МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ»
Оценка 4.6
Раздаточные материалы +2
docx
география +1
6 кл—9 кл
08.08.2017
Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и географии. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
движение вокруг солнца.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:
«ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА
И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ»
1. Звездный год.
Одновременно с осевым вращением Земля движется по орбите вокруг
Солнца. Орбита имеет форму эллипса (см. рис. 12).
Рис. 12. Орбита Земли,
фокусы эллипса
При этом Солнце находится в одном из фокусов эллипса, и расстояние
между Землей и Солнцем меняется в течение года. Расстояние между
фокусами орбиты невелико, и орбита мало отличается от круга. Земная ось
при движении вокруг Солнца наклонена к плоскости орбиты под углом в
66°33', постоянно обращена в сторону Полярной звезды и в годичном
движении всегда параллельна сама себе.
При средней скорости 29,8 км/с Земля проходит всю орбиту в 940 млн км
за 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. (Иногда можно встретить
обозначение этого времени десятичной дробью: 365,2422 суток). Время
полного оборота Земли вокруг Солнца называют звездным годом.
За годовым перемещением Солнца можно наблюдать по непрерывному
изменению его положения на небе: изменяются его полуденная высота (на
разных широтах она неодинакова), место его восхода и захода на линии
горизонта. Если полуденное Солнце до дня равноденствия было в зените на
параллелях одного полушария, то после этого дня переходит в другое
полушарие.
2. Смена времен года, сезонные изменения в природе.
Год – не только единица измерения времени, но и продолжительность
ритма сезонной смены многих природных явлений.
Важнейшим следствием вращения Земли вокруг Солнца и неизменного
наклона ее оси является смена времен года. Сочетание его с другим
следствием – сменой дня и ночи при осевом вращении Земли –
обусловливает неравенство дня и ночи на разных широтах и изменение их продолжительности по временам года. В течение года по сезонам изменяются
освещение и нагревание Северного и Южного полушарий Земли.
В соответствии с перемещением Земли и ее положением относительно
Солнца, а также с сезонными изменениями в природе год разделен на 4
времени года: весна, лето, осень, зима. Времена года в Северном полушарии
противоположны временам года в Южном полушарии.
Задания:
1. Вспомните и расскажите о положениях
Земли по отношению к Солнцу в дни летнего и
зимнего солнцестояний, а также осеннего и
весеннего равноденствий; в чем между ними
главные различия? Почему полярные круги –
Северный и Южный – проведены на широте
66,5°, а тропики – на широте 23,5°?
2. По рис. 13 определите, какое положение
Земли соответствует зиме в Северном
полушарии, какое – лету, весне и осени.
Рис. 13. Годовое движение
Земли вокруг Солнца.
На чертеже Земля
3. По рис. 13 проследите, как изменяется положение границы между
освещенной и неосвещенной частями Земли за время ее годового
движения, в каких частях Солнце не показывается, в каких – не заходит, в
каких – регулярно происходит смена дня и ночи. Назовите особые
параллели и их широту.
4. По рис. 14 составьте полное описание освещения Земли Солнцем в
день летнего (в Северном полушарии) солнцестояния, объясните причины
такого распределения солнечного освещения.
5. По рис. 14 составьте описание распределения солнечной радиации в
сравнительном плане с предыдущим описанием. На основе этого анализа
сделайте чертеж пояса солнечного освещения Земли, обозначьте широту
тропиков, полярных кругов.
Сделайте
описание
поясов
освещенности по плану:
а) географическое описание;
б) изменение угла падения солнечных
лучей в течение года;
в) изменение продолжительности дня
и ночи в течение года;
г) сделайте подпись под этим
чертежом.
Рис. 14. Поле солнечного
освещения Земли Вычислите продолжительность дня на обозначенных параллелях
Северного полушария. Объясните различие в продолжительности дня в
Северном и Южном полушариях.
6. Приведите примеры: какие тайны Земли были раскрыты благодаря
изучению Вселенной, ее небесных тел.
7. Дайте описание того, что произошло бы с Землей, если бы она не
вращалась вокруг оси.
8. На вопрос: «Почему у нас бывает то лето, то зима?» – младшие
школьники часто отвечают так: «Потому что Земля то ближе
подходит к Солнцу, то удаляется от него». Как бы вы объяснили им,
почему происходит смена времен года?
9. Известный ученыйпалеонтолог и автор научнофантастических
романов И. Ефремов в своем романе «Час быка» описал планету Тормас
(земной группы), у которой экватор перпендикулярен плоскости орбиты, а
ось вращения совпадает с плоскостью орбиты. Предположите, как
освещена эта планета Солнцем в течение суток и года.
10. Эратосфен – древнегреческий ученый (276–
194 г. до н. э.) – сделал первое измерение дуги
меридиана Земли. Он наблюдал за высотой
полуденного Солнца в двух пунктах Египта,
расположенных на одном и том же
меридиане: в городах Сиена и примерно в 800
км от него – в Александрии. В Сиене в день
летнего солнцестояния в полдень Солнце
освещает дно самого глубокого колодца, то
есть стоит в зените и совпадает с
направлением солнечных лучей и оси
колодца. В это же время вертикально поставленный столб в Александрии
отбрасывает тень. Эратосфен определил, что в полдень луч Солнца и
вертикаль образуют угол в 7,2° (рис. 15). Повторите расчеты Эратосфена
по определению длины меридиана, используя свои знания по геометрии.
Рис. 15. Измерение длины меридиана
Эратосфеном
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СОЛНЦА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.