКЧП к советскому народу от 18 августа 1991 года (в сокращении)  Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР полностью отдает себе   отчет   в   глубине   поразившего   нашу   страну   кризиса,   он   принимает   на   себя ответственность  за судьбу  Родины  и  преисполнен решимости  принять  самые  серьезные меры по скорейшему выводу государства и общества из кризиса.  Мы обещаем провести широкое всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора. Каждый будет иметь право и возможность в спокойной обстановке осмыслить этот   важнейший   акт   и   определиться   по   нему,   ибо   от   того,   каким   станет   Союз,   будет зависеть судьба многочисленных народов нашей великой Родины.  Мы намерены незамедлительно восстановить законность и правопорядок, положить конец   кровопролитию,   объявить   беспощадную   войну   уголовному   миру,   искоренять позорные явления, дискредитирующие наше общество и унижающие советских граждан. Мы очистим улицы наших городов от преступных элементов, положим конец произволу расхитителей народного добра. Мы   выступаем   за   истинно   демократические   процессы,   за   последовательную политику   реформы,   ведущую   к   обновлению   нашей   Родины,   к   ее   экономическому   и социальному   процветанию,   которое   позволит   ей   занять   достойное   место   в   мировом сообществе наций. Развитие страны не должно строиться на падении жизненного уровня населения. В здоровом обществе станет нормой постоянное повышение благосостояния всех граждан.  Не   ослабляя   заботы   об   укреплении   и   защите   прав   личности,   мы   сосредоточим внимание на защите интересов самых широких слоев населения, тех, по кому больнее всего ударили   инфляция,   дезорганизация   производства,   коррупция   и   преступность.   Развивая многоукладный   характер   народного   хозяйства,   мы   будем   поддерживать   и   частное предпринимательство,   предоставляя   ему   необходимые   возможности   для   развития производства и сферы услуг.  Нашей   первоочередной   заботой   станет   решение   продовольственной   и   жилищной проблем.   Все   имеющиеся   силы   будут   мобилизованы   на   удовлетворение   этих   самых насущных потребностей народа.  Мы призываем рабочих, крестьян, трудовую интеллигенцию, всех советских людей в кратчайший   срок   восстановить   трудовую   дисциплину   и   порядок,   поднять   уровень производства, чтобы затем решительно двинуться вперед. От этого зависит наша жизнь и будущее наших детей и внуков, судьба Отечества.  Мы являемся миролюбивой страной и будем неукоснительно соблюдать все взятые на себя обязательства… Всякие попытки говорить с нашей страной языком диктата, от кого бы они ни исходили, будут решительно пресекаться.  Мы зовем всех истинных патриотов, людей доброй воли положить конец нынешнему смутному времени. Призываем всех граждан Советского Союза осознать свой долг перед Родиной и оказать всемерную поддержку Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР, усилиям по выводу страны из кризиса. Итоговая таблица по результатам выступлений групп  Причины выступления ГКЧП Предлагаемые изменения Приложение 3 Политические Социальные Внешнеполитические

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)

Методический материал к проведению тематического занятия "Распад СССР и первые шаги становления современной Российской Федерации " (для детей 10-14 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019