Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью. За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.
Здоровьесберегающие технологии на уроках
технологии
Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по
охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие
характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие
на здоровье.
Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность
педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных
на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к
своему здоровью. За последние годы произошло значительное ухудшение
здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание
нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и
укрепления здоровья детей стоит очень остро.
Анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о
неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению
здоровья.
К этим недостаткам образования относятся:
недостаточная освещенность классов;
нарушение воздушнотеплового режима;
перегрузка учебными занятиями.
Психологопедагогические факторы, оказывающие неблагоприятное
воздействие на здоровье учащихся:
стрессовая тактика авторитарной педагогики;
увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
1 несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
несоблюдение элементарных физикогигиенических требований к
организации учебного процесса;
отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии – задача особой
важности для преподавателей этого предмета.
На уроках технологии прежде всего должны создаваться условия для
здорового развития детей:
1.Это физиологические основы учебновоспитательного режима:
время трудоспособности, утомляемости учащихся;
учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,
физкультминутки.
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
воздушнотепловой и световой режим;
режим и организация учебновоспитательного процесса.
3. Формируется здоровый образ жизни.
На уроках трудового обучения проводятся мероприятия по профилактике
утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок
для глаз. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой туловищем.
Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для
недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность
материала, задаваемого на дом.
В новом кабинете технологии воздушнотепловой и световой режим
2соблюдается полностью. В кабинете установлены современные окна, что
позволяет его регулярно проветривать. Для большей освещенности кабинета и
снятия нагрузки на глаза, было проведено дополнительное освещение.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать
принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания, как на
уроках, так и во время подготовки домашних заданий.
При изучении раздела «Домашнее питание», учащиеся знакомятся с
составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью
человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на
необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники
учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают
необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее
приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема
пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
В ходе изучения тем «Цветы в доме и приусадебном хозяйстве» учащиеся
знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных
растений, их положительном влиянии на эмоциональнопсихологическое
состояние людей.
Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную
проводят время на открытом воздухе.
физическую разгрузку,
что
Многочисленными медицинскими исследованиями установлено,
посильный с/х труд оказывает благотворное влияние на развивающийся
организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических
усилий, при которых основная нагрузка ложится на костномышечный
аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности
сердечно сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает
обмен веществ,
стимулирует крепкий,
здоровый сон,
повышает
3работоспособность и выносливость. Однако при этом необходимо
организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и
индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали
обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к
режиму и условиям.
Неправильно организованный с/х труд учащихся, вместо ожидаемого
оздоровительного эффекта,
может явиться причиной отклонений
(искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом
развитии и здоровье.
При изучении тем по материаловедению и раздела «Изготовление одежды»
учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими
волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и
влиянием на здоровье человека.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники
безопасности и санитарногигиенических требований, которые направлены на
предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с
умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.
4