Методический семинар "Лексическое значение слова"
Оценка 5

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Оценка 5
Лекции
docx
русский язык
11 кл
13.08.2018
Методический семинар "Лексическое значение слова"
Представленный материал раскрывает особенности употребления слов в прямом и переносном значении. Дается понятие прямого и переносного значения слов. Знание этого раздела необходимо при выполнении задания ЕГЭ №3 (Лексическое значение слова). Дается алгоритм выполнения этого задания, а также пример 2-3 вариантов.
Лексическое значение слова.docx
Методический семинар на тему: «Лексическое значение слова» Подготовила:  Косумова З.З., учитель русского языка и литературы. Лексическое значение слова — отображение в слове представлений об   объектах   неязыковой   действительности;   его   предметно­вещественное содержание. Лексическое значение, в отличие от грамматического, всегда индивидуально. Оно определяется несколькими факторами:  соотношением слова с объектами неязыковой действительности;  соотнесенностью   слова   с   понятиями,   или   представлениями   об этих неязыковых объектах;  взаимоотношениями и связями данного слова с другими в лекси­ ческой системе языка. Материал с сайта //iEssay.ru Все слова обладают лексическим значением, но по­разному его про­ являют в языке. Большинство полнозначных слов выполняет номинативную функцию, т.е. они самостоятельно и непосредственно называют предметы, явления, признаки, количества, процессы неязыковой действительности. С точки зрения грамматики — это слова знаменательных частей речи (кроме местоимений).   Местоименные   слова   обозначают   предметы   и   явления опосредованно,  у   них   особый   способ   номинации:   слова   этой   части   речи указывают на некую сущность без описания и определения качества этой сущности,   значение   местоимения   проявляется   и   конкретизируется   в процессе   общения.   У   служебных   слов,   обычно   выражающих   отношения между другими единицами языка, их лексическое значение реализуется в словосочетаниях   или   предложениях,   т.е.   только   при   соединении   с знаменательными и местоименными словами. Междометия (так же, как и служебные   части   речи)   не   выполняют   номинативной   функции   и   не выражают каких­то понятий, они служат для выражения эмоций, причем часто с нерасчлененным, неконкретным значением. Кроме понятийного, в значение слова иногда входят и эмоционально­ экспрессивные,   оценочные   компоненты:   так,   эмоционально   окрашенными будут гляделки по сравнению с глаза, ишачить по сравнению с трудиться, юбчонка по сравнению с юбка и т.п. Лексическое   значение   слова   представлено   в   толковых   словарях   и объясняется следующим образом:  описательно — через характерные черты и отличительные при­ знаки именуемого предмета или явления (кузнечик — прыгающее насекомое   отряда   прямокрылых,   издающее   стрекочущие   звуки; сабля   —   рубящее   и   колющее   оружие   с   длинным   изогнутым клинком);  через   слова­синонимы   (невежественный   —   малообразованный, малокультурный,   малосведущий;   нисходящий   —   убывающий, понижающийся);  через   однокоренные   слова  (нацист  —  сторонник   нацизма,  член нацистской партии; умнеть — становиться умным). Лексическое   значение   слова   —   это   его   соотнесенность   с определенным   предметом,   явлением,   фактом,   понятием   в   сознании человека. С   помощью   слов   мы   называем   предметы:   дерево,   дуб,   сосна; признаки: зеленый, соленый, добрый; действия: лететь, сверкать, шить. Эти слова   предназначены   для   называния.   В   назывании   участвуют   5   органов чувств   человека:   зрение   —   красный,   синий,   желтый;   слух   —   скрипеть, шуршать, кричать; осязание — гладкий, мягкий, шершавый; обоняние — запах, аромат, сирень; вкус — сахар, соль, мед, горький, кислый и т. д. Человек   наблюдает   множество   однотипных   предметов   и   явлений: липа, осина, тополь, береза — лиственные деревья; красный, белый, черный —  цвет;   говорить,   шептать,   бормотать  —   виды   речи   и   т.   д.  Его   мысль выделяет   то   общее,   что   объединяет   разные   объекты   действительности. Например,   между   всеми   деревьями   есть   нечто   общее:   это   растения   с твердым стволом и ветвями, живущие много лет. Установить это общее и познать целый класс деревьев (либо других предметов) помогает важное свойство   человеческого   мышления   —   способность   к   обобщению: выделению   самых   существенных   признаков   предметов   и   явлений   и отбрасыванию несущественных. Слово является основной единицей языка и речи, связанной со всеми другими   языковыми   единицами.   В   отличие   от   меньших   единиц   языка (звуков,   слово   характеризуется   самостоятельностью   и прозрачностью. Время слово является строительным материалом для более крупных единиц — словосочетания и предложения.   морфем), Слова служат для называния предметов, действий, явлений, качеств. Отражение   в   слове   любого   явления   действительности   составляет   его лексическое значение. Кроме   лексического,   словам   присуще   грамматическое   значение, указывающее на принадлежность слова к определенной части речи и на его грамматические признаки. При   этом   лексическое   значение   слова   является   индивидуальным, основным,   а   грамматическое   —   общим,   присущим   всем   словам, принадлежащих к определенной части речи. Слово   может   иметь   одно   или   несколько   лексических   значений. Однозначные слова — это слова, которые имеют только одно лексическое значение,   т.е.   называют   какой­то   один   предмет,   существо,   признак, действие, явление (ива, кукушка). Слова,   имеющие   несколько   лексических   значений,   называются многозначными. Многозначные слова имеют прямое значение и одно или несколько   переносных   «Большой»   —   1)   значительный   по   размеру,   2) взрослый, 3) гениальный, общеизвестный). Прямое   значение   слова   —   это   его   первоначальное,   основное лексическое   значение.   Переносное   значение   слова   —   это   его   вторичное значение, которое возникло на основе прямого. Слово в прямом смысле — это обычное, повседневное название чего­то (вишневый сад). Слово   в   переносном   значении   —   очень   часто   название   образное, перенесено из одних предметов и явлений на другие (вишневые ароматы мыслей).  Переносных   значений   в   слове   может   быть   несколько.  В  каком смысле   употреблено   многозначное   слово,   становится   понятным   из контекста. 3 задание  ЕГЭ по русскому языку Лексическое значение слова Что   следует   знать   для   правильного   выполнения   задания: определить, в каком из лексических значений употреблено в предложении многозначное   слово,   можно   только   из   контекста,   используя   приём подстановки:   поочерёдно   подставить   вместо   многозначного   слова   в предложение   каждое   из   его   толкований;   если   предложение   при   этом   не утратит своей смысловой цельности, значит, это показатель того, что ответ является правильным. Алгоритм выполнения задания: 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Найдите указанное предложение. 3.   Включите   каждое   из   предложенных   лексических   толкований   взамен слова, данного для анализа. 4. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе проведённого лингвистического эксперимента своей смысловой цельности: —   если   предложение   не   потеряло   своей   смысловой   цельности   —   ответ верен; — если смысл предложения изменился — ответ неверен. Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово упо­ треблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответству­ ющую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.   ЧАСТЬ, ­и, мн. ­и, ­ей, жен. 1. Доля, отдельная единица, на к­рые подразделяется целое. Разделять на части. Ч. заработка. Ч. публики. Ч. яблока. 2. Предмет как составной элемент какого­н. целого, организма, механиз­ ма. Запасные части (детали машин). 3.   Раздел,   подраздел   произведения. Роман   в   трёх   частях.   Четыре части симфонии. 4. Отдел какого­н. учреждения. Санитарная ч. Учебная ч. (1) в учебном заведении: отдел, занимающийся непосредственной организацией учебного процесса; 2) в вооружённых силах: организация, занимающаяся подготов­ кой специалистов из числа сержантов, старшин, солдат, матросов). 5. Область какой­н. деятельности, специальность (разг.). Работать по фи­ нансовой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не занимаюсь, это не моё дело). 6. Отдельная войсковая единица. Мотопехотные части. Воинская ч. 7. В России до 1917 г.: административное подразделение города, а также полицейское управление такого подразделения. 8. Районная пожарная команда в городах (устар.) Каланча пожарной части. 9. (в части). Пай, доля (разг.). Быть в части с кем­н. 10. Доля, участь (стар.). Много бед выпало на чью­н. ч.           (1)Растворённые в океанской и морской воде органические и неорганиче­ ские   элементы   и   соединения  являются  химическими   ресурсами   Мирового океана. (2)Они практически неисчерпаемы, так как их запасы способны обес­ печить   потребности   человечества   на   многие   сотни   лет.   (3)В   настоящее время добывается лишь небольшая часть химических богатств океанов и морей, <...> человечеством ещё не созданы эффективные технические и тех­ нологические способы извлечения многих полезных компонентов из морской воды. Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приво­ дятся значения слова СЛАБЫЙ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответ­ ствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.   СЛАБЫЙ, ­ая, ­ое; слаб, слаба, слабо, слабы и слабы. 1.   Отличающийся   малой   силой,   мощностью. С.   человек.   С.   голос.   С. мотор. 2. Болезненный, нездоровый, а также (о здоровье) плохой. С. ребёнок. С. лёгкие. С. здоровье. С. зрение. 3. Малый, незначительный. С. ветер. С. боль. С. надежда. С. признаки жизни. 4.   Лишённый   твёрдости,  устойчивости,   последовательности. С.   харак­ тер. С. воля. 5. Неискусный, плохой. С. писатель. С. работник. С. ученик. С. книга. 6. Не крепкий, не насыщенный. С. чай. С. раствор. 7. Наиболее уязвимый (разг.) Этот тезис − с. сторона доклада. (1)Сформулированный инженером Эдвардом Мёрфи в 40­х годах «закон», утверждающий, что «если что­то может сломаться, то оно обязательно сломается», для большинства людей представляет собой не более чем житейскую мудрость, которая приносит утешение и по­ могает относиться с юмором к бытовым поломкам. (2)Но инженеры, в отличие от обычных людей, вовсе не ищут в утверждении Мёрфи уте­ шение и оправдание, когда сталкиваются с поломками и неполадками. (3)<…> они намеренно пользуются «законом» Мёрфи для поиска слабых мест в созданных ими сложных системах: многократные испытания в максимально   суровых   условиях,   приводящие   к   выведению   системы   из строя, позволяют выявить все слабые места и недочёты и устранить их как можно раньше. Отсутствие   ясности   в   определении   понятия   "лексическое   значение слова" очень тяжело сказывается в практике словарного дела. Наблюдения над   способами   объединения   разных   значений   в   слове,   а   также   над закономерностями   словоупотребления   приводят   к   выводу,   что   не   все значения слов однородны или однотипны, что есть качественные различия в структуре разных видов лексических значений.   Содержательная сторона слова, его внутреннее устройство ­ явление сложное, многогранное.

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"

Методический семинар "Лексическое значение слова"
Скачать файл