Методическое пособие для педагогов " Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций»

  • docx
  • 02.09.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическое пособие для учителей.docx

 

 

 

 

Методическое пособие для учителей

 

  «Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций»

 

 

 

 

Автор:  Кандалова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.       Нормативно-правовые основы реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого- медико-педагогической комиссии …………………………………….....................4

2.     Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы учащихся с ОВЗ (инвалидностью) в образовательной организации ……………………………………………………………..…..6

3.     Организация взаимодействия специалистов Психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации…………………………………………..….9

4.     Поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями. Образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья…………………………..….13

5.     Поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями……………………………………….15

6.     Поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями……………………………………….19

                                                

7.     Алгоритм разработки и реализации АОП учащегося с ОВЗ в образовательной организации…………………………………………….22

 

 

Заключение……………………………………………………………………   23

Список использованной литературы……………………………………...25

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня существует широкая категория детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и специфичны. Особые образовательные потребности учащихся возникают тогда, когда процесс обучения осложняется несоответствием возможностей детей предъявляемым к ним социальным ожиданиям, критериям успеха, общественным нормам поведения. Особые образовательные потребности учащихся разнообразны и требуют от системы школьного образования предоставления особых образовательных программ, учебных материалов, услуг.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.

 Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации  и проектирование индивидуальных  образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей» Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей, (зак. представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

Целью данного реферата является рассмотрение возможностей реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций

1.     Нормативно-правовые основы реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого- медико-педагогической комиссии.

Рассматривая нормативно-правовые основы реализации адаптированных образовательных программ в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику отметим, что ключевой основой в данном случае являются следующие международные правовые документы:

1.             Всеобщая декларация прав человека (1948)

2.             Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960)

3.             Конвенция о техническом и профессиональном образовании (1989)

4.             Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)

5.             Конвенция о правах ребенка (1989)

6.             Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971)

7.             Декларация о правах инвалидов (1975)

8.             Всемирная декларация об образовании для всех (1990)

9.             Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

10.        Саламанкская декларация (1994)

11.        Дакарский план действий (2000)

12.        Конвенция ООН о правах инвалидов (принята ООН в 2006 г., ратифицирована Россией в 2012 г.)

Вместе с тем, ключевую основу составляют нормативно-правовые акты Российского законодательства в сфере инклюзивного образования, к которым относят:

1.            Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)

2.            Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998)

3.            Национальная доктрина образования в РФ (2000)

4.            Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010)

5.            Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

6.            Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»(2012)

7.            Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (2012)

8.            Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 года № 1598

9.            Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования  обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014 года № 1599

Вместе с тем, при разработке учитываются рекомендации, отраженные в содержании Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части мер психолого-педагогической и социальной реабилитации; заключение  Психолого-медико-педагогической комиссии   по организации специальных образовательных условий, в том числе, определении образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ОВЗ (инвалидностью).

 

2.     Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы учащихся с ОВЗ (инвалидностью) в образовательной организации.

Изучив положения Российского законодательства в направлении реализации прав детей с ограниченными возможностями (инвалидностью) на доступное и качественное образование, выделим базовые организационно-педагогические условия реализации адаптированных образовательных программ:

1)                Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.

Реализация этого условия должна обеспечить, не только реализацию образовательных прав  самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.

2)                Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

 Данное условие явялется одним из основных условий реализации адаптированной образовательной программы ориентировано возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией АОП, планируемыми в ней результатами, в целом - организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В рамках реализации АОП,  образовательное учреждение должно быть обеспечено удовлетворяющими особым  образовательным потребностям детей с ОВЗ учебниками, в том числе, учебниками с электронными приложениями, являющимися их  составной  частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы Образовательное учреждение, специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, предназначенным для детей с ОВЗ Библиотека образовательной организации должна быть укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана,  а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования. Библиотека образовательной организации, где обучаются дети с ОВЗ,  должна быть укомплектована научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР, включая  формирование «академических» знаний и жизненной компетенции ребенка с ОВЗ, а также иметь фонд дополнительной литературы для педагогов и родителей детей с ОВЗ по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, обучающихся в данной школе. Этот дополнительный фонд должен включать  научно-методическую литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие обучение ребенка с ОВЗ.

3)                Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП)  Значимым является  адаптация содержания учебного материала,  выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация  имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеурочной

4)                деятельности. Важным (для определенных категорий детей) является организация питания и медицинского сопровождения.

5)                Организация взаимодействия как всех участников образовательного процесса в образовательной организации, так и взаимодействие с «внешними» организациями, отвечающими за создание специальных образовательных условий для всех групп обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В первую очередь, должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса – создание психолого-медико-педагогического консилиума ОО, организация координации членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива образовательной организации в целом. Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки со стороны «внешних» социальных партнеров – методического центра, ППМС-центра, общественных организаций. В рамках создания организационно-педагогических условий должен быть сформирован адекватный запрос на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной  учебной мотивации.

 

3.       Организация взаимодействия специалистов Психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

 

Организационной модели развития инклюзивного образования через создание территориального ресурсного центра деятельность ПМПК не является единственным компонентом ресурсной деятельности и междисциплинарного взаимодействия. В этой модели качественно иную роль приобретает взаимодействие психолого-педагогическиедеятельность «малых» психолого-медико-медико-педагогических комиссий и  консилиумов – консилиумов (ПМПК) образовательных учреждений.

ПМП комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

11. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 10 настоящего положения основных направлений деятельности, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

Согласно Письму Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (Приложение 1. О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения),

 «ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося/ воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК».

ПМП консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения как включенного ребенка, так и инклюзивной образовательной среды в целом.

В состав консилиума образовательного учреждения входят, как правило, педагоги, психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог, врач, представители администрации школы или дошкольного учреждения.

Основные задачи деятельности «малого» консилиума – консилиума образовательного учреждения:

• выделение детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи специалистов;

• разработка и индивидуализация образовательного маршрута (учебного плана) «внутри» стандартных программ воспитания и обучения;

• реализация коррекционно-развивающей деятельности и комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ силами специалистов консилиума;

• оценка эффективности дополнительной специализированной помощи «особых» детей, координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

Этапы деятельности психологомедико-педагогического консилиума образовательного учреждения (ПМПК):

Предварительный этап. Оценка начальных сведений о ребенке и его семье, которые попадают к специалисту, проводящему обследование первым.

Первый этап. Первичное обследование ребенка разными специалистами консилиумной команды: этап заканчивается составлением индивидуальных заключений специалистами консилиума.

Второй этап. Коллегиальное обсуждение специалистами полученных результатов, выработка единого представления о проблемах ребенка, особенностях развития ребенка, определение общего прогноза его дальнейшего развития и комплекса развивающее-коррекционных мероприятий.  Завершающей частью этого этапа работы консилиума является выработка решения по определению образовательного маршрута внутри школы или детского сада в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и последовательность дальнейшего взаимодействия специалистов друг с другом.

Третий этап. Реализация решений консилиума ОУ в плане коррекционных мероприятий силами специалистов междисциплинарной команды учреждения. Завершающей частью этапа является динамическое (итоговое) обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла коррекционной работы и комплексного сопровождения) и решение о дальнейшем образовательном маршруте ребенка.

Процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации адаптированной образовательной программы должен лежать как в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий – в  итоговом заключении, определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в деятельности консилиума образовательной организации. Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в адаптированную образовательную программу  в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации АОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

 

4.       Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ (инвалидностью).

 

Проектирование адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) осуществляется в командном межведомственном (ПМПК-ППк) и междисциплинарном взаимодействии сотрудников образовательной организации – администрации, учителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов Службы психолого-педагогического и социального сопровождения.

Целенаправленное комплексное психологопедагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации должно быть направлено на формирование оптимальных психологопедагогических коррекционноразвивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого учащегося.

Особенности работы междисциплинарной команды при разработке и реализации Адаптированной образовательной программы:

1.                 Разрабатывается в рамках деятельности ППк ОО коллегиально, с учетом рекомендаций ИПР ребенка-инвалида, ПМПК.

     Учитель, родители – полноправные участники работы над АОП;

1.                 Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год);

2.                 По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же  предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя (воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);

3.                 Формулировки цели и задач АОП, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;

4.                 Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Важно: представленная последовательность действий специалистов ОО возможна при наличии у ребенка, поступающего в образовательную организацию, статуса «ребенок-инвалид» и рекомендаций ИПР и/или статуса «ребенок с ОВЗ» и рекомендаций врачебной комиссии и ПМПК по организации для него специальных образовательных условий. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК. При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

 

5.       Поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями.

При разработке и реализации адаптированных образовательных программ необходимо учитывать приоритеты в развитии и социальной адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Среди них надо отметить:

1)      Приоритет социальной адаптации ребенка. Именно социальная адаптация, а не упор на «наращивание» каких-либо конкретных знаний или умений, то есть возможность гибкого использования этих умений в конкретной подходящей ситуации. Это касается, и детей с преимущественными проблемами и дефицитами в развитии познавательной сферы, и детей с т.н. поведенческими проблемами или нарушениями аффективной сферы. Последнее отнюдь не отрицает обучение как таковое. Отсюда вытекает и следующий приоритет: 

2)      Природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и методов. Природосообразность, в нашем понимании,  предполагает развитие различных сторон психики ребенка в соответствии с логикой нормативного онтогенеза и гармоничности в развитии психических сфер, с одновременным учетом особенностей ребенка, а не слепое следование общей логики обучения и, тем более, имеющимся на настоящий момент стандартам образования. (Так заниматься развитием мелкой моторики ребенка с синдромом Дауна вне связи с общим контекстом развития, как общей моторики, так и его компетенций в отношении собственного тела, его аффективной составляющей, межсенсорного взаимодействия с нашей точки зрения, крайне малоэффективно). Еще острее этот тезис звучит, в том случае, когда мы касаемся детей с расстройствами аутистического спектра.

3)      Следующим приоритетом следует считать развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми, в том числе и на невербальном уровне, здесь речь идет и об умении считывать контексты взаимодействия, контексты конкретных ситуаций. С нашей точки зрения эти проблемы отчасти могут решаться путем развития регуляторной сферы, как основы построения любой деятельности. (Хорошо известно, как трудно ребенку, скажем второго года жизни, ждать своей очереди в игре, слушать, когда говорит другой ребенок, но именно созревание и развитие регуляторных процессов позволяет развиваться собственно «диалоговости» взаимодействия);

4)      Также приоритетом можно считать преодоление, профилактику инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка. Периоды, когда подобная работа становиться максимально актуальной, различны. И это зависит не только от межличностных отношений в семье проблемного ребенка, «от темпа переживания горя», но и от варианта отклоняющегося развития и степени социальной «неодобряемости» состояния ребенка.

      Принципы реализации  адаптированной образовательной программы в соответствии с уровнями образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

ü начальное общее образование;

ü основное общее образование;

ü среднее общее образование.

Начальное общее образование  направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Принципы реализация адаптированной  образовательной программы в рамках начального общего образования:

ü  ориентация на индивидуальные особенности и достижения в развитии, опора на практический опыт при овладении навыками;

ü  изменение объема и адаптация содержания программного материала. Значительное упрощение программного материала или использование специальных образовательных программ и соответствующей дидактики;

ü  наличие коррекционных мероприятий в структуре программы. Важно решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде;

ü  вариативность форм обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная);

ü  разработка индивидуального учебного плана с применением наглядности, использование специальных приемов и методов работы;

ü  индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы;

ü  адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной  образовательной программой;

ü  участие родителей в реализации адаптированной общеобразовательной программы;

ü  учет принципов здоровьесбережения.

Основное общее образование  направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению):

ü  усиление  коммуникативного компонента учебной деятельности, переход на групповые и проектные виды деятельности;

ü  индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы;

ü  участие самого учащегося в реализации адаптированной общеобразовательной программы;

ü  адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной общеобразовательной программой;

ü  включение компонента профессиональной ориентации  в рамках начальной трудовой подготовки (предпрофильная подготовка);

ü  включение социокультурных компонентов программы;

ü  вариативность форм и видов обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная), с использованием ресурсов дистанционного образования;

ü  учет принципов здоровьесбережения.

Среднее общее образование –  направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности:

ü  построение индивидуального жизненного плана

ü  участие самого учащегося в реализации адаптированной образовательной программы

ü  разработка индивидуального учебного плана как части адаптированной образовательной программы

ü  адаптация форм промежуточной и итоговой аттестации по результатам овладения

ü  предпрофильное и профильное образование как элемент адаптированной образовательной программы

ü  включение социокультурных компонентов в адаптированную образовательную программу

ü  углубленное изучение отдельных предметов

ü  сетевое взаимодействие организации в процессе реализации адаптированной образовательной программы

ü  учет принципов здоровьесбережения.

 

6.       Образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с требованиями ФГОС НООдля детей с ОВЗ и ВГОС для УО, а также комплексным подходом к системе оценивания в школе позволяет вести оценку достижений обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным, метапредметным и предметным.

Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Личностные результаты освоения включают в себя:

ü  основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

ü  социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

ü  формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

ü  формирование уважительного отношения к окружающим;

ü  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

ü  освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

ü  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

ü  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

ü  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

ü  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

ü  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоение обучающимися учебного предмета.

При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что оценивается не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях, но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос. Особенностью данного оценивания для детей с ЗПР является то, что эти действия изначально являются предметом коррекции и развития.

   Нами определены основные направления и цели оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по следующим основаниям:

оценочная деятельность понимается как разнонаправленный процесс, связанный со следующими направлениями оценивания:

- урочная и внеурочная деятельность;

- выявление и анализ уровня подготовки обучающихся;

- изучение уровня достижения планируемых результатов реализации АООП.

В связи с тем, что оценочная деятельность рассматривается как разнонаправленный процесс, определяемый структурой и содержанием образовательной программы, нами определены следующие цели Системы оценки, которые вы видите на экране:

- объективное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебных предметов, курсов внеурочной деятельности и курсов коррекционной работы;

- комплексный подход к анализу личностных и метапредметных результатов внеурочной деятельности;

- изучение (с учетом планируемых результатов) эффективности реализации программы воспитания и социализации обучающихся, коррекционной программы.  

 

Оценивание должно выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Для получения более объективной и полной картины об освоении учащимися образовательных программ необходимо разработать систему контроля, включающую различные формы оценки, результаты которой были бы полезны для пользователей на различных этапах образовательного процесса.

Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго класса, т.е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

 

7.       Алгоритм разработки и реализации АОП учащегося с ОВЗ в образовательной организации.

Особенности работы междисциплинарной команды при разработке и реализации Адаптированной образовательной программы:

1)      Разрабатывается в рамках деятельности ППк ОО коллегиально, с учетом рекомендаций ИПР ребенка-инвалида, ПМПК.

     Учитель, родители – полноправные участники работы над АОП;

2)      Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год);

3)      По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же  предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя (воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);

4)      Формулировки цели и задач АОП, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;

5)      Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут (и – соответственно – Адаптированная (индивидуальная) образовательная программа) в рамках образовательной организации для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколько этапов.

 

 

 

Список использованной литературы

1.                 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) [Текст]: приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598.

3.                 Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
(утв. 
приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082) https://base.garant.ru/70485996/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

2.Боровкова, Т.И. Подходы к оцениванию учебных и образовательных достижений в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс]: статья / Т.И. Боровкова. - М.: Инфра-М; Znanium.com, 2015. - 21 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=504847

3.Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного   образования / Гончарова В.Г., Подопригора В.Г., Гончарова С.И. - Краснояр.: СФУ, 2014. - 248 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=550676

 5.Тыщенко А. И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник / А.И.Тыщенко. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=363699

6.Холостова Е. И. Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации/Е.И. Холостова, Г.И. Климантова - М.: Дашков и К, 2016. - 824 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=532948

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru