ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для самостоятельной работы студентов
По дисциплине: МАТЕМАТИКА (включая алгебру и начала математического анализа; геометрию)
Тема: «Тригонометрические функции»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 1
(базовой подготовки)
Купино
2020
Рассмотрено на заседании предметной цикловой
Методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам,
общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и
естественно-научному циклу
Протокол № _____ от «_____» _________20____г.
Автор – составитель: преподаватель математики высшей категории Тюменцева О.Н.
Купино
2020 г
Пояснительная записка к методическому пособию
Методическое пособие предназначено для повторения теоретических и практических знаний по теме.
Цель пособия – повторить понятия тригонометрических функций, определять вид и строить графики функции, находить область определения и область значений и подготовится к занятию по теме «Тригонометрические функции».
Данное пособие рекомендовано для студентов первого курса специальности 34.02.01 Сестринское дело. Пособие содержит определения, свойства и формулы по теме: Тригонометрические функции, тест для самоконтроля и критерии оценки теста.
Пособие направлено на формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, формирование навыков решения задач, формирование и развитие творческого потенциала, повышение интереса к дисциплине.
Тригонометрические функции
История тригонометрии, как науки о соотношениях между углами и сторонами треугольника и других геометрических фигур, охватывает более двух тысячелетий. Большинство таких соотношений нельзя выразить с помощью обычных алгебраических операций, и поэтому понадобились ввести особые тригонометрические функции, первоначально оформлявшиеся в виде числовых таблиц. Историки полагают, что тригонометрию создали древние астрономы, немного позднее её стали использовать в геодезии и архитектуре. Со временем область применения тригонометрии постоянно расширялась, в наши дни она охватывает практически все естественные науки, технику и ряд других областей деятельности. Особенно полезными тригонометрические функции оказались при изучении колебательных процессов; на них основан также гармонический анализ функций и другие инструменты анализа. Томас Пейн в своей книге «Век Разума» (1794) назвал тригонометрию «душой науки».
Тригонометрические функции, их свойства и графики.
Все тригонометрические функции (синус, косинус, тангенс и котангенс) относятся к основным элементарным функциям. Сейчас мы рассмотрим их графики и перечислим свойства.
Тригонометрическим функциям присуще понятие периодичности
(повторяемости значений функции при различных значениях аргумента, отличных
друг от друга на величину периода , где Т - период), поэтому, в список
свойств тригонометрических функций добавлен пункт «наименьший положительный
период». Также для каждой тригонометрической функции мы укажем значения
аргумента, при которых соответствующая функция обращается в ноль.
Теперь разберемся со всеми тригонометрическими функциями по-порядку.
Функция синус y = sin(x).
Изобразим график функции синус, его называют "синусоида".
Свойства функции синус y = sinx.
1.Областью определения функции синус является все
множество действительных чисел, то есть, функция y = sinx
определена при
2.Наименьший положительный период функции синуса равен
двум пи: .
3.Функция обращается в ноль при , где
, Z – множество целых
чисел.
4.Функция синус принимает значения из интервала от
минус единицы до единицы включительно, то есть, ее область значений есть .
5.Функция синус - нечетная, так как .
6.Функция убывает при ,
возрастает при .
7.Функция синус имеет локальные максимумы в точках ,
локальные минимумы в точках .
8.Функция y = sinx вогнутая при ,
выпуклая при .
9.Координаты точек перегиба .
10.Асимптот нет.
Функция косинус y = cos(x).
График функции косинус (его называют "косинусоида") имеет вид:
Свойства функции косинус y = cos x.
1.Область определения функции косинус: .
2.Наименьший положительный период функции y = cosx
равен двум пи: .
3.Функция обращается в ноль при , где
, Z – множество целых
чисел.
4.Область значений функции косинус представляет
интервал от минус единицы до единицы включительно: .
5.Функция косинус - четная, так как .
6.Функция убывает при ,
возрастает при .
7.Функция y = cosx имеет локальные
максимумы в точках ,
локальные минимумы в точках .
8.Функция вогнутая при ,
выпуклая при .
9.Координаты точек перегиба .
10.Асимптот нет.
Функция тангенс y = tg(x).
График функции тангенс (его называют "тангенсоида") имеет вид:
Свойства функции тангенс y = tgx.
Функция котангенс y = ctg(x).
Изобразим график функции котангенс (его называют "котангенсоида"):
Свойства функции котангенс y = ctgx.
Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики.
Обратные тригонометрические функции (арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс) являются основным элементарным функциями. Часто из-за приставки "арк" обратные тригонометрические функции называют аркфункциями. Сейчас мы рассмотрим их графики и перечислим свойства.
Функция арксинус y = arcsin(x).
Изобразим график функции арксинус:
Свойства функции арксинус y = arcsin(x).
1.Областью определения функции арксинус является
интервал от минус единицы до единицы включительно: .
2.Область значений функции y = arcsin(x):
.
3.Функция арксинус - нечетная, так как .
4.Функция y = arcsin(x) возрастает на
всей области определения, то есть, при .
5.Функция вогнутая при ,
выпуклая при
.
6.Точка перегиба (0; 0), она же ноль функции. 7.Асимптот нет.
Функция арккосинус y = arccos(x).График
функции арккосинус имеет вид:
Свойства функции арккосинус y = arccos(x).
1.Область определения функции арккосинус: .
2.Область значений функции y = arccos(x):
.
3.Функция не является ни четной ни нечетной, то есть, она общего вида.
4.Функция арккосинус убывает на всей области
определения, то есть, при .
5.Функция вогнутая при ,
выпуклая при
.
6.Точка перегиба .
7.Асимптот нет.
Функция арктангенс y = arctg(x). График
функции арктангенс имеет вид:
Свойства функции арктангенс y = arctg(x).
Функция арккотангенс y = arcctg(x).
Изобразим график функции арккотангенс:
Свойства функции арккотангенс y = arcctg(x).
Горизонтальными асимптотами являются прямые при
(на
чертеже показана зеленым цветом) и y = 0
1. С помощью преобразования
графика функции y=sinx построить
Решение. Приводим функцию к виду
шаблона :
Имеем ,
причем перед коэффициентом
стоит
знак «минус», перед
минуса
нет. Таким образом, цепочка преобразований графика функции y=sinx примет
вид:
Поэтапное преобразование графика синусоиды.
График исходной синусоиды y=sin(x) . Наименьший положительный период
равен .
Максимумы находятся в точках
,
минимумы – в точках
.
Растягиваем вдоль оси ординат втрое (амплитуда
колебаний при этом возрастает в три раза). Наименьший положительный период
равен .
Максимумы переходят в точки
,
минимумы – в точки
.
Растягиваем вдоль оси абсцисс вдвое. Наименьший
положительный период при этом вдвое увеличивается .
Максимумы переходят в точки
,
минимумы – в точки
.
Симметрично отображаем относительно оси абсцисс.
Наименьший положительный период при этом не меняется .
Максимумы переходят в точки
,
минимумы – в точки
.
Сдвигаем график вправо на 3 единицы. Наименьший
положительный период при этом не меняется .
Максимумы переходят в точки
,
минимумы – в точки
.
Сдвигаем график вниз на 2 единицы. Наименьший
положительный период при этом не меняется .
Максимумы переходят в точки
,
минимумы – в точки
.
Этим этапом задача преобразования графика тригонометрической функции
Тест по теме: Тригонометрические функции Вариант 1
Работа состоит из 10 заданий. К каждому заданию А1 – А5 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа. К заданиям В1 – В3 надо дать краткий ответ. К заданиям С1 – С2 - записать решение.
Часть А
1. Найдите множество значений функции у = 3 – 2sinx
1) [ 1; 5]; 2) [ - 1; 1]; 3) [ 3; 5 ]; 4) [ 1; 3].
2. Вычислите значение sin2x,
если cosx = и
1) –
; 2)
; 3)
;
4) –
.
3. Найдите сумму всех целых чисел, которые входят в область значений функции у = 4cos2x – 7
1) – 25; 2) 25; 3) – 22; 4) 0.
4. Упростите выражение 5sin2x – 4 + 5cos2x
1) 1; 2) 9; 3) – 9; 4) – 4.
5. Решите
уравнение cosx – = 0
1)
2)
3)
4)
Часть В
6.
Найдите значение выражения при
7. Упростите выражение
8. Определите, сколько корней уравнения 2сos2x
+ 7cosx – 4 = 0, принадлежит отрезку [ - 2
Часть С
9. Найдите наибольший отрицательный корень
уравнения ( в градусах) sin3x
cos5x
– cos3x
sin5x
= 0,5
10. Решите уравнение sin2x
+ – 2 = 0
Тест по теме: Тригонометрические функции Вариант 2
Работа состоит из 10 заданий. К каждому заданию А1 – А5 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа. К заданиям В1 – В3 надо дать краткий ответ. К заданиям С1 – С2 - записать решение.
Часть А
1. Найдите множество значений функции у = 3cosx – 2
1) [ – 5; 1]; 2) [ – 1; 1]; 3) [ – 5; –2]; 4) [ 1; 3].
2. Вычислите значение cos2 , если sin
= –
и
1) –
; 2)
;
3) – 0,5 ; 4) 0,5.
3. Найдите произведение всех целых чисел, которые входят в область значений функции у = 5 – 3sin2x
1) 120; 2) 14; 3) – 15; 4) 0.
4. Упростите выражение – 4sin2x + 5 – 4cos2x
1) 1; 2) 9; 3) 5; 4) 4.
5. Решите уравнение sinx
– = 0
1) 2)
3)
4)
Часть В
6. Найдите значение выражения при cos
=
7. Упростите выражение
8. Определите, сколько корней уравнения 2sin2x
+ 5sinx – 3 = 0, принадлежит отрезку [ - 2
Часть С
9. Найдите наименьший положительный корень уравнения (в градусах)
cos3x
cosx
– sinx
sin3x
= 1
10. Решите уравнение cos2x
+ – 2 = 0
Приложение №5
Эталоны ответов теста по теме: Тригонометрические функции
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
В 1 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
–1,4 |
1 |
5 |
– 150 |
|
В 2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
4 |
– 1,5 |
1 |
6 |
900 |
|
Критерии оценивания тестовых заданий
За каждое верно решенное задание части А обучающийся получает 1 балл, части В – 2 балла, части С – 3 балла.
Таким образом, максимальное число баллов, которое можно получить за верное решение всех заданий, равно 17.
Оценка «3» ставится, если ученик набрал от 4 до 8 баллов;
оценка «4», если ученик набрал от 9 до 13 баллов;
оценка «5», если ученик набрал от 14 до 17 баллов.
Литература
1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: 2018
Интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru – Электронный учебник «Математика в
школе, XXI век».
2. http://fcior.edu.ru - информационные, тренировочные и контрольные материалы.
3. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекции Цифровых образовательных ресурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.