Методический материал "Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии"

  • Документация
  • docx
  • 19.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.
Иконка файла материала конспект.docx
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии         Под   здоровьесберегающими   технологиями   понимают   систему   мер   по охране   и   укреплению   здоровья   учащихся,   учитывающую   важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.         Здоровьесберегающие   технологии   –   предполагают   совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на   защиту   и   обеспечение   здоровья,   формирование   ценного   отношения   к своему   здоровью.   За   последние   годы   произошло   значительное   ухудшение здоровья   школьников.   У   каждого   второго   школьника   выявлено   сочетание нескольких   хронических   заболеваний.   Поэтому   проблема   охраны   и укрепления здоровья детей стоит очень остро.         Анализ   причин   «школьных   болезней»   привел   врачей   к   заключению   о неудовлетворительной   организации   обучения,   приводящей   к   нарушению здоровья. К этим недостаткам образования относятся: недостаточная освещенность классов; нарушение воздушно­теплового режима; перегрузка учебными занятиями. Психолого­педагогические   факторы,   оказывающие   неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся: ­ стрессовая тактика авторитарной педагогики; ­ увеличение темпа и объема учебной нагрузки; 1­ несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся; ­   несоблюдение   элементарных   физико­гигиенических   требований   к организации учебного процесса; ­ отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.   Здоровьесберегающие   технологии   на   уроках   технологии   –   задача   особой важности для преподавателей этого предмета.   На   уроках   технологии   прежде   всего   должны   создаваться   условия   для здорового развития детей: 1.Это физиологические основы учебно­воспитательного режима: время трудоспособности, утомляемости учащихся; учебная нагрузка, дозирование домашних заданий, физкультминутки. 2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения: воздушно­тепловой и световой режим; режим и организация учебно­воспитательного процесса. 3. Формируется здоровый образ жизни.     На уроках трудового обучения проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой туловищем. Большое   внимание   уделяется   нормированию   домашних   заданий,   для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.       В   новом   кабинете   технологии   воздушно­тепловой   и   световой   режим 2соблюдается   полностью.   В   кабинете   установлены   современные   окна,   что позволяет его регулярно проветривать. Для большей освещенности кабинета и снятия нагрузки на глаза, было проведено дополнительное освещение.       Преподавание   предмета   технологии   позволяет   органично   вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних  заданий.       При   изучении   раздела   «Домашнее   питание»,   учащиеся   знакомятся   с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость   своевременного   и   сбалансированного   питания.   Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые   сведения   о   процессах,   происходящих   с   пищей   во   время   ее приготовления.                 Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.      В ходе изучения тем «Цветы в доме и приусадебном хозяйстве» учащиеся знакомятся   с   разновидностями   комнатных   и   приусадебных   декоративных растений,   их   положительном   влиянии   на   эмоционально­психологическое состояние людей.        Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную   проводят   время   на   открытом   воздухе. физическую   разгрузку,   что Многочисленными   медицинскими   исследованиями   установлено, посильный   с/х   труд   оказывает   благотворное   влияние   на   развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий,   при   которых   основная   нагрузка   ложится   на   костно­мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно ­  сосудистой   системы,  органов  дыхания,  пищеварения,  усиливает обмен   веществ,   стимулирует   крепкий,   здоровый   сон,   повышает 3работоспособность   и   выносливость.   Однако   при   этом   необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным   возможностям   каждого   учащегося,   а   также   предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.         Неправильно   организованный   с/х   труд   учащихся,   вместо   ожидаемого оздоровительного   эффекта,   может   явиться   причиной   отклонений (искривление   позвоночника,   нарушение   осанки   и   т.д.)   в   их   физическом развитии и здоровье. При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление одежды» учащиеся   знакомятся   с   натуральными,   искусственными   и   химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием на здоровье человека.     Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно­гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.        Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную. 4