МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: «Использование эффективных методов и форм обучения русскому языку и литературе как условие обеспечения функциональной грамотности учащихся»
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: «Использование эффективных методов и форм обучения русскому языку и литературе как условие обеспечения функциональной грамотности учащихся»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
27.05.2020
МЕТОДИЧЕСКОЕ   ПОСОБИЕ: «Использование эффективных методов и форм обучения русскому языку и литературе как условие обеспечения функциональной грамотности учащихся»
Данное пособие предназначено для учителей русского языка и литературы. В работе представлено множество методов и приёмов, способствующих развитию ключевых навыков функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. «Использование эффективных методов обучения русскому языку и литературе».doc

МИНИСТЕРСТВО О БРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Филиал Акционерного Общества "Национальный центр повышения квалификации "ӨРЛЕУ"

"Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области"

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ   ПОСОБИЕ

Тема: «Использование эффективных методов и форм обучения русскому языку и литературе как условие обеспечения функциональной грамотности учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Серебрякова А.Х..

учитель русского языка и литературы

Покровской СШ

Мамлютского  района

Проверила: Мунжасарова Г.Ж.

ст. преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск,  2019год

 

 

 

Оглавление

 

1. Введение __________________________________________________с. 1-2

 

 

2. Основная часть

2.1.  Педагогические условия для формирования и развитии  функциональной   грамотности__________________________________с.3

2.2. Характеристика компетентностного подхода (КП)

в применении к урокам русского языка и литературы_______________ с.3-4

2.3.  Приемы активизации творческого мышления на уроках русского языка и литературы_________________________________________________ с.5

2.4. Функционально ориентированные творческие работы на уроках литературы___________________________________________________с.6

2.5. Функциональная грамотность и орфографическая грамотность.___ с. 7

2.6. Технологическая основа урока формирования орфографических навыков (урок-тренинг) (Теоретическая часть)_____________________с.9

2.7.  Разработка урока-тренинга в 5 классе. Тема:  «Чередующиеся гласные О-А в корнях - ЛАГ-ЛОЖ- , -РАСТ-РАЩ-РОС »(Практическая часть)с.13-14

 

3. Заключение

3.1. Ключевые компетенции_____________________________________с.14

3.2. Значение применения КП на уроках русского языка и литературы_ с.14

3.3.  Роль  функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках русского языка и литературы______________________________с.15

3.4. Значение применения  функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках русского языка и литературе.______________с.15

 

4. Приложение

4.1. Дидактические материалы  к уроку-тренингу в 5 классе

 на тему: «Чередующиеся гласные О-А в корнях  - ЛАГ-ЛОЖ -, -РАСТ-РАЩ-РОС». Лист-тренажер. 1 вариант_____________________________с.16

4.2. Дидактические материалы  к уроку-тренингу в 5 классе

 на тему: «Чередующиеся гласные О-А в корнях  - ЛАГ-ЛОЖ -, -РАСТ-РАЩ-РОС». Лист-тренажер. 2 вариант__________________________с.16-17

4.3. Перфоконверт №1__________________________________________с. 17

4.4. Перфокарта________________________________________________с.17

 

5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

     Актуальность нашего исследования продиктована самим временем.

     Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении психическими процессами творчества и их развитии. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства,  делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры и цивилизации.

      В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Роль и значение функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках русского языка и литературы  в условиях современности значительно возрастает, так как  требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, а  задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

 

Тема:  « Использование эффективных методов и форм обучения русскому языку и литературе как условие обеспечения функциональной грамотности учащихся»

 

Проблема:

в школьных учебниках практически отсутствуют материалы, способствующие  развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы

 

Цель:

найти, разработать, использовать на практике эффективные методы и формы обучения русскому языку и литературе с целью создания условий развития функциональной грамотности учащихся

 

 

 

 

1

 

 

Задачи:

1) формирование орфографических навыков на уроках русского языка на основе компетентностного подхода;

 

 

2) использование функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках литературы;

 

 

3) умение использовать эффективные методы и формы обучения русскому языку и литературе с целью развития функциональной грамотности.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

2. Основная часть

 

2.1.  Педагогические условия для формирования и развития функциональной   грамотности как платформы развития учебно-познавательной компетентности учащихся:

 

а) содержательные условия (обеспечение построения содержания предметов с учётом ориентации на  саморазвитие личности на основе компетентностного подхода)

 

б) технологические условия (применение учителями в данном процессе современных педагогических технологий, организации самостоятельной работы школьников, инициирующих самостоятельность в определении цели, планировании и осознании

          своих действий (технология проектного обучения, технология   развития критического мышления)

 

 в) организационные условия (организация сотрудничества на основе установления субъект-субъектных отношений учителя и обучаемых, применение новых форм оценивания учебных достижений учащихся (оценка функциональной грамотности с помощью: ситуационных заданий, презентации проектов, организации дебатов, формирования портфолио)                                     

 

 

 

 

2.2. Характеристика компетентностного подхода (КП)  в применении к урокам русского языка и литературы:

 

 

Используя компетентностные методы и приемы на уроках русского языка и литературы,  учитель:

 

Ø повышает уровень функциональной грамотности учащихся в условиях современного урока;

Ø развивает ключевые компетенции (разрешения проблем, информационные, коммуникативные, социальные);

Ø развивает  психические процессы творчества, раскрепощает языковое мышление, освобождает от речевых стереотипов и шаблонов.

 

     

 

 

3

 

 

  КП означает переход от парадигмы «Знай свой предмет и умей излагать его ясно» к парадигме   «Знай свой предмет и умей использовать его возможности для развития личности ученика».

 

          КП – попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у учащегося индивидуального стиля работы над собой на основе познания своих возможностей.

 

Компетентность - это проявленная на практике способность решать типичные и творческие задачи, требующая наличия соответствующих установок, знаний, умений и навыков, опыта деятельности.

       Учебно-познавательная компетенция – обеспечивает процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Данная компетенция предусматривает умение эффективно планировать, организовывать свою образовательную деятельность, владеть способами анализа и рефлексии своей деятельности по освоению знаний на основе требований соответствующей функциональной грамотности, что позволит понимать научную картину мира, иметь навыки поисково-исследовательской деятельности.

       Компетенция личного саморазвития - предусматривает овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностями, обеспечивающими физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку; формирование психологической грамотности, внутренней экологической культуры,  забота о собственном здоровье и владение основами безопасной жизнедеятельности, что, в целом, позволит овладению такими качествами,  как умение соотносить свои возможности с реальной перспективой

       Коммуникативная компетенция -  предусматривает знание родного и других языков, обеспечивающее владение способами взаимодействия и общения с людьми в различных социальных группах, исполнение различных социальных ролей в обществе, умение использовать разнообразные объекты коммуникации для решения конкретных жизненных ситуаций, овладение навыками общения на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на иностранных языках, это создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах.

 

 

 

4

 

Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции:

Ø Способность к разрешению проблем (прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей)

 

Ø Информационные  (приобретение моделей, образцов положительного и отрицательного жизненного поведения через эмоциональное вживание в роль, в жизнь литературного героя, персонажа)

 

 

Ø Коммуникативные  (способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке)

 

Ø Социальные  (способность к социальному взаимодействию, формируется через вживание в социальные роли)

 

 

Ø Личностные  (способность к самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, быть толерантным)

 

Используя компетентностные методы и приемы на уроках русского языка и литературы, учитель:

 

Ø  повышает уровень функциональной грамотности учащихся в условиях современного урока;

 

Ø развивает ключевые компетенции (разрешения проблем, информационные, коммуникативные, социальные);

 

 

Ø развивает  психические процессы творчества, раскрепощает языковое мышление, освобождает от речевых стереотипов и шаблонов.

 

 

 

 

2.3. Приемы активизации творческого мышления на уроках русского языка и литературы.

 

     С целью развития речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся как функционально значимых в сфере коммуникативных компетенций использую приемы активизации творческого мышления:

 

5

 

 

 

Ø Кеннинги

Ø Миниатюры по опорным словам

Ø Цветовое и психологическое словесное рисование

Ø Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты:

 

осязательный

цветовой    эпитет+образ+сравнение+олицетворение

световой

 

 

Ø На основе использования приемов активизации творческого мышления разработала урок развития речи «Мастерская творческого письма. Ассоциативное сочинение  (эссе) на тему «Утро»»

 

Ø Разработала и применяю в практике программу прикладного курса «В мире сказок» для 5-6 классов

 

     

 

2.4. Функционально ориентированные творческие работы на уроках литературы.

 

 На уроках литературы практикую виды творческих работ:

Ø Составление киносценария

Ø Открытый финал драматических произведений

Ø Анализ афиши

Ø Составление синквейнов

Ø Психологический рисунок эмоций героя, роли актера, интонирование речи

Ø Творческий пересказ с изменением формы лица (полный, краткий, от 1-го лица, от 3-го лица)

Ø Создание символической декорации, которой нет в пьесе

Ø Создание литературного памятника – надгробия литературному герою

Ø Письмо литературному герою с вопросом о его жизненной позиции

Ø Создание пролога/эпилога произведения, «перемещение» героев в другие измерения, их узнавание

 

Данные виды творческих работ позволяют:

Ø Развивать речемыслительную деятельность учащихся

 

Ø Учить создавать собственный оригинальный речевой текстовый продукт

 

Ø Развивают творческие способности и умения, мотивируют: сделать по-своему, оригинально, с желанием

 

6

    

 

 

 

2.5. Функциональная грамотность и орфографическая грамотность. 

 

 Являясь самостоятельным разделом науки о языке, орфография  традиционно изучается рассредоточено: орфографические правила и понятия распределены по другим разделам и включены во все разделы языкознания. С одной стороны, это позволяет постоянно заниматься изучением орфографии (позиция Н.Н.Алгазиной, М.Т.Баранова, М.М.Разумовской и др.), с другой – мешает интеграции знаний о разделах и принципах русской орфографии.  Вследствие этого «у учащихся и выпускников средней школы обнаруживается непонимание того, что собственно составляет или составляло львиную долю их усилий по  овладению навыками письма» (Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический проект, 2006. – 590с. – с. 478

 

В школе формируется относительная орфографическая грамотность – умение применять изученные в школьном курсе русского языка правила и безошибочно писать словарные слова, включенные в школьный учебник.

 

Помимо относительной грамотности, выделяют абсолютную орфографическую грамотность – умение пользоваться всеми правилами орфографии и писать безошибочно любые словарные слова.

      Л.В.Щерба и М.В.Панов отмечали, что уровень абсолютной грамотности практически недостижим и что абсолютно грамотных людей нет: в русском языке огромное количество сложных правил и исключений из них, а также словарных слов, в том числе малоупотребительных, и человек не в состоянии знать их все.  В современных условиях, когда индикатором качества образования становится функциональная грамотность, дальнейший ход рассуждений названных методистов еще более убедителен и актуален: искусство грамотности как раз состоит в том, чтобы понимать, где может быть допущена ошибка, и избежать ее путем проверки,

употребления правила или, в крайнем случае, неупотребления этого слова.

Формируемая в школе относительная орфографическая грамотность основана на орфографических навыках – совокупности автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся.

Орфографическое действие – преднамеренное правилосообразное действие, подчиненное следующему алгоритму, отражающему его единую структуру:

 

 

7

 

 

 

1)анализ единицы языка (слова или словосочетания);

2)определение способа проверки орфограммы путем применения правила, использование аналогий, обращения к словарю и пр.;

3)операция проверки орфограммы одним или несколькими способами;

4)написание слова или словосочетания (Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений  /Под ред. Р.Б.Сабаткоева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2007. – 336с. – с. 189-190). 

Структура орфографического действия подчеркивает интеллектуальный  характер орфографического навыка, предполагающего не автоматизированное, а пропускаемое через сознание написание слов и их форм. К тому же многие орфографические правила построены на анализе грамматической формы, семантики слова или контексте его употребления.

Интеллектуальный характер  орфографических навыков  объясняет сложность и длительность процесса их формирования.

Мы предлагаем придать формированию орфографических навыков  технологическую основу. Иначе говоря, учителю следует продумывать, в рамках какой педагогической технологии обучать орфографии.

Сущность педагогической технологии представим с помощью разработанного нами денотатного графа (рисунок 1).

          Отметим, что метод денотатного графа структурирует содержание понятия, позволяет представить его в концептуальном виде в том смысле, что системно и в лаконичной форме представляет знания: 1)о сущности явления, обозначаемого понятием,  2)цели данного явления,  3)средствах реализации цели, 4)условиях реализации цели,  5)результативности при реализации.

 

                          Педагогическая    технология

                                                 

есть что?  -  другими словамисущность понятия

 

продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса

    

данная модель направлена на что? –  цель, назначение педагогической технологии

 

на достижение педагогических целей – планируемых результатов обучения, воспитания, развития

8

достижение целей осуществляется как – уточнение средств достижения цели с помощью педагогической технологии

 

 

с помощью специального набора и группировки форм, методов, приемов

 

 

 

 

   

   Итак, логика учебного процесса может быть представлена как последовательность этапов учебного взаимодействия сверстников в группе, ученика и учителя в процессе освоения основных элементов содержания образования. Это усвоение происходит благодаря совместному решению познавательных и общекультурных (коммуникативных, этических, эстетических и др.) задач.

 

 

 

2.6. Технологическая основа урока формирования орфографических навыков (УРОК-ТРЕНИНГ) как эффективная формы приобретения ОН и орфографической грамотности. (Теоретическая часть)

 

   На базе теории методики формирования орфографических навыков (ОН), а также вышеизложенных теоретических положений о технологической основе формирования ОН нами разработан определенный тип урока, который  получил  название «урок-тренинг». Данный тип урока можно применять как урок подачи нового материала, урок закрепления, повторения, использовать отдельные элементы, приемы урока.

 

Цель урока-тренинга: формирование, т.е. освоение и отработка любого ОН

 

Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока:

концентрическая многократный повтор одной проблемы с расширением и углублением; спиральная – учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с нею знаний

 

Методика урока опирается на сознательный путь в образовании ОН, т.е. на осознание способов выполнения определенных действий (графическое обозначение условий выбора орфограммы) и их запоминание

 

 В основе методики:

1. Графическое обозначение условий выбора орфограммы (с помощью простого карандаша), что можно сделать с орфограммой любой сложности;

2. Формирование фундаментального умения: орфографической зоркости.

9

 

 

 

Этапы урока (задания) построены в соответствии с этапами формирования ОН:

Ø Пропедевтический  ЭТАП.  Цель: сформировать умение опознавать орфограмму на слух (осознание необходимости сопоставлять произношение звуков и написание букв для выбора правильного варианта написания фонемы). Работаем над фонологическими процессами, отрабатываем слабые и сильные позиции для гласных и согласных, осознаем возможность ошибки  в слабой позиции.     Чтобы предупредить ошибку, ставим звук в сильную позицию.       Для проверяемых гласных и согласных орфограмм  используем транскрипцию и фонетический разбор (начальные классы и выше)  (Примечание: пропедевтический этап  к этапам урока-тренинга  не относится).

 

Ø 1 ЭТАП.  Цель: сформировать умение замечать, находить орфограммы в словах; усвоение условий выбора орфограммы.  Используем задания первого уровня в листах-тренажерах (№ 1).         В этих заданиях все слова написаны правильно, списываем их и графически (при помощи карандаша) объясняем условия выбора орфограммы в каждом слове. Применяем мнемонические (игровые) способы запоминания: правило ослика И-А, правило Юли и т.д., составляем схемы.

 

 

Ø 2 ЭТАП.  Цель: формировать умение  находить орфограмму в словах и давать ей характеристику; закреплять знание условий выбора орфограммы; формировать зрительную орфографическую зоркость.   В заданиях под № 2  орфограммы в словах пропущены. Требуется применить знание условий выбора орфограммы: вставить пропущенную букву и графически объяснить, почему выбрана именно эта буква. К заданиям данного типа относится осложненное списывание и другие упражнения учебника репродуктивного характера, различные виды диктантов зрительного типа.

 

Ø 3 ЭТАП.  Цель: формировать зрительную и слуховую орфографическую зоркость; развивать умение самостоятельно  анализировать и оценивать правильность написания слов, самостоятельно применять знания в нестандартной ситуации.              

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 В листах-тренажерах этапу соответствуют задания под № 3: найти и исправить ошибки в словах, записать правильный вариант, графически обосновать условия выбора данного варианта написания.  Такая форма упражнений формирует ОН, готовит учащихся  к  написанию контрольных диктантов и др. видов письменных работ.

 

Ø 4 ЭТАП – не требует визуального обозначения условий выбора орфограммы,  предусматривает их проговаривание вслух или про себя.  Цель: закрепление и окончательное формирование изучаемого ОН, орфографических ЗУНов.   Этап делится на 2 части.

1 часть: после выполнения упражнений листа-тренажера (от 2-х до 4-х, в зависимости от способностей учащихся) дети заполняют перфоконверты в 4-х (или 2-х) вариантах  ( в зависимости от степени сложности формируемого ОН) с сопутствующим проговариванием вслух (или про себя) условий выбора орфограммы (работа в парах, в группах, с учениками-консультантами или без них). Этот вид работы нравится детям, т.к. требуется только вписать орфограмму в окошко, позволяет максимально использовать КПД урока. Слабые ученики «сдают» устно перфоконверты учителю, корректируются недочеты в усвоении ОН. Заполнение пефоконвертов оценивается особенно строго.

2 часть: коллективное заполнение под руководством учителя перфокарт (33 слова); последующая самопроверка выборочно или по цепочке с проговариванием условий выбора орфограммы вслух; самооценивание.

 

 

Таким образом, каждый учащийся на данном уроке-тренинге встречается с изучаемой орфограммой в словах от 100-а до 120-ти раз: лист-тренажер: 40-60 слов, перфоконверты: 14-20 слов в 4 вариантах,  перфокарты: 30 слов.  2-й вариант листа-тренажера используется на следующий урок (или на других уроках) в виде разноуровневых карточек для индивидуальной работы ( так же и перфоконверты), либо в качестве практических и контрольных работ. На следующий урок можно приготовить тестовые задания по изучаемой орфограмме.

 

В результате работы на уроке-тренинге                                                   

   (с последующим применением данных видов упражнений ) формируется прочный орфографический навык, качественное знание орфографического правила.                       

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

Ø 5 ЭТАП формирования ОН  (старшие классы).  Учащиеся усваивают умение классифицировать орфограммы.

 

Ø 6 ЭТАП.  Формируется умение объединять орфограммы гласные и согласные, умение их дифференцировать, находить все орфограммы в слове и давать объяснение условий выбора орфограммы,                   т.е. применение орфографического правила.

 

 

 

 

2.7.Разработка урока-тренинга в 5  классе на тему:  «Чередующиеся гласные О-А в корнях  - ЛАГ-ЛОЖ- , -РАСТ-РАЩ-РОС » 

     (Практическая часть)

 

 

Цель: формирование и совершенствование орфографического навыка по         теме 

 

Задачи: развитие функциональной грамотности уч-ся  (применение  ОН на практике);

               развитие самостоятельности мышления, осознанности действий по выбору орфограммы;

               развитие аналитических способностей, долговременной, моторной (двигательной) памяти и др.

              

 

Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока:

концентрическая многократный повтор одной проблемы с расширением и углублением; спиральная – учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с нею знаний;

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

План – схема

 урока – тренинга

1.     Организация урока. Целевая установка.

2.     Вводно-мотивационный этап.

Любая орфографическая игра-задание, интерактивные приемы, различные виды проверки выполненного задания (по усмотрению учителя).

3. Логический переход к этапу объяснения нового материала

 ( или закрепления). Объяснение эвристическим методом:

дети под руководством учителя анализируют, сравнивают примеры на доске и самостоятельно делают вывод: рассказывают об условиях выбора орфограммы-фонемы  (А или О) на изучаемое орфографическое правило.

Уч-ся приводят примеры на изучаемое правило и у доски на словах-примерах графически показывают условия выбора орфограммы.

Учителем устанавливается единое требование к графическим знакам-показателям условий выбора орфограммы: выделение простым карандашом частей слова, где присутствует изучаемая орфограмма,  и подчеркивание одной чертой орфограммы, а   двумя – букв, от которых зависит выбор орфограммы.   

3.     Работа учащихся по листам - орфографическим тренажерам на изучаемое орфографическое правило. Обязательное условие: лист-тренажер должен быть в 2-х вариантах, слова повторяться не должны. Объем выполняемых заданий  зависит от способностей ученика:  1-2, 2-3, 1-3, для сильных: 1-3 + составить словосочетания, предложения со словами на изученную орфограмму.  Форму проверки можно разнообразить,  используя любые интерактивные методы и формы проверки (по усмотрению  учителя).

4.     После выполнения заданий в листах-тренажерах  (нагрузка зависит от способностей ученика: 1-3, 1-2, 2-3, для сильных: 1-4-составить словосочотания, предложения со словами на изученную орфограмму)

    уч-ся заполняют перфоконверты  в 2-4-х вариантах (см. выше     методику     построения этапов урока-тренинга)

5.     Заключительный этап орфографической работы  – заполнение перфокарт. Если времени на данный вид работы не хватает, то переносим его на начало следующего урока как закрепление-повторение-контроль усвоения орфографического навыка.

6.     Рефлексивно-оценочный этап.

7.     Домашнее задание – по усмотрению учителя.

 

 

 

13

 

 

 

3. Заключение

 

3.1. Ключевые компетенции.

 

Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции:

Ø Способность к разрешению проблем (прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей)

 

Ø Информационные  (приобретение моделей, образцов положительного и отрицательного жизненного поведения через эмоциональное вживание в роль, в жизнь литературного героя, персонажа)

 

 

Ø Коммуникативные  (способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке)

 

Ø Социальные  (способность к социальному взаимодействию, формируется через вживание в социальные роли)

 

 

Ø Личностные  (способность к самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, быть толерантным)

 

 

  3.2. Значение применения КП на уроках русского языка и литературы.

 

Используя компетентностные методы и приемы на уроках русского языка и литературы, учитель:

 

Ø  повышает уровень функциональной грамотности учащихся в условиях современного урока;

 

Ø развивает ключевые компетенции (разрешения проблем, информационные, коммуникативные, социальные);

 

 

Ø развивает  психические процессы творчества, раскрепощает языковое мышление, освобождает от речевых стереотипов и шаблонов.

 

 

 

 

 

14

 

 

3.3. Роль  функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках русского языка и литературы.

Данные виды творческих работ и приемов активизации творческого мышления позволяют:

Ø Развивать речемыслительную деятельность учащихся

 

 

Ø Учить создавать собственный оригинальный речевой текстовый продукт

 

Ø Развивают творческие способности и умения, мотивируют: сделать по-своему, оригинально, с желанием

 

Ø Развивают  психические процессы творчества, раскрепощают языковое мышление, освобождают от речевых стереотипов и шаблонов

 

 

3.4. Значение применения  функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках русского языка и литературе.

 

Применяя функционально ориентированные творческие работы учащихся на уроках русского языка и литературы,  формируем ключевые компетенции:

Ø Способность к разрешению проблем (прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей)

Ø Информационные (приобретение моделей, образцов положительного и отрицательного жизненного поведения через эмоциональное вживание в роль, в жизнь литературного героя, персонажа)

Ø Коммуникативные (способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке)

Ø Социальные (способность к социальному взаимодействию, формируется через вживание в социальные роли)

Ø Личностные (способность к самосовершенствованию, жизненному и профессиональному самоопределению, быть толерантным)

 

 

       3.5. Значение применения на практике урока-тренинга.

 Применяя в работе разработанную нами форму урока обучения русскому-языку – УРОК-ТРЕНИНГ – развиваем орфографическую грамотность: формируется прочный орфографический навык, качественные орфографические знания, умения, действия, т.е. практическое знание орфографического правила.                       

 

 

15

 

 

 

4. Приложение

4.1. Дидактические материалы

 к уроку-тренингу в 5 классе на тему: «Чередующиеся гласные О-А в корнях  - ЛАГ-ЛОЖ -, -РАСТ-РАЩ-РОС-«   

 Лист-тренажер. 1 вариант.

 

1. Спишите. Графически обозначьте условия выбора орфограммы.

1)    Предложить, прилагать, изложить, излагать, сложение, приложение, разлагает, слагаемое.

2)    Разрастаться, выращивать, росток, отраслевой, срослись, вырастить, Ростов-на-Дону, выросли, выращенный.

 

2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свои действия.

1)    Сл…жил, сл…гает, разл…жить, разл…гает, выл…жить, предл…гает, предл…жение, сл..гательное.

2)    Ср…статься, выр…стет, выр…сли, прор…стает, ср…щение, выр…щивать, р…сток, произр…стать, отр…сль.

 

 

3. Исправьте ошибки. Спишите. Графически обоснуйте свои действия.

         Растов, прлогаемый, излагать, прилажение, ростение, пологать, сростаться, врасли, сращение, раставщик, отрасль, прирасли, отлажить, наростание, Растислав.

 

 

4.2. Дидактические материалы

к уроку-тренингу в 5 классе на тему «Чередующиеся гласные

 О-А в корнях -ЛАГ-ЛОЖ- , -РАСТ-РАЩ-РОС-«

  Лист-тренажер. 2 вариант.

 

1. Спишите. Графически обозначьте условия выбора орфограммы.

1)    Предлагает, приложение, слагать, сложение, разложить, слагаемое, предложение, изложение.

2)    Произрастать, выращивать, срослись, возраст, росток, Ростислав, выросли, отрасль, нарастание.

 

2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свои действия.

1)    Предл…жить, изл…гать, разл…жение, предл…гаемый, прил…гать, сл…жить, изл…жить, ул…жить.

2)    Разр…стается, ср…щение, р…сток, р…стение, Р…стов, взр…слый, отр…слевой, выр…щенный, р…сти.

16

 

3. Исправьте ошибки. Спишите. Графически обоснуйте свои действия.

         Положение, срощение, наростает, прорасли, поросль, отросль, зарасли, отраслевой, предпологаемый, прорастает, предлагать, разлажить, подрасли, сростаются, раставщица.

 

4.3. Перфоконверт №1 (+№2, +№3, +№4)

       Предпол…жительный,   изл…гающий,

    сл…жить, выр…щивать, р...сточек, ср…стись,

    предл…жение, Р…стов, р…стовчанин,

    пор…сль, р…стовщица, разр…слись, 

    зар…сли,   отр…слевой, сл…гаемое,

     сл…жение,  изл…гать.

 

                                4.4. Перфокарта

1.     возраст

2.     предполагаемый

3.     выросли

4.     срастаются

5.     росток

6.     растение

7.     облагать

8.     зарастающий

9.     положение

10. слагаемое

11. предполагать

12. Ростислав

13. возрастной

14. Ростов

15. обросли

16. ростовщица

17. заложить

18. возрастает

19. излагающий

20. прилагательное

21. предположение

22. заросли

23. отраслевой

24. Ростов-на-Дону

25. прирастает

26. излагать

27. возрастающая

28. выращенные

29. отраслевой

30. ростовщик

 

 

17

 

 

 

5. Литература

 

Методические рекомендации по формированию ключевых компетенций личности. Методическое пособие.- Астана, РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2006 - 28 с.

Мурзалинова А.Ж. Компетентностные методы обучения русскому языку //Русская словесность в школе. – 2010. - №3. – С. 21-29

Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация./ Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2002

Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации // Школьные технологии. – 2009. - №6. – С. 9-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

Оглавление

 

1. Введение __________________________________________________с. 1-2

 

 

2. Основная часть

2.1.  Педагогические условия для формирования и развитии  функциональной   грамотности__________________________________с.3

2.2. Характеристика компетентностного подхода (КП)

в применении к урокам русского языка и литературы_______________ с.3-4

2.3.  Приемы активизации творческого мышления на уроках русского языка и литературы_________________________________________________ с.5

2.4. Функционально ориентированные творческие работы на уроках литературы___________________________________________________с.6

2.5. Функциональная грамотность и орфографическая грамотность.___ с. 7

2.6. Технологическая основа урока формирования орфографических навыков (урок-тренинг) (Теоретическая часть)_____________________с.9

2.7.  Разработка урока-тренинга в 5 классе. Тема:  «Чередующиеся гласные О-А в корнях - ЛАГ-ЛОЖ- , -РАСТ-РАЩ-РОС »(Практическая часть)с.13-14

 

3. Заключение

3.1. Ключевые компетенции_____________________________________с.14

3.2. Значение применения КП на уроках русского языка и литературы_ с.14

3.3.  Роль  функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках русского языка и литературы______________________________с.15

3.4. Значение применения  функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках русского языка и литературе.______________с.15

 

4. Приложение

4.1. Дидактические материалы  к уроку-тренингу в 5 классе

 на тему: «Чередующиеся гласные О-А в корнях  - ЛАГ-ЛОЖ -, -РАСТ-РАЩ-РОС». Лист-тренажер. 1 вариант_____________________________с.16

4.2. Дидактические материалы  к уроку-тренингу в 5 классе

 на тему: «Чередующиеся гласные О-А в корнях  - ЛАГ-ЛОЖ -, -РАСТ-РАЩ-РОС». Лист-тренажер. 2 вариант__________________________с.16-17

4.3. Перфоконверт №1__________________________________________с. 17

4.4. Перфокарта________________________________________________с.17

 

5. Литература

 

 


МИНИСТЕРСТВО О БРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО О БРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Оглавление 1. Введение __________________________________________________ с

Оглавление 1. Введение __________________________________________________ с

Введение Актуальность нашего исследования продиктована самим временем

Введение Актуальность нашего исследования продиктована самим временем

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена

1) формирование орфографических навыков на уроках русского языка на основе компетентностного подхода; 2) использование функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках литературы; 3) умение использовать…

1) формирование орфографических навыков на уроках русского языка на основе компетентностного подхода; 2) использование функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках литературы; 3) умение использовать…

Педагогические условия для формирования и развития функциональной грамотности как платформы развития учебно-познавательной компетентности учащихся: а) содержательные условия (обеспечение построения содержания предметов с учётом ориентации на…

Педагогические условия для формирования и развития функциональной грамотности как платформы развития учебно-познавательной компетентности учащихся: а) содержательные условия (обеспечение построения содержания предметов с учётом ориентации на…

КП означает переход от парадигмы «Знай свой предмет и умей излагать его ясно» к парадигме «

КП означает переход от парадигмы «Знай свой предмет и умей излагать его ясно» к парадигме «

Способность к разрешению проблем (прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей) Ø

Способность к разрешению проблем (прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей) Ø

Миниатюры по опорным словам Ø

Миниатюры по опорным словам Ø

Функциональная грамотность и орфографическая грамотность

Функциональная грамотность и орфографическая грамотность

Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высш

Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высш

Итак, логика учебного процесса может быть представлена как последовательность этапов учебного взаимодействия сверстников в группе, ученика и учителя в процессе освоения основных элементов содержания образования

Итак, логика учебного процесса может быть представлена как последовательность этапов учебного взаимодействия сверстников в группе, ученика и учителя в процессе освоения основных элементов содержания образования

Этапы урока (задания) построены в соответствии с этапами формирования

Этапы урока (задания) построены в соответствии с этапами формирования

В листах-тренажерах этапу соответствуют задания под № 3: найти и исправить ошибки в словах, записать правильный вариант, графически обосновать условия выбора данного варианта написания

В листах-тренажерах этапу соответствуют задания под № 3: найти и исправить ошибки в словах, записать правильный вариант, графически обосновать условия выбора данного варианта написания

ЭТАП формирования ОН (старшие классы)

ЭТАП формирования ОН (старшие классы)

План – схема урока – тренинга 1

План – схема урока – тренинга 1

Ключевые компетенции. Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции: Ø

Ключевые компетенции. Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции: Ø

Роль функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках русского языка и литературы

Роль функционально ориентированных творческих работ учащихся на уроках русского языка и литературы

Приложение 4.1. Дидактические материалы к уроку-тренингу в 5 классе на тему: «Чередующиеся гласные

Приложение 4.1. Дидактические материалы к уроку-тренингу в 5 классе на тему: «Чередующиеся гласные

Исправьте ошибки. Спишите. Графически обоснуйте свои действия

Исправьте ошибки. Спишите. Графически обоснуйте свои действия

Литература Методические рекомендации по формированию ключевых компетенций личности

Литература Методические рекомендации по формированию ключевых компетенций личности

Оглавление 1. Введение __________________________________________________ с

Оглавление 1. Введение __________________________________________________ с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2020