МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл +1
30.07.2017
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:  «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
виды одаренности.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:  «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ» Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:  1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;  2) степень сформированности одаренности; 3) форма проявлений; 4) широта проявлений в различных видах деятельности;  5) особенности возрастного развития.  К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая   детский   возраст,   предпочтительнее   говорить   о   познавательной деятельности),   художественно­эстетическая,   коммуникативная   и   духовно­ ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и   мотивационно­волевой.   В   рамках   каждой   сферы   могут   быть   выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно­визуальный и понятийно­ логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального реагирования   и   эмоционального   переживания.   В   рамках   мотивационно­ волевой сферы – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения. Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:  –   в  практической   деятельности,   в   частности,   можно   выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную; –   в  познавательной   деятельности  –   интеллектуальную   одаренность различных   видов   в   зависимости   от   предметного   содержания   деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.); –   в  художественно­эстетической   деятельности  –   хореографическую, литературно­поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность; –   в  коммуникативной   деятельности  –   лидерскую   и   аттрактивную одаренность; –   в  духовно­ценностной   деятельности  –   одаренность,   которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.  Классификация видов одаренности  по критерию  «Вид деятельности и обеспечивающие   ее   сферы   психики»  является   наиболее   важной   в   плане понимания   качественного   своеобразия   природы   одаренности.   Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.  В   рамках   этой   классификации   могут   быть   поставлены   и   решены следующие два вопроса:  – Как соотносятся одаренность и отдельные способности? – Существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности?  Понятие   «одаренность»   и   «творческая   одаренность»   выступают   как синонимы.   «Творческая   одаренность»   не   рассматривается   как   особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда. Условно говоря, «творческая одаренность» – это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но и ее преобразования и развития.  По   критерию  «Степень   сформированности   одаренности»  можно дифференцировать:  – актуальную одаренность;  – потенциальную одаренность.  Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с   такими   наличными   (уже   достигнутыми)   показателями   психического развития,   которые   проявляются   в   более   высоком   уровне   выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.  Особую   категорию   актуально   одаренных   детей   составляют   талантливые дети.   Считается,   что   талантливый   ребенок   –   это   ребенок,   достижения которого   отвечают   требованию   объективной   новизны   и   социальной значимости.  Потенциальная   одаренность  –   это   психологическая   характеристика ребенка,   который   имеет   лишь   определенные   психические   возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной   недостаточности.   Развитие   этого   потенциала   может сдерживаться   рядом   неблагоприятных   причин   (трудными   семейными обстоятельствами,   низким   уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).    недостаточной   мотивацией, Потенциальная   одаренность   проявляется   при   благоприятных   условиях, обеспечивающих   определенное   развивающее   влияние   на   исходные психические возможности ребенка.  По критерию «Форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.  Явная   одаренность  обнаруживает   себя   в   деятельности   ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных   условиях.   Достижения   ребенка   столь   очевидны,   что   его одаренность не вызывает сомнения.  Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она   не   замечается   окружающими.   В   результате   возрастает   опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести   к   числу   «неперспективных»   и   лишить   необходимой   помощи   и поддержки.   Нередко   в   «гадком   утенке»   никто   не   видит   будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.  Причины,   порождающие   феномен   скрытой   одаренности,   кроются   в специфике   культурной   среды,   в   которой   формируется   ребенок,   в особенностях   его   взаимодействия   с   окружающими   людьми,   в   ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании, развитии и т. п. Скрытые формы одаренности – это сложные по своей природе психические явления.  В   случаях   скрытой   одаренности,   не   проявляющейся   до   определенного времени   в   успешности   деятельности,   понимание   личностных   особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе   явные   свидетельства   его   незаурядности.   Именно   своеобразные   черты личности,   как   правило,   органично   связанные   с   одаренностью,   дают   право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.  Выявление   детей   со   скрытой   одаренностью   не   может   сводиться   к одномоментному   психодиагностическому   обследованию   больших   групп дошкольников   и   школьников.   Идентификация   детей   с   таким   типом одаренности   –   это   длительный   процесс,   основанный   на   использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его   в   различные   виды   реальной   деятельности,   организации   его   общения   с одаренными   взрослыми,  обогащении   его   индивидуальной   жизненной   среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д.  По   критерию  «Широта   проявления   в   различных   видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренности.  Общая   одаренность  проявляется   по   отношению   к   различным   видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейший аспект общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.  Общая   одаренность   определяет   соответственно   уровень   понимания происходящего,   глубину   эмоциональной   и   мотивационной   вовлеченности   в деятельность, степень ее целенаправленности.  Специальная   одаренность  обнаруживает   себя   в   конкретных   видах деятельности   и   обычно   определяется   в   отношении   отдельных   областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). По   критерию  «Особенности   возрастного   развития»  можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренности. Примером  ранней одаренности являются дети, которые получили  название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок, как   правило,   дошкольного   или   младшего   школьного   возраста   с чрезвычайными,   блестящими   успехами   в   каком­либо   определенном   виде деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это   не   по   годам   развитые   дети,   чьи   возможности   проявляются   в   крайне высоком опережающем темпе психического развития.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:  «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:  «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:  «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:  «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2017