МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
Оценка 4.7
Лекции +1
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл +1
30.07.2017
Предлагаемый материал направлен на выявление, развитие и обучение одаренных детей, организацию научно-методической работы, для профессионально-личностной подготовки педагогов, определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Материал может быть использован как в учебной деятельности, внеурочной работе, так и в системе дополнительного образования.
виды одаренности.docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:
«ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
2) степень сформированности одаренности;
3) форма проявлений;
4) широта проявлений в различных видах деятельности;
5) особенности возрастного развития.
К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая
(учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной
деятельности), художественноэстетическая, коммуникативная и духовно
ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной
и мотивационноволевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены
следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной
сферы различают сенсомоторный, пространственновизуальный и понятийно
логический уровни. В рамках эмоциональной сферы – уровни эмоционального
реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно
волевой сферы – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.
Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:
– в практической деятельности, в частности, можно выделить
одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
– в познавательной деятельности – интеллектуальную одаренность
различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности
(одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных
игр и др.);
– в художественноэстетической деятельности – хореографическую,
литературнопоэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
– в коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную
одаренность;
– в духовноценностной деятельности – одаренность, которая
проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Классификация видов одаренности по критерию «Вид деятельности и
обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане
понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный
критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в
данный момент характерные для человека формы.
В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены
следующие два вопроса:
– Как соотносятся одаренность и отдельные способности? – Существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности?
Понятие «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как
синонимы. «Творческая одаренность» не рассматривается как особый,
самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда. Условно
говоря, «творческая одаренность» – это характеристика не просто высшего
уровня выполнения любой деятельности, но и ее преобразования и развития.
По критерию «Степень сформированности одаренности» можно
дифференцировать:
– актуальную одаренность;
– потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка
с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического
развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения
деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и
социальной нормой.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые
дети. Считается, что талантливый ребенок – это ребенок, достижения
которого отвечают требованию объективной новизны и социальной
значимости.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика
ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности
(потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не
может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их
функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может
сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными
обстоятельствами,
низким уровнем
саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).
недостаточной мотивацией,
Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях,
обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные
психические возможности ребенка.
По критерию «Форма проявления» можно говорить о явной и скрытой
одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка
достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при
неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его
одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме,
она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность
ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут
отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и
поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно
такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.
Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в
специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в
особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках,
допущенных взрослыми при его воспитании, развитии и т. п. Скрытые формы
одаренности – это сложные по своей природе психические явления.
В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного
времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей
одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на
себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты
личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право
предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.
Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к
одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп
дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом
одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании
многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении
его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с
одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды,
вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д.
По критерию «Широта проявления в различных видах
деятельности» можно выделить общую и специальную одаренности.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам
деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейший аспект
общей одаренности – умственная активность и ее саморегуляция.
Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания
происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в
деятельность, степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах
деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей
(поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).
По критерию «Особенности возрастного развития» можно
дифференцировать раннюю и позднюю одаренности.
Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название
«вундеркинды». Вундеркинд (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок,
как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с
чрезвычайными, блестящими успехами в какомлибо определенном виде
деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне
высоком опережающем темпе психического развития.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.