Методическое объединение классных руководителей "Классное руководство в условиях новых реальностей воспитания"

  • pptx
  • 22.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Классное руководство в условиях новой реальности воспитания (1).pptx

Профессиональный диалог

Классное руководство в условиях новой реальности воспитания

Духовно-нравственное воспитание

Духовность - это совесть, чувства человека (милосердие, любовь, самопожертвование)
Нравственность - это закон, действия человека (нормы поведения, обычаи, традиции, права, принятые обществом)

Следовательно, воспитывать духовность нужно развивая чувства, нравственность - давая знания

Основные направления работы классного руководителя, на которых базируется процесс духовно-нравственного воспитания

1.Развитие общественной солидарности, формирование и сплочение классного коллектива как антипода индивидуализма;
2.Приобщение родительской общественности во все формы работы по формированию духовно-нравственной личности в классном коллективе, обогощение ее воспитательного потенциала;
3.Оказание помощи ребёнку в его мировоззренческом и гражданском самоопределении.

Сплочение классного коллектива

Мировоззренческое и гражданское самоопределение

Работа с родителями

Перечень действия педагога "Я занимаюсь именно воспитанием", если:

- создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;
-создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности, толерантности;
- учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;
- стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;
- привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;
- создаю ситуацию успеха;
- тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;
- помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;
- привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;
- обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;
- в общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;
- доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;
- вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;
- проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;
- создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;
- настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;
- поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи».

Диагностики

1)    Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: желания – для себя(18чел.); для близких людей(15); для других людей(6)
2) Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка” Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Методика незаконченных предложений
Ребятам предлагается дописать два предложения: Больше всего я радуюсь, когда … . Больше всего я огорчаюсь, когда … .
4) Методика “Приглашение в гости”
( изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей) Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?” Предложить детям записать фамилии 5 человек.

5)Методика “Какой у нас коллектив”
( определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом) Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. 1.    Наш класс очень дружный и сплочённый. 2.    Наш класс дружный. 3.    В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. 4.    В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. 5.    Наш класс недружный, часто возникают ссоры. 6.    Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Средствами реализации этой задачи могут стать:

-Создание единой системы ценностей и традиций в классе.
- Коллективные творческие дела класса. - Цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр. - Участие в соревнованиях, конкурсах. - Участие в школьных коллективных творческих делах. - Творческий отчет класса. - Походы, экскурсии, коллективные поездки.
- Работа с «отвергнутыми» детьми.

Сплочение классного коллектива

Мировоззренческое и гражданское самоопределение

Работа с родителями

-воспитание гуманности, патриотизма;
-приобщение к коллективному труду, к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-постановка ребёнка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах (создание воспитывающих ситуаций;
-погружение детей в анализ литературных произведений, исторических событий, учить выражать чувства, обогащать словарный запас;
-ученическое самоуправление, традиции, коллективная творческая деятельность

Не запрещать, а направлять.
Не управлять, а соуправлять.
Не принуждать, а убеждать.
Не командовать, а организовывать.
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Мы разные, но мы вместе и у нас общая цель