Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ТВЕРСКОЙ ЛИЦЕЙ»
Методическое пособие для учителей по географии:
Формирование метапредметных компетенций на уроках географии
Автор: Дмитриев Сергей Вячеславович
Учитель географии
высшей категории
МОУ «Тверской лицей»
Тверь, 2022
Аннотация
Предлагаемое методическое пособие по географии для 5 — 11 классов — элемент информационно-образовательной среды, предназначено для оказания практической помощи в формировании системы географических знаний, основанной на инновационных процессах.
Содержит метапредметные задачи, ориентированные на формирование у обучающихся умений и навыков в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Интеллектуально-творческие задания с элементами занимательности носят интегративный характер; они помогут построить образовательную деятельность с опорой на развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных учебных действий. В пособии приведены таблицы, тестовые и творческие задания, географические диктанты, проблемные вопросы, позволяющие сделать урок интересным и насыщенным, а также дифференцировать обучение в классах разных типов.
Пособие будет полезно как начинающим педагогам, так и преподавателям со стажем.
В основу методических рекомендациях положен практический опыт учителя географии МОУ «Тверской лицей».
Цель предлагаемой методической рекомендации: оказать методическую помощь педагогам-практикам.
Основополагающая задача заключается в том, чтобы обеспечить осознанность, целесообразность и эффективность применения современных педагогических технологий и их полной реализации в условиях ориентации на компетентностный подход в образовании.
Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций: овладение опытом организации предлагаемой методикой способствует повышению мотивации школьников.
Особенности и новизна предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, связана с разработкой метапредметных заданий для курса географии с 5 по 11 класс и учитывают специфику учебного предмета.
Введение
«Читать и не понимать. Читать и понимать.
Читать и понимать даже то, что не написано»
Я. Б. Княжнин
К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Выдающийся психолог В. В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения». Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих задач отвечает метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По словам А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности − это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
"Мета" – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…).
В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
· стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
· исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
· проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
· моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
· конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
· прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего». Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
· теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;
· навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
· критическое мышление: умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;
· творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми;
· регулятивные умения: задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
· качества мышления: гибкость, диалектичность.
Метапредметными результатами освоения образовательной программы являются:
· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
· умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
· формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
· формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
· умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
· формирование умений рационально использовать технические средства информационных технологий;
· умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в т.ч. и на электронных носителях;
· умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
· умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров;
· умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Практические задания по формированию метапредметных компетенций на уроках географии
5 класс
№ 1.Заполните таблицу, используя дополнительные источники информации
Географический прибор |
Для чего используется |
История прибора |
|
|
|
№ 2. Составьте текст СМС от имени финикийца (грека, викинга, араба) об интересных событиях плавания.
№ 3.Ответьте на проблемный вопрос:
Как вы думаете, как горошины перца могут быть связаны с наукой география?
№ 4. Опишите по карте маршрут первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского: перечислите географические объекты
№ 5. Как поэты/ писатели говорят о неповторимости Земли
№6.Работа с «Песней о медведях», используя текст найти в песне географические ошибки:
1. «Трутся спиной медведи о земную ось», «Вертится Земля».
2. О каком месте на Земле идет речь в песне? (Северный полюс). Почему именно Северный полюс?
3. Подо льдом какого океана спят моря? (Северный Ледовитый океан).
4. Что такое «земная ось»?
5. Что происходит на Земле в результате вращения Земли вокруг своей оси? (Смена дня и ночи»)
6. Почему композитор написал именно такую быструю музыку к песне? Какова скорость вращения Земли вокруг оси?
№ 7. Что произошло, если бы...
1. Земля перестала бы вращаться вокруг своей оси и вокруг Солнца…
2. Солнце перестало притягивать Землю…
3. Земля двигалась по орбите медленнее...
4. Земля находилась ближе к Солнцу…
5. Земля находилась дальше от Солнца...
№ 8. Географическая задача:
Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, глубиной 11 000 км и окажусь ближе к центру Земли». Полярник сказал: Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: «Я пробурю скважину, глубиной 14 км и буду ближе всех к центру». Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде, высота которой 3 км и высота ледового щита еще 3 км.
Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.
№ 9. Используя карту г.Снов:
1. Перечислить объекты в городе Снов.
2.Определить расстояние в километрах между Михалино и свх. (совхоз) Беличи по улучшенной дороге и по грунтовой дороге. Высчитать разницу в километрах.
3. Определить примерную длину реки Андога, направление ее течения, характер берегов.
4. Найти самую высокую и самую низкую точки на плане местности и записать отметку высоты и название точек.
5. Перечислить все водные объекты.
6.Составить описание озера Черное: протяженность, впадающие реки, характер берегов, отметки глубин
№ 10. Составьте план дачного участка/путь от школы домой с использованием условных топографических знаков.
№ 11. Ответьте на проблемный вопрос:
Что общего у яблока, яйца и Земли?
№ 12. Мы часто смотрим в небо и размышляем о том, как устроен космос. Мы читаем о планетах и спутниках. И кажется, что все загадки, неразгаданные человеком, находятся там — за пределами земного шара. На самом деле, мы живем на планете, полной удивительных тайн. И мечтаем о космосе, не задумываясь, как сложно и интересно устроена наша Земля.
О внутреннем строении Земли люди знают гораздо меньше, чем о космическом окружении нашей планеты. Почему?
6 класс
№1.Геологика
По данным определениям отгадайте географический термин или понятие
• Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),
• Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий,... (вулкан),
• Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
• Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),
• Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),
• Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер),
• Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),
• Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).
№2. Музыкальная география:
А)
Ледяной…(форма рельефа)……..(скопление льда)
Из…………(атмосферное явление) вырастает,
И несёт его………( потоки воды в толще мирового океана и морей. )
По бескрайним по……..(часть океана).
Хорошо тому, кто знает,
Как опасен в………(часть гидросферы)
Как опасен в………(часть гидросферы)
…………….(скопление льда-) встречным кораблям
Б) Светит незнакомая……..(часть Галактики),
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами………(населённый пункт),
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас……..(атмосферное явление) и……….(осадки),
Здесь у нас холодные…( явление перед началом восхода солнца),
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты.
№ 3. Понятие «озеро»:
Ø О́зеро — компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши (озёрного ложа) водой и не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном).
Ø Озёро - предмет изучения науки лимнологии.
Ø С точки зрения планетологии, озеро - существующий стабильно во времени и пространстве объект, заполненный веществом, находящимся в жидкой фазе, размеры которого занимают промежуточное положение между морем и прудом.
Ø С точки зрения географии, озеро - замкнутое углубление суши, в которое стекает и накапливается вода, но не являющееся частью Мирового океана.
Что общего у всех этих понятий? -- природное углубление, естественный водоем, заполнен водой, не является частью Мирового океана, значит
Как бы Вы дали определение озеру?
№ 4. Попробуй объясни…
1.На острове Кунашир (Курильские острова) есть молочно-белое озеро очень интенсивной окраски. Вода в нем постоянно кипит.
(Со дна его всё время поднимаются горячие вулканические газы, которые подогревают воду до кипения).
2. Как Вы думаете, почему часть озера Балхаш пресная, а другая часть - соленая?
(Озеро разделено узким полуостровом на две части: в западной части вода практически пресная – сюда впадает река Или, а восточная часть — солоноватая, из-за сильного испарения.)
3. Озеро Самбар в Индии восемь месяцев в году бывает соленым и четыре - пресным.
(За время сильной восьмимесячной засухи из озера добывают 200 тыс. т кухонной соли.
А с июня до октября в результате беспрерывных муссонных дождей вода в озере опресняется.)
4.Как Вы думаете, почему в этих озерах вода разного цвета?
(Разгадка цвета озер проста — все они находятся в кратерах потухших вулканов. Разную окраску их водам придают растворенные соли минералов. В красный цвет воду окрашивают соединения железа, в белый и голубовато-зеленый — различные соединения серы.)
5. На архипелаге Скалистые острова в Тихом океане находится популярное среди дайверов озеро Медуз. Приблизительно два миллиона медуз обитают в этом водоёме размером всего 460 на 160 метров. Как Вы думаете, почему в таком маленьком озере, такое количество медуз? (Такое большое число связано с отсутствием естественных врагов.)
6.Пятнистое озеро в Канаде Удивительно оно тем, что в течение всего года озеро меняет свой цвет, а в засушливый период образует многочисленные бассейны с водой белого, зелёного и жёлтого цветов. Почему в озере образуются пятна разного цвета?
(Вода озера очень насыщенная минеральными солями магния, кальция, натрия, серебра и титана. В летнее время при испарении воды оно покрывается коркой из минералов и на поверхности озера остаются лишь многочисленные лужицы причудливо-округлой формы.)
№ 5. Роль течений в эпоху ВГО:
1.«Дамской дорожкой» назвали путь Христофора Колумба из Европы в Америку. Отправляясь из Испании, Колумб направил свои корабли сначала на юг, а потом на запад. И хотя расстояние было больше, корабли доплывали быстрее, чем прямым коротким путем. Этим путем из Европы в Америку пользуются до сих пор.
(Колумб использовал Канарское попутное течение и ветры пассаты.)
2. Корабль находился в Гвинейском заливе, выйти из залива в Атлантику никак не удавалось: мешало встречное течение. Капитан приказал бросить за борт канат с привязанным тяжелым ящиком. И, к удивлению моряков, корабль стал двигаться навстречу течению. — Что произошло?
(Под каждым поверхностным течением существует глубинное противотечение, его и использовал капитан.)
3. В XVII—XVIII вв. корабли, плывшие к Моллукским островам, огибали южную оконечность Африки и не плыли сразу на северо-восток, а удлиняли путь, двигаясь сначала на восток, и лишь у берегов Австралии поворачивали на север. При этом достигали Моллукских островов на две недели раньше. — Почему это происходило?
(Корабли шли по течению Западных Ветров, это течение ускоряло движение кораблей.)
№ 6. Прием «найди ошибки в тексте». Коротышки на воздушном шаре:
Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:
- тепло то как, теплее чем на Земле.
Вскоре показалась белая пелена
-это овсяный кисель, мы сейчас поедим его – обрадовался Сиропчик
- нет, это дым и мы задохнемся, - заворчал Ворчун
- нет, мы его сейчас пролетим и будет легко дышаться, успокаивал всех Смекайло.
- ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, оно должно быть мягким и теплым – решила Семицветик.
- нет, вы все напутали, - сказал Знайка. Что же напутали герои на воздушном шаре?
№ 7. Игра «Правда-неправда» по теме «Атмосфера». (если высказывание не верно букву надо стереть, из оставшихся букв получится ключевое слово). Объясните как оно связано с темой урока.
№ |
высказывание |
буква |
1. |
все приведённые ниже термины: радиозонд, барометр, точка росы относятся к биосфере |
П |
2. |
Муссон – это ветер, дующий летом с моря на сушу, а зимой наоборот |
Н |
3. |
Тип климата, характеризующийся тёплой зимой, прохладным летом, небольшой годовой амплитудой t , большим количеством осадков называется морской |
А |
4. |
Тип климата, при котором увеличивается амплитуда t , а среднегодовое количество осадков уменьшается называется муссонный |
М |
5. |
Озоновый слой в атмосфере находится на высоте 10-12 км. ; |
Я |
6. |
Температура воздуха в тропосфере убывает с высотой |
К |
7. |
Твёрдые частицы в воздухе служат ядрами конденсации водяного пара; |
Л |
8. |
Процентное содержание кислорода в приземном слое атмосферы примерно равно 78% |
И |
9. |
если Тянв.-8°С, а температура июля +10°С, то Ат = 18° |
О |
10. |
самые высокие годовые температуры воздуха характерны для экватора |
Д |
11. |
Ветер, название которого в переводе с арабского означает «сезон»- это муссон |
Н |
Ключевое слово |
наклон |
№8. Характеристика участка местности своего края, с использованием строк поэтов и писателей – «Портрет» своего края
№9. Ответьте на проблемный вопрос:
Если почва - особое природное тело, то верно ли утверждение, что почвы могут болеть, расти и умирать?
№10. Ответьте на проблемный вопрос:
Почему на Земле не кончаются вещества, из которых живые организмы миллионы лет строили и продолжают строить свои вещества?
7 класс
№ 1. Как вы понимаете слова отечественного географа А.А. Половинкина «Карта рассказывает быстрее, точнее, нагляднее и лаконичнее, чем книга»?
№ 2. Обсудите исторический факт: когда Наполеон отправился завоёвывать Египет, он взял с собой группу учёных-географов и историков. В самый опасный момент боя, когда успех французов буквально висел на волоске, будущий император скомандовал: «Ослов и учёных – в середину, в центр!» Почему Наполеон приказал это сделать?
№ 3.Геодиктант
широта |
Движение воздуха |
Давле-ние |
Облач-ность |
Осадки |
ветер |
ВМ |
Характеристика |
0 с.ш. |
|
Н |
+ |
+ |
пассат |
ЭВМ |
Тепло влажно |
90 с.ш. |
|
В |
- |
- |
стоковый |
АВМ |
Холодно сухо |
30 ю.ш. |
|
В |
- |
- |
Ю-В пассат |
ТВМ |
Жарко и сухо |
№ 4. Известный учёный-климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Как вы понимаете это высказывание?
№ 5. «Что произойдет с Австралией, если ее передвинуть на 10 градусов к северу?»
При описании данного гипотетического материка надо учесть изменения: рельефа,; климата;гидрографии: реки, озера, болота, подземные воды; природных зон: почвы, растительность и животный мир.
№ 6. Составьте Памятку туристу, который отправляется в Антарктиду
№ 7. По мнению многих специалистов, увеличение численности населения в наименее экономически развитых странах приводит к обострению ряда негативных общественных явлений и процессов: терроризма, нелегальной миграции, роста уровня преступности, коррупции и др. Сможет ли исправить это положение материальная гуманитарная помощь этим странам, поступающая от международного сообщества?
№ 8. Ответьте на проблемный вопрос:
По данным ЮНЕСКО, больше половины языков, которыми пользуются в мире, могут исчезнуть до конца XXI века. Почему исчезают языки?
№ 9. Определите, что это за озеро и ответьте на вопросы:
Это второе по площади пресное озеро мира, расположено в тектоническом разломе. Его площадь сравнима с территорией Ирландии. В северной части акватории выделяют целый архипелаг из 2000 островов. Его название созвучно названию широко распространенного на озере насекомого. Местное население называло озеро Ньянза (собственно озеро или Большая вода). В течение многих лет до европейцев доходили слухи о нем как о море внутри континента. Открыл озеро британский путешественник Джон Хеннинг Спик в 1858 году, открытие озера связано с поисками истока величайшей реки мира. Известная параллель пересекает озеро, которое пополняется водой равномерно в течение года. Берега озера «представляют собой плоскую, унылую равнину со сравнительно скудной растительностью. Своеобразный вид пейзажу придают только разбросанные по равнине во множестве канделябровидные молочаи». В озере водится около 300 тыс. видов водных жителей.
вопросы |
ответы |
Назовите озеро, в честь кого оно названо |
Виктория, в честь английской королевы |
Назовите величайшую реку мира |
Нил |
Какая параллель пересекает озеро |
экватор |
Назовите основной источник питания озера |
дождь |
Какие климатические явления характерны для озера |
шторм, ураган, тропические бури |
Дайте название озерного архипелага |
архипелаг Сесе |
Какая природная зона |
саванна |
Представители фауны |
Крокодилы, бегемоты, фламинго, нильский окунь, протоптер |
На территории каких государств расположено озеро |
Танзания, Кения, Уганда |
Назовите экологические проблемы озера, с чем они связаны |
1.падение уровня воды в озере 2.увеличение плотности населения вокруг озера 3.сплошная вырубка лесов по всему побережью, 4. сверхразвитая рыбноэкспортная индустрия 5.появление и приживление экзотических растений и животных и, как следствие, исчезновение более 50 % местной рыбы: (был завезён в водоём нильский окунь; уровень фосфора в озере Виктория удвоился, из-за размножения нильского окуня, количество рыбы в озере очень сократилось, завезённые в Африку водные лилии поглощают большое количество кислорода, что уничтожило другие виды рыб) 6.гипертрофированный рост водорослей и цианобактерий 7. слив неочищенных сточных вод предприятий и канализационных вод прибрежных поселений. 8.угандийская гидроэлектростанция потребляет больше воды из озера, чем это предусмотрено соответствующим международным договором, подписанным 50 лет назад. |
№ 10. Прочитайте текст о географических особенностях и рекордах четвёртого по площади материка планеты и замените пропуски, обозначенные числами, на слова (словосочетания) или числа. Словами в ответах могут быть географические названия, термины и понятия. Числовые ответы запишите цифрами.
Несмотря на то, что этот континент заслужил славу как «самый влажный», здесь расположены одно из самых засушливых мест в мире – пустыня (1) и самый крупный по площади солончак – (2). Высочайшая точка континента, гора (3), находится в самой протяжённой горной системе мира. В этих горах расположено самое высокогорное судоходное озеро – (4). Крупнейшим же озером материка считается озеро (5) в государстве (6), в котором находится самый высокий в мире водопад – (7), а самым полноводным водопадом материка является водопад – (8). Среди водных объектов материка особое место занимает самая длинная и полноводная река в мире – (9). В её устье расположен крупнейший в мире дельтовый остров – (10). На континенте расположился так же самый большой по площади речной остров в мире – (11) в самой большой по площади и численности населения стране материка – (12). На континенте многие ландшафты имеют свои местные географические термины: саванны в (6) носят название (13), а в (12) их называют (14). Влажные экваториальные леса в бассейне (9) носят название – (15), а степи материка имеют местное название – (16). Континент пересекает самая длинная параллель, её широта – (17) °. Эта параллель дала название государству со столицей в городе (18). Этой стране принадлежат (19) острова, на которых английский учёный по фамилии (20) сформулировал гипотезу о происхождении видов живых организмов.
№ |
Ответы |
Баллы |
№ |
Ответ |
Баллы |
1. |
Атакама |
1 |
11. |
Бананал |
2 |
2. |
Уюни |
1 |
12. |
Бразилии/Бразилия |
1 |
3. |
Аконкагуа |
1 |
13. |
льянос |
1 |
4. |
Титикака |
1 |
14. |
кампос |
1 |
5. |
Маракайбо |
1 |
15. |
сельва // сельвас |
1 |
6. |
Венесуэла |
1 |
16. |
пампа // пампасы |
1 |
7. |
Анхель |
1 |
17. |
0 |
1 |
8. |
Игуасу |
1 |
18. |
Кито |
1 |
9. |
Амазонка |
1 |
19. |
Галапагосские // Галапагос |
1 |
10 |
Маражо |
2 |
20. |
Дарвин |
1 |
№ 11. Перед вами портреты крупных путешественников и исследователей:
А) норвежский путешественник и исследователь;
Б) шотландский миссионер и исследователь;
В) португальский и испанский мореплаватель;
Г) русский мореплаватель и флотоводец;
Д) российский мореплаватель датского происхождения;
Е) испанский мореплаватель итальянского происхождения.
Ниже, в качестве подсказки указаны типы географических объектов, названных в честь этих выдающихся людей. Назовите каждого из путешественников. Укажите географические объекты, названные в их честь:
А) Море и полярная станция в Южном полушарии;
Б) Водопад на одном из южных материков;
В) Узкий пролив, соединяющий два океана;
Г) Море и полярная станция в Южном полушарии;
Д) Море и пролив в циркумполярном регионе Северного полушария;
Е) Государство на одном из южных материков.
|
|
|
А. |
Б. |
В. |
|
|
|
Г. |
Д. |
Е. |
А. Р. Амундсен |
море Амундсена |
Б. Д. Ливингстон |
водопад Ливингстона |
В. Ф. Магеллан |
Магелланов пролив |
Г. М. Лазарев |
море Лазарева |
Д. В. Беринг |
Берингово море , Берингов пролив |
Е. Х. Колумб |
Колумбия |
8 класс
№ 1. Рассмотри картинку и ответь на вопросы:
№2.Найди животного:
№ 3. Прочитайте текст о географических рекордах России и замените пропуски, обозначенные числами, на слова (словосочетания) или числа. Словами в ответах могут быть географические названия, термины и понятия, как существительные, так и прилагательные. Числовые ответы запишите цифрами, округлив до целого числа.
Россия славится как мировыми, так и национальными географическими рекордами. Географическим центром страны считается озеро (1) в Сибири, а географический центр всей Азии условно находится в городе (2) , столице одной из сибирских республик России. Россия протянулась на тысячи километров, как в субмеридиональном, так и в субширотном направлениях. Крайняя западная точка расположена на границе с государством (3) , а восточная крайняя точка страны находится на острове (4) . Лидером по площади среди российских островов является остров (5) . Крайняя северная материковая точка России имеет географическую широту 77° с.ш., а южная – 41º с.ш., она находится на границе со страной, столицей которой является город (6). Если представить это расстояние по прямой линии, оно будет составлять примерно (7) тыс. км. Перепад высот на суше в нашей стране составляет (8) м, если считать, что уровень самого большого по площади озера мира – (9) моря составляет 28 м. Высочайшая вершина страны имеет вулканическое происхождение. В этой же горной системе находится и самый большой горный ледник – (10) , но самым высоким действующим вулканом в стране является (11) . Наша страна богата водными ресурсами. Самой длинной рекой, полностью протекающей по территории страны является – (12) , (13) – самая длинная река всей Европы, но если учитывать длину реки с притоками, то самой длинной рекой России будет считаться – (14) . Река (15) впадает в самое глубокое озеро мира, из которого вытекает река (16) – приток самой полноводной реки нашей страны. Берега России омывает также и самое маленькое по глубине в мире – (17) море. Россия – мировой лидер по протяжённости границ. Самый протяжённый участок сухопутной границы нашей страны с государством – (18) , а столица страны, с которой у России самый короткий сухопутный участок границы, носит название – (19) . С двумя странами Россия имеет только морскую границу – одна из них со страной-архипелагом, столицей которой является крупнейший в мире город – (20) .
( 25 баллов)
№ |
Ответы |
Баллы |
№ |
Ответ |
Баллы |
1. |
Виви |
1 |
11 |
Ключевская Сопка |
1 |
2 |
Кызыл |
1 |
12 |
Лена |
1 |
3 |
Польша |
1 |
13 |
Волга |
1 |
4 |
Ратманова |
1 |
14 |
Обь |
1 |
5 |
Сахалин |
1 |
15 |
Селенга |
1 |
6 |
Баку |
1 |
16 |
Ангара |
1 |
7 |
4 |
2 |
17 |
Азовское |
1 |
8 |
5670 (5642+28) |
2 |
18 |
Казахстан |
1 |
9 |
Каспийское |
1 |
19 |
Пхеньян |
2 |
10 |
Безенги |
2 |
20 |
Токио |
2 |
№ 4. Сгруппировать предложенные слова в таблицу:
№ |
Название |
Оболочка |
Причина |
Распространение |
Последствия |
Гидросфера, Курильские острова, литосфера, Сибирь, наводнение, Саяны, отсутствие дождей, гибель растений, возникновение пожаров, сильные ветры иссушающие почвы, атмосфера, локальная неоднородность атмосферы, чередование теплых и холодных слоев воздуха, Алтай, магнитное поле Земли, уничтожают посевы, разрушают плотины, Европейская часть России – центр и юг, реже – север, разрушения, гибель людей, разрушение зданий, поднимают предметы в воздух, Предкавказье.
№ 5. Определите плюсы и минусы глобального потепления для России
Направления деятельности |
Плюсы |
Минусы |
В целом для мира |
Увеличение площади суши в полярных широтах Продвижение к северу южных видов животных, сельскохозяйственных зон Увеличение вегетационного периода растений Сокращение расходов на отопление, зимнюю одежду Протаивание вечной мерзлоты Появление вирусов и микробов, живших тысячи лет назад |
Повышение уровня Мирового океана, затопление низких участков суши Изменение направления Гольфстрима – похолодание в Европе Увеличение количества айсбергов в Атлантическом океане Усиление жары в Африке Улучшение судоходства в Арктике, доступ к арктическому шельфу |
Для России Транспорт/ строительство/ ЖКХ |
Облегчение режимов речного судоходства Ледовая обстановка и условия транспортировки грузов в арктических морях улучшатся |
Ущерб для строений и коммуникаций в северных регионах из-за деградации многолетней мерзлоты. Увеличение опасности на дорогах из-за гололедицы, экстремальных осадков в некоторых регионах Увеличение нагрузок на строения из-за снега в некоторых регионах |
Энергетический комплекс
|
Расход энергии уменьшится в отопительный период Доступ к арктическим шельфам и их освоение станут проще Условия для развития гидроэнергетики в ряде регионов улучшатся |
Возрастёт риск повреждений трубопроводов в зонах вечной мерзлоты и подводных переходах Увеличатся ветровые нагрузки и ледовые отложения на ЛЭП Увеличится расход электроэнергии на кондиционирование воздуха летом |
Сельское хозяйство и леса |
Улучшение структуры и расширение зоны растениеводства Более эффективное животноводство Продуктивность бореальных лесов возрастёт |
В одних регионах станут более интенсивными, частыми и продолжительными засухи, в других будут регистрироваться экстремальные осадки, наводнения, переувлажнение почвы Леса и торфяники будут гореть чаще и сильнее Экологическое равновесие будет нарушено, одни биологические виды будут вытеснены другими |
Здоровье и социальный сектор |
Северная граница зоны комфортного проживания сместится к северу из-за смягчения климата Жители страны будут обеспечены водой в достаточном количестве Появятся новые территории для реализации рекреационных программ |
Тепловые волны станут происходить чаще и интенсивнее Появятся новые инфекционные и паразитарные болезни Традиционный уклад жизни в некоторых регионах нарушится
|
№ 6. Как вы понимаете фразу философа Шарля Монтескьё: «Власть климата сильнее всех властей»?
№ 7. Ответьте на проблемный вопрос:
Если Хибины и Кавказ поменять местами, как бы выглядел набор высотных поясов?
№ 8. Визитная карточка России - Назовите несколько слов и словосочетаний, которые, на ваш взгляд объясняют слово - Россия?
№ 9. Анализ АТД России, используя карту ответьте на вопросы:
1.Самый маленький по площади субъект. |
г.Севастополь
|
2. Самый большой по площади субъект. |
Республика Саха (Якутия) |
3.Самый маленький по численности населения субъект. |
Ненецкий АО |
4. Самый большой по численности населения субъект. |
г.Москва |
5. Субъект, граничащий с максимальным количеством субъектов РФ |
Кировская область (9) |
6. Субъект, который не имеет соседей среди других субъектов РФ. |
Калининградская т область |
7. Самый восточный субъект. |
Чукотский АО |
8. Самый западный субъект. |
Калининградская область |
9. Самый южный субъект. |
Республика Дагестан |
10. Субъект, в котором расположена самая северная (островная) точка РФ. |
Архангельская область |
11. Два субъекта, которые омывают три моря.
|
Архангельская область Чукотский АО |
12. Субъект, в составе которого расположен самый крупный остров России. |
Сахалинская область |
13. Субъект, в котором расположен самый крупный полуостров РФ. |
Красноярский край |
14. Субъект, в котором титульный народ второй по численности в России. |
Республика Татарстан |
15. Субъект, в котором образовалась первая антропогенная пустыня в Европе. |
Республика Калмыкия |
№10. Ответьте на проблемный вопрос:
Какие изменения произойдут в арктической пустыне, если температура повысится на 10 градусов?
№11. Ситуативная игра: «Представьте себе, что вы репортёр. Вы должны написать репортаж о субтропиках (не более 100 слов). Продумайте название и сюжет репортажа, форму подачи материала».
9 класс
№ 1. Определите, о каком полезном ископаемом/какой отрасли идет речь и ответьте на вопросы.
Этот горючий камень был известен еще в древности, китайцы называли его «пинг-тан» и использовали для приготовления пищи в домах «мандаринов», выпаривания соли, изготовления фарфора, выплавки меди, в красильном деле. В 315 году до нашей эры ученик Аристотеля Теофраст называл их «горящими камнями» – «антраксом». В ХVI веке нашей эры врач и алхимик Парацельс называл их «камни, измененные действием вулканического огня», а естествоиспытатель Агрикола говорил, что это отвердевшая нефть. Петр I писал о нем «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет». В 1757 г. М.В. Ломоносов в своем «Слове о рождении металлов» высказал гипотезу о происхождении этого полезного ископаемого, которая легла в основу общепринятой теперь «теории превращений».
вопрос |
ответ |
баллы |
1. О каком полезном ископаемом, какой отрасли промышленности идет речь |
Уголь/угольная промышленность |
2 |
2. Назовите основные виды этого полезного ископаемого |
бурый уголь, каменный уголь, антрацит |
по 0,5 – 1,5 балла |
3. В каком государстве находится самая старая шахта в мире |
Нидерланды |
1 |
4. Когда в России возникло промышленное производство этого полезного ископаемого |
XVIII в. |
1 |
5.Основные потребители этого полезного ископаемого |
теплоэнергетика, металлургия, жилищно-бытовой сектор, химическая промышленность |
по 0,5 - 2 балла |
6.Происхождение этого полезного ископаемого |
Осадочная порода органического происхождения |
2 |
7. объясните «теорию превращения» этого полезного ископаемого |
Растительные остатки – торф - бурый уголь – каменный уголь- антрацит (действие температуры, давления, отсутствие кислорода) |
по 0,5 - 2,5 балла |
8. основные бассейны добычи |
Кузбасс (Кемеровская область) Канско-Ачинский (Красноярский край) Печорский Иркутско-Черемховский Тунгусский угольный бассейн |
4 |
9. проанализируйте рынок этой отрасли в России на современном этапе (запасы, добыча, состав отрасли, импортеры, экспортные приоритеты, темпы развития) |
1.Россия является одной из крупнейших угольных держав мира, владея 20% общего объема мировых запасов, 2 место по величине запасов угля, 1 место по запасам антрацитов. 2.Рынок российского угля является достаточно стабильным и инвестиционно привлекательным. 3.Данная отрасль в России на настоящий момент полностью представлена частным капиталом. 4.Темпы развития угольной промышленности значительно снижаются за счет постепенного перехода на более «чистые» источники энергии. 5.Россия входит в тройку (3 место) наиболее крупных стран-экспортеров угля. 6.Россия входит в шестерку крупнейших стран по добычи угля. 7.Основными странами-импортерами российского угля являются Китай, Республика Корея, Германия и Япония. 8.Смена экспортных приоритетов с Европейского рынка на Азиатско-Тихоокеанский. 9.Угольные предприятия являются градообразующими для 30 городов/поселков Сибири и Д. Востока. 10. В составе отрасли 187 угольных предприятий, из которых 57 шахт и 130 разрезов. |
по 1 баллу- не более 5 |
10. в чем опасность добычи данного полезного ископаемого |
1.залежи угля выделяют метан – ядовитый и взрывоопасный газ 2. пожары в шахте – горение угля 3.обвалы |
3 |
№ 2. Определите субъект Российской Федерации по описанию и ответьте на вопросы. Ответы запишите в именительном падеже в единственном числе или числом (если спрашивается о количестве). Эта область России не имеет выхода к морю, но на её территории проходит водораздел между несколькими бассейнами мирового стока. Этот субъект РФ граничит с рядом регионов страны, расположенных в четырёх экономических районах, в трёх федеральных округах. Сам же субъект РФ находится в федеральном округе, центр которого является вторым по численности населения городом России. Область обладает высокой лесистостью, заболоченностью и развитой речной сетью. Среди озёр выделяется крупное озеро ледниково-тектонического происхождения, расположенное на территории трёх субъектов РФ. Областной центр не является крупнейшим городом этого субъекта РФ, самый большой по численности город знаменит крупным предприятием чёрной металлургии. «Брендами» области являются продукт молочной промышленности и товар рукоделия. В области активно развивается туризм. Один из городов с 1998 года считается родиной Деда Мороза. Этот город прославили многие русские землепроходцы и мореплаватели, в частности, путешественник, именем которого названа одна из крайних материковых точек нашей страны. Всероссийская олимпиада школьников по географии 2021–2022 уч. г. Школьный этап. 10 класс 6 В субъекте РФ расположен объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО – монастырь на берегу озера, носящего «цветное» название. Областной центр образно называют «Воротами Севера», через него проходит федеральная трасса, носящая имя села – родины М.В. Ломоносова.
№ |
Вопрос |
Ответ |
Баллы |
1. |
Название области |
Вологодская |
3 |
2. |
Количество бассейнов мирового стока (число) |
3 |
2 |
3. |
Количество соседних субъектов РФ |
8 |
2 |
4. |
Федеральный округ |
Северо-Западный |
2 |
5. |
Озеро ледниково-тектонического происхождения |
Онежское |
2 |
6. |
Крупнейший город |
Череповец |
2 |
7. |
Продукт молочной промышленности |
масло |
2 |
8. |
Товар рукоделия |
кружево |
2 |
9. |
Родина Деда Мороза |
Великий Устюг |
2 |
10. |
Фамилия путешественника |
Дежнёв / Дежнев |
2 |
11. |
Название монастыря |
Ферапонтов Белозерский |
2 |
12 |
Дромоним автотрассы |
Холмогоры |
2 |
№ 3. Ответьте на проблемный вопрос:
Во Владивостоке есть такая поговорка: «Широта-то у нас крымская, но долгота - Колымская». Прокомментируйте ее.
№ 4. Замените пропуски в тексте (числа в скобках) словами (существительные, прилагательные, словосочетания) или числами. Слова могут быть географическими названиями или понятиями.
Туристский маршрут под названием (1) на сегодняшний день включает в себя достопримечательности, расположенные в 11 субъектах (2) федерального округа, среди которых многие отнесены к объектам Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В первую очередь это исторический центр (3) – субъекта, занимающего (4)-е место по площади среди российских регионов и (5)-е место по численности населения среди городов России. Помимо (3) в маршрут (1) изначально входили 2 областных центра: расположенный по прямой линии в 260 км от (3) – город (6) и расположенный в 190 км по прямой от (6) – город (7). Эти города известны кремлями, имеющими свои названия: в (6) кремль называется (8), а в (7) это сооружение на берегу реки (9), вытекающей из озера (10), носит название (11). Позже в (1) был включён субъект (12), территория которого по своему политико-географическому положению называется термином (13). Здесь расположен самый западный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в России – национальный парк (14) коса и крайняя западная точка страны – (15) коса. В маршрут (1) были также включены 3 субъекта РФ, расположенные в (16) экономическом районе – 2 области и республика (17), в которой расположен объект Всемирного наследия ЮНЕСКО на острове (18). В областях к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО относятся монастырские комплексы: Спасо-Преображенский монастырь на архипелаге (19) и ансамбль (20) монастыря в субъекте, административный центр которого не является крупнейшим по численности населения городом области.
№ |
ответы |
№ |
ответы |
1 |
Серебряное кольцо России Серебряное ожерелье России |
11 |
детинец |
2 |
Северо-Западный |
12 |
Калининградская область |
3 |
Санкт-Петербург |
13 |
Полуанклав/полуэксклав |
4 |
84 / предпоследнее |
14 |
Куршская |
5 |
2 / второе |
15 |
Балтийская |
6 |
Псков |
16 |
Северный |
7 |
Великий Новгород |
17 |
Карелия / Карельская |
8 |
кром |
18 |
Кижи |
9 |
Волхов |
19 |
Соловецкие острова / Соловки |
10 |
Ильмень |
20 |
Ферапонтов |
№ 5. Ответьте на проблемный вопрос: Какие риски и проблемы создаёт развитие металлургии в стране? Приведите аргументы.
№ 6. Химическую промышленность относят к числу отраслей «авангардной тройки» четвертого технологического цикла. Как вы понимаете это выражение?
№ 7. Ответьте на проблемный вопрос: Почему картофель стал в России «вторым хлебом»?
№ 8. Предположите слова американского учёного, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта Н. Винера: «Если XVII век и первая половина XVIII в. были периодом часового механизма, а вторая половина XVIII в. и XIX век — паровой машины, то современный период — это век средств коммуникации и регулирующих устройств». XXI век —………….. ( век высоких скоростей). Объясните почему?
№ 9. По мнению Л.Н.Гумилева: «Москва занимала ГП куда менее выгодное, чем Тверь, Углич. Ниж.Новгород, мимо которых шел самый легкий и безопасный путь по Волге. И не накопила Москва таких боевых навыков, как Смоленск или Рязань. И не было в ней столько богатства, как в Новгороде и таких традиций культуры, как в Ростове и Суздале…» Так почему именно Москва стала столицей?
(«Москва перехватила» инициативу «объединения», потому что именно там скопились страстные, энергичные, неукротимые люди» )
№ 10. Ответьте на проблемный вопрос:
В чем суть выражения: С.-П сам создал себе удобное ГП»?
№ 11. Ответьте на проблемный вопрос:
Можно ли Северный экономический район считать «Сибирью» в европейской части страны?
№12. Насколько обоснованы слова М. В. Ломоносова: «…могущество России прирастать будет Сибирью…»?
10-11 класс
№ 1. Человечество все чаще сталкивается с проблемой исчерпания основных видов природных ресурсов. Единственный континент, где они еще практически не разрабатывались - Антарктида. В то же время, установлено, что ледовый континент играет важную роль в сохранении природы Земли. Представьте, что двое ученых ведут дискуссию о будущем Антарктиды. Первый выступает за ее скорейшее хозяйственное освоение, а другой требует сохранить континент в первозданном состоянии. Представьте основные аргументы каждой из спорящих сторон. Приведите так же контраргументы, которыми могут воспользоваться спорящие для доказательства ошибочности позиции собеседника. Какую сторону в этом споре приняли бы вы?
аргументы «за» |
баллы |
аргументы «против» |
баллы |
много неиспользуемой пресной воды в которой нуждается население многих территорий |
2 |
Таяние льда приведет к затоплению прибрежных территорий |
2 |
есть запасы топливных полезных ископаемых, запас которых на других материках иссякает, освоение поможет избежать кризиса |
2 |
на Земле должны быть нетронутые территории |
1 |
природный холод можно использовать для консервации |
1 |
условия на материке суровые и ресурсы практически не будут возобновимыми |
1 |
научный интерес |
1 |
животный мир эндемичен, нельзя им рисковать |
1 |
|
|
освоение ресурсов там будет иметь очень высокую себестоимость |
2 |
|
|
изменится климат Земли |
1 |
|
|
нарушится экологический баланс |
1 |
|
|
возможны конфликты из-за обладания правами освоения |
1 |
Какую сторону принимает автор |
1 |
№ 2. Прочитайте статью «Проблемы Аральского моря», опубликованную в научном журнале «Успехи современного естествознания».
Выполните задания, посвященные теме статьи.
«Ещё полвека назад озеро занимало 66,1 тыс. км2 . Его объём был более 1000 км3 . Наибольшая глубина составляла 69 м, а преобладали глубины 25-35 м. Соленость воды была 8- 14 г/л. В 80-х годах ХХ века уровень озера понизился почти на 15 м, площадь сократилась почти вдвое, а объём - в 3 с лишним раза. Соленость повысилась до 25-50 г/л. Озеро разделилось на две части - Малый (Северный) и Большой Арал. Изменила своё русло Сырдарья и стала впадать не в Большой, как раньше, а в Малый Арал. Исчезла пресноводная рыба. Оставшаяся - лещ, жерех, судак, сазан - на грани исчезновения. За свою историю Арал не раз уже исчезал и наполнялся вновь. Научно подтверждено, что за 100 веков было 9 таких циклов. Озеро является остаточным от древнего моря, и его уровень напрямую зависит от баланса впадающих рек и осадков - с одной стороны, и от испарения и просачивания - с другой. Сокращение водности впадающих рек неизменно ведёт к снижению его уровня, что и произошло с Аралом после того, как человек во всё более возрастающих объёмах начал использовать воды рек Сырдарья, Амударья и их притоков для своих нужд. Высыхание Арала - главная проблема, повлекшая за собой огромный веер экологических последствий, различных по своей специфичности и масштабности. "Здесь будет город-сад!" - с этим лозунгом шло освоение полупустынных и сухостепных пространств Средней Азии и юга Казахстана, достигшее апогея в ХХ веке. "Долина, чудная долина, цветущий дивный сад,..." - такие строки посвящают Чуйской долине современники. А ведь не более 200 лет назад лишь башня Бурана одиноко возвышалась над ней, да и 100-120 лет назад она ещё не напоминала "долину вечных снов, растений и цветов". Многочисленные реки, стекающие с Киргизского хребта каждые 5-10 км, оживили этот некогда мрачный и суровый край. Но в результате они оставили без подпитки р. Чу - один из некогда крупнейших притоков Сырдарьи. Но не только чуйских вод лишилась Сырдарья. "Чудные" места появлялись в нашем регионе, как грибы после дождя. Но ведь, если где-то прибывает, то где-то и убывает, - так гласит закон сохранения материи. Каракумский канал, протяженностью около 1300 км, "поит" более 7 млн. км2 земель и множество крупных и не очень населенных пунктов Туркмении. Суровость реалий в том, что сейчас невозможно "вернуть" воду Аралу, т.к. в "чудных" местах проживают миллионы людей, и их жизнь полностью зависит от воды, отнятой у озера.»
Задания
|
ответы |
баллы |
1) Назовите государства , на территории которых расположено озеро, которому посвящен текст |
Казахстан Узбекистан |
2 |
2) Назовите реку, образующую в настоящее время слепую дельту. Напишите название административно-территориальной единицы, в которой находится дельта этой реки |
Амударья// Аму-Дарья Каракалпакия |
2 |
3) Назовите сельскохозяйственную культуру, на орошение которой приходится большая часть водозабора |
хлопчатник |
1 |
4) Напишите столицу государства, по территории которой находится крупное гидротехническое сооружение, которое упоминается в тексте. К какому озеру аналогичного происхождения выходит территория этого государства? |
Ашхабад Каспийское море |
2 |
5) Напишите знак, которым изображается показатель, увеличившийся в результате сокращения площади озера |
‰ |
1 |
6) В какой части акватории озера удалось решить проблему уменьшения площади водного зеркала? Напишите название акватории. Какое гидротехническое сооружение позволило решить эту проблему? |
Малое Аральское море // Северный Арал плотина, дамба |
2 |
7) Какие токсичные отложения, образованные в результате сельскохозяйственной деятельности, распространены на высохшем дне озера? Как называется геоморфологический процесс, посредством которого возможен перенос этих токсичных веществ на большие расстояния? |
Пестициды Дефляция // ветровая эрозия |
2 |
8) Назовите название самого крупного острова озера. Какой стратегический объект располагался на территории острова до 1992 года? Напишите название страны, которой он принадлежал.
|
остров Возрождения биохимический полигон // полигон для испытания биологического оружия // биохимическая лаборатория // лаборатория испытания биологического оружия СССР |
3 |
№ 3. Определите страну по описанию и ответьте на вопросы. Ответы запишите в именительном падеже в единственном числе.
Основная территория этого государства располагается на двух крупных островах. Первым европейцем, достигшим берегов этой страны, был голландский мореплаватель, чьим именем назван крупный остров, принадлежащий соседнему государству. С 1788 года территория страны была провозглашена колонией одной из европейских стран-метрополий. Большую часть одного из островов занимает крупная цепь горных хребтов, а высочайшая точка и пролив между крупнейшими островами названы именем мореплавателя, который вторым достиг берегов этого архипелага. В этой стране официальный статус имеют три языка. Один из них – местный язык жестов, второй достался стране от страны-метрополии, а третий является языком коренного народа, известного своими «воинственными» танцами. Численность населения страны чуть меньше численности населения Санкт-Петербурга. Крупнейший город с населением более 1 млн. человек находится на севере страны. Но столицей является город с населением 400 тыс. человек, названный в честь полководца, победителя битвы при Ватерлоо. Символ страны – небольшая птичка, которая является эндемиком архипелага. В стране располагаются три объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. После того как красота этих объектов Всемирного наследия была показана в знаменитой кинотрилогии, снятой в начале XXI века, в стране начался настоящий туристический бум, и сейчас туризм приносит стране около 10% от общего дохода государства.
Определите и напишите:
№ |
вопрос |
Ответ |
баллы |
1. |
название страны |
Новая Зеландия |
5 |
2. |
фамилию голландского мореплавателя |
Тасман |
2 |
3. |
название европейской страны-метрополии |
Великобритания |
2 |
4. |
фамилию мореплавателя, именем которого названа высшая точка страны и пролив |
Кук |
2 |
5. |
язык страны-метрополии |
английский |
2 |
6. |
коренной народ архипелага |
маори |
2 |
7. |
название крупнейшего по численности населения города страны |
Окленд |
2 |
8. |
название столицы страны |
Веллингтон |
2 |
9. |
птицу, являющуюся символом страны |
киви |
2 |
10. |
название кинотрилогии |
Властелин колец |
2 |
№ 4. Представьте, что вследствие глобального потепления климата льды Антарктиды вдруг растаяли. Какие столицы стран Европы могли бы стать в таком случае морскими портами. Как могла бы измениться специализация сельского хозяйства европейских государств. Ответ подтвердите расчетами:
S Мирового океана=361 млн. км
S Антарктиды включая шельфовые зоны= 14 млн. км
Средняя толщина ледникового щита Антарктиды= 2км
Плотность воды=1000кг/мз
Плотность льда =900 кг/мз
Ответ: Уровень Мирового океана должен повышаться на 70 м. Шанс стать морскими портами имеют:
Рим (1390, Бухарест (85),Вильнюс (113),Варшава (100), Париж (37, Брюссель (20) Берлин (34).
Из с/х будут изъяты земли с/х использования затопленные приморские равнины на которых развито интенсивное молочное и мясо-молочное скотоводство.
№ 5. «Будущий демографический портрет нашей планеты, включая такой важный «штрих», как стабилизация численности населения, во многом зависит именно от образа жизни и действий нынешних поколений людей». Докажите, так ли это.
№ 6. Где и когда появились первые люди. Существует библейское описание сотворения мира, найдите в нем географические ошибки:
День творения |
По библии |
ошибки |
1 день |
Бог сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро |
|
2 день |
И создал Бог твердь… и назвал… твердь небом и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей. |
|
3 день |
И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью |
|
4 день |
И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды |
|
5 день |
Творец заселяет моря пресмыкающимися и рыбами, а землю – птицами. |
|
6 день |
Бог создает скотов, гадов, зверей, а затем – человека. |
|
7 день |
выходной |
|
№ 7. Между странами и регионами мира имеются значительные различия в качестве жизни. Обсудите, какой круг проблем должно решить человечество на пути к общему процветанию и согласию.
№ 8. Задания для оценки естественнонаучной грамотности:
Выращивание риса |
1.Рис является гидрофитом – полуназемным-полуводным растением. Адаптацией к такому образу жизни является способность дышать в основном листьями, а не корнем. Существует три основных типа рисоводства: • Проливное: рис выращивают при постоянном затоплении водой. Таким способом выращивают до 90% риса в мире. • Суходольное: рис выращивают без искусственного орошения в областях с большим количеством осадков. Урожайность таких полей ниже, чем проливных. • Лиманное: рис выращивают в заливах рек или во время паводков. Такой способ возделывания риса является древнейшим, но малоэффективным. |
1. Какой из типов рисоводства будет способствовать наименьшему развитию сорных растений на рисовых полях? Ответ поясните. |
2. Рис теплолюбив, но не любит слишком высокую температуру, так как это мешает развиваться росткам. Оптимальная температура для роста растений – 25–30°С, максимальная – 40 °С. Выращивание риса в значительной степени зависит от количества атмосферных осадков: для хорошего урожая требуется не менее 1000–1200 мм в сезон. Слой воды на почве сглаживает суточные колебания температуры воздуха и питает небольшую корневую систему растения. Пасмурная погода отрицательно сказывается на продолжительности вегетации и продуктивности риса.
Какие условия необходимо соблюдать при выращивании риса на дачном участке, расположенном в Московской области? Отметьте «да» или «нет» для каждого из условий.
Условия |
Да |
Нет |
Сажать рис нужно поздней весной, когда температура уже стабильно высокая |
|
|
Выращивать рис необходимо в круглосуточно затенённом месте |
|
|
Зёрна нужно закладывать в борозды, заполненные водой |
|
|
Необходимо минимизировать полив и защитить посев от осадков |
|
|
3. Культивировать рис впервые начали в глубокой древности. Пять тысяч лет назад рис уже использовали как хлебную культуру по всей Юго-Восточной Азии. В традиционных рисовых странах зерна сначала проращивают на грядках, затем, через месяц-полтора, когда стебельки достигают высоты примерно 20 сантиметров, молодые нежные растения втыкают в почву на затопленных полях. Предположите, какое действие, необходимое для выращивания риса, совершают китайские крестьяне, изображённые на старинной гравюре.
1) |
Следят за тем, чтобы на поле не прилетали птицы, разоряющие урожай. |
2) |
Накачивают на поле навоз в качестве удобрения. |
3) |
Сливают воду, затопившую рисовое поле в результате половодья. |
4) |
Поднимают воду из запруды на рисовые поля. |
4. В горных районах Азии рис выращивают на рисовых террасах, представляющих собой ступенчатые грядки. Почему рис выращивают не на склоне холма, а строят такие террасы? Выберите все верные ответы.
1) |
Стены террас создают бассейны для удержания воды. |
2) |
На террасах удобнее пасти скот в периоды между засеванием риса. |
3) |
Горизонтальное расположение грядок препятствует смыву удобрений. |
4) |
Возведение стен позволяет разделять участки склона между крестьянами. |
5) |
На террасах удобнее отлавливать птиц и грызунов, ворующих зёрна. |
6) |
Стены террас защищают грядки от разрушения при землетрясении. |
5.При проливном рисоводстве рис выращивают при постоянном затоплении водой. За счёт размножения в воде метаногенных бактерий оно даёт около 60% антропогенного выделения метана, который является важным парниковым газом. Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приводит к повышению среднегодовой температуры на планете.
Мировое производство риса: данные прошлых лет и прогноз
Как будет сказываться прогнозируемая тенденция в производстве риса на изменении уровня Мирового океана, если будет преобладать проливная стратегия рисоводства? Ответ поясните.
№ 9. Найдите в таблице лишние географические объекты или термины, «белые вороны». В каждой строке и каждом столбце таблицы есть только одна «белая ворона». В цепочках, расположенных по горизонтали и вертикали, общим признаком для остальных слов и словосочетаний является принадлежность к одному из десяти островов, входящих в число тридцати крупнейших по площади островов мира.
Определите эти десять островов.
Выберите «белые вороны» для строк 1–5 и запишите названия островов А–К
|
острова |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
1 |
А |
викинги |
английский язык |
Христофор Колумб |
доминион |
Америка |
2 |
Б |
монархия |
Мегалополис |
более 100 млн жителей |
буддизм |
французский язык |
3 |
В |
протестантизм |
Джеймс Кук |
вулканы |
Атлантический океан |
мангровые леса |
4 |
Г |
Кристалличес-кий фундамент |
кайнозойская складчатость |
австронезийская семья |
Гондвана |
пассаты |
5 |
Д |
тайга |
столица государства |
АСЕАН |
тропические муссоны |
католицизм |
Острова
А |
Ньюфаундленд |
Б |
Хонсю |
В |
Новая Зеландия (Северный остров) |
Г |
Мадагаскар |
Д |
Лусон (Филиппины) |
Е |
Гренландия |
Ж |
Великобритания |
З |
Ява |
И |
Шри-Ланка |
К |
Куба |
Белая ворона в строке
1 |
Христофор Колумб |
2 |
Французский язык |
3 |
Атлантический океан |
4 |
Кайнозойская складчатость |
5 |
тайга |
№10. Замените пропуски в тексте (числа в скобках) словами (существительные, прилагательные) словосочетаниями или числами. Слова могут быть географическими названиями или понятиями.
Образовавшееся в середине XIX века объединением множества мелких и средних государств королевство (1) охватывало территорию древней одноимённой области от (2) горной системы на севере до острова (3) на юге. Сегодня свидетельством былой раздробленности остаются два суверенных (4): республика (5) и теократическая монархия (6), расположенные в самом центре (7) полуострова. На начало XX века в королевстве проживало 34,4 миллиона человек, а площадь территории составляла 776,6 тысяч км2 . Основная часть населения проживала в (8), а в колониальных владениях и протекторатах, расположенных на одном материке, численность населения не превышала одного миллиона. Королевство довольно поздно включилось в колониальную гонку, но в 1911 году после войны с (9) империей присоединило к себе обширные территории площадью свыше 1 миллиона км² с редким населением, а также некоторые острова в (10) море (названо в честь афинского царя, который кинулся в морскую пучину и утонул из-за оплошности своего любимого сына Тесея), на самом крупном из которых, (11), в античное время находилось одно из семи чудес света. Формально остававшееся королевством до середины XX века, государство утратило все свои колонии после Второй мировой войны. Острова в (10) море были переданы государству (12), а другие территории получили независимость: это (13)- четвёртое по площади территории государство на своём континенте; (14)- расположенная на берегу (15) моря, самого солёного в мире, и государство (16), расположенное на одноимённом полуострове.
Ответы:
1 |
Италия |
5 |
2 |
Альпийская |
2 |
3 |
Сицилия |
2 |
4 |
анклав |
2 |
5 |
Сан-Марино |
2 |
6 |
Ватикан |
2 |
7 |
Апеннинский |
2 |
8 |
Метрополия |
2 |
9 |
Османская |
2 |
10 |
Эгейское |
2 |
11 |
Родос |
2 |
12 |
Греция |
2 |
13 |
Ливия |
2 |
14 |
Эритрея |
2 |
15 |
Красное |
2 |
16 |
Сомали |
2 |
Информационные ресурсы:
1. КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ http://alekscdt.narod.ru/metodrek.html
2. Формирование на уроках предметных и метапредметных знаний и умений https://licuv1547.mskobr.ru/files/formirovanie_mpu.pdf
3. Метапредметные задачи на уроках географии http://school102perm.ru/files/docs/ZIO/2017/Sbornik_2017/Geograf.pdf
4. Московская олимпиада для школьников https://mosgeo.olimpiada.ru/
5. 44 олимпиады по географии https://olimpiada.ru/activities?subject[10]=on&type=any
6. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
7. 6 советских загадок на логику и внимательность в картинках https://www.9111.ru/questions/7777777771621656/
8. Найди животное на картинке https://pikabu.ru/story/naydi_zhivotnoe_na_kartinke_945782
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.