Духовно-нравственное воспитание
Духовность - это совесть, чувства человека (милосердие, любовь, самопожертвование)
Нравственность - это закон, действия человека (нормы поведения, обычаи, традиции, права, принятые обществом)
Следовательно, воспитывать духовность нужно развивая чувства, нравственность - давая знания
Основные направления работы классного руководителя, на которых базируется процесс духовно-нравственного воспитания
1.Развитие общественной солидарности, формирование и сплочение классного коллектива как антипода индивидуализма;
2.Приобщение родительской общественности во все формы работы по формированию духовно-нравственной личности в классном коллективе, обогощение ее воспитательного потенциала;
3.Оказание помощи ребёнку в его мировоззренческом и гражданском самоопределении.
Перечень действия педагога"Я занимаюсь именно воспитанием", если:
- создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;
-создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности, толерантности;
- учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;
- стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;
- привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;
- создаю ситуацию успеха;
- тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;
- помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;
- привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;
- обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;
- в общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;
- доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;
- вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;
- проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;
- создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;
- настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;
- поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи».
Диагностики
1) Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: желания – для себя(18чел.); для близких людей(15); для других людей(6)
2) Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
Методика незаконченных предложений
Ребятам предлагается дописать два предложения:Больше всего я радуюсь, когда … .Больше всего я огорчаюсь, когда … .
4) Методика “Приглашение в гости”
5)Методика “Какой у нас коллектив”
( определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом) Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. 1. Наш класс очень дружный и сплочённый.2. Наш класс дружный.3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Средствами реализации этой задачи могут стать:
-Создание единой системы ценностей и традиций в классе.
- Коллективные творческие дела класса.- Цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр.- Участие в соревнованиях, конкурсах.- Участие в школьных коллективных творческих делах.- Творческий отчет класса.- Походы, экскурсии, коллективные поездки.
- Работа с «отвергнутыми» детьми.
Сплочение классного коллектива | Мировоззренческое и гражданское самоопределение | Работа с родителями |
-воспитание гуманности, патриотизма;
-приобщение к коллективному труду, к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-постановка ребёнка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах (создание воспитывающих ситуаций;
-погружение детей в анализ литературных произведений, исторических событий, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;
-ученическое самоуправление, традиции, коллективная творческая деятельность
Не запрещать, а направлять.
Не управлять, а соуправлять.
Не принуждать, а убеждать.
Не командовать, а организовывать.
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.